Научная статья на тему 'Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики'

Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6291
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / БЕДНОСТЬ / POPULATION''S / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL POLICY / SOCIAL ASPECT / SOSCIAL PROVISION / LIVING STANDARD / POVERTY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ходжаева Мархаматхон Исроиловна

В настоящее время в социальной сфере имеют место проблемы, напрямую связанные с переходом Таджикистана к рынку. Усложняются же эти проблемы еще и тем, что в специфических условиях Таджикистана вследствие известных событий 90-х годов систему социальной защиты приходится создавать заново, поскольку старая система была практически полностью уничтожена. Отсюда и возникает необходимость изучения путей формирования новой, адекватной рыночным отношениям системы социальной защиты населения и механизмов ее функционирования в Республике Таджикистан. Этот механизм должен отличаться комплексностью и взаимосвязанностью всех составляющих его элементов с учетом современных тенденций и перспектив развития экономики и национальных традиций, а также отечественного и зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Protection at the most Important Constituent of Social Policy

At present the problems indirectly beset with Tajikistan's transition to market take place. The latters are additionaly complicated with specific conditions accounted for by the notorious events of the 90-ies when the old system of social protection was practically annihilated entirely, so, the latter is to be created anew. Thus, there springs up a necessity of studying the ways of formation of a new system of social protection and mechanisms of its functioning in the Republic of Tajikistan in conformity with market relations. The formers should be distinguished with intergration and mutual interconnection of all their constituent elements with taking into account modern tendencies and perspectives related to economy and national traditions, home and foreign experience being not ignored either.

Текст научной работы на тему «Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики»

Ходжаева Мархаматхон Исроиловна,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономической теории ТГУПБП

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Исторический опыт показывает, что при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы перемен. Потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации. Как правило, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан. Такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит

о самих реформах.Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.

Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств существования престарелых и нетрудоспособных.

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантии достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.

Отход Таджикистана от плановой экономики, начавшийся с осуществления реформ в экономической сфере, включающих либерализацию экономики, приватизацию и ликвидацию системы централизованного планирования и управления, привел к кардинальным переменам в жизни таджикского общества. Эти перемены, с одной стороны, создали условия для роста экономической активности части трудоспособного населения, а с другой — вызвали падение средних показателей уровня жизни значительной части населения. Произошло снижение уровня реальной заработной платы и качества социального обслуживания нетрудоспособных. Исчезли гарантии занятости и пенсионного обеспечения. Выросли уровень безработицы и бедность.

В условиях рыночных отношений человек обеспечить удовлетворение своих потребностей может путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за труд. Однако в каждом обществе есть часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, и т.д. Эти категории населения без защиты и социальной помощи государства не выживут. В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

Правительство Республики Таджикистан при поддержке Международного Валютного Фонда, Всемирного Банка и других доноров предприняло шаги для создания новой системы социальной защиты населения. Тем не менее, основные проблемы сохраняются. По политическим причинам проведение реформ и обеспечение их устойчивости оказалось непростым. Политическая нестабильность мешала прогрессу, что настоятельно требовало разработки новой стратегии социальной защиты населения. Её обоснование и практическая реализация вызваны необходимостью смягчения отрицательных последствий перехода к рыночным отношениям, поэтому концептуальный анализ системы социальной защиты населения представляет не только научно-теоретический, но и, несомненно, практический интерес. Проблема реформирования системы социальной защиты населения приобретает стратегическое значение.

Как показывает опыт развитых стран, наличие продуманной сети социальной защиты, охватывающей всех граждан и все домашние хозяйства, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста и способность идти на проведение реформы, а также содействует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе.

Рыночные преобразования в экономике затронули и процессы, происходящие в сфере социально-трудовых отношений. Особое значение начинает приобретать проблема сохранения социального согласия в обществе, без чего невозможно его стабильное и гармоничное развитие, поэтому к приоритетным направлениям социальной политики должны быть отнесены и реформы в сфере социальнотрудовых отношений. При этом особое внимание должно быть уделено созданию условий для повышения трудовой активности граждан, развития предприимчивости и деловой инициативы, внедрения надежных механизмов соблюдения социальноправовых гарантий работников по оплате труда, условиям труда, социальному страхованию. В этих условиях действенным инструментом социальной политики

государства в социально-трудовой сфере, по мнению российского ученого-экономиста В.Ю. Соколовой должно стать социальное партнерство.1 В условиях Республики Таджикистан, где наблюдается высокий естественный прирост населения и трудовых ресурсов, одной из проблем является относительно медленный рост вновь создаваемых рабочих мест. Все меры, предпринимавшиеся государством для решения проблемы занятости незанятого трудоспособного населения на основе развития общественного производства как фактора социальной защиты населения, до настоящего времени не дают заметных результатов.

