Научная статья на тему 'Основные направления повышения экологического образования студентов педагогического вуза'

Основные направления повышения экологического образования студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование / студенты / экологические термины / понятия / методика / педагогический эксперимент / ecological education / students / ecological terms / notions / methodology / pedagogical experiment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юганова Наталья Алексеевна, Коршунов Дмитрий Александрович, Иконникова Мария Анатольевна

Несмотря на многочисленные публикации о продолжающемся мировом экологическом кризисе в настоящее время в России не предпринимаются эффективные действия для решения этой сложной проблемы. Большинство специалистов по философии, экологии, педагогике, психологии, социологии видят решение данной задачи в принципиальном изменении содержания экологического образования, которое в большинстве вузов проводится формально. Материал. Совершенствование экологического образования будущих педагогов возможно по нескольким направлениям: 1) использование активных форм и методов обучения, обеспечивающих тесное взаимодействие студентов с окружающей природой; одной из таких форм являются эколого-спортивные летние лагеря, где студенты участвуют в походах, сплавах с целью изучения состояния среды обитания, мониторинга параметров природы; 2) выполнение заданий по научно-исследовательской работе; 3) включение в содержание изучаемых дисциплин, предусмотренных учебным планом, актуальных вопросов по экологии; 4) практическое участие студентов педагогических вузов в общественной экологической деятельности. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, дискуссии, ролевые игры, экскурсии, обобщение передового педагогического опыта специалистов в сфере практической природоохранной деятельности, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. Важным направлением повышения эффективности экологического образования студентов педагогического вуза является обеспечение единства экологического образования и экологического воспитания, практическое участие студентов педагогических вузов в общественной экологической деятельности; знание форм и видов общественного экологического движения в России и за рубежом, их задачи, содержание деятельности; критерии оценки эффективности. В ходе педагогического эксперимента выявлен уровень понимания терминов и понятий: экологического представления, экологического убеждения, экологического поведения; экологического образа жизни; готовности к их усвоению и организации своей жизни в соответствии со степенью сформированности экологического мышления и экологической культуры. Разработанные критерии оценки уровня понимания содержания терминов и понятий позволили осознать их значимость для повышения эколого-педагогической профессиональной подготовленности будущих педагогов. Заключение. Разработанная методика показала свою эффективность в ходе педагогического эксперимента; она расширяет познавательную сферу будущего учителя, позволяет лучше понять положение о единстве и взаимодействии человека со средой обитания, личной ответственности за ее состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юганова Наталья Алексеевна, Коршунов Дмитрий Александрович, Иконникова Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF ECOLOGICAL EDUCATON IMPROVEMENT AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

In spite of a lot of information about a continuous world ecological crisis in Russia no effective measures are taken nowadays in order to solve this difficult problem. Most specialists in philosophy, ecology, pedagogics, psychology, sociology see the way out of this situation in cardinal change of ecological education content, which has formal character at most higher educational establishments. Material. Ecological education improvement among the future teachers is possible according to several directions: 1) active forms and methods of teaching use, which provide close interaction between students and environment; one of such kind of forms are ecological-sports summer camps, where students go hiking, rafting in order to explore environment state, monitor the parameters of nature; 2) tasks fulfillment, concerning scientific-research work; 3) urgent ecological questions introduction into the content of the studied disciplines, provided by the curriculum; 4) practical participation of pedagogical University students in social ecological activity. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, discussions, role plays, excursions, progressive pedagogical experience of the specialists in the sphere of practical nature protecting activity summarizing, pedagogical experiment, testing, methods of mathematical statistics. Results. An important direction of ecological education effectiveness improvement among pedagogical University students is the unity provision of ecological education and ecological upbringing, practical participation of pedagogical University students in social ecological activity; knowing the forms and kinds of social ecological movement in Russia and abroad, their objectives, activity content; effectiveness evaluation criteria. During the pedagogical experiment the level of the following terms and notions understanding is revealed: ecological notion, ecological belief, ecological behavior; ecological way of life; readiness to master them and own life organization in accordance with the degree of ecological thinking and ecological culture formation. The created criteria of terms and notions level understanding estimation helped to realize their importance for ecological-pedagogical professional training increase of the future teachers. Conclusion. The created methodology proved its effectiveness during the pedagogical experiment; it broadens cognitive sphere of a future teacher, helps to understand better the thesis of nature and man unity and interaction, personal responsibility for its state.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения экологического образования студентов педагогического вуза»

