Научная статья на тему 'Теоретические положения программы «Уроки мультипликации» по формированию нравственных качеств старших дошкольников через вариативные формы работы с детьми и родителями'

Теоретические положения программы «Уроки мультипликации» по формированию нравственных качеств старших дошкольников через вариативные формы работы с детьми и родителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1185
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ / ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ / PEDAGOGUE''S COMMON ACTIVITY WITH CHILDREN / MORAL DEVELOPMENT / MORAL TRAITS / VARIANT FORMS OF WORKING WITH CHILDREN AND PARENTS / WATCHING CARTOONS AND DISCUSSING THEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гундорова Ирина Викторовна

Трудности семьи в решении проблем нравственного воспитания детей, значимость телевидения в жизни ребенка, инновационные преобразования в сфере дошкольного образования вызвали необходимость разработки программы по формированию нравственных качеств старших дошкольников через вариативные формы работы с детьми и родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical theses of the program “Lessons of animated cartoons” (by developing moral traits of elder preschool aged children through variant forms of working with children and parents)

Family difficulties in solving the problems of children's moral upbringing, importance of television in child’s life, innovation changes in the field of preschool education determine the necessity of working out a program of developing moral traits of elder preschoolaged children.

Текст научной работы на тему «Теоретические положения программы «Уроки мультипликации» по формированию нравственных качеств старших дошкольников через вариативные формы работы с детьми и родителями»

- взаимодействие с поликлиникой с целью комплексного изучения детей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что данные направления работы наиболее эффективно могут быть реализованы только при осуществлении комплексного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Формирование правовых компетенций способствует нравственному становлению личности особого ребенка, формированию этических представлений, гуманных взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и окружающим людям, адекватно оценивать свои действия и поступки, разрешать возникающие споры и конфликты.

Библиографический список

1. Борисова О.Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009. - 201 с.

2. Ган Н.Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002. -218 с.

3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002. - 120 с.

4. Заключительные замечания комитета по пра-

вам ребенка / Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека. - М: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2006. - 50 с.

5. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка / авт.-сост.: Е.В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т.С. Лагода, Н.М. Степина - М.: АРКТИ, 2004. - 88 с.

6. Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 6-22.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minobr.astrobl.ru/documents/133.

8. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М.: Владос-Пресс, 2006. - 160 с.

9. Feuser G. Inclusive Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bidok.uibk.ac.at/ library/feuser-thesis-e.html.

УДК 371.4

Гундорова Ирина Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

gundorova.i@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ «УРОКИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ» ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

Трудности семьи в решении проблем нравственного воспитания детей, значимость телевидения в жизни ребенка, инновационные преобразования в сфере дошкольного образования вызвали необходимость разработки программы по формированию нравственных качеств старших дошкольников через вариативные формы работы с детьми и родителями.

Ключевые слова: нравственное развитие, нравственные качества, вариативные формы работы с детьми и родителями, совместная деятельность педагога с детьми, просмотр и обсуждение мультфильмов.

■ рассматривая нравственное развитие ребен-1—1“ ка как важнейший компонент целостного .А. развития личности, нельзя не задумываться о формировании его нравственных качеств, нравственного поведения.

Ни один взрослый не станет отрицать интереса детей к мультипликационным фильмам. Однако родителями и педагогами, как правило, не учитывается их воспитательный потенциал.

Вместе с тем, использование мультипликации в воспитательной работе с детьми является одним из эффективных средств безболезненного взросления детей, постепенного вхождения их в мир взрослых, что в значительной мере составляет содержание проблемы преемственности.

Программа «Уроки мультипликации» построена на совместном просмотре мультипликационных фильмов российского (советского) производства, признанных во всем мире самыми умными, добрыми и мудрыми фильмами для детей. Возникающее в результате просмотра отечественных мультфильмов «эмоциональное поле» является благоприятным для педагогического воздействия на нравственный мир ребёнка.

Занятия по данной программе позволяют дошкольнику задуматься о нравственных качествах, научиться отличать хорошее от плохого, сравнивать себя с мультипликационными героями.