В этом плане развитие негосударственного сектора (помощь безработным в организации собственного дела, поощрение самозанятости, кредиты предпринимателям) будет способствовать решению проблем занятости безработного трудоспособного населения республики и одновременно его социальной защите.

Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В нашей республике это развитие только началось. Надо иметь в виду, что в нашей стране система социальной защиты населения имеет свою специфику, обусловленную сложившимися в этой сфере традициями, а также определенной инертностью в процессе общественных преобразований. В настоящее время в социальной сфере имеют место проблемы, напрямую связанные с переходом Таджикистана к рынку. Усложняются же эти проблемы еще и тем, что в специфических условиях Таджикистана вследствие известных событий 90-х годов систему социальной защиты приходится создавать заново, поскольку старая система была практически полностью уничтожена. Отсюда и возникает необходимость изучения путей формирования новой, адекватной рыночным отношениям системы социальной защиты населения и механизмов его функционирования в Республике Таджикистан. Этот механизм должен отличаться комплексностью и взаимосвязанностью всех составляющих его элементов с учетом современных тенденций и перспектив развития экономики и национальных традиций, а также отечественного и зарубежного опыта и в будущем стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающей людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений. Особую значимость проблема социальной защиты населения приобретает в связи с необходимостью комплексной реализации Стратегии снижения бедности в Республике Таджикистан, направленной на искоренение нищеты, существенное повышение уровня жизни граждан страны.

Переходный период в Республике Таджикистан характеризуется усилением неравенства в распределении доходов и, в силу этого крайней поляризацией групп населения, ростом числа бедных. Согласно данным Статистического комитета при Президенте Таджикистана, уровень средней заработной платы в Таджикистане составляет $110. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, средняя зарплата соседних государств - Узбекистана и Киргизии, - намного выше. В Узбекистане она составляет $326, в Киргизии - $158. Уровень минимальной зара-

1 Соколова В.Ю. Управление развитием социальной защиты малообеспеченных семей: Автореферат диссертации. -М.,2005. -С.17.

ботной платы в РТ с 1-го сентября 2012 г. равен 200 сомони.1 По данным Агентства по статистике Таджикистана, стоимость набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, по фактическому потреблению на 1-е сентября 2012 г. на одного члена семьи в месяц составила 120 сомони (около 21 доллара США), при рациональной норме питания ежемесячная стоимость потребительской корзины для каждого таджикистанца составила бы 248 сомони при минимальной заработной плате 80 сомони.2

На 1января 2011 года численность пенсионеров составляла 528,8 тыс. человек. Средний размер назначенной пенсии составлял 42,3 сомони. Расходы на социальное страхование и социальную защиту из государственного бюджета составляли всего -2,6%.3

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий. Население нуждается в такой социальной поддержке, которая способствовала бы минимизации отрицательных последствий рыночных реформ. Обоснование мер социальной поддержки населения должно опираться, прежде всего, на анализ изменений в его социально-экономическом положении и оценку тех социальных программ, которые предпринимаются государством в рамках социальной политики.4

Выше было отмечено, что социальная защита - это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики. Она включает комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Формирование системы социальной защиты включает несколько этапов:

1. Выделение из всего населения целевых групп - лиц, нуждающихся в социальной защите. Для этого применяются механизмы контроля и критерии определения семейных доходов.

2. Выбор методов, обеспечивающих целенаправленный характер помощи. С этой целью осуществляется привязка помощи к конкретным регионам страны или социальным группам населения.

3. Оценка уровня жизни, необходимая для правильного определения целевых групп. Для этого осуществляется обследование семейных бюджетов с учетом всех получаемых доходов в денежной и натуральной формах.

1 ru.kloop.tj/2012/08/13/dushanbe-priznan-stolitsey-s-samoy-nizkoy-zarplatoy-v-sng/

2 http://www.avesta.tj/goverment/9845-e-rahmon-pomchil-izmenit-normy-potrebitelskoy-korziny.html / 13.08.2012.

3 http://www.untj.org/docs/country_context/gender/PoИties/Men&Women_ms.pdf / 13.08.2012.

4 Джононов С. Экономика Таджикистана: стратегия развития// Социальное положение женщин в Республике Таджикистан. -1999. -№4. - С. 163-169.