Принято: 03.11.2017

Дормидонтова Лариса Петровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700,e-mail: d1963lp63@mail.ru

Заббарова Марина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, e-mail: mari-na-z@yandex.ru

Нестерова Анна Александровна- кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, e-mail: a_saushkina@,mail.ru

Для цитирования: Дормидонтова Л.П., Заббарова М.Г., Нестерова А.А. Эколого-оздоровительная работа в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №4. - С. 101-110. DOI 10/14526/04_2017_270.

DOI 10/14526/04_2017_271 УДК378:577.4 ББК74.58 +20.1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Н.А. Юганова - кандидат технических наук, доцент Д.А. Коршунов - кандидат технических наук, доцент М.А. Иконникова - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: yuganov vs@mail.ru

Аннотация. Несмотря на многочисленные публикации о продолжающемся мировом экологическом кризисе в настоящее время в России не предпринимаются эффективные действия для решения этой сложной проблемы. Большинство специалистов по философии, экологии, педагогике, психологии, социологии видят решение данной задачи в принципиальном изменении содержания экологического образования, которое в большинстве вузов проводится формально. Материал. Совершенствование экологического образования будущих педагогов возможно по нескольким направлениям: 1) использование активных форм и методов обучения, обеспечивающих тесное взаимодействие студентов с окружающей природой; одной из таких форм являются эколого-спортивные летние лагеря, где студенты участвуют в походах, сплавах с целью изучения состояния среды обитания, мониторинга параметров природы; 2) выполнение заданий по научно-исследовательской работе; 3)

включение в содержание изучаемых дисциплин, предусмотренных учебным планом, актуальных вопросов по экологии; 4) практическое участие студентов педагогических вузов в общественной экологической деятельности. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, дискуссии, ролевые игры, экскурсии, обобщение передового педагогического опыта специалистов в сфере практической природоохранной деятельности, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. Важным направлением повышения эффективности экологического образования студентов педагогического вуза является обеспечение единства экологического образования и экологического воспитания, практическое участие студентов педагогических вузов в общественной экологической деятельности; знание форм и видов общественного экологического движения в России и за рубежом, их задачи, содержание деятельности; критерии оценки эффективности. В ходе педагогического эксперимента выявлен уровень понимания терминов и понятий: экологического представления, экологического убеждения, экологического поведения; экологического образа жизни; готовности к их усвоению и организации своей жизни в соответствии со степенью сформированности экологического мышления и экологической культуры. Разработанные критерии оценки уровня понимания содержания терминов и понятий позволили осознать их значимость для повышения эколого-педагогической профессиональной подготовленности будущих педагогов. Заключение. Разработанная методика показала свою эффективность в ходе педагогического эксперимента; она расширяет познавательную сферу будущего учителя, позволяет лучше понять положение о единстве и взаимодействии человека со средой обитания, личной ответственности за ее состояние.

Ключевые слова: экологическое образование, студенты, экологические термины, понятия; методика, педагогический эксперимент.

THE MAIN DIRECTIONS OF ECOLOGICAL EDUCATON IMPROVEMENT AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Nataliya A. Yuganova - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Dmitriy A. Korshunov - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Mariya A. Ikonnikova - Graduate Student Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: yuganov vs@mail.ru

Annotation. In spite of a lot of information about a continuous world ecological crisis in Russia no effective measures are taken nowadays in order to solve this difficult problem. Most specialists in philosophy, ecology, pedagogics, psychology, sociology see the way out of this situation in cardinal change of ecological education content, which has formal character at most higher educational establishments. Material. Ecological education improvement among the future teachers is possible according to several directions: 1) active forms and methods of teaching use, which provide close interaction between students and environment; one of such kind of forms are ecological-sports summer camps, where students go hiking, rafting in order to explore environment state, monitor the parameters of nature; 2) tasks fulfillment, concerning scientific-research work; 3) urgent ecological questions introduction into the content of the studied disciplines, provided by the curriculum; 4) practical participation of pedagogical University students in social ecological activity. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, discussions, role plays, excursions, progressive pedagogical experience of the specialists in the sphere of practical nature protecting

