Научная статья на тему 'Центр делового развития в повышении конкурентоспособности предприятий региона (на примере Архангельской области)'

Центр делового развития в повышении конкурентоспособности предприятий региона (на примере Архангельской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ЦЕНТРЫ ДЕЛОВОГО РАЗВИТИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНЫХ И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ / СТРУКТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА / СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / INTERACTION SMАLL AND LARGE ENTERPRISERS / REGIONAL COMPETITIVE WAYS OF DEVELOPMENT / BUSINESS DEVELOPMENT CENTER / INTEGRATION FORMS PRODUCTION / STRUCTURE OF PRODUCTION / STATE ENTERPRISERS SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альхимович И. Н., Павлова О. В.

В статье рассматриваются направления активизации экономической деятельности в регионе на основе районных центров делового развития (РЦДР) способствующих созданию условий развития предпринимательства как важного элемента социально-экономической системы. Даются предложения по внедрению перспективных форм взаимодействия малых и крупных предприятий с участием государства для организации производства и выпуска конкурентоспособной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS DEVELOPMENT CENTER AS THE BASIS FOR REGIONAL INTERPRISERS COMPETITIVENESS RAISING (ON THE ARCHANGELSK REGION EXAMPLE)

In this article expounded activity ways rise in the basis on Business Development Center, which encourage enterprise as an important element of social-economical system. The suggestions are given for using perspective interaction ways of small producing enterprising with big business as the major factor of development of the regional social-economic system. The authoress pays attention to the fact that smаll business can be supported by large enterprisers, which would be able to supply it for output arrange and competitive production producing.

Текст научной работы на тему «Центр делового развития в повышении конкурентоспособности предприятий региона (на примере Архангельской области)»

Альхимович И. Н, канд. экон. наук, доцент кафедры Менеджмента Коряжемского филиала Северного арктического федерального университета, г. Котлас,

alkhim@atnet.ru

Павлова О. В., ассистент кафедры Менеджмента Коряжемского филиала Северного арктического федерального университета, г. Коряжма, ovpav@maii.ru

#

ЦЕНТР ДЕЛОВОГО РАЗВИТИЯ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

(НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье рассматриваются направления активизации экономической деятельности в регионе на основе районных центров делового развития (РЦДР) способствующих созданию условий развития предпринимательства как важного элемента социально-экономической системы. Даются предложения по внедрению перспективных форм взаимодействия малых и крупных предприятий с участием государства для организации производства и выпуска конкурентоспособной продукции.

Ключевые слова: конкурентоспособные направления развития региона, центры делового развития, взаимодействие крупных и малых предприятий, формы интеграции, структуры производства, сфера деятельности, государственная поддержка предпринимательства.

Введение

Предпринимательство — важнейший элемент рыночной системы. Ведущая роль в создании эффективной экономики и повышении жизненного уровня людей посредством становления и развития предпринимательской активности принадлежит государству. Модель развития общества должна соответствовать интересам, прежде всего, отечественных предпринимателей. Необходимо создать условия работы предпринимательских структур с учетом долгосрочной перспективы. Для этого создают-

ся возможности эффективного вложения средств, приобретения объектов собственности, взаимодействия малых предприятий с крупными бизнес-структурами, выхода на выпуск конкурентоспособной продукции по отношению к мировым товарам. Основная задача государства в успешном развитии предпринимательства заключается в обеспечении развития информационной базы и инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства. Первостепенное внимание при этом необходимо уделять повышению профессионализма и ответственности государственных служащих при вы-

работке и внедрении в практику хозяйствования и управления политики поддержки предпринимательства.

Государство может и должно поддерживать и развивать предпринимательство на всех уровнях власти. Эффективное межрегиональное сотрудничество, обобщение, накопление и распространение опыта развития предпринимательства в социально-экономическом развитии регионов и муниципальных образований зависит, прежде всего, от федеральных и региональных органов власти1.

