Научная статья на тему 'Психолого-педагогические подходы к формированию социально-правовых компетенций у детей'

Психолого-педагогические подходы к формированию социально-правовых компетенций у детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
789
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРАВОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТА ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / INTEGRATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / LEGAL COMPETENCES / LEGAL ENLIGHTENMENT / PSYCHO-PEDAGOGIC SUPPORT / RESPECT FOR HUMAN / COOPERATION / SOCIAL COMPETENCY / FORMING VITAL COMPONENT OF COMPETENCE / FORMATION OF LEGAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолонская Анна Николаевна

В статье поставлена задача представления психолого-педагогических подходов к формированию социально-правовых компетенций у особых детей. Отмечено, что особые дети относятся к числу наиболее социально уязвимых, поэтому пристальное внимание должно быть уделено социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данные аспекты существенно определяют развитие личности особого ребенка, поскольку в современных условиях обучение осуществляется преимущественно инклюзивно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолонская Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogic approaches to the formation of social and legal competencies in children

Problem of representing the psychological and pedagogical approaches to the formation of social and legal competencies in special-needs children is placed in the article. It is noted that special-needs children are among the most vulnerable, so attention must be paid to the social support of children in difficult situations. These aspects essentially determine special personality development of the child, as in the present conditions, education is carried out mostly inclusively.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические подходы к формированию социально-правовых компетенций у детей»

УДК 37.013

Смолонская Анна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

sergiusa v@mail. ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ

В статье поставлена задача представления психолого-педагогических подходов к формированию социальноправовых компетенций у особых детей. Отмечено, что особые дети относятся к числу наиболее социально уязвимых, поэтому пристальное внимание должно быть уделено социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данные аспекты существенно определяют развитие личности особого ребенка, поскольку в современных условиях обучение осуществляется преимущественно инклюзивно.

Ключевые слова: интеграция, дети с ограниченными возможностями здоровья, правовые компетенции, правовое просвещение, психолого-педагогическая поддержка, соблюдение прав, сотрудничество, социальная компетентность, формирование компонента жизненной компетенции, формирование правовых компетенций.

Политические, экономические, социальные изменения, которые происходят в современном российском обществе, отражаются, прежде всего, на детях. Последствием данных изменений является тенденция роста деструктивных явлений, таких как: жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, тревожность, коммуникативные нарушения, которые имеют свои истоки уже в дошкольном детстве.

Дети с ограниченными возможностями здоровья относятся к числу наиболее социально уязвимых детей, поэтому особое внимание должно быть уделено социальной поддержке детей находящихся в трудной жизненной ситуации [5, с. 5].

Различные аспекты формирования академических и жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья исследуют Е.Л. Гончарова, Е.А. Екжанова, О.И. Кукушкина,

Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, В.О. Скворцова, Е.А. Стребелева и др.

Только полноценно развиваясь в поле своей культуры, особый ребенок может получить полезные для него знания, умения и навыки, достичь жизненной компетенции, освоить формы социального поведения, принятые в семье и гражданском сообществе. Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования детей с ограниченными возможностями здоровья как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Обществознание при этом рассматривается, как практика жизни в социуме, как овладение первоначальными представлениями о социальной жизни. Овладение первоначальными знаниями о человеке предполагает овладение

следующими компетенциями: о жизни; здоровье, доме, семейных и профессиональных ролях, правах и обязанностях, общекультурных ценностях и моральных ориентирах, задаваемых культурным сообществом ребенка и др. То есть, развитие самого «особого» ребенка в контексте культурных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе [6, с. 10-15].

Интеграция детей с ограниченными возможностями в систему общего образования предполагает:

- решение проблемы дискриминации в отношении детей с ограниченными возможностями;

- предоставление равного доступа к обслуживанию детям с учетом Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (резолюция 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН);

- пересмотр вопроса о направлении особых детей в школы-интернаты и применения этой меры лишь в том случае, если это соответствует наилучшим интересам ребенка;

- предоставление детям с ограниченными возможностями равных возможностей в области образования [4, с. 27].

Интеграция, направленная на ребенка, обеспечивает инклюзивное образование ^. Feuser, 1997), которое заключается в следующем. Предполагается обучение всех детей, которые находятся на разных уровнях актуального развития и в соответствии со своими компетенциями, особенностями развития восприятия, мышления, поведения. В связи с этим педагог должен стремиться развивать восприятие, познание и поведение особых детей без социальной изоляции в условиях общего образования [9].

Проблема формирования социально-правовых компетенций особых детей - важная психологопедагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования.

© Смолонская А.Н., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

19

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования», раздел «Социализация» входит в содержание психолого-педаго-гической работы по освоению детьми образовательных областей [7]. Однако данный раздел имеет теоретическую, но не имеет практической разработанности.

«Социальная компетентность» ребенка дошкольного возраста (О.Ф. Борисова, 2009), понимается как интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к самопознанию и самоизменению, а с другой - проявлять себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать на основе общечеловеческих и национальных ценностей [1].

