Научная статья на тему 'Теоретические реконструкции перцептивного процесса'

Теоретические реконструкции перцептивного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2026
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанщиков Владимир Александрович

Рассматриваются основные теории восприятия, их достоинства и недостатки. Дается теоретико-методологическая характеристика исследований перцептивного процесса и обсуждается перспектива их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical reconstruction of perceptive process

The article considers the principal theories of perception, their advantages and disadvantages. The theoretically-methodological characteristic of the research of the perceptive process is given and the prospect of its development is discussed.

Текст научной работы на тему «Теоретические реконструкции перцептивного процесса»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ПЕРЦЕПТИВНОГО ПРОЦЕССА1

В.А. БАРАБАНЩИКОВ

Лаборатория системных исследований психики Института психологии РАН Ул. Ярославская, 13, 129366 Москва, Россия

Рассматриваются основные теории восприятия, их достоинства и недостатки. Дается теоретико-методологическая характеристика исследований перцептивного процесса и обсуждается перспектива их развития.

К настоящему времени психология восприятия разработана настолько полно и дифференцированно, что обнаружить в ней что-то действительно новое кажется почти невероятным. Это впечатление соответствует и общему отношению к проблеме: в прошлом одна из наиболее ярких и увлекательных, она все чаще представляется узкоакадемической и малоинтересной.

Метаморфоза проблемы восприятия обусловлена несколькими причинами. Во-первых, эпицентр интересов современной психологии сместился в сторону проблем личности и ее отношений с миром, потеснив исследования познавательных, в том числе перцептивных процессов. Во-вторых, сама психология восприятия в результате предшествующего развития оказалась настолько дробной, что начала терять целостность и непосредственную связь с фундаментальными проблемами науки. В-третьих, хотя словосочетание «процесс восприятия» используется в научном лексиконе часто, представления о нем носят абстрактный, нередко вневременной характер, опираясь на метафору «втекания (inflow) - вытекания (outflow)» и фиксируя изменения вообще. Уровень, измерения, план, на котором они происходят, способ осуществления и их внутренняя организация остаются невыясненными.

Возникла необходимость в более глубоком анализе существующих подходов и способов теоретической реконструкции перцептивных явлений, вне которого перспектива развития данной области знания выглядит неопределенной.

Восприятие - это непрекращающаяся связь индивида со средой, человека с миром, в рамках которой среда, мир непосредственно открываются человеку и оказываются доступными ему. Благодаря восприятию живые суще-

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 04-06-00298а),

ства становятся причастными действительности, ориентируются в ней и сохраняют себя как целостность. Операционально восприятие описывается в виде последовательности событий, ведущих к порождению чувственного образа действительности. В зависимости от того, что вкладывается в их содержание, перцептивный процесс открывается исследователям различными сторонами или гранями.

Конструирование образа. Согласно традициям эмпирической психологии сознания восприятие рассматривается как квазиинтеллектуальный процесс построения чувственной картины действительности [Вундт, 1880; Рок, 1980; Hochberg, 1974; Helmholtz, 1962]. Он опирается на основания двоякого рода: «сенсорное» (констелляции ощущений, которые вызываются раздражением органов чувств) и «интеллектуальное» (формы организации чувственности, предметные значения, предварительное знание о мире). В силу многозначности стимуляции ощущения несут неадекватную или амбивалентную информацию, нуждающуюся в дополнительной обработке. Это достигается с помощью «бессознательных умозаключений» (шире: интерпретации ощущений), базирующихся на индивидуальном и видовом опыте. «Интеллектуальное» основание перцепции связывают с процессами, протекающими в ЦНС, хотя язык нейрофизиологии обычно не используется. Особая роль отводится движениям органов чувств (глаз, рук, головы), которые, как полагают, несут знание о пространственно-временных параметрах среды (величине, форме, движении, удаленности, локализации воспринимаемого предмета).

Конструктивистский подход фиксирует факт двойственности восприятия, наличии в нем двух корней: один - уходящий в проксимальную стимуляцию, другой - в опыт индивида. Чувственный образ - это констелляция ощущений, организованных посредством пространственно-временных и предметных форм. Однако и констелляции ощущений, и формы их организации берутся, во-первых, как готовые и, во-вторых, как существующие независимо друг от друга. Поэтому их связь всегда оказывается внешней, вторичной. Большие трудности возникают и в собственно гносеологическом плане: полагание сенсорной основы в качестве особой реальности, неадекватной ни объекту восприятия, ни его результату, ставит под сомнение отражательную природу перцепции [Ананьев, 1960; Ломов, 1984; Рубинштейн, 1957]. Проблемность не снимается и в том случае, когда рассматривается смена одного результата восприятия другим. И здесь смежные впечатления берутся как готовые и внешние по отношению друг к другу, их переход связывается с изменением направленности внимания. Тем самым перцептивная динамика сводится к формально-динамическим характеристикам (смещение, локализация, расширение, сужение активной зоны внимания), а в роли механизма восприятия выступают движения органов чувств [Вундт, 1880; Boring, 1942]. Парадокс конструктивистского подхода состоит в том, что, пытаясь объяснить восприятие в его собственных терминах, он обнаруживает основания динамики в других познавательных процессах: мышлении, представлении или внимании.

