Научная статья на тему 'Архангельская область и предпринимательство: теория и опыт развития в условиях трансформирования региональной экономики'

Архангельская область и предпринимательство: теория и опыт развития в условиях трансформирования региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / МЕСТНОЕ СА-МОУПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альхимович Игорь Николаевич

В статье представлены основные данные, описывающие социально-экономическую ситуацию в Архангельской области. Предлагаются пути решения проблем регионального развития в этой сфере. Сравнивается отечественный и зарубежный опыт внедрения и использования экономических механизмов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Arkhangelsk Region and Business: Theory and Experience of Development under Conditions of Regional Economy Transformation

The article provides data describing the Arkhangelsk Region and its socioeconomic situation. Ways of solving regional development problems in this sphere are suggested. Russian and foreign experience of implementation and use of economic mechanisms of local self-government is compared.

Текст научной работы на тему «Архангельская область и предпринимательство: теория и опыт развития в условиях трансформирования региональной экономики»

УДК 911.3:33(470.1/2)+330

АПьХимович игорь николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в г. Коряжме. Aвтор 42 научных публикаций, в т. ч. одной монографии и двух учебно-методических пособий

архангельская область и предпринимательство: теория и опыт развития в условиях трансформирования региональной Экономики

В статье представлены основные данные, описывающие социально-экономическую ситуацию в Архангельской области. Предлагаются пути решения проблем регионального развития в этой сфере. Сравнивается отечественный и зарубежный опыт внедрения и использования экономических механизмов местного самоуправления.

Ключевые слова: социально-экономическая ситуация, регион, экономические механизмы, местное самоуправление, предпринимательство, малые предприятия.

Архангельская область расположена на севере Европейской части России. Территория области составляет 589,9 тыс. км2, включая Ненецкий автономный округ Как административно-территориальная единица Архангельская область выделилась 23 сентября 1937 года. Побережье области омывают воды трех морей: Белого, Баренцева и Карского. В состав области территориально входит Ненецкий автономный округ, 20 административных районов, 14 городов, из них 7 имеют областное подчинение, 38 поселков городского типа, около 4 тыс. сельских населенных пунктов, а также территория архипелага Новая Земля.

Административным центром области является г. Архангельск. К наиболее крупным городам региона относятся Северодвинск, Котлас, Новодвинск, Коряжма. В 1992 году Архангельская область и Ненецкий автономный округ получили статус субъектов РФ, входящих в Северный район и Северо-Западный федеральный округ.

Архангельская область относится к дотационным регионам с низким уровнем развития. Предпринимательская активность в регионе сосредоточена, главным образом, в оптовой и розничной торговле. В области насчитывается около 2 тыс. малых предприятий с количе-

© Альхимович И.Н., 2012

ством работающих 44,8 тыс. чел. и 9,280 тыс. микропредприятий, на которых работают 13,2 тыс. чел.2 Не более 200 предприятий в каждом виде экономической деятельности приходится на долю сельского хозяйства, охоту и лесное хозяйства, обрабатывающие производства, строительство, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг. Гостиничный и ресторанный бизнес, транспорт и связь насчитывают около 100 предприятий в каждом виде. Менее 100 предприятий области представляют финансовую деятельность, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг. Данные показатели статистики убедительно свидетельствуют о наличии ассиметричной хозяйственной структуры.

Происходит активизация деятельности в сфере обращения и добычи природных ресурсов, т. е. в направлениях с получением низкой доли прибавочной стоимости. Существующая ситуация способствует снижению инновационной составляющей в региональной экономике и вызывает негативный социально-экономический эффект. Следуя сегодняшней логике развития, региональная экономика будет сталкиваться с высокой долей неопределенности, что в свою очередь будет приводить к возникновению рисков, связанных с изменением рыночной конъюнктуры.

