Научная статья на тему 'Субъект и объект восприятия'

Субъект и объект восприятия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5316
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъект и объект восприятия»

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, Т. VII, № 1

убъект и объект восприятия^

В. А. БАРАБАНЩИКОВ

Психология восприятия имеет многовековую историю и принадлежит к числу наиболее разработанных областей психологической науки, где сконцентрирован огромный фактический материал, сложился внушительный арсенал методов экспериментального исследования, предложены десятки специальных теорий. Вместе с тем в последнее десятилетие эта область все чаще представляется скучной, малоперспективной и узкоакадемической, а относительный объем исследований восприятия монотонно снижается. Данная ситуация обусловлена несколькими обстоятельствами.

Во-первых, интересы современной психологии сместились в сторону проблем личности и ее отношений с миром, потеснив исследования познавательных, в том числе перцептивных процессов. Ближайшая перспектива психологии восприятия связывается с тем, насколько полно и глубоко удастся учесть особенности личности в структуре самого перцептивного процесса. Сделать это весьма не просто, поскольку восприятие и личность рассматриваются как бы в разных системах координат, одна из которых фиксирует интегральные свойства субъекта, а другая - локальные процессы и функции, протекающие где-то «внутри». В результате ^ такой специализации концептуальные схемы, понятия и методы и исследования одной области знания оказываются плохо примени-мыми в другой. X

Во-вторых, до сих пор в качестве объекта восприятия рассмат- х риваются внешние воздействия, слабо связанные с условиями ре- Ч альной жизни человека. Это существенно снижает объяснитель- Я ный потенциал открываемых закономерностей и возможности их д применения на практике, а сама психология восприятия как об- ^

--Ф

1 Данный материал подготовлен в рамках проекта РП1Ф № 05-03- ф 03247а.

S

ласть знания напоминает коллекцию необычных эффектов или иллюзий.

В-третьих, схемы анализа перцепции, разработанные в прошлые десятилетия, оказались сориентированными на результативные формы и плохо схватывающими движение, текучесть. Образующие перцептивного процесса - субъект и объект восприятия, способ их взаимодействия, чувственный образ - изначально рассматриваются как уже данные или сложившиеся образования. Тем самым субъект дизъюнктивно противопоставляется объекту, образ отделяется от других модальностей психики и активности, субъекта, перцептивный акт «вырезается» из контекста жизни человека и исследуется как бы с «нуля» преимущественно в формально-динамическом плане. Даже в тех случаях, когда исследователю удается выделить генетические характеристики процесса2, они рассматриваются вне порождающего основания, безотносительно к своим предпосылкам и последующей «судьбе», как нечто имеющее самостоятельное значение. Все это приводит к тому, что используемый понятийный аппарат плохо соответствует природе изучаемого явления, а познание фиксирует лишь поверхностный слой его организации. По отношению и к своему источнику, и к своему продукту перцептивный процесс оказывается внешним, а его течение во времени неопределенным.

В-четвертых, психология восприятия в ходе бурного предшествующего развития оказалась настолько дробной, что начала терять целостность и непосредственную связь с фундаментальными проблемами науки. Сегодня можно встретить десятки определений перцепции, подчеркивающих ту ли иную ее особенность. Так, процесс восприятия отождествляется с динамикой решения перцептивной задачи3, приемом и переработкой информации4, развитием перцептивного образа5, действием6 и т.п. Единый процесс оказался расколотым на множество частей, сторон, аспектов, каждый из которых предстает в качестве равноправного референта.

" Например, последовательность стадий формирования зрительного и образа (см.: Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1. Л., 1974; Кги§Ь и.,

X

Smith G. Percept-genetic analysis. Lund, 1970).

U 3 См.: Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: Фе-

номенология и эксперимент. Т. 2. Душанбе, 1973. С. 8-98; Рок И. Ввсде-ние в зрительное восприятие. Т. 1-2. М., 1980. П5 4 См.: Gardner W.R. The processing of information and structure.

Potomac, 1974; Neisser U. Cognitive psychology. N.Y., 1967. C; 5 См.: Flavell J.H., Draguns J. A microgenetic approach to perception and

Ф thought // Psychological Bulletin. 1957. V. 54. P. 197-217; Krugh U„ Smith gj G. Percept-genetic analysis.

6 См.: Зинченко В.П. Образ и деятельность. М., Воронеж, 1997.

jp^

Налицо явное противоречие между целостно-динамической природой чувственного восприятия и аспектно-результативным способом ее познания.

