Научная статья на тему 'Ценностно-смысловая основа материалов журнала «Огонек»'

Ценностно-смысловая основа материалов журнала «Огонек» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
922
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТНО-ОБРАЗУЮЩАЯ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИ-РУЮЩАЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ СМИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ И САМОСОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / АКСИОЛОГИЯ СМИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ / НОРМАТИВНЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / VALUE SYSTEM / VALUE-GENERATING / VALUE-ORIENTING CULTURAL / EDUCATIONAL / IDEOLOGICAL FUNCTIONS OF MEDIA / SOCIALIZATION / ENCULTURATION / LEVEL OF CONSCIOUSNESS / IDENTITY AND SELF-AWARENESS / VALUES IDENTIFICATION / AXIOLOGY OF MEDIA / VALUE-SEMANTIC FIELD / REGULATORY AND SYNTHETIC VALUE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зеленина Е.В., Порецкая Т.Ю.

В статье исследуется ценностно-смысловая основа журналистики, рассматриваются нормативные и синтетические ценности. Предъявляются результаты качественного анализа публикаций журнала «Огонек» с точки зрения проявленности в них ценностно-смысловой составляющей. Отмечается наличие кризиса восприятия действительности и установки на свободу выражения мысли. Транслирование СМИ ценностно-смысловых основ, связанных с исторически сложившимися и заложенными нормативными ценностями, способствует стабильности общества. Транслирование изначально чуждой парадигмы ценностей ведет к дестабилизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SEMANTIC BASIS OF MATERIALS OF THE MAGAZINE "OGONEK"

The article examines the axiological basis of journalism, discusses regulatory and synthetic values. Are the results of the qualitative analysis of the publications of the magazine "Ogonek" from the point of view of manifestation in them of value-semantic component. It is noted the existence of a crisis of perception of reality and direction to the freedom of expression. Broadcast media axiological bases associated with historical and inherent normative values, contributes to the stability of society. Broadcast originally alien paradigm of values leads to destabilization of the society.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловая основа материалов журнала «Огонек»»

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016

УДК: 070

ББК: 76.0

Зеленина Е.В., Порецкая Т.Ю.

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ОСНОВА МАТЕРИАЛОВ ЖУРНАЛА «ОГОНЕК»

Zelenina E. V., Poretskaya T. Yu.

VALUE-SEMANTIC BASIS OF MATERIALS OF THE MAGAZINE "OGONEK"

Ключевые слова: система ценностей, ценностно-образующая, ценностно-ориенти-рующая культурно-просветительская, идеологическая функции СМИ, социализация, инкультурация, уровень сознания, самоидентификация и самосознание, ценностная идентификация, аксиология СМИ, ценностно-смысловое поле, нормативные и синтетические ценности.

Keywords: value system, value-generating, value-orienting cultural, educational, ideological functions of media, socialization, enculturation, level of consciousness, identity and self-awareness, values identification, axiology of media, value-semantic field, regulatory and synthetic value.

Аннотация: в статье исследуется ценностно-смысловая основа журналистики, рассматриваются нормативные и синтетические ценности. Предъявляются результаты качественного анализа публикаций журнала «Огонек» с точки зрения проявленности в них ценностно-смысловой составляющей. Отмечается наличие кризиса восприятия действительности и установки на свободу выражения мысли. Транслирование СМИ ценностно-смысловых основ, связанных с исторически сложившимися и заложенными нормативными ценностями, способствует стабильности общества. Транслирование изначально чуждой парадигмы ценностей ведет к дестабилизации общества.

Abstract: the article examines the axiological basis of journalism, discusses regulatory and synthetic values. Are the results of the qualitative analysis of the publications of the magazine "Ogonek" from the point of view of manifestation in them of value-semantic component. It is noted the existence of a crisis of perception of reality and direction to the freedom of expression. Broadcast media axiological bases associated with historical and inherent normative values, contributes to the stability of society. Broadcast originally alien paradigm of values leads to destabilization of the society.

Ценностные ориентации журналистов

Изучение функционирования идеалов и ценностей в журналистике позволяет сформировать актуальные представления о ценностном содержании медиасферы, ценностном многообразии духовно-нравственной, культурной, коммуникационной и социально-политической среды обитания индивида, месте и роли ценностей в журналистском творчестве. Важная цель на сегодняшний день - определение места и роли журналистики и журналистов в социальной действительности как источника и ретранслятора ценностей во всем их предметно-смысловом многообразии.

Ценностно-образующую функцию журналистики не стоит путать с «идеалотворчеством». «Безответственное идеалотворчество приводит к утопиям, превращается в идолотворение, вместе с тем это непременное основание достижений человека. Современный идеал ориентируется на ценности свободы, справедливости, демократии, ответственности, непримиримости к насилию и ненасилию, экономически оправданной планетарной общности людей... Антиподами выступают человеконенавистничество, стя-

жательство, культ силы, вседозволенность».1

Система ценностей динамично развивается вместе с развитием конкретно взятого государства или общества, соответственно их релевантность находится в прямой зависимости от эволюции или деградации социальной общности, она либо поднимается на новую ступень, либо опускается ниже. Существует несколько параметров, которые определяют точку нахождения ценностной парадигмы в конкретный исторический период и предсказывают ее движение. К таким ключевым факторам изменения условного графика расположения ценностей обычно относят историческое время, менталитет нации, систему управления государством, систему ценностей нации.2

Историческое время складывается из календарного времени, из времени протекания политических процессов, из времени существования медиа-явлений и потенциального време-

1 Канке В. А. История, философия и методология социальных наук. - М.: Логос, 2001. - С. 159.

2 Журналистика. Общество. Ценности: Коллективная монография / Ред.-сост. В.А. Сидоров. -СПб.: Петрополис, 2010. - С. 380.

