Научная статья на тему 'Церковь и государство при Святейшем Патриархе Кирилле (Гундяеве): основные тенденции развития. (к постановке проблемы)'

Церковь и государство при Святейшем Патриархе Кирилле (Гундяеве): основные тенденции развития. (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1317
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПАТРИАРХ КИРИЛЛ / «СИМФОНИЯ ВЛАСТЕЙ» / ИДЕОЛОГИЯ / ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / «SYMPHONY OF POWERS» / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / PATRIARCH KIRILL / IDEOLOGY / CHURCH-STATE RELATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фирсов Сергей Львович

Статья посвящена актуальным проблемам церковно-государственных отношений в последее время — в период управления РПЦ Патриарха Кирилла (Гундяева). В статье рассматриваются и анализируются основные тенденции развития Русской Церкви в начале 2010-х гг., исследуется феномен особого положения РПЦ в современной России, лидеры которой часто используют в своих выступлениях термин «симфоничные отношения». Автор показывает, что в последние годы официальная иерархия и государственная власть сделали значительные шаги навстречу друг другу, хотя считать церковно-государственные отношения «идеальными» и целиком выстроенными невозможно. Светская власть, не имея четкой идеологической схемы, пытается использовать в качестве таковой авторитет «традиционных религий», среди которых главную роль играет РПЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Фирсов Сергей Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church and State, when Patriarch Kirill (Gundyaev): main trends of development. (To the problem)

The article is devoted to topical issues of church-state relationship in the coming time — during the management of the Russian Orthodox Church Patriarch Kirill (Gundyaev). The paper discussed and analyzed the main trends in the development of the Russian Church in the early 2010s., еxamined the phenomenon of the special situation of the Russian Orthodox Church in modern Russia, whose leaders often use in their speeches the term «symphonic relationship». The author shows that in recent years the official hierarchy and the government have made significant steps towards each other, although regarded as church-state relations «perfect» and can not be entirely aligned. Secular power without a clear ideological schemes, trying to use as such by the authority of the «traditional religions», among which the main role is played by the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Церковь и государство при Святейшем Патриархе Кирилле (Гундяеве): основные тенденции развития. (к постановке проблемы)»

С. Л. Фирсов

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО ПРИ СВЯТЕЙШЕМ ПАТРИАРХЕ КИРИЛЛЕ (ГУНДЯЕВЕ): ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.

(К постановке проблемы)1

Вопрос о церковно-государственных отношениях, безусловно, является одним из наиболее важных в современной социально-политической жизни России. Причин тому несколько. Во-первых, РПЦ — крупнейшая конфессия страны, большинство граждан которой называет себя православными. Во-вторых, РПЦ играет значительную роль в общественно-политической жизни России, ее светские лидеры в течение двух последних десятилетий демонстрируют особое отношение к православию, на крупнейшие церковные праздники (Рождество и Пасху) посещая патриаршие богослужения и тесно общаясь с иерархами. В-третьих, Церковь часто воспринимается властью как «идеологический инструмент», с помощью которого возможно сформулировать национально-государственные приоритеты, базирующиеся на так называемых «традиционных ценностях». То, что Церковь не может быть каким-либо «инструментом», прежде всего идеологическим, при этом не учитывается или, по крайней мере, далеко не всегда понимается.

Все это следует иметь в виду при разговоре о церковно-государственных отношениях, получивших дополнительный импульс в своем развитии за последние годы — при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле (Гундяеве; 1946), избранном на Поместном Соборе в январе 2009 г. шестнадцатым предстоятелем Русской Православной Церкви. Воспитанник и глубокий почитатель митрополита Никодима (Ротова), Патриарх Кирилл, отстаивая церковные интересы, не боится вступать в активные отношения с представителями государства, проводя линию на более тесное, чем существовало ранее, «соработничество». В 1990-2000-е гг. он был одним из немногих русских иерархов, стремившихся как можно более интенсивно влиять на ход социально-нравственного развития страны, выступая и как пастырь, и как политик.

