Научная статья на тему 'Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста'

Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8062
934
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТФИЛЬМ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТФИЛЬМА / НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА / СИТУАЦИЯ / ANIMATED CARTOON FILM / MORAL EDUCATION / MORAL AND DEVELOPING POTENTIAL OF AN ANIMATED CARTOON / MORAL FEELINGS / SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куниченко Ольга Владимировна

Показаны возможности использования мультипликационных фильмов в целях формирования нравственного опыта детей дошкольного возраста, описана методика включения воспитателя в ситуации восприятия детьми кинопродукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is shown the potential of the use of animated cartoon films with the aim of formation of moral experience of preschool age children, described the methodology of teacher’s involvement into the situations of perception of cartoon films by children.

Текст научной работы на тему «Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

известия вгпу

О.В. КУНИЧЕНКО (Волгоград)

мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Показаны возможности использования мультипликационных фильмов в целях формирования нравственного опыта детей дошкольного возраста, описана методика включения воспитателя в ситуации восприятия детьми кинопродукции.

Ключевые слова: мультфильм, нравственное воспитание, нравственно-развивающий потенциал мультфильма, нравственные чувства, ситуация.

Стремительное развитие информационных технологий в XXI в. привело к тому, что длительное погружение в медиамир, медиапространство стало неотъемлемой частью жизни современного ребенка. В связи этим возникла проблема стихийного, неконтролируемого контакта детей с потоком медиаинформации при отсутствии педагогического сопровождения. Согласно результатам социологического исследования «Дошкольное медиаобразование: траектории развития», проведенного A.A. Немирич в апреле 2011 г., наиболее предпочтительным видом медиа для обучения и воспитания детей дошкольного возраста является мультипликационный фильм [3].

Мультипликационный фильм, когда он выступает как произведение искусства, создаваемое в соответствии с особенностями ситуации развития ребенка в данном возрасте, обладает высоким воспитательным потенциалом. Сюжеты мультфильмов и образы персонажей могут являться трансляторами нравственных норм и ценностей. Содержание некоторых мультфильмов обращает внимание детей на серьезные проблемы, несущие в себе моральный смысл и глубокие переживания. Весь этот нравственно-развивающий потенциал мультфильма может быть использован в системе нравственного воспитания дошкольников, поскольку рассматриваемый возрастной период характеризуется интенсивным становлением нравственных установок и чувств.

Вместе с тем, как отмечают эксперты, в настоящее время достаточно высок риск выхода на экраны мультфильмов, не соответствующих эстетическим и нравственным этало-

нам, пропагандирующих ложные идеалы, являющихся источником детской агрессии, страхов и деформации личности. За поверхностной веселостью, развлекательностью скрываются антинравственные стереотипы поведения, размытые цели и ориентиры. Более того, хотя в большинстве случаев данный вид медиапродукции действует бессистемно, неорганизованно, хаотично, он оказывает сильное влияние на нравственное становление личности ребенка-дошкольника, занимая значимое место в общей системе факторов его социализации.

Становится ясным, что без педагогического осмысления данной ситуации некоторые факторы развития детей дошкольного возраста могут стать неуправляемыми и бесконтрольными. Более того, если брать во внимание аспект положительного воздействия мультфильма, то при отсутствии должного педагогического сопровождения мы теряем возможность сделать данный процесс заметным и эффективным фактором социализации.

В соответствии с обозначенной проблемой мы поставили следующие задачи:

1) выделить критерии отбора мультипликационных фильмов для решения задач нравственного воспитания детей 5-7 лет;

2) исследовать возможности процесса педагогического сопровождения контакта ребенка с мультфильмом.

В силу возрастных особенностей дошкольник не в состоянии критически относиться к увиденному. Восприятию ребенка данного возраста свойственны наивно-реалистический характер, фрагментарность, фабульность, в то время как педагогическое сопровождение вносит в детское восприятие осознанность, вер-бальность и способствует адекватной интерпретации художественных образов [1].