ни, необходимого на те или иные перемены.1 Исследователь В.А. Сидоров выделяет такую категорию, как время бытия журналиста. «Будучи соединенным, и даже спаянным, с категорией времени [оно] начинает означать социальную реальность как интегральную совокупность проявлений экономических и политических отношений между людьми в их идеологическом и ценностном оформлении».2 Время имеет преломление в сознании журналиста, что позволяет ему судить о том, какая проблематика актуальна на данный момент, что уже потеряло свою актуальность и кануло в историю, какие темы стали «вечными» и какие вопросы имеют сиюминутное значение. Вместе с этим, журналисту не подвластны методы контроля над временем, нужный момент актуальности может быть потерян или, наоборот, увековечен, а может быть и своевременным. Здесь следует заметить, что категорию времени невозможно рассматривать в отрыве от понятия пространства, поэтому правильнее всего рассматривать эти явления в совокупности через понятие хронотопа.

Менталитет нации включает в себя взаимосвязь природы, истории, культуры и социума на территории этой нации. В это понятие входит иерархия идей, взглядов, представлений о мире, человечестве, о себе (самоидентификация и самосознание), оценок (уровень сознания), вкусов (подсознания), культурных и бытовых традиций, средств выражения мысли, которые согласовываются с общими представлениями о природе реальности (онтология), человеческой природе (антропология) и истории человечества (философия истории). Если говорить об одновременном существовании на одном пространстве нескольких менталитетов, один из которых преобладает и доминирует над другим или имеет место трансформация одного под воздействием другого, то такое сосуществование приводит к ощутимым изменениям в жизни общества и государства. Эти процессы мы и наблюдаем сегодня в российских СМИ.

Система ценностей - это выстроенная в соответствии со значимостью ориентаций иерархия, в которой есть место позитивным и негативным оценкам. Система ценностей нации опирается на ее менталитет, культуру, в том числе политическую. Она проявляется в моде-

1 Там же.

2 Сидоров В.А. Интеллект, талант и время бытия: три составляющие и три условия творческого потенциала журналиста [Текст] / В.А. Сидоров // Журналистика в мире политике: Спрос на интеллект: материалы секционного заседания Дней Петербург-скойфилософии-2007 / Ред.-сост. В.А. Сидоров. -

СПб., 2008. - С. 122.

лях поведения и таким образом делает предсказуемым поведение членов общества. Национальные ценности сохраняют, интерпретируют, используют и транслируют различные социальные институты, в числе которых семья, воспитательные, образовательные учреждения, церковь, армия, общественные и политические организации и, конечно же, СМИ.

Ценностно-смысловая функция журналистики вытекает, во-первых, из общепринятого утверждения, согласно которому журналистика является областью духовного производства -смыслов, логических связей и ценностных установок. Во-вторых, жизнью общества руководят не только законы, нормы, традиции и культура, но и высшие цели и задачи, не имеющие сроков к исполнению. Поднимая вечные вопросы, журналисты не просто отдают дань литературному долгу, но и напоминают обществу об этих вневременных цивилизационных задачах. Наконец, ретранслирование ценностных установок в той или иной степени присутствует в общепринятых функциях СМИ - социализации, культурно-просветительс-кой, идеологической, ценностно-ориенти-рующей - дополняя в итоге функцию ценностно-образующую.

Журналисты создают для общества новые идеалы, купируют старые и определяют тот климат в обществе, в котором оно существует в ближайшей и длительной перспективе. Существуют два вектора перемен - «сверху» и «снизу». Увидеть это возможно и в результатах журналистской практики, когда, например, правительство запускает программу по возрождению семейных ценностей как основы крепкого государства, а журналисты подхватывают эту тему3. Или, наоборот, когда материалы журналистов обобщают наблюдения, общественное мнение, социологический анализ и на этой основе поднимают вопрос о смене отношения к существующим общественным и политическим идеалам. Несомненно, смена представлений об идеале первична, трансформация общества - это следствие перемен. Когда происходит смена политического режима или системы, то подразумевается, что этой смене предшествовала идеологическая подготовка - в сознании власть имущих и журналистов, в коллективном сознании всего общества.

Критическая неустойчивость в сфере идеалов, приоритет экономического развития и политическая обособленность оказывают двоякое влияние: с одной стороны, эти факторы замедляют модернизацию, с другой - оказывают вли-

3 См. Зеленина Е.В. Как писать о семье и избежать шаблонов. - М., 2015.

яние на формирование краткосрочного планирования общественного развития, мешая созданию долгосрочных задач и устойчивых идеалов. Тупиковые пути формирования ценностных идеалов - утопических либо бессодержательных - связаны с так называемой аксиологической дисфункцией (в обществе и в журналистике), которая связана с порождением псевдосмыслов, то есть с антитворчеством. Смысловой единицей такого творчества мы обозначим такое понятие, как «синтетическая ценность».1

Содержание этого понятия можно рассматривать в двух плоскостях. Во-первых, под синтетической ценностью можно понимать псевдоценность, идею возведенную в ранг ценности, которая по сути ей не является. Обычно синтетические ценности формируются по факту переосмысления уже имеющихся ценностей, наполнения их новыми коннотациями, несоответствующими реальности. Слово «синтетический» в данном случае несет нагрузку искусственности, неадекватности фактам реальной политики, символизирует синтез, объединение несовместимых позиций. Термин этот также пока не устоялся в современной научной литературе, среди его синонимов - эрзац-ценности, «тамагочи»-ценности и т.п.

Обобщая, можно сказать, что синтетические ценности - положительно переформулированные социальные явления/институты/ представления, чьим опытом является не общественное благо, а деградация общества, деструкция социальных связей и подрыв национального самосознания, которые возникают в условиях духовного вакуума в обществе.

Например, публицисты и аналитики выделяют такие новые реалии, как «гламурный исламизм» (одновременная декларация «удобных» законов шариата и принятие опять же «удобных» европейских ценностей), «национализм меньшинств» (когда национальное большинство начинает чувствовать себя неуютно в собственной стране) и другие феномены. Синтетические ценности - это своеобразное жонглирование в духовной сфере, позволяющее умело и незаметно подменять традиционные устои временными идеологемами. Отдельные принципы и идеалы глобализации также можно отнести к синтетическим ценностям. Речь идет о стирании границ национальной идентичности, о слиянии несовместимых аудиторий и социальных групп, о доминировании глобальных экономических интересов над локальными по-

1 Журналистика. Общество. Ценности: Коллективная монография / Ред.-сост. В.А. Сидоров. СПб.: Петрополис, 2010. - 387 с.

