ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Социально-экономические проблемы
УДК 914/919 (045)
М.А. Саранча
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК КОМПЛЕКСНОЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В статье рассматривается предложенная автором модель территориальной туристско-рекреационной системы на основе изученного опыта соответствующих зарубежных и отечественных исследований.
Ключевые слова: модель, рекреация, территориальная общественная система, туризм, туристско-рекреационная система, туристско-рекреационный цикл, энерговещественный цикл.
Специфика геосистемного подхода к исследованию туристско-рекреационных систем предполагает рассмотрение в пространственном разрезе их элементного состава и структуры, свойств, отношений с внешней средой, иерархических отношений, основных закономерностей и особенностей формирования, функционирования и развития.
ТТРС представляет собой общественное явление, цель которого - удовлетворение туристско-рекреационных потребностей человека при соблюдении «интересов» всех сторон, связанных с данным процессом. С точки зрения геосистемного подхода ТТРС является неотъемлемой частью территориальных общественных систем (ТОС). «Под ТОС понимаются пространственные сочетания всех компонентов и сфер жизнедеятельности населения. Территориальные общественные системы выступают в качестве пространственно-временных форм организации ойкумены, тесно взаимодействующих с окружающей средой, смежными системами и системами более высокого иерархического уровня» [1].
С позиций функционального подхода структура ТОС включает подсистемы: природноресурсную, производственную, населения и расселения, социальную и инфраструктурную [2]. ТТРС, являясь частью ТОС, представляет собой сложное и многоаспектное явление, которое может включать в себя составляющие всех функциональных подсистем ТОС, исходя из этого функциональную структуру ТТРС можно представить в следующем виде (см. рис. 1):
Рис. 1. Функциональная структура территориальной туристско-рекреационной системы (составлено автором на основе функциональной модели ТОС М.Д. Шарыгина и В.А. Столбова [2])
Таким образом, ТТРС включает следующие функциональные подсистемы:
1) потребители (туристы) - центральный компонент ТТРС. Именно они со своими потребностями, желаниями и деятельностью выступают системообразующим началом ТТРС, являются основой ее функционирования и развития;
2) природно-ресурсная подсистема ТТРС представляет собой компоненты природы, которые используются или могут быть использованы обществом для организации туристско-рекреационной деятельности;
3) подсистема населения ответственна за воспроизводство населения, а также соответственно за воспроизводство потенциальных туристов, трудовых ресурсов;
4) социальная подсистема ответственна за формирование совокупности общественных отношений на территории - производственных, конфессиональных, национальных, моральных, экологических и прочее, формируя основные черты социума;
5) производственная подсистема «объединяет все виды экономической деятельности на территории, совокупность предприятий и производств первичной и вторичной (материальной) сфер» [2];
6) инфраструктурная подсистема ТТРС представляет собой совокупность организаций и учреждений сферы услуг, обеспечивающих условия функционирования ТТРС. Инфраструктуру ТОС, по мнению М.Д. Шарыгина и В.А. Столбова [2], можно подразделить на социальную, производственную (коммуникационную), рыночную, духовную, природно-экологическую, управленческую и институциональную. Непосредственно туристскую инфраструктуру делят на основную, дополнительную, сопутствующую и поддерживающую. Основная инфраструктура необходима для предоставления основных туристских услуг: размещения, питания, экскурсионных, транспортных услуг, услуг туристских фирм. Дополнительная инфраструктура обеспечивает дополнение основных туристских услуг, увеличивает разнообразие туристской деятельности и повышение качества всей совокупности предоставляемых туристу услуг: информационных, анимационных, продажи сувенирной продукции и т.п. Сопутствующая инфраструктура преимущественно ориентирована на обслуживание местного населения, однако благодаря туристам расширяются её функции и увеличивается количество потребителей. Кроме того, создаются условия для пребывания туристов в пределах дестинации: торговые, банковские, страховые, медицинские, телекоммуникационные и другие учреждения. Поддерживающая инфраструктура необходима для поддержки функционирования основной и дополнительной туристской инфраструктуры: научных и образовательных учреждений, органов управления туристской сферой, представительств иностранных государств (посольств, консульств и т.п.), органов безопасности и правопорядка, предприятия и сети коммунального обслуживания, транспорта, дорожного хозяйство и т.п.
