ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Социально-экономические исследования
УДК 008.379.85
М.А. Саранча, А.С. Кусков
ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Рассматривается эволюция взглядов о территориальных туристско-рекреационных системах в отечественной и зарубежной науках. Выделены и проанализированы наиболее важные работы соответствующей тематики.
Ключевые слова: география, рекреация, система, территория, туризм, эволюция.
Туризм является сложным и многоаспектным явлением, имеющим генеральную цель - удовлетворение туристско-рекреационных потребностей людей, включающим в себя множество различных элементов и их связей, организованных в определенные структуры, представляя собой системное образование. При этом системность характеризуется целостностью составляющих его элементов во взаимодействии с окружающей средой.
В отечественной рекреационной географии системный подход был изначально заложен в качестве основы, в результате чего была обоснована теория территориальных рекреационных систем как предмета научного исследования и одной из основных форм организации отдыха и туризма. Вся система понятий этого научного направления базировалась на антропоцентрическом характере систем рекреации и туризма, что означает замыкание всех системных связей на потребности туриста. На этой методологической основе были разработаны принципы оценки рекреационного спроса, природных и культурно-исторических рекреационных ресурсов, инфраструктуры, обеспечивающей функционирование и развитие рекреационных районов.
Учение о рекреационных системах, разработанное В. С. Преображенским еще в 60-х гг. XX в., было центральным во всех научных исследованиях, посвященных такому многогранному явлению, как рекреация. При этом базисным понятием для подобного рода исследований стала «рекреационная система». И.В. Зорин и В.А. Квартальнов под рекреационной системой (РС) предлагают понимать сложную социально управляемую (частично самоуправляемую) систему, центральной подсистемой которой являются субъекты туризма, а целевой функцией - наиболее полное удовлетворение их рекреационных потребностей [1].
Предметом изучения рекреационной географии с 1970-х гг. стали «территориальные рекреационные системы» (ТРС). В монографии «Теоретические основы рекреационной географии» [2] ТРС определяется как социальная географическая система, гетерогенная по составу, состоящая из взаимосвязанных подсистем: группы отдыхающих, природных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего персонала и органа управления, характеризующаяся функциональной и территориальной целостностью (рис. 1).
В изучении ТРС важная роль отводилась выявлению и анализу ее элементов, раскрытию структуры, связей между элементами (подсистемами), которые рассматривались с помощью матрицы (табл. 1).
Несколько отличное определение ТРС дает Т. В. Николаенко, трактуя ее как форму организации рекреационной деятельности на определенной территории, в рамках которой достигается максимальная взаимосвязь, пространственная и функциональная координация различных подсистем, участвующих в реализации рекреационной функции данной территории. При этом ТРС определяется как высшая форма организации рекреационной деятельности, редко встречающееся явление, исключительно важное для интенсивного и максимального рекреационного освоения определенной территории в минимальные сроки [3; 4].
Ю.В. Поросенков и Т.М. Худякова [5], не отрицая роли РС в качестве основного объекта исследований ряда наук, указывают на то, что территориальный аспект позволяет более четко показать значимость географической составляющей в исследовании проблем туризма. Они рассматривают ТРС как частный вариант территориальных социально-экономических систем, что, в свою очередь,
позволяет говорить о статусе рекреационной географии как общественно-географической науки. При этом указывается на сложность применения понятия ТРС в рекреационно-географических исследованиях, что связывается авторами с размытостью самого понятия «рекреация», отсутствием четких его отличий от туризма и отдыха.
