ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОЦЕССА КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
© Петрищев М.В.*
Тверской государственный университет, г. Тверь
Выявляется генетическая основа конкуренции как противоречие частной и общественной сторон деятельности товаропроизводителей. Рассматривается процесса конкуренции и его трансформация в различных рыночных структурах.
Ключевые слова: генетическая основа конкуренции, процесс конкуренции, противоречие деятельности товаропроизводителей, единая цена, рыночные структуры.
К настоящему времени пространство свободной конкуренции значительно сократилось, наблюдается ее ограничение растущими масштабами кооперации труда и монополизацией производства и рынков. Тем не менее, конкуренция не только сохраняется, но расширяется и обостряется по мере 1) расширения рынков многих родов товаров от локальных к национальным и от последних к мировому, 2) углубления общественного разделения труда и, как следствие, появления рынков новых родов товаров, 3) увеличения числа и объема дифференцированных товаров, на которых основана монополистическая конкуренция, 4) обострения конкуренции в олигополиях, в которых сохраняется возможность «ценовой войны» и появления потенциальных конкурентов.
Актуальность исследования процесса конкуренции и его трансформации определяется с теоретической стороны тем, что среди экономистов нет единства в понимании его оснований, условий осуществления и результатов. Чаще конкуренция определяется как борьба, соперничество, соревновательность, ее противопоставляют либо монополии, либо государственному регулированию, но не достаточно теоретическое исследование процесса конкуренции. «Существующая теория совершенной конкуренции не содержит связанного объяснения того, как формируются цены» [1, с. 654]. Когда в исследовании конкуренции наперед вводится «единая цена для каждого блага» [1, с. 655], то закрывается вопрос о процессе конкуренции и возможной его трансформации.
Для определения трансформации процесса конкуренции необходимо сначала раскрыть этот процесс в его нормальном, закономерном, свободном виде и лишь затем показать его трансформацию по мере изменения рыночных структур от свободного рынка к рынку доминирующей фирмы, далее к олигополии, монополии и рынку монополистической конкуренции [2, с. 140-144].
* Доцент кафедры Экономической теории, кандидат экономических наук.
Объективная необходимость процесса конкуренции определяется ее генетическим основанием - противоречием частной и общественной сторон деятельности товаропроизводителей. В своем непосредственном виде их деятельность различается не только по уровням развития (совершенства), но, главное, она есть частная, ведущаяся за собственный счет по собственному усмотрению. Вместе с тем эта частная деятельность должна быть частью общественного разделения труда, удовлетворять потребности покупателей, общества. И только процесс конкуренции способен «переработать» частные затраты товаропроизводителя в общественные.
Это достигается тем, что каждый товаропроизводитель как продавец устанавливает свою цену предложения (Рхинд), исходя из объективной необходимости, воспроизвести затраченные средства, и получить нормальную прибыль. Соответственно, на рынке данного рода товаров при равном их качестве сначала существуют высокие, средние и низкие цены.
Объем спроса на товары с высокими ценами (РивдО объем спроса будет минимальным, а на товары с низкими ценами (Ривдг) объем спроса будет максимальным. Поэтому неизбежно снижается высокая цена (РивдО и растет (из-за конкуренции покупателей) низкая цена (Ривдг). В результате будет происходить их движение к средним (по данному рынку в данное время) значениям (Рср) (рис. 1).
А р
Р?
7)3
ринд2 рср
рнд П
Рис. 1. Процесс приведения Ривд к средним значениям
Следовательно, нет какой-то отдельно взятой единой цены как особого явления, а есть масса индивидуальных цен предложения, усредняемых процессом конкуренции. Теоретически идеализируя результат этого процесса, можно допустить равенство всех Ривд по товарам одного рода, но нет никакой единой цены как отдельного явления в отличие от Рхинд.
Единая цена - это «такое всеобщее, ... которое не может быть предъявлено» [3, с. 141]. Предположение о «наперед заданной рынком» единой цене как самостоятельном феномене, закрывает возможность исследования реального процесса рыночной конкуренции.
Процесс конкуренции можно различить, как минимум, в трех разных условиях: 1) объем спроса на рынке на весь товар равен его предложению; 2) объем спроса меньше предложения; 3) объем спроса больше объема предложения. Для иллюстрации приведем первый простейший вариант процесса конкуренции (рис. 2).