1 Настоящая статья является частью работы С. Л. Фирсова «Церковь, общество и власть в 2009-2013 годах: проблема “симфоничных отношений” при Святейшем Патриархе Кирилле (Гундяеве)», которая будет выпущена издательством РХГА отдельной брошюрой (Ред.).

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Выпуск 3

351

В бытность свою председателем Отдела внешних церковных связей, Патриарху пришлось пережить травлю, развязанную против него как справа (газета «Русь Православная»), так и слева (газета «Московский комсомолец»). Однако травля не повлияла на отношение к владыке — и со стороны подавляющего большинства клира и мирян Русской Православной Церкви, и со стороны официальных властей. Более того, после избрания митрополита Кирилла Патриархом скандальный журналист «Московского комсомольца» С. С. Бычков, специализировавшийся на разоблачениях иерарха, сделал заявление о прекращении своей с ним борьбы2.

Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась в храме Христа Спасителя 1 февраля 2009 года в присутствии Президента Российской Федерации Д. А. Медведева и премьер-министра В. В. Путина. Событие носило характер общегосударственного торжества и, по большому счету, таковым и являлось. Выступая с речью, Патриарх Кирилл подчеркнул, что «в рамках доброжелательного диалога и сотрудничества на конституционной основе должны развиваться и церковно-государственные отношения, служа благу Церкви и государства, служа благу народа»3. Отмечая корректность сделанного заявления, следует указать и на то, что оно не только было поддержано главой государства, но и некоторым образом дополнено. На последнее обстоятельство и хотелось бы обратить внимание.

Избрание Патриарха Кирилла Д. А. Медведев назвал огромным событием в жизни России и всех православных народов, подчеркнув, что оно «открывает иную эпоху развития православия в нашей стране и создает, мы надеемся, новые условия для полноценного солидарного <...> диалога между Русской Православной Церковью и государством» (выделено мною. — С. Ф.)4. Что имеется в виду под указанием на иную эпоху, можно лишь догадываться. Вполне вероятно, что это таким образом была высказана надежда на укрепление более тесных государственноцерковных связей, которые, если следовать логике, не признавались полностью удовлетворительными.

Не ясно также, что имел в виду Президент, выражая надежду на создание в стране новых условий для полноценного диалога между РПЦ и государством. Неужели условия, сложившиеся при Патриархе Алексии II, не позволяли проводить солидарный диалог? Вопрос, понятно, риторический. Речь шла о перспективе: углублении «симфонических» отношений, или, как сказал в ответном слове Патриарх Кирилл, отношений, основанных на принципе «симфонии» — соработничества и согласия при взаимном невмешательстве во внутренние дела друг друга5. Понятно, что сама идея соработничества может трактоваться достаточно расширительно, однозначно определить его вряд ли возможно. Однако возможно ли считать утверждением «новых условий» для государственно-церковного диалога то, что интронизация нового Патриарха стала актом государственного значения?

2 См.: http://religion.ng.ru/events/2009-02-04/3_news.html. О «творчестве» С. С. Бычкова см. подр.: Язык ненависти и вражды в публикациях журналиста газеты «Московский комсомолец» Сергея Бычкова: Сборник материалов / Сост. д. ю. н. И. В. Понкин. М., 2007. С. 224.

3 Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации // Журнал Московской Патриархии. 2009. № 2. С. 70.

4 Цит. по: Иларион (Алфеев), архиепископ. Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание. М., 2009. С. 279.

5 Там же.

На этот вопрос, полагаю, можно дать положительный ответ. Действительно, после того, как 2 февраля 2009 г. Его Святейшество совершил благодарственный молебен в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля, в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца состоялся прием для архиереев — участников Собора. К православным иерархам обратился Президент Российской Федерации, подчеркнувший, что источником нравственной силы российской нации, лежащей в основе всех достижений и побед, представлений об уверенном развитии государства в будущем, является Русская Православная Церковь. «Без всякого сомнения, так будет и впредь», — заявил он в конце речи6.