Рис. 1. Схема рекреационной системы В. С. Преображенского:
ГО - группа отдыхающих, ПК - природные и культурные комплексы, ТС - технические сооружения (системы), ОП - группа обслуживающего персонала, ОУ - орган управления; 1 - внешние связи системы, 2 - связи между подсистемами, 3 - команды управления, 4 - информация о состоянии подсистем: I - об удовлетворенности отдыхающих, II - о степени сохранения соответствия природных комплексов требованиям отдыха, III - о степени сохранения полезных свойств и возможностей технических систем, IV - о состоянии обслуживающего персонала
Таблица 1
Матрица связей подсистем территориальной рекреационной системы
Подсистемы Состояние подсистем
Группы отдыхающих Природные и культурные комплексы Технические сооружения Обслуживающий персонал Орган управления
Группы отдыхающих Емкость. У стойчивость. Комфортность. Аттрактивность Разнообразие. Емкость. Комфортность Профессиона- лизм Информиро- ванность
Природные и культурные комплексы Ритмичность. Избиратель- ность Экологичность Регуляция. Рекультив ация Нормативное обеспечение
Технические сооружения Г омогенность Ресурсообеспе- ченность. Надежность Трудообеспе- ченность. Занятость Фондообеспе- ченность
Обслужи- вающий персонал Технологич- ность Комфортность Фондовоору- женность Профилактич- ность
Орган управления Равномерность Гигиеничность З агруженность. Технологическая готовность Квалификация
Несмотря на революционность идей - ориентация в исследованиях на потребности человека, не присущая отечественной географической науке того времени, - концепция ТРС была разработана в
условиях централизованного планового ведения народного хозяйства из чего и вытекали ее основные недостатки:
- недостаточная гуманизированность, так как фактически ориентированность на потребности человека была скорее формальной;
- в модели, претендующей на антропоцентричность, фактически в формировании, функционировании и развитии ведущая роль отводилась органам управления;
- как позже указывал сам автор, ТРС рассматривались скорее как технические системы, а процессы самоорганизации и сами отдыхающие в них недооценивались;
- слабая эмпирическая база и излишняя теоретизированность данной модели, что характеризует ее жесткость и негибкость к стремительно меняющимся туристско-рекреационным явлениям и процессам;
- ТРС рассматривались как рекреационные дестинации, однако такие системы функционируют лишь в тесной взаимосвязи с территориями, генерирующими рекреационные потоки, тем самым модель ТРС не охватывала весь комплекс рекреационных явлений и процессов и др.
В 1982 г. Ю.А. Веденин с целью решить вопрос об ориентированности классической модели ТРС на дестинацию, предложил выделять два типа моделей ТРС: объектно-центрированные - ТРС в классическом понимании, в которых упор делается на территории, принимающие рекреантов; субъектно-центрированные модели, в которых акцент делается на людей и места их обитания как центров спроса [6].
С современных научных представлений концепцию ТРС развивает Л. Ю. Мажар [7], указывая на то, что территориальные туристско-рекреационные системы (ТТРС) представляют собой один из видов общественных геосистем, совокупность элементов сферы рекреации и туризма, объединенных пространственными отношениями и взаимосвязями (рис. 2).
Подсистемы:
П - потребительская (туристы);
И - инфраструктурная;
ОУ - организационно-управленческая; ПР - природно-рекреационная;
ИК - историко-культурная;
РД - рекреационно-деятельностная; МБ - материально-бытовая (проживание, питание);
К - кадровая
(обслуживающий персонал)_____________
Рис. 2. Принципиальная схема ТТРС [7]
На формирование, развитие и функционирование ТТРС оказывают влияния как факторы (свойства самих ТТРС), так и условия (внешние свойства среды), тем самым рассматриваются отношения «система-среда». В качестве условий были выделены: природные, географические, туристско-рекреационные, экономические, социальные, демографические и экологические. К группам факторов были отнесены: геоториальные (факторы местоположения), экономические, геополитические, организационно-управленческие, туристско-рекреационные потребности человека, инфраструктурные, социально-психологические, материально-бытовые, демографические, экологические, медико-санитарные, туристско-ресурсные, рекреационно-деятельностные, инновационные, кадровые.
Л. Ю. Мажар предлагает выделять четыре иерархических уровня ТТРС:
1) ТТРС высшего уровня - мировая туристско-рекреационная система - во многом определяет всю туристско-рекреационную деятельность также в отдельных странах и регионах;
2) национальные туристско-рекреационные системы (НТРС) являются ключевыми в иерархической соподчиненности систем данного вида. С одной стороны, они в своем взаимодействии определяют характер и уровень развития мировой туристско-рекреационной системы, а с другой - напрямую регулируют деятельность соответствующей сферы на региональном уровне;
3) региональные туристско-рекреационные системы в Российской Федерации (РТРС) рекомендуется исследовать на уровне субъектов федерации, так как все они находятся в единой системе государственного управления и встроены в «вертикаль власти»;
4) локальные туристско-рекреационные системы ограничиваются пространством муниципальных образований, сельских округов и администраций, городских и сельских населенных пунктов, что позволяет более детально организовывать процесс территориального проектирования и планирования туристской деятельности.
