Научная статья на тему 'Толерантность как показатель позитивных межличностных отношений'

Толерантность как показатель позитивных межличностных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2543
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спицына О.А.

В статье представлен анализ понятий «отношение», «межличностное отношение» и «межличностная толерантность». Понятие «межличностная толерантность» рассматривается через призму понятия «отношение». Раскрыта модель межличностной толерантности и описаны ее основные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность как показатель позитивных межличностных отношений»

УДК 159.9:316.77

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

© 2016 О. А. Спицына

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии e-mail: wadik-010472@yandex.ru

Шадринский государственный педагогический университет

В статье представлен анализ понятий «отношение», «межличностное отношение» и «межличностная толерантность». Понятие «межличностная толерантность» рассматривается через призму понятия «отношение». Раскрыта модель межличностной толерантности и описаны ее основные компоненты.

Ключевые слова: отношение, межличностное отношение, толерантность, межличностная толерантность, компоненты толерантности, механизмы.

Проблема межличностных отношений относится к одной из основополагающих в жизни личности. Современная социальная ситуация в России создает условия возникновения новых и активизации широкого спектра классических социально-психологических проблем. Дисгармонии, конфликты и иные нарушения межличностных отношений субъектов этих групп проявляются в отсутствии взаимопонимания.

В психологии исследованиям межличностных отношений, уделяется большое внимание (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, N.E. Gronlund, W. Crockkett). Межличностные отношения обеспечивают единство и целостность личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Р. Берне, А.Н. Леонтьев, М. Lewis, J. Brooks-Gunn, J. Leraer, L.G. Lowrey). Дети сироты испытывают дефицит межличностных отношений в учреждениях закрытого типа. Это вызывает у них состояния психической депривации (Т.А. Власова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына). З. Фрейд писал, что способность к любви и привязанности — фундаментальная характеристика нормального развития, которая отмечена в качестве критерия психического здоровья.

Проблеме межличностных отношений и особенно их роли в становлении личности ребенка в отечественной науке уделяется большое внимание. Более того, отмечается, что, «создавая между детьми соответствующие взаимоотношения, можно целенаправленно влиять на становление определенных сторон личности», но чтобы реализовать эту возможность в педагогической практике, необходимо, по С.Г. Якобсону, «знать, какие взаимоотношения обеспечивают становление тех или иных сторон личности, и, во-вторых, уметь их создавать, т. е. научиться управлять самим процессом возникновения взаимоотношений».

В трудах А. В. Луначарского, касающихся вопросов воспитания и образования подрастающего поколения, говорится о необходимости формирования положительного отношения к окружающим. Теория отношений личности была определена в исследованиях А. Ф. Лазурского. Но, рассматривая теорию отношений Лазурского, можно определить, что автор не исследовал вопросы, касающиеся природы отношений, их места в развитии личности, их видовой характеристики.

Среди педагогических публикаций последних лет немало таких, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на нее как на основу диалектического подхода к воспитанию. К ним относятся работы Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова, М.А. Данилова, Ф.Ф. Королева, Л.В. Занкова, А.П. Сидельского и пр.

И.Ф. Харламов трактует понятие «отношение» как выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе, сказываются на ее поведении или развитии. Отношения определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования.

По мысли А.С. Белкина, отношения личности отличаются многообразием, однако можно выделить четыре основные группы отношений, в которых личность раскрывается наиболее полно:

а) отношение человека к духовным и материальным ценностям,

б) отношение к своему делу,

в) отношение к другим людям,

г) отношение к самому себе.

Отношение к другим людям накладывает отпечаток на весь процесс психического развития и воспитания личности. Система отношений «взрослый -ребенок» в каждой конкретной воспитательной стратегии является базой, основой, от которой в конечном итоге зависит эффективность всей воспитательной работы.

Отношение личности к людям, пишет С.А. Козлова, характеризуется оценкой соответствия конкретных моральных проявлений окружающих людей общим нравственным нормам. Происходит как бы проверка ценностей общества в конкретных взаимоотношениях людей. Формируя отношение к людям, мы тем самым способствуем воспитанию общественных мотивов поведения, так как человек включается в систему взаимоотношений, построенных в соответствии с принятыми в обществами идеалами и формами поведения.

Несмотря на широкую распространенность понятия «отношение» в научных работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что недостаточно отчетливо определена и раскрыта сама терминология «отношения», а также не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение. Рассматривая отношение как психологическую категорию, мы пытались найти ответы на вопросы: каковы основы отношения личности, причины, их порождающие, являются ли отношения личности по своей природе объективными или они состояние, направленность нашего сознания.

