12
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 338.24 И.Н. Альхимович
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР (НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)
Рассматривается взаимосвязь функционирования и развития предпринимательских структур и транспорта с социально-экономическим состоянием региона на примере Архангельской области. Основное внимание уделяется проблемам связанным с безработицей, и факторами, ее вызывающими. Это прежде всего низкий уровень внимания к культивации положительных ценностей с созданием соответствующих институтов гражданского общества, существующие диспропорции отраслей экономики и недостаточное развитие малых предприятий как основного источника новых рабочих мест. Отсутствие перспектив, связанных с наличием интересной и высокооплачиваемой работы, снижает заинтересованность довольно большого числа представителей молодежи в возвращении и трудоустройстве в родном городе; как следствие, снижается количество предпосылок для роста патриотизма по отношению к малой родине. В этой связи первостепенное внимание уделяется значению, поощрению и созданию благоприятных условий развития предпринимательства и организации взаимодействия малых и крупных предприятий с использованием эффективных форм интеграции, когда предприятия в интегрированной системе достигают обоюдовыгодных результатов. Основные выводы статьи заключаются в том, что в условиях регионов России предпринимательская деятельность и взаимодействие предпринимательских структур развиты недостаточно, что негативно отражается на уровне занятости населения и эффективности использования факторов производства. Результативность функционирования малых предприятий и всей интегрированной структуры будет напрямую связана с интересами и потребностями местного сообщества, поскольку механизм активизации системы взаимодействия построен на основе соблюдения условия сотрудничества власти, населения и предпринимателей. Главная цель при этом заключается в том, чтобы создать условия для эффективной реализации потенциала предпринимательства как необходимого института развития современного общества. Необходимо организовать предпосылки для взаимодействия предпринимательских структур, что позволит повысить уровень конкурентоспособности экономики региона.
Ключевые слова: безработица, транспорт, регион, малые предприятия, патриотизм, взаимодействия предпринимательских структур.
Рост показателей общей смертности на 2 %, числа самоубийств на 4 %, количества убийств почти на 6 %, увеличение числа заключенных в тюрьмах на 4 %, увеличение количества психических больных на 4 %. Наверное, может возникнуть вопрос о том, какие причины могут вызвать подобные негативные изменения. Видимо, это какие-то серьезные воздействия на общество. Но это всего лишь результаты превышения безработицы на 1 % над естественным уровнем и сохранение данной величины в течение 6 лет. Не трудно посчитать, какие последствия могут наступить при увеличении безработицы на несколько процентов. Статистическая зависимость свидетельствует о важности создания новых рабочих мест [11. С. 339-340].
Довольно показательным примером в этом отношении на сегодняшний день является ситуация в Архангельской области как в одном из самых крупных регионов европейского севера России. Территория региона составляет 589,9 тыс. кв. км, численность населения на начало 2014 года 1 млн 191,7 тыс. человек, плотность населения - 2,2 чел./кв. км. В состав области входят: Ненецкий автономный округ, 21 район, 14 городов, 31 поселок городского типа, 3961 населенный пункт. В регионе насчитывается около 500 предприятий с количеством работающих около 13 тыс. человек. На территории Архангельской области расположено девять монопрофильных населенных пунктов, восемь из них внесены в реестр Минрегионразвития России. Численность населения, проживающего в этих населенных пунктах, составляет 314 тысяч человек, или 25 % от общей численности населения Архангельской области. По данным правительства региона, на пяти монопрофильных территориях области уровень регистрируемой безработицы к трудоспособному населению превысил среднеобластной показатель (2 %): город Коряжма - 2,3 %, город Онега - 7 %, поселок Ясный Пинежского района - 5,2 %, поселок Рочегда Ви-ноградовского района - 2,9 %. На территории монопрофильных населенных пунктов области расположено 10 градообразующих предприятий. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах Службы занятости данных территорий, составляет 3016 человек (20 % от общей численности безработных Архангельской области)1.
1 http://dvinaland.ru.