Отсутствие эффективного сельского хозяйства, когда почти все продукты питания ввозятся из других регионов и стран, будет усугублять положение. Об этом убедительно свидетельствует товарная структура экспорта предприятий области в страны дальнего зарубежья. В 2011 году из области было вывезено древесины и целлюлозно-бумажных изделий на сумму 752,7 млн долл., а продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - всего на 9,2, при этом объем вывезенной древесины составил более 8,0 млн м3, а пиломатериалов -более 2 млн м3. Основную долю импорта составляют машины, оборудование и транспортные средства - 325,2 млн долл. В то же время оборот малых предприятий за 2011 составил 57602,0 млн р.1

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что экономика области не является конкурентоспособной, поскольку экспорт сырья значительно превышает импорт конечных продуктов, созданных и выпущенных другими производителями. Развитие сырьевой составляющей производственно-технологического комплекса области приводит к снижению деловой активности в других отраслях и негативно отражается на социальной ситуации.

В данном положении область оказалась по нескольким причинам, важнейшей из которой является ориентация на добычу и частичную переработку сырьевых запасов. Сложившуюся негативную для социально-экономической системы ситуацию необходимо менять. Данное изменение представляется возможным по двум основным направлениям. Во-первых, выработка стратегии на полную переработку сырья до появления готового продукта на территории области с развитием новейших технологий и природо- и экологической безопасности. Во-вторых, развитие предпринимательства как источника энергии для осуществления преобразований первого направления и оздоровления ситуации. Главными функциями малого предпринимательства во всем мире считается предоставление новых рабочих мест и возможность проявить и использовать все свои возможности с пользой для всего общества.

На сегодняшний день малое предпринимательство уже играет довольно существенную роль в экономике области, и, по нашему мнению, необходимо дальнейшее развитие этого важного сектора. При анализе ситуации, сложившейся в социально-экономической системе области, важно определить перспективные и приоритетные направления развития предпринимательства в регионе. Необходимо отметить, что Архангельская область отнесена специалистами по развитию предпринимательства к группе регионов с изначально низким уровнем развития данного сектора экономики.

Изменить в лучшую сторону ситуацию в сфере поддержки и развития малого предпринимательства области сможет повышен-

ное внимание общества и руководства, а также использование всего накопленного опыта и арсенала средств по поддержке предпринимательства.

Архангельским областным собранием депутатов было принято постановление о принятии областного закона Архангельской области от 21 июня 2005 года ФЗ № 43-4-03 «О внесении изменения в приложение № 24 к областному закону “О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности”»2. Также в области существует областной от 29.10.2010 ФЗ № 209-16-03 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Архангельской об-ласти»3. Данные законы являются производными от федеральных и во многом учитывают и регулируют организационно-правовые формы и порядок работы малых предприятий. Реальная же поддержка происходит в недостаточных объемах и ограничивается в основном проведением конкурсов типа «Предприниматель года» и семинаров по предоставлению образовательно-консультационных услуг.

В начале 1990-х годов в России произошла замена централизованного управления с передачей полномочий по основным вопросам на региональный и местный уровни власти. Для данного периода характерна неоправданная вера в безграничные возможности естественных рыночных регуляторов. Неудачи первых лет либеральных реформ способствовали постепенному формированию более взвешенного отношения к роли государства в рыночной экономике, однако и в 2009 году все еще наблюдалась негативная тенденция самоустранения государства от регулирования рыночных процессов4.

В ходе реформ акцент в формах и методах государственного воздействия на народнохозяйственные процессы стал заметно смещаться от отраслевого управления, господствовавшего в централизованной экономике СССР, к территориальному. В нынешней структуре управления сохранились федеральные министерства и ведомства, курирующие отрасли народного хозяйства, но возможности их реального воздействия на производство стали крайне огра-

ниченными. В отраслях, предприятия которых целиком или в преобладающей степени принадлежат частному капиталу, это воздействие малоощутимо. Отношения между государством и частным сектором в сфере производства сводятся прежде всего к налоговым процедурам. Ведомственные рычаги управления народнохозяйственными пропорциями, ценообразованием на продукцию, адресностью материальных потоков в значительной мере утратили свое значение.

Стало возрастать значение территориальной вертикали народнохозяйственного управления. Территориальные единицы получили некоторые рычаги воздействия на предприятия, расположенные на их территории (привлечение частных предприятий к решению социальных проблем территории, стимулирование создания новых рабочих мест, налоговые льготы и т. д.), которые прямым или косвенным образом влияют на складывающуюся территориальную структуру материального производства. Серьезной проблемой является повышение эффективности деятельности местных органов самоуправления. Один из шагов в этом направлении - более организованная передача ряда хозяйственных функций на местный уровень (развитие малого предпринимательства, утилизация невостребованных крупной промышленностью ресурсов, большее насыщение локальных рынков продуктами собственного производства)5.