Таким образом, важным вкладом Л.Ю. Мажар стало рассмотрение ТТРС в контексте комплексных общественных геосистем, выявление пространственной иерархии и иерархии свойств ТТРС, а также подробная проработка элементарного состава ТТРС, выявление факторов и условий формирования, функционирования и развития ТТРС. Однако представленный подход к ТТРС имеет и недостатки. Так, не совсем понятно, как соотносит автор между собой факторы и подсистемы ТТРС. Модель называется территориальной системой, однако, по сути, она отражает набор возможных функциональных подсистем ТТРС, но не выражает территориального аспекта, в частности, что в туризме взаимодействуют три типа территорий: отправляющая туристов и место их проживания, транзитные территории и туристская дестинация. И все же стоит отметить, что в работе делается существенный вклад в развитие идей о ТТРС.
Как указывает А.Ю. Шайдаров, важнейшим условием формирования в регионе высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, является создание региональных туристско-рекреационных систем (РТРС), под которыми понимаются различные модели построения туристского пространства на территории региона, исходящие из возможностей наиболее рационального использования региональных туристских природных и историко-культурных ресурсов [8].
В исследованиях автора РТРС рассматривается как сложная целостная организационноэкономическая система, имеющая свою специфическую функцию (общую цель) - осуществление процесса воспроизводства туристского продукта. В рамках своей функции РТРС имеет ряд предметных подцелей: возрождение, сохранение и эффективное использование туристских ресурсов; создание условий для полного удовлетворения платежеспособного спроса на турпродукт РТРС; развитие смежных отраслей региональной экономики и повышение занятости населения.
В рамках системно-функционального подхода РТРС считается сформированной, когда в процессе своего создания она достигнет такого качества (состояния), что станет способной выполнять свою функцию. А. Ю. Шайдаров правомерно утверждает, что на функционирование РТРС влияют следующие факторы:
- наличие устойчивого спроса на туристский продукт, производимый РТРС и обусловленный ростом реальных доходов населения региона, а также страны и населения других стран;
- высокая степень освоения региональных туристских ресурсов, их техническое, экологическое состояние и возможность получения экономической выгоды от их использования;
- цена и качество туристского продукта РТРС, предлагаемого к реализации;
- полнота и стабильность нормативно-правовой (законодательной) базы в сфере регионального туризма;
- рекламное, информационное и кадровое обеспечение региональной туристской деятельности;
- высокий уровень общей культуры населения региона и его морально-психологическая готовность к восприятию массовых туристских потоков;
- состояние в сфере безопасности личности;
- хозяйственная устойчивость, техническое состояние и высокий уровень развития базовых элементов РТРС.
Представленная точка зрения показывает возможность выхода концепции ТРС в экономикоуправленческую практику, что отражается на процессах формирования национальных и региональных туристско-рекреационных систем. Однако если в географических науках туристско-
рекреационное системообразование имеет ярко выраженный территориальный аспект, то в экономико-управленческой деятельности территориальная привязка ограничивается только уровнем стран и их регионов и уступает «пальму первенства» контекстам функциональным, представляющим в качестве наиболее важного компонента ТРС хозяйствующие субъекты и всю систему взаимосвязей, возникающих между ними.
Таким образом, в нашей стране учение о ТРС развивается на протяжении последних 45 лет и прошло в своей эволюции несколько наиболее важных этапов, которые мы выделим и охарактеризуем ниже.
Первый этап охватывает конец 60-х и первую половину 70-х гг. ХХ в. и связан преимущественно с работами В. С. Преображенского, его учеников и коллег. Данный этап ознаменован появлением понятия «рекреационная система», подключением территориальных аспектов к исследованию проблем организации рекреационной деятельности, итогом чего становится появление понятия ТРС и формирование соответствующего учения. Учение о ТРС в те годы развивается в основном учеными ИГ АН СССР и МГУ им. М. В. Ломоносова.
Второй этап охватывает вторую половину 70-х и 80-е гг. ХХ в. и характеризуется формированием в стране ряда научных центров, включившихся в развитие учения о ТРС. В разработку концепции ТРС активно включаются географы и экономисты Московского, Ставропольского, Ростовского, Пермского, Воронежского, Казанского, Ленинградского, Северо-Осетинского университетов, а также ряда научных центров России и республик бывшего СССР. Происходит углубление учения о ТРС, появляются системные характеристики туристских регионов и центров страны, усиливается роль социальной и плановой составляющих модели ТРС.