В результате проведенного анализа функционирования региона были выявлены следующие системные проблемы социально-экономического развития области:
- недостаточный уровень инвестирования в связи с низкой привлекательностью экономики региона для собственных и сторонних инвесторов;
- рост издержек производства предприятий реального сектора экономики из-за опережающей по сравнению с инфляцией динамики цен;
- недостаточный уровень модернизации и обновления основных фондов;
- превышение допустимого уровня загрязнения окружающей среды;
- демографические проблемы, связанные с оттоком трудоспособного населения, в особенности молодежи, в другие регионы;
- низкий уровень жизни и покупательной способности жителей области при значительной социальной и экономической дифференциации населения;
- проблема занятости, особенно в среде квалифицированных кадров;
- высокая по сравнению с другими регионами доля ветхого и аварийного жилья;
- проблемы управления областной и муниципальной собственностью;
- дифференциация в социально-экономическом развитии районов и городов области;
- проблемы транспортной инфраструктуры из-за значительного снижения использования водных транспортных путей;
- недостаточное качество общедоступной социальной инфраструктуры, ориентированной на массовые слои населения.
Как убедительно свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, в регионах и на территориях, имеющих большое количество природных ресурсов, например полезных ископаемых и лесов, уровень жизни значительно ниже, чем у регионов, не имеющих данных ресурсов. Наиболее наглядный пример - Япония, не имеющая ни больших территорий, ни природных ресурсов, но являющаяся по финансовым показателям одной из самых богатых стран в мире. Данную закономерность давно исследуют ученые, назвав ее «голландская болезнь». Она выражается в том, что чем больше на территории полезных ресурсов, тем беднее проживающее здесь население. Это происходит во многом из-за низкого уровня развития предпринимательства, в особенности малых предприятий, функционирующих в производственной деятельности [4. С. 30-41].
Сегодня малые отечественные предприятия участвуют в выпуске лишь небольшой части общественного продукта. Одной из главных причин создавшегося положения является отсутствие или низкий уровень ресурсного обеспечения малого предпринимательства как необходимого фактора становления социально-экономических условий рыночной модели развития. Малые предприятия являются основным источником новых рабочих мест, в частности - предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью. Для изменения ситуации и негативных тенденций необходимо существенно повысить роль взаимодействия малых предпринимательских структур с крупными предприятиями с целью эффективного использования региональных факторов производства. Особое место в этом отношении занимает создание финансовых фондов для дополнительного финансирования социально значимых направлений деятельности с участием крупных предпринимательских структур и создание малых предприятий [6].
Мировой опыт наглядно свидетельствует, что координация государством направлений стратегического развития с планами крупных корпораций значительно повышает уровень предсказуемости развития среды хозяйствования для экономических субъектов. При этом эффективность использования факторов регионального производства возрастает, при взаимодействии малых и крупных предприятий, на основе взаимовыгодного сотрудничества с учетом интересов и обеспечением реализации конкурентных преимуществ всех участников интеграционных процессов. Важно учитывать тот факт, что экономика высокоразвитых стран базируется на двух основных составляющих: это малые и крупные предприятия. Крупные предприятия обеспечивают экономике управляемость и устойчивость, создают условия для внедрения и развития инноваций в научно-технической сфере. Малые предприятия способствуют гибкой и адекватной реакции системы на изменения внешних условий и индивидуализации производства. Данное обстоятельство приобретает особую значимость в небольших населенных пунктах и моногородах. Именно в таких городах региона доминируют национальные и транснациональные компании, как правило осознающие свою социальную ответственность за развитие территорий, являющихся зонами их интересов. Основной здесь является проблема органи-
2015. Т. 25, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
зационной культуры: горожане считают себя здесь временными жителями при комбинатах буровых, угольных шахт. Традиционные методы помощи предпринимательству здесь действуют неэффективно: бюджетных ресурсов на таких территориях недостаточно, поэтому в основном развиваются только предприятия, работающие на потребности корпорации. Для устойчивого развития предпринимательства и, как следствие, для устойчивого развития этих городов требуется диверсификация градообразующей базы и приход в экономику других средних и крупных предприятий из других отраслей [2. С. 199-200; 7].
Вместе с тем существуют определенные сферы политики в области развития малого предпринимательства, в которых возможно предложить такие рекомендации, которые бы подходили практически всем городам с аналогичной структурой хозяйства с учетом определенной «местной» корректировки. Также необходимо учитывать, что не все градообразующие предприятия имеют в настоящее время возможности тратить время и средства на различные непрофильные для себя программы. Эти рекомендации, скорее, рассчитаны на «относительно благополучные» предприятия, которые могут позволить себе проводить политику в области поддержки малого бизнеса. Действия градообразующих предприятий в данной сфере могут быть в первую очередь направлены на содействие решению наиболее насущных проблем малого бизнеса. К таким проблемам относятся: недостаток оборотных финансовых средств, нехватка производственных, торговых и иных площадей, проблемы со сбытом товаров и услуг, проблемы с поиском необходимой рабочей силы, недостаточная квалификация имеющегося персонала и др.