activity summarizing, pedagogical experiment, testing, methods of mathematical statistics. Results. An important direction of ecological education effectiveness improvement among pedagogical University students is the unity provision of ecological education and ecological upbringing, practical participation of pedagogical University students in social ecological activity; knowing the forms and kinds of social ecological movement in Russia and abroad, their objectives, activity content; effectiveness evaluation criteria. During the pedagogical experiment the level of the following terms and notions understanding is revealed: ecological notion, ecological belief, ecological behavior; ecological way of life; readiness to master them and own life organization in accordance with the degree of ecological thinking and ecological culture formation. The created criteria of terms and notions level understanding estimation helped to realize their importance for ecological-pedagogical professional training increase of the future teachers. Conclusion. The created methodology proved its effectiveness during the pedagogical experiment; it broadens cognitive sphere of a future teacher, helps to understand better the thesis of nature and man unity and interaction, personal responsibility for its state.

Keywords: ecological education, students, ecological terms, notions; methodology, pedagogical experiment.

Актуальность.

Продолжающаяся деградации природной среды; ухудшение параметров,

обеспечивающих нормальную

жизнедеятельность человека,

прогрессирующее снижение показателей здоровья людей свидетельствуют о том, что преодоление экологического кризиса имеющимися техническими средствами невозможно. Человечество стоит перед выбором: или исчезновение современной цивилизации, или создание нового типа взаимоотношений со средой обитания, при котором рациональные, научно

обоснованные представления о характере взаимодействия человека с природой выступают объединяющим фактором мирового сообщества. Это должно существенно изменить методологию экологического образования, прежде всего в педагогических вузах. Результаты исследования С.Г. Гильмияровой, 2002; И.В. Астраханцевой, А.В. Назаренко и др. показали, что в большинстве вузов экологическое образование сводится к формальному изучению краткого курса экологии, предусмотренного

Государственным стандартом высшего профессионального образования.

Многие специалисты по экологии С.Н.Глазачев, 1999; С. Г. Гильмиярова, 2004, считают, что целью эколого-педагогической профессиональной

подготовленности будущих учителей является повышение:

- когнитивного аспекта экологического образования, обеспечивающего соответствующий уровень экологической компетентности и системы специальных знаний;

- ценностно-мотивационного, способствующего осознанию духовных и материальных ценностей природы и себя как части окружающей природы, неспособной существовать вне ее пределов;

- диагностического, позволяющего овладеть навыками оценки параметров среды обитания; передачи экологических знаний школьникам; формирования их экологического образа жизни.

Материалы исследований А.В. Назаренко 2008,2012, 2013, позволили вывить следующие уровни эколого-педагогической профессиональной

подготовки студентов педагогического вуза:

1. высокий, предусматривающий сформированность экологических

представлений о природе как высшей ценности для сохранения современной цивилизации; навыков самостоятельной эколого-педагогической деятельности, использования методов диагностики экологического сознания и экологического мышления учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста; применения

творческого подхода к организации процесса экологического образования и экологического воспитания учащихся; включения экологических вопросов в рамки своего учебного предмета.

II- средний уровень характеризуется пониманием значимости экологического образования и экологического воспитания детей и подростков как главного условия формирования природосберегающего отношения к природе; применением разнообразных средств, форм и методов обучения; осознанием необходимости постоянного повышения собственной эколого-педагогической профессиональной подготовки; участием в школьных и внешкольных экологических

мероприятиях.

III - низкий уровень отличается приобретением бессистемных знаний о среде обитания, представлений об условиях и принципах рационального

взаимодействия человека и природы; применением ограниченного количества средств и методов экологического образования и экологического воспитания; отсутствием навыков диагностики параметров среды обитания и их сравнительного анализа в динамике; несформированностью мотивационной сферы к эколого-педагогической профессиональной деятельности;

неумением включать экологические вопросы в содержание своего учебного предмета.

Целью данной работы является теоретическое обоснование необходимости разработки основных направлений совершенствования эколого-

педагогической профессиональной

подготовки будущих учителей.