Наиболее активно взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности формируются в дошкольные годы (Н.Ю. Г ан, 2002). От того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере. Через распространение правовых знаний, выработку положительного отношения к правовым требованиям и на основе этого к формированию правовых убеждений и готовности действовать в направлении правовых требований - единственно верный путь к правовому воспитанию старших дошкольников. Однако в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность [2].

Развитие ребенка с ограниченными возможностями осуществляется как процесс постоянного взаимодействия и взаимовлияния такого ребенка и окружающей социальной среды. Отношение общества к ребенку во многом определяется тем, насколько его поведение соответствует социальным ожиданиям. Поведение ребенка в значительной степени обусловлено позицией, которую он занимает в обществе, его социальным статусом и социальными ролями. Сам процесс выделения различных проблем или характера ограничений в возможностях детей предполагает, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам. На практике осознанно или неосознанно происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет данные границы [8, с. 35-36].

В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном обучении, дети с ограниченными возможностями нуждаются в систематическом обучении данным навыкам. Одним из главных факторов, определяющих характер интеграции таких детей в общество, является не уровень развития, а личностные качества ребенка с ограниченными возможностями. Задача развития необходимых личностных качеств должна решаться посредством повышения личностного статуса ребенка, формирования адекватной самооценки, адекватного отношения к своему нарушению, перцептивным и интеллектуальным возможностям и, в соответствии с этим, возрастания уровня притязаний, активизации жизненной позиции, формирования уверенного поведения.

Главная задача взрослых при таком подходе заключается в формировании у детей социальноправовых компетенций; их приобретение выступает средством решения конкретных жизненных ситуаций.

Проблеме формирования правовых компетенций на основе положений Конвенции ООН о правах ребенка посвящены исследования М.С. Алешиной, С.М. Вялковой, Н.Ю. Ган, Л.Г. Голубевой,

О.И. Давыдовой, Т.А. Дапнилиной, Т.А. Дедушкиной, Т.Н. Дороновой, Н.А. Дорохиной, С.В. Ерофеевой, А.Е. Жичкиной, Р.А. Жуковой, Н.Г. Зеле-новой, Л.Е. Осиповой, Е.В. Соловьевой, Н.М. Степиной, Т.А. Шарыгиной и др.

Формирование правовых компетенций у особых детей старшего дошкольного возраста является сложным процессом, поскольку сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста с ограниченными возможностями трудно осознать, в тоже время раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и поведения. Формирование правовых компетенций в дошкольном образовательном учреждении предусматривает отношение к ребенку с ограниченными возможностями и его родителям как партнерам в условиях сотрудничества. Роль педагога дошкольного учреждения как организующего начала по формированию правовых компетенций в системе «педагог-ребенок-родитель» заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий для их практической реализации, как в дошкольном учреждении, так и в семье. При этом педагогическая тактика педагога должна строиться на убеждении и доброжелательном обсуждении проблемы.

Формирование правовых компетенции носит многоаспектный, поэтапный характер, предполагает психолого-педагогическую поддержку, направленную на решение следующих задач:

20

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

- изучение личностных особенностей ребенка и ситуации его развития;

- разработку совместно со специалистами и семьей ребенка оптимальной индивидуально ориентированной программы;

- реализацию индивидуальных и подгрупповых программ с включением в работу детей, родителей и педагогов образовательного учреждения;

- развитие способностей ребенка с ограниченными возможностями в реализации собственного потенциала во взаимодействии с окружением в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности;

- организацию и применение системы мер, направленных на социальное развитие особых детей, формирование правовых компетенций, нравственно-правовой устойчивости;

- содействие по созданию в учреждении обстановки психологического комфорта и безопасности личности, а также установлению гуманных отношений в социальной среде.

Полагаем, что целенаправленная работа по формированию правовых компетенций дошкольников, способствует созданию безбарьерной среды, процессу социализации, приобщению к культуре и общечеловеческим ценностям, особых детей. Учитывая особенности восприятия особых детей старшего дошкольного возраста, был подобран доступный для восприятия детей иллюстративный материал, с помощью которого можно было бы обсудить и закрепить представления о каждом положении Конвенции. Поэтапное формирование компетенций предполагает введение ребенка в проблематику прав ребенка; закрепление и уточнение полученных представлений (с использованием наглядного и иллюстративного материала); формирование личного отношения каждого ребенка, организованных в игровой форме ситуаций нарушения прав и адекватных способов поведения в них; закрепление полученных компетенций (права человека, права ребенка, обязанности, нарушение прав, право на жизнь, доброжелательное отношение и т. п.) в ролевых играх.