7) аттракции являются базовой подсистемой ТТРС, так как именно они привлекают туриста на ту или иную территорию. В качестве аттракций могут выступать любые явления, интересные туристу и привлекающие его в дестинацию (следовательно, данную категорию необходимо рассматривать как субъективную). На схеме это выражено пересечением «поля» аттракций со всеми подсистемами ТТРС, в том числе с потребителями (туристами), так как последние также нередко могут выступать в качестве аттракций.
Функциональные подсистемы ТТРС пронизаны и тесно взаимосвязаны обменом энергии, вещества и информации посредством энерговещественных циклов (ЭВЦ) (на рис. 1 они показаны стрелками), которые и приводят к формированию, функционированию и развитию ТТРС. В туристско-рекреационной сфере в качестве генерального ЭВЦ выступает туристско-рекреационный цикл. Обобщенно схему туристско-рекреационного цикла можно представить в следующем виде (см. рис. 2):
Туристско-рекреационный цикл представляет собой разновидность производственнопотребительского цикла, в процессе которого замышляется, производится, распространяется, предоставляется и потребляется туристско-рекреационный продукт. Цикл безотносителен к институционализации, поэтому может функционировать как самостоятельно, так и под разной степенью влияния управления и регулирования. Несмотря на производственно-технологический аспект, цикл может включать в себя практически все аспекты общественных отношений и виды инфраструктур.
Этап «замысел» включает в себя создание идеальной модели какого-либо замышленного явления (субъекта, объекта, процесса и т.д.), в том числе отдельных туристско-рекреационных услуг и продукта. Например, аттракций (былинного героя, праздника, обряда, музея, аквапарка, пляжа, замка), объектов инфраструктуры или отдельных услуг. При этом необходимо заметить, что задуманные явления, особенно аттракции, во многих случаях могут замышляться и создаваться без ориентации на туристско-рекреационную сферу.
Рис. 2. Туристско-рекреационный цикл (составлено автором на основе схемы культурного цикла Института статистики ЮНЕСКО [3])
На этапе «производства» происходит воплощение замысла в жизнь при помощи инструментов, инфраструктуры и технологий. Необходимо отметить, что уже существующие явления не выпадают из логики цикла, их необходимо относить к созданным в прошлом (это относится и к наследию, в том числе природному, так как и оно когда-то приобрело ту или иную форму и содержание).
На этапе «распространения и коммуникаций» осуществляются коммуникации между субъектами туристской дестинации и потенциальными потребителями, которые направлены, прежде всего, на сбор информации со стороны потребителей о потенциальных местах путешествия, интересных объектах и т.п., информирование потребителей и продвижение созданного «явления» (например, готового туристского продукта, аттрактивного объекта). Информация о потенциальных туристских территориях, объектах и услугах (в том числе услугодателях) может дойти до потребителя как через специально организованные каналы, так и через «общие» и специфические каналы, при этом часто не в туристско-рекреационном контексте (например, в процессе изучения в образовательном учреждении объектов античного искусства или просмотра научно-популярной передачи, прочтения книги соответствующего содержания). Кроме коммуникаций этап включает в себя распространение туристского продукта (в случае организованного туризма) через дистрибьюторские каналы и его продажу потребителю.
В большинстве случаев в туристско-рекреационном цикле этапы «предоставление» и «потребление» осуществляются одновременно. На этих этапах туристу предоставляют замышленные и произведенные «явления» (в виде отдельных или всего комплекса услуг и товаров, заложенных в туристский продукт, включая перевозку туристов (в туристскую дестинацию и обратно, трансферы)), который их потребляет.