Возникновение и разрушение гештальтов. С точки зрения гештальт-психологии динамика восприятия обусловлена организацией феноменального (перцептивного) поля [Koffka, 1935; Kohler, 1929; Kohler, 1940; Wertheimer, 1912]. Чувственные данные объединяются в целостные образования -гештальты, подчиняясь законам «прегнантности», «сходства», «общей судьбы» и др.; независимых, или «чистых», ощущений не существует. В любой момент времени элементы феноменального поля стремятся к состоянию равновесия, которое характеризуется простотой, ортоскопичностью, завершенностью и осмысленностью. Предполагается, что принципы организации феноменального поля аналогичны принципам организации физических полей (гравитационного, электромагнитного и др.); этим же принципам подчиняется и организация моторного поля индивида, в частности, сопровождающие перцептивный процесс движения органов чувств. Силы поля, внешние по отношению к содержанию восприятия, порождают, поддерживают, восстанавливают и разрушают гештальт; смена гештальтов (переструктурирование) происходит мгновенно. Динамика восприятия оказывается проявлением игры сил, часто непредсказуемой, но всегда закономерной.

Открыв капитальный факт - внутреннюю организованность восприятия, гештальт психология сосредоточилась на изучении его инвариантной, асин-хронической стороны. Диахроническая, или процессуальная, сторона восприятия была вынесена на второй план (как и предметно-содержательный аспект восприятия). В итоге, интересы исследователей ограничились формальными законами перцептивного поля, имманентными ему и потому неизменными и далее необъяснимыми.

Перцептогенез. Предметное содержание восприятия становится центральным в рамках генетического подхода. Перцептивный процесс открывается здесь как собственное развитие чувственного образа [Ланге, 1893; Никитин, 1985; Flavell, Draguns, 1957: Krugh, Smith, 1970; Sander, 1930]. В своем движении он проходит ряд закономерных фаз и стадий: от глобального и недифференцированного до конкретного и специализированного содержания. Этот процесс характеризуется неравномерностью, гетерохронностью, накоплением и трасформацией результатов предшествующих стадий; в нем осуществляется не только последовательная дифференциация, но и более тесная интеграция компонентов чувственного образа.

Ведущим фактором перцептивного процесса является гипотеза (диспозиция, идея) о содержании предмета восприятия; она организует чувственные данные в целостные структуры и переводит процесс с одной стадии на другую. Переход генезиса одного образа к генезису другого осуществляется посредством переключения внимания, которое непосредственно проявляется в изменении направленности органов чувств. Указанные особенности касаются не только микрогенеза восприятия, который протекает сравнительно быстро (200-600 мс) и почти непроницаем для интроспекции, но и развития восприятия более высокого уровня организации.

Генетический подход непосредственно ставит вопрос об источнике перцептивной динамики, ее средствах, формах и результате. Важными пред-

ставляются идеи цикличности развития, внутренних противоречий образа, перцептивных новообразований, динамики (смены) детерминант восприятия [Ломов, 1984; Flavell, Draguns, 1957].

К сожалению, большинство эмпирических исследований перцептогене-за замыкается в рамках отдельного акта порождения образа, вырванного из контекста активности субъекта, или же ограничивается абстрактными характеристиками развитии. Это сужает возможности генетического метода и требует обращения к процессам иной (по отношению к восприятию) природы. Следствием указанных ограничений является абсолютизация внутренних детерминант развития, например, проксимальная стимуляция рассматривается в качестве внешнего толчка, запускающего автономную программу развертывания чувственного образа.

Восприятие как функция стимуляции. Это представление о восприятии получило распространение в бихевиористски ориентированных исследованиях [Грэхем, 1963; Boring, 1942; Michaels, Carello, 1981]. Основной акцент делается на паттерны проксимальной стимуляции, воздействующие на органы чувств, например, на распределение света у поверхности сетчатки. Тот или иной паттерн связывается с соответствующими изменениями среды (дистальной стимуляцией) или самого индивида и полагается в качестве причины конкретного перцептивного эффекта.

Наиболее глубокой представляется позиция, постулирующая существование упорядоченного потока энергий, в который «погружен» активный реципиент - наблюдатель, слушатель и т. д. [Гибсон, 1988; Gibson, 1966; Johansson, 1950; Johansson, Hofsten, Janson, 1980]. Энергетический поток содержит инвариантные структуры, в которых заключена необходимая информация об окружающей среде и о самом индивиде. Благодаря специализированным детекторам, настроенным на регистрацию инвариант, полезная информация непосредственно становится достоянием индивида. Восприятие как процесс - это поиск и сбор информации, необходимой для организации поведения организма в среде. Поскольку и среда, и живые существа постоянно находятся в движении, постольку воспринимаются не отдельные предметы и их свойства как таковые (и тем более не математические абстракции типа «точки», «линии», «угла» и т. п.), а целостные динамические события: поведение жертвы или партнера по спортивной игре, транспортные потоки на дороге, мимика лица и т. п. Как показывают исследования, кинематика события (в отличие от статики) несет информацию не только об удаленности, величине или форме, но и о каузальных отношениях между предметами, об их функциональных особенностях, т. е. о свойствах более высокого порядка. Динамическое событие - основная единица информации, с которой оперирует активный реципиент. Оно объективно, имеет собственную хроно-структуру, вызывается как изменением окружающей среды, так и активностью индивида (его органов чувств), включено в более широкое событие и само состоит из естественных единиц - более мелких событий.

