Научная статья на тему 'Теоретическое и экспериментальное обоснование парадигмы совершенствования экологического образования студентов педагогического вуза'

Теоретическое и экспериментальное обоснование парадигмы совершенствования экологического образования студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕН / PROFESSIONAL READINESS / FUTURE TEACHERS / NATURE PROTECTING ACTIVITY / EVALUATION CRITERIA / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астраханцева И.В.

В научной и научно-методической литературе представлены различные подходы к совершенствованию системы экологического образования: традиционный, направленный на формирование теоретических знаний, ценностных экологических ориентаций и экологического поведения; деятельностно-ориентированный подход, способствующий приобретению знаний и практического опыта экологической деятельности в ходе реализации научно-исследовательских задач; психолого-педагогический подход, ориентированный на реализацию принципов сохранения природных объектов как экологических ценностей; подход, обеспечивающий экологическую психологию развития при активном взаимодействии с природой. Однако каждый из предложенных подходов раскрывает лишь один из аспектов экологического образования, что не позволяет в должной мере обеспечить его эффективность. Материалы. В данной статье предлагается идея проведения учебных занятий на природных объектах, выбор которых определяется конкретной темой и задачами. В основе предложенного направления заложена идея обеспечения непосредственного взаимодействия студентов с окружающей природой. Методы исследования: Анализ научной и научно-методической литературы, лекции-дискуссии, экскурсии, ролевые игры, обобщение передового педагогического опыта специалистов в сфере практической природоохранной деятельности, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. Студент, находясь на различных природных объектах, имеет возможность для сопоставления их параметров, выявления причин их разрушения, возможности восстановления, установления значимости данного природного объекта. Процесс взаимодействия со средой обитания создает условия для проведения занятий, в ходе которых студент имеет возможность более свободно формулировать и выяснять интересующие вопросы, вступая в полемику с преподавателем, отстаивать свою точку зрения, пользуясь фактами и научными доказательствами. Заключение. Предложенный подход существенно расширяет познавательную и интеллектуальную сферу будущего педагога, позволяет лучше понять положение о единстве человека с природой и личной ответственности за ее состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астраханцева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORETICAL AND EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE PARADIGM OF ECOLOGICAL EDUCATION DEVELOPMENT AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

In scientific and scientific-methodical literature different approaches to the system of ecological education development are presented: traditional, directed at theoretical knowledge, axiological ecological orientations and ecological behavior formation; activity-based approach, which provides knowledge and practical experience of ecological activity gaining during scientific-research objectives realization; psychological-pedagogical approach, oriented at the principles realization of natural objects preservation as ecological values; the approach, which provides ecological psychology of development in case of an active interaction with nature. However, each of the presented approaches reveals only one of the aspects of ecological education and doesn’t provide its effectiveness. Materials. This article presents the idea of holding lessons at natural objects, the choice of which is conditioned by the definite theme and objectives. The base of the offered direction forms the idea of the direct interaction provision between students and environment. Research methods: Scientific and scientific-methodical literature analysis, lectures-discussions, excursions, role plays, the progressive experience of the specialists in the sphere of practical nature protecting activity summarizing, pedagogical experiment, testing, methods of mathematical statistics. Results. A student, being at different natural objects, has an opportunity to compare their parameters, to reveal the reasons for their distraction, to realize the importance of the definite object. The process of interaction with environment creates conditions for lessons organization, during which a student has an opportunity to formulate and reveal interesting for him questions, having discussion with a teacher, to defend own point of view, using the facts and scientific facts. Conclusion. The offered approach broadens cognitive and intellectual spheres of a future teacher, helps to understand better the thesis of unity between a person and nature and personal responsibility for its state.

Текст научной работы на тему «Теоретическое и экспериментальное обоснование парадигмы совершенствования экологического образования студентов педагогического вуза»

DOI 10.14526/01_2017_187 УДК 74.58 +20.1 ББК 378 + 574

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПАРАДИГМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

И.В. Астраханцева - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»

Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: irina. astrahantsewa@yandex. ru

