Научная статья на тему 'Теоретические подходы к определению категории «Социальная защита населения» в мировой экономической литературе'

Теоретические подходы к определению категории «Социальная защита населения» в мировой экономической литературе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3217
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ / ВСЕОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ / МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА СУЩЕСТВОВАНИЯ ИНДИВИДА / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL POLICY / THE MINIMUM SOCIAL SECURITY / SOCIAL GROUPS AND STRATA OF THE POPULATION / SOCIAL RISKS / SOCIAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маллаева Мадина Ибрагимовна

Данная статья посвящена исследованию сущности категории «социальная защита населения». В статье рассмотрен исторический аспект данной категории, разграничение с некоторыми другими тождественными понятиями социальная политика, социальное вспомоществование и др. Исследуются особенности формирования социальной защиты населения как системы в разные периоды развития нашей страны, влияющие на различие целей социальной защиты на каждом этапе. Рассмотрение различных трактовок термина «социальная защита» позволил сформулировать авторский подход к его определению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analys the theoretical views on the definition of the category "social protection"

The article presents the approaches a number of domestic and foreign researchers to the interpretation of the essence of the concept and the goals of social protection, typical for different stages of development of our society, defined the place of social protection in the social policy of the state.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к определению категории «Социальная защита населения» в мировой экономической литературе»

ББК 65.050.9(2)2 М.И. Маллаева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАТЕГОРИИ «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ» В МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Данная статья посвящена исследованию сущности категории «социальная защита населения». В статье рассмотрен исторический аспект данной категории, разграничение с некоторыми другими тождественными понятиями - социальная политика, социальное вспомоществование и др. Исследуются особенности формирования социальной защиты населения как системы в разные периоды развития нашей страны, влияющие на различие целей социальной защиты на каждом этапе. Рассмотрение различных трактовок термина «социальная защита» позволил сформулировать авторский подход к его определению.

Ключевые слова: Социальная защита населения, социальная политика, обеспечение социальной справедливости, всеобщность социальных гарантий, обеспечение социальных прав, материальная основа существования индивида, социальные группы населения, национальные системы социальной защиты.

Политические и социально - экономические преобразования 90-х годов прошлого столетия, наряду с активизацией таких социальных явлений, как алкоголизм, наркомания, депопуляция населения и др., породили некоторые принципиально новые для России процессы - бедность, безработицу, детскую беспризорность, вынужденную миграцию, характеризующиеся устойчивым ростом численности населения, нуждающегося в социальном обеспечении. Все эти явления определили необходимость безотлагательной разработки системы мер по социальной защите населения России, как средства для смягчения негативных социальных последствий экономических преобразований.

Экономической основой категории «социальная защита населения» являются процессы воспроизводства и эффективного использования общественного продукта, в создании которого принимает участие всё население: работающие непосредственно участвуют в процессе производства, ещё не работающие формируют трудовой потенциал, уже не работающие прошлым трудом поддерживали источник существования своего и нового поколения. Соответственно и использование продукта производства в современном обществе должно быть подчинено следующим целям: определение социальных гарантий поддержания и возможностей повышения благосостояния для занятого населения, поддержка подрастающего поколения, помощь и защита уже не занятых активной деятельностью. Перечисленные цели и соответствуют экономической сущности системы социальной защиты.

Социальная защита населения как объект исследования представляет повышенный интерес для исследователей. Тем не менее, до сих пор не выработано единого понятия социальной защиты. В тех немногочисленных публикациях, где раскрывается содержание данной категории, дается разная, а порой и диаметрально противоположная ее трактовка. Во многом это обусловлено неодинаковыми представлениями исследователей о социальной защите, различными системами её организации и предоставления соответствующих услуг населению. Важную роль играют и условия, в которых осуществляется социальная защита населения региона или страны в целом.

Считается, что сам термин «социальная защищённость», или «социальная безопасность», впервые появился в США в 1935 году и постепенно распространился во всех западных странах для обозначения системы мер, защищающих любого жителя страны от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода, болезни, рождения ребёнка, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т. п. Кроме того, к мерам социальной защиты относят обычно предоставление медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

Применение международным сообществом категории «социальная защита» во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах. Данный термин органически вписался в понятийный аппарат ученых и практиков, так как точно выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения. В дальнейшем рамки этого понятия значительно расширились, чему способствовала, в том числе, и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

Понятие «социальная защищенность индивида» отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако такой подход возник только недавно. Сам термин «социальная защита» еще в недавнем прошлом в нашей стране практически не применялся. В период существования командно-административной системы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих уязвимых членов общества. Если же говорить о собственно экономически активном населении, то его социальная защита рассматривалась как система организационных мероприятий государства по охране труда. В советской системе социальная защита, по сути, отождествлялась с социальным обеспечением: государственные гарантии практически охватывали все основные аспекты жизнедеятельности человека. В стране гарантировалось и реализовывалось право на труд и устойчивое получение дохода.

