Научная статья на тему 'Виды межличностных отношений'

Виды межличностных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19202
1877
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГУМАННЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НЕЙТРАЛЬНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НЕГУМАННЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / HUMANIZATION OF THE INTERPERSONAL RELATIONS / HUMANE INTERPERSONAL RELATIONS / NEUTRAL INTERPERSONAL RELATIONS / INHUMANE INTERPERSONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клепцова Елена Юрьевна

В статье рассмотрены теоретические аспекты гуманизации межличностных отношений в образовательной деятельности. Дается понятие гуманизации межличностных отношений. Анализируются виды отношений и виды межличностных отношений. Предложена характеристика параметров отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPES OF THE INTERPERSONAL RELATIONS

In the article the theoretical aspects of the humanization of the interpersonal relations in the educational activity are examined. The notion of the humanization of the interpersonal relations is given. The types of the interpersonal relations are analyzed. The description of the relations’ aspects is offered.

Текст научной работы на тему «Виды межличностных отношений»

УДК 316.47

ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

© 2013 Е.Ю.Клепцова

Вятский государственный гуманитарный университет

Статья поступила в редакцию 28.03.2013

В статье рассмотрены теоретические аспекты гуманизации межличностных отношений в образовательной деятельности. Дается понятие гуманизации межличностных отношений. Анализируются виды отношений и виды межличностных отношений. Предложена характеристика параметров отношений.

Ключевые слова: гуманизация межличностных отношений; гуманные межличностные отношения; нейтральные межличностные отношения; негуманные межличностные отношения.

Гуманизация межличностных отношений субъектов образовательной деятельности является составной частью гуманизации образования. Анализируя данное понятие, мы рассмотрим, что представляет собой в отечественной психологии понятие «межличностное отношение» и в целом «гуманизация межличностных отношений».

Развитие личности представляет собой процесс образования, трансформации, углубления, усложнения, обогащения внутреннего мира с реальностью в виде переживаний, действий, отношений. Поэтому изучение личностного своеобразия - это есть исследование личности в ее развитии, в динамике ее содержательных, значимых отношений. Чтобы понять основания формирования личностных свойств, необходимо рассмотреть жизнь личности в обществе, в системе общественных отношений, принадлежности профессии, семье, этнической группе и пр. В данной связи уместно обратиться к цитате Д.И.Фельдштейна о том, что «отношения как свойства социального мира определяют практически все главные смысловые, целевые, ценностные характеристики различных форм и условий жизнедеятельности человека во всех сферах ее проявлений. Еще не раскрыты достаточно многие фундаментальные определения данного явления в его сущностно-смысловых характеристиках, структурно-содержательном и даже функциональном планах. Все более актуальной выступает проблема субъекта отношений, пространство отношений, иерархию составляющих ее компонентов»1.

Понятие «отношение» не имеет однозначного и четкого определения в психологии, а следова-

Клепцова Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии докторант кафедры педагогики Поволжской социально-гуманитарной академии. E-mail: klepcova@mail.ru 1 Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.; Воронеж: 1996. - С. 5.

тельно, не разработаны пути и методы его изучения, что в свое время подчеркивалось Л.И.Бо-жович «через изучение отношений самого ребенка к действительности, и, в первую очередь, к общественной деятельности лежит путь к изучению его личности»2. Таким образом, Л.И.Бо-жович указываются объективный и субъективный аспекты рассматриваемого понятия.

Нами разделяются взгляды В.Н. Мясищева о том, что отношения личности к другим являются, в сущности, взаимоотношениями, поскольку, участвуя в совместной деятельности, люди определенным образом относятся друг к другу. В межличностных отношениях объектом отношений выступает другая личность. В то же время межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются. Межличностные отношения сопутствуют жизнедеятельности человека, трансформируясь посредством различных детерминант, например возраста, личностных особенностей, профессиональных предпочтений, социокультурных изменений3.