Аннотация. В научной и научно-методической литературе представлены различные подходы к совершенствованию системы экологического образования: традиционный, направленный на формирование теоретических знаний, ценностных экологических ориентаций и экологического поведения; деятельностно-ориентированный подход, способствующий приобретению знаний и практического опыта экологической деятельности в ходе реализации научно-исследовательских задач; психолого-педагогический подход, ориентированный на реализацию принципов сохранения природных объектов как экологических ценностей; подход, обеспечивающий экологическую психологию развития при активном взаимодействии с природой. Однако каждый из предложенных подходов раскрывает лишь один из аспектов экологического образования, что не позволяет в должной мере обеспечить его эффективность. Материалы. В данной статье предлагается идея проведения учебных занятий на природных объектах, выбор которых определяется конкретной темой и задачами. В основе предложенного направления заложена идея обеспечения непосредственного взаимодействия студентов с окружающей природой. Методы исследования: Анализ научной и научно-методической литературы, лекции-дискуссии, экскурсии, ролевые игры, обобщение передового педагогического опыта специалистов в сфере практической природоохранной деятельности, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. Студент, находясь на различных природных объектах, имеет возможность для сопоставления их параметров, выявления причин их разрушения, возможности восстановления, установления значимости данного природного объекта. Процесс взаимодействия со средой обитания создает условия для проведения занятий, в ходе которых студент имеет возможность более свободно формулировать и выяснять интересующие вопросы, вступая в полемику с преподавателем, отстаивать свою точку зрения, пользуясь фактами и научными доказательствами. Заключение. Предложенный подход существенно расширяет познавательную и интеллектуальную сферу будущего педагога, позволяет лучше понять положение о единстве человека с природой и личной ответственности за ее состояние.

Ключевые слова: профессиональная подготовленность, будущие педагоги, природоохранительная деятельность, критерии оценки, педагогический эксперимент.

THE ORETICAL AND EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE PARADIGM OF ECOLOGICAL EDUCATION DEVELOPMENT AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Irina V. Astrakhantseva - graduate student Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: irina.astrahantsewaayandex.ru

Annotation. In scientific and scientific-methodical literature different approaches to the system of ecological education development are presented: traditional, directed at theoretical knowledge, axiological ecological orientations and ecological behavior formation; activity-based approach, which provides knowledge and practical experience of ecological activity gaining during scientific-research objectives realization; psychological-pedagogical approach, oriented at the principles realization of natural objects preservation as ecological values; the approach, which provides ecological psychology of development in case of an active interaction with nature. However, each of the presented approaches reveals only one of the aspects of ecological education and doesn't provide its effectiveness. Materials. This article presents the idea of holding lessons at natural objects, the choice of which is conditioned by the definite theme and objectives. The base of the offered direction forms the idea of the direct interaction provision between students and environment. Research methods: Scientific and scientific-methodical literature analysis, lectures-discussions, excursions, role plays, the progressive experience of the specialists in the sphere of practical nature protecting activity summarizing, pedagogical experiment, testing, methods of mathematical statistics. Results. A student, being at different natural objects, has an opportunity to compare their parameters, to reveal the reasons for their distraction, to realize the importance of the definite object. The process of interaction with environment creates conditions for lessons organization, during which a student has an opportunity to formulate and reveal interesting for him questions, having discussion with a teacher, to defend own point of view, using the facts and scientific facts. Conclusion. The offered approach broadens cognitive and intellectual spheres of a future teacher, helps to understand better the thesis of unity between a person and nature and personal responsibility for its state.

Keywords: professional readiness, future teachers, nature protecting activity, evaluation criteria, pedagogical experiment.

Введение. Личностно-

ориентированный подход к

совершенствованию экологического

образования будущего учителя направлен на создание условий для активизации познавательной сферы, формирования устойчивого интереса к экологии как системоформирующей интегративной дисциплине, обеспечивающей выявление и развитие личностных и профессионально значимых качеств, необходимых для эффективной педагогической деятельности по приобщению детей и подростков к экологическому образу жизни.

Преобладание потребительского

отношения к природе привело к ее деградации, признаками которой являются: существенное уменьшение запасов пресной воды, загрязнение почвы,

продуктов питания; перенаселение планеты; потеря способности природы к самовосстановлению в связи с постоянными выбросами в атмосферу и литосферу промышленных, бытовых отходов, выхлопных газов. Усиление планетарного кризиса свидетельствует о деградации человечества, проявляющейся в снижении общего уровня развития, широком распространении ВИЧ-инфекции, наркомании, бездуховности. Ученые в сфере экологии, экономики, философии и других научных знаний стремятся к созданию новой концепции взаимодействия с внешним миром, обеспечивающей гармонизацию

отношений с природой на основе закономерностей ее развития [4. 5. 7 и др.]. Переход к устойчивому развитию

выдвигает в качестве основополагающих задачи повышения уровня экологического образования и экологической культуры общества. Национальная стратегия экологического образования в Российской федерации и федеральный закон «Об экологической культуре» рассматривают экологическое образование как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. Однако социальный заказ на эколого-ориентированную личность с высоким уровнем духовно-нравственного развития остается невыполненным.