Если Церковь — безусловный источник нравственной силы нации, то она не может рассматриваться в качестве равной среди равных. Это ясно как Божий день. Если Конституция позволяет сомневаться в этом, следует не требовать выполнения ее норм, а скорее исправления Основного Закона либо его дополнительной трактовки в интересующей нас части. Иначе — нарушение логических связей.

Уже первые месяцы пребывания в сане Патриарха Московского и всея Руси показали, что Святейший намерен активно участвовать в общественно-политической жизни страны, демонстрируя свою заинтересованность в укреплении официального положения Церкви, ее включенности в государственные дела. Вскоре после избрания и интронизации он встретился с руководителем Кубы Р. Кастро, с Президентом Болгарии Г. Пырвановым, с Президентом Республики Черногория Ф. Вуяновичем, с главой департамента внутренних дел Швейцарской конфедерации П. Кушпеном (с супругой), с мэром Москвы Ю. М. Лужковым, с секретарем Совета Безопасности России Н. П. Патрушевым, с 1-м заместителем российского правительства В. А. Зубковым (одновременно являющимся председателем правления Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря), с постоянным представителем России при ЮНЕСКО Э. В. Митрофановой, с министром образования и науки А. А. Фурсенко7.

Встречи не прекращались и далее: летом 2009 г. Патриарх встречался с министром обороны А. Сердюковым, с министром юстиции А. В. Коноваловым, министром культуры А. А. Авдеевым, с губернатором Смоленской области С. Антуфьевым, с руководителем ГИБДД генерал-полковником милиции В. Кирьяновым, с председателем Союза кинематографистов Н. С. Михалковым, а также с послом США в России Дж. Байерли и Президентом США Б. Обамой (с последним — в Большом Кремлевском дворце)8.

В августе 2009 г., в Горках Святейший имел беседу с Президентом России Д. А. Медведевым, на которой рассказал главе государства о результатах своей поездки на Украину9. То, что Патриарх считал необходимым рассказать Президенту страны о своей архипастырской поездке, также показательно, как и то, что Президент полагал важным выслушать рассказ: для Д. А. Медведева было принципиально узнать об украинских впечатлениях Патриарха. Как видим, Святейший буквально с первых месяцев своего первосвятительского служения исключительно много времени уделяет общению

6 Торжества по случаю интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла // Журнал Московской Патриархии. 2009. № 2. С. 76.

7 См.: напр.: Встречи Патриарха Кирилла с государственными, общественными и религиозными деятелями // Журнал Московской Патриархии. 2009. № 4. С. 22-25.

8 Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла // Там же. 2009. № 8. С. 13, 15.

9 То же // Там же. 2009. № 9. С. 54.

с высокопоставленными деятелями и России, и мира. Таким образом, он позиционирует Русскую Православную Церковь как влиятельную политическую силу общества, не считаться с мнением которой невозможно.

Это тем более очевидно, что многие высокопоставленные российские деятели являются председателями различных церковных (или околоцерковных) фондов и обществ, безусловно позиционируя себя в качестве православных чад РПЦ. Награждение церковными орденами крупных чиновников также призвано демонстрировать укрепление церковно-государственного союза. Так, орденом преподобного Серафима Саровского I степени осенью 2009 г. был награжден председатель Правления компании «Газпром» А. Б. Миллер, имевший тогда же встречу с Патриархом. Учитывая, что, согласно статуту ордена, им награждаются за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность, нетрудно понять, что А. Б. Миллер воспринимается руководством Московской Патриархии как крупный церковно-общественный деятель. Таким же деятелем является и председатель Счетной палаты С. В. Степашин, одновременно занимающий пост председателя Императорского православного палестинского общества. В этом качестве Патриарх принимал С. В. Степашина в ноябре 2009 г. Святейшему было что обсуждать и с министром сельского хозяйства Е. Б. Скрынник, и с исполнительным директором фонда «Русский мир» В. Никоновым, и с ректором Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации В. К. Егоровым10. Учитывая политическую активность Святейшего, считать это чем-либо удивительным не приходится.