В качестве критериев отбора мультфильмов с точки зрения их пригодности для использования как средства нравственного воспитания детей мы предположительно выделили следующие аспекты:

- эмоциональную насыщенность и богатство нравственной проблематики мультфильма;

- соответствие структуры текстов возможностям детского восприятия и понимания, соотнесенность их с детским опытом и пережитыми событиями;

- динамизм фильма, остроту и экспрессивное развитие сюжета, увлекающие ребенка события, побуждающие к мысленночувственному включению в ситуацию фильма

© Куниченко О.В., 2013

и одновременно ставящие перед нравственными проблемами, ситуациями выбора и принятия решения;

- красочность, оригинальность, экспрессивность и индивидуальность представления героев, запоминающийся характер их образов, яркость и эстетичность проявления их характерологических черт;

- убедительную демонстрацию полезных привычек, благородных поступков, идей дружбы, единения и взаимопомощи, пробуждающих включение механизма идентификации с героем.

По нашему предположению, мультипликационный фильм может выступать как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста, если при его просмотре, восприятии, обсуждении со сверстниками и взрослыми возникают условия для усвоения нравственных представлений, понятий, норм, отношений, оценок и привычек. Исследуя различные возможности создания такого рода условий, мы выделили ситуации контакта ребенка с мультипликационным фильмом, которые целенаправленно создаются педагогом с целью усиления и расширения нравственноэстетического потенциала кинопродукции. В своей работе мы исходим из понимания ситуации М.В. Корепановой, которая данное понятие предлагает рассматривать как совокупность знаний, обстоятельств, определяющих тот или иной характер деятельности взрослого и ребенка [2].

Исследование проводилось на базе детского сада «Разумка» НОУ СОШ «Поколение». Было выделено несколько последовательно создаваемых ситуаций.

1. Ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма, включающая постановку вопросов, стимулирование детских высказываний и интерпретации происходящих событий с целью актуализации механизмов осознания и понимания происходящего на экране, воспитания так называемого вербального восприятия. В большинстве случаев мультфильм для ребенка - развлекательнозрелищное мероприятие. По этой причине одна из задач нашей работы состояла в том, чтобы, не снижая уровень интереса и увлечения, побудить ребенка к пониманию и вербальному представлению сюжета фильма, не только оценке поступков героев, но и высказыванию суждений о фильме в целом (не на уровне «понравилось - не понравилось», а более развернуто).

В ходе нашего исследования был апробирован вариант с использованием мультипли-

кационных фрагментов, которые в ходе просмотра выделяет сам педагог. Данный прием позволял обсудить с ребенком сюжет просмотренного фрагмента, увидеть сюжетную линию, связать несколько фрагментов в единое целое, выявить причинно-следственные связи в сюжете. Таким образом, цель включения воспитателя в детское киновосприятие на начальном этапе работы состояла в том, чтобы сделать это восприятие интерактивным, диалогическим и сознательным.

2. Ситуация выделения нравственного содержания мультфильма или отдельных его эпизодов, способствующая выработке нравственных оценок, пониманию мотивов поведения героев. С целью выяснения того, как дети могут усвоить, понять и интерпретировать нравственное содержание мультфильма, мы применили метод проигрывания - использования конфликтных ситуаций, взятых из мультфильма и проигранных педагогом совместно с детьми. Согласно нашим наблюдениям, подобное «вхождение» во внутреннее эмоциональное состояние героя, мотивацию его поведения позволяет глубже понять и интерпретировать нравственное содержание фильма. При использовании данного приема мы учитывали, что решение конкретных проблем ориентирует ребенка на конкретные дела и поступки. Результаты апробации этого приема позволили сделать вывод о том, что дети, ориентируясь на собственные чувства и знания в процессе проигрывания фрагментов сюжетов, решают определенную проблему и в ситуации игрового морального выбора моделируют различные варианты реальных поступков и линий поведения.

Большую сложность для детей 5-7 лет составляет оценка содержания сюжета мультфильма в силу возрастных особенностей его восприятия. для разрешения этой трудности мы использовали интерактивные приемы (когда ребенок должен оценить поведение героя: согласиться или поспорить с автором сюжета; объяснить причины неправильных, по его мнению, поступков героя; поддержать героя, посочувствовать ему или же оправдать его). Различие реакций детей на подобные ситуации позволило сделать предположение о зависимости влияния мультфильма на ребенка от степени активности и избирательности юного зрителя в момент восприятия происходящего на экране.