Целью данной работы является теоретическое и экспериментальное обоснование значимости разработки новой парадигмы экологического образования студентов педагогического вуза.

Задачи: 1. Выявить подходы к совершенствованию системы

непрерывного экологического

образования.

2. Разработать методику

формирования экологического образа жизни студентов педагогического вуза и проверить ее эффективность в процессе педагогического эксперимента.

Материал. Кажущаяся

устойчивость развития общества обусловила необходимость становления нового этапа непрерывного

экологического образования, целью которого является подготовка социально востребованной личности с высоким уровнем нравственности, обеспечивающим формирование ответственности за состояние окружающей природы.

Принципы новой парадигмы системы непрерывного экологического образования:

- гармонизация отношений человека и среды обитания;

- создание условий для сохранения способности природы к самовосстановлению;

- ориентация человека на закономерности развития природы как условия сохранения современной цивилизации;

- направленность на формирование экологического образа жизни;

- отношение к природе детерминировано уровнем его нравственности.

Проблема приобщения людей к экологическому образу жизни должна рассматриваться как необходимое условие выживания современной цивилизации. Процесс формирования экологического образа жизни связан с глубоким пониманием значимости смены

потребительского отношения к среде обитания на природосберегающее и гармонизацией взаимодействия с внешним миром. Реализация данной сложной задачи связана с внедрением в повседневную жизнь современных эффективных технологий, исключающих вредное воздействие промышленных и бытовых отходов на среду обитания; разработкой новых моделей поведения людей при взаимодействии с природой, форм и методов их приобщения к экологическому образу жизни. Современная система экологического образования должна быть переориентирована с процесса подготовки компетентного специалиста на

осознающего потребности общества в новом эколого-ориентированном

отношении к внешнему миру, обладающим необходимым уровнем компетентности [ 1, 2]. Компетентностная модель подготовки будущего педагога к экологической деятельности

предусматривает следующие компетенции, ориентированные на усвоение:

- системы экологических ценностей;

- способов гармонизации отношений с природой;

- навыков проектирования: экологической просветительской деятельности, направленной на разъяснение влияния среды обитания на духовно-нравственное, психическое и физическое здоровье людей, их эмоционально-чувственную сферу;

- экологической практической деятельности, обеспечивающей объективную оценку экологической

ситуации; своих организационных возможностей и способностей по ее устранению.

Будущий педагог должен ориентироваться в глобальных

экологических проблемах; тенденциях изменения состояния окружающей природы; пределах ее способностей к самовосстановлению. Студентам

педагогического вуза необходимо усвоить принципы природосбережения,

рационального ресурсопользования.

Неразработанность основных положений профессионально-педагогической экологической подготовки будущего учителя; неосознанность масштабов экологического кризиса и его последствий обусловили социальную значимость экологического воспитания студентов педагогических вузов, направленного на формирование экологической культуры, ценностные ориентации которой активизируют и развивают

познавательную сферу. Экология как интегративная научная дисциплина для своего изучения представлена различными аспектами, каждый из которых имеет свое специфическое содержание и требует особого восприятия, осмысления и понимания:

- экологической философией, рассматривающей особенности динамики представлений человека о характере его жизнедеятельности в условиях изменения взаимоотношений и взаимодействий с внешним миром, перспективах дальнейшего развития общества при явных признаках разрушения окружающей природы, исчезновении невосполнимых природных ресурсов, многих видов фауны и флоры;

- экологической историей, раскрывающей этапы общественного развития, характеризующиеся постепенным изменением взглядов на роль и место окружающей природы в жизнедеятельности людей; нарушением гармонизации отношений, формированием потребительских интересов,

обусловливающих вначале локальные, затем планетарный экологический кризис;

- экологической психологией, изучающей способы воздействия на сознание человека с целью осознания помощи в понимании бесперспективности взглядов и идей о подчинении природы интересам общества; осознания единства человека и среды обитания, необходимости выбора направлений дальнейшего развития современной цивилизации в соответствии с законами функционирования внешнего мира;

- экологической эстетикой, формирующей способность к познанию красоты окружающей действительности, возвышающей человека в его стремлении к духовно-нравственному развитию; усвоению экологических ценностей;

- экологической этикой с ее нормами и правилами нравственного поведения, следование которым обусловливает сохранение способности природы к самовосстановлению и др.

