Научная статья на тему 'Методологические основы формирования экологического образа жизни как условие природозащитного отношения к среде обитания'

Методологические основы формирования экологического образа жизни как условие природозащитного отношения к среде обитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / HEALTH-IMPROVING EDUCATIONAL SPACE / ECOLOGICAL LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко А.В., Астраханцева И.В.

Состояние среды обитания в России и в мире достигло критического уровня, представляющего угрозу для существования современной цивилизации. Причиной сложившегося положения является процесс глобализации сопровождающийся увеличением материальных благ и повышением комфортных условий жизнедеятельности. Без смены потребительского отношения к среде обитания на природозащитное и ресурсосберегающее решение данной проблемы невозможно. Принципиальное изменение характера взаимодействий человека с внешним миром требует формирования экологического мировоззрения, экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры, направленных на оптимизацию отношений человека со средой обитания. Практическая реализация новой парадигмы взаимодействия общества с природой требует изменения привычного образа жизни на экологический, обусловливающий готовность к природозащитной и ресурсосберегающей деятельности. Материал. Теоретическое и экспериментальное обоснование необходимости смены потребительского отношения к природе на природозащитное как условия создания здоровьесберегающего образовательного пространства. Методы исследования: анализ и систематизация научной и методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, метод экспертных оценок, статистическая обработка данных. Результаты. Разработка инновационной технологии формирования экологического образа жизни связана с решением проблемы создания единого здоровьесберегающего образовательного пространства населения. Итогом применения данной технологии явилось существенное улучшение понимания студентами ЭГ смысла и значимости приобщения людей к экологическому образу жизни на основе усвоения его ведущих концептуальных и методологических положений, научных принципов, целей и задач, педагогических условий; использования эффективных средств, методов и критериев оценки уровня сформированности, разработка технологии приобщения будущих педагогов к природозащитному и природоохранному отношению к среде обитания. Заключение. Применение инновационной технологии приобщения людей к экологическому образу жизни создает необходимые предпосылки для организации единого здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего гармонизации взаимодействия человека и природы, дальнейшему развитию общества на принципах рационального использования природных ресурсов, сохранению способности природы к самовосстановлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаренко А.В., Астраханцева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environment state in Russia and in the world in general achieved its critical level, which is dangerous for the existing civilization. The reason for the present situation is the process of globalization, which is accompanied by material benefits and comfortable life conditions increase. Without changing a consumer’s attitude to environment for nature protecting and recourses saving one it is impossible to solve this problem. Principal change of the interaction character between people and environment demands ecological worldview, ecological awareness, ecological thinking and ecological culture formation, directed at the relations optimization between people and environment. Practical realization of a new paradigm of society and nature interaction demands habitual lifestyle change for ecological one, which conditions readiness to fulfill nature protecting and recourses saving activity. Material. Theoretical and experimental substantiation of the necessity to change a consumer’s attitude to nature for nature protecting one, as the condition for health-improving educational space creation. Research methods: scientific and methodical literature analysis and systematization, pedagogical experiment, testing, the method of expert evaluations, statistical data handling. Result. Innovative technology creation of ecological lifestyle formation is connected with the problem solution of an integral health-improving educational space of population creation. The results of this technology use showed a considerable understanding improvement by students form the EG the essence and importance of involving people into ecological lifestyle, on the basis of mastering its main conceptual and methodological theses, scientific principles, aims and objectives, pedagogical conditions; effective means, methods and evaluation criteria of the formation level use, the technology of future teachers involvement into nature protecting and nature saving attitude to environment. Conclusion. Innovative technology use of involving people into ecological lifestyle creates necessary preconditions for an integral health-improving educational space organization, which provides interaction harmonization of a person and nature, further society development on the principles of natural recourses rational use, provides the ability of nature to self-regeneration.

Текст научной работы на тему «Методологические основы формирования экологического образа жизни как условие природозащитного отношения к среде обитания»

DOI 10.14526/01_1111_156 УДК 574 ББК 20.1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК УСЛОВИЕ ПРИРОДОЗАЩИТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СРЕДЕ

ОБИТАНИЯ

А.В. Назаренко - доктор педагогических наук, доцент, И.В. Астраханцева - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: avnokn@mail. ru