Описанная ситуация предъявляет к современным исследовани-ям восприятия ряд методологических требований, которых мы стараемся придерживаться в своих работах7:

• акцентуация процессуального строя перцептивных явлений. Во главу угла ставится не организация и функционирование феноменов восприятия, а логика их порождения и развития;

• усиление того аспекта исследований, который ведет к объединению психологического знания о восприятии. Прежде всего, это связано с анализом субъекта восприятия, который выполняет роль стержня или интегратора различных проявлений психики; <

• внимание к «экологичности» объекта восприятия, т.е. совокупности реальных обстоятельств жизни человека, обусловливающих перцептивный процесс. ¡(

Реализация этих регулятивов подводит к видоизменению самого предмета изучения. Главным становится не отдельный феномен ||| восприятия (его аспект или сторона) и не «восприятие вообще» (его абстрактно-всеобщая форма), а событие, реализующее специфическую связь индивида со средой, человека с миром. Субъект и объект восприятия оказываются полярностями одного и того же фрагмента бытия, включающего перцептивные явления вместе с условиями их существования и развития. Перцептивное событие ||| имеет собственный онтологический статус, организовано в про- ||| странстве и времени, внутренне дифференцировано, включено в цепь других событий и может быть рассмотрено в различных системах координат. Гносеологическому отношению «объект-образ», которое традиционно исследуется психологией восприятия, отводится роль звена более широкого порождающего целого. В этом контексте особое значение приобретают две реальности: субъект и объект восприятия.

Чаще всего перцептивный процесс рассматривается так, как если бы воспринимающий представлял собой сложно устроенный регистрирующий прибор, а объект восприятия - воздействующий на него внешний агенгь. Подавляющее большинство эксперимен- О

7 См.: Барабанщиков В.А. Окуломоторные структуры восприятия. М.,

X

>■

X и

1997; его же. Восприятие и событие. СПб., 2002; Барабанщиков В.А., X Нос^ленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М., 2004.

См.: Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982; Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л., 1985; Логвиненко А.Д. Чувст- «¡¡» венные основы восприятия пространства. М., 1985; Марр Д. Зрение. М., Л 1987; Frisby J.P. Seeing. Oxford, 1979; Gardner W.R. The processing of ^ information and structure; Kaufman L. Sight and mind: An introduction to jj visual perception. N.Y., 1974. ,-3?...

Налицо явное противоречие между целостно-динамической природой чувственного восприятия и аспектно-результативным способом ее познания.

Описанная ситуация предъявляет к современным исследованиям восприятия ряд методологических требований, которых мы стараемся придерживаться в своих работах7:

• акцентуация процессуального строя перцептивных явлений. Во главу угла ставится не организация и функционирование феноменов восприятия, а логика их порождения и развития;

• усиление того аспекта исследований, который ведет к объединению психологического знания о восприятии. Прежде всего, это связано с анализом субъекта восприятия, который выполняет роль стержня или интегратора различных проявлений психики;

• внимание к «экологичности» объекта восприятия, т.е. совокупности реальных обстоятельств жизни человека, обусловливающих перцептивный процесс.

Реализация этих регулятивов подводит к видоизменению самого предмета изучения. Главным становится не отдельный феномен восприятия (его аспект или сторона) и не «восприятие вообще» (его абстрактно-всеобщая форма), а событие, реализующее специфическую связь индивида со средой, человека с миром. Субъект и объект восприятия оказываются полярностями одного и того же фрагмента бытия, включающего перцептивные явления вместе с условиями их существования и развития. Перцептивное событие имеет собственный онтологический статус, организовано в пространстве и времени, внутренне дифференцировано, включено в цепь других событий и может быть рассмотрено в различных системах координат. Гносеологическому отношению «объект-образ», которое традиционно исследуется психологией восприятия, отводится роль звена более широкого порождающего целого. В этом контексте особое значение приобретают две реальности: субъект и объект восприятия.

Чаще всего перцептивный процесс рассматривается так, как если бы воспринимающий представлял собой сложно устроенный регистрирующий прибор, а объект восприятия - воздействующий на него внешний агент . Подавляющее большинство эксиеримен- и

7 X

См.: Барабанщиков В.А. Окуломоторные структуры восприятия. М., у 1997; его же. Восприятие и событие. СПб., 2002; Барабанщиков В.А., X

Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М., 2004.