Данный подход выражает экологическую ориентацию исследований восприятия. Главный акцент ставится на изучении содержательных аспектов

перцепции, подчеркивается роль взаимодействия индивида и среды в организации восприятия, более адекватно раскрывается объект восприятия, в который включается и повседневное окружение, и сам индивид. Вместе с тем собственно психологическая характеристика перцептивного процесса выступает здесь в глобальном, понятийно недифференцированном виде. Чувственная данность как бы непосредственно становится эффектом объективных событий, т. е. с самого начала берется в готовой форме, а ее динамика зеркально отражает сукцессивный порядок сбора информации и, следовательно, преобразования стимульных структур.

Физиологические механизмы восприятия. Чувственный образ и его динамика зависят от процессов, протекающих в органах чувств и ЦНС [Frisby, 1979; Jung, 1972]. Временная цепочка: объект (событие, вещь, свойство) —► проксимальный стимул —> возбуждение органов чувств —► активность соответствующих отделов ЦНС —* перцептивный образ объекта - стала хрестоматийным описанием процесса восприятия. Она может быть более детальной, включать эфферентные звенья, обратные связи, принимать вид системы, однако при любых модификациях этот процесс выражает логику превращения стимуляции в факт нейродинамики, протекая автоматически, независимо от воли и желания воспринимающего субъекта. Возникновение же самого чувственного образа оказывается вырванным из цепи причинно-следственных отношений и потому выглядит загадочным. Строго говоря, восприятие как процесс психический здесь или отсутствует вообще, или берется глобально, недифференцированно. Данный подход строится на интроспективном понимании перцепции [Вундт, 1880] и упирается в неразрешимый вопрос перехода нейрофизиологического явления в психическое [Ломов, 1984].

Чувственный образ действительно опирается на процессы, развертывающиеся в органах чувств и ЦНС, но это не является основанием для их разделения во времени. Скорее это разные выражения одной и той же реальности; чувственный образ имеет собственные закономерности движения и развертывается одновременно с процессами нейродщнамики. Сказанное вовсе не требует отказа от изучения нейрофизиологических основ восприятия, которые имеют солидный экспериментальный и практический фундамент. Речь идет лишь о выборе специфической познавательной позиции, или точки зрения, которая позволила бы объяснить перцептивный процесс психологическими средствами - в понятиях психологической науки. На уровне психологического анализа на передний план выдвигаются не нервные центры, органы чувств или их констелляции, а субъект восприятия, способы его взаимодействия с действительностью, содержание и формы чувственной данности.

Процесс решения задачи. В основе данного представления лежит идея сходства, или родства, перцептивных и мыслительных процессов. Восприятие описывается в виде процесса решения непосредственно-чувственной (зрительной, акустической и т. п.) задачи, завершающегося построением образа действительности [Брунер, 1977; Грегори, 1972; Rock, 1983]. Этот процесс имеет циклический характер и состоит из трех этапов:

1) выдвижения гипотезы (ожидания, прогноза, идеи) о предметном содержании воспринимаемого;

2) сбора информации из окружающей среды;

3) верификации гипотезы путем ее сопоставления с полученной информацией.

Процесс восприятия открывается исследователю как поиск субъектом необходимого элемента или отношения действительности, как движение в поле возможного. Центральное понятие подхода - перцептивная гипотеза -фиксирует предварительную настроенность индивида на определенный класс событий. В реальной жизнедеятельности каждый акт восприятия опирается на более или менее широкий круг гипотез, лишь некоторые из которых получают подтверждение. Гипотезы тесно связаны с прошлым опытом, мотивационными и исполнительными процессами. Перемещениям органов чувств отводится роль верифицируемых высказываний (вопросов) о свойствах среды, которые задаются отражательной системой и подтверждаются (или не подтверждаются) получаемой информацией [МасКау, 1973].

Привлекательность подобного подхода связана с утверждением активного характера восприятия и с его соотнесенностью с личностью. Важными представляются заложенные в нем идеи креативности, непрерывности, иерархичности перцепции. Однако данный подход разработан схематично и нуждается в более детальных теоретических и экспериментальных исследованиях. Главные вопросы, которые пока остаются без ответа, связаны с механизмом формирования и актуализации гипотез, действием аппарата верификации и логикой процесса принятия решения. Играя ключевую роль, перцептивная гипотеза является все же одним из психологических механизмов восприятия действительности.