Третий этап ограничивается 90-ми гг. ХХ в. и характеризуется коренной сменой парадигм и исследовательских векторов в рекреационной географии. Так, появляются первые работы, ставящие под сомнение само существование и дальнейшее развитие учения о ТРС, усиливается туристская составляющая учения о ТРС, что приводит к трансформации рекреационных систем в туристско-рекреационные. Функционально-структурная парадигма ТРС меняет ориентиры с социальной и плановой составляющих на коммерческую и экономико-управленческую.
Четвертый этап (начало XXI в. - по настоящее время) ознаменован появлением серьезных исследований, связанных с критикой учения о ТРС, а также предпринимаются попытки подмены понятия ТРС другими понятиями территориальной организации туризма - туристскими кластерами, туристскими локалитетами, туристскими дестинациями и т. д. В то же время, благодаря появившимся возможностям доступа к зарубежным исследованиям, происходит пересмотр сущности и содержания ТРС, предлагаются частные варианты использования теории ТРС, уделяется значительное внимание окружающей среде как фону и как фактору организации ТРС.
В зарубежной науке идеи о туристских системах начали развиваться в 70-е гг. ХХ в. В 1972 г. C.A. Gunn [9] выдвинула концепцию «фундаментальной туристской системы», включающей в себя пять подсистем: туристы, транспорт, аттракции, средства обслуживания и информационноуправленческую. Однако широкую известность получила работа N. Leiper [10], в которой он предложил модель туристской системы, включающей в себя четыре базовых географических элемента (рис.
3): регион, генерирующий туристские потоки (среда постоянного проживания туристов, где начинаются и заканчиваются туристские путешествия), туристскую дестинацию, транзитный регион и окружающую среду. Кроме того, в туристскую систему были включены туристы и туристская индустрия (не получившие отражения в самой модели), которые в одной из своих работ C.M. Hall поместил в вышеуказанные географические элементы системы (табл. 2).
Однако представленная модель туристской системы подверглась существенной критике по причине ее значительной упрощенности в плане непроработанности ее элементарного состава. Кроме того, к основным недостаткам можно отнести: отсутствие указания на полифункциональность территорий относительно направлений движения туристских потоков (одна и та же территория одновременно может генерировать и принимать туристские потоки, выполнять транзитные функции); модель безотносительна ко многим элементам туристской системы, которые если и указываются, то только как общие «рамки»; окружающая среда рассматривается как единая для всех трех подсистем, однако чаще всего она очень сильно разнится и играет разную для них роль, поэтому в модели ее стоило бы условно разделить на три соответствующие части.
Таблица 2
Г еографические элементы туристской системы и ассоциированные с ними психологические и индустриальные элементы [12]
Г еографические элементы Психологические элементы Индустриальные элементы
Регион, генерирующий туристские потоки Решение о путешествии. Решение купить Турагентства / продающие. Дестинационный маркетинг, промоушн и формирование имиджа. Транспортная инфраструктура
Транзитный регион Путешествие к дестинации Транспортная и маршрутная инфраструктура (мотели, придорожные кафе и рестораны, сервисные станции, информационный сервис и др.)
Туристская дестинация Поведение и действия в пределах туристской дестинации. Социальное взаимодействие с «хозяином». Эффекты демонстрации Туристские средства размещения, индустрия питания, транспортная и маршрутная инфраструктура, туристский информационный сервис, аттракции, розничная торговля, события, региональный туристский бизнес, съезды и встречи, дачи, сувенирные магазины и др.
Транзитный регион Путешествие из дестина-ции Транспортная и маршрутная инфраструктура (мотели, придорожные кафе и рестораны, сервисные станции, информационный сервис и др.)
Регион, генерирующий туристские потоки Стадия воспоминаний. Поведение и деятельность по возвращении домой. Изменение эффектов демонстрации Продолжающиеся «усилия» туристских агентов, «дестинации» и фирм дестинации с целью поощрения последующего возвращения посетителей
В 1998 г. R. Prosser, отталкиваясь от модели N. Leiper, одновременно критикуя ее за излишнюю простоту, предложил свой подход к пониманию «туристской среды» (системы) (рис. 4).
В модели особое место было отведено внутреннему строению туристской дестинации, которая была подразделена на четыре принципиальных блока: окружающая среда, аттракции, сервис и средства обслуживания, а также население и культура, в том числе и наследие. Последнему блоку необходимо уделить особое внимание, так как население, культура и природа туристской дестинации зачастую незаслуженно упускаются из виду исследователями и практиками, тем самым забывается об их интересах.