Замыкается цикл на связи между этапами «потребление» и «замысел» (потенциальным предложением), что в первую очередь подразумевает тесную связь между замыслом, созданием, репродукцией и усовершенствованием туристского продукта и его востребованностью со стороны потребителя.
Выделенные на схеме этапы отражают не только функциональный аспект цикла, но и включают в себя все используемые инструменты, инфраструктуру и технологии. Все этапы тесно взаимосвязаны между собой потоками вещества, энергии и информации, что выражено на схеме стрелками, связывающими каждый этап со всеми другими. На практике, в зависимости от специфики туристско-рекреационной деятельности, некоторые этапы могут выпадать из цикла или объединяться. Например, в случае использования в неорганизованном туризме объектов наследия фактически этапы замысла и производства из цикла могут выпадать (или включаться в цикл условно), а в случае спонтанно случившейся экскурсии по городу без заложенной программы этапы замысла, производства, предоставления и потребления могут быть объединены.
Через «призму» туристско-рекреационного цикла строение ТТРС можно представить в следующем виде (см. рис. 3).
Рис. 3. Туристско-рекреационный цикл территориальной туристско-рекреационной системы:
ТОС - территориальные общественные системы; ИУ - институты управления; ДП - дополнительная подсистема; СП - сопутствующая подсистема; ПП - поддерживающая подсистема
Исходя из концептуального понимания туризма как совокупности отношений и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей за пределами постоянной среды обитания и не связанных с получением трудовых доходов, ТТРС с географических позиций включает в себя территорию постоянного обитания туриста, транзитные территории и туристскую дестинацию (место предназначения). Указанные системные образования являются достаточными для формирования элементарной/простейшей ТТРС. Однако в процессе развития ТТРС происходит обогащение ее элементного состава и системных связей, усложнение структуры. Поэтому для полноценного рассмотрения строения ТТРС необходимо учитывать все ее основные и существенные компоненты и связи, при этом простейшие ТТРС при подобном подходе также получат свое отражение.
Непосредственный состав ТТРС можно представить в виде трех географических подсистем: территории, генерирующей туристские потоки, транзитной территории и туристской дестинации (см. рис. 3). Однако в рамках даже одного путешествия туриста ТТРС может выступить в качестве поли-системного образования, то есть в ходе путешествия турист может пересечь несколько транзитных ТОС и посетить более одной туристской дестинации, при этом модель в своем составе соответственно увеличит количество транзитных территорий и туристских дестинаций.
Г еографические подсистемы ТТРС могут рассматриваться одновременно в разных масштабах и иерархических уровнях, тем самым проявляя особенности, обусловленные межсистемным строением ТТРС. Например, при каком-либо анализе ТТРС территория, генерирующая туристские потоки, может рассматриваться как крупный мегаполис, транзитные территории в разрезе отдельных стран или крупных регионов страны, а туристская дестинация как небольшой курортный поселок.
Как и любая система, ТТРС имеет внешнюю среду. В большинстве моделей ТТРС среда рассматривается как общая для всех географических подсистем ТТРС. Однако данный подход не является верным, так как для каждой из указанных географических подсистем ТТРС на одном и том же иерархическом уровне имеется своя уникальная среда. При переходе рассмотрения среды географиче-
ских подсистем ТТРС на более высокий иерархический уровень среда может оказаться для них и общей, хотя фактически все равно будет наблюдаться существенная специфика для каждой из них.
В качестве среды географических подсистем ТТРС выступают «материнские» ТОС, внешние ТОС того же или более высокого иерархического уровня. Границы между ТТРС и средой являются абстрактными и условными (как и между другими системными образованиями), не всегда явными, поэтому на схеме они показаны пунктирной линией. Отношения системы и среды имеют двунаправленный характер и задаются «циркулирующими» между ними потоками вещества, энергии и информации, что отражено в модели соответствующими стрелками между географическими подсистемами ТТРС и включающими их «материнскими» ТОС, а также между «материнскими» ТОС, а следовательно, и включенными в ее состав ТТРС и внешней средой. Отталкиваясь от функционального строения ТОС отношения система-среда можно рассматривать в природной, политико-правовой, экономической, технологической, инфраструктурно-коммуникационной, социальной, демографической, культурно-исторической и экологической плоскостях.