Прием и переработка информации. В рамках когнитивной психологии (information-processing approache) восприятие рассматривается как процесс приема и переработки чувственной информации [Линдсей, Норман, 1974; Солсо, 1996; Eysenck, Kean, 1995, Gardner, 1974; Haber, 1969; Neisser, 1967]. Восприятие протекает в два этапа. На первом этапе создается «сенсорный слепок» стимуляции, воздействующей на органы чувств, - икониче-ский или эхоический образ. Предполагается, что связь физических характеристик среды и сенсорных впечатлений производится посредством специализированных каналов, или детекторов, настроенных на выделение заданных свойств. На втором этапе происходит распознавание образа, т. е. отнесение его к определенной категории. Оно включает сравнение «слепка» с предметной информацией, хранящейся в долговременной памяти, и выбор наиболее подходящей. На участке «вход-выход» сенсорно-перцептивной системы совершается ряд промежуточных преобразований информации, которые становятся предметом специального исследования. Информационные потоки имеют как центробежную, так и центростремительную направленность, а их взаимодействие придает системе активный характер. Переход от одного чувственного образа к другому связан с необходимостью получения новой информации, что так или иначе обеспечивается перемещениями орга-

нов чувств. Иногда динамика восприятия описывается в терминах кодирования, перекодирования и декодирования сигналов.

Понятие информации имеет для психологии фундаментальное значение [Веккер, 1974; Ганзен, 1974; Eysenck, Kean, 1995]. Оно позволяет непосредственно обращаться к сигнальным свойствам действительности, снимая (вынося за скобки) ее энергетические характеристики. Достоинство информационного подхода состоит в возможности анализа быстротекущих перцептивных актов, выявления операционального состава и микроструктуры восприятия [Зинченко, 1996; Стрелков, 1972]. Снимая жесткие разграничения между ощущением, восприятием, памятью, вниманием, мышлением и воображением, он открывает перспективу изучения познавательных процессов в целом. Вместе с тем информационный подход ограничен изучением восприятия объектов слабой экологической валидности [Гибсон, 1988; Найссер, 1981]; за рамки исследования выводится субъект восприятия, хотя его присутствие проявляются, например, то в принципах организации «пан-демонимума» [Линдсей, Норман, 1974], то в необходимости обращения к гомункулусу [Величковский, 1982]. Нельзя не видеть также, что многочисленные схемы переработки информации, призванные отразить структуру перцептивного процесса, имеют скорее логическую, чем конкретно-психологи-ческую природу, а описываемые операции часто выступают в абстрактной форме и носят по отношению к воспринимаемому содержанию внешний характер. Движение информации выражает процесс функционирования, но не развития. В своей основе данный подход аккумулирует представления нейрофизиологического и конструктивистского подходов, сохраняя недостатки и того и другого. Очевидно, что понятие «информация» сама по себе не ведет к решению собственных проблем психологии восприятия.

Перцептивный цикл. Текущий этап развития психологии связан с постулированием когнитивной структуры (схемы, плана, сценария, карты), позволяющей индивиду собирать и использовать информацию о внешней среде [Марр, 1987; Найссер, 1981; Norman, 1981; Piaget, 1961; Vernon, 1968]. Восприятие понимается как непрерывный циклический процесс, включающий антиципацию необходимой информации, ее выделение из среды, организацию в рамках направляющей схемы и двигательную активность, содействующую получению новой информации. Перцептивные структуры носят обобщенный характер и способны ассимилировать информацию различной модальности. Динамика восприятия рассматривается в контексте реальной жизнедеятельности индивида. Объектом восприятия полагаются целостные динамичные экологически валидные сцены действительности, субъектом -индивид, активно взаимодействующий со средой. Обращение к когнитивным структурам акцентирует содержание и способы организации опыта индивида, роль перцептивного научения и развития. Это снимает, в частности, представление об абстрактной актуальности чувственного восприятия; в любой момент времени оно открывается как единство прошлого, настоящего и будущего. Согласно данному подходу, восприятие имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, оно выступает как движение воспринимаемо-

го содержания. Во-вторых, опосредствовано информационным взаимодействием индивида со средой. В-третьих, этот процесс непрерывен в пространстве и времени, т. е. не начинается «с нуля», приводит к накоплению информации (соответственно к расширению возможностей прогнозирования) и содержит тенденцию развития. В-четвертых, способ организации перцептивного процесса снимает антагонизм элементарного (ощущение) и целостного (гештальт). В-пятых, иерархическая организация перцептивных структур позволяет рассматривать процесс восприятия как многоуровневый.

Понятие схемы связывает моменты организации и развития восприятия и объективно ведет к включению в перцептивный процесс таких образований, как мотивация, гипотеза, оценка [Vernon, 1968; Piaget, 1961; Найссер, 1981; Hochberg, 1974 и др.]. Близким к понятию схемы является понятие конструкта [Келли, 2000; Kelly, 1955], или обобщенного средства интерпретации, прогнозирования, селекции и оценки воспринимаемых событий; процесс восприятия открывается как создание реципиентом адекватной системы конструктов, замкнутых на структуру личности.

Изложенный подход, пожалуй, наиболее полно описывает психологический механизм перцептивного процесса, но само восприятие ограничивается рамками преимущественно познавательной сферы. Определения субъекта и форм его активности оказываются вынесенными вовне и лишенными внутренней связи с восприятием. Это сказывается и на концептуальных построениях; функции субъекта вольно или невольно передаются самим когнитивным структурам [Найссер, 1981].