К новизне модели можно отнести и учет в ней коммуникаций между «дестинацией» и «центрами спроса», а также между элементами подсистем в процессе обслуживания туристов. Но модель R. Prosser заслуживает серьезной критики: так в модели предполагается доставка туристов из места
проживания в туристскую дестинацию, но не обратно; блок транспортировки вынесен за пределы дестинации, однако в нем в развернутом виде указываются перевозки и в пределах дестинации, и даже в пределах аттракций; коммуникации также имеют однонаправленный характер, впрочем как и движение информации, продвижение и управление, что не корректно; не рассмотрены отношения системы со средой; не указаны изменения, которые могут произойти в подсистемах под влиянием туризма; слабо проработан элементарный состав системы, хотя данная задача ставилась автором как одна из основных и др.
Рис. 4. Принципиальная модель туристской системы, по R. Prosser (см.: [1З])
Рис. 5. Туристская система, по A. Holden [14]
Среди моделей других авторов стоит выделить модель туристской системы A. Holden (рис. 5) (спецификой является рассмотрение изменений, происходящих в системе и окружающей ее среде, в результате туристской деятельности) и модель локальных туристских систем R. Butler и T. Hinch (рис. 6). Основу последней модели составляют территории, генерирующие туристские потоки и дес-тинация (место проживания «хозяина»), которые тесно переплетены множеством связей в виде потоков туристов, информации (в том числе образов и представлений), финансовых ресурсов и т. д.
Экономическая окружающая среда
сЗ
<и
Л
о
&
І
*
&
о
3
и
о
<ц
S
со
S
е
Генерирующий
регион
(посетители)
Дестинация
(«хозяин»)
Кросс-культурные взаимосвязи и «фильтры»
сЗ
<Ц
Л
О
В
§
£
&
о
л
К
я
о
и
Другие важные «игроки»
Туристская торговля Правительства СМИ
Политическая окружающая среда
Рис. 6. Туристская система, по R. Butler и Т. Hinch [15]
В особую категорию выделены кросскультурные взаимосвязи и фильтры между элементами системы, учет которых имеет весомое гуманистическое значение. В подсистему «туристская торговля» авторами были помещены практически все элементы туристской индустрии, которые реализуются непосредственно в виде потребляемого туристами продукта. Роль правительства в туристской системе представлена в классическом виде, а вот придание в ней значимой роли СМИ является специфичным.
Одной из наиболее известных зарубежных моделей туристской системы является модель R.C. Mill и A.M. Morrison, предложенная в монографии «Туристская система» в 1985 г. (рис. 7). Принципиальная модель состоит из четырех компонентов, тесно взаимосвязанных между собой.
Дестинация состоит из пяти элементов: аттракции (включая события) - являются главным элементом, привлекают туристов в дестинацию; ресурсов гостеприимства; услуг, инфраструктуры и перевозок, необходимых для обеспечения пребывания туристов в пределах дестинации. Ряд услуг может выступать и в качестве аттракторов туристов. Все выделенные элементы в туристской сфере начинают работать в виде туристского продукта, созданного оператором. Туристские операторы, ассоциации и органы власти заинтересованы в устойчивом развитии туризма в пределах дестинации, поэтому организуют проведение исследований, управляют туристскими процессами и явлениями, занимаются планированием, контролем и мониторингом [16].
Определение структуры туристской дестинации, предложенное авторами, изначально не системно и является существенным недостатком модели, так как разделение таких сфер, как питание,
размещение туристов и т. д. на услуги и инфраструктуру является деструктивным. Кроме того, сами перевозки также являются услугой, осуществляемой на базе соответствующей инфраструктуры, но выделяются авторами в отдельный элемент. Сведение функционирования туристской дестинации к формированию туристского продукта операторами и последующей его реализации отсекает из подхода самодеятельный туризм. Выделенные базовые процессы, характерные для туристской дестинации, далеко не охватывают весь необходимый их спектр.
Территории, генерирующие туристские потоки, представлены в модели как рынок. В пределах рынка важны факторы: спрос (потребности, перцепция, мотивация и желания людей); процесс выбора дестинации для целей путешествия; процесс принятия решения и покупка туристского продукта, следовательно, и работа туристских агентств и других лиц, продающих туристский продукт; воздействие на все процессы и явления маркетинга и внешней среды.