литическими устремлениями и т.д. Переустройство общества и динамика политических процессов качественно влияют на журналистику и систему средств массовой информации. Наблюдается повышение интереса к информационно-аналитическим программам. Меняется структура социальных слоев, которая влечет за собой перетасовку аудиторий СМИ. Политическая активность идет на спад и ведет за собой «измельчание» проблематики общественно-политических изданий и все больше уходит в сторону массовой проблематики и развлекательного контента.

Синтетические ценности рождаются в ходе политического дискурса, а затем продолжают свое существование в коммуникативном пространстве - здесь они окончательно оформляются и закрепляются на страницах СМИ для создания некой информационной подушки безопасности, которая создает видимость заполнения возникшего вакуума национальных интересов.

Меняющееся время влияет и на скорости формирования ценностей в обществе. Процесс появления ценностей может быть стремительным, с одной стороны. С другой - процесс складывания представлений об идеалах в обществе является затяжным, и этот процесс затрагивает различные сферы общественной жизни и политики. Формирования идеалов - это постоянный процесс, в ходе которого одна часть нежизнеспособных идеалов отмирает, а другая адаптируется к традиционным представлениям. Некоторые новые идеалы способны менять привычные контуры традиций.

Необходимость устойчивых идеалов, отмечают многие исследователи, кроется в мифо-логичности массового сознания - потребность в ценностях, в вере, смысле жизни является одной из фундаментальных потребностей человека2. Ярко выраженной эта потребность становится в условиях ценностного кризиса, глубокого политического конфликта.

В ответ на ценностный плюрализм в политической реальности общество выдвигает запрос на устойчивые ценностные ориентации, отраженные в информационной картине мира. Поэтому в утверждении синтетических ценностей существует подвох: ценности теряют свое содержательное наполнение, оставаясь в медиа-пространстве лишь как образы/имиджи, которые готовы к немедленному «потреблению» аудиторией, но не выполняют аксиологических и идеологических функций. Представления об

2 Смолин О.Н. Политический процесс в современной России. - М., 2004. - С. 155.

идеалах, которые политики и журналисты предлагают зрителю, часто не имеют будущего.

В связи с этим мыслящая аудитория СМИ, к коей можно отнести и аудиторию журнала «Огонек», предъявляет специфические запросы к журналистским материалам. Они заключаются в спросе на предоставление достоверной и полной информации, проникнутой созидательным духом, совестливостью и наполненной подлинно жизненной философией. Как справедливо было подмечено в свое время журналистами «Русского репортера»: «В обществе очевиден запрос на реальное смысловое качество. Люди готовы платить не тем, кто предоставит им максимум новостей или развлечений, а тем, кто избавит их от шума, от лишней информации и эмоций». 1

Такой запрос читательской аудитории сейчас наиболее остро ощущается из-за ощущения информационного противостояния в системе глобальных политических отношений. Обществу как никогда нужна ценностная основа, способная объединить на своих началах целую нацию и консолидировать население страны. «В такой исторический момент обществу необходимы средства массовой информации, считающиеся с реальными информационными потребностями аудитории, создающие позитивный образ родной страны и культуры, пробуждающие чувство гордости к истории и языку. Это без преувеличений может быть названо вопросом жизненной важности»2.

Журналист, таким образом, может и обязан предоставлять своим читателям подлинную картину мира, отвечать на вопросы современности и выступать в качестве проводника в действительность. Так, к примеру, профессор М.В. Шкондин утверждает, что создаваемая в сознании массовой аудитории медиакартина мира способствует освоению и преобразованию его социумом в соответствии с возможностями общественного развития.3

Что касается «традиционного» ожидания читателя от российских СМИ, оно крепко завязано на гуманистических идеях, ориентации на человека и человеческие проблемы. Российская

1 Веселов А., Дятликовский В., Карцев Д. и др. Дивный информационный мир // Русский репортер. -№35 (264), 6-13 сентября 2012. - С. 11.

2 Зеленина Е. В., Порецкая Т. Ю. Медиагерой нашего времени (по результатам контент-анализа журнала «Русский репортер») // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 5 (97). - С. 158.

3 Шкондин М.В. Журналистика как фактор освоения мира социумом // Социально-гуманитарные знания. - 2013, № 4. - С. 62.

журналистика насчитывает более трех веков своей истории и на протяжении всего своего развития была антропоцентричной и разрабатывала человеческую проблематику. Поэтому сегодня качественная пресса все больше стремится сместить акценты с развлекательной, сенсационной журналистики «звездных» персон на журналистику, главным героем которой становится рядовой человек и его ценности, а также человек - герой своего времени, образец для подражания.

Анализ публикаций журнала «Огонек»

Следует обозначить, по каким критериям отбирались рубрики и материалы для работы. Основные принципы отбора рубрик условно можно разделить на формальные и необходимые в рамках исследования. К формальным отнесем следующие принципы: регулярность выхода рубрики; объем материалов в рубрике; тематический акцент номера на данной рубрике (смысловое ядро номера). К необходимым принципам в рамках исследования необходимо отнести - соответствие публикаций выбранной нами теме исследования или мощная ценностно-смысловая составляющая, предоставляющая плодородную почву для анализа; наличие портрета современника как примера для подражания.

В поле зрения исследования в журнале «Огонек» главным образом попали рубрики «Неделя», «Россия и мир», «Общество» и «Наука». Рубрика «Неделя» рассказывает читателю «Огонька» о том, что произошло в стране и мире за прошедшую неделю. Это своего рода дайджест прошедших событий в инфографике и лицах. Для нас рубрика интересна прежде всего тем, что она заключает в себе как события, так и реакцию на них, по которой непосредственно можно судить об отношении читателя к происходящему.

В рубрике имеются подрубрики. Подруб-рика «Эпицентр» включает в себя тему с главным событием недели, по мнению редакции. Надо сказать, что выбор главной темы недели так же говорит о ценностных установках журналистов.