Восприятие и действие. С точки зрения деятельностного подхода, восприятие рассматривается как формирующаяся при жизни система перцептивных действий [Венгер, 1969; Запорожец, 1967; Запорожец, Венгер, Зинченко, Рузская, 1967; Зинченко, 1997; Леонтьев, 1977]. Эта система «вырастает» из деятельности практической, сохраняет ее принципиальное строение и подчиняется ее предмету. Построение чувственного образа, его проверка и коррекция осуществляются посредством уподобления динамики органов чувств (ощупывание, прослеживание контура, интонирование) параметрам воспринимаемого предмета. Подобно тому, как практическая деятельность человека опосредствуется орудием, перцептивная деятельность опосредствуется общественно выработанной системой эталонов, которые присваиваются индивидом в ходе развития и сенсорного обучения. Перцептивные эталоны обеспечивают обследование элементов действительности, вычленение, классификацию и оценку ее свойств. С развитием индивида и овладением им комплексными эталонами внешнедвигательные компоненты перцептивного действия свертываются, а восприятие (формирование образа) превращается в процесс опознания. Симультанное опознание также производится посредством перцептивных действий, но викарных, использующих более совершенный моторный алфавит [Зинченко, Вергилес, 1969]. Специфика выполняемого действия в конечном счете определяет полноту и адекватность образа.

Деятельностный подход непосредственно связан с идеей культурно-исторического развития восприятия [Выготский, 1996] и выгодно отличает-

ся от «нейрофизиологического» тем, что соотносит перцепцию с субъектом и формами его взаимодействия с миром. Благодаря внешней выраженности процесс восприятия становится доступным объективному наблюдению и регистрации. В русле данного подхода продуктивно изучается зависимость восприятия от характера предметно-практической деятельности человека (в особенности онтогенетический аспект), формирование восприятия под влиянием сенсорного обучения и другие вопросы.

Преобразующая роль активности индивида в процессе восприятия подчеркивается представителями экологического подхода [Гибсон, 1988; Johansson, Hoisten, Janson, 1980;Turvey, 1977 и др.], а также исследователями перцептивного обучения и адаптации [Smith, Smith, 1962; Kohler, 1964; Howard, Templeton, 1966; Rock, 1983 и др.]. По мнению представителей «швейцарской школы», перцептивные действия развертываются внутри восприятия, связывая результаты смежных центраций; при этом в репертуар перцептивных действий включается не только исследование среды, но и транспозиция, перенос, схематизация, отнесение к системе координат и др. [Pia-get, 1961; Франсе, 1978; Wohlwill, 1960 и др.].

Являясь важнейшим условием развертывания чувственного образа, перцептивные действия, однако, не могут заменить его собственных процессуальных характеристик; чувственное отображение действительности имеет особую логику движения. Поэтому и моторика органов чувств уподобляется лишь отдельным свойствам предмета, а изоморфизм предмета и движения на всех этапах онтогенеза носит фрагментарный характер [Запорожец, Вен-гер, Зинченко, Рузская, 1967; Митькин, 1988]. Формируясь в действии, восприятие включается в ето регуляцию, «приспосабливая» само действие к новым или непрерывно меняющимся условиям. Функционально восприятие выступает как более лабильное образование, гибко реагирующее на требования наличной ситуации. Отождествление перцептивного процесса и действия чревато потерей креативного компонента (внутреннего условия развития) перцепции [Пономарев, 1983] и преувеличением роли волевого начала в восприятии [Ломов, 1984]. Нельзя не учитывать также, что в самом изучении деятельности длительное время превалировал «морфологический» аспект (деятельность рассматривалась преимущественно со стороны ее строения), а конкретные взаимосвязи образа и действия до сих пор остаются нераскрытыми.

Восприятие и личность. Восприятие неразрывно связано со структурой и свойствами личности. Это вызывает попытки объяснить перцептивный процесс, исходя из характеристик воспринимающего субъекта, в частности его установки [Бжалава, 1966; Надирашвилн, 1976; Натадзе, 1970; Прангишвили, 1975; Узнадзе, 1966]. Имеется в виду целостное состояние готовности человека, лежащее в основе актов восприятия. Установка организует содержание восприятия и направляет его процесс.

Так или иначе, восприятие обслуживает потребности индивида (в том числе перцептивные). В тех случаях, когда фактор среды выражен слабо или не определен, оно может принимать аутичные формы, регистрируемые с

помощью проективных методов [Соколова, 1980]. Сформулированные представителями «Нового взгляда» [Брунер, 1977; Postman, 1953; McGinnies, 1949 и др.] эмпирические принципы «бдительности», «защиты», «резонанса» и «избирательности» играют в восприятии не менее важную роль, чем гештальтистские принципы «сходства», «симметрии», «общей судьбы», «хорошей конфигурации» или «прегнантности». Принципиальное значение для понимания перцептивной динамики имеет прошлый опыт, который обеспечивает возможность «заглядывания в будущее» [Анохин, 1978], антиципацию изменений индивида, среды и их отношений [Найссер, 1981; Ломов, Сурков, 1980]. Не последнюю роль в эффектах перцептивной динамики играет состояние организма, в частности распределение мышечного тонуса; в определенных пределах сенсорные и тонические (моторные) факторы рассматриваются как динамически эквивалентные [Werner, Wapner, 1952; Клике, 1965].

