Научная статья на тему 'Толерантность и мультикульту-рализм: сравнительный анализ'

Толерантность и мультикульту-рализм: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / TOLERANCE / CULTURE / MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева В. В.

В статье автор исследует феномен толерантности, дает сравнительный анализ понятий «толерантность» и «мультикультурализм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE AND ULTICULTURALISM: A COMPARATIVE ANALYSIS

In the article the author investigates the phenomenon of tolerance, gives a comparative analysis of the concepts of «tolerance» and «multiculturalism».

Текст научной работы на тему «Толерантность и мультикульту-рализм: сравнительный анализ»

в образовательных услугах, порожденные вновь возникшими проблемами и задачами», гласит словарь «Профессиональное образование» [5, с. 175]. Руководителям, нацеленным на системное развитие образовательного учреждения, важно постоянно изучать и анализировать социальный заказ, прогнозировать его изменения, чтобы обеспечить соответствие качества предлагаемых услуг реальным потребностям заказчиков.

Универсальность взаимодействия системы профессионального образования и социально-производственной сферы, его многоплановость, разноуровневость, чрезвычайная сложность определяют проблемы его изучения в разряд наиболее актуальных. В современной социально-производственной сфере взаимодействие приобретает особые, принципиально новые характеристики, в связи со спецификой всех взаимодействующих сил. И прежде всего, когда носителем этих сил выступает человек как активно действующий и проектирующий свои действия социальный субъект.

Феномен взаимодействия системы профессионального образования и социально-производственной сферы во всей своей сложности включает субъектов, ресурсы, пространство взаимодействия, его формы, структуру, временные факторы, предполагает критерии эффективности, выстраивание реальной ситуации по достижению результативности и т.д.

Блоки КЗ - К5 на рис. 1 представлены кластерообразующей сферой труда, к ней мы отнесли различные учреждения, организации и органы местного самоуправления разных уровней: представительный орган муниципального образования (муниципальный совет), исполнительно-распорядительный орган (местная администрация), глав муниципального образования, контрольно-счетный орган муниципального образования, а также правительство субъекта Федерации, администрация губернатора, аппарат Законодательного Собрания, комитеты городской администрации, районные администрации, городская избирательная комиссия, Контрольно-счетная палата города, аппараты Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка и т.д. Эти образования являются местами проведения практик, а в дальнейшем местами работы выпускников направления обучения 081100 Государственное и муниципальное управление.

Существует пространство взаимодействия между университетским корпусом и кластерообразующей сферой труда разработанного нами образовательного кластера формирования компетенций местного самоуправления. На рис. 2 мы обозначили механизмы вертикального взаимодействия и координации совместной работы вуза и социально-трудовой сферы.

Взаимодействие и координация деятельности в образовательном пространстве для органов местного самоуправления, социально-производственное партнерство, взаимная заинтересованность и формирование ответственности участников взаимодействия за принимаемые решения имеет сегодня политический характер. Конечная цель этого взаимодействия - формирование высокопрофессионального управленческого аппарата, который способен эффективно выполнять задачи и функции органов муниципального самоуправления и государственной власти.

Главное требование, предъявляемое работодателями из государственных и муниципальных органов власти к молодым специалистам, пришедших во власть, - подготовленность их к практической работе, способность с первого дня приступить к делу, применять полученные компетенции на рабочем месте в конкретной должности. Такие компетенции обычно формируются в ходе производственных и иных практик, которые являются, с одной стороны, обязательным элементом образовательного процесса, позволяющим обогатить профессиональные знания, с другой - как бы «испытательным сроком» для выпускника вуза и оценки его пригодности к работе.

Кластеризация социально-образовательного пространства региона, расширение и углубление активных внешних и внутренних связей создают оптимальные условия, прежде всего, для повышения эффективности управленческого образования, позволят гармонично встроить туда систему воспитания, которая направлена на развитие личности студента, обладающего достаточным уровнем общей, профессиональной и правовой культуры, способного эффективно влиять на управленческую политику региона, на его производственную и социально-культурную сферы.

Библиографический список

1. Портер, М.Э. Конкуренция. - М., 2003.

2. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2008.

3. Кривых, С.В. Педагогическая антропоэкология. Педагогика жизнедеятельности / С.В. Кривых, А.А. Макареня. - СПб., 2003.

4. Шилова, О.Н. Вызовы сетевому взаимодействию учреждений педагогического образования / О.Н. Шилова, О.И. Тарасова, М.А. Горюнова // Особенности и специфика сетевого взаимодействия в сфере образования: сб.статей для работников системы общего, профессионального образования, управления образованием. - СПб., 2013.

5. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М., 1999.