За период, проанализированный в данной работе, - 2015 - весна 2016 гг. - в подрубрику «Эпицентр» попали несколько материалов с достаточно яркой ценностной окраской - текст о парижском саммите по климату («Климат врозь. Парижский саммит как зеркало глобального раздора», выпуск «Огонька» от 7 декабря 2015 года) и о встрече духовных лидеров на Кубе («Давно не виделись» и «Мир устал от конфликтов» номер «Огонька» от 15 февраля). Надо сказать, обе эти темы, а именно экология и

религия (вне экстремизма, ислама и терроризма) непопулярны в медиасреде, и примечательно, что они попали в «Эпицентр». Надо отдать должное журналу, «Огонек» старается охватить разные темы и затронуть все жизни общества. Кроме того, в этих публикациях напрямую были затронуты темы ценностной ориентации общества.

В интервью «Мир устал от конфликтов» с послом РФ при Святом Престоле Александром Авдеевым есть прямая отсылка к кризису идентичности и ценностной дезориентации, а также выходе из нее. Авдеев подчеркивает, что «Мир устал от конфликтов, от новых вызовов и угроз, от отсутствия конкретных рецептов, как действовать в новой ситуации. И поэтому человечество с надеждой смотрит на церковь, что подтверждает огромную роль христианства в современной цивилизации1».

В публикации про парижский климатический саммит прослеживается идея глобальной раздробленности мира. На саммит прибыло порядка 150 представителей различных государств, но негласной повесткой стали более мелкие междоусобные вопросы, климатические проблемы делегатов интересовали в последнюю очередь.

Еще одна подрубрика «Герои» задает тон журналу в лицах, по ним можно судить, кто является героем и антигероем по мнению «Огонька». В «Героях» обычно фигурирует 4 человека, каждый из которых стал участником какого-либо происшествия или события. Собственно, не сам человек является обычно инфоповодом для данной рубрики, но факт, который с ним произошел, или в котором он принял непосредственное участие. Обычно автор через специфический стиль подачи материала дает оценку самому герою и его действиям, и она не всегда нейтральная. В ходе анализа эти оценочные полутона журналистской подачи были разделены на «одобрение», «неодобрение», «скептицизм» и «нейтралитет». Стоит отдельно выделить авторскую оценку, которую мы обозначили как «скептицизм». По-другому обозначить такое отношение журналиста к своему герою было сложно, потому что через текст четко прослеживается сомнение в самом герое и его действиях, кроме того иногда слышится и явная издевка журналиста над героем.

Среди сфер деятельности героев чаще остальных встречаются политика и государственное управление, культура и искусство, правоохранительные органы и юриспруденция,

1 Пушкарская Е. Мир устал от конфликтов// Огонек. - 2016. - № 6 (5405). - С. 6.

а также наука и спорт. Не всегда отобранные инфоповоды в рубрике носят характер положительных примеров, иногда это забавные казусы или досадные оплошности. В любом случае, автор заметки всегда подсказывает, что «хорошо», а что «плохо». «Герои» - одна из тех рубрик, где журналисты явно демонстрируют свое отношение к герою публикации. В сравнении с остальными рубриками эта выглядит более оценочно окрашенной. Анализ данной рубрики показал, что в ней чаще всего встречаются следующие ценностные векторы: ориентация на активность и предприимчивость, целеустремленность как залог успеха и преданность любимому делу.

Следующей не менее важной подрубри-кой «Недели» является «Барометр». Подрубрика представляет собой статистический коллаж о жизни в России на различные темы, особенно нас будут интересовать разделы «Ваше мнение» и «Какие у нас настроения». Рубрика «Барометр» очень важна для нашего исследования, поскольку отражает через опросы и статистические данные смысловые запросы аудитории, на которые журналисты «Огонька» в идеале должны ориентироваться.

Например, в предновогоднем номере «Огонька» в рубрике «Барометр» был представлен опрос о том, где планируют россияне встретить Новый год. Результаты не стали сюрпризом - большая часть россиян планирует встретить праздник в кругу семьи. Показатели опроса косвенно говорят о высоком значении семьи в ценностной парадигме российского менталитета.

Как показали опросы рубрики в номере 49 (5399) «Огонька» от 14 декабря 2015 года, россияне в своем большинстве гордятся Россией, особенно ее историей, спортивными достижениями, заслугами в области литературы и искусства и научными открытиями. Вместе с тем, в том же опросе позиции социальной справедливости и экономики показали самые низкие результаты.

В том же номере был представлен опрос на тему свободы - насколько среднестатистический россиянин чувствует себя свободным. Лишь 8% россиян затрудняются ответить на вопрос о свободе: лагеря разделились приблизительно поровну среди тех, кто однозначно (и скорее да, чем нет) ощущает свою свободу и теми, кто не чувствует себя свободным (и скорее нет, чем да). Небольшой перевес на стороне тех, кто ощущает себя свободным.

В номере 48 (5398) «Огонька» от 7 декабря 2016 года в рубрике «Барометр» представлены опросы россиян на тему «Какой бы хотели

видеть Россию в будущем» и об отношении наших соотечественников к работе. По поводу перспектив России 36% респондентов ответили, что хотели бы видеть Россию как одну из развитых стран Запада и лишь 14% такой, как сейчас. Такие показатели говорят о преимущественной ориентации участников опроса на западную модель развития, стоит также отметить, что 23% опрошенных мечтают вернуться к советской модели. В итоге получается, что так как меньший процент проголосовал за нынешнее состояние страны, россияне в ценностном смысле застряли где-то между славным прошлым и современным Западом, при этом у наших соотечественников нет представления о том, какой путь развития свойствен в данный момент России. Налицо кризис восприятия действительности.

Опрос о работе говорит о том, что большинство россиян даже при условии достаточной обеспеченности не бросили бы работу, аргументируя это тем, что место работы их устраивает и без нее было бы скучно. Такие данные свидетельствуют о присущем русскому народу трудолюбию, которое не становится следствием погони за материальным благополучием.