С целью определения адресности социальной помощи применяется концепция минимально необходимого уровня потребления.1 При этом так называемая минимальная потребительская корзина включает набор необходимых товаров и услуг с последующим его расширением.

4. Выбор способов предоставления пособий, дотаций, льгот. Они могут предоставляться в денежной и натуральной формах. Использование талонов на продовольствие или одежду обеспечивает целевое использование выделяемой помощи.

Существуют две модели социальной политики — централизованная (советская) и западная.2

Соотношение различных видов социальной защиты для обеих моделей социальной политики характеризовалось доминирующим положением социального обеспечения и социального страхования. Что касается государственной благотворительности, то она играет подчиненную роль.

В процессе исторического развития на рубеже XXI в. центр тяжести в социальной политике перемещается с социальной благотворительности на социальное обеспечение и социальное страхование, с дифференцированного подхода - к всеобщности (универсальности). Хотя это и связано с немалыми ресурсозатратами, с увеличением объема финансовых средств госбюджета, однако в социальном плане преодолевается чрезмерная социальная стратификация населения по имущественному положению, сокращается беднейший слой населения. Это способствует социальной стабильности и единству общества ценой значительных государственных расходов. Достигнутый в послевоенные годы во многих развитых странах экономический рост позволял гарантировать всем членам общества минимальный уровень потребления, т. е. такой набор потребительских благ, который обеспечивал нормальные условия существования. Более того, в 50 - 60 годы существовали весьма оптимистические взгляды ученых и политиков не только на уровень, но и на качество жизни, возможности перехода к рациональному и оптимальному потреблению, т.е. установлению наиболее благоприятного для человека объема и структуры потребления.

Чрезмерная ориентация на эгалитарные ценности, когда все члены общества получают равные блага, и требования социальной справедливости как централизованной, так и западной модели социальной системы вплоть до середины 70-х годов выражалась в усилении затратных направлений социальной политики.

Объем социального бюджета государства достиг такого уровня, который стал предельным с точки зрения степени налогового бремени. Развитая система государственных гарантий социальной защиты породила такие негативные социальные явления, как хроническое иждивенчество большей части населения. В 70-х и 80-х годах сузились экономические возможности для решения социальных задач. Наступил кризис обеих моделей социальной политики.

Кризис затронул те модели социальной системы, которые отличались чрезмерно высокой степенью социализации. Социальное обеспечение как направ-

1 Указ. соч., с.168.

2 Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. -М.: Инфра-М, 2002. - С. 222-223.

ление социальной политики было преобладающим по сравнению с социальным страхованием и вспомоществованием. Кроме того, при централизованной системе немалую часть социальных расходов брали на себя предприятия. Однако зависимость от государственного бюджета в конечном счете усиливала нагрузку на централизованное финансирование. Более сильные государственные гарантии централизованной модели по сравнению с западной порождали еще большее социальное иждивенчество. Но кризис централизованной модели социальной системы точно так же, как и кризис западной модели, сохранил положительный гуманистический потенциал прежней социальной системы.

Как свидетельствует Декларация Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995), вектор социального развития в XXI в. будет определяться приверженностью всех стран концепции ориентации экономики на интересы человека, на более эффективное удовлетворение его потребностей, на рассмотрение вопросов социального развития с позиции уважения человеческого достоинства, равенства и социальной справедливости. Следовательно, концепция рассмотрения человека не как средства, а как цели социальноэкономического развития сохраняет свою актуальность и в перспективе.

Вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными, а качество человеческого потенциала — важнейший фактор экономического прогресса и уровня социально-экономического развития страны. Если выстроить все страны мира по уровню экономического развития и классифицировать их по рейтингу индекса человеческого развития, то мы увидим, что они будут находиться в прямой зависимости от качества человеческого потенциала. Причем и темпы научно-технического прогресса, уровень организации, культуры и производительности труда — это производные от человеческого капитала.

Следовательно, в стратегическом плане вложения в человека — это самые эффективные вложения, имеющие наиболее высокую отдачу.

Недооценка рыночных регуляторов в оптимизации растущих потребностей и ограниченных ресурсных, финансовых возможностей была общей причиной кризиса обеих социальных систем в последние 20 лет. Поэтому естественным витком социально-экономического развития цивилизации новейшего периода, т.е. в рамках среднесрочного цикла, является ставка на усиление роли системы трудовой и предпринимательской мотивации, на индивидуальный принцип зарабатывания эффективным трудом своего материального благополучия, на преодоление уравнительных, иждивенческих тенденций.

Современная система социальной защиты населения в Таджикистане включает следующие основные элементы:

• традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи);

• совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги);

• социальное страхование (добровольное, обязательное, государственное).