Аннотация. Состояние среды обитания в России и в мире достигло критического уровня, представляющего угрозу для существования современной цивилизации. Причиной сложившегося положения является процесс глобализации сопровождающийся увеличением материальных благ и повышением комфортных условий жизнедеятельности. Без смены потребительского отношения к среде обитания на природозащитное и ресурсосберегающее решение данной проблемы невозможно. Принципиальное изменение характера взаимодействий человека с внешним миром требует формирования экологического мировоззрения, экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры, направленных на оптимизацию отношений человека со средой обитания. Практическая реализация новой парадигмы взаимодействия общества с природой требует изменения привычного образа жизни на экологический, обусловливающий готовность к природозащитной и ресурсосберегающей деятельности. Материал. Теоретическое и экспериментальное обоснование необходимости смены потребительского отношения к природе на природозащитное как условия создания здоровьесберегающего образовательного пространства. Методы исследования: анализ и систематизация научной и методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, метод экспертных оценок, статистическая обработка данных. Результаты. Разработка инновационной технологии формирования экологического образа жизни связана с решением проблемы создания единого здоровьесберегающего образовательного пространства населения. Итогом применения данной технологии явилось существенное улучшение понимания студентами ЭГ смысла и значимости приобщения людей к экологическому образу жизни на основе усвоения его ведущих концептуальных и методологических положений, научных принципов, целей и задач, педагогических условий; использования эффективных средств, методов и критериев оценки уровня сформированности, разработка технологии приобщения будущих педагогов к природозащитному и природоохранному отношению к среде обитания. Заключение. Применение инновационной технологии приобщения людей к экологическому образу жизни создает необходимые предпосылки для организации единого здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего гармонизации взаимодействия человека и природы, дальнейшему развитию общества на принципах рационального использования природных ресурсов, сохранению способности природы к самовосстановлению. Ключевые слова: инновационные технологии, здоровьесберегающее образовательное пространство, экологический образ жизни.

METHODOLOGICAL BASIS OF ECOLOGICAL LIFESTYLE FORMATION AS THE CONDITION OF NATURE PROTECTING ATTITUDE TO ENVIRONMENT

Alexsandr V. Nazarenko - doctor of pedagogics, assistant professor Irina V. Astrakhantseva - graduate student Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: avnokn@mail.ru

Annotation. Environment state in Russia and in the world in general achieved its critical level, which is dangerous for the existing civilization. The reason for the present situation is the process of globalization, which is accompanied by material benefits and comfortable life conditions increase. Without changing a consumer's attitude to environment for nature protecting and recourses saving one it is impossible to solve this problem. Principal change of the interaction character between people and environment demands ecological worldview, ecological awareness, ecological thinking and ecological culture formation, directed at the relations optimization between people and environment. Practical realization of a new paradigm of society and nature interaction demands habitual lifestyle change for ecological one, which conditions readiness to fulfill nature protecting and recourses saving activity. Material. Theoretical and experimental substantiation of the necessity to change a consumer's attitude to nature for nature protecting one, as the condition for health-improving educational space creation. Research methods: scientific and methodical literature analysis and systematization, pedagogical experiment, testing, the method of expert evaluations, statistical data handling. Result. Innovative technology creation of ecological lifestyle formation is connected with the problem solution of an integral health-improving educational space of population creation. The results of this technology use showed a considerable understanding improvement by students form the EG the essence and importance of involving people into ecological lifestyle, on the basis of mastering its main conceptual and methodological theses, scientific principles, aims and objectives, pedagogical conditions; effective means, methods and evaluation criteria of the formation level use, the technology of future teachers involvement into nature protecting and nature saving attitude to environment. Conclusion. Innovative technology use of involving people into ecological lifestyle creates necessary preconditions for an integral health-improving educational space organization, which provides interaction harmonization of a person and nature, further society development on the principles of natural recourses rational use, provides the ability of nature to self-regeneration.

Keywords: innovative technologies, health-improving educational space, ecological lifestyle.

Актуальность. Критическое

состояние среды обитания свидетельствует о необходимости глобального изменения взглядов людей на роль и место природы в жизни каждого члена общества, пересмотра характера взаимодействия человека с внешним миром. Ориентация на быстрое социально-экономическое

развитие стран в ХХ столетии нанесло природе огромный, невосполнимый ущерб. Разрушение природных

ландшафтов, увеличение пустынных

площадей, загрязнение водного и воздушного бассейнов, накопление громадной массы промышленных и бытовых отходов поставили современную цивилизацию на грань выживания.

Рассматривая возможные сценарии общественного развития на период до 2100 года В.И. Вернадский, 1991, (6, С.122); Н.Ф. Реймерс, 1994, (16, С.67-75); Н.Н.Моисеев, 1996, (11, С.135-139) и др. пришли к выводу, что количество промышленных отходов, поступающих в

окружающую среду, давно превысило его допустимый уровень. Выбросы в атмосферу продуктов промышленного производства: оксидов азота, серы, фосфора, углерода - создают предпосылки для кислотных дождей, поражающих почву, поверхность водоемов,

растительный и животный мир, объекты техносферы. Это является причиной гибели микроорганизмов в почве; вымывания необходимых микроэлементов из сельскохозяйственных земель, снижения их плодородия; уменьшения репродуктивной функции рыб и других обитателей водоемов, накопления в их организме тяжелых металлов; коррозии металлических конструкций зданий, разрушения строительных объектов.