Рассматриваемые гуманитарные компоненты экологического образования способствуют развитию логического и творческого мышления; повышению значимости эмоционально-волевого

компонента, необходимого для

становления экологического

мировоззрения, экологического сознания и экологической культуры; усвоения компетенций будущего педагога, составляющих базис для повышения уровня профессиональной подготовки. Учебный процесс по экологии в педагогических вузах до настоящего времени остается предметно

ориентированным, пассивно-

информативным, не обеспечивающим необходимую подготовку к эффективной педагогической экологической

деятельности, в ходе которой формируется ответственное отношение к окружающей природе, потребность в экологическом образе жизни. Основным направлением совершенствования системы непрерывного экологического образования, как показал

анализ специальной литературы и материалы наших исследований, являются:

- углубление и расширение знаний в этнографии, антропологии, акмеологии;

- формирование навыков принятия решений в сфере природо- и ресурсосбережения, рационального природопользования, охраны и защиты среды обитания;

- выявление условий сохранения целостности экосистем; единства человека и природы; стремления к гармонизации отношений с внешним миром.

Направленность учебного процесса по экологии на формирование навыков усвоения информации на теоретическом, эмоциональном, методическом и практическом уровнях, позволяет использовать разнообразные формы и виды усвоения знаний, умений и навыков в сфере экологии:

- передача будущим учителям новой информации в процессе дискуссий по проблемным темам;

- применение ролевых экологических игр; ситуационных задач при решении которых осуществляется уточнение, углубление и расширение экологических представлений, экологических убеждений, экологических установок, экологических позиций, экологического поведения;

- самостоятельное выполнение научно-исследовательских, творческих работ: рефератов, докладов, проектов;

- участие студентов в разработке грантов, спецкурсов, программ по экологии;

- формирование навыков организации и проведения экскурсий по заповедникам, уникальным природным объектам.

Анализ научной и научно-методической литературы показал, что на современном этапе развития системы непрерывного экологического образования используются различные подходы. Н.М. Мамедов, 2001, предложил традиционный, основанный на принципах

систематичности и непрерывности

экологического образования, взаимосвязи и взаимообусловленности локальных и глобальных экологических проблем; научно-исследовательском характере познавательной сферы, обеспечивающей формирование теоретических знаний, ценностных экологических ориентаций; экологического поведения в ситуациях, предусматривающих осознание личной ответственности за состояние среды обитания. В.А. Назаренко, 2012, 2016, считает перспективным деятельностно-ориентированный подход, в соответствии с которым будущие педагоги приобретают знания и практический опыт экологической деятельности в ходе реализации научно-исследовательских задач, возникающих в конкретных экологических ситуациях. Преимущество данного подхода состоит в возможности разработки личностной стратегии при определении содержания практической природосберегающей деятельности.

Психолого-педагогический подход, по мнению О.А. Линенко, 2009 позволяет, ориентируясь на принципы сохранения природных объектов как экологических ценностей; взаимозависимости

эффективности учебного процесса от характера взаимодействия преподавателя и будущего педагога, использовать представления о механизмах восприятия окружающей природы. Н.Н. Моисеев,1996; Н.М. Мамедов, 2001, в качестве перспективного подхода

совершенствования государственной

системы непрерывного экологического образовании рассматривают

экологическую психологию развития, в соответствии с которой восприятие экологизации учебного процесса возможно при активном взаимодействии с природой, осознании своего единства со средой обитания; постановкой цели и задач практической экологической деятельности в соответствии с закономерностями ее развития. Каждый из данных подходов позволяет решать определенный комплекс задач, направленных на формирование природосберегающего отношения к среде

обитания, совокупность которых не обеспечивает осознания значимости экологического образа жизни как главного условия гармонизации взаимоотношений с внешним миром.