Ч

См.: Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., К 1982; Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л., 1985; Логвинснко А.Д. Чувст-

венные основы восприятия пространства. М., 1985; Марр Д. Зрение. М., 41

1987; Frisby J.P. Seeing. Oxford, 1979; Gardner W.R. The processing of Jjj

information and structure; Kaufman L. Sight and mind: An introduction to ¡g

visual perception. N.Y., 1974. ^L

физическую, биологическую и социальную системы9. В каждой из s j., них субъект восприятия обнажает ряд качеств и свойств, от-* ' крываясь исследователю с особой стороны.

В физической системе отношений субъект выступает как телесное существо, «погруженное» в вещно-оформленную абиоти-ческую среду. Подобно другим телам, субъект восприятия имеет jg, массу, плотность, величину (рост), центр тяжести, обладает noil«'"« тенциальной и кинетической энергией, которые становятся мерой

И

«' <<

чувственно представленных свойств и отношении дсиствитель-ности.

В рамках биологической системы отношений субъект восприятия выступает как организм, реализующий наряду с обменными, трофическими и другими жизненными процессами ориентировочную и регуляторную функции. Развертывающиеся здесь аффе-рентно-эффсрентные процессы подчинены законам физиологии и на уровне психологических феноменов оказываются снятыми.

Выступая как организм, субъект восприятия демонстрирует еще одно важное свойство - потребность в определенных условиях жизни. Действительность, мир открывается живому существу не в форме предметов созерцания, а в форме предметов потребностей и действий. Отнесенность к потребностям становится критерием значимости (полезности или вреда) элементов среды. Она перестает быть однородной и индифферентной, а субъект приобретает направленность, которая проявляется в избирательности и анизотропности чувственных данных.

Находясь в потоке разнообразных воздействий среды, индивид не только не теряется, но и строит свое поведение, соизмеряя его со свойствами окружающей действительности. Это предполагает наличие «механизмов» поиска, выбора и использования полезной информации. К подобным «механизмам» относятся потребность в информации, средства и способы се получения, организация чувственных данных в компактное целое, прогнозирование возможных изменений среды и др. По существу это - психологические образующие перцептивного процесса, его мотивационные (кона-

и тивные), когнитивные диспозиционные и операциональные ком-поненты. Важно иметь в виду, что процесс восприятия захватывает не только сенсорные или двигательные системы, но и состояние индивида в целом10.

X <0

9 См.: Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984; Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. Человек и мир.

£

с СПб., 2003

in

ф См.: Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000; Узнадзе Д.Н.

Психологические исследования. М., 1966; Надирашвили Ш.А. Психоло-

["¡¡¡^ гическая природа восприятия. Тбилиси, 1976.

v

¡на

функций, при котором возникает новое качество, отсутствующее в каждой из них;

• двуплановость - возможность дифференциации в рамках одного и того же целого внешнего (телесная организация, состояние сенсорных систем, поведение) и внутреннего (организация пер-цептивных процессов, чувственный опыт, способности) планов; один проявляется через другой, выражая их тесную взаимосвязь, единство.

Наиболее важное качество человека как субъекта заключено в его способности распоряжаться собственными ресурсами и благодаря этому строить отношения с действительностью, миром. Эта инстанция позволяет осуществлять выбор, ставить цели, принимать или отвергать задачи, соотносить предметы и события, но при этом сама всегда остается «за кадром», растворяясь в образе,

!

переживании или действии. I

'I

Реализуя широкий спектр отношений индивида со средой, че- ),>1(| ловека с миром, субъект восприятия выступает как сложное мно- ™ гомерное целое, включающее в себя разнообразные качества и свойства: от задатков (например, порогов сенсорной чувствительности) и способностей восприятия (например, оценки пропорций или глазомера) до направленности личности (в частности, склонности к художественному восприятию действительности) и черт характера (восприимчивости к определенной информации, наблюдательности и т.п.). Каждое из них, в свою очередь, является многокомпонентным целым - функциональной подсистемой или органом субъекта. Вместе с чувственным опытом (образами, перцептивными навыками, умениями и привычками) они образуют потенциал и ресурсы восприятия человеком действительности, его «перцептивную компетентность».