О кризисе восприятия действительности говорят противоречия в опросах. Если вспомнить о результатах предыдущего опроса, где упоминалось об ориентации россиянина на Запад в отношении развития России, то данная установка меняется, если нашего соотечественника спросить напрямую, как он относится к западному образу жизни. Результаты данного опроса были представлены в номере 3 (5402) «Огонька» от 25 января 2016. С 2014 года по 2015 год процент россиян, отрицательно относящихся к западному образу жизни, вырос на 3% и составил 45% в совокупности, положительно к западной модели относятся 30% опрошенных. Но что даже более примечательно, 25% затрудняются ответить. Четверть наших сограждан просто не знает, как к этому относиться! Количество воздержавшихся от ответа заставляет лишний раз подчеркнуть наличие кризиса восприятия действительности.

В номере 1-2 (5401) «Огонька» от 18 января 2016 особый интерес представляет опрос на тему доверия россиян к представителям различных профессий. Наших соотечественников попросили оценить по пятибалльной шкале степень доверия к людям той или иной деятельности. По результатам исследования, россияне максимально доверяют рабочему, учителю и военнослужащему, а наименьшее доверие у них вызывают политики, бизнесмены и работники госорганов. Интересно, что в данном опросе можно проследить прямую зависимость резуль-

татов от уровня заработка представителя той или иной профессии, исключение составляет лишь профессия военнослужащего. Здесь можно проследить схему умозаключений среднестатистического россиянина, на основе которой он делает подобные выводы. Большой заработок -это привилегия, которую нельзя получить, будучи честным человеком (если мыслить стереотипно), соответственно, бизнесмены, политики и госслужащие, говоря простым языком, нечисты на руку. Если среднестатистический россиянин думает именно так, то отсюда вытекает еще одна ценностная установка соотечественника - на честность.

Не остается без внимания и образовательный сектор в опросах «Барометра». В номере 4 (5403) «Огонька» от 1 февраля 2016 поднимается вопрос о предпочтительном образовании для детей и внуков респондентов. 81% опрошенных желали бы для своих отпрысков обучение в высшем учебном заведении, 9% заявили, что образование не имеет значения, 4% воздержались, остальные равномерно распределились между средним и средне-специальным образованием. В данном случае мы наблюдаем ценностную установку на качественное и добротное образование, которое передалось нам в наследство с советских времен.

Второй вопрос в «Барометре» этого номера посвящен исследованию о свободе выражения, в ходе которого выяснилось, что 80% респондентов чувствуют себя свободно, обсуждая политическую ситуацию в России, только в кругу родных. Примечательно, что 64% опрошенных не готовы быть искренними даже в ходе соцопроса и подвергают свои взгляды самоцензуре. Подобное поведение объясняется страхом вызвать для себя негативные последствия. Такие показатели являются следствием прошлой исторической эпохи, когда рассуждать об обстановке в стране можно было только «на кухнях». Итак, мы наблюдаем кризис установки на свободу выражения мысли.

Логически продолжает тему свободы опрос, представленный в следующем выпуске «Огонька» в номере 5 (5404) от 8 февраля 2016. Речь в опросе идет уже о необходимости доступа государства к личной переписке. 58% опрошенных уверены, что государство не должно иметь доступ к личным перепискам в социальных сетях, почте и других ресурсах, а 25% россиян ответили утвердительно. Таким образом, получается, что большинство отстаивает право на личную свободу, а четверть соотечественников хотят быть в безопасности.

В номере 6 (5405) «Огонька» от 15 февраля 2016 представлены результаты опроса о том,

как смотрят россияне на 2016 год. При кажущемся пессимизме россияне смотрят в своем большинстве на текущий год с надеждой, а оставшаяся половина - с тревогой и неуверенностью. Опрос интересен тем, что общее настроение вне опроса по ощущениям весьма пессимистично, но, оказывается, россияне не оставляют надежд на то, что все наладится по пословице «Надейся на лучшее, но готовься к худшему». В любом случае, данный опрос характеризует российскую общественность как глубоко верующую.

Второй опрос в данном номере посвящен проблеме беженцев в Европе и отношении наших соотечественников к этому явлению. По статистическим данным на тему отношения россиян к беженцам можно судить о том, насколько россияне против ассимиляции с другой культурой: около 20% россиян их жалеет, но такое же количество их осуждает за поведение. Вместе с тем, 70% россиян против, чтобы беженцы жили с ними в одном городе или селе и 75% боятся, что проблемы Европы с беженцами отразятся на нас.

Результаты опросов обнаруживают сильные и слабые стороны государства по ощущениям россиян. Над этими пунктами необходимо работать сначала практически, а затем идеологически, предоставляя читателю уже конечной результат «работы над ошибками».

Обобщим тезисы, которые носят ценностный характер и которые присущи нашему соотечественнику, по версии «Огонька»: 1. Высокое значение института семьи; 2. Ценность понятия «Отечество»; З.Ориентация на западную и советскую систему развития одновременно; 4. Трудолюбие; 5. Простота и равнодушие к материальным ценностям; 6. Установка на честность; 7. Высокое значение уровня образования; 8. Кризис установки на свободу при наличии желания реализовать данную установку; 9. Безопасность; 10. Вера и надежда; 11. Желание сохранить свою национальную идентичность.

Далее предстояло выяснить, какие ценности транслирует «Огонек» в своих журналистских материалах и какие образы современников рисует, предлагая в качестве образца, «героя нашего времени». Для работы с этой частью анализа мы возьмем все ту же рубрику «Неделя», только будем рассматривать уже другие подрубрики, рубрику «Общество», но главным образом рубрику «Россия и мир». Эта рубрика не только транслирует ценности России для россиянина, но и в контексте положения России в мире, в каком свете она себя позиционирует и подает.

Начнем свой анализ с выпуска номера 48

(5399) «Огонька» от 14 декабря 2015 и постараемся осветить все самые интересные публикации с точки зрения целей исследования.