Из работ отечественной психологической школы, занимавшейся межличностными отношениями, следует упомянуть В.В.Абраменкову, Б.Г.Ананьева, Г.М.Андрееву, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, А.Е.Личко, Я.Л.Коломин-ского, В.Н.Мясищева, Н.Н.Обозова, А.В.Петровского, А.А.Реана, А.С.Чернышева, С.Л.Рубинштейна и многих других авторов. Основными психологическими параметрами оптимальных межличностных отношений считаются: деловая совместимость, организованность формальной и неформальной деятельности

2 Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.; Воронеж: 1995. - С. 61.

3 Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: 1998.

(С.Г.Елизаров, С.В.Сарычев, А.С.Чернышев и др.); целостность группы (Н.Н.Обозов, Р.С.Немов и др.); ценностно-ориентационное единство, совместимость (А.В.Петровский и др.); нравственная и аффективная совместимость членов малой группы (И.П.Волков, Р.Х.Шакуров и др.); различные аспекты межличностного общения (А.Л.Журавлев, Б.Ф.Ломов и др.). С последней четверти ХХ-го века в отечественную науку активно проникают идеи психологов и педагогов гуманистической ориентации, что интенсифицировало субъектную и личностную тематику в исследованиях. В отечественной психологии под межличностными отношениями понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и в способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе взаимодействия, совместной деятельности, общения.

Изучением межличностных отношений целостно занимался Н.Н.Обозов, которым утверждается, что межличностные отношения представляют собой взаимную готовность личности к определенному типу взаимодействия, сопровождающуюся эмоциональными переживаниями: положительными, индифферентными, отрицательными в условиях общения и иной совместной деятельности. В данном случае межличностные отношения можно оценить по наличию эмоциональных переживаний или сопереживаний как положительные, отрицательные, индифферентные; по наличию взаимопонимания адекватно и неадекватно понятые; характеризующиеся когнитивным отождествлением между субъектами взаимодействия; склонностью к сопротивлению, содействию или бездействию4.

В центре внимания ученых, как показывает анализ научной литературы, находятся уровне-вая организация и классификация межличностных отношений в группе в зависимости от аффективного, гностического, актометрического аспектов. Деловые межличностные отношения признаются как результат совместной деятельности, личные межличностные отношения - как результат наличия определенных чувств, оценочные межличностные отношения - как результат опосредования, осознавания и целепо-лагания. Актометрический аспект отношений представлен в функционально-ролевых межличностных отношениях, включающих в себя ценности, нормы, роли, культуры деятельности и социализации личности. Так, педагог обязан быть строгим и требовательным, не должен проявлять личных отношений в виде демонст-

4 Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: 1979. - С. 6.

рации своей позиции или оппозиции к неформальным подростковым группировкам воспитанников в присутствии других воспитанников или иных посторонних. Аффективный аспект межличностных отношений представлен эмоционально-оценочными отношениями симпатий, антипатий, дружбы. Гностический аспект межличностных отношений или личностно-смыс-ловых отношений характеризуются воображаемым или реально существующим познанием персонализированного другого, когда мотив одного субъекта приобретает для общающегося и действующего с ним другого субъекта личностный смысл как «значение для меня», например, забота о младших, малоимущих, а также любые ситуации, когда, в силу изменения социальной ситуации развития, человек берет на себя ответственность оберегать другого. В этом случае проявляются личностно-смысловые отношения с другими. Анализируя влияние общественных и межличностных отношений друг на друга, Г.М.Андреева полагает, что данные отношения не являются тождественными, поскольку межличностные отношения возникают внутри каждого вида общественных отношений. Под общественными отношениями понимается процесс, детерминированный социальной деятельностью. Если взаимодействие признать в качестве процесса, то отношения расцениваются как результат взаимосвязи участвующих в данном процессе субъектов5.