Обращая внимание ребенка на ту или иную проблемную ситуацию, несущую нравственный смысл, мы пытались помочь дошкольнику разобраться в том, каким нормам морали соответствует поступок, какие правила поведения нарушает (выполняет) герой, про-

явление каких нравственных (безнравственных) качеств является решающим в той или иной ситуации. Использование данного приема сопровождалось анализом содержания высказываний детей, оценкой того, насколько они понимают нравственные смыслы и ценности; легко ли ребенок «выхватывает» нравственные поступки, конфликты, коллизии. Более того, результаты исследования позволили сделать вывод о том, что при восприятии мультфильма во внимание детей с различными уровнями интеллектуального и эмоционального развития попадают, соответственно, различные по степени выраженности, эмоциональной насыщенности фрагменты фильма. дети, проявляющие более высокий интеллектуальный потенциал в играх и учебных занятиях, как правило, более дифференцированно воспринимали ситуации на экране и, как показывало общение с ними, старались объяснить свою реакцию на эмоционально воздействующий на них фрагмент, основываясь на котором пытались оценить весь мультфильм, поведение героя в целом.

3. Ситуация проявления нравственных чувств, нацеленная на пробуждение переживания, расширение эмоционального опыта и актуализацию эмоционального отношения детей к увиденным героям. для ее реализации был апробирован прием усиления влияния на чувства ребенка, т.е. обращения к личным ощущениям. Дошкольнику предлагалось представить, что он оказался обманутым, обиженным, оставленным близкими. Как показали беседы и наблюдения, использование данного приема дает детям возможность более ясно и четко ощутить переживания другого и прийти к нужным выводам. Более того, возможным стало возникновение особого эмоционально-чувственного проживания ребенком содержания мультфильма. С целью анализа эмоционального отношения детей к происходящему на экране мы использовали следующие вопросы: Что ты почувствовал, когда... (приводится эпизод из мультфильма...)? Какие чувства вызывает у тебя то, что сделал... (называется герой и его поступок)? Мог бы ты сам так поступить? А как, по-твоему, нужно было сделать?

Создание подобного рода ситуаций, как показывает опыт, снижает необходимость участия взрослого в побуждении ребенка к проявлению нравственных поступков по отношению к другому, которые все более активизируются не по указанию взрослого, не из-за ожидания от него похвалы, награды, а по причи-

не сформированных у ребенка нравственных чувств, возможности к сопереживанию, способности к проникновению в эмоциональное состояние другого.

4. Ситуация, побуждающая ребенка задавать вопросы, направленная на актуализацию потребности в диалоге со взрослым о нравственных проблемах. Наши наблюдения, а также результаты исследований Е.О. Смирновой, С.А. Шатровой позволяют утверждать, что потребность в диалоге со взрослым испытывает не каждый ребенок, а если и испытывает, то не всегда готов вступить в него из-за неразвитой речи, психологического барьера, боязни показаться «незнайкой», а нередко и из-за равнодушной позиции взрослого [4, с. 160; 5, с. 217]. В этом плане организованное нами обсуждение мультфильма было призвано воспитать у ребенка потребность в таком диалоге, привычку к вопросно-ответному взаимодействию со взрослым, что особенно важно для переживания и осмысления нравственных проблем. Достижение поставленной цели на практике осуществлялось через создание ситуации оценки фрагмента, героя, поступка через одобрение или критику, придумывания или выбора ребенком (из предлагаемых) дальнейшего сценария развития событий в мультфильме.

5. Ситуация акцентирования внимания ребенка на нравственных конфликтах героев мультфильма, которые аналогичны событиям из его собственного опыта. Любое произведение искусства затрагивает человека, когда он находит в нем отголоски своих переживаний, сомнений, поступков. Все это относится и к ребенку. В ходе исследования обнаружено, что обсуждение фильма вызывает больший интерес у ребенка, когда воспитатель незаметно подводит его к разговору о его собственных друзьях, их поступках, к беседе о нем самом. Более того, мы получили результаты, согласно которым сопоставление этих событий с содержанием фильма подводит ребенка к рефлексии и оценке своих действий, помогает ему утвердиться или засомневаться в правильности своей позиции.