Масштабность проблемы

приобщения к экологическому образу жизни обусловлена необходимостью преодоления инерции мышления, устранения психологического барьера в осознании факта, что природа существует для обеспечения жизнедеятельности людей и возникающие экологические проблемы должны решать специалисты по экологии. Будущим педагогам важно осознать, что именно такой образ мыслей обусловил возникновение локальных, а затем планетарного экологических кризисов, поставив человечество на грань выживания. По мнению О.А. Линенко, 2009: А.В. Назаренко, 2012 и др., формирование экологического

мировоззрения, экологического мышления, экологического сознания предусматривает изменение устоявшихся представлений, установок на характер взаимодействия с окружающей природой. В этой неординарной ситуации ведущее значение приобретает личностно-ориентированный подход к обучению, позволяющий существенно ограничить влияние учебного коллектива на формирование личности, способной к самостоятельному мышлению, анализу происходящего, стремящейся к собственной точке зрения. Эффективность личностно-

ориентированного подхода в значительной мере возрастает при создании эколого-формирующей среды, обеспечивающей воздействие на рациональную и эмоциональная сферу деятельности, причем более значимой является эмоциональная. Будущий педагог воспринимает новую информацию как личностно-значимую при усвоении ее воздействия на его внутреннее, эмоциональное состояние. Это

обусловливает необходимость учета психологических особенностей

студенческого возраста в период с 18 до 22

лет, характеризующегося началом формирования их гражданской позиции, осознанием себя личностью, готовой в ближайшее время стать специалистом высокой квалификации в избранном виде профессиональной деятельности.

Студенты начинают прогнозировать свое место среди профессиональных педагогов с разным опытом педагогической деятельности, статусом; осознавать значимость навыков управления психоэмоциональным состоянием,

выстраивания отношений с окружающими людьми, выполняющими различные функции, а также формирования собственной точки зрения на рассматриваемые проблемы.

В студенческом возрасте существенно меняются восприятие и внимание; появляются способности к самостоятельному целенаправленному усвоению научных знаний, их критической оценке, установлению смысловых взаимосвязей между фактами, усилению абстрактного мышления. В студенческие годы наиболее успешно происходит становление собственных взглядов на происходящие в мире события, нравственных убеждений. Как отмечает Н.Н. Моисеев,1996, О.А. Линенко, 2009, студентам присуще осуждение

несправедливости, жесткости, зла по отношению не только к людям, но и окружающей природе. Студенты хорошо различают не только непосредственные, разрушительные воздействия на природу промышленных и сельскохозяйственных предприятий и производств,

автотранспорта, но и недальновидные, непродуманные вмешательства во внешний мир с непредсказуемыми отрицательными последствиями. Эти психологические и возрастные

особенности студенческой молодежи делают данный период подготовки будущего педагога наиболее

благотворным для формирования экологического мировоззрения,

экологического сознания, экологического мышления, экологической культуры,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приобщения к экологическому образу жизни.

Учебный процесс по экологии в педагогическом вузе осуществляется в форме аудиторных лекционных, семинарских и практических занятий, не предлагая моделей экологической деятельности, позволяющих будущим педагогам открывать в данной сфере научных знаний что-то новое для себя; формировать навыки самостоятельного выявления экологических проблем и поиска способов их решения. Н.М. Мамедов, 2001; С.Н. Глазачев и др. считают, что эффективность

экологического образования в

значительной мере определяется усвоением видов и форм творческой деятельности, позволяющих преодолеть инерцию мышления; выйти за пределы традиционного обучения, научиться предлагать собственные способы решения проблемы. Такие возможности могут появляться только при выходе из стен вуза на различные природные объекты, выбор которых определяется задачами учебного процесса. Рассматривая природу как учебное пространство, где студенты находятся в непосредственном

взаимодействии с внешним миром, необходимо в зависимости от темы, цели и задач обучения выбирать

соответствующий природный объект и использовать конкретную ситуацию для проверки сформированных знаний, умений и навыков, определяющих характер взаимоотношений со средой обитания. Это позволит рассматривать рефлексию как значимый механизм экологического образования.

Процесс восстановления

разрушенного природного объекта является длительным и сложным, эффективность деятельности определяется уровнем сформированности творческих способностей, проявляющихся в конкретных условиях взаимодействия с внешним миром. Если в рамках аудиторных занятий доминирует, как правило, преподаватель, интеллектуально

и эмоционально подчиняя внутренний мир студента, то в ситуации непосредственно взаимодействия с природным объектом преподаватель, даже с высоким уровнем подготовленности, далеко не всегда может найти эффективное решение задачи по его восстановлению. Студенты, не связанные рамками учебного процесса, с позиций юношеского максимализма,

непосредственной близости к природе, попадают в условия раскрепощения интеллектуальных возможностей и способностей, находят оригинальные, смелые и неожиданные способы решения данной проблемы. После совместного всестороннего обсуждения эвристическая идея приобретает реальные формы и может явиться серьезным основанием для научно-исследовательской деятельности с конкретными результатами.