Социальная политика советского государства представляла собой жестко централизованную систему социальных гарантий (полной занятости, бесплатного лечения, бесплатного образования, значительных дотаций на дошкольное воспитание и др.), основанную на бюджетном финансировании, и осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления. Влияние этих гарантий (во всяком случае, многих из них) на экономическую эффективность было не всегда положительно -они ослабляли экономические стимулы к труду и саму экономическую базу этих гарантий, извращали суть последних. Так, полная занятость зачастую приводила к неэффективной занятости, ухудшалось качество медицинского обслуживания и образования. Все это к началу реформ и в настоящее время используется как наиболее распространенный аргумент против социальных гарантий.

Таким образом, социальная политика советского общества базировалась на принципе «государственного патернализма», тем самым в значительной мере снимая с людей заботу о решении собственных социальных проблем. Современное состояние системы социальной защиты населения в России во многом обусловлено наследием советских времен.

Социальная политика государства в период перехода к рыночным отношениям изменила механизмы социальной защиты, роль и функции самого государства, предприятий и других субъектов социальной политики. Неолиберальная концепция реструктуризации социальной сферы, которую исповедуют современные российские власти, привела к следующим плачевным результатам:

- реформирование пенсионной системы проводилось таким образом, что пенсии сегодняшних пенсионеров превратились в пособия по старости, т.е. они практически оторваны от величины заработка и продолжительности трудового стажа;

- введение плоской шкалы подоходного налога с физических лиц ухудшило положение малообеспеченных, играя на руку богатым группам, увеличивая и без того чудовищную поляризацию в обществе;

- установление единого социального налога с регрессивной шкалой в интересах высокообеспеченных групп фактически разрушило надежду на создание цивилизованной системы социального страхования;

- устойчивое снижение государственных расходов на социальную сферу под удобным

предлогом борьбы с патернализмом государства привело к плачевному состоянию важнейших ее отраслей.

Таким образом, следствием всех проводимых мер стало сокращение бюджетных средств на социальные расходы, снижение доли предоставляемых государством социальных гарантий. В этот период социальная защита населения в качестве основной цели преследовала избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Нарастающее отставание уровня оплаты труда от уровня цен способствовало тому, что все большее количество товаров повседневного спроса становилось малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан. В связи с этим на первый план выходила задача повышения уровня доходов всего населения, в том числе занятых трудовой деятельностью.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация диктовала и особенности методологических подходов к исследованию данных процессов. В период перехода к рыночным отношениям ряд авторов отождествляет социальную защиту либо с социальной политикой, либо с социальной справедливостью, либо с социальными гарантиями, внося в их осмысление значительную путаницу. Отождествление этих понятий в немалой степени связано с тем, что ни одно из них не имеет общепризнанных трактовок. Например, В.И. Патрушев, рассматривая социальную защиту, сводит ее к социальным гарантиям, которые заключаются в «доступности образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, заботе о престарелых, материнстве и детстве», тогда как Л. Э. Кунельский под социальными гарантиями понимает «гарантированность со стороны государства предоставления ряда услуг на бесплатной основе». Однако наиболее часто социальная защита отождествляется с материальной помощью в отношении наиболее социально незащищённых и уязвимых слоёв общества. В частности, В. Ратников, исследуя проблему социальной защищённости населения на переходном этапе, определяет социальную защиту как «оказание помощи отдельным людям, социальным группам или слоям населения с целью удовлетворения их потребностей, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях конкретного общества и конкретной ситуации, а также создание благоприятных условий их жизнедеятельности». Г. Карелова следующим образом трактует данное понятие: «Социальная защита населения в настоящее время представляет собой систему широкого набора мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, поддержку социально уязвимых групп населения». Таким образом, содержанием социальной защиты переходного к рынку периода эти исследователи считают удовлетворение потребностей определенных категорий населения, которые условно подразделяются на витальные (необходимые для физического воспроизводства жизни), социальные (потребности в общении, социальной оценке), духовные (потребности в смысле жизни, идеалах, ценностях). Нам представляется, что подобная трактовка понятия социальной защиты отвечает требованиям политики социальной защиты населения в условиях экономического спада, когда у общества наблюдается острая нехватка ресурсов для осуществления более широкомасштабных мер в области социальной защиты. В подобной ситуации и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни невозможна. Правильнее, обоснованнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся - так называемых социально уязвимых слоев. К ним относятся, прежде всего, лица, обладающие доходами, не превышающими прожиточный минимум, и лишенные возможности собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать минимально необходимые условия существования. Таким образом, более разумным с точки зрения экономической эффективности является принцип: «.. .помогать только тем, кто не может помочь себе сам». В критической ситуации страна оставляет от всей системы социального обеспечения самые важные гарантии, которые оформляются в систему минимальной социальной поддержки. Система социальной поддержки обычно представляет