Направления деятельности, связанные с управлением взаимодействия малых и крупных предприятий, могут быть эффективно реализованы в рамках территориального механизма, функционирующего в условиях монопрофильного города. Данный механизм представляет собой органическое единство новых методов управления, техники и технологии на основе государственно-частного партнерства. Главной особенностью этого единства является способность к саморегуляции, реализующейся через наличие обратной связи. Наличие обратной связи позволяет скорректировать цели регионального развития взаимодействующих предприятий согласно текущей экономической конъюнктуре и макроэкономическим колебаниям, а также установить приоритетность выполнения поставленных задач. На местном уровне возможно принятие наиболее эффективных решений для стимулирования и координации развития взаимодействия малых и крупных предприятий и максимизации отдачи от затраченных ресурсов с целью комплексного воздействия на городское хозяйство. В этом смысле предпринимательские структуры выступают в качестве одного из важнейших элементов региональной экономики, характеризующегося переходным характером организации управления. Деятельность органов власти становится ориентированной на повышение эффективности деятельности данных форм организации бизнеса в системе регионального воспроизводства [8].
Какие же шаги необходимо предпринять, чтобы малое предпринимательство эффективно развивалось в нашей стране? Государство должно обратить свое внимание на возможность взаимодействия малых предприятий с крупными предпринимательскими структурами. Направляя усилия и активно развивая данное взаимодействие в нашей стране, можно активно воздействовать на социально-экономическую систему с целью ее улучшения и, как убедительно свидетельствует зарубежный опыт, эта деятельность принесет свои продуктивные результаты. При организации такого взаимодействия выигрывают все участники интеграционных процессов - и малое, и крупное предприятия. Крупное предприятие по роду своей деятельности в определенной степени теряет свою гибкость и возможность быстро приспосабливаться к резким изменениям внешней среды, что может негативно сказывается на ее работе и развитии в будущем. Если же рассматривать в этом отношении малое предприятие, то ему довольно тяжело бывает выжить именно в начале своей деятельности. Недостаточное количество информации, ресурсов и влияния в мире бизнеса не позволяет малому предпринимательству сразу уверенно и твердо стоять на ногах. Но в то же время малое предприятие является более гибким и мобильным по сравнению с крупным. Малое предприятие имеет более тесные связи со своими потребителями, что позволяет более четко определять изменения во внешней среде, вкусы и предпочтения потребителей [3. С. 68-85].
Если государство будет способствовать взаимодействию малых и крупных предприятий, то будет решаться комплекс проблем. Малые предприятия при взаимодействии с крупными партнерами получают доступ к информации и другим необходимым ресурсам, что позволяет выйти на определенный, более высокий, уровень рентабельности и эффективное выполнение своих функций во мно-
гом за счет появления синергетического эффекта. При этом крупные предприятия также получают свои преимущества при взаимодействии с малыми партнерами. Крупное предприятие начинает более быстро и адекватно реагировать на изменения условий среды за счет активного учета изменений потребностей потребителей, сокращает время на организацию сотрудничества с появлением довольно близкого непосредственного контакта потребителей с производителем, в том числе на основе маркетинговой деятельности [13].
Крупное предприятие значительно экономит средства при взаимодействии с малым партнером за счет того, что нет необходимости проводить дополнительные исследования, открывать новые рынки, расходовать ограниченные средства на выполнение каких-либо дополнительных видов деятельности. Прежде всего это реклама, строительство, грузоперевозки, консалтинговые услуги. Крупное предприятие при взаимодействии с малым партнером получает одно довольно существенное преимущество для своей работы - это более рациональное распределение ресурсов. Так как крупные предприятия осуществляют выпуск партий продукции или услуг в процессе массового производства, они тем самым становятся менее гибкими, обеспечивая большее количество населения однотипными продуктами. Малое же предприятие в этом случае адаптирует продукцию в соответствии с потребностями по определенным сегментам рынка и сигнализирует обо всех изменениях руководству крупного предприятия, что позволяет быстро реагировать, меняясь и подстраваясь под интересы потребителя. Из всего этого можно увидеть явное преимущество от подобных союзов. Главное условие заключается в том, чтобы оставаться самостоятельными предприятиями - субъектами рыночной деятельности. Это предполагает сохранение своих соответствующих конкурентных преимуществ, поскольку может возникнуть ситуация, когда крупная предпринимательская структура возьмет под свою опеку малое предприятие, а последнее рискует потерять при этом присущую своей природе гибкость, что, в свою очередь, может довольно пагубно сказаться на деятельности данного субъекта. В этой связи возникает необходимость использования соответствующих форм взаимодействия. Существует несколько уже довольно распространенных форм взаимодействия крупных предприятий с малыми. Данные формы выражаются в виде следующих взаимодействий: лизинг, франчайзинг, субконтрак-тинг, консалтинг, венчурное финансирование [14].