Согласно туристско-рекреационному циклу (см. рис. 2) началом цикла выступают этапы «замысел» и «производство», которые приходятся на туристскую дестинацию - это территория, ставшая целью путешествия туриста, которая в силу своих специфических свойств способна удовлетворить его потребности.
Туристская дестинация включает в себя следующие функциональные подсистемы (см. рис. 3): аттракции, транспортную, социально-бытовую и производственно-сбытовую подсистемы, а также расположенные на границе между ТТРС и ТОС дополнительную, сопутствующую, поддерживающую подсистемы и институты управления.
Аттракции в модели тесно связаны с туристами, так как конкретные явления могут быть аттрак-тивны только с позиций субъектов. Исходя из функций и значимости аттракции можно разделить на целевые (являются целью и главным мотиватором путешествия), сопутствующие (аттракции кратковременного и поверхностного интереса, широко используются для насыщения программ пребывания туристов), навязанные (аттракции, не интересные и не притягивающие туриста, однако в силу включения их в пакет тура или других обстоятельств туристы вынуждены обращать на них внимание) и дополнительные (вызвавшие большой интерес у туриста уже в ходе путешествия). Традиционным является и деление аттракций по генезису: природные, антропогенные и природно-антропогенные.
Функции обеспечения быта туристов в пределах туристской дестинации выполняет социальнобытовая подсистема, которая, прежде всего, включает в себя инфраструктуру размещения и питания туристов.
Транспортная подсистема выполняет функцию перевозки туристов (трансферы, экскурсионные перевозки, перевозки между отдельными аттракциями и т.п.). При рассмотрении транспортной подсистемы актуальными являются вопросы специфики видов используемого транспорта, состояния транспортной инфраструктуры, эргономичности, безопасности, экологичности, качества предоставляемых услуг и т.п.
Выделенные подсистемы туристской дестинации (аттракции, транспортная и социальнобытовая) не являются рафинированными и тесно увязаны между собой. Между ними имеются и переходные/смешанные формы. Например, любой из объектов транспортного или социально-бытового сервиса может выступить в качестве аттракции, некоторые снабжены транспортными средствами и инфраструктурой социально-бытового сервиса (круизные суда и др.).
Формированием, продвижением и реализацией туристского продукта на профессиональной основе в ТТРС занимается производственно-сбытовая подсистема. К ней относятся туристские операторы, агенты, брокеры, корпорации и иные продавцы туристского продукта, организаторы конференций, экскурсионные бюро и т.д.
Подсистема выступает основой такого явления, как организованный туризм. Благодаря производственно-сбытовой подсистеме туристский продукт создается профессионалами, следовательно, в большинстве случаев должен иметь более высокое качество и быть ориентированным на индивидуальные потребности туриста, а также гарантировать безопасность туриста и сохранность его имущества. Однако, как правило, предприятия данной подсистемы выступают лишь организаторами исполнения туристских услуг, непосредственными же исполнителями являются их разнообразные партнеры: предприятия транспортного сервиса, общественного питания, размещения туристов, досугового сервиса и т.д.
Рассмотренные подсистемы туристской дестинации формируют ее функциональную основу. Однако эффективное формирование, функционирование и развитие туристской дестинации практически невозможно без дополнительной, сопутствующей и поддерживающей подсистем (инфраструктуры). Тем не менее, данные подсистемы не входят полностью в туристскую дестинацию (рис. 3), так как их функционирование в большинстве случаев преимущественно ориентировано на удовлетворение потребностей «материнской» ТОС.
Несмотря на то что для ТТРС характерна значительная роль процессов самоорганизации, важную роль в их формировании, функционировании и развитии играют институты управления.