«Оказалось, мы ничего не знаем друг о друге» - так называется статья Виктора Лошака1 о прошедшей в декабре встрече деятелей науки и культуры в Минске, на встрече присутствовали делегации от Украины и от России. Понятно, что встреча никак не могла протекать вне политического расклада. Виктор Лошак в своем тексте делает акцент на том, что СМИ, которые массово и тщательно пережевывали все события с самого начала, доводя до пика градус неприятия стран друг к другу, в какой-то момент просто бросили эту тему и замолчали. Даже попытка установить этой встречей хотя бы символический мир сегодня оказалась никому неинтересной. Это происходит от того, что все прекрасно понимают: в ближайшее время ничего масштабного, похожего на мирное взаимодействие не получится. Данная публикация приведена здесь к вопросу о том, что повестка дня в средствах массовой информации в большинстве своем формируется очень пристрастно, и раз уж россияне со своей стороны, а украинцы со своей, вычеркнули друг друга из «родственников» и тем самым поменяли в некотором роде парадигму мышления, то никакое издание не рискнет взять на себя роль разрушителя стереотипов. Хотя следуя журналистской этике, СМИ должны были отметить факт попытки налаживания общения. Данная публикация нацелена как раз на то, чтобы попытаться развеять устойчивый враждебный флер между Украиной и Россией и попытаться деформировать стереотипное восприятие. Материал призывает читателя к здравой оценке происходящего, отказу от шаблонного мышления. В качестве главной ценности транслируется независимость и свобода суждения, автор призывает к чувству справедливости и рациональности, а также к толерантному отношению к украинцам (вне вражеского стереотипа).

В номере 49 (5399) от 14 декабря 2015 нас особенно интересуют публикации «Климат не ждет» и «Рано или поздно выберемся». В первой речь идет о все том же нашумевшем парижском саммите, который оказался вовсе не климатическим, а политическим. И если в публикации на ту же тему, которую мы обсудили ранее, речь шла о самом факте подмены ведущего направления мероприятия, то этот материал рассказывает уже о необратимых последствиях,

1 Лошак В. Оказалось, мы ничего не знаем друг о друге // Огонек. - №48 (5399) от 14 декабря 2015. // Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2856088.

которые произойдут с Землей в случае, если ведущие страны ни о чем не договорятся. Ведущие ценностные векторы текста - экологическая сознательность, призыв к ответственности и общий антиполитический настрой. Последний вектор можно объяснить через осуждение в тексте глав государств, прибывших на саммит. Фактически они приехали решить свои локальные политические проблемы, поговорить на тему терроризма, которая вспыхнула сегодня с новой силой. Акцент делается на том, что политики в большинстве своем не могут работать на долгосрочные перспективы, но сегодня как никогда важно договориться именно о глобальных и долгосрочных обязательствах, потому что климат, как следует из названия материала, ждать не будет.

Вторая публикация в том же номере посвящена кризису, и, как это ни странно, она более позитивная. На примере этой публикации можно смело говорить о том, что почувствовав всеобщий пессимизм, редакция журнала «Огонек» решила выпустить материал, который бы не подавал нынешнюю ситуацию в розовых тонах, но при этом бы вселил хоть какую-то надежду в читателей или хотя бы подбодрил их. Это один из тех немногих случаев, когда редакция оправдывает ожидания читателя и отвечает на их ценностный запрос. Если сузить все интервью с главным советником главы Аналитического центра профессором Леонидом Григорьевым до главного тезиса, суть в следующем: кризис, даже затяжной, не означает «конец всего»; нужно радоваться мелочам и реализовывать возможности, до которых не доходили руки; важно приспосабливаться и решать проблемы, не теряя при этом позитивного настроя и желания интересно жить. С учетом того, что россияне склонны верить и надеяться, такая информация оказалась очень кстати при том, что она не потеряла в достоверности.

В номере 50 (5400) от 21 декабря 2015 нас больше всего интересуют публикации «Служи и пой» Виктора Ерофеева и «Попали в абстракцию».

«Служи и пой» - это материал, посвященный одновременно итогу 2015 года, о котором автор не лучшего мнения - «напряженный, нервный год, который набросился на нас с реальной, не компьютерной войной» - и о том, что для страны наступило переломное время, время экономического и ценностного кризиса1. Для нас эта публикация важна в том смысле, что она является глубоко авторской, если можно так

1 Ерофеев В. Служи и пой //Огонек. - № 50 от 21 декабря 2015// Источник: http://www.kommersant.ru.

выразиться. Сам факт наличия у публикации «лица» говорит о стремлении «Огонька» расширить и обогатить обыкновенно нейтральное повествование некой эмоцией, а также разнообразить палитру мнений на своих страницах. Что касается ценностей, то автор материала спешит предупредить читателя о возрождающемся времени войны, «мобилизации душ», к которой граждане, по его мнению, относятся пугающе воодушевленно. Он призывает ломать стереотипы, навязанные государством о том, что Запад -это враг, и не верить в набирающую силу идеологию самобытности России, поскольку получается, что «из коммунизма вынули начинку, но скелет принесли назад». Ключевой посыл - будь рационален и взвешен, не верь всему, что пишут; будь независим и свободен в своем мнении; ищи справедливости и умей отстаивать свою точку зрения; а также лежащий на поверхности призыв не быть безвольным рабом идеологической политики государства.

Поскольку выпуск № 50 «Огонька» был сделан перед Новым годом, в нем много «подведений итогов», вот и следующая публикация «Попали в абстракцию» повествует о социальном самочувствии граждан по итогу 2015 года2. Публикация собрала мнения основных представителей центров социологических исследований, в которых они штрихами нарисовали портрет современника. Россиянин сегодня поверил в то, что кризис - это всерьез и надолго. С осени 2015 года стало ухудшаться социальное самочувствие, которое Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМа, назвал «ползучей инфляцией оптимизма». Россиянин сосредоточился, затаился и напрягся, на каждое событие он реагирует не сразу, сначала анализирует и собирает данные, относится ко всему критически. Кроме портрета, публикация описывает и тему ценностного выбора: сегодня наш соотечественник выбирает между гордостью за свое государство и между своим материальным благополучием. Вернее, вопрос можно поставить следующим образом: «Можно ли радоваться за государство, не имея хорошей работы, квартиры, машины и прочих атрибутов благосостояния?». Отсюда парадокс в обществе - большинство может поддерживать курс действующей власти, но те же люди могут идти и бастовать против действий этой власти. Или же другой пример: 70% населения считают, что государство должно охранять их социально-экономические права, но те же 70% также счи-

2 Филина О. Попали в абстракцию // Огонек. -№ 50 от 21 декабря 2015 // Источник: http://www. kommersant.ru.