Развитие предпринимательской среды, особенно в регионах и муниципальных образованиях, зависит от конкретных мер и механизмов государственного воздействия на предпринимательские организации с целью их поддержки и развития. Прежде всего, малые предприятия нуждаются в материально-финансовой поддержке, которую на местах можно и нужно обеспечить путем создания условий взаимодействия крупных и средних предприятий, внедряя и развивая формы их эффективного взаимодействия: лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование, траст, субконтрактные отношения. Также необходимо создавать и активно использовать другие меры по активизации предпринимательской деятельности: бюджетное и внебюджетное финансирование, субсидирование; программы государственной поддержки; определение приоритетных направлений; подготовка и переподготовка кадров; развитие сети технопарков, бизнес-инкубаторов; создание свободных экономических зон; приватизация; налоговая система; акцизы; лицензирование; инвестиции; кредиты; государственные заказы; тарифы; реструктуризации; регистрации. Применение перечисленных и других мер и механизмов будет способствовать развитию предпринимательства в регионе.

1 Козлов А. А. Государственное регулирование предпринимательства в России и за рубежом // Экономика и управление. 2011. № 8 (70). С. 80 - 85.

Центр делового развития как региональная система

Создание и эффективное использование механизмов поддержки и развития предпринимательства представляется возможным в рамках системы районных центров делового развития. Деятельность системы РЦДР уже имеет многолетнюю практику. Их организация началась с основания РЦДР Кировского района Санкт-Петербурга, который был создан в 1993 г. как составная часть комплексной программы «Район как единая социально-экономическая и хозяйственная структура» для решения задач поддержки предпринимательства. Данная система может существенно влиять на ситуацию в регионе по развитию предпринимательства. В рамках системы РЦДР ресурсно добывающие и перерабатывающие крупные предприятия регионов северо-запада России, а в основном, это целлюлозно-бумажные комбинаты и лесопромышленные предприятия, могли бы финансировать и предоставлять элементы основного и оборотного капитала малым предприятиям, повышая эффективность использования собственных ресурсов2.

Большинство крупных предприятий Северо-Запада России являются градообразующими, и при снижении объемов производства или их закрытии в городах и населенных пунктах может возникнуть ситуация социального взрыва. Поэтому первостепенная задача государственных органов регионального и местного уровней наладить систему, смягчающую и снижающую последствия изменений рыночной конъюнктуры, а также других внешних воздействий на крупное градообразующее предприятие, могущих привести к его неэффективной работе и полной остановке. Такой системой, вероятно, станут районные центры делового развития, включающие меры и механизмы по разви-

2 Центр делового развития: основная база районной инфраструктуры в области поддержки предпринимательства. СПб: ЦДР, 1996. С. 71.

тию и поддержке малых предприятий. РЦДР создает условия эффективного взаимодействия основных рыночных субъектов региона: государства, малых и средних предприятий. В рамках РЦДР создается инфраструктура, включающая следующие элементы:

• бизнес-инкубаторы — организации, занимающиеся предоставлением малым предприятиям области услуг помещений и оборудования для создания и развития предпринимательской организации;

• бизнес-центры — структуры, предоставляющие консультационные, информационные и другие виды услуг для создания благоприятной среды взаимодействия малых и средних предприятий;

• технопарки — организации, предоставляющие технические и производственные услуги предпринимательским организациям;

• лизинговые компании, предоставляющие предпринимательским организациям оборудование, инструменты в аренду с возможностью их последующего выкупа.

В РЦДР могут входить также другие организации, предоставляющие услуги предпринимателям: факторинговые, инжиниринговые, консалтинговые компании. Модель вероятного развития целесообразно рассмотреть на примере Коряжемского целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК), который является одним из крупнейших в Архангельской области. На предприятии работает несколько тысяч человек, что составляет существенную часть населения города Ко-ряжмы, в котором он расположен. Другие предприятия, такие как химический завод, обслуживают основное производство ЦБК. При остановке комбината промышленности в городе не останется, люди окажутся на улице без средств к существованию. Других предприятий, которые могли бы принять большое количество людей, в городе не создано. Это вполне может произойти в свете последних событий — на ЦБК воздействует конкурентная среда и экономическая ситуация, сложившаяся вследствие мирового финансового кризиса.