При организации данной ситуации из общения с ребенком были исключены прямолинейные суждения, особенно отрицательного свойства вроде «Ты тоже так поступаешь!», «С тобой случится то же самое, если будешь так себя вести!». По нашему предположению, к оценке своих поступков ребенок должен прийти самостоятельно. С этой целью в нашем исследовании детям были даны для размышления вопросы о том, не ведет ли себя так же кто-

то из его знакомых, товарищей, встречал ли он таких людей в жизни, сказках, в других фильмах, книгах и т.п. Самостоятельность - необходимое условие актуализации нравственного содержания оценки. Оценка заимствованная, повторенная утрачивает свою нравственную ценность. Обращение к собственному опыту ребенка, как показывали наши наблюдения, эффективно, когда носит характер педагогической поддержки, т.е. поддерживает в нем уверенность в своих силах, положительную самооценку и желание стать «еще лучше».

6. Ситуация переноса моральных установок фильма на собственное поведение, связанная с сочувствием герою, видением себя на его месте, совместным с ним поиском выхода из затруднительного положения. Это наиболее сложная в психолого-педагогическом плане ситуация и подготовленная всеми предыдущими. В ходе исследования после просмотра мультфильма детям предлагался анализ поступков, качеств героя с помощью сравнения - логической операции, лежащей в основе развития мышления ребенка дошкольного возраста: «А какой я?», «А я бы смог так поступить?», «Знакома ли мне такая ситуация?», «А был ли в моей жизни подобный случай?», «Почему я могу/не могу так сделать?». Подобного рода вопросы позволяли ребенку реально увидеть себя, свои достоинства и недостатки, осуществить перенос нравственных установок мультфильма на собственное поведение. Чтобы такой перенос произошел, встреча с фильмом должна стать событием для ребенка, произвести сильное впечатление, вызвать сострадание к несправедливо обиженным и радость от того, что в итоге восторжествовало добро. Ребенок вначале должен сам перенестись, погрузиться в мир героя, безусловно, сочувствовать ему и видеть себя на его месте, вместе с ним искать выход из затруднительного положения. Признаком такого принятия моральной установки в рамках нашего исследования явилось то, что ребенок начинал с товарищами или даже один «играть в героя», полюбившегося ему. Как показывает данный опыт, ребенок начинает, образно говоря, нравственно жить сначала в фильме, потом в игре, потом в самой жизни.

Таким образом, предварительное исследование позволяет предположить, что последовательное использование указанных ситуаций способствует реализации нравственноразвивающего потенциала мультфильмов.

© Лазаренко Е.Н., 2013

литература

1. Гундорова И.В. Проблема «телевидение и дети» в вопросах и ответах // Детский сад от А до Я. 2010. № 2. С. 133-141.

2. Корепанова М.В., Сигитова И.А., Поликарпова А.О. [и др.]. Технологии комплексного подхода к социально-личностному развитию дошкольников // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 6. С. 7-12.

3. Немирич А.А. Дошкольное медиаобразование в России: анализ мнений экспертов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 3. С. 25-33.

4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М. : Академия, 2000.

5. Шатрова С.А. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов (на примере работы с дошкольниками группы риска) : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2010.

Animated cartoon film as the means of moral education of senior preschool age children

There is shown the potential of the use of animated cartoonfilms with the aim of formation ofmoral experience of preschool age children, described the methodology of teacher’s involvement into the situations ofperception of cartoon films by children.

Key words: animated cartoon film, moral education, moral and developing potential ofan animated cartoon, moral feelings, situation.

Е.н. лазаренко

(Волгоград)

общение с природой без насилия

Освещена проблема взаимодействия человека с природой. Раскрываются основанные на методе ненасильственного общения правила взаимодействия с природой, доступные как для взрослого человека, так и для ребенка.

Ключевые слова: природа, отношение, дошкольный возраст, метод ненасильственного общения.

Все чаще мы слышим из различных источников о сохранении природы, ценностном и бережном отношении к ней. Неоднократно проблема сохранения окружающей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.