Не случайно в день рождения Патриарха — 20 ноября 2009 г. — поздравить его в Чистый переулок (в официальную патриаршую резиденцию) приезжал Президент Д. А. Медведев с супругой, министр иностранных дел С. В. Лавров, 1-й заместитель председателя Совета Федерации А. П. Торшин, Генеральный прокурор Ю. Я. Чайка, мэр Москвы Ю. М. Лужков, глава Счетной палаты С. В. Степашин, президент ОАО «Российские железные дороги» В. И. Якунин (являющийся председателем Попечительского совета Центра национальной славы и Межрегионального общественного Фонда Андрея Первозванного, призванного содействовать духовно-нравственному возрождению современного общества на основах Православия), председатель Союза писателей России В. Н. Ганичев и другие не менее известные лица11.

Кроме того, для руководителей Российского государства стало традицией в день Кирилла и Мефодия, 24 мая, направлять поздравления Патриарху Кириллу, указывая на его заслуги в деле укрепления нравственных принципов и развития церковногосударственных отношений.

Полагаю, не будет преувеличением сказать, что подобные визиты в день рождения и в день Ангела Святейшего — демонстрация уважения к нему со стороны власть имущих, доказательство того, что он является лидером государственного масштаба, не считаться с которым невозможно. И дело, полагаю, заключалось не только в том, что он — носитель патриаршего сана, не менее принципиально и то обстоятельство, что этот носитель — именно Патриарх Кирилл. За сравнительно короткий отрезок времени он сумел существенно усилить влияние Русской Православной Церкви на общественные и политические процессы. Кроме того, организационно укре-

10 Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла // Журнал Московской Патриархии. 2009. № 10. С. 8, 11.

11 То же // Там же. 2009. № 12. С. 20.

плялась и сама Церковь: на начало 2010 г. Московский Патриархат включал в себя 30 142 прихода; число епархий выросло на три (хотя число архиереев незначительно сократилось — с 207 до 203); возросло и число представителей духовенства — с 30 670 человек до 32 266 человек. Следовательно, в течение 2009 г. число приходов увеличилось почти на 900, а духовенства — выросло на 1,5 тысячи человек12. В условиях непростой экономической ситуации в России подобный рост впечатлял.

В последующие годы рост приходов продолжился, особенно интенсивно их рост шел в 2011-2012 гг. Примечательно, что в этот период изменилась и сама система подсчетов: если ранее учитывали собственно приходы, то с 2012 г. — храмы, где хотя бы один раз в месяц совершается Божественная литургия. Соответственно, если в начале 2011 г., согласно официальной церковной статистике, было 30 675 приходов, то к февралю 2013 г. число храмов, в которых совершалась Божественная литургия, составило 33 48913. В эту цифру входило 829 приходов Московской Патриархии, расположенных в 57 странах дальнего зарубежья14. Рост приходов сопровождался и ростом числа священнослужителей, которых в начале 2013 г. было 34 195 (30 430 священников и 3765 диаконов)15. В 2011-2012 гг. был также начат процесс разукрупнения епархий и учреждения новых митрополий, в результате чего резко увеличилось число архиереев.

Следует подчеркнуть, что в течение первого года своего патриаршества Святейший сумел провести существенные внутрицерковные изменения. Был реорганизован ОВЦС, которым Патриарх руководил до избрания на Первосвятительский стол. В результате появилось два новых общецерковных отдела: по взаимоотношениям Церкви и общества (во главе с протоиереем Всеволодом Чаплиным) и информационного (во главе с В. Р. Легойдой). Руководители этих отделов устами нового главы ОВЦС епископа (а ныне — митрополита) Волоколамского Илариона (Алфеева) сразу же заявили, что «система церковной администрации переформатирована для более эффективной работы». Однако ни для кого из тех, кто следил за развитием церковной жизни после интронизации Патриарха Кирилла, не являлось тайной, что «эффективность» достигалась за счет уменьшения компетенции ОВЦС и, следовательно, ослабления позиций любого нового возглавителя «церковного МИДа». Тем самым усиливались позиции Патриарха, получившего возможность осуществления более эффективного контроля над церковными структурами.