Рис. 7. Принципиальная модель туристской системы [16; 17]
Два базовых компонента туристской системы (дестинация и рынок), указанных выше, связывают: путешествие, которое следует за приобретением туристского продукта и рассматривается с учетом используемых транспортных средств, а также географии и мощности туристских потоков; маркетинг, рассматриваемый с позиции стратегии, планирования, продвижения и дистрибьюции туристского продукта.
В качестве серьезного упущения здесь необходимо отметить некорректное использование понятия «рынок», которое сводится только к элементам территории, генерирующей туристские потоки. К существенным недостаткам модели туристской системы R. C. Mill и A. M. Morrison также относится слабое внимание к отношению системы с внешней средой и следствиям этих отношений.
При всех выявленных недоработках указанной модели туристской системы, в ней, пожалуй, впервые на системной основе были предложены основы понимания производственнопотребительского туристского цикла в пространственном аспекте. Работа нашла широкое практическое и теоретическое приложение, что, в частности, подтверждается и тем, что монография «Туристская система» с 1985 г. переиздавалась шесть раз.
Среди последних трудов по рассмотрению туризма как системы заслуживает работа C.R. Goeld-ner и J.R.B. Ritchie «Туризм: принципы, практика, философия» [18].
Центральным и главным элементом туристской системы, как и в большинстве рассмотренных работ, авторы называют туриста, по причине которого и существует такой феномен, как туризм. Выявление и удовлетворение потребностей туриста, понимание его поведения являются основой для
всестороннего развития туристских услуг, инфраструктуры, аттракций, программ путешествий, придавая дестинациям уникальность и специфическую привлекательность для туристов (рис. 8).
Фундаментом туризма является окружающая среда и природные ресурсы, которые, прежде всего, представлены природной средой, климатом (выделяется авторами как отдельный пункт) и людьми, при этом люди делятся на две категории - «хозяева» (резиденты принимающей территории) и «посетители». Важным базисом является и «созданная» окружающая среда: культура населения принимающей территории; инфраструктура (дороги, магазины, больницы и др.), которая, в первую очередь, предназначена для обеспечения жизнедеятельности местного населения, однако необходима и для туристов; туристская суперструктура, наоборот создана, прежде всего, для удовлетворения потребностей туристов (гостиницы, аттракции, конференц-центры, прокат автомобилей и др.), поэтому ее структура и особенности обусловлены интересами туристов, а не местного населения; технологии проявляются через инфраструктуру и суперструктуру и играют важнейшую роль в развитии туризма (например, развитие авиации, Интернет), поэтому выделяются в отдельную категорию; информация; государственное управление (власть) всех иерархических уровней (политическое, законодательное, фискальное и др.) затрагивает практически все аспекты функционирования туристских систем (туристские формальности, стимулирование, разработка и обеспечение работы программ и т. д.).
“КАРЬЕРА” В ТУРИЗМЬ
Рис. 8. Модель туризма как системного феномена [18]:
М&Н Т.А. - международные и национальные туристские ассоциации; Р.Т.А. - региональные туристские ассоциации; Л.Т.А. - локальные туристские ассоциации; М&Н Г.О.В. - международные институты власти и национальные органы государственной власти; Р.Г.О.В. - региональные государственные органы власти; Л.Г.О.В. - локальные государственные органы власти
Операторский сектор туристской индустрии большинством людей как раз ассоциируется с туризмом. Прежде всего, к нему относятся транспорт, обеспечивающий перевозку туристов, секторы размещения и питания. Аттракции и события являются основой привлечения туристов. Сектор раз-
влечений обеспечивает наполнение досуга туристов. В качестве отдельного элемента выделяется и сектор приключений и рекреации вне дома, под которыми подразумевается стремление человека к проведению свободного времени в природе как одна из наиболее ярких современных тенденций. К сектору туристского сервиса отнесены туристские розничные услуги, компьютерная поддержка сервиса, консалтинг, образование и т. д. И, конечно же, важным сектором является туристская торговля, к которой были отнесены как производители туристского продукта (туроператоры), так и его продавцы (прежде всего, турагенты). Сектор обеспечивает связь между туристским рынком и принимающей территорией, обеспечивает удовлетворение потребностей туристов на профессиональном уровне.
Функционирование операторского сектора в туризме не должно быть механистичным, ему надлежит нести «дух гостеприимства», чтобы турист чувствовал себя не только источником доходов для принимающей стороны, но и долгожданным гостем, ощущал себя в дружественной среде, тем самым значительно увеличивая ценность предоставляемого туристского продукта.