Психолого-педагогическая работа с детьми складывается из следующих направлений:

- цикл бесед: «Твои права»;

- непосредственная образовательная деятельность: в темах «Моя семья», «Дом, в котором ты живешь», совместная деятельность «В стране сказок», «Право-искусство добра и справедливости»;

- дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», «Кто больше?», «Назови - не ошибись»;

- решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя;

- подбор и чтение художественной литературы;

- игра-путешествие «Где живет человек?»;

- пропаганда здорового образа жизни - проект «Друзья здоровья»;

- реализация проекта «Моя малая Родина»;

- выставки детских работ, коллажи «Моя семья», «Вместе жить веселее» и т.д.

Работа с педагогическим коллективом предполагает ознакомление воспитателей с системой нормативного обеспечения прав детей на международном, федеральном и региональном уровне и подготовку педагогического коллектива к работе с родителями. Данное направление непосредственно связано с работой педагогического коллектива с родителями и включает изучение семей воспитанников, проведение работы по повышению правовой и пси-холого-педагогической культуры родителей, создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий:

- составление социального паспорта групп, выявление семей «группы риска»;

- изучение международных и российских нормативных документов по правам ребенка и родителей;

- семинары-практикумы: «Приемы реализации системы работы в разных видах непосредственной образовательной деятельности»;

- педагогические советы: «Профилактическая, диагностическая и коррекционная работа по защите прав ребенка», «Воспитание правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста»;

- диспут «Личностное понимание Конвенции»; деловая игра «Это право нужно знать и не нужно нарушать».

Повышение психолого-педагогической культуры родителей предполагает:

- консультации: «Какие права ребенка нарушаются чаще всего», «Индивидуальное пространство ребенка дома», «Мой папа - самый лучший»;

- родительские собрания: «Ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка», «Повышение правовой культуры родителей» (с приглашением юриста), «Здоровый образ жизни ребенка в семье»;

- реализацию проекта «День матери»;

- неформальные беседы: «Что изменилось во взаимоотношениях с ребенком», «Авторитет родителей»;

- создание копилок семейной мудрости;

- конкурсы рисунков: «Мой лучший друг», «Имею право!», фотовыставка «Поляна детства»;

- проведение благотворительной акции для детей из детского дома «Подари ребенку книгу».

Кроме того, работа дошкольного образовательного учреждения социальными ведомствами предполагает:

- взаимодействие с органами опеки попечительства, социальной защиты, в ходе которого разрешаются ситуации нарушения прав детей;

- комиссией по делам несовершеннолетних;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

21

- взаимодействие с поликлиникой с целью комплексного изучения детей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что данные направления работы наиболее эффективно могут быть реализованы только при осуществлении комплексного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Формирование правовых компетенций способствует нравственному становлению личности особого ребенка, формированию этических представлений, гуманных взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и окружающим людям, адекватно оценивать свои действия и поступки, разрешать возникающие споры и конфликты.

Библиографический список

1. Борисова О.Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009. - 201 с.

2. Ган Н.Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002. -218 с.

3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002. - 120 с.

4. Заключительные замечания комитета по пра-

вам ребенка / Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека. - М: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2006. - 50 с.

5. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка / авт.-сост.: Е.В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т.С. Лагода, Н.М. Степина - М.: АРКТИ, 2004. - 88 с.

6. Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 6-22.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minobr.astrobl.ru/documents/133.

8. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М.: Владос-Пресс, 2006. - 160 с.

9. Feuser G. Inclusive Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bidok.uibk.ac.at/ library/feuser-thesis-e.html.

УДК 371.4

Гундорова Ирина Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

gundorova.i@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ «УРОКИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ» ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

Трудности семьи в решении проблем нравственного воспитания детей, значимость телевидения в жизни ребенка, инновационные преобразования в сфере дошкольного образования вызвали необходимость разработки программы по формированию нравственных качеств старших дошкольников через вариативные формы работы с детьми и родителями.

Ключевые слова: нравственное развитие, нравственные качества, вариативные формы работы с детьми и родителями, совместная деятельность педагога с детьми, просмотр и обсуждение мультфильмов.

ассматривая нравственное развитие ребенка как важнейший компонент целостного .А. развития личности, нельзя не задумываться о формировании его нравственных качеств, нравственного поведения.

Ни один взрослый не станет отрицать интереса детей к мультипликационным фильмам. Однако родителями и педагогами, как правило, не учитывается их воспитательный потенциал.

Вместе с тем, использование мультипликации в воспитательной работе с детьми является одним из эффективных средств безболезненного взросления детей, постепенного вхождения их в мир взрослых, что в значительной мере составляет содержание проблемы преемственности.

Программа «Уроки мультипликации» построена на совместном просмотре мультипликационных фильмов российского (советского) производства, признанных во всем мире самыми умными, добрыми и мудрыми фильмами для детей. Возникающее в результате просмотра отечественных мультфильмов «эмоциональное поле» является благоприятным для педагогического воздействия на нравственный мир ребёнка.

Занятия по данной программе позволяют дошкольнику задуматься о нравственных качествах, научиться отличать хорошее от плохого, сравнивать себя с мультипликационными героями.

Умение соотнести себя с героем мультфильма -очень важный этап в развитии самосознания ре-

22

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Гундорова И.В., 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.