Субъект играет роль внутренней предпосылки перцептивного процесса; сам же процесс открывается как реализация потенциала и ресурсов субъекта восприятия. Поскольку перцептивные задатки, способности, направленность и черты личности проявляются и развиваются в ходе восприятия, его формирование и развитие не может быть сведено к получению, накоплению и организации чув- ^ ственных данных. Этот процесс захватывает и мотивационную, и х операциональную, и когнитивную стороны восприятия. К сожале- ^ нию, на сегодняшний день потенциальный план чувственного Ч восприятия изучен очень слабо. Чаще всего он выносится «за Л скобки», а исследователь ограничивается сопоставлением перцеп- д»

X и

тивного содержания с характеристиками объекта. ^

Содержательная характеристика субъекта восприятия мо- Ф

жет быть выведена из анализа конкретных сфер или уровней ор- Щ ганизации бытия. К базовым сферам бытия человека относят

Хотя в разных сферах бытия «высвечиваются» различные ха-) рактеристики субъекта восприятия, это качества и свойства одного . • и того же целого; несмотря на различие модальностей, они пред-5 полагают и взаимоопосредствуют друг друга. Телесность, орга-

¡р низмичность и социальность субъекта восприятия едины. Дейст-!«' вительность изначального включается в характеристику субъекта й< восприятия, причем не только в виде отображенного содержания, > , но и как состояние субъекта, форма его активности и сфера кон-, 5 троля. При этом пространство субъекта восприятия не ограничи-; '' вается его «телесной оболочкой», а время - текущим моментом; человек как субъект выходит за свои пределы, проникая через установившиеся связи и отношения в окружающий его мир.

В каждой из перечисленных систем бытия субъект занимает уникальную позицию. Действительность воспринимается им в определенном ракурсе, с некоторой «точки зрения». Пожалуй, только в физической системе отношений (и то условно) позиция субъекта восприятия может быть описана в виде математической точки, как, например, в случае построения проекционного изображения вещи на сетчатке глаза13. В рамках биологической системы это всегда некоторая область возможных расположений глаз и головы, допускающая получение необходимой информации. В социальной же системе отношений позиция субъекта конституируется принимаемыми им ценностями, аттитьюдами, ролью в группе и чаще всего носит квазипространственный характер14. В ходе восприятия содержательные проекции «точки зрения» как бы накладываются друг на друга, сливаясь в единое целое, как сливаются пространственные характеристики поверхностей и функции предметов или же внешний вид и роли общающихся людей. «Точка зрения» - не столько морфологическое, сколько функциональное образование, которое может иметь не только реальный, но и виртуальный характер15.

Таким образом, субъект выражает узловой пункт организации бытия, центр его возмущения или перестройки. Он не отделен и не противостоит воспринимаемому миру, как кажется обыденному сознанию. Человек изначально погружен в этот мир и оказывается £ условием его существования и развития. Все, что мы видим, слы-¡¿, шим, ощущаем, воплощается в наших действиях, актах общения * или поведения, жизненном пути и, в свою очередь, определяется X ими. Вплетаясь в ткань реальной жизни, восприятие само высту-Е£ пает как феномен жизни, задающий ее течение и смысл.

13 См.: Kilpatrick F.P. (Ed.). Explorations in transactional psychology. N.Y., 1961.

14 См.: Росс JI., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 1999. Jq 15 См.: Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия простран-

ства.

Взаимоотношения организма со средой касаются всех уровней организации жизни, включая популяционно-видовой, биоценоти-ческий и биосферный, и требуют от индивида соответствующих форм поведения. Поэтому в рамках биологических отношений субъекту восприятия открывается не механика физических тел и не потоки энергии, в которые он постоянно погружается, а пронизанный функциональными связями мир природных, экологических событий, непременным участником которых становится он сам.

В рамках социальной системы субъект предстает как воспринимающая мир личность. Здесь появляется еще один принципиальный момент: отношения между людьми. Социальная система формирует такие свойства субъекта восприятия, как направленность, способности, характер, и определяет собственно человеческие способы его взаимоотношений с действительностью (деятельность, общение, игру и др.)". Исключительного развития достигает коммуникативная функция, а взаимодействие человека с миром подчиняется законам общественной жизни. Восприятие мира опосредствуется знаковыми системами, деятельностью, культурой в целом и включает в себя символическое содержание. Особое значение начинают играть не столько поиск и прием полезной информации, сколько ее интерпретация - включение в смысловые контексты или семантические поля воспринимающего12. Перцептивные потребности и способы их удовлетворения наполняются социальным содержанием, усиливается волевой компонент, чувственный образ становится осознаваемым, появляется ценностная составляющая восприятия, нравственно-этический и эстетический моменты. Наконец, принимая ценности, нормы и интересы референтной группы, индивид воспринимает и себя, и мир «глазами» коллективного субъекта. На уровне социальной перцепции природный пласт ее организации оказывается снятым. Чувственное восприятие человека представляется как результат его исторического развития, влияния социокультурных детерминант. Вопрос о том, как социальное и культурно-историческое входит в содержание чувственного восприятия и определяет его течение, оказывается не менее значимым, чем вопрос о механиз- и мах превращения энергетического воздействия на органы чувств в

«факт сознания».