В дотационных регионах с низким уровнем развития, к которым относится Архангельская область, предпринимательская активность сосредоточена, главным образом, в оптовой и розничной торговле. В регионе насчитывается около 500 предприятий с количеством работающих 13,2 тыс. чел. Происходит сосредоточение деятельности в сфере обращения и добычи природных ресурсов, т. е. в направлениях с получением низкой доли прибавочной стоимости. Ситуация предполагает наличие негативного социально-экономического эффекта и тенденцию к снижению инновационной составляющей в региональной экономике. Отсутствие эффективного сельского хозяйства, когда почти все продукты питания ввозятся из других регионов и стран ставит экономику области в зависимость от внешней среды, об этом свидетельствует отрицательное сальдо платежного баланса. Из области вывозится древесина и целлюлозно-бумажные изделия на сумму около 1 млрд долл. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье вывозятся на сумму, в десять раз меньшую — всего около 10 млн долл. Основную долю импорта составляют машины, оборудование и транспортные средства — это сумма более 300 млн долл. Количество малых предприятий не превышает 1,5 тыс. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что экономика области не является конкурентоспособной, поскольку экспорт сырья значительно превышает импорт конечных продуктов, созданных и выпущенных другими производителями3.

Активное участие государственных органов и взаимодействие с администрацией ЦБК поспособствовало бы созданию РЦДР в Коряжме. Наличие инфраструктуры и финансирования со стороны комбината могло бы способствовать появлению новых предприятий и рабочих мест, развивающихся в сферах, независимых от ресурсной.

3 Архангельская область в цифрах. 2011: Крат. стат.

сб. Архангельск: Архангельскстат, 2011. — 145 с.

Это повысило бы стабильность и обеспечило экономический рост в городе и районе. Подключение базы высших специальных учебных заведений города, таких как филиал Северного арктического федерального университета, создало бы базу для подготовки высококлассных управленцев и специалистов для предпринимательских организаций. Во взаимодействии ЦБК, вуза и малых предприятий можно развивать инновационные направления производства, что повысит конкурентоспособность продукции города4.

Поддержка и развитие малого предпринимательства в рамках ЦДР

Форма организации поддержки и развития малого предпринимательства в рамках ЦДР могла бы стать эффективной системой поддержки малых предприятий в муниципальных образованиях Архангельской области. Работа в рамках данной системы может проводиться в соответствии с основными направлениями:

1. Разработка, внедрение радиальной структуры управления и взаимодействия социальных и хозяйственных механизмов, при этом в условиях инфляции необходимо делать упор на следующие принципы хозяйствования:

• быстрота оборачиваемости вложенных средств;

• вложение средств малыми долями в большое количество направлений;

• оперативность получения информации по хозяйственной деятельности для обеспечения маневра и перераспределения средств в районе;

• нахождение дополнительных источников поступления средств на социально-экономические программы с хозяйственной деятельности.

4 Васильева О. Накопление человеческого капитала и изобилие природных ресурсов // Вопросы экономики. 2011. № 12. С. 66 - 77.

3. Создание механизма обеспечения сельскохозяйственной продукцией районных и областного центров Архангельской области. Это будет происходить из одного или нескольких близлежащих пригородных районов, что в свою очередь способствует расширению сферы деятельности малого предпринимательства.

4. Налаживание сотрудничества и разработка механизма взаимодействия малых предприятий с крупными, с получением благоприятного эффекта при создании и развитии малых предприятий.

Если говорить о системе районных центров делового развития в целом, то эта организация — система, способствующая, прежде всего раскрытию возможностей. Предпринимателям или тем, кто хочет ими стать, помогают в открытии своего дела, подсказывают перспективные направления приложения сил и оказывают поддержку в реализации замыслов и идей. РЦДР в своей деятельности руководствуется системным подходом и решает на разных уровнях различные социально-хозяйственные задачи5.

Важным представляется действие государственных органов на территории Архангельской области по следующим направлениям. Во-первых, преодоление кризисных явлений в промышленном комплексе. Во-вторых, создание предпосылок для структурной перестройки промышленности в новых экономических условиях. В-третьих, развитие перспективных направлений научного и технологического потенциала региона. При этом главная задача заключается в том, чтобы создать организационно-правовые, экономические, финансово-кредитные и административные механизмы для эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий. Предусматривается, что реализация намеченных направлений в решении главной

5 Незамайкин В. Н, Демченко Н. Л. Современные технологии поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне // Региональная экономика. 2007. № 1 (40). С. 50 -53.

Рис. 1. Система развития малых предприятий на основе районного центра делового развития

задачи может осуществляется по конкретным мероприятиям на базе РЦДР.