Мощное антропогенное

вмешательство в природные процессы так изменило среду обитания, что она не успевает адаптироваться к ним, теряя способность к восстановлению

разрушенных связей в биоценозах и экосистемах. Для удовлетворения своих все возрастающих потребностей и повышения комфорта жизнедеятельности человек создал для себя искусственную среду обитания с домами и сооружениями, оснащенными кондиционерами, лампами, заменяющими солнечное освещение; используя очищенную питьевую воду, постепенно привыкая к мысли о возможности жизни в искусственных условиях, вне зависимости от природы. При этом не принимается во внимание, что внеприродная среда обитания -техносфера, невозможна без природных материалов, добыча и обработка которых сопровождается огромным количеством производственных отходов, создавая предпосылки для экологических катастроф [1, С. 6-8].

Люди не осознают в полной мере сложность системы взаимосвязей во внешнем мире: воздух, вода, земля, растительный и животный мир представляют собой взаимосвязь элементов, функционирующих как единый организм. Воздействие на один из них

оказывает влияние на другие: уничтожение одного вида обусловливает исчезновение других, связанных с ним пищевой зависимостью.

Выдвигая материальные ценности природы на главное место, общество недооценивает значимость духовно-эстетической компоненты, включающей следующие аспекты:

- рекреационные и бальнеологические свойства природы, обеспечивая укрепление и сохранение здоровья, продление активной жизнедеятельности, являются незаменимыми для всех категорий населения планеты;

- технически и эстетически совершенные модели транспортных средств инженеры-конструкторы заимствуют у представителей животного мира;

- естественные природные ландшафты, цепи рельефных гор, водопады, разнообразие цветовых оттенков леса, рек и озер успокаивающе действуют на психоэмоциональное состояние, укрепляют нервную систему, способствуют душевному равновесию, служат источником вдохновения людей в сфере искусства;

- лес, являющийся не только местом обитания разнообразных видов животного мира, но и мощным средством очищения воздуха от химических промышленных загрязнений, обогащает его кислородом, фитонцидами, уничтожая болезнетворные микробы; ценными для здоровья человека веществами.

Сложившиеся противоречия между возрастающей потребностью людей в материальных ценностях природы и необходимостью сохранения ее способности к самовосстановлению может преодолеть только человек, обладающий интеллектом, навыками анализа, объективной оценки результатов собственной деятельности,

прогнозирования ее отдаленных последствий для среды обитания [3, С. 82].

Целью данной работы является теоретическое и экспериментальное обоснование необходимости смены потребительского отношения к природе на природозащитное как условия создания здоровьесберегающего образовательного пространства.

Задачи: 1. Выявить инновационные технологии, идеи и взгляды ученых, направленные на принципиальные изменения характера взаимодействия человека со средой обитания, усвоение ее духовных ценностей.

2. Разработать основные теоретические положения проектирования технологии формирования экологического образа жизни, способствующего восстановлению среды обитания и укреплению здоровья населения

3. Проверить эффективность данной технологии в ходе педагогического эксперимента.

Материал. Законы развития природы и общества, гармонизации отношений людей со средой обитания нарушаются, по мнению С.Н. Глазачева, 2004, (7, С. 124); О.А. Линенко, 2009, (8 С. 15-16); А. В. Назаренко, (12, С.131; 13, С.440); Г.А. Папутковой, 2007, (15, С.76); О.Г. Роговой, 2008, (17, С.350) и др., ради увеличения материальных прибылей, что является основной причиной

региональных и общемирового кризиса. Отношение к природе меняется по мере развития человеческого общества и в значительной степени определяется социально-экономическими условиями, образованием, уровнем общей и экологической культуры населения. Философы, педагоги, психологи и экологи отмечают большую значимость

совершенствования экологического

образования и экологического воспитания на всех уровнях его организации. По мнению специалистов, к деградации природы привела утрата духовных ценностей человека, что актуализирует проблему экологического образования и экологического воспитания населения страны. Это обусловливает необходимость

ориентации всей системы образования на общечеловеческие экологические

ценности [3, С.83-90; 5, С. 359; С.69].

Ю.А. Багдасарова, 2012, (4, С.12) считает, что экологическое образование должно быть представлено когнитивным уровнем, позволяющим понять, что человек является частью природы и полностью зависит от ее состояния; эффективным уровнем, формирующим навыки усвоения духовных ценностей природы, рационального и бережного к ней отношения; конативным уровнем. По мнению автора, экологическое

образование должно быть направлено на формирование экологического

мировоззрения. Характер

взаимоотношений человека с природой определяется экологическим мышлением, обусловливающим понимание

экологических проблем и убежденность в личной ответственности каждого члена общества за состояние среды обитания.