Межличностные отношения не только инте-риоризуются в образе другого человека, но и экстериоризуются на основе образа в таких актах взаимодействия, как реакции, действия, поступки, направленные на партнёра, вызывая его активные реакции, действия, поступки, которые превращаются в черты, качества, свойства личности. Происходит вторичная интериори-зация отношений окружающих, то есть возникают взаимоотношения в виде групповых эффектов, образуя субъективную реальность психологической атмосферы, которая воздействует на личность, формирует её особенности. «Мое отношение к другому предполагает отношение другого ко мне... у ребенка отношение других людей к нему определяют его отношение к ним и формируют его самосознание»6.

Проблемой деятельностного опосредования межличностных отношений, закономерностей развития межличностных отношений, механизмами превращения их в личностные свойства через опосредование условий совместной дея-

5 Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: 1999.

6 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -

М.: 1973.

тельности занимался А.В.Петровский7. В совместной деятельности появляются, развиваются, трансформируются отношения ее субъектов. Кроме того, совместная деятельность является средством преобразования межличностных отношений. Процесс реализации межличностных отношений в результате деятельности можно рассматривать как движущую силу развития группы и межличностных отношений в ней. Подобная система взаимосвязей опосредована целями и организована совместной деятельностью. В то же время межличностные отношения определяют стратегию взаимодействия (конфликт, соперничество, партнерство, сотрудничество и пр.), возможность результативности, например неуспешное партнерство или успешное партнерство. Таким образом, межличностные отношения включают в себя достаточно большой диапазон психологических явлений -это и взаимовлияние людей друг на друга, это и межличностная привлекательность, например симпатия, притяжение, это взаимовосприятие и взаимопонимание. А.В.Петровский выделяет показатели интеграционных процессов межличностных отношений в малой группе, среди них следующие: способность участников сохранить свое членство в группе; стремление группы к решению сложных задач; эффективность формальной и неформальной деятельности; проявление управленческой компетенции и т.д. Межличностные отношения только тогда ценимы в группе, когда являются условием или средством достижения жизненно значимого социально важного результата, в данном случае важен как отдельный эпизодический фрагмент межличностных отношений, так и комплексное их воздействие. Важно положение человека в системе межличностных отношений, на которое будут влиять два фактора: с одной стороны, это совокупность качеств самой личности, с другой -это особенности группы, в которой происходит социализация личности и измеряется ее положение, что находит отражение, когда совершенно одинаковое сочетание личностных качеств может детерминировать совершенно противоположные влияния человека в зависимости от групповых норм, требований к личности в конкретном коллективе. Например, педагог, занимавший высокое положение в одном трудовом коллективе, в другом будет восприниматься иначе, и если в первом случае его личностные качества оценивались как положительные, в частности способность выполнять порученную работу в срок, воспитанность и деликатность, то во втором - новый коллектив будет воспри-

7 Петровский В.А. Феномены субъектности в развитии личности. - Самара: 1992.

нимать его как стремящегося выделиться перед начальством коварного карьериста.

В последние годы актуализировались проблемы интериоризации межличностных отношений в онтогенезе. В частности, работы В.В.Абраменковой показывают истоки проявления гуманных отношений к сверстникам в процессе совместной деятельности у детей дошкольного возраста. В онтогенезе взаимосвязи между «гуманными, или, шире, межличностными отношениями, преобразованными в установки личности, и совместной деятельностью как бы переворачиваются: если у детей совместная деятельность непосредственно порождает и опосредствует гуманные отношения, то у взрослых гуманные отношения фиксировались в установках личности, сами опосредствуют и даже определяют выбор тех или иных мотивов конкретной деятельности»8.

Осмысление данной идеи В.В.Абраменковой показывает, что ученый, по сути, предлагает механизмы построения отношений. Первоначальная совместная деятельность, выраженная в детском сотрудничестве, постепенно порождает и определяет опосредованные ею гуманные отношения. Затем, по мере взросления ребенка, гуманные отношения, интериоризируясь в совместной деятельности, фиксируются в гуманных смысловых установках личности, проявляются в сострадании и сорадовании неуспешности или успешности других людей.