Отдельного рассмотрения требует финансовая поддержка инновационных предприятий на региональном уровне. В Архангельске и в области существует сеть научно-образовательных организаций. Необходимо создать и наладить систему по созданию и внедрению новых разработок, включающую объекты инфраструктуры, бизнес-центры, технопарки и т. п., которые могут быть использованы при организационной поддержке малых предприятий в рамках РЦДР (рис. 1).

Органам власти при этом необходимо выполнить ряд действий:

1. Обязательное выделение в региональном бюджете средств на инновационную деятельность.

2. Создание внебюджетных фондов финансирования и кредитования, системы льгот и кредитных гарантий.

3. Поддержка конкретных форм инвестиционного сотрудничества и реализация инновационных проектов.

4. Поощрение зарубежных инвесторов при создании объектов и финансировании программ, действующих на территории области.

Перспективные направления развития региона

Важно учесть, что в Архангельской области существуют значительные потенциальные источники развития в виде неиспользуемых производственных мощностей, невостребованной, высококвалифицированной рабочей силы, что делает область привлекательной для инвестирования. Представляется эффективным вовлечение в развитие производства инновационной продукции стратегических интересов в лице крупных компаний, работающих на территории и за пределами области. Например, в области можно наладить переработку алмазов и изготовление высококачественной мебели, а также производство строительных материалов и т. п. Но вложения в непро-

фильные активы для крупных компаний сопряжены со значительным риском, поэтому при содействии органов управления данные предприятия могли бы путем создания дочерних венчурных предприятий осваивать новую востребованную собственным производством и рынком продукцию и привлекать средства на развитие, поскольку в этом случае решается проблема гарантий по банковским кредитам. При поддержке материнской компании квалифицированные маркетологи и менеджеры способны быстро продвинуть бизнес с последующими перспективами его обратного выкупа или продажи на фондовой бирже. Также крайне важно, что участие солидной компании в уставном капитале малого инновационного предприятия служит дополнительной гарантией устойчивости малого предприятия и является перспективным для инвестиций из других источников6.

Стратегия в сфере инноваций региональными властями должна преследовать следующие цели:

1. Продвижение результатов научно-образовательного комплекса на рынке при построении эффективной инфраструктуры.

2. Создание дополнительных рабочих мест при повышении конкурентоспособности ведущих отраслей на областном, государственном и международном рынках.

3. Расширение экспортной базы и производство импортозамещающей продукции.

4. Модернизация и реконструкция предприятий с участием малых бизнес-форм.

5. Налаживание эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий в решении приоритетных задач развития области.

Создание инфраструктуры и правовых условий для взаимодействия предприятий в сфере инновационной деятельности создает возможности повышения инновационной активности малых предприятий и промыш-

6 Куценко Е., Тюменцева Д. Кластеры и инновации в субъектах РФ: результаты эмпирического исследования // Вопросы экономики. 2011. № 11. С. 93 - 107.

ленных структур в области. Важно уделять первостепенное внимание вопросам эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий в таких формах, как франчайзинг, субподряд и лизинг. По ним накоплен значительный опыт, который необходимо адаптировать и применять в условиях Архангельской области. Развитием взаимодействия предприятий в этих формах будет создание единой системы, объединяющей все муниципальные образования области, которая включит следующие элементы: во-первых, информационные центры обмена информацией. Здесь предприниматели смогут получить информацию о возможных партнерах, направлениях их деятельности и другие данные, а также рекомендации и содействие со стороны органов управления региона и муниципального образования. Во-вторых, при администрациях регионального центра и муниципальных образований важно создать и развивать отделы, занимающиеся проблемами поддержки малых предприятий, включающие специалистов по налаживанию связей и заключению договоров о сотрудничестве между предпринимателями. В-третьих, необходимо разработать систему правового характера по предоставлению гарантий и защиты интересов взаимодействующих предприятий. В-четвертых, существенным представляется создание организационно финансовых условий для сотрудничества по приоритетным направлениям:

• выделение площадей и финансовых средств для создания и оборудования бизнес-центров, технопарков, бизнес-инкубаторов и других элементов инфраструктуры;

• предоставление услуг по созданию и развитию малых предприятий со стороны государственных организаций;

• содействие в создании обществ взаимного кредитования среди предпринимательских структур;

• создание и налаживание механизма использования малыми предприятиями пустующих или неэффективно используемых помещений, оборудования, территорий и т. д.;

• создание условий для налаживания взаимодействия с зарубежными партнерами для создания предприятий на территории области;

• налаживание взаимодействия органов власти с центрами занятости с целью подготовки и получения возможности сотрудничества индивидуальных предприятий с крупными и средними предприятиями.