Предпринимательство как фактор производства необходимо включать в процесс комплексного использования рыночных механизмов. Таким образом, можно достигнуть наибольших результатов на всех стадиях воспроизводственных процессов производственно-социального комплекса: природных ре-

сурсов, средств производства и социального потребления, рабочей силы, населения и др. Органам местного самоуправления важно представлять не только структуру муниципального образования, но и экономические связи субъектов хозяйствования. Для этого необходимо согласование целей отдельных отраслей (пред-

приятий), налаживание эффективного взаимодействия между ними на внутри- и межмуни-ципальных рынках. Данное согласование направлено на получение максимального дохода за счет реализации взаимовыгодной территориальной производственно-технологической и хозяйственной кооперации. Практически все отрасли (предприятия) находятся во взаимодействии с муниципальным образованием и его органами. Это позволит коллективно выходить на рынки малым и средним предприятиям, особенно если они технологически и организационно связаны между собой6.

Представляется важным использование богатого зарубежного и отечественного опыта. В США, где процесс насыщения городов разнообразными технически совершенными средствами обслуживания происходит постоянно, ведется поиск наиболее эффективных путей оказания населению услуг самого разного назначения. В последние десятилетия значительные перемены произошли в самом механизме оказания услуг местным жителям. Если прежде органы местного управления предоставляли их самостоятельно, то теперь в этой деятельности они все больше опираются на сотрудничество с бесприбыльными и коммерческими предпринимательскими организациями. На местном уровне наблюдается процесс объединения ресурсов органов местного управления, государства, частного сектора, добровольных организаций и различных фондов для улучшения качества жизни населения.

Широкое распространение в американских городах получило заключение контрактов на предоставление услуг местному населению и организациям (начиная от утилизации твердых бытовых отходов и заканчивая консультациями по проектам зонирования и градостроительства) с частными предприятиями. Еще в 70-е годы такие контракты, снимавшие проблему обучения и трудоустройства на городскую службу соответствующего персонала, имели 13 % муниципалитетов. Проведенный в 2007 году опрос показал, что уже более 90 % городов заключили контракты с частными фирмами на оказание по крайней мере одной из муници-

пальных услуг. В отдельных городах контакты с частными фирмами охватывают не менее 20 % таких услуг. Контрактная деятельность позволяет органам местного управления экономить 20-40 % той суммы, которую пришлось бы затратить на обеспечение услуг непосредственно муниципальными службами.

Формирование муниципальной собственности и получение социальных благ в зависимости от результатов труда является центральным звеном комплексного развития муниципального образования. Представляется целесообразным разрабатывать и внедрять в практику экономические механизмы местного самоуправления. Их использование позволит увеличить муниципальную собственность и доходы местного бюджета. Это осуществляется через политику по созданию внутреннего рынка, ограничивающего импорт готовой продукции путем вытеснения ее своей, конкурентоспособной. Основными направлениями деятельности при этом являются:

- муниципализация собственности, в т. ч. на основе реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом;

- увеличение доли закрепленных доходов местного бюджета для осуществления необходимых социальных расходов путем передачи в него части федеральных и региональных налогов;

- рост в местных доходах неналоговых источников с 3 до 20 %; создание благоприятных условий для инвесторов;

- образование в составе муниципалитетов информационно-инновационных центров, позволяющих применять современные технологии в управлении, в т. ч. экономико-математические модели.

К перспективным направлениям сотрудничества муниципалитетов с частным сектором местной экономики можно отнести: совершенствование практики финансовой поддержки предприятий, способных выйти в рентабельные и увеличить объемы производства конкурентоспособной продукции, путем льготного налогообложения и кредитования, отсрочки по платежам в бюджет и т. д.

Для обеспечения комплексного управления составляющими экономического процесса необходимы ресурсы. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что органы местного самоуправления должны решать множество задач социально-экономической сферы, не имея возможности использовать потенциал муниципального образования. Многие источники доходов вышли из их ведения - это прежде всего часть местных налогов, муниципальная собственность, земля.