!

X и X

et

11 См.: Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1983; Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на- ig

Дону, 1999.

См.: Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики р М., 1999; Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999; Петренко В.Ф. Ф Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм т презентации в обыденном сознании. М., 1983.

Из сказанного следует, что границы восприятия размыты. Оно вбирает в себя все другие модальности психики, распространяя на них свое влияние. В этом смысле восприятие голографично. Целое, заключенное в своей части, обладает двумя удивительными свойствами: подчинено основной функции (непосредственной ориентировке в действительности) и открыто любым модальностям и отправлениям психики. Это позволяет ему выполнять роль связующего звена между феноменом восприятия и его жизненной основой, с одной стороны, между восприятием и остальными психическими явлениями - с другой, между восприятием и фермами активности человека - с третьей. Рассматриваемое целое выражает совокупность внутренних условий восприятия, взятых в их естественной взаимосвязи и взаимоотношении. Чувственная данность как бы упакована в многокачественный элемент опыта, благодаря которому в каждый момент времени человек ориентируется и в мире, и в себе самом.

Перенос познавательных акцентов с феноменов восприятия на его субъект вводит в психологическое исследование ряд принци- ■,„.,. пиальных моментов: g'j¡

1) процесс восприятия «приобретает лицо», становится личностным (альтернатива изучению восприятия как абстрактной функции);

2) в содержание объекта восприятия включается весь спектр реальных событий действительности, как природных, так и социальных (альтернатива эмпирическому (абстрактно-логическому) объекту восприятия: телу, пространству, времени, движению);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) вводится объективный посредник феноменов восприятия и воспринимаемой действительности, обусловливающий возможность объективного исследования перцепции (альтернатива феноменологическому и бихевиориальному подходам);

4) восприятие рассматривается в системе других психических явлений (альтернатива изучению психических процессов в их изолированности друг от друга);

5) самое восприятие выступает как многомерное, многоуровневое, развивающееся целое (альтернатива механистическому подходу, с одной стороны, и холистскому - с другой);

6) основной формой детерминации перцептивных явлений X становится системный детерминизм (Ломов), наиболее полно pea- и лизующий диалектику внешнего и внутреннего (Рубинштейн) в восприятии (альтернатива причинно-следственным отношениям О лапласового детерминизма);

7) утверждается единство восприятия и поведения (деятельности,, общения, игры) человека (альтернатива противопоставлению восприятия другим формам активности); X

8) открывается возможность установления тесных внутри- и е; междисциплинарных связей психологии восприятия как относи- Ф тельно самостоятельной области научного знания (альтернатива щ узкодисциплинарному исследованию); [üj

X

X Ч

К го

5 Зак. 616

65

ри

V

9) выявляемые закономерности восприятия с самого начала !>j:j: оказываются экологически и социально, в том числе профессио-*ä|> нально, валидными (альтернатива практической беспомощности Т>" абстрактно-академических изысканий).

' ! Общей перспективой движения по намеченному пути является

разработка теории, методов и прикладных процедур конкретной 'j ; психологии восприятия, в центре внимания которой оказывается перцепция как акт бытия человека, событие его жизни.

Объект восприятия

Высказанная позиция предполагает соответствующее представление об объекте восприятия, в качестве которого выступает система обстоятельств, воздействующих на органы чувств. Это не просто объективная действительность или ее отдельные элементы (материальные процессы, вещи и их свойства), а объективная действительность, взятая в определенном отношении к воспринимающему ее человеку и включающая его в качестве одного из своих компонентов. Объект восприятия - это функциональное образование, проявляющееся сквозь призму активности субъекта.

Речь идет о форме единства индивида и среды, которая неплохо описывается в терминах «ситуации»16, «жизненного пространства» или «мира»17. Ситуация характеризует способ объединения разнонаправленных «сил» и потенций в некоторое целое, в котором цементирующая роль и инициатива принадлежат индивиду. Это - его ситуация (мир), а не ситуация (мир) вообще. Объект-ситуация изначально противоречив и парадоксален: он включает в себя воспринимающего и одновременно противостоит ему, как нечто внешнее. Осуществляя восприятие, субъект конструирует свое бытие, одновременно подчиняясь ему. Соответственно объект восприятия оказывается и детерминантой (вернее, системой детерминант), и результатом активности субъекта.