Обращение исследователя к характеристикам субъекта предоставляет возможность выйти за рамки гносеологического отношения объект-образ, соотнести восприятие с конкретными потребностями, намерениями, прошлым опытом или оценкой [Соколова, 1976; Lewin, 1936]. Понятие установки, в частности, позволяет обнаружить и изучить интегральные свойства перцепции, которые отсутствуют в каждом отдельном акте восприятия или состоянии (фазе) чувственного образа. По-новому ставиться вопрос о связи чувственных и двигательных компонентов восприятия. Вместе с тем собственное движение чувственной данности приобретает здесь внешний характер. Конкретный механизм включения установки в динамику перцептивного образа остается скрытым. Не ясен и способ актуализации (или формирования) перцептивной установки до того, как она начинает «вести» перцептивную динамику.

Теоретико-методологическая характеристика исследований восприятия. Рассмотренные измерения перцептивного процесса разработаны не одинаково и имеют в современной психологической науке разные «веса». Наибольшее распространение получили нейрофизиологический, конструктивистский и информационный подходы, тесно связанные друг с другом. Именно они определяют строй предметных представлений, который называют классическим, или традиционным. Эксплицируем наиболее важные из них.

Субъект и объект восприятия дизъюнктивно разделены и противопоставлены друг другу. В качестве объекта восприятия полагаются непосредственное окружение индивида, дистальная стимуляция, фрагменты или отдельные элементы среды; в качестве субъекта - индивид или сенсорные системы. Взаимосвязь субъекта с объектом носит внешний характер; она выступает как случайная, а ее компоненты рассматриваются как равнозначные и рядоположные. Восприятие превращается в слепой, стихийный процесс.

Жестко разграничены когнитивный и личностный (субъектный) планы восприятия. Следствием этой процедуры является обезличенность процесса и его внешняя связь с действием. Перцептивный процесс оказывается ото-

рванным от потребностей, воли и желаний человека, принимая вид когнитивного автоматизма, который неплохо описывается в терминах логики, математики, физики, лингвистики или информатики.

Чувственный образ представляется как некая готовая структура, существующая независимо относительно других психических образований, вне процесса собственного порождения. Вводится разрыв между:

1) чувственным образом и двигательной активностью субъекта, включая движения органов чувств;

2) процессом восприятия и его результатом;

3) восприятием и другими психическими процессами.

Взятый изолированно перцептивный образ оказывается не способным ни ориентировать субъекта, ни регулировать его действия.

Процесс восприятия рассматривается как отдельный акт, вырванный из контекста жизни индивида. Он каждый раз начинается «с нуля» и завершается построением образа, лишенного будущего. Развитие восприятия становится необъяснимым. Неудивительно, что в качестве механизма перехода одного чувственного образа в другой фигурируют внешние средства: переключение внимания, парасаккадическое подавление, маскировка или движения органов чувств. Дискретность доминирует над непрерывностью и в описаниях самой динамики восприятия, что выражается, например, в акцентуации единиц (блоков, стадий, элементов), а не переходов между ними. Движение, процесс мыслится как последовательная смена воспринимаемых содержаний, т. е. суммативно, наподобие полета зеноновой стрелы.

Восприятие берется в форме функционирования - как процесс, совершающийся в одной плоскости. Он не ведет к порождению нового, не содержит структурных преобразований. Это, по-видимому, и вызывает временные парадоксы восприятия (что возникает раньше: ощущение или значение? элемент или целое? образ или движение? восприятие или внимание? восприятие или установка? и т. п.), фиксирующие противоречивый характер перцептивного процесса, невозможность его теоретической реконструкции на базе лишь одного из противоположных моментов.

Внешне разграничены формально-динамический и содержательный аспекты восприятия; первый превалирует над вторым. Под содержанием восприятия чаще всего имеют в виду его информационные характеристики, под формой - организацию и преобразование чувственной данности в ходе восприятия. Тенденция состоит в том, чтобы изучать перцептивный процесс безотносительно к его содержанию, искать абсолютные средства, или механизмы, восприятия. Поэтому и сам процесс представляется не как движение организованного содержания, а как динамика формы (например, функционального поля зрения) относительно готового содержания. По этой же причине остаются несоотнесенными «масштабы» различных перцептивных процессов, а в качестве меры сопоставления предлагается их абстрактная продолжительность.

Взятые в совокупности, указанные тенденции выражают продуктивный способ мышления, в соответствии с которым онтологическое основание

восприятия (объект, субъект, активность), а также его связи с другими психическими явлениями, берутся как уже данные, сложившиеся. Анализ чувственного впечатления ограничивается его информационным содержанием, которое сопоставляется с внешне понимаемым объектом; соответственно источник изменений ищется либо в среде, либо в самом образе, либо в его внешних зависимостях. Онтологическая база восприятия ограничивается психофизическим и психофизиологическим (в узком понимании) отношениями, причем первое связывается с феноменом восприятия, а второе - с обусловливающими его «механизмами». Вольно или невольно функция объяснения отдается физиологии, логике или информатике; психология же довольствуется описанием собственно явлений (эффектов, феноменов, иллюзий и т. п.). Психологическое содержание процесса выхолащивается, самостоятельность психологии восприятия как области научного знания вызывает сомнения.