Bibliography

1. Porter, M.Eh. Konkurenciya. - M., 2003.

2. Krihsin, L.P. Tolkovihyj slovarj inoyazihchnihkh slov. - M., 2008.

3. Krivihkh, S.V. Pedagogicheskaya antropoehkologiya. Pedagogika zhiznedeyateljnosti / S.V. Krivihkh, A.A. Makarenya. - SPb., 2003.

4. Shilova, O.N. Vihzovih setevomu vzaimodeyjstviyu uchrezhdeniyj pedagogicheskogo obrazovaniya / O.N. Shilova, O.I. Tarasova, M.A. Goryunova // Osobennosti i specifika setevogo vzaimodeyjstviya v sfere obrazovaniya: sb.stateyj dlya rabotnikov sistemih obthego, professionaljnogo obrazovaniya, upravleniya obrazovaniem. - SPb., 2013.

5. Vishnyakova, S.M. Professionaljnoe obrazovanie. Slovarj. Klyuchevihe ponyatiya, terminih, aktualjnaya leksika. - M., 1999.

Статья поступила в редакцию 17.01.14

УДК 316.7 Maltseva У V. TOLERANCE AND MULTICULTURALISM: A COMPARATIVE ANALYSIS. In the article the author investigates the phenomenon of tolerance, gives a comparative analysis of the concepts of «tolerance» and «multiculturalism».

Key words: tolerance, culture, multiculturalism.

В.В. Мальцева, аспирант ФГБОУ ДПО «ИПКСПО», г. Санкт-Петербург, Е-mail: ipkspo@mail.ru

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В статье автор исследует феномен толерантности, дает сравнительный анализ понятий «толерантность» и «мультикультурализм».

Ключевые слова: толерантность, культура, мультикультурализм.

Идея толерантности имеет давнюю историю. Духовное, раскрепощение человека наряду с его экономической и политической свободой отстаивали лучшие, мыслители прошлого, опираясь на учение о естественном праве. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал, например, английский философ и политический деятель Дж. Локк в «Очерках о терпимости» (1667 г.) и в «Письмах о терпимости» (1685 г.) [1]. В ходе защиты естественных прав граждан мировая культура накопила демократический опыт реализации идеи толерантности. Он приобретает особую актуальность в период коренных общественных преобразований. Слома монопольно-идеологических концепций, обострения межнациональных конфликтов, утверждения гуманных межгосударственных связей.

Проблема толерантности возникает в условиях ценностного плюрализма и разнообразия стилей жизни, т.е. формирования плюралистических обществ, в которых «просто позволять различные практики других до поры не отрицая их, не подвергая критике или не считая их отвратительными не означает относиться толерантно, а только потакать свободе» [2]. Поэтому первым шагом и становится задача терминологического прояснения толерантности и «разведения» ее и смежных с ней индифферентности и безразличия: «Если бы не было вещей, вызывающих неодобрение, понятие толерантности вообще не следовало бы вводить» [3]. Программным в этом смысле текстом выступает статья П. Николсона «Толерантность как моральный идеал», текст доступен в вестнике УрМИОН «Толерантность» [4]. Сформулированные автором 5 «бесспорных» свойств (характеристик) толерантности (наличие отклонения от «моральной» нормы, его важность (нетривиальность), несогласие с происходящим и способность подавить (вмешаться) со стороны субъекта толерантности, и, наконец, не-вмешательство (не-от-торжение)) позволяют прийти к выводу, что «толерантность -это дело морального выбора, и наши вкусы и пристрастия здесь неуместны» [5], и тем самым «сузить» сферу толерантного отношения именно критерием «морального неодобрения».

Механизмы утверждения идеи толерантности связаны со всей системой общественных, отношений, с соблюдением конституционно-демократических прав и свобод, с уровнем духовной культуры личности и общества в целом. Не претендуя на бесспорность своих суждений, выделим некоторые наиболее важные, на наш взгляд, положения, соблюдение которых обеспечивает возможность толерантности между различными социальными субъектами. Толерантность немыслима без свободы слова, только гарантированное законом право самовыражения позволяет человеку отстаивать свои убеждения, предполагая уважительное отношение к ним со стороны другой личности, коллектива или государства.

Теоретически попытка «разорвать» кольцевую схему обоснования толерантности в «пределах морали» заключается в поиске более широкого принципа, на котором могла бы быть основана толерантность («процедура выборки» ряда причин). Один из вариантов представлен работой Д. Рафаэля [6]. С самого начала автор подчеркивает, что «ваше стремление запретить что-то должно иметь под собой рационально обоснованное неодобрение происходящего, причем вы можете ожидать, что такое неодобрение будет разделено другими. Не одобрять что-то означает судить об этом как о плохом. Такое суждение -не плод ваших субъективных предпочтений, оно претендует на универсальность, на то, чтобы быть точкой зрения любого рационального агента. Содержание суждения, что нечто является плохим, подразумевает, что это нечто определенно может быть пресечено. Но, если ваше неодобрение рационально обосновано, то почему вам следует идти против него? почему вам следует терпимо относится к этому?» [7].