Задачи: 1. Выявить ведущие направления повышения уровня эколого-педагогической профессиональной

подготовки студентов педагогического вуза.

2. Спроектировать и

экспериментально проверить методику совершенствования педагогической

подготовки выпускников педагогического вуза.

Материалы. Эффективное

управление экологическим образованием требует предварительной разработки соответствующей концепции, основанной на результатах объективного анализа динамики показателей природных условий, характера взаимодействия общества со средой обитания, тенденции развития экологического образования,

методологическим базисом которого является Национальная стратегия экологического образования в РФ // Приложение к журналу «Вестник экологического образования в России», -2000. - Федеральный закон «Об охране окружающей среды», 2012 и другие государственные документы. Разработка концепции непрерывного экологического образования невозможна без выявления и анализа представленных в научной литературе подходов, направленных на реализацию различных доктрин образования: ко эволюционной, генетической, социологической,

культурологической и др. Ведущее место принадлежит программно-целевому,

позволяющему разработать

инновационную методику экологического образования будущих педагогов. При создании новой методики целесообразно ориентироваться на модель эколого-педагогической профессиональной

подготовки выпускника педагогического вуза, предусматривающую:

- формирование экологического мышления и экологической культуры студентов - будущих учителей;

- приобщение к экологическому образу жизни как ведущему условию теоретической, методической и практической подготовки будущего педагога к экологическому образованию и экологическому воспитанию школьников;

- стремление к усвоению новой информации в сфере экологии.

Анализ научно-методической

литературы по проблеме

совершенствования эколого-

педагогической профессиональной

подготовки студентов показал, что основными направлениями реализации этой сложной задачи являются:

- использование в учебном процессе нетрадиционных, активных форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих тесное взаимодействие будущих педагогов со средой обитания: чтение курса лекций по экологии во время выезда на природу; проведение семинарских, практических и лабораторных занятий по проблемным темам, требующим непосредственного общения с ведущими специалистами по экологии, представителями министерства образования области и другими членами правительства, администрации; организация летнего эколого-спортивного лагеря; проведение деловых игр: «Если бы главным экологом Ульяновской области был я» и др.;

- включение в содержание изучаемых дисциплин, предусмотренных учебным планом, актуальных вопросов экологии;

- разработка и проведение спецкурсов по экологии с углубленным изучением следующих тем:

а) формирование экологических представлений, экологических убеждений, экологического поведения у школьников младшего, среднего и старшего возраста;

б) формы, средства и методы приобщения детей и подростков к экологическому образу жизни;

в) обеспечение единства и взаимосвязи экологического образования и экологического воспитания;

г) участие в научно-исследовательской работе по экологии с целью повышения уровня эколого-педагогической профессиональной подготовки будущего учителя;

д) знание форм и видов общественного экологического движения в России и за рубежом, их задачи, содержание деятельности, критерии оценки эффективности;

е) практическое участие студентов педагогических вузов в общественной экологической деятельности.

Механизм усвоения системы специальных экологических знаний, навыков их передачи учащимся отличается от механизма формирования

экологического мышления и экологической культуры. Так, овладение знаниями, умениями и навыками связано с применением группы словесных методов обучения: убеждения, разъяснения, объяснения, указаний, анализа и др. в сочетании с примерами, фактами, документами, ознакомлении с эволюцией характера взаимоотношений и

взаимодействия людей со средой обитания на разных этапах развития общества. Формирование экологического мышления, экологического образа жизни может успешно осуществляться только в процессе непосредственного взаимодействия с окружающей средой, при посещении разрушенных природных объектов, их сопоставлении с первоначальным состоянием, при раскрытии их влияния на психосоматическое состояние человека. Активное участие в практических экологических мероприятиях по очищению и восстановлению ландшафтов, пойм рек; озеленению улиц и площадей, а также контраст между разрушенными и восстановленными природными объектами оказывают мощное эстетическое и оздоровительное воздействие на мотивационную сферу и являются решающим фактором, формирующим экологические представления,

экологические убеждения; приобщающие к экологическому образу жизни [8, 9].