Согласно определениям объект восприятия не может быть отождествлен ни со средой в целом, ни с ее отдельным элементом (безразлично - стабильным или движущимся, значимым или не-очз значимым), ни со стимуляцией (хотя, конечно, предполагает ее). J Объект-ситуация - главная альтернатива объекту-элементу (вещи, W ее характеристикам), восприятие которого принято изучать. Объ-jg ект выражает не просто обстоятельства, в которых оказывается

индивид, а пространство его отношений в действительности. щ Объект предоставляет индивиду определенные возможности

W -

® 16 См.: Magnusson D., Alien V.L. An interactional perspective for human

Л development // Human development: An interactional perspective. N.Y., 1985.

С P. 281-299; Tomaszewski T. (Ed.). Psychologia. Warszava, 1975.

J 17 См.: Голд Дж. Психология и география: основы поведенческой гео-

jg графии. М., 1990; Uexküll J. A stroll through the worlds of animals and men

[ii // Instinctive behavior. N.Y., 1957. P. 5-80.

(материал, цели, пути) восприятия и накладывает на его активность определенные ограничения. По-своему он тоже активен. В этом смысле можно говорить о потенциале объекта-ситуации, формирующем течение перцептивного процесса. Полезность или опасность ситуации, степень привлекательности возможных событий, их эффективность, оценка другими, привычка и т.п. запускают или преобразуют мотивационный процесс, направляя восприятие по некоторому результирующему руслу. Конституирующая роль объекта в восприятии действительности проявляется, например, в феноменах полевого поведения, предоставлениях (аГГогёапсев) среды (Гибсон) или эффектах группового давления (Росс, Нисбетт).

Элементами, на основе которых строится объект и которые в совокупности составляют его содержание, становятся различные материальные образования (события, вещи, их свойства), обладающие массой, объемом, плотностью, температурой, длительностью, формой, изменяющиеся в пространстве и времени, имеющие определенный химический состав, по-разному расположенные, ¡¡| взаимодействующие друг с другом, содержащие различные возможности репрезентации и действия. Роли этих элементов и их значения для индивида (валентности) неодинаковы и зависят от его потребности, намерения, цели, установки. Включаясь в целое -ситуацию, они обретают новые качества и становятся активными факторами (детерминантами) восприятия. ||

В ситуации всегда можно выделить два ключевых звена: самого индивида и предмет его восприятия.

Позиция индивида, его ориентация в среде, температура, масса и другие свойства, включая социальную роль и статус, являются точкой отсчета, или началом, многомерной системы координат объекта восприятия. Относительно субъекта то или иное событие локализуется справа или слева, спереди или сзади, ближе или дальше, в собственном организме, на его поверхности или вне его, воспринимается раньше или позже, оценивается как яркое или X тусклое, неподвижное или движущееся, горячее или холодное, и мягкое или плотное. Границы объекта восприятия определяются ^ ресурсами субъекта восприятия и характером выполняемой задачи. ^

Воспринимается прежде всего то, что влияет на жизнедеятель- В! ность индивида. Человек не может непосредственно слышать в ультразвук или ощущать температуру 100° С, потому что в реальной жизни такие задачи ему не ставятся. Если же они будут поставлены (природой или самим человеком), то, по крайней мере ф частично, ее решение будет возможным. В ходе онтогенеза и про- Щ фессионализации человека функциональный диапазон сенсорной [йй|

•Ч,

I ш

1II

Ш

Я X

л ц

чувствительности может существенно измениться (расшириться, сузиться, сместиться), а сама перцептивная способность получить исключительное развитие.

Многообразие сфер бытия порождает разнообразие сторон и типов объекта восприятия. В физической системе отношений это организация абиотических событий. Биологическая система координат вводит в объект события жизни, участником которых оказывается индивид. Наконец, социальная система бытия обнажает пространство взаимоотношений между людьми; в содержание объекта восприятия включается поведение людей, их состояния, роли, позиции в обществе, культурные традиции и др.

Элементы ситуации, их свойства и отношения, непосредственно отвечающие текущей потребности или намерению субъекта, образуют актуальный предмет восприятия; это функциональный центр объекта, компонент (свойство, отношение), получивший мотивационное значение и возможность так или иначе влиять на взаимодействие индивида со средой, человека с миром. Предмет восприятия противопоставлен остальным элементам ситуации, которые потенциально отвечают иным потребностям, образуя функциональную периферию (контекст восприятия или фон). Центр и периферия не связаны жесткими отношениями и в процессе взаимодействия индивида со средой переходят друг в друга.