собой серию мер, разработанных с целью уменьшения тягот безработицы для тех, кого она затрагивает, а также обеспечение прожиточного минимума и доступа к минимальным социальным услугам для всех членов общества.

В целом можно отметить, что в период формирования рыночных отношений большинство исследователей сужает понятие социальной защиты до помощи отдельным, наименее защищенным слоям населения, т.е. категория «социальная защита» подменивается понятием «социальное вспомоществование». При этом упускается из виду, что социальная защита может быть эффективной только в том случае, когда она обеспечивает не просто материальное благосостояние, но и экономическую самостоятельность, социальный статус личности, душевный комфорт. Кроме того, недопустимо осуществлять социальную защиту только в отношении отдельных категорий граждан. На это указывает, в частности, Т. Агапова, говоря о том, что проблема социальной защиты в условиях экономической реформы нередко сводится только к индексации доходов и предоставлению пособий пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми и другим гражданам. Согласно программе Правительства РФ, объектами социальной защиты «...должны быть не все члены общества, а отдельные их категории. Однако зарубежный опыт свидетельствует о том, что такая система предполагает определенные макроэкономические предпосылки, которые затрагивают всех членов общества».

В развитых странах также неоднозначна трактовка понятия «социальная защита». Например, во Франции на государственном уровне принято говорить о «семейной политике», имея в виду в первую очередь заботу о детях. Международная организация труда, исследуя проблему социальной защиты трудящихся, сводит ее к минимальным гарантиям основных прав: «.защита от угнетения, свобода ассоциаций, равное обращение, недопустимость принудительного труда, техника безопасности и гигиены труда и т. д.». При этом обязательно должны учитываться уровень эффективности экономики страны, а также зависимость политической, социально-экономической и психологической устойчивости общества от состояния системы социальной защиты населения.

Поэтому возникает необходимость корректировки методологии исследования проблем социальной защиты населения по мере роста экономики и связанных с этим возможностей государства в области повышения эффективности системы социальной защиты.

В последние годы становятся заметными попытки ряда исследователей придать понятию социальной защиты более глубокий смысл, нежели просто трактовать его как оказание различного рода поддержки. Под социальной защитой все чаще понимают систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. В частности, В. Роик, определяя социальную защиту, подразумевает «охват комплекса отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой)».

Социальная защита есть функция общества по обеспечению социального положения индивида, сложившегося вследствие воздействия социальных рисков, соответствующего условиям, вытекающим из его неотъемлемых и общепризнанных социальных прав. В любой стране с развитой рыночной экономикой государство в той или иной мере осуществляет функцию социальной защиты и поддержки населения. Уровень и широта этой поддержки определяются как уровнем экономического развития страны, эффективностью экономики, так и традициями либерализма или патернализма в конкретной стране, политическими концепциями правящей партии, стоящей у власти в данное время.

В современный период развития рыночных отношений в России первоочередное значение имеют значение следующие два аспекта данной проблемы.

Во-первых, система социальной защиты должна быть направлена на поддержку тех социальных групп и слоев населения, которые оказались в неблагоприятной ситуации. В связи с этим социальная защита включает такие области, как компенсацию утраты трудоспособности, а также обеспечение минимального дохода в случае безработицы, потери дохода из-за болезни,

несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, инвалидности, потери кормильца, старости.

Во-вторых, она должна носить опережающий характер, т.е. быть направленной на предотвращение социальных конфликтов, являющихся неизбежным следствием социальных проблем. Отсюда важной составной частью политики социальной защиты является создание условий для участия в общественной жизни, обеспечение социальной, медицинской, профессиональной реабилитации.