Институты управления в ТТРС в модели (см. рис. 3) находятся на границе между географическими подсистемами (туристскими дестинацией, территорией, генерирующей туристские потоки, и транзитной территорией) и их «материнской» ТОС. Обусловлено это тем, что институты управления (особенно государственные органы управления) в рамках управления географическими подсистемами ТТРС должны, прежде всего, обеспечивать интересы территории («хозяина») с учетом интересов туристов.
Институты управления в ТТРС должны быть представлены не только государственными образованиями, но и включать туристские ассоциации, представляющие интересы частного собственника, а также различные заинтересованные общественные группы. В указанном аспекте для туристской дестинации является важным, чтобы субъекты ТТРС в целях эффективного управления территорией тесно взаимодействовали между собой и стремились к созданию единой управленческой структуры или хотя бы «площадки» для конструктивного диалога и принятия решений.
Институты управления, как и производственно-сбытовая подсистема, в своей деятельности должны руководствоваться, опираясь на исследования, выбранной философией, сформулированными видением и миссией, которые, в свою очередь, являются отправной точкой разработки стратегии, политики и планирования развития.
Управление и регулирование институтами управления осуществляются на нескольких связанных между собой уровнях: международном, государственном, региональном и локальным, при этом для каждого иерархического уровня характерны свои функции и специфика. Так, например, на международном уровне актуальны вопросы создания оптимального режима туристских формальностей между странами, координации и регламентации деятельности государственных учреждений и институтов. Практически на всех уровнях уделяется значительное внимание устойчивому развитию туризма, обеспечению прав и безопасности туристов, сохранению их имущества, обеспечению сохранности природы и культурного наследия. Для государственного, регионального и локального уровней важными вопросами являются формирование нормативно-правовой базы, определение приоритетов развития туризма, разработка целевых программ по развитию туризма, координация деятельности государственного и частного секторов, стимулирование притока инвестиций в туризм, продвижение национального, регионального или местного туристского продукта, совершенствование инфраструктуры, контроль и обеспечение качества обслуживания туристов, упорядочение отношений собственности, стандартизация и сертификация туристских услуг, оценка, мониторинг (в том числе туристская статистка), подготовка кадров и т.д.
Следующим этапом туристско-рекреационного цикла и связывающим звеном между субъектами географических подсистем ТТРС и ТОС выступают коммуникации (рис. 3), которые имеют организованный и неорганизованный характер.
К неорганизованным коммуникациям относятся любые спонтанные, не основанные на стратегическом и тактическом туристском планировании коммуникации между субъектами ТТРС.
К основным видам организованных коммуникаций между субъектами ТТРС относятся маркетинг и «деловые» коммуникации (например, между туристскими операторами и агентами, посредниками, перевозчиками туристов, предприятиями социально-бытового сектора, органами управления, а также между туристами и туристскими агентами, гостиничными предприятиями и т.д.).
Под маркетингом в туризме понимают «систему непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, пользующимися спросом на рынке, и которые туристское предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делают конкуренты» [3. С. 24]. Помимо этого, маркетинг предполагает прогноз потребностей потребителя и управление спросом, осуществляется на основе планирования как отдельными производителями/продавцами туристского продукта, так и их объединениями, государственными структурами от локального до глобального уров-
ней. Одной из центральных задач маркетинга в туризме является продвижение туристского продукта на рынке, при этом особое внимание уделяется брендингу и работе с имиджем. Из-за значительного расстояния между местом продажи и местом непосредственного потребления туристского продукта и необходимости доставки туристского продукта на туристский рынок значимым становится и вопрос дистрибуции туристского продукта.