В условиях непосредственного отношения и взаимодействия с природой получаемая информация благодаря более обостренным ощущениям и восприятию оставляет более глубокий след, способствуя закреплению новых знаний, получаемых не только через логику и эмоционально-чувственную сферу, что способствует ее осмыслению и выработке собственной позиции, мнения, точки зрения, являющихся базисом для экологического мировоззрения и экологического сознания.

Одним из важных направлений повышения уровня экологического образования будущего педагога является самостоятельная деятельность по усвоению новой информации,

подтверждающей принципиальные

положения в изложенном лекционном материале, что позволяет более осознанно воспринимать, оценивать, анализировать новые знания. Проведение учебных занятий на природе предоставляет возможность для практической проверки ряда теоретических обоснований, что существенно расширяет границы возможностей будущего педагога к восприятию новых идей, их критическому

переосмыслению и вырабатывает личностное отношение к их содержанию.

Методологической базой

экологического образования являются концептуальные положения о единстве человека и природы, необходимости организации жизнедеятельности индивида в соответствии с законами развития природы, что обусловливает ее эффективность и возможность

дальнейшего совершенствования. Имея возможность сопоставления состояния различных природных объектов, студент оказывается перед необходимостью решать проблемы одновременно экологического, экономического,

социального, психологического,

педагогического и политического характера; устанавливать многосторонние межпредметные связи, требующие активизации познавательной сферы как фактора, способствующего осознанию необходимости усвоения новых знаний. Восприятие собственного единства с природой приходит к человеку только в процессе длительного взаимодействия с внешним миром. Выезд на различные природные объекты для решения конкретных задач обучения и самообучения ставит студента перед необходимостью сопоставления условий жизнедеятельности в городе, среди промышленных предприятий, что позволяет лучше воспринимать и оценивать экологические ценности окружающей среды.

Организация учебного процесса на различных природных объектах способствует психологической

включенности будущего педагога во внешний мир. Благодаря этому экологические представления,

экологические установки и экологические убеждения формируются в процессе его непосредственного взаимодействия с окружающей средой. Это позволяет будущему педагогу через собственные ощущения, восприятия и чувства, воспринимать единство человека с природой, переосмысливать нормы и

правила поведения. Если на аудиторных занятиях у студента преобладает пассивное восприятие учебного материала, то при организации учебной деятельности на природных объектах позволяет преподавателю включать их в активную практическую экологическую

деятельность. Использование методов проблемного обучения ставит будущего педагога в условия активного, самостоятельного поиска способов решения поставленной задачи; оценки усвоенной системы знаний, стремления к ее самостоятельному углублению и расширению. Это способствует возникновению эмоциональных и интеллектуальных переживаний как основы для формирования экологических установок, ценностно-ориентированного направления - предпосылки для формирования экологического образа жизни.

Проведение учебных занятий на природе обеспечивает выход за пределы учебного курса экологии благодаря возможности приглашения ведущих специалистов по экологии для проведения лекций-консультаций по экологическим проблемам. Общение с учебными экологами может быть продолжено и при проведении лабораторно-практических занятий, в ходе которых формируются навыки установления причинно-следственных связей между объектами природы и их воздействием на качество жизнедеятельности людей. Такой подход способствует вовлечению студентов в научно-исследовательскую деятельность по экологии, развитию у них психоэмоциональной сферы,

формированию личной ответственности за состояние среды обитания.

Важным элементом системы экологического образования являются экскурсии на природные объекты, находящиеся в различном состоянии, от хорошо сохранившихся и являющихся предметом особой заботы государства до разрушенных, восстановление которых требует навыков моделирования,

проектирования, анализа, поиска оригинальных способов их

восстановления. Это обусловливает глубокое вовлечение студентов в проблемы экологии, критического переосмысления своего отношения к данной научной и учебной дисциплине, осознания значимости экологического образа жизни как ведущего условия природосберегающего отношения к среде обитания. При решении задач восстановления разрушенного объекта студентам предоставляется возможность экспериментирования, разработки

различных моделей с их теоретическим обоснованием, что способствует выявлению и реализации творческого потенциала, формирования глубокого интереса к экологии, ее восприятия как интегративной дисциплины,

обеспечивающей разностороннее развитие будущих педагога.