В-пятых, необходимо оказывать при учебных заведениях городов подготовительные и другие образовательные услуги с целью предоставления передовой информации и образования в сфере форм взаимодействия предприятий, а также формирования базы для создания и внедрения новых разработок.

Система по налаживанию эффективного взаимодействия является подсистемой государственной поддержки, поэтому не потребует особых затрат. Важно, чтобы присутствовали все элементы системы государственной поддержки на местах.

Государственная поддержка предпринимательства в регионе

При применении средств поддержки малого предпринимательства Архангельской области, в том числе в рамках РЦДР, важно учитывать возможности, прописанные в федеральном законодательстве, прежде всего, в Федеральных программах поддержки малого предпринимательства. Также целесообразным представляется использование рычагов, заложенных в концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, и программ Правительства России. Соответствующими программами должны быть предусмотрены меры по предоставлению в аренду малым предприятиям неиспользуемых или неэффективно используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности.

Перспективным направлением сотрудничества малых и крупных предприятий мо-

жет стать то обстоятельство, что в ходе реализации Программы приватизации муниципального имущества представителям малого бизнеса предоставляется возможность участвовать в управлении муниципальными предприятиями на условиях контракта, заключаемого с соответствующими органами власти. При этом малые предприятия впервые могут успешно приватизировать государственное и муниципальное имущество и предприятия в случае выполнения контрактных условий его управления.

Всесторонняя поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации должна стать самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства. Его целесообразно строить на принципе создания наиболее благоприятных условий для его развития, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальные социально-экономические результаты.

Политика правительства Архангельской области должна опираться на принципы, установленные федеральным Правительством. Представляется важным усиление внимания и всестороннее развитие и поддержка малого предпринимательства руководством области и представителями всех слоев общественности. Работа в направлениях по развитию и поддержке малых предприятий будет эффективной при налаживании конструктивного сотрудничества с получением необходимого эффекта трех основных элементов рыночной системы области государственных органов, малых и крупных предприятий. Реализация перечисленных предложений поспособствует переходу области из сферы низкой предпринимательской активности в разряд лучших в этом отношении.

Крупная промышленность, доставшаяся в наследство от советского периода, лишь часть от былого единого народно-хозяйственного механизма Советского Союза. Неудивительно, что экономику области постоянно лихорадит. По мнению экспертов, в российских регионах, ранее снабжав-

ших индустриально развитую часть страны сырьем, произошло закрепление сырьевой специализации, и теперь уже не в рамках национального хозяйства, а мировой экономической системы. Причем сами производства в этих регионах, постепенно становятся частью технологических цепочек, развернутых за границами России. Такой путь развития не отвечает ни интересам отдельного региона, ни национальным интересам в целом. При этом диверсификация крупного промышленного производства, требующая огромного объема инвестиций, сегодня вряд ли возможна, что определяет возрастание интереса к малому бизнесу, по целому ряду экономических и социальных параметров значительно превосходящему бизнес крупный. В силу большей гибкости и высокой оборачиваемости средств малый бизнес способен обеспечивать рост валовой продукции и услуг даже в неблагоприятных условиях, для большого бизнеса это сложно.

При анализе структуры спроса и предложения обнаруживается парадокс, когда наращивание крупным бизнесом производства экспортной продукции не только не увеличивает, а даже понижает экспортный потенциал региона. Происходит это потому, что при отвлечении на производство экспортируемой продукции значительных ресурсов региона, на экспорт идет не продукция, готовая к конечному потреблению, а в лучшем случае полуфабрикат; вырученные же средства тратятся на привозную продукцию. Изменить ситуацию возможно, наладив производство предметов потребления в самом регионе. И здесь ведущую роль также может играть малый бизнес, обеспечивающий широкий ассортимент импортозамещающей продукции, в первую очередь продуктов питания и одежды, до сих пор занимающих основное место в структуре потребления большей части населения области.

Первостепенная роль малого бизнеса и в социальном развитии региона выражена совершенствованием сферы услуг, повышением уровня жизни, улучшением си-

туации с занятостью населения. По возможностям трудоустройства при минимальных капиталовложениях малый бизнес вообще не имеет себе равных практически во всех отраслях экономики.