Однако межличностные отношения имеют качественную свою характеристику, так как являются результатом педагогического взаимодействия, которое выражается в виде конструктивных или деструктивных отношений, толерантных или интолерантных отношений, гуманных или негуманных отношений. Отношения характеризуются направленностью, модальностью, валентностью, интенсивностью, осознанностью, дифференцированностью, сложностью, адекватностью понимания, когнитивным отождествлением между субъектами взаимодействия, уровнем развития, широтой и прочими параметрами. В частности, эти отношения по проявлениям модальности, согласно Н.Н.Обозову, можно оценить как положительные, отрицательные и безразличные, или ин-дифферентные9. Содержание отрицательных, индифферентных, положительных межличностных отношений в соответствии с такими их параметрами, как направленность, модальность, валентность, интенсивность, осознанность, дифференцированность, сложность, уровень

8 Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.; Воронеж: 1996. - С. 48.

9 Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: 1979.

развития, широта, эмоциональность, наличие взаимопонимания, когнитивное отождествление между субъектами взаимодействия представлены в таб. 1.

Отрицательный вид отношений характеризуется, как это следует из таб. 1, направленностью на себя, отождествлением другого со своим эталоном «хорошего», «правильного», который, как правило, списывается и сопоставляется человеком в соответствии с собственными представлениями, ценностями и позицией по отношению к другому. Отрицательный вид отношений имеет значительные ограничения при восприятии и понимании другого, особенно когда этот другой непонятен, непредсказуем, незнаком, отрицательный вид отношений может характеризоваться стихийностью, ограничивает восприятие другого негативной оценочностью и пр. Тогда к этому другому личность проявляет негуманность, которая приводит к негуманным межличностным отношениям в итоге взаимодей-

ствия, сопровождающегося следующими сложными состояниями и чувствами: злость, ревность, зависть, страх, обида, цинизм, апатия, агрессия, сожаление, отчаяние, тревога, ненависть, презрение, стремление подавить, даже уничтожить и т. д. Отрицательный вид отношений может перетекать в индифферентный вид отношений или нейтральные межличностные отношения (см. рис. 1). Индифферентный вид отношений или нейтральные межличностные отношения характеризуются отторжением от себя всякой оценочности в восприятии себя, других людей, событий, любой информации. Соответственно, ввиду отсутствия волевого действия на восприятие, например поступка, действия как своего, так и других людей, невключенность личности на эмоционально-волевом, когнитивном и поведенческом уровнях выливается в нереагирование, созерцание, наблюдение, отстраненность, бездействие.

Таб. 1. Содержание межличностных отношений

Параметры отношений Отрицательный вид отношений Индифферентный вид отношений Положительный вид отношений

Направленность На себя, на другого На себя На другого, на себя

Модальность Унивалентное дихотомичное восприятие другого по принципу «плохой - хороший»; неразвитость механизма принятия: непонимание, непринятие Частичное понимание и принятие другого, себя или непонимание себя и другого, неразвитость механизма принятия и терпения, отсутствие всякой оценочности по отношению к себе и другому, отсутствие волевого поступка Амбивалентное восприятие субъекта, акцент на положительные и отрицательные характеристики; развитость механизма принятия: понимание, принятие и терпения

Валентность Незначительная соединительная сила позитивного информирования, предпочтение при интеграции негативной информации, большой разрушительный потенциал Средняя степень разрушительной соединительной силы, или отстраненность, безразличие, игнорирование, невключенность как отсутствие любой реакции Высокая соединительная сила позитивной информации о другом

Интенсивность Значительна интенсивность или выраженность негуманных личностных качеств В целом интенсивность незначительна, может сочетать негуманные и гуманные личностные качества Значительна интенсивность или выраженность гуманных личностных качеств

Осознанность Незначительна Незначительна Значительна

Дифференциро-ванность Инфантильный эгоизм, нарциссизм, стихийный характер Эгоцентризм, желание не обременять себя размышлениями о другом человеке, отторжение от себя проблем других людей и любой информации Децентрация - умение понять чужую позицию, что-то принимается, что-то нет, но при сохранении понимания, эмоциональной устойчивости