Для проверки выдвинутой идеи совершенствования системы

экологического образования будущих учителей был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты различных факультетов педагогического университета в количестве 112 человек. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 56 человек. В КГ учебные занятия проводились в соответствии с учебным планом по традиционной методике; в ЭГ учебные занятия по экологии проводились на природе с участием приглашенных специалистов по экологии, посещением разнообразных природных объектов. Значительное внимание уделялось использованию экскурсий для лучшего ознакомления с особенностями природы своего региона; деловых и ролевых игр с постановкой конкретных задач по восстановлению разрушенного природного объекта путем моделирования и проектирования различных способов его восстановления.

В ЭГ широко проектировались лекции - обсуждения, лекции-дискуссии, позволяющие студентам высказывать собственную точку зрения по решению экологических проблем, их

самостоятельной оценке, выявлению причин возникновения локальных и масштабных экологических кризисов. В ходе педагогического эксперимента широко использовались различные формы самостоятельной работы студентов по уточнению новой информации, выбору методов научного исследования для решения конкретной экологической ситуации. Будущим педагогам

предлагались темы научных докладов, рефератов, курсовых работ,

предусматривающих возможность

изложения собственных взглядов на решение поставленной проблемы. При этом для студентов проводились консультации, им предоставлялась возможность непосредственного общения со специалистами по экологии, работа в групповых объединениях. Для оценки исходного уровня экологической подготовки было проведено тестирование, предусматривающее следующее задание:

- дать определение экологическому образованию; раскрыть его структурное содержание; назвать в порядке значимости основные элементы, составляющие содержание экологического образа жизни; определить содержание личной

ответственности за состояние природы. При оценке данных критериев учитывались: точность и достаточный объем формулировки, четкость

представлений о содержании

рассматриваемых понятий и терминов, умение привести высокие доказательства своей точки зрения. Оценка уровня экологической подготовленности

проводилась экспертной группой в количестве 5 квалифицированных специалистов по экологии из разных учебных заведений.

Критерии оценки:

5 баллов - четкое представление о содержании экологического образования; его структурных элементах, характере взаимосвязей между ними; умение обосновать свою точку зрения по личной ответственности за состояние среды обитания;

4 балла - умение дать определение экологического образования, знание его содержания; готовность обосновать значимость экологии как интегративной науки, раскрыть положение о единстве человека и природы;

3 балла - представление об экологическом образовании, знание его основных структурных элементов; понимание ответственности каждого человека за состояние среды обитания;

2 балла - нечеткая формулировка понятия экологического образования; затруднения с названием его структурных элементов, недооценка личной

ответственности за состояние окружающей природы;

1 балл - слабое представление об экологическом образовании и его структурных элементах. Понимание личной ответственности за состояние среды обитания.

Сравнительный анализ результатов тестирования не выявил существенных различий по уровню экологического образования студентов КГ и ЭГ. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование, результаты которого показали, что улучшение результатов произошло в обеих группах КГ и ЭГ, при явном преимуществе ЭГ. В КГ при исходных данных знания определения содержания экологического образования - 2,7±0,14 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 2,9±0,18 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,6±0,19 балла после завершения педагогического эксперимента показатели возросли до 3,7±0,21 балла (р<0,05). В КГ при исходных данных умения раскрыть структурное содержание экологического образования 2,4±0,16 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 2,8±0,15 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,5±0,13 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 3,6±0,15 балла (р<0,05). Подобная тенденция более существенного

улучшения показателей тестирования в ЭГ была выявлена и по другим тестам.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали перспективность предложенного подхода к организации учебного процесса по экологии с проведением всех видов и форм учебных занятий с выездом на природные объекты. Формирование знаний, экологических убеждений, экологических установок, экологического поведения может формироваться в условиях непосредственного взаимодействия с природой в процессе решения различных экологических проблем, в том числе и по восстановлению разрушенных природных объектов. В процессе взаимодействия с внешним миром будущие педагоги приобретают умения и навыки моделирования и проектирования способов восстановления разрушенного природного объекта; использования метода научного исследования; имеют возможность проверки полученной информации. В ходе общения и взаимодействия с окружающей средой будущие педагоги более осознанно воспринимают и понимают положение о единстве человека и природы; личной ответственности за ее состояние.