К слову сказать, весьма показательным представляется и заявление, сделанное на совместной пресс-конференции руководителей трех поименованных церковных отделов (10 апреля 2009 г.) — епископом Иларионом (Алфеевым) о том, что «Святейший Патриарх Кирилл после своего избрания на Патриарший престол очень активно использует византийский термин “симфония”. В Византии, — продолжал владыка, — у этой симфонии был только один дирижер — император. Равноправного партнерства

12 http://www.sova-center.ru/religion/news/authorities/religion-general/2010/02/dl7893/. См. также: Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании // Журнал Московской Патриархии. 2010. № 3. С. 25.

13 Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе 2 февраля 2013 года // Там же. 2013. №3. С. 16.

14 В указанное число входило и 409 приходов Русской Зарубежной Церкви. Кроме того, в странах дальнего Зарубежья было 52 монастыря — из них 39 в составе РПЦЗ (Там же. С. 19).

15 Большинство клириков служит на приходах: 29 183 священника и 3073 диакона (Там же. С. 21).

между Церковью и государством достичь не удавалось почти никогда. Сегодня есть все предпосылки для того, чтобы этот идеал воплощался на практике»16.

Таким образом, епископ Иларион определил симфонию как равноправное партнерство, которого не удавалось достичь в те времена, когда православный император один «дирижировал» православной симфонией. В светском государстве оказывалось возможно решить «симфоническую» проблему более успешно, чем в конфессионально пристрастном государстве — православной империи. Ход мысли подкупает, но данное владыкой Иларионом (Алфеевым) определение симфонии следует признать весьма упрощенным, подобным образом определять ее как идеал можно лишь со значительными смысловыми натяжками.

Впрочем, даже согласившись с заявленным, следует задаться вопросом: что позволило ближайшему сотруднику и соратнику Патриарха Кирилла сделать подобное заявление? Полагаю, не в последнюю очередь и то, что официальная статистика говорит о религиозности большинства россиян, значительнейшая часть которых позиционирует себя в качестве православных. В подобном контексте проявление своих православных верований многими руководителями страны выглядит вполне оправданно и не может вызывать однозначных заключений. В конце концов, Vox populi — vox Dei. Нельзя же игнорировать, что 95% верующих в России относят себя к «традиционным конфессиям»17, а большинство из этого большинства — к православным, чадам Русской Православной Церкви. Что представляет собой эта вера большинства, судить сложно, но то, что общая религиозная культура современного российского населения невысока, доказывать не приходится. Однако с самоидентификацией не поспоришь.

В начале 2010 г. были образованы также Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, Синодальный отдел по тюремному служению и Патриарший Совет по культуре 18. В марте 2011 г. на заседании Св. Синода было принято Положение о Высшем церковном совете (ВЦС) РПЦ. Высший церковный совет стал исполнительным органом Церкви, действующим при Святейшем Патриархе. В его компетенцию входит координация деятельности синодальных и иных общецерковных учреждений, обсуждение текущих вопросов церковной жизни, требующей согласованной реакции, принятие мер к исполнению определений Поместного и Архиерейских Соборов, постановлений и определений Св. Синода, патриарших указов и распоряжений19.

27 декабря того же 2011 г. Св. Синод образовал Патриарший Совет по вопросам семьи и защиты материнства. Уже 15 марта 2012 г. Совет был преобразован в Патриаршую комиссию, во главе которой встал сам Святейший, первым заместителем которого назначили протоиерея Димитрия Смирнова, ранее возглавлявшего Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Комиссия, в состав которой включили 11 человек, была создана в целях разработки и осуществления системного комплекса мер по преодолению

16 http://www.pravmir.ru/article_4029.html.

17 http://wwwreligion.sova-center.ru/discussions/1BDDB2D/E06298F. И еще любопытные факты: по данным ВЦИОМ, например, 44% жителей России являются креационистами. При этом верующие и неверующие респонденты в большинстве своем уверены в непрерывном развитии мира по законам естественного отбора (61 и 75% соответственно) и считают, что возраст Земли — несколько миллиардов лет (72 и 74% соответственно). (См.: http://www.sova-center.ru/religion/news/authorities/ religion-general/2009/11/d17420/).