Наиболее эффективной формой повышения уровня экологической педагогической профессиональной

подготовленности студентов являются эколого-спортивные лагеря в период летних каникул. Целевые подходы по заранее определенным маршрутам, сплавы по рекам; планомерное изучение растительного мира в данной местности; ежедневный мониторинг параметров

природы составляют важную часть научно-исследовательской работы, сбора материалов для его последовательного изучения, анализа и обобщения результатов. Конкурсы на разработку модели восстановления конкретного участка или ландшафта в целом активизируют интеллектуальные и творческие возможности студентов.

Результаты и их обсуждение. С целью проверки эффективности данной методики был проведен педагогический эксперимент с участием 144 студентов 1-2-го курсов УлГПУ им. И.Н. Ульянова. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 72 человека в каждой. Перед началом педагогического эксперимента были выявлены исходные данные степени понимания терминов и понятий: экологического представления,

экологического убеждения, экологического поведения; экологического образа жизни; готовности к их усвоению и организации своей жизни в соответствии со степенью сформированности экологического

мышления и экологической культуры. Оценки выставлялись группой экспертов в количестве пяти человек -квалифицированных специалистов по экологии, по 5-балльной системе. Оценивались: уровень понимания содержания терминов и понятий, готовность к усвоению, осознание их значимости для повышения эколого-педагогической профессиональной

подготовленности.

Критерии оценки:

5 баллов - объективное представление об экологической ситуации в своем регионе, в стране и в мире; четкое понимание содержания данных терминов и понятий; умение найти различия между ними; осознание значимости

формирования экологического образа жизни как ведущего условия компетентности в сфере педагогической деятельности;

4 балла - представление о содержании рассматриваемых понятий,

умение разграничить их, сформулировать задачи; понимание важности приобщения к экологическому образу жизни как фактора эффективного экологического образования и воспитания учащихся

общеобразовательных школ;

3 балла - общее представление о данных понятиях; некоторые затруднения при их раскрытии; осознание необходимости подготовки к

экологическому образу жизни;

2 балла - слабое представление об изучаемых терминах и понятиях, неспособность самостоятельно найти отличия между ними, непонимание значимости экологического образа жизни как условия профессионализма педагога в сфере экологии;

1 балл - недостаточное ориентирование в данных терминах и понятиях; неумение раскрыть их содержание; непонимание значимости экологического образа жизни как условия профессионализма педагога в сфере экологии.

Перед началом педагогического эксперимента расхождений в оценке понимания содержания рассматриваемых понятий и терминов у студентов КГ и ЭГ не было обнаружено, (р>0,05). В КГ учебный процесс осуществлялся в соответствии с учебным планом; в ЭГ использовалась разработанная нами методика повышения эколого-педагогической профессиональной подготовки будущего учителя. После окончания педагогического эксперимента была проведена повторная оценка степени понимания содержания терминов и понятий: экологические представления, экологические убеждения, экологическое поведение, экологический образ жизни и значимости их усвоения будущими педагогами.

Анализ результатов исследования показал, что данные улучшались в обеих группах: КГ и ЭГ, при явном преимуществе студентов ЭГ. Так, если при исходных данных, характеризующих умение раскрыть содержание понятий «экологические представления» и назвать

их особенности, в КГ 3,1±0,25 баллак окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,3±0,19 балла,(р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,0±0,18 балла, к завершению педагогического эксперимента показатели возросли до 4,2±0,13 балла, (р<0,05).Показатели умения раскрыть содержание понятия «экологические убеждения» и его отличие от содержания понятия «экологического представления» в КГ, при исходных данных 2,81±0,16 балла, к окончанию педагогического

эксперимента улучшились до 2,98±0,21 балла,(р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,83±0,17 балла, к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 4,0±0,21 балла, (р<0,05).Подобная тенденция явного улучшения исследуемых показателей в ЭГ была выявлена и по другим рассматриваемым терминам и понятиям.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что для более качественного улучшения эколого-педагогической профессиональной подготовленности студентов

педагогических вузов необходимо сменить формальный подход к изучению экологии на организацию учебного процесса, обеспечивающего взаимодействие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

студентов со средой обитания. Это возможно при использовании активных форм и методов обучения; достижении единства экологического образования и экологического воспитания; формировании умений и навыков экологического образования и экологического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Основными направлениями повышения экологического образования студентов педагогических вузов являются:

- использование в учебном процессе активных форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих тесное взаимодействие студентов со средой обитания;

- включение в содержание изучаемых дисциплин, предусмотренных

учебным планом, актуальных вопросов экологии;

- разработка и проведение спецкурсов по экологии с возможностью их выбора;

- участие в научно-исследовательской работе по экологии;

- обеспечение единства и взаимосвязи экологического образования и экологического воспитания;

- практическое участие студентов педагогических вузов в общественной экологической деятельности;

- знание форм и видов общественного экологического движения в России и за рубежом, их задач, содержания деятельности; критериев оценки эффективности.