Развитие малого предпринимательства, в отличие от средних и крупных предприятий, в значительно большей степени зависит от воздействия внешней среды. Предпринимательство и экономика находятся в прямой зависимости, непосредственно влияя друг на друга и на жизнь общества. Рассмотрев основные формы взаимодействия, можно сделать вывод, что государству в лице органов власти необходимо уделять большее внимание на создание условий для сотрудничества крупных и малых предприятий. Это позволит предпринимательским структурам более эффективно функционировать, решая при этом многие не только экономические, но и социальные проблемы. С развитием таких форм взаимодействия появится большее количество малых предприятий, которые будут уверенно чувствовать себя на рынке, а крупные предприятия станут более мобильными и восприимчивыми к изменениям внешней среды. На современном этапе при возросшем понимании необходимости сотрудничества государства и рынка возникают вопросы по поводу форм, методов, направлений и глубины данного взаимодействия. В российских условиях может быть использован богатый зарубежный опыт, но при этом необходимо учитывать специфический опыт взаимодействия предпринимательства с государством в России [1. С. 45-64].
В регионах интеграционные процессы призваны способствовать повышению жизненного уровня, связанного с появлением новых рабочих мест и снижением уровня безработицы. Конечно, в реалиях затянувшегося переходного периода России совершается слишком много ошибок, главной из которых является ориентация экономической активности на добычу и продажу необработанных природных ресурсов. Происходит асимметричное развитие отраслей, сфера обращения значительно превосходит сферу производства, где должна создаваться прибавочная собственность как источник стабильного благосостояния и экономического роста. Важно понимать, что рассматриваемые формы взаимодействия являются средством в единой стратегии при достижении главной цели, которая заключается в обеспечении условий для всестороннего развития каждой личности при равных условиях в повышении и поддержании высокого уровня конкурентоспособности отраслей промышленного и общественного производства. Результатом деятельности данного производства является прежде всего человек, член общества, порядочный, здоровый, активный, образованный, патриот своей родины. Без стремления к данной цели соответствующие средства, к которым собственно относятся малое предпринимательство и взаи-
2015. Т. 25, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
модействие предприятий, становятся невостребованными. Данное обстоятельство в конечном итоге является причиной создавшегося на сегодняшний день положения, когда количество малых предприятий существенно не растет, соответственно, не появляются новые рабочие места и возможности осуществлять экономическую деятельность для широких слоев населения [7].
Поскольку на современном этапе сложилась ситуация, когда Архангельская область ограничена в ресурсном обеспечении малого предпринимательства, существенно повышается роль взаимодействия малых предпринимательских структур с крупными предприятиями. На наш взгляд, было бы целесообразно развивать данное взаимодействие по направлениям, соответствующим основным особенностям региона.
1. Адаптация организационных условий в плане разработки нормативно-правовой базы по созданию благоприятных предпосылок для взаимодействия хозяйствующих субъектов. Важным в этом направлении представляется реализация уже существующих нормативно-правовых актов и законов, а также участие государственных органов в гарантийном обеспечении взаимодействия путем введения государственного заказа, разработки программ и в получении кредита в банках.
2 Аккумулирование финансовых фондов для дополнительного финансирования крупных и создания малых предприятий. Данное направление будет осуществляться по следующим ключевым этапам:
- увеличение адресного финансирования взаимодействующих предпринимательских организаций;
- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активно кредитовать создание новых предприятий;
- создание элементов современной инфраструктуры, бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков и т. д., способствующих скорейшему и оптимально упрощенному взаимодействию предприятий;
- эффективное использование возможностей финансового франчайзинга и лизинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса.