18 http://www.patriarchia.ru/db/text/1106808.html.

19 Официальная хроника // Журнал Московской Патриархии. 2011. № 5. С. 30.

кризиса семейных ценностей в обществе и церковной поддержке семьи. Уже факт создания Патриаршей комиссии свидетельствовал о том, что руководство Церкви воспринимает «семейный вопрос» в России в качестве одного из основополагающих социальных вопросов, предлагая государству свою поддержку в его разрешении. Характерно, что, анализируя возможности преодоления кризиса семейных ценностей в стране, протоиерей Димитрий Смирнов в марте 2013 г. предложил ввести в российских школах предмет «смысл жизни». Насколько прозвучавшая инициатива будет поддержана — отдельный разговор, но само предложение отца Димитрия, вызвавшее живое обсуждение в СМИ (прежде всего — электронных), показательно само по себе.

В целом, характеризуя «церковное строительство» последнего времени, следует отметить, что оно ведется исключительно активно. Его цель — создание эффективного аппарата управления, способствующего реализации намеченных Патриархом стратегических планов и задач.

Отмечая факт создания новых и укрепления ранее существовавших институтов церковного управления, необходимо также сказать и о том, что еще в январе 2009 г., на Поместном Соборе, Священному Синоду была поручена разработка должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на его (Поместного Собора) заседаниях. В конце марта Св. Синода принял решение о создании Комиссии (под руководством Патриарха) по образованию Межсоборного присутствия, которая подготовила проект соответствующего положения. 29 января 2010 г. в храме Христа Спасителя состоялось первое заседание президиума присутствия. Основной задачей присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Решения по предложениям Межсоборного присутствия могут приниматься и Священным Синодом.

Создание подобной структуры, ранее не существовавшей в Русской Православной Церкви, свидетельствует о стремлении Патриарха Кирилла активизировать церковную жизнь, придать ей новый импульс для того, чтобы иметь возможность давать адекватный запросам времени церковный ответ по всему спектру возникающих вопросов, разумеется не исключая и вопросов государственно-церковных отношений. Об эффективности деятельности Межсоборного присутствия судить еще рано, но очевидно, что настоящая структура и далее будет развиваться и использоваться в качестве инструмента укрепления Московской Патриархии.

Об усилении влияния Московской Патриархии на жизнь российского общества свидетельствовало и решение главы государства (в 2008-2012 гг.) Д. А. Медведева поддержать идею преподавания в школах России предметов по основам религий. В этой связи стоит отметить, что, согласно данным ВЦИОМ от 22-23 августа 2009 г., более половины жителей России положительно оценивают и проект введения в школе преподавания основ религий20. Однако не следует забывать и о том, что, согласно данным Аналитического Центра Юрия Левады (от 14-17 августа 2009 г.), проводившего опрос о преподавании на национальных языках и основ православной культуры, почти 70% опрошенных положительно отнеслись к введению в школах Основ православной культуры. Отрицательное мнение высказали 19% (почти каждый пятый), а чаще других о негативном отношении к предмету говорили молодые люди в возрасте 18-24 лет — 28%21.

20 http://www.sova-center.ru/religion/news/education-culture/religion-school/2009/09/d16889/.

21 http://www.sova-center.ru/religion/news/education-culture/religion-school/2009/09/d16755/.

Приведенные данные невозможно игнорировать, хотя говорит ли статистика

о религиозности россиян, судить затруднительно (ведь по материалам проведенного летом 2010 г. опроса, религия находится на последнем месте среди жизненных ценностей граждан нашей страны)22.