Литература

1. Астраханцева, И.В. Формирование навыков практической экологической деятельности как ведущий фактор приобщения к экологическому образу жизни [Электронный ресурс] / И.В. Астраханцева, А.В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. -Том 11. - №1. - С. 121-128. Режим доступа: http ://j ournal -science .org/ru/article/326. html.

DOI: 10.14526/01_1111_87.

2. Астраханцева, И.В. Управление экологическим воспитанием будущих педагогов / И.В. Астраханцева, А.В. Назаренко // Научный журнал «Научное мнение». - №8-9 (2016). - Санкт-Петербург. - С. 18-24.

3. Гильмиярова, С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России. - 2000. - №6. - С. 38-44.

4. Глазачев, С. Н. Экология и образование на пути к культуре мира / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова // Биология в школе. - 1999. - № 3. - С.19-23.

5. Назаренко, А.В. The Whole Cycle of a Product / А.В. Назаренко //Neue Technologienim Bauwesen: Proceedings of Russian-German conference. -Ulyanovsk : ULSTU, 2008. -С. 363-365

6. Назаренко, А.В. The improving of the System of the Complex Recycling of the Secondary Building Resources / А.В. Назаренко, З.К. Азизов //Neue Technologienim Bauwesen: Pro-ceedings of Russian-German conference. -Ulyanovsk : ULS-TU, 2008. -С. 367-372

7. Назаренко, А.В. Формирование экологического мировоззрения у будущих педагогов / А.В. Назаренко. - Ульяновск, 2012. - 40 с.

8. Назаренко, А.В. Система повышения эффективности компетентностно-ориентированного экологического профессионально-педагогического образования будущих педагогов / А.В. Назаренко. - Ульяновск, 2013. - 419 с.9.

9. Назаренко, А.В. Формирование экологического сознания у детей, подростков и учащейся молодежи (учебно-методическое пособие) / А.В. Назаренко. - Ульяновск, 2013 - 116 с.

10. Реймерс, Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н. Ф. Реймерс. - М. : Педагогика. - 1994. - 214 с.

11. Урсул, А.Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс / А.Д. Урсул //Философия экологического образования / под общ. ред. И.К. Лисеева. - М. : Прогресс - Традиция, 2001. - С. 49-71.

12. Кузнецова З.М., Информатика и информационные технологии в высшем педагогическом образовании [Электронный ресурс] / З.М. Кузнецова, Ф.Н. Залакаев, А.В. Глазистов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - Том 3. - №2. - С. 9-36. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/5 3 7. html.

13. Кузнецова З.М. Исторические предпосылки формирования физкультурного образования [Электронный ресурс]/ З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2007. - Том 2. - №4. - С. 8-14. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/magazine/48.html.

14. KuznetsovaZ., KuznetsovA., Mutaeval., KhalikovG., ZakharovaA., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)

15. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)

References

1. Astrakhantseva I. V., Nazarenko A.V. The skills of practical ecological activity formation as the leading factor of involvement into ecological life style. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2016, Vol. 11, no 1, pp.121128. Available at: http://journal-science.org/ru/article/326. html. DOI 10.14526/01_1111_87

2. Astrakhantseva I. V., Nazarenko A.V. Ecological upbringing control of the future teachers. Nauchnyj zhurnal "Nauchnoemnenie"[Scientific

journal "Scientific opinion"]. 2016, No. 8-9, pp. 18-24. (in Russian).

3. Gilmiyarova S. G. Postoyannoe ekologicheskoe obrazovanie buduchih uchitelej v Rossii [Constant ecological education of the future teachers in Russia]. 2000,No. 6, pp. 38-44. (in Russian).