Важнейшим элементом экономической самостоятельности муниципальных образований является земля, но в отличие от США, где местное регулирование землепользования и фискальное зонирование территории позволяют осуществлять экономическую и природоохранную политику, наиболее приемлемую для местных жителей и предприятий, в России местная власть, обладая по Конституции правом на землю, фактически ее не имеет.

Налоговая политика является одним из важнейших элементов стимулирования социальноэкономического развития, но сегодня она не обеспечивает должного эффекта, поскольку значительная часть налогов находится в управлении регионами. Вследствие чего отсутствует адекватная возможность установления ставок налога на недвижимость и налога с продаж, с помощью которых, по мнению специалистов, можно стимулировать возникновение целых отраслей. Если снижать ставки для определенных товаров и услуг сообразно потребностям данной территориальной единицы, то бизнес сразу отреагирует ростом выпуска именно этих товаров и услуг. Централизованное же управление имущественными налогами субъектов РФ снижает дифференцированность политики в зависимости от местных условий.

Возможностей выборочного, целесообразного стимулирования малого бизнеса у региональной власти гораздо меньше, чем у муниципалитетов. Здесь показателен пример с из-

менением ставок налога на вмененный доход, что исключительно важено для стимулирования малого и среднего бизнеса.

Государственная политика, направленная на снижение налогооблагаемой базы муниципальных образований, лишает местную администрацию стимула к тому, чтобы предоставлять бизнесу льготы и создавать для него благоприятные инвестиционные возможности. В развитых странах малый и средний бизнес производит до 50 % ВВП. С его помощью решаются важнейшие социальные задачи, главная из которых - это создание новых рабочих мест. В частном секторе США около 6 млн средних и мелких фирм обеспечивают свыше 80 % прироста рабочих мест.

Важную роль в поощрении деловой активности коммерческого сектора в городах США играет налоговое стимулирование. Происходит снижение налогов для корпораций, создающих новые рабочие места. Действенным средством поддержания деловой активности в городах служит расширение использования инвестиционного налогового кредита8.

Возможность решить наболевшие проблемы муниципальных образований напрямую связана с развитием инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. В США в эту инфраструктуру входят особые предпринимательские зоны для местных жителей, имеющих доход ниже уровня бедности, центры профессиональной подготовки и развития деловой активности предпринимателей, консультативная поддержка начинающих бизнесменов, помощь в разработке инвестиционных предложений и поиске инвесторов, маркетинговые и информационные услуги.

Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Архангельской области и повышение эффективности функционирования малых предприятий позволит региону войти в группу регионов лидеров по уровню жизни и развитию экономики.

Примечания

'Архангельская область в цифрах. 2009: крат. стат. сб. Архангельск, 2009.

2Там же.

3URL: http://www.garant.ru/hotlaw/arhangelsk/122191/.

4URL: http://www.klerk.ru/doc/205408/.

5Дороговцева А. Региональная политика России и проблемы регионов Европейского Севера // Вестн. Помор. ун-та. 2005. № 1. С. 92-100.

6Глазырин М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист. 2002. № 2.

7Немитой А. К новой модели экономического развития: воспроизводственный аспект // Там же. С. 10-24. 8Шлихтер А. Местное самоуправление в системе федерализма: проблемы России и опыт США // МЭИО. 2002. № 6.

Alkhimovich Igor Nikolaevich

Koryazhma Branch of Northern (Arctic) Federal University

named after M.V. Lomonosov

THE ARKHANGELSK REGION AND BuSINESS:

THEORY AND EXPERIENCE OF DEVELOPMENT under CONDITIONS OF REGIONAL ECONOMY TRANSFORMATION

The article provides data describing the Arkhangelsk Region and its socioeconomic situation. Ways of solving regional development problems in this sphere are suggested. Russian and foreign experience of implementation and use of economic mechanisms of local self-government is compared.

Key words: socioeconomic situation, region, economic mechanisms, local self-government, entrepreneurship, small business.

Контактная информация: е-mail: alkhim@atnet.ru

Рецензент - Cuницкая Н.Я., доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента института экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.