Между тем, ни объект восприятия, ни его чувственный образ не даны реципиенту заранее и складываются в самом перцептивном процессе. Включаясь во взаимодействие индивида со средой, субъекта восприятия с объектом, отношение «объект-образ» выступает как динамичное, меняющееся; благодаря этому качеству достигается функциональная гибкость отражения, его сонастроенность действительности. Поэтому корректное описание перцептивного процесса предполагает использование таких схем мышления, которые учитывают развитие и субъекта, и объекта в самом ходе восприятия. Конкретная взаимосвязь объекта и образа, опосредствованная характеристикой субъекта и его познавательной активностью, - единственное, что может противостоять их внешнему обособлению и абсолютизации [Барабанщиков, 2002; Барабанщиков, Носуленко, 2004].

Согласно данным представлениям, переход от одного перцептивного содержания к другому одновременно является и его развитием. На «полюсе» субъекта превращение объекта в образ есть возникновение нового чувственного образа в недрах предшествовавшего. При этом обнаруживается содержательная связь образа не только с объектом, но и с субъектом восприятия. Последний выступает в качестве внутреннего условия существования и развития перцептивного процесса. Для тех подходов, в которых субъект восприятия полагается абстрактно, данная связь либо остается скрытой, либо трактуется как внешняя.

Сформулированная позиция отнюдь не перечеркивает достижений психологии восприятия, которые были сделаны в русле рассмотренных подходов. Как раз наоборот: она опирается на эти достижения, организует их в единое целое и становится основанием их дальнейшего развития.

Описанные подходы и способы анализа перцептивного процесса в своем большинстве не являются антагонистами. Например, стимуляционный и информационный подходы выглядят взаимоисключающими лишь на первый взгляд. Представителей стимуляционного подхода интересует динамика структуры проксимальной стимуляции, представителей же информационного подхода - движение информации по каналам связи; последние начинают

свой анализ с раздражения органов чувств, т. е. с того момента, когда для первых он уже завершен. Представители стимуляционного подхода постулируют активность реципиента, представители информационного - активность самого перцептивного процесса. Единицами анализа у первых выступают динамические события, у вторых - стадии или уровни переработки информации т. д. Но именно потому, что каждый из подходов находит свой собственный предмет, они не только отвергают, но и предполагают друг друга. Существование потоков стимуляции объективно допускает конструктивные преобразования чувственной информации, так же как наличие процессов переработки информации предполагает своеобразие стимульных структур. Практически все рассмотренные подходы так или иначе сочетаются друг с другом, далеко не всегда выступая в своей «чистой культуре». Тенденция к интеграции особенно отчетливо выражена в разработке дея-тельностного и когнитивно-структурного подходов.

Сосуществование разных способов теоретической реконструкции перцептивного процесса - следствие многомерности восприятия. Каждый из них берет изучаемое явление в каком-либо одном измерении (плоскости), приоткрывая его отдельные «виды» (проекции), дает, говоря математическим языком, вырожденное изображение процесса. То, что обычно называют восприятием, включает в себя широкий крут явлений, имеет разные формы протекания и выступает как сложно организованное развивающееся целое.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 487 с.

2. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. - СПб.: Алетейя, 2002. - 512 с.

3. Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. - М.: ИП РАН, 2004. - 480 с.

4. БрунерДж. Психология познания. - М.: Прогресс. 1977. - 412 с.

5. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1. - Л.: ЛГУ, 1974. - 334 с.

6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1982. -336 с.

7. Ветер JI.A. Восприятие и обучение. - М.: Просвещение, 1969. - 365 с.

8. Вундт В. Основания физиологической психологии. - М.: Изд-во H.A. Абрикосова, 1880. - 1038 с.

9. ВыготскийЛ.С. Психология развития как феномен культуры. - М.; Воронеж: АПСН, 1996.-512 с.

10. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. - Л.: ЛГУ, 1974. - 150 с.

И.Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988.-462 с.

12. Грегори Р. Глаз и мозг. - М.: Мир, 1970. - 271 с.

13. Грегори Р. Разумный глаз. - М.: Мир, 1972. - 208 с.

14. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. -М.: Просвещение, 1967. - 323 с.

15. Зинченко В.П. Образ и деятельность. - М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1997. - 608 с.

16. Зинченко В.П., Вергшес Н.Ю. Формирование зрительного образа. - М: МГУ, 1969. -106 с.

17. КеллиДж. Теория личности. Психология личных конструктов. - СПб.: Речь, 2000. -249 с.

18.Клике Ф. Элементы психофизики восприятия пространства. - М.: Прогресс, 1965. 464 с.

19. Ланге Н.Н. Психологические исследования. - Одесса: Новорос. ун-т, 1893. - 432 с.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

21. Линдсей Г., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. - М.: Мир, 1974. - 550 с.

22. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 445 с.

23. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Я. Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980. -279 с.

24. МаррД. Зрение. - М.: Радио и связь, 1987. - 400 с.

25. Митькин А.А. Системная организация зрительных функций. - М.: Наука, 1988. -200 с.

26. Надирашвили Ш.А. Психологическая природа восприятия. - Тбилиси: Мецниереба, 1976. - 255 с.