Подчеркнем, что объект восприятия конституируется не только физическими, географическими или экологическими особенностями среды, но и социокультурными детерминантами - нормами, правилами, ролями, допускающими возможность «драматургического» описания18. Ведущими факторами объекта-ситуации являются намерения и цели субъекта. Они определяют тип ситуации, ее структуру, предмет восприятия и стратегию активности. Наряду со сложностью и ясностью к наиболее важным структурным характеристикам объекта относят его значимость для воспринимающего и силу заложенных «поощрений» и «наказаний»19. Целостной единицей анализа объекта восприятия выступает эпизод или относительно завершенный фрагмент жизненной ситуации, который, в свою очередь, может быть дифференцирован на более мелкие единицы - события20.

18 См.: Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

19 См.: Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация.

20 См.: Барабанщиков В.А., Мебель Л,Г. Ситуационный подход к исследованию психики и поведения человека // Системные исследования в общей и прикладной психологии. Набережные Челны, 2000. С. Э4-69.

Вектор, соединяющий позиции субъекта и предмета восприятия, задает объективную направленность взаимодействия индивида со средой, субъекта восприятия с объектом.

Объект-ситуация отличается не только целостностью, но и динамикой, развитием. Это система обстоятельств, развертывающаяся во времени, т.е. имеющая начало, кульминацию и конец. Объект восприятия никогда не дается заранее. Побуждая и направляя активность субъекта, он сам преобразуется под ее влиянием. Изменение состояния, позиции или ориентации индивида в среде меняет их соотношение, а следовательно, и объект восприятия. В силу интерактивной природы объекта-ситуации до завершения перцептивного акта он остается неопределенным, как, впрочем, и субъект восприятия.

Поскольку факт перцептивной потребности указывает на не- Ь достаток или отсутствие чего-то, что должно быть чувственно от- ||§ ражено, объект восприятия несет момент проблемное™ и по своей структуре подобен задаче. Это означает, что в нем некоторым образом дифференцируется данное, или наличное, положение вещей и искомое - предмет перцептивной потребности, который имплицитно содержится в данном. В результате решения перцептивной задачи устанавливается новое соотношение индивида со средой, ведущее к удовлетворению исходной потребности. Решение перцептивной задачи означает преодоление индивидом информационной избыточности среды, снятие ее неопределенности.

Резюмируя, отметим, что объект восприятия - это уникальная система обстоятельств, сконцентрированных и увязанных на индивиде в некоторый момент времени. Здесь сфокусировано действие сил, интересов, напряжений, позиций, ролей, разрешение которых предполагает самостоятельную логику движения. Объект-ситуация выступает как источник чувственного содержания и одновременно как поле отношений и активности человека. Объект «предлагает» индивиду возможные цели, пути и способы воспри-

ятия, как бы подталкивая его к тому или иному решению. Однако X принятие решения становится уделом субъекта восприятия, его и

X

выбором. В объекте-ситуации заложена возможность и его чувственного восприятия, и отношения к нему, и его изменения; вне ^ перцептивного процесса объект восприятия не существует.

Проблема объекта восприятия не столь проста, как это мо- (X жет показаться на первый взгляд. Традиционное эмпирическое

представление объекта в качестве элемента среды, независимого ^

от субъекта, произвольно выделяемого и описываемого исследо- ф

вателем, отражает неизжитые традиции сенсуализма и ело- Щ

жившуюся практику организации психологического эксперимен- [■■(

та. Проблемность объекта сводится к тому, чтобы подобрать подходящий для исследования элемент среды, описать его в объективированной форме, предъявить испытуемому и зафиксировать его ответы. При таком подходе действительный процесс восприятия изначально выхолащивается. На теоретическом уровне анализа исследователь получает абстракции и субъекта, и объекта, пытаясь установить между ними якобы естественную (конкретно-практическую, жизненную) связь в виде «механизмов восприятия» формы, величины, движения и т.п. В силу применяемых процедур реальный, чувствующий индивид с самого начала отрывается от условий своего существования и развития, и никакие логические ухищрения в дальнейшем не способны обеспечить их внутреннего единства. Абстрактно-результативное по-лагание субъекта и объекта восприятия становится основанием того, что знания, представления, установки самого исследователя невольно приписываются объекту восприятия и сопоставляются с чувственным содержаниел* изучаемого субъекта. Теоретическое изображение процесса восприятия приобретает виртуальный характер, лишь отдаленно напоминая действительность.