3 Создание правительством области благоприятной ситуации в сфере налогообложения. Для этого необходимо определить приоритетные сферы развития, такие как промышленное производство, образование, культура, спорт и т. п., по которым будут предоставляться необходимые льготы крупным предприятиям при условии финансирования деятельности малых фирм.
4. Внедрение мероприятий по активизации и преодолению доминирующего консервативного типа потребительского спроса, вызванного низкими доходами населения. Низкий уровень потребления, препятствуя активному обновлению ассортимента товаров и услуг, не способствует освоению и внедрению новых технологий.
5. Активизация деятельности по налаживанию межведомственной координации в области и с федеральным центром по эффективному сотрудничеству всех уровней управления в решении вопросов организации взаимодействия предприятий от министерств и ведомств до поселковых управлений.
Рассматривая малые предприятия как важный фактор развития региональной экономики, необходимо обратить внимание на создание условий для обеспечения их эффективного создания и функционирования. Ключевым аспектом в этом отношении является материально-финансовая поддержка, но поскольку область в период кризиса ограничена в финансовых средствах, то на первый план выходит использование ресурсов крупных предприятий. Добиться этого возможно при создании соответствующих стимулов для взаимодействия предприятий, в том числе в рамках государственного и муниципального заказа и участия в совместных направлениях развития с созданием системы финансирования поддержки малых предприятий. Функционирование малых предприятий в системе подразумевает возможность появления доступа к различным источникам финансовых средств, поскольку для этого появляются организационно-правовые предпосылки, создаваемые органами власти. Это прежде всего программы развития и индикативное планирование. Также малое предприятие в сотрудничестве с крупным предприятием может рассчитывать на доступ к ресурсам последнего, том числе в соответствии с формами взаимодействия.
Заслуживает пристального внимания тот факт, что развитие только крупных хозяйствующих субъектов, в том числе естественных монополий, значительно снижает эффективность рыночных процессов, повышая дифференциацию доходов населения, создание и поддержание олигархии и, соответственно, нагнетание политической и социальной напряженности. Довольно показательным
примером в этом отношении является кризис на Украине, который был вызван в том числе отсутствием возможности для значительного количества населения применить свои ресурсы в малом предпринимательстве. На это довольно часто и активно указывали оппозиционные партии во время предвыборной кампании президента Януковича. Как уже было указано выше, значительная часть молодого населения в условиях ограниченного доступа к предпринимательским технологиям, получая довольно качественное образование, попросту не могла трудоустроиться на тех местах, где можно было бы эффективно реализовать свой потенциал. Аналогичные процессы происходили в странах так называемой «арабской весны». Внешнее воздействие с помощью определенных политических технологий стало последней каплей - катализатором зародившихся деструктивных процессов [5].
Именно малый бизнес может стать действенным средством для решения актуальных социально-экономических задач в регионах России при создании определенных благоприятных условий, в том числе за счет организации эффективного взаимодействия с крупными предпринимательскими структурами. В этой связи довольно важным представляется необходимость изучения зарубежного опыта, который во многом несет в себе суть эффективного маркетинга [12].
При рассмотрении функционирования ряда зарубежных компаний можно получить довольно ценный опыт в сфере управления взаимодействием предпринимательских структур и правильного построения бизнеса. На данный момент можно наблюдать ситуацию, когда предприниматель-собственник как малого так и крупного предприятия направляет свою деятельность на обеспечение прежде всего собственного благополучия в ущерб интересам местного сообщества, что в итоге нередко приводит к снижению эффективности бизнеса и даже банкротству. Именно сотрудничество и взаимодействие субъектов хозяйственной деятельности создают предпосылки для эффективного использования местных факторов производства и реализации потенциала региона. Соответственно, российским предпринимателям необходимо менять прежде всего философию ведения бизнеса, поскольку каждое предприятие в первую очередь должно работать на удовлетворение потребностей населения, а чтобы этого достигнуть, необходимо научиться эффективно управлять компанией, ресурсами и быть более мобильными и близкими к потребителю. Добиться этого позволяет соответствующая деятельность органов власти в создании благоприятных условий и мотивации для интеграционных процессов. Предпринимательская деятельность при интеграции хозяйствующих субъектов позволяет осуществить инновационные преобразования, способствующие решению проблем и повышению уровня жизни и конкурентоспособности региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альхимович И. Взаимодействие малых и крупных предприятий как фактор трансформирования экономики ресурсно-ориентированных регионов: монография. Архангельск: Арх. ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. 160 с.