Важнейшую роль в коммуникациях между субъектами ТТРС играют современные средства телекоммуникаций, технологическое развитие которых привело к существенной трансформации индустрии туризма. Например, появилась возможность обслуживания туристов в туристских агентствах и ведения деловых переговоров между партнерами в режиме он-лайн; появление и развитие глобальных компьютерных систем бронирования привело к формированию дополнительного канала дистрибуции, на основе которого практически любой человек может купить туристский продукт в обход туристских агентств или самостоятельно организовать для себя тур, проведя необходимое бронирование услуг; доступ в Интернет позволяет потребителям собрать всю необходимую информацию об отдельных достопримечательностях и туристской дестинации, о предприятиях у которых планирует приобрести товары или услуги; синтез технологий глобальных систем позиционирования, географических информационных систем и беспроводных компьютерных сетей создали возможность формирования систем ориентирования туристов на местности и информирования об отдельных явлениях территории и т. д.
В пределах территории, генерирующей туристские потоки, как подсистемы ТТРС основными компонентами выступают потенциальные потребители туристского продукта; производители и продавцы туристского продукта; институты управления. Ролью последней подсистемы является обеспечение правовых, экономических и идеологических основ взаимодействия субъектов, обеспечение интересов территории, и в частности ее субъектов, обеспечение безопасности выезжающих с туристскими целями жителей и т.п.
Одним из основных направлений взаимодействия потребителей, производителей и продавцов туристского продукта в пределах территории, генерирующей туристские потоки, выступает согласование их интересов - спроса и предложения (на рис. 3 отражено двунаправленной стрелкой между ними), при этом проявляется их специфика. Специфика потребителей выражается особенностями проявления потребностей и желаний, их мотивации, поведения и т.д., специфика производителей и продавцов туристского продукта - в предлагаемом ими ассортименте, качестве и цене продукции, маркетинговой стратегии и тактике, стиле и методах продаж и т.д. При взаимодействии потребители и производители/продавцы туристского продукта на основе выявленной специфики проводят сегментацию друг друга. Потребитель в ходе согласования своих интересов с туристскими производителями и продавцами (воздействующими на потребителя) выбирает для себя подходящий вариант (на схеме стрелкой показан выбор одного из субъектов производственно-сбытовой подсистемы, среди которых идет конкурентная борьба (ценовая и неценовая)), и происходит купля-продажа туристского товара (на схеме встречаются две стрелки). Субъекты производственно-сбытовой подсистемы не обязательно должны физически присутствовать в пределах территории, генерирующей туристские потоки, так как осуществление указанных экономических отношений возможно и при помощи средств телекоммуникаций.
После осуществления купли/продажи турист перемещается в модели (показано стрелкой) в подсистему транзитного сервиса (который географически частично пересекается как с отправляющей туристов территорией, так и с принимающей), при этом еще раз частично соприкасается с производственно-сбытовой подсистемой (см. на стрелку в модели) в рамках послепродажного обслуживания.
Помимо организованного туризма распространен и неорганизованный туризм, который в модели показан стрелкой, идущей от «населения» к функциональной подсистеме «миграции туристов», минуя туристскую производственно-сбытовую подсистему.
Начинается и заканчивается путешествие туриста в ТОС, генерирующей туристские потоки, проходит через транзитные территории в направлении и в обратную сторону от туристской дестина-ции (при этом транзитные территории при перемещении «туда» и «обратно» часто являются разными), что в модели отражено двунаправленной стрелкой. В случае пересечения туристами государственных границ возникают туристские формальности (паспортно-визовые, таможенные, валютные, санитарно-медицинские и полицейские) (см. рис. 3).