Таким образом, эффективная система социальной защиты населения в условиях развитого рынка должна быть рассчитана не только на отдельных лиц и категории граждан, непосредственно нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел бы и мог заработать. Рассмотренная под таким углом зрения, социальная защита предполагает систему мер коллективного характера. В связи с этим сегодня как никогда возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как основного источника средств существования и создания условий для активного включения населения в социально полезную деятельность. Следовательно, социальная защита населения все чаще характеризуется как система мер по соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих качество их жизни. Иначе говоря, это защита от социальных и профессиональных рисков, от воздействия неблагоприятных факторов среды, направленная на смягчение их последствий. Общество и государство осуществляют такую защиту, если человек не может самостоятельно противостоять влиянию негативных факторов внешней социальной среды.

К важнейшим характеристикам категории «социальная защита» относятся виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием. Данный методологический подход рассматривает национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов социального страхования и социальной помощи. Таким образом, можно говорить о более широкой трактовке категории «социальная защита населения», выводя ее из плоскости вспомоществования на поле социальной политики.

Место социальной защиты в социальной политике определяется главным образом тем обстоятельством, что для преобладающей части населения важнейшим источником существования является доход от трудовой деятельности, отсюда невозможность осуществления последней ввиду старости или болезни служит объективным препятствием на пути к получению этого дохода. Следовательно, целью социальной защиты в периоды кризиса и на начальном этапе реформ должно являться построение материальной основы существования граждан в случае отсутствия (постоянного или временного) возможности иметь трудовой доход.

Социальная политика не в меньшей степени должна быть нацелена на создание условий для стимулирования трудовой активности людей, их профессионального роста, общественного развития. Поэтому здесь возникает серьёзная теоретическая проблема, требующая практического решения - определение пределов необходимой социальной защиты, за которыми начинаются иждивенчество, апатия к труду, и т.д. Всеобщая декларация прав человека провозглашает и признаёт права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, слова, религии, участие в управлении страной, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов. Эти принципы являются основой построения гражданского общества в цивилизованном мире. Поэтому цель социальной защиты в условиях развитого общества должна иметь более широкое содержание и включать также создание условий для нормальной жизнедеятельности людей, занятий трудовой деятельностью, которые позволяют человеку реализовать право на свободный труд, выбор места работы, профессии, специальности. Это предусматривает обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и трудоспособности человека, равное вознаграждение за равный труд, и как следствие

предполагает усиление роли труда и предпринимательской деятельности в создании материальной основы существования. В развитом обществе социальная защита населения базируется на международном и национальном законодательствах, финансовых ресурсах и социальной инфраструктуре, обеспечивающих возможность ее практического осуществления.

Вместе с тем необходимо помнить, что при всей важности, особенно на этапе реформ, социальной защиты, к ней нельзя сводить социальную политику в целом. Социальная защита несравненно шире материальной помощи, различного вида выплат и льгот, но в то же время понятие более узкое, чем социальная политика, ее нельзя отождествлять с последней. Социальная политика представляет собой деятельность государственных и общественных структур, направленную на создание экономических, политических и других условий нормальной жизнедеятельности и развития всех социальных групп общества. Именно понимание сущности и содержания социальной политики позволяет определить значение социальной защиты населения на всех этапах формирования рыночных отношений.

Крайние позиции в области социальной защиты связаны, с одной стороны, с осуществлением социальных гарантий в определенных сферах всему населению (жилище, образование, здравоохранение, труд), с другой стороны, социальной поддержкой только нетрудоспособных членов общества и наименее обеспеченных. Промежуточным вариантом является социальная защита основной массы населения, за исключением наиболее обеспеченных слоев общества. Она предполагает обеспечение доступа человека к образованию, здравоохранению, культуре, другим видам социальных услуг и, следовательно, распространяется на всех членов общества, однако осуществляется дифференцированно, с учетом потребностей различных категорий людей. В частности, социальная защита инвалидов (в отличие от трудоспособных людей) представляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, создающих им условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и выравнивания возможностей их участия в жизни общества по сравнению с другими людьми.

Таким образом, система социальной защиты населения может быть построена на следующих принципах:

• государственной поддержки нетрудоспособных и малообеспеченных граждан;

• поддержки основной массы населения, за исключением лиц с высоким достатком;

• всеобщности социальных гарантий.