2. Альхимович И., Найденов Н. Актуальные проблемы социально-экономического развития предприятий, отраслей, комплексов: монография. Кн. 2 / отв. ред. Я.М. Максимов. Авторские материалы: глава 10. Создание системы взаимодействия крупных малых предприятий как фактор конкурентоспособности Северных регионов. С. 199-213. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. 295 с.
3. Альхимович И. Предпринимательство и государство: роль, значение и функции в активизации развития рыночной экономики: монография. Архангельск: САФУ им. М.В. Ломоносова, 2013. 123 с.
4. Альхимович И. Предпринимательство как фактор становления социально-экономических условий рыночной модели развития: монография / Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова. Архангельск: ИД САФУ, 2014. 114 с.
5. КампантеФ., ЧорД. Почему арабский мир оказался на пороге революции? Школьное образование, экономические возможности и «арабская весна» // Вопросы экономики, 2013. № 2.
6. Киварина М.В., Костусенко Е.И. Эволюция моделей и форм взаимодействия властных и предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2014. № 4 (250). С. 16-22.
7. Латуха М., Цуканова Т. Талантливые сотрудники в российских и зарубежных компаниях // Вопросы экономики. 2013. № 1.
8. Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход // Российское предпринимательство. 2013. № 24 (246). С. 18-29.
9. Соколов В. Восточноазиатский машиностроительный кластер // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 4. С. 36-44.
10. Хрусталев Е.Ю., Боташева А.С. Сетевое планирование и управление региональным развитием как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 4. С. 2-9.
11. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. 3-е изд. СПб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 1997. 480 с.
12. Ireland R., Hitt M., Vaidyanath D. Strategic Alliances as a Pathway to Competitive Success // Journal of Management. 2002. Vol. 12 28 (3). Р. 413-446.
13. Sodona T. Honda: Global manufacturing and Competitiveness // Competitiveness Review. 2002. Vol. 12 (1). Р. 7-13.
14. Verhees F.J.H.M., Meulenberg M.T.G. Market Orientation, Innovativeness, Product Innovation, and Performance in Small Firms // Journal of Small Business Management. Vol. 42. Р. 134-154.
Поступила в редакцию 12.05.15
I.N. Alkhimovich
ON THE PROBLEMS OF REGION DEVELOPMENT AND THE INTERACTION OF BUSINESS STRUCTURES (BY THE EXAMPLE OF THE ARKHANGELSK REGION)
The paper discusses the relationship of transport and business organizations development with socio-economic status of the region by the example of the Arkhangelsk region. The focus is on the problems associated with unemployment and its reasons. The reasons are primarily the following: the low level of attention to the cultivation of positive values with the creation of institutions of civil society, the existing imbalances of sectors of the economy and the insufficient development of small enterprises as main sources of new jobs. The lack of prospects associated with the presence of interesting and well-paid work reduces the motivation of young people to return home and to take employment in their native city. As a result, the number of reasons for the growth of patriotism in relation to a "small" home reduces. The main attention is paid to the creation and promotion of favorable conditions for business development and to the organization of small and large enterprises' interaction by using the effective forms of integration, when companies within an integrated system reach mutually beneficial results. The main conclusion of the paper is that in Russian regions the entrepreneurial business and the interaction of organizations are not well developed, which adversely affects the level of employment and the effectiveness of using the productive factors. The performance of small enterprises and the entire integrated structure will be directly linked to the interests and needs of the local community, as the mechanism to strengthen the system of interaction is based on compliance with the conditions of cooperation between authorities, the public and entrepreneurs. The main goal is to create conditions for effective realization of entrepreneurship potential as a necessary institution of modern society. It seems appropriate to organize the conditions for interaction between business organizations in order to increase the competitiveness of the regional economy.
Keywords: unemployment, transport, region, small businesses, patriotism, interaction of business structures.
Альхимович Игорь Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, филиал в городе Коряжме 165651, Россия, г. Коряжма, пр. Ленина, 9 E-mail: alkhim@atnet.ru
Alkhimovich I.N.,
Candidate of Economics, Associate Professor at Department of management
Northern (Arctic) Federal University (Branch in Koryazhma) 165651, Russia, Koryazhma, prosp. Lenina, 9 E-mail: alkhim@atnet.ru