Умение соотнести себя с героем мультфильма -очень важный этап в развитии самосознания ре-

22

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Гундорова И.В., 2013

бёнка. С одной стороны, когда ребёнок сочувствует и сопереживает персонажу мультфильма, это рождает в его душе самые разные новые чувства: сострадание, желание быть добрым и мужественным, наказать обидчика, уверенность, что и ты можешь одержать победу и быть счастливым. С другой стороны, сравнение - это одна из тех логических операций, которая лежит в основе мышления ребёнка. Осуществляя сравнение себя с персонажами мультфильмов, ребёнок нередко приходит к выводу о том, в чём он их превосходит и к чему ему ещё надо стремиться.

Следовательно, просмотр мультфильмов может служить для дошкольников настоящей энциклопедией нравственности, своеобразным «сводом» моделей поведения в различных ситуациях, если педагог ставит детей перед необходимостью высказывать свои оценочные суждения, мотивировать свою точку зрения, обосновывать свое отношение к увиденному.

Для изучения и формирования в рамках программы были выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны дошкольникам, а именно:

- отношение к людям (добрый - злой, отзывчивый - бездушный, вежливый - грубый, заботливый - эгоист, самолюбивый);

- отношение к труду (трудолюбивый - ленивый);

- правдивость (правдивый - лживый);

- смелость (смелый - трусливый).

Объекты программы: воспитанники дошкольного учреждения 6-7 лет; семьи воспитанников; педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Особенности программы:

1. Содержание программы реализуется в совместной деятельности детей с педагогами и родителями.

2. Совместная деятельность включает в себя все основные виды деятельности, свойственные старшему дошкольному возрасту, но с обязательным просмотром мультипликационных фильмов и последующим обсуждением поступков героев.

3. Программа может быть использована не только в работе с детьми старшего дошкольного возраста, но и учащимися начальных классов при организации внеурочной деятельности. Она будет интересна педагогам дополнительного образования, руководителям детских кружков, студий.

Цель программы: формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Цель конкретизируется в следующих основных задачах:

1. Закреплять знания детей о нравственных качествах личности, парности этих качеств (добрый -злой и т.п.). Обогащать и активизировать речь детей за счет слов, обозначающих различные качества личности. Учить самостоятельно подбирать слова-синонимы к основным качествам, понимать их значение.

2. Учить детей анализировать поступки героев мультфильмов, побуждать их высказывать свои суждения по поводу увиденного, делиться своими чувствами, настроением.

3. Развивать эмпатию, способность понимать эмоциональные состояния героев мультфильмов, взрослых и сверстников и сопереживать им.

4. Способствовать формированию положительных качеств у дошкольников в игре и в повседневной жизни.

5. Формировать у детей негативное отношение к проявлению негативных качеств, находить пути их преодоления.

6. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

7. Повышать родительскую компетентность в воспитании ребенка.

Актуальность программы состоит в следующем:

1. Нравственное воспитание является стержнем приобщения ребенка к культуре, моральным ценностям современного общества (Р.С. Буре, С.А. Козлова, В.И. Логинова и др.). С его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с природой и окружающими людьми, что и составляет суть культуры. Если ребенок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры (а также его трудовое, умственное, эстетическое воспитание) происходит значительно легче.

2. Современные родители испытывают наибольшие трудности при решении вопросов этического порядка. В условиях нестабильности в стране многие взрослые сами утратили моральные ориентиры и не всегда представляют себе, что, когда и как следует формировать у детей определенного возраста (В.В. Абраменкова, И.С. Артюхова, Л.В. Байборо-дова и др.). Программа позволяет восполнить этот пробел, определив цель, задачи, основное содержание, методы и средства реализации программы.