Рис. 2. Процессы рыночной конкуренции продавцов при 02 = О 2
По цене Р 2 объем спроса равен 02, он больше, чем 02. Это вызывает (объективно - посредством конкуренции покупателей, субъективно - жаждой роста дохода продавца) рост Р 2 приблизительно до Рср. Напротив, при цене Р1 объем спроса равен и он меньше объема предложения. Это диктует снижение Р1 . Остается заметить, что продавец, начавший продажи с Р2 и ее росте получил экономическую прибыль, а продавец с ценой Р1 мог остаться вообще без прибыли (даже нормальной), что прямо скажется на параметрах процесса конкуренции в ближайший период.
Рассмотренное простейшее изображение процесса конкуренции внутри рынка отдельного рода товара не означает, что на нем вообще существует только два продавца. Тогда это была бы их дуополия. Но само простейшее отношение конкуренции в теории берется как элемент массовых отношений продавцов и покупателей. Это не «снимает» ее природу, но позволяет обнаружить ее процесс. Если в конкуренции на данном рынке участвует тысяча продавцов, то их можно поделить на две группы - та, что Ринд выше средних, и та, что имеет Ринд ниже средних.
Рис 2. отражает ценовую сторону процесса рыночной конкуренции. Она определяется при допущении равного качества товаров одного рода. При
учете различия их качества и при абстракции первоначально равной их цены выделяется неценовая сторона процесса конкуренции. Так если два продавца предлагают товар по цене Рср, но у первого товар низкого качества (^иНд1), а у второго - высокого качества (^инд2), то объем спроса к первому будет низким, ко второму - высоким. Первый продавец будет вынужден снижать свою индивидуальную цену предложения, второй - из-за конкуренции покупателей - повышать [4].
С ростом концентрации производства происходит монополизация рынков, и все меньшее количество продавцов рода товара участвует в сведении индивидуальных цен предложения к среднерыночным их значениям, т.е. в процессе конкуренции. Если на рынке рода товара остается один продавец, то цена его предложения прямо становится рыночной, процесс конкуренции отсутствует, частное и общественное становится простым тождеством. Цена монополиста определяется «сжатием» объема своего предложения и объемом спроса наиболее платежеспособных покупателей. В отношениях двухсторонней монополии рыночное содержание отсутствует.
В рыночной структуре олигополии процесс конкуренции в основе трансформируется во взаимоприспособление ее участников по объему их предложения к цене (особенно на электронных рынках), что де-факто равно картельному соглашению. Остается только потенция «ценовой войны» и квазиконкурентов.
В рыночной структуре монополистической конкуренции, трактуемой Э.Х. Чемберлином [5] широко, как любая дифференциация экземпляров товаров одного рода (по качеству, размеру, дизайну, цвету и т.п.), что не позволяет определить «монополистическую конкуренцию» как один процесс. Разнообразие товара определенного рода не создает на его конкурентном рынке монопольной ниши. Последняя возникает, когда товар внутри своего рода существенно дифференцирован, т.е. имеет дополнительное к родовым свойствам существенное для потребителей свойство.
Кроме того, дифференциация товара сама по себе не образует его монополии. Дифференцированный товар определенного его рода монополизирован, если продается одним производителем или несколькими (олигополия). При таком условии в структуре рынка свободной конкуренции идет ее процесс как усреднение индивидуальных цен предложения родового товара множеством продавцов. А дифференцированный товар в своей нише продается по монопольной цене. В итоге, продавец данного товара участвует в процессе конкуренции и является монополистом, если он - единственный продавец дифференцированного товара этого же рода.
Список литературы:
1. Робертс Д. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции / Д. Ро-бертс // Экономическая теория: пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2004. -С. 653-663.
2. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России / С. Авдашева, Н. Розанова // Вопросы экономики. - 1997. - № 6. - С. 138-154.
3. Гегель Г.В.Ф. Феминология духа / Г.В.Ф. Гегель // Вопросы философии. - 2009. - № 10. - С. 140-151.
4. Петрищев М.В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции / М.В. Петрищев // Вестник Челябинского государственного ун-та. Экономика. - 2011. - Вып. 32, № 16 (231). - С. 24-31.
5. Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции (реориента-ция теории стоимости): пер. с англ. / Э.Х. Чемберлин - М.: Экономика, 1996. - 351 с.