тают, что государство в праве их ограничить в этих правах. Вполне возможно, что граждане ведут себя именно так из-за имеющегося кризиса доверия, который будет пострашнее любого другого кризиса: за последние пять лет почти вдвое сократился процент людей, доверяющих телевидению; им труднее стало навязать образ врага или впутать в идеологический конфликт. А ведь доверие - это одна из ключевых ценностных установок народа в общении с властью. Гораздо важнее, по мнению россиян, перманентные конфликты между богатыми и бедными, народом и властью, чиновниками и просителями.

Следующий номер «Огонька» 1-2 (5401) от 18 января 2016 года как бы отзывается на проблему кризиса доверия к государственным структурам и поднимает вопрос о доверии непосредственно к чиновничеству. В рубрике «Россия и мир» было размещено интервью с Дмитрием Рогозиным, директором лаборатории методологии социальных исследований РАН-ХИГС, в котором Рогозин рассказывает о специфике работы чиновнического аппарата и самой фигуре чиновника1. Россиянин привык видеть в чиновнике своего противника, а не союзника. Рогозин пытается дать трактовку такому сложившемуся стереотипу, и социологические исследования в этой области, основанные на глубинных биографических интервью, дали возможность самим чиновникам рассказать о себе. На деле получается, что чиновник не принадлежит самому себе, он принадлежит бюрократическому аппарату, в котором и таится все зло. По словам Рогозина, с человеком, поступающим на госслужбу под тяжестью регламентов и иерархии происходит «профессиональная деформация», которая создает барьер в общении с гражданами. Поэтому, чтобы изменить представление о чиновнике, необходимо реформировать малоподвижную систему бюрократических отношений. Взяточничество в среде чиновничества также возникло не из-за прихоти самих чиновников, это тоже порождение системы, которая без дополнительных финансовых вбросов иногда не может функционировать достаточно оперативно. Граждане явно недооценивают труд чиновника, ведь, как показали исследования, госслужащие очень часто засиживаются на работе по 12 часов и работают без выходных. Таким образом, данный журналистский материал призывает читателя пересмотреть свою позицию относительно чиновника,

1 Рогозин Д. Это мир непубличных людей // Огонек. - №1-2 (5401) от 18 января 2016 // Источник: http://www.kommersant.ru.

заставляет произвести переоценку клише, призывает к уважению и справедливости по отношению к чиновничеству. Журнал «Огонек» в этом смысле ставит перед собой задачу восстановить диалог между разными слоями общественности.

Одним из ключевых материалов исследования в «Огоньке» от 25 января 2016 года стала, на наш взгляд, статья Михаила Решетникова, ректора Восточно-Европейского института психоанализа, доктора психологических наук и профессора, «Искушение фанатизмом»2 о том, что привлекает европейскую молодежь в ДАИТТТ Решетников заявляет о том, что западная модель демократии давно дискредитировала и исчерпала себя: «Высокая культура сменилась массовой, высокая политика - популизмом, высокая нравственность - нравственной нищетой». Дестабилизация общества происходит преимущественно из-за ценностно-идеологического кризиса. Идеология и ценностные установки призваны сдерживать экономическое расслоение общества и регулировать отношения. При их отсутствии закономерно возникают разнонаправленные хаотичные движения, которые усугубляют социальную несправедливость и в конечном итоге приводят к повышению уровня агрессивности общества.

Как отмечает Решетников, фанатизм свойственен в основном молодым людям, которых привлекает романтика разрушения и отказ от общепринятых норм. В обычной жизни период такого буйного созревания личности подавляется авторитетом родителей и стабильно развивающегося государства, а также всей системой ценностей. Но когда государство само пребывает в состоянии нестабильности и переживает период смены ценностной парадигмы, оно не может взять под контроль и внушить уверенность молодежи. Идейные опоры - это то, без чего невозможно жить современному молодому человеку. Если государство не может их ему предложить, становится понятно, почему молодежь ищет систему ценностей в чем-то другом, например, в ДАИТТТ Завершается статья следующими словами: «Мы все еще недооцениваем роль и силу идей. А идея справедливости -это не только лозунг, но и маркер потребности перемен. Цивилизованного ответа на этот запрос социума, увы, пока не прозвучало. А «токсичная альтернатива» продолжает действовать». «Огонек» этим материалом говорит об исключительной важности идей и аксиологической

2 Решетников М. Искушение фанатизмом // Огонек. - №3 (5402) от 25 января 2016 года // Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2895456.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

составляющей культурной парадигмы страны, что гораздо важнее и масштабнее.

Из «Огонька» от 1 февраля 2016 года для анализа была выбрана статья Виктора Агаева «Разминирование символа».1 Информационном поводом послужил легальный выход в Германии книги Адольфа Гитлера «Майн Кампф». Собственно, инфоповодом послужил скорее даже не этот факт, сколько поразительное количество желающих подержать эту книгу в руках. Эта публикация как бы логически продолжает разговор, начатый ранее об идейном кризисе Европы, собственно, поэтому нам и было интересно проследить логику развития этой темы, тем более, что она напрямую касается темы данной исследовательской работы.

То, что происходит сейчас в Германии, это переосмысление и переоценка исторической личности Гитлера и развенчание «дьявольского ореола», к которому добавляется эффект «разрушенного табу». Но такие выводы лежат на поверхности, гораздо важнее, что движет людьми, которые в своем сознании настолько сильно изменили образ жестокого диктатора. Виктор Агаев в ходе своего анализа приходит к выводу, что такое поведение обусловлено все тем же кризисом ценностей. На фоне массового притока беженцев, к которым после новогодних событий в Кельне начало кардинально меняться отношение, фигура фюрера выглядит чуть ли не спасительной. Вряд ли немцы всерьез бы хотели, чтобы кто-то вроде Гитлера снова встал во главе государства, но налицо всеобщее стремление германской общественности обрести идейную целостность и сильное руководство, которое было бы в силах защитить свой народ, не становясь при этом заложником толерантности. Сейчас германские власти демонстрируют полное бессилие перед нависшей угрозой, что спровоцировало появление народного движения против иммигрантов «Пегида», в котором, кстати говоря, обрели вторую жизнь лозунги Гитлера.

