Научная статья на тему 'Терроризм: идентичность и дискурс'

Терроризм: идентичность и дискурс Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДИСКУРС-АНАЛИЗ / ДИСКУРС / МАНИПУЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борисов Сергей Николаевич, Переверзев Е. В.

В статье рассматриваются возможности дискурсной теории в осмыслении проблемы терроризма и идентичности. Отмечено, что в свете дискурсного подхода формирование у субъектов стойкой фиксированной идентичности может быть рассмотрено в терминах манипулятивного идеологического воздействия. Дискурсивная проблематика идентичности соотносится со спецификой терроризма как объекта дискурсного исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the potential of discourse theory in studies of terrorism and identity. The authors argue that from the point of view of discourse theory construction of solid, fixed identity may be described in terms of ideological manipulation. The discursive qualities of identity are linked to the problem of terrorism as an object of discourse-analytical studies.

Текст научной работы на тему «Терроризм: идентичность и дискурс»

-►

Гуманитарные науки

УДК 1:572:008

С.Н. Борисов, Е.В. Переверзев ТЕРРОРИЗМ: ИДЕНТИЧНОСТЬ И ДИСКУРС

Осмысление проблемы идентичности в свете сложного комплекса современных представлений о терроризме, как правило, уходит на второй план относительно системы религиозных, политических и иных причин, позволяющих рассматривать терроризм как глобальное социальное явление. В этой связи характерным признаком современных философско-культуро-логических и социально-гуманитарных подходов к феномену терроризма является позитивистский, структурный подход.

Вместе с тем современный комплекс дис-курсных теорий предлагает ряд интегративных форм, позволяющих, на наш взгляд, осветить проблему идентичности субъекта и терроризма с новых позиций.

Во-первых, дискурс-анализ предлагает себя в качестве междисциплинарной платформы для новых форм взаимодействия между сферами философско-культурологических и социально-гуманитарных знаний [7].

Во-вторых, дискурс-анализ исследует связь между дискурсом и обществом, основываясь на позициях критического реализма и социального конструкционизма. При этом он фокусирует исследовательские стратегии в области процес-суальности социальных феноменов, рассматривая их не как объекты реального мира, а как динамичные процессы социального конструирования в дискурсе.

В-третьих, дискурс-анализ позволяет установить связь между социальными факторами идентичности и процессами, формирующими субъективность. Последнее положение напрямую затрагивает область, рассматриваемую в данной работе, и, следовательно, требует некоторых предварительных замечаний.

В частности, рассматривая дискурс-анализ с точки зрения его потенциала для исследова-

ния идентичности, хотелось бы отметить следующие моменты:

1. Дискурс в данной работе принято понимать как исторически сформированную когерентную последовательность высказываний, которые с течением времени закрепляются в обществе и, будучи восприняты, могут оказывать влияние на мышление, поведение и убеждения субъектов.

2. Дискурс-анализ в данной работе принято рассматривать не как систему практических методов изучения дискурса, а как социально-конструктивистскую интеллектуальную парадигму, в основе которой лежит восприятие социальных процессов и объектов через призму генеративного потенциала дискурса.

Идентичность: классическая парадигма

Ранние упоминания о проблеме идентичности датируются XVI в. и определяют идентичность «identitie» в терминах качества или условия сохранения собственной субстанции, целостности и природы, а также в терминах «абсолютной самости и единства», т. е. как комплекса стойких убеждений субъекта относительно характеристик собственного Я [5, с. 18]. Характерное для ранних упоминаний описание идентичности в терминах завершенной совокупности психических черт в целом соответствует направлению философских представлений о природе душевных явлений того времени [5, с. 18].

Развитие идей об идентичности субъекта как о завершенном статичном явлении продолжается, по мнению ряда исследователей, и в эпоху Возрождения, впоследствии приобретая завершенность в философии Декарта и Локка в эпоху Просвещения [5, с. 19]. В частности,

Декарт формирует представления о рационально мыслящем и самосовершенствующемся субъекте, а Локк развивает представления о происхождении субъективности на основе опыта, а не априорного мышления. Исследователь Ч. Тэйлор отмечает, что фокусирование на рефлексивных способностях субъекта в отрыве от ряда аспектов субъективного опыта у Локка оказывает решающее воздействие на формирование последующих представлений о возможностях рационального воздействия субъекта на собственную идентичность путем осмысленных действий — отсюда весь корпус современной литературы, описывающей способы изменения себя.