Мало что меняется и в том случае, когда объект-элемент рассматривается в терминах стимуляции: анализ перцептивного процесса переводится на язык нейрональной активности либо сигналов среды и ответов на них. Способ же эмпирического (абстрактного) представления процесса восприятия полностью сохраняется.

Проблема объекта восприятия неоднократно формулировалась в психологической науке. Общее направление ее решения связывается со все более полным включением в содержание объекта как воспринимающего индивида, так и разнородных обстоятельств его жизни и деятельности (не только физических и экологических, но и социокультурных). Взятые в совокупности *< ни выступают как относительно самостоятельное развивающееся целое - объект-ситуация, вне анализа которого трудно установить действительное X' содержание восприятия, дать адекватную характеристику субъек-и ту и формам его активности. С этой точки зрения эмпирический объект соответствует предмету восприятия, рассмотренному без ^ учета его происхождения (генезиса) и того целого (его содержа-Ч ния, структуры, норм, требований и т.п.), к которому он принад-0? лежит; организация и логика развития ситуации здесь не учиты-2 ваются.

^ Анализ объекта-ситуации ведет к постановке принципиально

ф новых проблем и появлению постклассических теорий воспри-ф ятия. При этом могут выделяться и разрабатываться совершенно Н разные аспекты или срезы объекта, безотносительно к степени

экспликации самого онтологического основания. Если, например, Дж. Гибсон концентрирует внимание на инвариантах распределения света относительно поверхности элементов ситуации, их взаиморасположении и изменении, то А.И. Миракян пытается сформулировать природные основания организации и развития объекта восприятия как такового. Представление об объекте-ситуации прослеживается и в когнитивной психологии, но уже в терминах «внутренних переменных»: перцептивной схемы, карты, сценария или плана (Найссер).

Понятый как ситуация объект выступает в виде констелляции разнородных событий, совершающихся в ходе восприятия. Они выполняют функции причин и следствий, внешних и внутренних условий, предпосылок и опосредствующих звеньев (Ломов), их отношения исключительно подвижны, а совместное движение носит направленный характер. Восприятие ситуации также включается в объект в качестве внутренней детерминанты перцептивного процесса (самодетерминации). Поэтому до его завершения опре- |||ч делить объект-ситуацию в полном объеме невозможно. Соответ-ственно, центром эмпирического исследования оказывается не ¡|'м влияние отдельных переменных, а динамическая структура детерминант (средовых, диспозиционных, интерактивных), порождающая целостный перцептивный процесс и так или иначе учитывающая его текущее состояние.

Обращение к объекту-ситуации позволяет рассмотреть весь спектр информационного наполнения восприятия, идущего от особенностей как среды, так и индивида, взятых в их динамике. Со стороны своего содержания объект восприятия открывается как междисциплинарный, описываемый в терминах физики, химии, географии, биологии, экологии, физиологии, общей психологии, микросоциологии, социальной психологии и других наук.

Перспектива анализа объекта восприятия как ситуации заключается в возможности сблизить организацию процедур лабораторного исследования с реальными способами жизни и деятельности X человека не только в физическом, но и в экологическом, социаль- и ном и культурном отношениях. Практическая полезность подоб-ного подхода обнаруживается при решении задач профотбора, ^ профессионального обучения, оптимизации деятельности, коррек- Ц ции отклоняющегося поведения, организации взаимоотношений щ человека с другими людьми. Очевидно, что для сохранения ва- § лидности результатов лабораторный эксперимент должен воспро- |2 изводить основные образующие, структуру и развитие реальной ф ситуации, представляющей самостоятельный и весьма непростои щ предмет исследования. [йй|

Завершая рассмотрение поднятых проблем, отметим, что онтологически восприятие выступает как подвижная молярная единица (событие), вписанная в контекст жизни человека. Архитектоника события охватывает три плана: 1) собственно феномен воспри-, ятия; 2) преобразованную форму психики, в которую он включен, ||;р и 3) структурное основание, обеспечивающее их существование || (субъект восприятия, его объект и способы их взаимосвязи). В си-|pi лу целостной природы перцептивных явлений их нельзя свести ни к отдельным характеристикам, например, к образу, переживанию или действию, ни к внешнему объединению этих характеристик. Своеобразие онтологического подхода заключается в том, что Ш восприятие рассматривается не просто как данность в ее отношении к действительности (гносеологический подход), а как данность действительности в единстве внешних и внутренних условий ее существования. В этом случае восприятие оказывается формой и проявления и порождения бытия; открывается возможность объективного исследования, формирования и коррекции перцептивного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.