В контексте данной статьи демонстрируется не только особое положение идеологии в развитии общества и страны, но и несостоятельность и фальшивость квазиценностей. В Европе такой ценностью стала толерантность. Это не значит, что терпимость в принципе не претендует на статус ценности, но в русле европейских идеологических установок она выглядит неестественной, наигранной и доведенной до абсурда, поэтому она и не работает.

1 Агаев В. Разминирование символа // Огонек. - №4 (5403) от 1 февраля 2016 года // Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2900606.

Итак, мы провели анализ журнала «Огонек» на предмет его ценностного наполнения и соответствия культурным и идеологическим ориентирам, которые исторически сложились в российской действительности. В ценностно-смыловое поле входят такие базовые аксиологические концепты как «духовность», «совестливость», «футуризм и судьбоносность», «душа», из чего следует, что типичный русский человек отдает предпочтение высокой духовной организации; отсутствию алчности и материальной заинтересованности, культурной отстраненности от обогащения; статусу эмоциональных, доверительных отношений во взаимоотношениях; установке на общинность, коллективизм; ориентации на трудолюбие, которая хоть и не всегда проглядывается в практическом смысле, но всегда находится в состоянии морального императива; табуированию сексуальных и эротических отношений, из чего также вытекает исторически сложившаяся тяга к традициям.

Вышеуказанные ценностно-смысло-вые ориентации легли в основу национального русского менталитета и сложно подвергаются искажению, хотя в условиях глобализации сохранить данные ценности представляется все более сложной задачей из-за культурного взаимопроникновения. Именно поэтому наличие базовых ценностных ориентиров и практическое следование им является залогом здорового общества и его стабильного развития. Сильное отклонение, грубая перестройка иерархии ценностных запросов, внедрение в аксиологическое поле квазиценностей, а также внедрение в культурное пространство общности, несвойственных ей изначально ценностей, ведет к психологическому расстройству как отдельно взятых личностей, так и к социокультурному кризису целой страны. Этот тезис находит подтверждение во многих исследованиях. Особой группой риска стоит считать молодежь, чьи моральные и ценностные принципы находятся в стадии становления. В эти годы особенно важно заложить основы мировоззрения, представления о людях, нравственности и морали. В этот период психика человека наиболее пластична и подвижна, а значит и в большей степени подвержена искажению. Особая значимость, таким образом, принадлежит ценностно-образующему ресурсу, в рамках которого личность формируется. Качество культурного пространства, медиа в том числе, выступает здесь в роли ценностно-образующего субстрата.

В результате проведенного анализа публикаций мы можем сделать несколько выводов. Во-первых, транслирование СМИ ценностно-

смысловых основ, связанных с исторически сложившимися и заложенными нормативными ценностями данной культуры, способствует укреплению психического здоровья общества, а значит, является одним из гарантов стабильности развития данной общности. Во-вторых, обратная ситуация с транслированием СМИ изначально чуждой отдельно взятой культурной общности парадигмы ценностей ведет к дестабилизации общества.

Для совокупного ценностно-смысло-вого поля журнала «Огонек» все же характерно противостояние серьезному вакууму традиционных ценностей и дефициту смыслов. Ему свойствен-

на достаточная степень освещения тем, попадающих в глобальный контекст, уходящая от прямого освещения «материнского» национально-смыслового поля. И тем не менее функциональное направление «Огонька» характеризуется инкультурацией, введением в ценностно-смысловое поле национальной культуры, привитием позитивного отношения к своей стране, традициям. Поэтому можно подытожить, что задачи ценностной идентификации личности издание ставит, отвечает на запросы аудитории и проводит качественное идеологическое просвещение в рамках редакционной политики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агаев, В. Разминирование символа // Огонек. - 2016. - №4 (5403). // Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2900606.

2. Веселов, А., Дятликовский В., Карцев Д. и др. Дивный информационный мир // Русский репортер. - 2012. - №35 (264). - С. 11.

3. Ерофеев, В. Служи и пой // Огонек. - 2015. - № 50. // Источник: http: //www .kommersant.ru>doc/2878659.

4. Журналистика. Общество. Ценности: коллективная монография / ред.-сост. В.А. Сидоров. - СПб.: Петрополис, 2010. - С. 380.

5. Зеленина, Е.В. Как писать о семье и избежать шаблонов. - М., 2015.

6. Зеленина, Е.В., Порецкая Т.Ю. Медиагерой нашего времени (по результатам контент-анализа журнала «Русский репортер») // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 5 (97). - С. 158.

7. Канке, В.А. История, философия и методология социальных наук. - М.: Логос, 2001. -С. 159.

8. Лошак, В. Оказалось, мы ничего не знаем друг о друге // Огонек. - 2015. - №48 (5399). // Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2856088.

9. Пушкарская, Е. Мир устал от конфликтов // Огонек. - 2016. - № 6 (5405). - С. 6.

10. Решетников, М. Искушение фанатизмом // Огонек. - 2016. - №3 (5402). // Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2895456.

11. Рогозин, Д. Это мир непубличных людей // Огонек. - 2016. - №1-2 (5401). // Источник: http: //www .kommersant.ru>ogoniok/96669.

12. Сидоров, В.А. Интеллект, талант и время бытия: три составляющие и три условия творческого потенциала журналиста [Текст] / В.А. Сидоров // Журналистика в мире политике: Спрос на интеллект: материалы секционного заседания Дней Петербургской философии-2007 / ред.-сост. В.А. Сидоров. - СПб., 2008. - С. 122.

13. Смолин, О.Н. Политический процесс в современной России. - М., 2004. - С. 155.

14. Филина, О. Попали в абстракцию // Огонек. - 2015. - № 50. // Источник: http://www.kommersant.ru>doc/2877280.

15. Шкондин, М.В. Журналистика как фактор освоения мира социумом // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 4. - С. 62.

16. Шкондин, М.В., Замотина Н.Н. Региональная печать: структурные характеристики (на примере изданий Красноярска) // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. -№ 3(21). Том 1. - С. 181 - 190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.