Современные представления об идентичности как «настоящем», «истинном» «Я» субъекта, «Я», которое можно утратить, обрести или сформировать по собственному вкусу, окончательно формируются в эпоху Романтизма. По мнению Тэйлора, эпоха Просвещения со свойственными ей тенденциями в области рационализма и эмпиризма во многом обеспечила появление устойчивых социальных форм априорного индивидуализма, столь характерного для западной техногенной цивилизации [9]. Романтизм дополняет комплекс уже сформировавшихся представлений об устойчивой внутренней идентичности идеями о гармоничном единении между идентичностью как внутренним «Я» субъекта и природой как его внешним «Я». Тэйлор утверждает, что именно к этому периоду возможно отнести формирование нарра-тивов о «настоящем», «подлинном» Я, к которым столь часто прибегают в современной рекламе и маркетинге в целях формирования определенных потребительских идентичностей [9, с. 369-370].

Идентичность: от психоанализа к дискурс-анализу

Основой для развития альтернативных представлений об идентичности, на которые, в частности, опирается данная работа, послужили работы З. Фрейда и Ж. Лакана. Так, основываясь на исследованиях Й. Брейера, Фрейд сформулировал первичные гипотезы о формировании и функционировании психики субъекта [4]. Им были выдвинуты идеи о стадиях развития психики у ребенка, о взаимодействии

сознания и бессознательного, природе психических расстройств, а также о том, какую роль в их устранении может играть язык. На основе идей Фрейда о природе и функциях субъективности возникли два противоречивых психоаналитических течения. В одном из них Э. Фромм и К. Хорни объединили психоаналитическую концепцию с рассмотренными выше классическими представлениями о субъекте и идентичности, сформировав направление «эго-пси-хология». В другом Ж. Лакан выдвинул идею о структурном подобии языка и бессознательного. Развивая свою концепцию под лозунгом «Назад к Фрейду!», Лакан сформулировал аргументы в пользу единых оснований для языка и бессознательного с точки зрения того, что оба феномена имеют семиотическую природу. По мнению Лакана, бессознательное «разговаривает» с субъектом на языке символов, и само безумие может быть описано как попытка коммуникации [8]. Лакан утверждает, что подобно тому, как дискурс формирует нескончаемую цепь последовательно связанных метафор, субъект всегда колеблется между самоопределением и тем определением, которое ему дают окружающие. Следовательно, по логике Лакана, с одной стороны, субъект существует только в процессе репрезентации, будучи лишенным имманентных истинных черт, истинной идентичности, а с другой — никакая репрезентация не в состоянии охватить субъект целиком. По этой причине каждый субъект оказывается втянут в сложный процесс самоопределения и соотношения с тем, как нас определяют окружающие. Эго не стабильно и постоянно формируется в репрезентациях, а бессознательное (как и сознание) не существует вне языка и не является «местом дискурса другого». Напротив, оно имплицировано в речь и поступки субъектов. В некотором смысле, идентичность возможна лишь в том случае когда субъект имеет представления о том, как его определяют другие, идентичность в этом смысле дискурсивна, процессуальна, нефиксируема [3].

Отметим, что в контексте данной работы подход Лакана имеет первостепенное значение по следующим причинам:

— идентичность характеризуется у Лакана не в терминах своей статичности и завершенности, а с точки зрения динамических процессов в дискурсе;

^ Научно-технические ведомости СПбГПУ 2-2' 2010

— язык перестает рассматриваться, как инструмент идентичности и может быть описан как во многом тождественная ей сущность;

— если исходить из представлений об идентичности как о динамическом, дискурсивном процессе, то любые попытки формирования завершенного, конечного определения идентичности для субъекта следует рассматривать с точки зрения их манипулятивного, властного и идеологического потенциала [6]. В этой связи иллюзия наличия стойкой идентичности может быть охарактеризована как продукт манипуля-тивного идеологического воздействия, создающий условия для формирования предубеждений, а затем и фанатизма в отношении всего того, что входит и не входит в установленные границы идентичности.

Терроризм в контексте дискурсивизации идентичности

Последнее положение, высказанное нами на основе предложенного подхода к исследованию проблемы терроризма, имеет далеко идущие последствия. Прежде всего, меняется изначальный подход к самому процессу изучения; в него включается «механизм подозрения» или деконструкции собственной позиции. Речь идет не просто об учете фактора «другого», который влияет в форматах социального заказа, идеологии, общественного сознания и прочего.

Идентичность как объект исследования оказывается сопряженной с проблематизацией идентичности самого исследователя. Процес-суальность как свойство идентичности выходит за границы теоретических деклараций и находит свое воплощение в исследовании еще «до» самого исследования, поскольку предполагает факт завершенности в виде номинирования тех или иных объектов реальности в качестве террористических, что подразумевает фигуру «эксперта-ученого». Его роль может сводиться к целому ряду рефлексивных возможностей относительно объекта исследования, которые в целом описал Н.А. Грякалов [2, с. 4]. При рассмотрении террора мы позволим себе интерпретировать эти стратегии следующим образом:

1) как искажения естественного хода вещей, 2) «событие воли» и экзистенции, 3) понятия, 4) проект (генеалогический ракурс).