Успешность функционирования туристской системы зависит от всех вышеназванных компонентов, однако качественную направленность и эффективность система приобретает под влиянием механизмов планирования, развития, промоушена и стимулирования со стороны интегрированных частного и общественного секторов (что выражается на схеме волнистой линией между ними), различных иерархических уровней, охватывающих всю систему. Одной из важнейших задач такой интеграции и функционирования всей системы принимающей туристов территории является создание единого органа управления туризмом, включающего в себя как частный, так и общественный сектор (в том числе государственный). Функционирование туристской системы также невозможно без кадров («карьеры в туризме»).
Для понимания сущности феномена туризма, по C.R. Goeldner и J.R.B. Ritchie, также необходимо рассматривать процессы и действия, происходящие в пределах туристской системы, и их результаты. Для эффективного развития туризма единый орган управления дестинацией в сотрудничестве со всеми элементами туристской системы должен определить философию туристской дестина-ции, сформулировать политику, видение и стратегию, которые, в свою очередь, формируют основу для детального планирования и развития территории, разработки и предложения качественного туристского продукта. Пригодность предложенного туристского продукта для целей удовлетворения потребностей потенциальных туристов должна быть сообщена через маркетинг (в самом широком понимании): значительные усилия по промоушену территории, ценовую политику и дистрибьюцию. Успешный маркетинг привлекает посетителей с их широким спектром деятельности, которая может привести как к позитивным, так и негативным воздействиям на принимающую территорию. Поэтому требуется систематический мониторинг уровня и качества функционирования туристской системы как с позиций интересов туристов, так и дестинации, особое внимание уделяется предотвращению негативного воздействия на природу. Оценка выступает как попытка выявить уместность и эффективность работы всех элементов и процессов в системе, дает информацию, необходимую для последующего формулирования рациональной политики, видения, стратегического планирования и развития туристской системы [18].
Из замечаний к модели C.R. Goeldner и J.R.B. Ritchie стоит отметить: предложенная модель туристской системы не имеет географического среза; в разделе «процессы, действия и результаты» авторы ставят в один ряд явления разной природы, например экономики, науки, культуры и т. д.; сектор «приключения и рекреация вне дома» скорее относится к типам туристско-рекреационной деятельности, чем к системным компонентам; к сквозным процессам, деятельности и результатам не были отнесены изменения, происходящие в результате функционирования туристской системы, являющиеся следствием указанных воздействий, обеспечение сохранения природного и культурного наследия, результаты взаимодействия системы с окружающей ее средой и т. д. Тем не менее, модель C.R. Goeldner и J.R.B. Ritchie во многих аспектах выражает сущность туристских систем.
Итак, проведенный анализ зарубежных подходов к сущности и содержанию туристско-рекреационных систем позволяет нам утверждать, что зарубежные исследования данной проблемы коренным образом отличаются от отечественных, так как в них изначально была заложена туристская специфика, имеющая преимущественно экономико-отраслевой и управленческий характер, то есть конечной целью всех изысканий является прибыль. В отечественных же исследованиях доминировала рекреационная проблематика с соответствующими ей социальными и медико-биологическими целями не в угоду коммерциализации рекреационного сектора.
Обобщая все зарубежные подходы, рассмотренные нами выше, мы можем выделить несколько наиболее важных особенностей и недостатков понимания туристских систем зарубежными специалистами:
1) в зарубежных моделях туристских систем зачастую теряется территориальная составляющая, что делает эти модели функциональными и управленческими, нежели территориальными и затрудняет их практическое применение с учетом специфики тех или иных территорий;
2) излишняя ориентированность зарубежных моделей туристских систем на коммерческий результат привела к недоучету одной из центральных функций ТТРС - удовлетворение потребностей туриста/рекреанта;
3) многие западные модели туристских систем «теряют» рекреационную составляющую и недостаточно учитывают особенности и направления воздействия туризма на окружающую среду, в результате чего появляется круг экономических, социальных, культурных, экологических, политикоправовых проблем;
4) наиболее слабым местом многих западных моделей туристской системы является путаница в соотнесении между собой процессов, имеющих разную природу, инфраструктурных и сервисных компонентов, а также в выделении базисных и второстепенных компонентов туристского комплекса;
5) в то же время сильными сторонами зарубежных моделей туристских систем являются их наглядность, гибкость, рыночная ориентация, способность учитывать интересы широкого круга потребителей и общественности, возможность наиболее полного учета производственно-потребительских хозяйственных отношений, возникающих в туристской сфере;
6) традиционно сильной стороной всех зарубежных моделей туристской индустрии является учет сферы гостеприимства и ее основных составляющих, а также грамотная оценка политикоправовых инструментов регулирования туристской отрасли как на уровне государства, так и на уровне туроператорско-турагентского сектора, рыночных связей.