27. Найссер У. Познание и реальность. - М.: Прогресс, 1981. - 230 с.

28. Никитин М.П. К вопросу об образовании зрительных восприятии // Психологический журнал. - 1985. - № 3, с. 14-21.

29.Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. - М.: Наука, 1983. -205 с.

30. Прангишвили А.С. Психологические исследования. - Тбилиси: Мецниереба, 1975. -317 с.

31. Рок И. Введение в зрительное восприятие. - М.: Педагогика, 1980. Т. 1. - 311 е.; Т. 2. -271 с.

32. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: АН СССР, 1957. - 327 с.

33. Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. - М.: Изд-во МГУ, 1976,- 132 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 174 с.

35. Стрелков Ю.К. Микроструктурный анализ преобразования информации И Эргономика. - 1972. - Вып. 3, с. 12-40.

36. Boring E.G. Sensation and perception in the history of experimental psychology. - N. Y.: Applcton-Century-Crofts, 1942. - 588 p.

37. Eysenck M.W., Keane M.T. Cognitive psychology. - Hove, Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1995. - 542 p.

38. Flavell J.H., Draguns J. A micro genetic approach to perception and thought // Psychol. Bull. - 1957. - Vol. 54, p. 197-217.

39. Frisby J.P. Seeing. - Oxford: Oxford Univ. press, 1979. - 160 p.

40. Gardner W.R. The processing of information and structure. - Potomac: Erlbaum, 1974. -304 p.

41. Gibson J.J. The sensors considered as perceptual systems. Boston: Houghton Mifflin, 1966. 336 p.

42. Haber R.W. (ed.). Information - processing approaches to visual perception. - N. Y.: Wilay, 1969. - 492 p.

43. Helmholtz H. von. A treatise on physiological optics. - N. Y.: Dover, 1962. - 593 p.

44. Hochberg. Higher-order stimuli and interresponse coupling in the perception of the visual world // Perception: Essays in honor of James J. Gibson. - N. Y.: Cornell. Univ. Press. 1974, p. 32-57.

45. Howard L.P., Templeton W.B. Human spatial orientation. -N. Y.: Wiley, 1966. - 328 p.

46. Johanson C, Hojsten C. von, Jansson G. Event perception // Rev. of Psychol. - 1980. -Vol. 31, p. 27-63.

47. Johansson G. Configuration in event perception. - Uppsala: Almquist and Wiksell, 1950. -238 p.

48. Jung R. How do we see with moving eyes? // Bibliotheca of Ophthalmology. - 1972. -Vol. 82, p. 377-395.

49. Koffka K. Principles of gestalt psychology. - N. Y.: Brace, 1935. - 720 p.

50. Kohler 1. The formation and transformation of the perceptual world. - N. Y.: Intern. Univ. Press, 1964. - 183 p.

51. Kohler W. Gestalt psychology. - N. Y.: Liveright, 1929. - 298 p.

52. Krugh U., Smith G. Percept-genetic analysis. - Lund: Gleerup, 1970. - 217 p.

53. Lewin K. Principles of topological psychology. - N. Y.: McGrow-Hill, 1936. - 231 p.

54. MacKay D.M. Visual stability and voluntary eye movements // Handbook of sensory Physiology. - Vol. VII/3. - Berlin; Heidelberg; N. Y.: Springer-Verlag, 1973, p. 307-331.

55. Michaels C.F., Carello C. Direct perception. - Englewood Cliffs (N. J.): Prentice-Hall, 1981.-208 p.

56. Neisser U. Cognitive psychology. - N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1967. - 353 p.

57. Norman D.A. Categorization of action stips // Psychol. Rev. - 1981. - Vol. 88, p. 1-15.

58. Piaget J. The mechanisms of perception. - N. Y.: Basic Books, 1969. - 284 p.

59. Postman L. On the problem of perceptual defense // Psychol. Rev. - 1953. - Vol. 60, p. 298-306.

60. Rock I. The logic of perception. - Cambridge: MIT press, 1983. - 219 p.

61. Sander F. Structures, totality of experience, and gestalt II Psychologies of 1930. -Worcester (Mass.): Clark Univ. press, 1930, p. 188-204.

62. Turvey M.T. Preliminaries to a theory of action with reference to vision // Perceiving, acting and knowing: Toward an ecological psychology. - N. Y.: Eribaum, 1977, p. 211-267.

63. Vernon M.D. Visuai perception. - Cambridge: Cambridge Univ. press, 1937. - 343 p.

64. Wertheimer M. Experimented Studien über das Sehen von Bewe-gung // Ztschr. Psychol. -1912. - Bd. 61, s. 161-265.

65. Witkin H., Gaodenough D. Cognitive style: essence and origins. - N. Y., 1982. - 135 p.

THEORETICAL RECONSTRUCTION OF PERCEPTIVE PROCESS

V.A. BARABANSHCHIKOV

The Laboratory for Systematic Psychological Research Institute of Psychology Russian Academy of Sciences 13, Yaroslavskaya St., Moscow, Russia

The article considers the principal theories of perception, their advantages and disadvantages. The theoretically-methodological characteristic of the research of the perceptive process is given and the prospect of its development is discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.