У каждого человека свой внутренний мир, жизненный опыт, свое видение и оценка различных аспектов социальных явлений. Это неизбежно порождает широкий диапазон взглядов, противоречия и конфликты, разрешение которых требует толерантного сознания. Свобода слова формирует естественную среду общественного мнения, приближает коллективную мысль к истине, к выработке наиболее эффективных путей и методов решения жизненно важных целей. Сберечь и рационально использовать богатый духовный потенциал страны - серьезная задача для практического налаживания механизмов осуществления не только идеи толерантности, но и демократического общественного устройства. Толерантность требует воспитания данного чувства, которое несовместимо в духовной жизни с монополиз-

мом. Он присваивает «право» на истину, искусственно возводя ограничения на право человека мыслить отлично от официально признанных суждений, навязываемых пропагандистскими институтами. Творческая мысль способствует восприятию и усвоению толерантного сознания и толерантного поведения.

Толерантность представляет собой лишь одну из граней сложной проблемы становления гражданского, открытого общества. Лингвисты понимают под толерантностью терпимость, снисходительность к чужим недостаткам. Политологи рассматривают толерантность как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего.

Несколько иной смысл заложен в определении, которое содержится в Декларации принципов толерантности, утвержденной в 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО [8]. В Декларации толерантность предлагается рассматривать как:

- уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;

- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Таким образом, толерантность выступает как психологическая или социально-психологическая характеристика индивидов и социальных групп, проявляющаяся в их взаимодействии с другими индивидами или социальными группами.

Другой гранью, тесно соприкасающейся с толерантностью, но не сводимой к ней. является мультикультурализм. Этим понятием обычно обозначают комплекс идей и действий различных социальных субъектов (государственных и иных организаций), направленных на равноправное развитие различных культур, преодоление дискриминации различных групп населения во всех сферах общественной жизни, обеспечение равных шансов при трудоустройстве и получении образования, отмену скрытых и явных препон в административной карьере и т.д. Другими словами, мультикультурализм означает содействие сосуществованию различных культур в одной стране.

Мультикультурализм родился из осознания непродуктивности ассимиляторских усилий со стороны государства. Два высокоразвитых государства Северной Америки сформулировали так называемую affirmative action - стратегию, нацеленную на преодоление дискриминации во всех сферах общественной жизни, и хотя первые результаты этой политики были далеко не однозначными. сам подход становится общепринятым.

Особенный интерес имеет для России опыт Австралии. Австралийские государственные учреждения обязаны ежегодно отчитываться о «равнодоступности» общественных благ. Опубликованная в 1989 году National Agenda of Multicultural Australia [9] выделила три измерения мультикультурной политики:

- культурную идентичность,

- социальную справедливость,

- экономическую эффективность.

Первый пункт закреплял за каждым гражданином право на культурную реализацию (в том числе языковое и религиозное самовыражение), причем право на выбор культурной идентичности предоставлялось всем гражданам. Этничность - как языковая и религиозная принадлежность - не закреплялась за индивидами или группами в качестве неотъемлемого свойства; считалось, что она - плод свободного решения. Второй пункт предполагал правовые гарантии равенства возможностей и отсутствия социальной дискриминации на основании цвета кожи, пола, конфессии и т.д. Наконец, третий пункт означал, что поощрение талантов граждан (независимо от их происхождения) -желательно с гуманитарной точки зрения и экономически полезно обществу.

Все это дает основание для вывода о том, что мультикуль-турализм представляет собой не просто психологическую особенность или этическую доктрину, но и определенную политическую программу, государственную политику, характерную для государств, стремящихся способствовать формированию открытого общества.

Таким образом, толерантность и мультикультурализм представляют собой тесно связанные, но не идентичные понятия. Предлагаемый проект как раз и направлен на вовлечение журналистского сообщества в обсуждение проблем, связанных с сосуществованием в России множества различных культур. Главное отличие этого проекта от других, посвященных проблемам толерантности, заключается в том, что проект предполага-

ет не просто активизацию деятельности журналистов по формированию в российских регионах “системы иммунитета” к этнической и национальной агрессивности, но и направлен на стимулирование интереса журналистов к концептуальным основам культурной политики властей как на уровне Российской Федера-

Библиографический список

ции в целом, так и на уровне конкретных субъектов Федерации. Авторы проекта стремятся обеспечить с помощью журналистов прозрачность процесса принятия решений в сфере культурной политики, функционирования и взаимодействия национальнокультурных автономий.