4. Glazachev S. N., Kozlova O.N. Ecology and education on the way to the culture of the World. Biologiya v shkole [Biology at school]. 1999, No. 3, pp. 19-23. (in Russian).

5. Nazarenko A. V. The Whole Cycle of a Product. Neue Technologienim Bauwesen: materialy rossijsko-germanskoj konferencii [Neue Technologienim Bauwesen : Proceedings of Russian-German conference]. Ulyanovsk, ULSTU, 2008, pp. 363-365(in Russian).

6. Nazarenko A. V., Azizov Z.K. The improving of the System of the Complex Recycling of the Secondary Building Resources. Neue Technologienim Bauwesen: materialy rossijsko-germanskoj konferencii [Neue Technologienim Bauwesen: Proceedings of Russian-German conference]. Ulyanovsk, ULS-TU, 2008, pp. 367-372(in Russian).

7. Nazarenko A. V. Formirovanie ekologicheskogo mirrovosreniya u buduchih uchitelej[Ecological worldview formation among the future teachers]. Ulyanovsk, 2012, 40 p. (in Russian).

8. Nazarenko A. V. Sistema kompetentnostno-orientirovannogoekologicheskogoprofessional'no-pedagogicheskogoobrazovaniyapovyshaeteffektivnost' buduchihpedagogov [The system of competence oriented ecological professional-pedagogical education effectiveness increase of the future teachers]. Ulyanovsk, 2013, 419 p. (in Russian).

9. Nazarenko A. V. Formirovanie ekologicheskoj kul'tury sredi detej, podrostkov I studentov (uchebno-metodicheskoe posobie) [Ecological awareness formation among children, teen-agers and students (educational-methodical manual)]. Ulyanovsk, 2013, 116 p. (in Russian).

10. Reymers N. F.Ekologiya (teoriya, zakony, pravila, principy I gipotezy) [Ecology (theory, laws, rules, principles and hypotheses)]. Moscow, Pedagogics, 1994, 214 p. (in Russian).

11. Ursul A. D. The model of advanced education: noospheric-ecological aspect. Filosofiya ekologicheskogo obrazovaniya [Philosophy of ecological education]. Moscow, Progress - Tradition, 2001, pp. 49-71. (in Russian).

12. Kuznetsova Z.M., Zalakaev F.N., Glazistov An.V. Computer science and information technology in higher education teaching. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2007, No. 2(3), pp. 9-36 Available at: http ://j ournal -science .org/ru/article/5 37. html.

13. Kuznetsova Z.M., SimakovYu.P. Historical offer of the formation of physical education.

Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2007, Vol. 2, no 4, pp. 8-14 Available at: http://journal-

science.org/ru/magazine/48.html.

14. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In

Подано: 30.10.2017 Принято: 03.11.2017

Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)

15. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)

Юганова Наталья Алексеевна - кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: yuganov vs@mail.ru

Коршунов Дмитрий Александрович - кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4

Иконникова Мария Анатольевна - аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4

Для цитирования: Юганова Н.А., Коршунов Д.А., Иконникова М.А. Основные направления повышения экологического образования студентов педагогического вуза // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №4. - С. 110-118. DOI 10/14526/04 2017 271.

DOI 10/14526/04_2017_272

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ В ИНСТИТУТЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. УНИВЕРСИТЕТ МОСТАГАНЕМ

HENNI Elhadj Ahmed -

Faculty of Social Sciences, University of Mostaganem. Algeria SEBBANE Mohammed -Laboratory of Human Movement Sciences (SAMH) - Institute of Physical Education,

Mostaganem-Algeria Mokrani Djamel -

Laboratory of Optimization of Physical Activity (OPAPS)- - Institute of Physical Education,

Mostaganem-Algeria

E -mail: elhadjahmedhenni@yahoo.fr E-mail: mohamed.sebbane@univ-mosta.dz

Аннотация. Консультации необходимы для того, чтобы выразить свои проблемы другому человеку для успокоения, доверия, чтобы он смог преодолеть проблемы и препятствия (Лабиди, 1987). Спортивные психологи заинтересованы в учебном процессе, направленном на формирование сбалансированного подхода к личности спортсмена во всех ее аспектах -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.