Миграция туристов сопряжена с транзитным сервисом и средствами обслуживания и географически охватывает все транзитные территории, в том числе части отправляющей и принимающей ту-
ристов ТОС (рис. 3). По своему назначению транзитные средства обслуживания, на базе которых и осуществляется сервис, можно разделить на следующие группы:
1) пути сообщения (наземные, водные, воздушные);
2) транспортные средства (подвижный состав) - пассажирские, грузовые и специальные. Также распространено деление на транспорт общего и специального пользования, личный транспорт. Однако наиболее актуальным в туризме является дифференцирование транспорта по его видам (от этого зависят скорость перевозки, качество сервиса, особенности организации и другая специфика перевозки): морской и внутренний водный, автомобильный, железнодорожный, трубопроводный и авиационный;
3) средства технического обслуживания транспорта, обеспечивающие ремонт, мойку, заправку топливом, обеспечение смазочными материалами и технический осмотр: станции и устройства технического осмотра, автозаправочные станции, пункты технической помощи, стоянки, моечные, гаражи, доки, депо и т. д.;
4) средства обеспечения безопасности перевозки;
5) аварийно-спасательный комплекс;
6) системы обеспечения навигации;
7) средства обслуживания субъектов (водителей и пассажиров) движения: пункты питания, торговли, ночлега (гостиницы, мотели и т. п.), кратковременного отдыха, телекоммуникации, различное оборудование и т.д. Кроме того, к этой категории можно отнести и оборудование транспортных средств и сами транспортные средства, в пределах и посредством которых происходит организация быта, досуга и информационное обеспечение перевозимых туристов.
Часто во время миграции туристов по транзитным территориям происходит их ознакомление с туристскими аттракциями (на схеме показаны звездочками). Однако особенностью является то, что из всех видов туристских аттракций здесь не встречаются главные (целевые) аттракции, так как иначе территорию необходимо относить к дестинации. Тем не менее, такие аттракции вовлекаются в сферу туристской индустрии и со временем могут стать «точкой» роста новой туристской дестинации.
В пределах транзитных территорий аттракции условно можно разделить на три вида (что отражено локализацией звездочек на схеме): первый вид аттракций непосредственно связан со средствами перевозки (размещены в пределах белой стрелки), например, использование нетрадиционных средств перевозки туристов (дирижабль, ретро-автомобили, сверхсовременные самолеты и т.п.); второй вид аттракций (на схеме локализован на стыке белой стрелки и непосредственно транзитной территории) связан с объектами транзитного сервиса, расположенными на пути следования туристов (например, оригинальные гостиницы или рестораны); третий вид связан непосредственно с транзитной территорией (звездочка расположена в пределах транзитной ТОС).
При рассмотрении транзитных территорий традиционными являются вопросы исследования и учета географии и мощности туристских потоков, распределения потоков по отдельным видам транспорта, особенностей организации перевозок (чартерные программы, фрахт и т.п.) и т.д.
С позиций гуманистической парадигмы, прежде всего, источниками формирования, функционирования и развития ТТРС выступают потребности человека, которые проявляются в нем в виде противоречий. Потребностями может обладать как отдельный человек, так и определенный социум. Именно рекреационные потребности вовлекают человека в туристско-рекреационную деятельность в качестве туриста/рекреанта и запускают целый механизм связанных с этой деятельностью явлений, которые в свою очередь позволяют обеспечить удовлетворение потребностей иных субъектов и социумов.
В географическом разрезе множество видов противоречий ТТРС можно разделить на внешние, внутренние и специфические. Внешние противоречия возникают между различными географическими подсистемами территориальных туристско-рекреационных систем (например, конкуренция между туристскими дестинациями), между интересами ТТРС и внешними ТОС и т.д. Внутренние противоречия в ТТРС проявляются между интересами четырех групп субъектов: туристами, предприятиями туристской индустрии, институтами управления (особенно органами государственной власти) и «хозяевами» территорий, а также внутри этих групп. Например, между интересами производственносбытового сектора и местного населения туристской дестинации, туристами и «хозяевами», туристскими ассоциациями и государственными органами, между туристскими операторами, отдельными группами населения туристской дестинации и т.д. Специфические противоречия не имеют такого универсального характера проявлений по сравнению с внешними и внутренними противоречиями.
У них локальный характер распространения, причиной их возникновения выступают территориальные особенности. Необходимо отметить, что одним из проявлений противоречий выступает и конкуренция между субъектами ТТРС.