1. Локк, Дж. Сочинения: в 3 т. - М., 1985.

2. Mendus, S. Toleration and the Limits of Liberalism. Basingstoke. - Macmillian, 1989.

3. Cranston, M. John Locke and the Case for Toleration // On Toleration. Ed. by S. Mendus and D. Edwards. - Oxford: Clarendon Press, 1987.

4. Толерантность. - 2002. - № 1 (перевод), “Toleration as a moral ideal” in “Aspects of Toleration” edited by S. Mendus. - London ; New York:

Methuen, 1985.

5. Nicholson, P. Toleration as moral ideal // Aspects of Toleration.

6. Raphael, D. The Intolerable // Justifying Toleration. Ed. by S. Mendus. - New York; Sydney, 1998.

7. Raphael, D. The Intolerable // Justifying Toleration. Ed. by S. Mendus. - New York; Sydney, 1998.

8. Декларация принципов толерантности [Э/р]. - Р/д: http://school-sector.relarn.ru/prava/zakony/tolerance/index.htm

9. National Communications Branch, Department of Immigration and Citizenship. - 2009. - October.

Bibliography

1. Lokk, Dzh. Sochineniya: v 3 t. - M., 1985.

2. Mendus, S. Toleration and the Limits of Liberalism. Basingstoke. - Macmillian, 1989.

3. Cranston, M. John Locke and the Case for Toleration // On Toleration. Ed. by S. Mendus and D. Edwards. - Oxford: Clarendon Press, 1987.

4. Tolerantnostj. - 2002. - № 1 (perevod), “Toleration as a moral ideal” in “Aspects of Toleration” edited by S. Mendus. - London ; New York:

Methuen, 1985.

5. Nicholson, P. Toleration as moral ideal // Aspects of Toleration.

6. Raphael, D. The Intolerable // Justifying Toleration. Ed. by S. Mendus. - New York; Sydney, 1998.

7. Raphael, D. The Intolerable // Justifying Toleration. Ed. by S. Mendus. - New York; Sydney, 1998.

8. Deklaraciya principov tolerantnosti [Eh/r]. - R/d: http://school-sector.relarn.ru/prava/zakony/tolerance/index.htm

9. National Communications Branch, Department of Immigration and Citizenship. - 2009. - October.

Статья поступила в редакцию 17.01.14

УДК 371

Nikitin У Ya., Drakina I. K. THE ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF A MODERN SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING. In the article organizational and pedagogical conditions of development of modern system of additional vocational training in Russia are considered. The work shows the possibility of modular structuring of training programs.

Key words: strategy and priorities in the system of post-degree training, modular program, technology of training.

В.Я. Никитин, д-р пед. наук, проф., ректор ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург; И.К. Дракина, д-р пед. наук, проф., проректор ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: irakonstant@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ДПО

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия развития современной системы дополнительного профессионального образования в России. Показана возможность модульного структурирования обучающих программ.

Ключевые слова: стратегия и приоритеты в системе постдипломного обучения, модульная программа, технология обучения.

Для смены традиционного обучения в системе дополнительного профессионального образования на инновационное в России есть все предпосылки:

1) общественный спрос;

2) концептуальная, социально-философская проработка новой образовательной парадигмы;

3) описание методологии деятельности как инструмента перевода философских постулатов в практику образования;

4) наличия огромного передового опыта педагогов-нова-торов;

5) разработанность целого ряда развивающих технологий обучения;

6) наличие зарубежного опыта перестройки образования.

Проблемы формирования системы ДПО как составной части государственной политики в области развития человеческих ресурсов в настоящее время необходимо рассматривать с учетом реально складывающихся в Российской Федерации динамики в сфере занятости, перспектив развития рынка труда и об-

разовательных услуг. Необходима выработка стратегии развития системы ДПО, определение ее приоритетов, реализация этой стратегии через федеральные программы, крупные социальнопедагогические эксперименты и инновационные проекты.

К организационно-педагогическим условиям развития системы ДПО мы относим:

1. Модульное структурирования образовательных программ ДПО.

2. Индивидуально-ориентированное обучение в системе ДПО.

3. Применение интерактивных технологий в образовательном процессе ДПО: социально-педагогического проектирования, имитационного моделирования, кейс-метода, дистационных технологий, коучинга и др.

4. Введение новых ролей преподавателя: консультанта, тьютора, модератора групповой работы, куратора образовательной программы и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.