Л.Р. Азизова, 2013, (1,С.14) предлагает при разработке методики формирования экологического

мировоззрения и экологического мышления рассматривать экологию как теоретическую базу рационального природопользования; считать причиной экологических катастроф недостаток экологических знаний; ценить природу как источник вдохновения, реализации творческих возможностей и способностей людей.

Д.С. Лихачев, 1997, (9, С.69) убежден, что деградация природы является результатом разрушения духовных ценностей человека. Без резкого улучшения духовно-нравственного уровня людей невозможна гармонизация их отношения с природой. Это обусловливает необходимость формирования

экологической культуры,

предусматривающей не только усвоение системы специальных знаний в сфере экологии, но и осознание значимости духовных ценностей природы для повышения нравственности человека, смену потребительского отношения к

внешнему миру на природозащитное и ресурсосберегающее. Н.Н. Моисеев, 1998, (10, С.102) считает, что сохранение современной цивилизации возможно в процессе коэволюции человека и биосферы. Это требует оптимизации отношений в системе «человек-природа», научным базисом которой должны явиться объективные законы развития среды обитания и общества. Люди должны соотносить свое взаимодействие с природой с правилами и нормами поведения, обеспечивающими сохранность и дальнейшее развитие природы. Н.Н. Моисеев, 1996, (11, С.26-35) утверждает, что преобразовывая среду обитания в своих целях, используя природные ресурсы, человек должен научиться соизмерять свои потребности таким образом, чтобы сохранить способность природы к самовосстановлению. Данная концепция представляет собой новую стратегию смены потребительского отношения к среде обитания на природоохранное, без которого невозможна гармонизация отношений с внешним миром и сохранение современной цивилизации.

Разумная деятельность людей, составляющая сущность теории ноосферы, выдвинутой В.И. Вернадским, является главным фактором устранения

существующих противоречий между обществом и природой. Смена потребительского отношения на природозащитное и ресурсосберегающее требует не только усвоения системы экологических знаний. Решение данной проблемы связано с формированием экологического мировоззрения,

экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры. Для этого требуется большое количество специалистов, материально-техническая база, ряд организационных мероприятий на государственном уровне. Однако проблема достигла масштабов, не позволяющих откладывать ее решение на длительное время.

На современном этапе

общественного развития политическое, экономическое, научное и культурное состояние любой страны определяется количеством людей с высоким уровнем разностороннего образования,

выступающего теоретической и методологической основой формирования экологического мировоззрения. Однако критическое состояние среды обитания в настоящее время свидетельствует о необходимости глобального изменения взглядов людей на роль и место природы в жизни каждого человека, осознания необходимости пересмотра характера взаимодействия людей со средой обитания. Это связано со становлением экологического образа жизни,

характеризующегося направленностью на гармонизацию отношений с внешним миром, без чего невозможна организация здоровьеформирующего образовательного пространства, обеспечивающего

позитивные показатели

психоэмоционального и физического состояния людей, их работоспособности и жизненной активности. Сложное структурное содержание экологического образа жизни, его теоретическое и методологическое осмысление требуют определенного уровня сформированности экологического мировоззрения,

экологического мышления, экологического сознания, экологической культуры.

С мировоззренческой точки зрения экологический кризис является

результатом нерациональных

потребительских взаимоотношений и взаимодействий общества и природы. Их преодоление возможно только путем освоения нравственных, ценностно-нормативных актов, выработанных человечеством. Это связано с формированием экологического

мировоззрения, которое представляет собой систему взглядов, идеалов, убеждений, принципов, духовных ценностей, определяющих отношение людей к природе [12, (С.131); 13 (С.(131-133)]. Экологическое сознание, по мнению

Линенко О.А., 2009 (8, с.15-16) - это духовно-практическое усвоение

действительности, способствующее

адаптации, коэволюции, гармонизации взаимосвязей человека с природой. Автор рассматривает экологическое сознание как совокупность представлений о характере отношений и взаимосвязей при взаимодействии с внешним миром, а экологическое мышление - как понятие, сформированное как синтез

естественнонаучных, экономических и правовых знаний, определяющих осознание людьми необходимости рационального отношения к среде обитания с учетом закономерностей ее развития. Особенностью экологического мышления является направленность личности на сознательную экологическую деятельность как результат

сформированности экологического

мировоззрения.