В результате развития ТТРС в ней происходят объективные организационные процессы, которые можно подразделить на институциональные и пространственные. Процессы институциональной организации ТТРС проявляются в формировании различных отраслевых ассоциаций, общественных организаций (которые прежде всего берут на себя функции защиты интересов участников объединений), а также единой организации управления туристской дестинацией. Пространственные организационные процессы проявляются в формировании туристских кластеров, отдельных устойчивых или временных географически интегрированных туристских производственно-сбытовых образований, закономерной дифференциации туристских функций территорий и т.д.
Формирование, функционирование и развитие ТТРС осуществляются в рамках культуры, которая, по сути, пронизывает все её компоненты. В первую очередь, в рамках туризма происходит взаимодействие субъектов пространственно разобщенных географических подсистем ТТРС, которые имеют культурные различия. В результате запускаются процессы культурного слияния, отторжения, смешения и ассимиляции. В ходе межкультурных коммуникаций происходит обогащение культурного опыта и знаний людей, закладываются основы их взаимопонимания, толерантности, уважения и адаптации. Однако культурные различия в туризме выступают не только как аспект взаимоотношений между путешествующими людьми или в качестве аттракций, но и проявляются в специфике культуры туристского сервиса и в других аспектах. В частности, проявлением культуры и основой эффективного функционирования и развития туристской дестинации является создание «атмосферы гостеприимства», то есть удовлетворения на высоком уровне потребностей туриста в комфортной, приятной физически, психически и в духовном аспекте среде, когда турист чувствует себя долгожданным гостем и ощущает любезное, дружественное отношение к себе. Следовательно, гостеприимство выступает важным потребительским свойством туристского продукта.
В результате взаимодействия субъектов ТТРС, у них накапливается «туристский опыт». Например, у туристов - опыт путешествий и рекреации; у производителей - опыт производства и предоставления туристских услуг и товаров; у туристов и «хозяев» - опыт межкультурных коммуникаций; у продавцов - опыт продаж; у управляющих - опыт управления. Накопление и передача туристского «опыта» тесно связаны с туристским образованием. Формирование и трансляция туристского «опыта» создают дополнительные факторы прогрессирующего развития ТТРС, а также диффузии «опыта» на другие территории. Однако, наряду с опытом, важную роль в развитии ТТРС имеют и инновации. Источником инноваций выступают наука и внедрение ее результатов в практику. Наука обязана обеспечивать выработку и систематизацию объективных знаний различного спектра и охвата для субъектов ТТРС, тем самым формировать надежный фундамент для их деятельности. Именно внедрение инноваций (особенно развитие транспорта и телекоммуникаций) в туристскую индустрию в последние десятилетия привело к ее активному развитию.
Противоположным аспектом внедрения инноваций выступает сохранение естественного и культурного наследия, ценных компонентов ТТРС. Но необходимо заметить, что воздействие туризма на природу и культурное наследие территории имеет не только негативный характер, но и позитивный, так как нередко именно туризм остается единственным средством к их сохранению.
Таким образом, ТТРС представляет собой сложное геосистемное образование, имеющее общественно-естественную природу, направленное на удовлетворение туристско-рекреационных потребностей людей и получение при этом экономических, социальных, культурных, экологических, политических и иных желаемых эффектов.
* * *
1. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. Минск.: Экономпресс, 1998. 400 с.
2. Шарыгин М. Д., Столбов В. А. Введение в экономическую и социальную географию. М.: Дрофа, 2007. 253 с.
3. Framework for cultural statistics / UNESCO-UIS. Montreal: UNESCO Institute of Statistics, 2009
Поступила в редакцию 16.07.10
M.A. Sarancha, candidate of geography, associate professor
Territorial tourist-recreational system as complex socially-natural formation
The model of territorial tourist-recreational system offered by the author on the basis of the studied experience of corresponding foreign and domestic researches is considered.
Keywords: model, recreation and territorial social system, tourism, tourist and recreational system, tourist and recreational cycle, cycle of energy and substances.
Саранча Михаил Александрович, кандидат географических наук, доцент. ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
E-mail: sma7 7 @rambler. ru