Наиболее полное изучение отношений личности в психологическом плане принадлежит В.Н. Мясищеву. В созданной им концепции «психологического отношения» утверждается, что психологические отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных избирательных, сознательных, активных связей личности со всей действительностью или отдельными ее сторонами. Эта система вытекает из всей истории развития человека, выражает его личный, общественно обусловленный опыт и внутренне определяет его действия и переживания. Личность в ее отношениях рассматривается как активный деятель, избирательно связанный с действительностью, характеризуется этой избирательностью и на ее основе направляет свою преобразующую деятельность.

В.Н. Мясищев полагал, что определение «отношения» отражает важнейший для понимания психики факт - взаимосвязь личности и среды. Эта связь носит

потребностный характер: отношения проявляются в действиях, поступках, поведении человека в целом, составляют структуру личности. Отношение как связь субъективного с объективным едино; но в многообразии отношений выступают то более, то менее отчетливо отдельные компоненты, которые В.Н. Мясищев называл видами, сторонами или частичным отношением, что дало ему основание включить в определение «отношения» такие психологические феномены, как потребности, интересы, эмоции, оценки, убеждения.

Существенное уточнение в понятие «отношение» внес К.К. Платонов, указавший на двузначность термина «отношение», который служит выражением общественного отношения и отношения личности к действительности, а также другим личностям.

Таким образом, структура отношения, определяемая нами на основе анализа философской, психологической, педагогической литературы, состоит в следующем: отношение - это одновременно и процесс осмысления ценности какого-либо объекта, и результат этого процесса - отношение человека к чему-либо как к личной ценности. Отношение человека возникает в деятельности и представляет собой однонаправленное субъект-объектное отношение, в процессе которого субъект оценивает объекты действительности по утилитарно-моральным критериям и принимает решение об их положительной значимости для себя.

Межличностные отношения - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Эти связи определяются в основном совместной деятельностью, ценностными ориентациями. Они находятся в процессе развития и выражаются в общении, совместной деятельности, поступках и во взаимооценках членов группы.

Определяя межличностные отношения как взаимную готовность партнеров к определенному типу чувств, притязаний, ожиданий и поведения, автор дает их классификацию, основанную на нескольких критериях: глубина отношений; избирательность в выборе партнера; функции отношений. Н.Н. Обозов выделяет следующие виды отношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Главным критерием, по мнению Н. Н. Обозова, является мера и глубина вовлечения личности в отношения, им подробно рассматриваются психологические свойства межличностных отношений такие, как привлекательность, взаимовлияние, сопереживание, взаимопонимание.

Составными элементами привлекательности являются симпатия/антипатия, притяжение/отталкивание. Симпатия/антипатия представляют собой переживаемое удовлетворение/неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим. Притяжение/отталкивание - практическая составляющая этих переживаний. Личностная привлекательность/непривлекательность может приобретать устойчивый характер между людьми, переходить во взаимную привязанность или неприязнь друг к другу.

Взаимовлияние определяется как процесс изменения мнений и оценок в общении человека с человеком. Регуляторами взаимовлияний выступают подражание, внушение и убеждение. Существенным моментом изменчивости мнений и оценок являются отношения симпатии/антипатии. Межличностные симпатии «навязывают» большее согласие, антипатии - несогласие. «К мнению симпатичного для нее человека личность относится менее критично и легче принимает его. Точно так же люди часто невольно отрицательно относятся к тем, которых считают несимпатичными». Межличностные взаимовлияния затрагивают не только «верхние пласты» отношений, но и приводят к определенным ценностным, характерологическим, интеллектуальным изменениям.

Сопереживание выступает как один из феноменов и механизмов регуляции межличностных отношений. Отклик одного человека на переживание другого называют эмпатией. Выраженность эмпатии и ее форма (сочувствие, сопереживание) зависят как от природных особенностей личности, например темперамента, общей чувствительности (сенситивности), так и от условий воспитания. Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии и общении, это социально позитивное качество личности. Эмпатия поддерживается общественными нормами жизни, но может иметь индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживания значимого человека.

Эмпатия имеет несколько уровней (Н.Н. Обозов). Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, то есть эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные, иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

В соответствии с экзистенциально-гуманистическим подходом отношения человека к себе и к другим теснейшим образом взаимосвязаны (К. Роджерс, Дж. Бюджентал и др.). Личностная основа межличностной толерантности в качестве своего истока имеет толерантное - уважительное, принимающее - отношение к самому себе... В этом смысле уровень толерантности тесно связан с уровнем самопринятия и самоуважения, которые в определенном смысле можно рассматривать как проявления толерантности к себе самому.