Литература

1. Астраханцева, И. В. Теоретико-методологическое обоснование экологического воспитания будущих педагогов / И. В. Астраханцева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015 г. - № 4(37). - С. 8-15. DOI: 10.14526/01_1111_45.

2. Астраханцева, И. В. The initial stage of the environmental education as a basis of rational human interaction with nature/ И. В. Астраханцева, А. В. Назаренко З. М. Кузнецова // Cambridge Journal of Education and Science. - 2016. - № 1 (15).(January-June). - С. 482-490.

3. Астраханцева, И. В. Формирование навыков практической экологической деятельности как ведущий фактор приобщения к экологическому образу жизни // И. В. Астраханцева, А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016 г. - С. 121-128. DOI: 10.14526/01_1111_87.

4. Вернадский, В. И. Учение о переходе биосферы в ноосферу, его философское и

общенаучное значение / В. И. Вернадский. - М., 1991. - Т.2. - 236 с.

5. Глазачев, С. Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии / С. Н. Глазачев, Е. А. Когай. - М. : Горизонт, 1999. - 173 с.

6. Линенко, О. А. Теоретические основы экологизации сознания личности студента технического вуза : монография / О. А. Линенко. -Ставрополь : Литература, 2009. - 232с.

7. Мамедов, Н. М. Основания экологического образования / Н. М. Мамедов // Экологическое образование. - 2001. - № 3. - С. 4-8.

8. Моисеев, Н. Н. Экология и образование / Н. Н. Моисеев. - М. : «ЮНИАСМ», 1996. - 192 с.

9. Назаренко, А. В. Методологическое обоснование совершенствования профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения / А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 2 (23.). - С. 90-96.

References

1. Astrakhantseva I. V. Theoretical-methodological substantiation of ecological upbringing of the future teachers. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2015, vol. 10, no 4, pp. 8-15. Available at: http://journal-science.org/ru/article/242.html. DOI: 10.14526/01_1111_45.

2. Astrakhantseva I. V., Nazarenko A.V., Kuznetsova Z.M. The initial stage of the environmental education as a basis of rational human interaction with nature. Cambridge Journal of Education and Science, 2016, no 1 (15).(January-June), pp. 482-490.

3. Astrakhantseva I. V., Nazarenko A.V. The skills of practical ecological activity formation as

Подано: 23.01.2017 г. Принято: 26.01.2017г.

the leading factor of involvement into ecological life style Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2016, vol. 11, no 1, pp. 121-128. Available at: http://journal-science.org/ru/article/326.html. DOI:

10.14526/01_1111_87.

4. Vernadskiy V. I. Uchenie o perekhode biosfery v noosferu, ego filosofskoe i obshchenauchnoe znachenie [Theory of biosphere transformation into noosphere, its philosophic and social importance ]. Moscow, 1991,Vol. 2, 236 p. (in Russian).

5. Glazachev S. N., Kogay E.A. Ekologicheskaya kul'tura i obrazovanie: ocherki sotsial'noi ekologii [Ecological culture and education: feature articles of social ecology]. Moscow, Horizon, 1999, 173 p. (in Russian).

6. Linenko O. A. Teoreticheskie osnovy ekologizatsii soznaniya lichnosti studenta tekhnicheskogo vuza [Theoretical basis of student's personality consciousness ecologization at a technical higher educational establishment]. Stavropol , Literature, 2009, 232p. (in Russian).

7. Mamedov N. M. Ecological education basis. Ekologicheskoe obrazovanie [Ecological education], 2001, no 3, pp. 4-8. (in Russian).

8. Moiseev N. N. Ekologiya i obrazovanie [Ecology and education]. Moscow, "YNIASM", 1996, 192 p. (in Russian).

9. Nazarenko A. V. Methodological substantiation of teachers' professional training development in the skills of nature protection formation. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2012, vol. 7, no 2, pp. 90-96. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/26.html.

Астраханцева Ирина Владимировна - проректор по административной и финансово-правовой деятельности, аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: irina.astrahantsewaayandex.ru

Для цитирования: Астраханцева И.В. Теоретическое и экспериментальное обоснование парадигмы совершенствования экологического образования студентов педагогического вуза // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №1. - С. 91-101. DOI 10.14526/01_2017_187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.