Экологическая культура является частью общей культуры,

обусловливающей усвоение экологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной экологической деятельности, направленной на сохранение природы. Результаты исследований О.И. Марар, 2012 (11, с.43-51) позволили дать следующее определение: экологическая культура представляет собой совокупность традиций, норм, духовных ценностей, образцов поведения, а также особенности отношения к среде обитания. Сущность экологической культуры определяют: экологическое сознание, мировоззрение, мораль, культурное наследие, традиции, социальный опыт, представления о духовных и материальных ценностях природы. Частью экологической культуры является экологическое воспитание как процесс целенаправленного повышения сознательного и нравственного отношения к окружающей среде путем воздействия на чувства, сознание, взгляды и представления.

Формирование гармоничных

отношений человека с природой требует комплексного подхода и должно явиться

результатом сформированности

экологического мировоззрения,

экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры. Это позволяет говорить о необходимых предпосылках становления экологического образа жизни, целью которого является оптимизация взаимоотношений и взаимодействия общества с внешним миром. Главной особенностью

экологического образа жизни является переход усвоенной системы экологических знаний в личные убеждения, основанные на следовании законам развития природы и общества. При отсутствии экологических таких невозможно формирование экологического поведения,

обеспечивающего защиту среды обитания от внешних разрушающих воздействий, а также системы специальных

экологических мероприятий по

восстановлению разрушенных природных объектов и сохранению способности природы к самовосстановлению [11, С.90; 13, С.132; 14, С.3 и др.].

Результаты и их обсуждения. Нами разработана инновационная технология формирования экологического образа жизни, реализация которой будет способствовать созданию

здоровьесберегающего образовательного пространства для различных категорий населения. Сложность понятия и содержания экологического образа жизни обусловила необходимость выявления его методологических основ (рисунок 1); принципов, функций, цели и задач, а также педагогических условий становления экологического образа жизни.

Цели и задачи экологического образа жизни обусловливают выбор наиболее эффективных средств его формирования, большое разнообразие которых позволяет их систематизировать в две большие группы. Духовные ценности природы представлены оздоровительным воздействием естественных сил среды обитания на организм; эстетическим воздействием на характер восприятия внешнего мира; осознанием того факта,

что природа является источником вдохновения при создании художественно-выразительных образов в литературе, поэзии и искусстве. Группа материальных ценностей природы представлена разнообразием растительного и животного

мира, частью которого является сам человек; полезными ископаемыми, энергоресурсами, ценными породами деревьев, чистой питьевой водой, плодородной почвой и др.

Рисунок 1 - Инновационная технология формирования экологического образа жизни

Приобщение к экологическому образу жизни является длительным и сложным процессом, требующим использования комплекса

разнонаправленных методов

педагогического воздействия,

обеспечивающих разностороннее развитие человека, а также его теоретическую, эмоциональную и практическую подготовку к экологической деятельности.

Среди методов формирования

экологического образа жизни ведущее место занимает усвоение навыков постоянного мониторинга состояния улиц, скверов, парков, мест отдыха; создание мобильных отрядов волонтеров по контролю их гигиенического состояния; проведение конкурсов на самую чистую зону отдыха: пляжа, сквера и т. д.

Критериями оценки уровня сформированности экологического образа жизни, на наш взгляд, являются:

- эффективность практической экологической деятельности;

- участие в проектно-исследовательской деятельности экологической направленности;

- усвоение навыков установления зависимости состояния природы от характера поведения людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для проверки эффективности данной технологии был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 144 студентов I и II курсов различных факультетов

Ульяновского государственного

педагогического университета им. И.Н. Ульянова. Все участники педагогического эксперимента были распределены на 2 группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 72 человека в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено

тестирование с целью выявления уровня сформированности понимания

методологических основ экологического образа жизни, его принципов, функций, целей и задач.

Оценка определялась по умению назвать основные методологические положения, определяющие

направленность экологического образа жизни; раскрыть принципы его формирования, назвать его основные функции, сформулировать цель, перечислить основные задачи и педагогические условия приобщения к экологическому образу жизни. В КГ учебные занятия проводились по традиционной методике в соответствии с

учебным планом; в ЭГ использовалась разработанная нами инновационная технология формирования экологического образа жизни. Студентам ЭГ разъяснялась значимость экологического

мировоззрения, экологического сознания, экологического мышления, экологической культуры; их содержание, направленность, цели и задачи; их теоретическое обоснование как базиса для становления экологического образа жизни. Будущие педагоги предпринимали попытки для самостоятельного определения

структурного содержания экологического образа жизни; выявления его основных компонентов, установления между ними взаимосвязей. При рассмотрении методологических основ экологического образа жизни, будущим студентам предлагалось самостоятельно установить зависимость между усвоением системы экологических знаний и формированием личного убеждения в необходимости смены потребительского отношения к среде обитания на природозащитное.