Сложность Отсутствие когнитивной сложности, критичность по отношению к другим, большая степень непринятия недостатков других, оценочность, выделение различий Отсутствие когнитивной сложности, менее сложные отношения Когнитивная сложность, сложной системой личностных конструктов, легче и проще воспроизвести простую систему, поскольку ее интерпретационные возможности несколько выше, интеграция разрозненной, непонятной информации в целостную картину

Уровень развития Низкий уровень развития гуманных межличностных отношений Средний уровень развития гуманных межличностных отношений в зависимости от ситуации, возможно отсутствие вся- Высокий уровень развития гуманных межличностных отношений

ких реакций

Широта Узость восприятия, негибкость, непримиримость к недостаткам других, преобладание агрессивного поведения, отстраненность, импульсивность; способы общения: диктат, требование, манипуляция, шантаж и т.д. Трудности в характеристике и выявлении различий и сходства в анализе и обработке, разные способы поведения и мышления, на основе чего возможно сочетания агрессивного и ас-сертивного поведения, как высокомерия так и беспомощности, безразличия Широта восприятия гибкость, мобильность, способность выделять в оцениваемом субъекте как существенные, так и второстепенные особенности, различение сходства и различий Ас-сертивное поведение: снисхождение, сотрудничество; способы общения: уступчивость

Эмоциональность Неуважение достоинства и прав человека, его ценностей, отзывчивости, гуманного отношения, низкая степень эмпатии, агрессия, нетерпимость и прочие проявления как к самому себе, так и к другим людям Безразличие или нейтральное отношение к человеку, его ценностям, неотзывчивость, средняя или низкая степень эмпа-тии, возможно отсутствие чувств, безоценочность Уважение достоинства и прав человека, его ценностей, отзывчивость, доверие, гуманность, помощь, эмпатия, ассертив-ность, терпимость и прочие эмоциональные проявления как к самому себе, так и к другим людям

По наличию вз аимопонимания Стихийность и неадекватно понятые достоинства, права, ценности человека Частично понятые адекватно или неадекватно понятые особенности человека Адекватно понятые достоинства, права, ценности человека

Когнитивное отождествление между субъектами взаимодействия Склонность к сопротивлению, игнорирование, избегание субъекта, выражение негуманного отношения, агрессивные действия, стремление подчинить, подавить, уничтожить Не сравнивание себя, других с идеалом, созерцание, наблюдение, отстраненность, нереагирование, склонность к бездействию Склонность к содействию, помощи, поддержке и т. д., желание конструктивно взаимодействовать, спорить, убеждать и быть убежденным, в ином случае принятие субъекта как данности

Виды межличностных отношений Негуманные межличностные отношения Нейтральные межличностные отношения Гуманные межличностные Отношения

Осмысление содержания представленных в таб. 1 отрицательных, индифферентных и положительных межличностных отношений показывает, что отрицательный вид отношений соответствует негуманным или эгоистическим

межличностным отношениям, индифферентный вид отношений соответствует нейтральным межличностным отношениям, а положительный вид отношений - гуманным межличностным отношениям (рис. 1).

Негуманные (эгоистические) Нейтральные Гуманные

межличностные отношения межличностные отношения межличностные отношения

к к

Отрицательный Индифферентный Положительный

вид отношении вид отношении вид отношении

Рис. 1. Виды межличностных отношений

Переход с одного уровня отношений возможен при наличии определенных внешних и внутренних условий, в частности, при условии сложных и даже критических событий в жизни личности, например потеря работы, болезнь, смерть или иной несчастный случай с кем-то из референтного окружения. Такие положительные изменения в жизни личности, как, например, рождение ребенка, внука, любовь и иные ситуации могут способствовать смене или коор-