Следует также отметить, что с 1 декабря 2009 г. в Вооруженных силах России ввели должность помощника командира части по работе с военнослужащими, занимать которую должны священнослужители (на правах гражданских лиц, работающих в армии), непосредственно подчиняясь командиру части23. Для служения в Вооруженных силах Русская Православная Церковь, по словам Патриарха Кирилла, направит около 400 клириков24. Можно ли считать учреждение нового для страны института военных священников достижением руководства Русской Православной Церкви? Полагаю, что да, тем более что, согласно опросу, проведенному Социологическим центром вооруженных сил, более 70% военнослужащих армии и флота считают себя верующими25. А согласно данным Координационного совета по взаимодействию Федеральной службы охраны и РПЦ, 70% личного состава Федеральной службы охраны считают себя православными26. Комментарии, как говорится, излишни. В октябре 2010 г. был назначен и начальник управления Министерства обороны по работе с верующими военнослужащими. Им стал полковник запаса Б. Лукичев, ранее курировавший связи с Русской Православной Церковью в администрации Президента и работавший в Главном управлении воспитательной работы вооруженных сил России27.

Как видим, отношения РПЦ со светскими властями Российской Федерации развиваются весьма динамично. На таком фоне шестнадцатый Патриарх Московский и всея Руси воспринимается не просто как крупный государственный деятель, но как один из наиболее влиятельных политиков современной России. Московский исследователь А. В. Черняев полагает, что нынешний Первосвятитель, иерарх «нового типа», имеет репутацию западника и модерниста, человек вполне светский, не слишком приверженный традициям и обрядам. Конечно, заявив подобное, следовало бы объяснить, что имеется в виду под понятием светскости, а также к каким обрядам и традициям он «не слишком» привержен. Указание на «богослужебные эксперименты», проводившиеся в бытность Патриарха Кирилла ректором Ленинградской духовной академии, не вполне правильны, ибо они были связаны, во-первых, с именем его учителя — митрополита Никодима (Ротова), и, во-вторых, локализованы и не предусматривали непременного принятия их всей полнотой Церкви.

Дело заключается в другом: Патриарх против превращения русского православия в субкультуру, против «фольклорных» форм православия. Но это не «модернизм», а скорее адекватная реакция на происходящее сегодня; предстоятель говорит об активной жизненной позиции тех, кто называет себя верующим. Он любит подчеркивать тож-

22 http://www.sova-center.ru/religion/news/authorities/religion-general/2010/06/d19163/.

23 http://www.orthedu.ru/news/691-09.html.

24 http://www.orthedu.ru/news/967-10.html. В речи на Освященном Архиерейском Соборе РПЦ 2-4 февраля 2011 г. Патриарх Кирилл называл иную цифру: 200 штатных должностей помощника командира по работе с верующими; в большинстве своем это должны быть православные священники. (См.: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла // Журнал Московской Патриархии. 2011. № 3. Специальный выпуск. С. 27.)

25 http://www.religion.sova-center.ru/discussions/1BDDB2D/E0789C4.

26 http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2010/06/d19202/.

27 http://www.sova-center.ru/religion/news/army/agreements/2010/10/d20098/.

дество между национальной и религиозной идентичности россиян. «Кроме ценностей неразменных, ценностей неразрушаемых, — подчеркивает Святейший, — в нашем народе нет никаких иных ценностей, которые сегодня бы его объединяли. Поэтому сегодня защита православия — это защита России. Защита православия — это защита исторической Руси. Защита православия — это защита человека от грозной опасности разрушения души и тела»28.

Безусловно, Патриарх Кирилл — человек огромных дарований, выдающийся церковный политик, имеющий собственное вйдение событий. Он стремится максимально укрепить морально-нравственное, политическое влияние Церкви в России, чрезвычайно много делая и для материального ее усиления. Крупным успехом Патриарха стало подписание Президентом Д. А. Медведевым 30 ноября 2010 г. закона о возвращении религиозным организациям имущества религиозного назначения; уже 3 декабря закон вступил в силу29.

Патриарх имеет возможность регулярно встречаться с руководителями государства — Президентом и премьер-министром, которые при каждом удобном случае демонстрируют ему свое уважение30. Глава РПЦ постоянно принимает участие в государственных церемониях. При Святейшем Патриархе Кирилле стало нормой участие крупных государственных чиновников в православных фондах и советах31. В целом, характеризуя начало 2010-х гг., необходимо отметить, что Святейший чрезвычайно много делал и делает для укрепления положения Русской Православной Церкви в общественно-политической жизни страны, усиления ее влияния на международной арене.