Первая модель является наиболее дешевой для государства, поскольку основная масса населения удовлетворяет соответствующую социальную потребность на рыночной основе за счет личных доходов или фондов предприятий (предпринимателей). Однако, как показывает практика, в таких случаях существуют значительные слои населения, потребности которых оказываются неудовлетворенными ни на рыночной основе, ни за счет государственных программ. Примером тому является США, где миллионы людей не имеют жилья и не охвачены систематическим медицинским обслуживанием. Вторая модель сочетает в себе высокий уровень социальных гарантий с рациональным расходованием государственных ресурсов. Однако она требует решения проблемы установления уровней доходов, на которые социальные гарантии не распространяются. Всеобщность обеспечения определенного уровня социальных услуг отражает наиболее высокую степень государственных гарантий, однако требует наиболее высоких общественных ресурсов.

Первая модель, как было рассмотрено выше, представляется наиболее подходящей в условиях недостаточно развитого рынка, поскольку значительно экономит государственные ресурсы. Однако сформировавшийся в нашей стране стереотип социалистических завоеваний, традиции предшествующего более чем полувекового развития сферы социальных услуг с бесплатным обеспечением жильем, образованием, медицинским обслуживанием, услугами культуры, физической культуры и спорта основной массы населения, не позволяет рассматривать социальную защиту столь узко. Если мы хотим построить общество, которое обеспечит более высокий уровень жизни каждому на основе эффективной рыночной экономики, недопустимо отказываться от достигнутых социальных гарантий в важнейших сферах

социальной политики. В противном случае получим общество для избранных с более низким уровнем социальных гарантий и социальной защищенности для большинства населения, чем при государственном социализме. А потому принцип перехода к рынку путем шоковой терапии неприемлем в сфере важнейших социальных услуг, когда высокие цены в условиях ничтожной компенсации делают недоступным для большинства населения важнейшие жизненные блага, такие, например, как жилье. Поэтому при переходе к качественно иному характеру и содержанию производственных, в том числе и распределительных, отношений нужна соответствующая реорганизация социальной политики и ломка сложившихся в прошлом стереотипов деятельности подразделений социальной сферы. Механизм государственного регулирования распределительных отношений должен базироваться на возмездном, т. е. осуществляемом на платной основе, порядке получения населением социальных благ и услуг.

Сложность дифференцированного подхода в области социальной защиты населения с различным уровнем доходов связана с необходимостью точного учета всей суммы доходов граждан путем заполнения деклараций о доходах и государственного контроля за фактическими доходами на компьютерной основе, что требует значительных расходов. Кроме того, необходимо установление критериев порога бедности, малообеспеченности, средней и высокой обеспеченности населения, что в условиях высоких темпов инфляции требует постоянного мониторинга и корректировки. Уравнительный принцип распределения общественных фондов потребления в предшествующие годы зачастую приводил к тому, что фактически государственная поддержка в большей степени распределялась среди социальных групп со средними и высокими доходами (дотации на продукты питания, льготные цены на услуги детских дошкольных учреждений, бесплатное жилье, высшее образование и др.). Рыночная экономика требует перехода к целевой поддержке прежде всего социально незащищенных групп населения в сочетании с установленными государственными гарантиями в определенных областях для всего или большинства населения страны.

Создание общенационального механизма социальной защиты населения предполагает формирование такой его составляющей, как инструмент компенсации потерь в доходах и сбережениях граждан, вызываемых инфляцией, ростом безработицы, падением уровня и ростом стоимости жизни. Российские особенности хозяйствования состоят в масштабности проводимых в стране социальных мероприятий, в порядке и способах компенсации потерь в доходах и сбережениях населения, в самих источниках финансирования средств, идущих на социальные цели. Об этом свидетельствует и сегодняшняя практика образования и использования общественных фондов потребления, и прошлый опыт государственного регулирования и контроля розничных цен на потребительские товары и тарифов на платные услуги, и результаты проведения денежных реформ (1947, 1961, 90 -х гг.).

Наконец, важнейшим вопросом социальной защиты населения является определение ее меры, чтобы подорвать стимулы к высокопроизводительной работе у трудоспособных членов общества, не вызывать иждивенческого настроения у экономически активной части населения, что явится тормозом для выхода из кризиса и подъема нашей экономики. Эта мера связана на макроэкономическом уровне с соотношением между фондом оплаты по труду и общественными фондами потребления. Последние в рыночной экономике выполняют функцию социальной защиты граждан. Анализ показывает, что в предшествующие годы доля общественных фондов потребления в национальном доходе неуклонно возрастала, и пролонгирование этой тенденции на будущее может серьезно подорвать у работающего населения стимулы к труду. Кроме того, расширение бесплатного и льготного предоставления материальных благ и услуг занижает реальную стоимость рабочей силы, ее цену на рынке труда. А низкая цена рабочей силы сегодня является существенным тормозом для внедрения новой техники и трудосберегающих технологий, улучшения условий труда, экологической обстановки, повышения качества здравоохранения, развития массовой физкультуры и спорта. Таким образом, организация системы социальной защиты населения в условиях рынка имеет два аспекта: обеспечение социальной справедливости в поддержке различных слоев населения и экономической эффективности тех или иных социальных мероприятий и программ.