динации в картине мира личности или в ее мировоззрении, в ценностях. Может способствовать переходу на иной тип отношений и специально организованное обучение. Следует заметить, что уровни гуманного межличностного отношения могут изменяться и в обратном порядке перетекать друг в друга при учете заболевания или иного физического недомогания, отсутствия работы личности над собой, своим восприятием случившихся ситуаций, их анали-

зом, сопровождающимися негативными эмоциональными переживаниями и поведенческим реагированием. В данном случае имеет место отсутствие в мировоззрении и ценностях личности на уровне осознания и поведения самой интенции к проявлению гуманных межличностных отношений. Например, педагог наблюдает драку незнакомых ребят на улице. «Это незнакомые дети, я уже не на рабочем месте, пусть сами разбираются, у них родители есть, пусть милиция разбирается, другие прохожие, свое я уже отработал сегодня, хоть бы носы поразбивали друг другу, тогда может их кто-нибудь и заметит», - думает педагог и проходит мимо. Хотя учеников своего класса он бы разнял и разобрался в случившемся инциденте. В этом примере отчетливо наблюдается эгоистический или стихийный отрицательный уровень межличностных отношений. Нейтральный уровень межличностных отношений в данной ситуации будет иметь следующий монолог педагога: «Это незнакомые дети и было бы правильно пройти мимо и не обратить внимание, ведь я уже не на рабочем месте», - рассуждает педагог сам с собой, и проходит мимо, не вовлекаясь ни эмоционально и ни личностно в ситуацию. На гуманном уровне межличностных отношений педагог может неравнодушно смотреть на случившееся, проявляя выдержку, держать себя в руках, надеясь, что дети смогут разрешить ситуацию драки. Однако принимает решение вмешаться и разнять детскую потасовку, проводив «жертву» в безопасное место или предложив помощь и посредничество, научив ребят разговаривать друг с другом без грубости и драк. Гуманные межличностные отношения могут присутствовать в сознании человека изначально в силу позитивной социализации, на-

пример маленький ребенок гуманен по своей природе, если по отношению к нему, себе и другим людям окружающие демонстрируют принятие, доброжелательность, доверие, взаимопомощь и т.д. или когда человек разделяет философско-этические смыслы ценностей гуманизма, смирения, добра и пр.

Таким образом, гуманизацию межличностных отношений можно представить как систему внутренних связей личности с окружающей действительностью в виде переживаний, действий, поступков, позиций, которые стали ее мировоззрением и выражаются в уважении (неуважении) достоинства и прав человека, его ценностей, отзывчивости, гуманного отношения, эмпатии, ассертивности и прочих проявлениях как к самому себе, так и к другим людям10. Гуманизация межличностных отношений в образовательной деятельности - это процесс перехода субъекта педагогического взаимодействия с отрицательного (эгоистического) или стихийного уровня межличностных отношений на нейтральный, а с нейтрального - на положительный, т.е. гуманное отношение формируется путем актуализации личностных качеств составляющих уровни гуманных межличностных отношений. Под гуманными межличностными отношениями нами понимается результат позиции или диспозиции субъектов образовательной деятельности, возникающий в процессе педагогического взаимодействия, где конгруэнтно реализуются в вербальной коммуникации когнитивный, эмоциональный и волевой уровни развития личности.

10 Клепцова Е.Ю. Гуманизация межличностных отношений в образовательной деятельности: Монография. - Киров: 2012.

THE TYPES OF THE INTERPERSONAL RELATIONS

© 2013 E.Y.Kleptsova Vyatka State University of Humanities

In the article the theoretical aspects of the humanization of the interpersonal relations in the educational activity are examined. The notion of the humanization of the interpersonal relations is given. The types of the interpersonal relations are analyzed. The description of the relations' aspects is offered.

Keywords: humanization of the interpersonal relations; humane interpersonal relations; neutral interpersonal relations; inhumane interpersonal relations.

Elena Yuryevna Kleptsova, Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of Chair of Practical Psychology, doctoral candidate, Chair of Psychology, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities. E-mail: klepcova@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.