Таким образом, с 1970-х гг. по наше время в России и за рубежом были разработаны различные модели туристских и рекреационных систем. Разрабатывались они, как правило, независимо, были слабо увязаны между собой, но, в целом, продолжали развивать основные положения, предложенные в более ранних трудах. Результаты этих работ оказались ценными не только в теоретическом аспекте, но и практическом, так как сформировали основы для комплексного и целостного подхода к решению соответствующих задач в туристской сфере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 320 с.
2. Теоретические основы рекреационной географии / отв. ред. В.С. Преображенский. М.: Наука, 1975. 222 с.
3. Николаенко Т.В. Процесс рекреационного освоения региона (на примере Крыма). Симферополь: ТНУ, 1998. 116 с.
4. Николаенко Д.В. Рекреационная география. М.: Владос, 2003. 224 с.
5. Поросенков Ю.В., Худякова Т.М. Формирование отечественной рекреационной географии и проблемы социально-экономико-географических исследований рекреационной деятельности // Вестн. ВГУ. Сер. Г еогра-фия, геоэкология. 2009. № 2. С. 5-11.
6. Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. М.: Наука, 1982. 190 с.
7. Мажар Л.Ю. Территориальные туристско-рекреационные системы. Смоленск: Универсум, 2008. 212 с.
8. Шайдаров А.Ю. Экономический механизм формирования, функционирования и развития региональной туристско-рекреационной системы: На примере Северо-западного региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2006. 23 с.
9. Gunn C.A. Tourism Planning. New York: Crane, Russack and Co., 1979.
10. Leiper N. The framework of tourism: towards a definition of tourism, tourist, and the tourist Industry // Annals of Tourism Research. 1979. Vol. 6 (4). P. 390-407.
11. Leiper N. Tourism systems: an interdisciplinary perspective. Palmerston North, New Zealand: Department of Management Systems, Business Studies Faculty, Massey University, 1990. 289 p.
12. Hall C.M. Tourism, rethinking the social science of mobility. Harlow: Prentice-Hall, 2005. 448 p.
13. Mason P. Tourism Impacts, Planning and Management. Luton, UK: Head of Tourism and Leisure Department, University of Luton, Butterworth-Heinemann, 2003. 208 p.
14. Holden A. Tourism Studies and the Social Sciences. London: Routledge, 2006. 228 p.
15. Butler R., Hinch T. Tourism and Indigenous Peoples: Issues and Implications. London: Butterworth-Heinemann, 2007. 400 p.
БИОЛОГИЯ. HAУКИ О ЗЕМЛЕ 2011. Вып. 3
16. Mill R.C., Morrison A.M. The Tourism System. Dubuque, Iowa: KendallIHunt Publication, 2009. 43б p.
17. Mill R.C., Morrison A.M. The Tourism System. New York: Prentice Hall, 1985.
18. Goeldner C.R., Ritchie J.R.B. Tourism: principles, practices, philosophies. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2009. б55 p.
Поступила в редакцию 30.05. іі
M.A. Sarancha, A.S. Kuskov
Evolution of approaches to research of territorial tourist-recreational systems
The article deals with the evolution of views on territorial tourist-recreational systems in domestic and foreign sciences. The most important works on this subject are singled out and analyzed.
Keywords: geography, a recreation, system, territory, tourism, evolution.
Саранча Михаил Александрович,
кандидат географических наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
E-mail: [email protected]
Sarancha M.A.,
candidate of geography, associate professor Udmurt state university
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4 E-mail: [email protected]
Кусков Алексей Сергеевич, доктор экономических наук, профессор ГОУ ВПО «Саратовский государственный социальноэкономический университет»
410010, Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 79 E-mail: [email protected]
Kuskov A.S.,
doctor of economics, professor Saratov state social and economic university 410010, Russia, Saratov, Radishcheva str., 79 E-mail: [email protected]