Исходя из вышеизложенного, можно определить социальную защиту как совокупность законодательно закрепленных экономических и социальных гарантий, предоставляемых обществом каждому своему члену и обеспечивающих соблюдение его важнейших социальных п. Социальные права есть совокупность норм права, определяющих условия жизнедеятельности людей, признаваемых целесообразными с позиций развития личности, социальных групп и общества в целом. Следовательно, социальная защита должна сегодня выступать средством смягчения противоречий между экономикой и личностью, согласования двух подсистем -населения и производства. Вышеозначенные принципы существования гражданского общества очень важны при определении сущности социальной защиты населения в России, где процессы формирования гражданского общества только набирают силу. Основные права и свободы граждан находят свое юридическое закрепление и гарантируются государством в Конституции.

Систему социальной защиты и социальной поддержки граждан России нельзя замыкать исключительно на области распределительных отношений. Значительное место должно быть отведено проблемам личного и общественного благополучия, вопросам продовольственной, фармацевтической, материальной безопасности.

Социальную защиту населения осуществляют различные субъекты. В их систему входят не только органы государственной власти всех ветвей и уровней (законодательной, исполнительной, судебной), органы местного самоуправления, но также работодатели (предприниматели) в лице государственных предприятий, учреждений, организаций, органы, действующие от лица государства (Пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования), институты гражданского общества. Кроме того, это функция самих граждан страны, призванных реализовать свои конституционные права и обязанности, выбирая место жительства, место работы или обучения по специальности и т. д. Законодательная база социальной защиты населения определяет разграничение полномочий между различными уровнями власти и управления по исполнению социальных обязательств.

Социальную защиту населения организуют и негосударственные организации, к примеру, благотворительные, а также общественные объединения граждан: профсоюзы, общества потребителей, вкладчиков, ветеранов войны и труда и др. При этом законодательство определяет совокупность условий и инструментов, методов, образующих систему социальной защиты населения.

Библиографический список:

1. Аверин А.Н. Социальная защита, социальное обеспечение и обслуживание населения //Народонаселение, 2002. - № 4.

2. Агапова Т. Социальная защищенность: вопросы, поднятые реформой // Р.Э.Ж., 1992.-№12.

3. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики /под ред. Ш. Рамон, пер. под ред. Шапиро. - М., Аспект Пресс, 1977.

4. Гонтмахер Е. Социальная политика в России: уроки 90-х. - М.: Гелиос АРВ, 2000.

5. Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра//Человек и труд, 2001.- №6.

6. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2001.

7. Кощеев А.А., Крицук Т.А., Украинец С.Я. Рынок и социальная защита населения. - Киев, 1991.

8. Кунельский Л.Э. Перестройка и социальная справедливость (экономический аспект). -М., 1990.

9. Оздоровление экономики и занятость//Социалистический труд, 1990. - №1.

10. Патрушев В.И. Социальные резервы трудового коллектива: пути реализации (социологический анализ) - Киев, 1990.

11. Ратников В. Социальная защита и рыночные отношения.// Вестник социальной работы. -М.: Союз, 1993.

12. Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. - М, ИСЭПН РАН, 2003.

13. Роик В. Социальная защита: содержание понятия//Человек и труд, 2000. - №1.

14. Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. - Центр стратегических разработок, 1999 - 2000.

15. Экономическая и социальная политика: учебно-методический комплекс для подготовки магистров. Ч.2. Социальная политика: учебник под общей ред. Н.А.Волгина, В.И. Кушлина. -М.: Изд-во РАГС, 2010. - 560с.

M.I. Mallaeva

Analys the theoretical views on the definition of the category "social protection".

The article presents the approaches a number of domestic and foreign researchers to the interpretation of the essence of the concept and the goals of social protection, typical for different stages of development of our society, defined the place of social protection in the social policy of the state. Keywords: Social protection, social policy, the minimum social security, social groups and strata of the population, social risks, social justice

Маллаева Мадина Ибрагимовна (1983) Кандидат экономических наук, доцент, Профессор кафедры экономической теории Дагестанского государственного университета. Заместитель декана по научной работе экономического факультета ДГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.