Заключение

Краткое перечисление положительных достоинств лишь в незначительной степени отражает преимущества малого бизнеса по сравнению с крупной промышленностью, имеющей в Архангельской области традиционно сырьевой уклон. Но даже сказанного достаточно, чтобы понять: перспективы экономической и социальной жизни области на сегодняшний день напрямую увязаны с перспективами развития малого бизнеса. И подъем экономической активности после мирового финансового кризиса дает замечательный шанс обеспечить условия для его развития в решении насущных проблем. Данные проблемы связаны с осуществлением управленческих функций в развитии малого бизнеса, их можно распределить по трем группам, соответствующим этапам становления любого бизнеса:

• инициирование предпринимательской активности;

• помощь в начале предпринимательской деятельности;

• помощь в развитии предпринимательской деятельности.

Перечисленные группы проблем требуется решать поэтапно и в комплексе, поскольку одновременно существуют действующие и начинающие предприниматели, а также только планирующие начать свое дело граждане. При этом видимое, реальное становление новых бизнесов может служить лучшим средством пробуждения предпринимательской инициативы для все более широких слоев населения. В то же время меры по инициированию предпринимательской активности, мероприятия, направленные на помощь начинающему предпринимателю, и мероприятия, имеющие целью

развитие действующего бизнеса, существенно различаются. Необходимо учитывать, что решение каждой группы проблем, как и поддержка малого бизнеса в целом, не может сводиться к нескольким разовым мероприятиям. Это должен быть постоянно идущий процесс, активность которого сегодня напрямую зависит от политической воли и желания руководителей органов власти и управления, от эффективного использования ими имеющегося административного ресурса.

Лучшему проявлению политической воли способствовало бы правильное понимание значения малого бизнеса для Архангельской области не как средства наполнения бюджетов, а как общественной инициативы, обеспечивающей решение многих социальных вопросов без значительного бюджетного финансирования. Такой подход способен обеспечить максимальный эффект усилиям власти в нынешних условиях, когда состояние бюджетов не позволяет реализовать меры декларируемой государственной поддержки. Практическим выражением политики государственной поддержки малого предпринимательства может служить стимулирование общественной активно-

сти предпринимателей, помощь в создании ими некоммерческих объединений на местах и поддержка работы по реализации ими собственных программ развития, в том числе в рамках ЦДР.

Список литературы

1. Архангельская область в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. Архангельск: Архангельскстат, 2011. — 145 с.

2. Васильева О. Накопление человеческого капитала и изобилие природных ресурсов // Вопросы экономики. 2011. № 12. С. 66 - 77.

3. Козлов А. А. Государственное регулирование предпринимательства в России и за рубежом // Экономика и управление. 2011. № 8 (70). С. 80 - 85.

4. Куценко Е., Тюменцева Д. Кластеры и инновации в субъектах РФ: результаты эмпирического исследования // Вопросы экономики. 2011. № 11. С. 93 - 107.

5. Незамайкин В. Н, Демченко Н. Л. Современные технологии поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне // Региональная экономика. 2007. № 1 (40). С. 50 - 53.

6. Центр делового развития: основная база районной инфраструктуры в области поддержки предпринимательства. СПб: ЦДР, 1996. С. 71.

I. Alhimovich, PhD, Associate professor, Federal State Educational Establishment Higher Vocational Education Northern (Arctic) Federal University, Koryazhma branch, Arkhangel Region, Kotlas, alkhim@atnet.ru

O. Pavlova, Assistant, Federal State Educational Establishment Higher Vocational Education Northern (Arctic) Federal University, Koryazhma branch, Koryazhma, ovpav@mail.ru

BUSINESS DEVELOPMENT CENTER AS THE BASIS FOR REGIONAL INTERPRISERS COMPETITIVENESS RAISING (ON THE ARCHANGELSK REGION ExAMPLE)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In this article expounded activity ways rise in the basis on Business Development Center, which encourage enterprise as an important element of social-economical system. The suggestions are given for using perspective interaction ways of small producing enterprising with big business as the major factor of development of the regional social-economic system. The authoress pays attention to the fact that small business can be supported by large enterprisers, which would be able to supply it for output arrange and competitive production producing.

toy words: regional competitive ways of development, Business Development Center, interaction small and large enterprisers, integration forms production, structure of production, state enterprisers support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.