3. В старшем дошкольном возрасте ведущим становится личностное общение, когда ребенок стремится обсудить с взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями (М.И. Лисина). Однако, в силу особенностей детского восприятия телевизионной информации (фрагментарности восприятия и наивного реализма), отсутствия жизненного и эстетического опыта эмоции, пережитые во время просмотра мультфильма, часто остаются неосмысленными. В домашних условиях присутствие близкого взрослого при просмотре ребенком мультфильмов просто необходимо, чтобы помочь ему осознать свои впечатления, развивать в нем так называемое думающее восприятие (Л.М. Баженова, Ю.Тюнников, М. Мазниченко и др.).

4. Близкие взрослые зачастую не знают, чем занять ребенка дома, как развить у него те или иные

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

23

способности, где найти время для занятий с детьми. Программа предлагает широкий спектр видов деятельности, основанных на материале просмотренных мультфильмов, что оказывает влияние на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Программа построена на основе следующих принципов:

1. Максимальное использование возможностей сенситивного периода в нравственном становлении личности ребенка.

2. Принцип гуманистической ориентации воспитания, требующей уважительного отношения к ребенку и родителям, добровольности их включения в ту или иную деятельность.

3. Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста, позволяющий учитывать точку зрения ребенка, его чувства и эмоции.

4. Принцип развития ребенка в деятельности, в результате чего обогащается его практический опыт нравственного поведения.

5. Принцип интеграции просмотра и анализа мультипликационных фильмов с другими видами деятельности, привлекательными для старшего дошкольника. В программе используются игры-драматизации и дидактические игры, пластические этюды на различение эмоций и др., что позволяет каждое занятие сделать поучительным и интересным.

6. Принцип систематичности и последовательности. При планировании работы с детьми и родителями выделяются темы, устанавливается последовательность их раскрытия. Определяется содержание каждой темы, продумывается их взаимосвязь.

7. Принцип единства подходов к воспитанию ребенка в дошкольном учреждении и семье, исключающий назидание, навязывание нравственных оценок, норм поведения, предоставление ему права выбора допустимых образцов поведения.

Программа предполагает использование следующих форм и методов работы:

- совместный просмотр мультипликационных фильмов и дальнейшее их обсуждение;

- совместную деятельность родителей и детей в рабочей тетради;

- проблемные ситуации и беседы;

- игры-инсценировки, дидактические игры;

- пластические этюды на выражение основных эмоций;

- рисование, лепку, ручной труд; словесное творчество детей;

- проектную деятельность;

- игры-соревнования и викторины.

Ожидаемые результаты:

- формирование у дошкольников достаточно устойчивых нравственных качеств. Дети не только

имеют знания и представления о нравственных качествах, но и активно проявляют их в своих поступках и поведении;

- создание обогащенной предметно-развивающей среды;

- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития ребенка;

- наблюдения за ребенком в различных видах деятельности становится для родителей источником новых, подчас неожиданных знаний о нем. Взаимодействуя с ребенком, родители начинают лучше его понимать и чувствовать, замечают изменения в его развитии, что, безусловно, способствует сплочению семьи.

Библиографический список

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. -С. 3-16.

2. Баженова Л.М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками // Начальная школа. -1995. - № 11. - С. 8-11.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

4. Бондаревская Е.В., Крупеня З.Б. Исследование особенностей оценочных суждений старших дошкольников // Советская педагогика. - 1970. -№ 12. - С. 56-66.

5. Гундорова И.В. Формирование нравственной оценки телевизионной информации у младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2004. - 209 с.

6. Гундорова И.В. Ребенок у экрана телевизора. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. -38 с.

7. Каменская В.Г. Информационные свойства жизненной среды современного дошкольника // Дошкольная педагогика. - 2001. - Зима. - С. 6-9.

8. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-101.

9. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб. : Речь, 2000. - 352 с.

10. Печинкина О. Медиаобразование дошкольников: несколько советов родителям // Детский сад от А до Я. - 2010. - № 2. - С. 126-132.

11. Смирнова Е. Ребенок у экрана // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - С. 90-93.

12. Тюнников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31-38.

13. Челышева И. Ребенок в мире медиа: роль семьи в освоении медиаграмотности // Детский сад от А до Я. - 2010. - № 2. - С. 13-22.

24

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.