При характеристике законов развития природы и общества студентам давались задания по выявлению причин их нарушения; выдвижению предложений и идей, предусматривающих невозможность нарушения закономерностей развития природы как ведущего условия сохранения ее способности к самовосстановлению. Будущие учителя предпринимали попытки самостоятельной разработки норм и правил взаимодействия с природой, дополняющих международно-

нормативную базу.

В ходе обсуждения принципов экологического образа жизни будущие педагоги предпринимали меры по оценке их научной обоснованности и повышения эффективности использования в процессе экологического обучения и экологического воспитания. Студентам предлагалось дополнить каждый принцип, более широко раскрыть его содержание; обосновать их взаимосвязь и взаимообусловленность.

При рассмотрении функций экологического образа жизни

обучающимся предлагалось определить их последовательность по значимости, раскрыть содержание, исходя из объема приобретенных экологических знаний; дополнить другими функциями, опираясь на имеющиеся представления об экологическом образе жизни и его значимости для улучшения экологической ситуации в стране. Студенты ЭГ имели возможность дать собственную

формулировку экологического образа жизни; определить задачи и выявить педагогические условия его

формирования.

Одним из педагогических условий, представляющих наибольшую сложность для понимания студентами, явилось «методическое сопровождение

специалиста по экологии». По мере понимания содержания экологического образа жизни, его направленности и соотношения структурных компонентов будущие учителя осознали, что эффективность формирования

экологического образа жизни существенно определяется способностью педагога к управлению данным процессом. Сложность приобщения к экологическому образу жизни обусловлена

противоречиями между декларированием государственных законов и актов о необходимости защиты природы и результатами ежедневных наблюдений по систематическому загрязнению среды обитания промышленными и бытовыми отходами; осуществление данного процесса на всех уровнях: от руководителей промышленными

предприятиями до отдельных граждан. Студенты признавали, что наибольшую сложность представляет формирование навыков контроля собственных

экологических действий по обеспечению чистоты природной среды при отсутствии контролирующих органов. Будущие педагоги осознали, что самым эффективным методом сохранения среды обитания от внешних загрязнений и разрушительных воздействий является экологическое самовоспитание и

экологический самоконтроль поведения на природе.

Большой интерес у студентов вызвала организация проектно-исследовательской деятельности как одно из педагогических условий формирования экологического образа жизни, результатом которой должно было явиться выдвижение новых идей по сохранению чистоты среды обитания как главного условия здоровьеформирующего образовательного пространства. Студентами предлагались следующие способы сохранения природы от вредного воздействия человека:

- разработка и установка специальных автоматов по выдаче инструментов и приспособлений для сбора бытовых отходов и их утилизации;

- предварительная подготовка мест захоронения бытовых отходов, использование которых после пикников и других форм отдыха позволит оставить использованный участок природы в чистоте и сохранности;

- организация конкурсов на самую чистую зону летнего отдыха;

- использование широкой сети радиоточек в зоне массового неорганизационного отдыха с постоянным напоминанием о необходимости уборки за собой бытовых отходов.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование по оценке степени усвоения студентами КГ и ЭГ понятий «экологическое мировоззрение»,

«экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», знания сущности и содержания экологического образа жизни, его структурных компонентов, характера взаимосвязей между ними. Студентам КГ и ЭГ предлагалось раскрыть принципы формирования экологического образа жизни, его функции; сформулировать цели и задачи. Результаты педагогического эксперимента показали, что если до его проведения уровень теоретической, методической и практической

подготовленности студентов КГ и ЭГ не

имел существенных различий, то после его окончания экспертная группа в количестве пяти квалифицированных специалистов по экологии по-разному оценила ответы студентов КГ и ЭГ. Так, если в КГ при исходном уровне экологических знаний, определения и содержания экологического мировоззрения, экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры 2,68±0,17 балла к окончанию педагогического эксперимента оценка улучшилась до 2,83±0,19 балла (р>0,05), то в ЭГ при исходных данных 2,66±0,15 балла после завершения педагогического эксперимента результаты возросли до 3,76±0,21 балла (р<0,05). В КГ при исходных данных знания

методологических основ экологического образа жизни 2,24±0,14 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 2,72±0,11 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,41±0,16 балла после завершения педагогического эксперимента оценка составила 3,80±0,21 балла (р<0,05). В КГ при определении понятия экологического образа жизни и раскрытия его содержания исходная оценка составила 2,44±0,15 балла, то после окончания педагогического эксперимента оценка возросла до 2,74±0,13 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных исследуемого показателя 2,40±0,13 балла, после завершения педагогического эксперимента оценка возросла до 4,12±0,22 балла (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей в экспериментальной группе была выявлена и по другим характеристикам экологического образа жизни.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что формирование экологического образа жизни является одним из необходимых условий смены потребительского отношения к среде обитания на природоохранное и природозащитное. Однако его формирование является длительным и сложным процессом,