Понятие «толерантность» с позиции межличностного взаимодействия, мы считаем, целесообразно рассматривать как готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Толерантность становится нравственным и духовным ориентиром формирования личности.

Определим межличностную толерантность как способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразия культурных отличий, на основе уверенности своих позиций, не избегая конкуренции, в рамках универсальных прав и свобод личности, обеспечивающую устойчивость индивидуальности человека (т. е. позволяет не поступаться собственными принципами) и гармоничное развитие личности в социуме.

А всякая способность — это индивидуально-психологическая особенность человека, являющаяся условием успешного выполнения той или иной деятельности. В связи с этим характеристика межличностной толерантности как способности наилучшим образом проявляется через ее функции в социальном поведении человека. При этом под функцией (от лат. Шпсйо — исполнение, совершение) мы понимаем

внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, обеспечивающее ее сохранение, поддержание и развитие.

Каждая функция отражает определенный аспект содержания компонентов системы. В целом они подчеркивают многоаспектность социального поведения человека.

В повседневной жизни толерантность проявляется прежде всего во взаимодействии человека с другими людьми - в межличностных отношениях. Отношения к другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте.

Толерантность как целостное образование имеет свою структуру, которая выражается в соподчиненности ее компонентов. Благодаря работам М. Смита для психологии и педагогики стало традиционным для описания сложных психологических процессов и явлений использование триады компонентов:

1) когнитивный компонент, то есть осознание объекта социальной установки;

2) аффективный компонент, то есть эмоциональная оценка объекта, выявление чувств симпатии или антипатии к нему;

3) поведенческий (конативный) компонент, то есть последовательное поведение по отношению к объекту.

Исходя из определения толерантности в заявленной триаде компонентов можно выделить компоненты межличностной толерантности:

1) когнитивный: учащиеся имеют установку на формирование у себя конкретных качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе, сформированы фактические представления о ценностях межличностной толерантности. Показателями данного компонента являются общий объем знаний, который включает в себя знания и представления о межличностной толерантности как о качестве личности, проявляющемся в непредвзятом, уважительном отношении к людям, их отличиям, знание способов конструктивного взаимодействия;

2) эмоционально-оценочный: эмоционально устойчивое отношение к другим, принятие правомочности существования других точек зрения. Каждый человек имеет систему сложившихся у него оценок, оценка выражается и транслируется посредством слов, мимики, жестов, интонации;

3) поведенческий: младший школьник самостоятельно проявляет межличностную толерантность, сдержан по отношению к иной точке зрения.

Поведенческий компонент толерантности составляет наиболее видимую часть «айсберга толерантности» и традиционно привлекает особое внимание как при диагностике, так и при формировании. К поведенческой толерантности относится большое число конкретных умений и способностей:

- эмоциональная стабильность, проявление выдержки, самообладания;

- терпение;

- эмпатия, чувствительность, высокий уровень сопереживания, сочувствия;

- способность к рефлексии;

- способность прощать;

- отсутствие тревожности;

- высокий уровень общительности (коммуникабельности);

- готовность к толерантному отношению к высказываниям других (восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения, имеющей право на существование - независимо о степени расхождения с их собственными взглядами);

- способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисс и консенсус);

- толерантное поведение в напряженных и эксквизитных ситуациях (при различиях в точках зрения, столкновении мнений или оценок).

Последнее заслуживает особого внимания (и не только в поведенческой плоскости, а во всех измерениях); можно сказать, что именно такие пограничные ситуации значимых встреч с другими - лакмусовая бумага для толерантности.

Если когнитивный компонент предполагает реальное изменение восприятия, понимания, мышления, интерпретации в направлении реализации принципов толерантности, то поведенческий компонент - это наиболее простое и поверхностное «измерение» толерантности (часто по существу декларативное), которое может свидетельствовать о знакомстве человека с идеями толерантности и способности более-менее внятно рассказать об этом, но еще ничего не говорит о реальном его отношении к этому.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил выделить сущность толерантности, которая заключается в способности субъекта к независимому и критическому мышлению и выработке суждений, основанных на моральных ценностях. Толерантность человека проявляется в индивидуальной деятельности, существенной составляющей ее является действие (общение, диалог, взаимодействие) на основе ценностных установок и ориентаций, признающих универсальные права и основные свободы человека, которые и являются целью данной деятельности.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Результат толерантности - активное поведение на основе признания произвольного выбора, в котором человек стремится к самоактуализации, совершенству и реализации своих потенциальных возможностей адекватно оценивать реальные ситуации, с одной стороны, и возможности предвидения выхода из различных ситуаций - с другой.

Библиографический список

Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.

Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990. 192 с.

Спицына О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2006. 221 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.