Некоторые из перечисленных стратегий непосредственно предполагают незыблемую фигуру исследователя-эксперта, который выносит квалифицированное суждение. Так, в первом случае (стратегия 1), номинирование осуществляется, исходя из знания «нормального» состояния мира; во втором (стратегия 2) — руководствуясь внутренним, априорным чувством долженствования; в третьем — опираясь на свой институциональный статус; в четвертом — руководствуясь знанием (о структуре, схеме развития или инструментах получения такого знания).

В случае использования дискурсивного подхода следует, скорее всего, отказаться от фигуры исследователя-эксперта как «носителя целостности», субъекта, сообщающего ее, поскольку процессуальность, о которой говорилось выше, затрагивает и его самого. Возможно, стоит подходить к идентификации этой фигуры с позиции событийности и учета авто-дискурс-анализа как механизма само-деконструкции.

Дискурсивизация идентичности также позволяет объяснить некоторые затруднения в самом определении терроризма, в отношении которого нет единого мнения. Так, в общем виде под терроризмом понимаются жестокие насильственные действия в сфере политики и реализации прав субъектами власти. В частности, террор как отношение государства к своим оппонентам, репрессивное и жестокое, исследуется отечественным политологом И.М. Ильинским. А. Бернгард в работе «Стратегия терроризма» указывает на связь терроризма с силой, но понимает его как применение силы слабыми в отношении сильных. Американские исследователи В. Маллисона и С. Маллисона определяют терроризм как систематическое использование насилия и угрозы насилия для достижения политических целей. Д. Лонг сводит феномен терроризма к действиям по изменению существующего политического строя, существующего мирового порядка. Ф. Уилкокс, координатор по борьбе с терроризмом Госдепартамента США, видит в терроризме политически обусловленное насилие, направленное против мирного населения.

Содержательный анализ трактовок терроризма, равно как и формально-понятийный, не позволяет прийти к тому уровню обобщения, который устраивал бы различных участников

научного диалога. Опираясь на дискурсную теорию, мы можем предположить, что решение проблемы находится в самом ракурсе рассмотрения терроризма как автономного и деидео-логизированного явления. Ключ к пониманию манипулятивной стороны данной дефиниции дает идентичность, которую можно охарактеризовать как «ускользающую», не соответствующую самой себе, что наиболее наглядно проявляется в исторической перспективе, историческом дискурсе.

Спецификой самого исторического дискурса как дискурса институционализированного предопределяются требования истинности и связности повествования [1]. Однако очевидно, что объект, номинируемый в историческом дискурсе как террористический, подчиняется иным правилам, диктуемым мотивами скорее политико-идеологическими, нежели объективно-научными. Логика связности высказываний о прошлом находит соответствие в настоящем, которое регламентировано политико-прагматически. В этом смысле прошлое всегда актуально, а точнее, оно постоянно ре-актуали-зируется, поскольку сохраняет свой легитимизирующий потенциал. Исторический дискурс как никакой другой в силу своей обращенности к экзистенциальному чувству стабильности, неизменности основ бытия способен узаконить происходящее в настоящем, придать ему статус легитимности.

Развивая ранее высказанный тезис о культивировании «подозрения», которое мы применили к фигуре исследователя, объекту исследования (терроризму и идентичности), стоит обратить внимание на само номинирование и режим его осуществления. Поскольку исходной точкой рассмотрения является философский дискурс, очень важно выявление всей структуры дискурсивных отношений относительно объекта (того, что называется терроризм) и исходного для нас дискурса философии.

Прежде всего, отметим, что философский дискурс, являясь исторически сформированной когерентной последовательностью высказываний, отличается от остальных ярко выраженной генеративной способностью, выражающейся в производстве концептов. Иначе говоря, философия как место рождения высказываний относительно реальности претендует на гегемонию в этой сфере, заявляет о монопольном праве говорить об истине и иных фундаментальных вещах, в конечном итоге быть арбитром и иметь право «последнего слова» в номинировании как таковом. Возникает вопрос: распространяется ли это право или привилегия философского дискурса на то, что называется терроризмом, поскольку наша работа в определенном смысле также укладывается в эту схему как претензия на истинное знание о терроризме.