который должен начинаться с усвоения понятий «экологическое мировоззрение», «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура». Приобщение к экологическому образу жизни требует использования активных форм обучения и воспитания, тесной связи с практической экологической

деятельностью; разработки творческих заданий, связанных с самостоятельным поиском новой информации в сфере экологии, ее анализа и систематизации, формирования навыков мониторинга состояния среды обитания, реализации творческих способностей при выдвижении новых идей для решения экологических проблем. Одним из важных условий формирования экологического образа жизни является осознание зависимости здоровья людей от состояния среды обитания, необходимости создания единого здоровьесберегающего

образовательного пространства для населения.

Литература

1. Азизова, Л. Р. Педагогические условия формирования экологического мировоззрения студентов технических вузов : автореф. дисс...к.п.н. / Л. Р. Азизова. - Махачкала, 2013. - 21 с.

2. Амельченко, Т. В. Социально-педагогическое образование: содержание и стратегические ориентиры развития / Т. В. Амельченко // Педагогическое образование и наука. - 2009. -№ 4. - С. 50-55.

3. Астраханцева, И. В. Концептуально -методологическое обоснование значимости экологического воспитания в системе профессиональной подготовки будущего учителя / И. В. Астраханцева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - № 2 (11). - С. 82-94. Режим доступа: http://joш^nal-science.org/ru/article/578.html. DOI: 10.14526/01_1111_119.

4. Багдасарова, Ю. А. Формирование профессионально-экологической компетентности студентов-будущих специалистов трубопроводного транспорта : автореф. дис. ... к.п.н. Самара. - 2012 .- 22 с.

5. Бирюкова, Н. А. Проблемы формирования экологического сознания / Н. А. Бирюкова // Педагогика. - 2004. - № 10. - С. 35-42.

6. Вернадский, В. И. Учение о переходе биосферы в ноосферу, его философское и

общенаучное значение / В. И. Вернадский. - М., 1991. - Т.2. - 236 с.

7. Глазачев, С. Н. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования / С. Н. Глазачев // Вестник экологического образования. - № 3. - 2004. - С. 121-128.

8. Колесник А.И. Условия эффективности экологического самовоспитания / А.И. Колесник / Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Том 11 №2. - С. 135142. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/590. html. DOI: 10.14526/01_1111_112.

9. Колесник А.И. Принципы организации экологического самовоспитания / А.И. Колесник, А.В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. -Том 11 №1. - С. 150-158. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/332.html. DOI: 10.14526/01_1111_90.

10. Линенко, О. А. Экологическое сознание и экологическая культура как цель и результат экологического образования / О. А. Линенко // Высшее образование сегодня. - М. : Логос. - 2008. - № 9. - С. 89-92.

11. Лихачев, Б. Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования. Экологическое образование в России: теоретические аспекты / под ред. А. Н. Захлебного, Л. Н. Салеевой. - М. : 1997. - С. 69-70.

12. Марар, О. И. Духовная жизнь общества и проблемы экологической культуры в современной России монография / О. И. Марар. -Воронеж : РАГС - 2008. (6,25 п.л.)

13. Моисеев, Н. Н. Экология и образование / Н. Н. Моисеев. - М. : «ЮНИАСМ», 1996. - 192 с.

14. Назаренко, А.В. Формирование культуры и нравственности как основы экологического мышления / А. В. Назаренко, Л. Д. Назаренко // Педагогическое образование и наука. -2013. - № 3. - С. 130-134.

15. Назаренко, А. В. Условия формирования нравственности подрастающих поколений как средство воспитания бережного отношения к природе /А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. Том 7 № 4. - С. 103-108. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/magazine/28.html.

16. Nazarenko, A. Some approaches to improving the system of environmental education / A. Nazarenko, A. Kolesnik // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and

Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. 436-443 р.

17. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации // Приложение к журналу «Вестник экологического образования в России». - 2000. - № 1. - С. 3-20.

18. Папуткова, Г. А. Концептуальная модель компетентностно-ориентированного профессионального экологического образования студентов в вузе / Г. А. Папуткова // Научно-практический международный журнал «Гуманизация образования». - 2008. - № 1. - С. 7681.

19. Реймерс, Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н. Ф. Реймерс. - М. : Журнал «Россия молодая», 1994. -367 с.

20. Роговая, О. Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Роговая О.Г. - СПб., 2008. - 398 с.