Подводя краткие итоги, следует подчеркнуть, что Патриарх Кирилл воспринимает современное состояние церковно-государственных отношений как весьма удовлетворительное, акцентируя внимание на уникальности существующей в современной России их модели. Безусловно, Московская Патриархия не имеет в лице светской власти идеологического противника, как это было в советские времена. Зная предшествующую историю церковно-государственных отношений, действительно можно признать их нынешнюю «модель» уникальной, поскольку Российская Федерация — светское государство, неизменно демонстрирующее свое позитивное отношение к РПЦ как к «Церкви большинства». Не обсуждая вопрос, насколько подобное отношение соответствует действительности (дискуссии на эту тему велись и, вероятно, будут вестись в дальнейшем), отметим лишь одно: «соработничество» Церкви и государства и для православной иерархии во главе с ее предстоятелем, и для государственных чиновников во главе с Президентом есть не подлежащий сомнению факт, «историческая данность».

28 http://www.sova-center.ru/religion/discussions/society/2011/03/d21171/.

29 http://www.sova-center.ru/religion/news/authorities/legal-regulation/2010/11/d20399/.

30 Например, но вопросу о передаче Русской Православной Церкви ряда церковных ценностей Патриарх Кирилл встречался с В. В. Путиным не в резиденции премьер-министра, а в собственной — в Переделкино, куда глава правительства специально приезжал 8 сентября 2010 г. (См.: Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла // Журнал Московской Патриархии. 2010. № 10. С. 10.) Ранее, 5 января 2010 г. В. В. Путин встречался с Патриархом Кириллом для обсуждения вопросов передачи Церкви принадлежавшей ей ранее собственности, в том числе храмовых и монастырских зданий в Даниловом монастыре Москвы. (См.: То же // Там же. 2010. № 2. С. 21.)

31 Так, в частности, 25 ноября 2009 г. на заседании Попечительского совета но восстановлению Иосифо-Волоколамского монастыря и организации празднования 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого председателем Попечительского совета был избран губернатор Московской области Б. В. Громов (Патриарх стал почетным председателем). (См.: То же // Там же. 2010. № 1. С. 9.)

Вероятно поэтому Патриарх Кирилл, отвергая обвинения в чрезмерном сращивании Церкви с государством, неизменно подчеркивает, что светские власти не вмешиваются в дела РПЦ, а та, в свою очередь, — в дела государственного управления. То, что критики современных церковно-государственных отношений воспринимают как «сращивание», священноначалие рассматривает как «соработничество» — обсуждение проблемы церковно-государственных отношений ведется их апологетами и критиками на разных политических языках — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Действительно, если воспринимать современную Русскую Православную Церковь как «псевдопартию», то невозможно рассматривать ее как органическую часть российского общества. В ней логичнее видеть «идеологический отдел» светской власти. Современные критики церковно-государственных отношений следуют в русле этой парадигмы, не воспринимая слова Патриарха Кирилла о том, что Церковь неотделима от общества хотя бы по причине исповедания православия большинством населения России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других стран, входящих в каноническую территорию Московской Патриархии32. Для «критиков» вовсе не очевидно мнение о том, что Церковь и народ во многом составляют одни и те же люди и что Церковь есть их «полномочный представитель». Переплетение церковной и гражданской истории для них не положительный факт, равно как и указание на глобальное влияние Церкви в деле определения ценностного вектора развития народной жизни.

В любом случае необходимо признать: критики современных церковно-государственных отношений в большинстве своем непримиримые критики Патриарха Кирилла, воспринимаемого не столько в качестве предстоятеля РПЦ, сколько в роли политического деятеля государственного масштаба. Таким образом, деятельность Святейшего рассматривается и оценивается изначально субъективно-пристрастно — с учетом политических симпатий и предпочтений «светского гуманизма». Насколько подобные оценки утопичны — покажет время.

32 Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе 2 февраля 2013 года // Журнал Московской Патриархии. 2013. № 3. С. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.