Позволим себе высказать предположение об отсутствии у философии права номинирования объектов террористическими, поскольку философский анализ, пытающийся выявить сущность терроризма и провести процедуру определения этого объекта, пока не привел к успеху. По словам Н.А. Грякалова, знать, что такое терроризм, и говорить о нем не одно и то же [2]. Очевидно, что функция говорения может подменять само знание, производя тем самым процедуру онто-логизации терроризма. Что касается самого философского дискурса, то он получает уже онтоло-гизированый объект террора от политического дискурса и выстраивает концептуальные схемы, опираясь на идеологизированное основание.

Таким образом, проблематичность идентичности, которая в сопряжении с объектом терроризма оказывается принципиально нефик-сируема или конвенционально фиксируема, выявляет собственно дискурсивную природу терроризма как объекта исследования. Исходя из данного факта, следует выстраивать анализ терроризма с учетом политико-идеологических оснований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анкерсмит, Ф. Нарративная логика. Се- 2. Грякалов, Н.А. Фигуры террора [Текст] / мантический анализ языка историков [Текст] / Н.А. Грякалов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. Ф. Анкерсмит. — М.: Идея-Пресс, 2003. ун-та, 2007.

Научно-технические ведомости СПбГПУ 2-2' 2010

3. Лакан, Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе [Текст] / Ж. Лакан. — М.: Гно-зис, 1995.

4. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст]: Лекции. / З. Фрейд. — М.: Наука, 1989.

5. Benwell, B. Discourse and Identity [Text] / B. Benwell, E. Stokoe. — Edinburgh University Press, 2006.

6. Dijk van Teun. Discourse and Power [Text] / Dijk van Teun. — Palgrave Macmillan, 2008.

7. Leeuwen van T. Three models of Inter-discitplinarity [Text] / Leeuwen van T. // A new Agenda in (Critical) Discourse Analysis. Ed. by Wodak, R., Chilton P. — Jon Benjamins Publishing Co., Amsterdam, 2005. — P. 3-18.

8. Sarup, M. Post-structuralism and Postmodernism [Text] / M. Sarup. — Harvester Wheatsheaf, London, 1993.

9. Taylor, C. Sources of Self [Text]: The Making of Modern Identity / C. Taylor. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989.

УДК 1:001

СТАНОВЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ

Термин «реальность» весьма многозначен в философии. Так, у Г.Д. Левина термин «реальное» имеет пять самостоятельных значений, у П.С. Дышлевого — шесть, у В.И. Поруса — более десяти. В словаре А. Лаланда выделяется пять основных смысловых значений этого термина, которые в какой-то степени противоречат друг другу [2, с. 900—902] Так, реальное — это противоположное «кажущемуся», существующее поистине. Это утверждение вполне согласуется с первоначальным пониманием реализма как учения о том, что идеи более реальны, чем индивидуальные вещи. С другой стороны, реальное может пониматься как актуальное, непосредственно-данное, противоположное абстрактному, что диктует и другое понимание реализма.

В XX в. проблема реальности приобретает особую значимость, и только в это время начинает зарождаться понятие «научная реальность». Эта проблема становится актуальной в связи с выходом научного познания за пределы «зеркальной» чувственной данности, когда теоретические объекты оказываются непредставимыми с помощью воображения. «Реальное» науки не является «реальным» непосредственно данного, и, по мере того как утверждается важность конструирования объектов, в нем все больше проявляется «нормализующий» смысл этого термина, Г. Башляр пишет, что реальность науки — это область «вторичных объек-

Е.Г. Рукомойникова «НАУЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»

тов», и даже допускает, что наука рассматривает «нечто с точки зрения обыденного сознания не реальное» [3, с. 316]. Здесь чрезвычайно важно рассмотреть историю становления научного реализма и появления термина «научная реальность», раскрыть различные подходы к данной проблематике.

Каждое из определений реального может выступать как базисное для какого-либо направления исследований проблемы реальности, поэтому для исследователя этой темы чрезвычайно важно выбрать точку отсчета в истории философии. Проблема научной реальности, тема нашего исследования, возникла вместе с зарождением философии науки. Наиболее остро она представлена в трудах эмпириокритиков.

Можно выделить следующие стадии формирования данной проблемы:

1) формирование категории «реальное», охватывающее эпоху античности и Средневековье;

2) анализ проблемы реальности в научных исследованиях (классическая философия нового времени от Р. Декарта и Ф. Бэкона до И. Канта);

3) проблема реальности в философских научных в трудах конца XIX — начала XX в. (Э. Мах, А. Пуанкаре, П. Дюгем);

4) исследование научной реальности в естествознании XX в. (Л. Брюнсвиг, Р.В. Селларз, Г. Маргенау, Н. Гартман);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.