References

1. Azizova L. R. Pedagogical conditions of ecological worldview formation among students from technical higher educational establishments. Extended abstract of candidate's thesis. Makhachkala, 2013, 21 p. (in Russian).

2. Amelchenko T. V. Social-pedagogical education: content and strategic guiding lines of development. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2009, no. 4, pp. 50-55. (in Russian).

3. Astrakhantseva I. V. Conceptual-methodological substantiation of ecological upbringing importance in the system of professional training of a future teacher. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sporst], 2016, vol.11, no. 2, pp. 82-94. Available at: http://journal-science.org/ru/article/578.html. DOI: 10.14526/01_1111_119.

4. Bagdasarova Y. A. Professional-ecological competence formation among students-the future specialists of pipeline transport. Extended abstract of candidate's thesis. Samara, 2012, 22 p. (in Russian).

5. Biryukova N. A. The problems of ecological awareness formation. Pedagogika [Pedagogics], 2004, no. 10, pp. 35-42. (in Russian).

6. Vernadskiy V. I. Uchenie o perekhode biosfery v noosferu, ego flosofskoe i obshchenauchnoe znachenie [Theory of biosphere transfer into noosphere, its philosophic and general scientific importance]. Moscow, 1991. - Vol. 2, 236 p. (in Russian).

7. Glazachev S. N. Ecological culture: essence, content, technologies of formation. Vestnik ekologicheskogo obrazovaniya [Ecological education bulletin], 2004, no. 3. - 2004, pp. 121-128.

8. Kolesnik A.I. Terms of the effectiveness of environmental self. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2016, Vol.11, no.2, pp. 135-142. Available at: http://journal-science.org/ru/article/590.html. DOI: 10.14526/01_1111_112.

9. Kolesnik A.I. The Principles Of Ecological Self-Upbringing Organization. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2016, Vol.11, no.1, pp. 150-158. Available at: http://journal-science.org/ru/article/332.html. DOI: 10.14526/01_1111_90.

10. Linenko, O. A. Ecological awareness and ecological culture as the aim and the result of ecological education / O. A. Linenko // Higher education today. - Moscow : Logos. - 2008. - № 9. -P. 89-92. (in Russian).

11. Likhachev B. T. Struktura ekologicheskoi kul'tury lichnosti i pedagogicheskie osnovy ee formirovaniya. Ekologicheskoe obrazovanie v Rossii: teoreticheskie aspekty [The structure of personality's ecological culture and pedagogical basis of its formation. Ecological education in Russia: theoretical aspects]. Moscow, 1997, pp. 69-70. (in Ryussian).

12. Marar O. I. Dukhovnaya zhizn' obshchestva i problemy ekologicheskoi kul'tury v sovremennoi Rossii [Spiritual life of society and the problems of ecological culture in modern Russia]. Voronezh, Russian Academy of State Service, 2008. (in Russian).

13. Moiseev N. N. Ekologiya i obrazovanie [Ecology and education]. Moscow, "YNIASM", 1996, 192 p. (in Russian).

14. Nazarenko A.V. Culture and morality formation as the base for ecological thinking.

Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science]. 2013, no. 3, pp. 130-134. (in Russian).

15. Nazarenko A.V. Conditions of formation of the younger generations of morality as means of education of careful attitude to nature. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2012, vol.7, no. 4, pp. 103-108. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/magazine/28. html.

16. Nazarenko A. Some approaches to improving the system of environmental education / A. Nazarenko, A. Kolesnik // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in America, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, August, 18-20, 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. 436-443 p.

17. National strategy of ecological education in the Russian Federation Prilozhenie k zhurnalu «Vestnik ekologicheskogo obrazovaniya v Rossii» [Supplement of "Bulletin of ecological education in Russia" journal]. 2000, no. 1, pp. 3-20. (in Russian).

18. Paputkova G. A. Conceptual model of competence-oriented professional ecological education of students at a higher educational establishment. Nauchno-prakticheskii mezhdunarodnyi zhurnal «Gumanizatsiya obrazovaniya» [Scientific-practical International journal "Education humanization"]. 2008, no. 1, pp. 76-81. (in Russian).

19. Reymers N. F. Ecology (theory, laws, rules, principles and hypotheses). Zhurnal «Rossiya molodaya» ["Young Russia" journal], 1994, 367 p. (in Russian).

20. Rogovaya O. G. Ecological-pedagogical competence formation of a specialist in the sphere of education. Extended abstract of Doctor's thesis. Saint Petersburg, 2008, 398 p. (in Russian).

Подано: 12.11.2016 г. Принято: 15.11.2016г.

Назаренко Александр Владимирович - доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, Е-mail: avnokn@mail.ru

Астраханцева Ирина Владимировна - аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.