Одной из важнейших характеристик социальной политики является социальная справедливость. С одной стороны, она означает степень обоснованного равенст-

ва, а с другой сохраняющегося неравенства. И то и другое обусловливается уровнем развития общества в целом, его производительных сил, находящих свое конкретное выражение в обеспечении общественно оправданных минимальных потребностей людей. В условиях кризисного состояния ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства. Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватой социальным взрывом. Как показывает зарубежный опыт (а теперь и отечественный), одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях - сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это определяется сегодняшним соотношением финансовой системы страны как следствия всеобщего системного риска. Необходимо отметить, что социальную работу нельзя рассматривать только как деятельность, направленную на оказание помощи, но и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении людей, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, то есть профилактическая работа должна занять в социальной защите значительно большее место, чем это наблюдается сейчас. Практика показывает, что кардинальное изменение традиционной системы социальной зашиты в странах с переходной экономикой вызвано противоречием между расширением потребностей в социальной защите населения и одновременным сужением экономических возможностей для их удовлетворения. По данным Госкомстата РТ, к началу 2011г. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума превышала 30%. Более того, разрыв между доходами бедных и прожиточным минимумом увеличивался в последние годы, повергая тех, кто стал бедным, в еще большее отчаяние.

Анализ изменений величины денежных доходов населения и уровня цен на товары и услуги позволил выявить отдельные причины снижения социальной обеспеченности населения РТ. К ним относятся: падение производства вообще и товаров народного потребления особенно; специфическая демографическая обстановка и быстрый рост численности населения; структурные изменения в экономике и сокращение реального сектора экономики, ведущие к расширению базы безработицы; инфляция и обесценивание накоплений населения; рост стоимости энергоносителей, провоцирующий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта. Жизнь настоятельно требует новых экономических подходов к усилению социальной защищенности граждан. Система социальной защиты населения в РТ находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую, самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства.

Повышение уровня жизни населения на всех этапах - приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством социальной политики. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.

Список использованной литературы:

1. Эмомали Рахмон, Президент Республики Таджикистан. Идти дальше,опираясь на достигнутое // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -№1. -Душанбе, 2002, -с.5-18.

2. Джононов С, «Социальное положение женщин в Республике Таджикиста» // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -№4. -Душанбе, 1999. -с. 163-169.

3. Куликов В. Концептуальные основы современной экономики труда // РЭЖ.-2003. -№11-12, -с. 61-64.

4. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. -М.: Инфра-М, 2000, 318с.

5. Рахимов Р.К., Каюмов Н.К. и др. Социальная политика Республики Таджикистан в условиях переходной экономики // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -Душанбе, 2000, №2, -с.14.

6. ru.kloop.tj/2012/08/13/dushanbe-priznan-stolitsey-s-samoy-nizkoy-zarplatoy-v-sng/

7. http://www.avesta.tj/goverment/9845-e-rahmon-poruchil-izmenit-normv-potrebitelskov-korziny.html /13.08.2012.

М.И. Ходжаева

Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики

Ключевые слова: социальная защита, социальная политика, социальный аспект, социальное обеспечение, уровень жизни населения, бедность.

В настоящее время в социальной сфере имеют место проблемы, напрямую связанные с переходом Таджикистана к рынку. Усложняются же эти проблемы еще и тем, что в специфических условиях Таджикистана вследствие известных событий 90-х годов систему социальной защиты приходится создавать заново, поскольку старая система была практически полностью уничтожена. Отсюда и возникает необходимость изучения путей формирования новой, адекватной рыночным отношениям системы социальной защиты населения и механизмов ее функционирования в Республике Таджикистан. Этот механизм должен отличаться комплексностью и взаимосвязанностью всех составляющих его элементов с учетом современных тенденций и перспектив развития экономики и национальных традиций, а также отечественного и зарубежного опыта.

M.I. Khojayeva

Social Protection at the most Important Constituent of Social Policy

Key words: social protection, social policy, social aspect, soscial provision, population's, living standard, povertv

At present the problems indirectly beset with Tajikistan's transition to market take place. The latters are additionaly complicated with specific conditions accounted for by the notorious events of the 90-ies when the old system of social protection was practically annihilated entirely, so, the latter is to be created anew. Thus, there springs up a necessity of studying the ways of formation of a new system of social protection and mechanisms of its functioning in the Republic of Tajikistan in conformity with market relations. The formers should be distinguished with intergration and mutual interconnection of all their constituent elements with taking into account modern tendencies and perspectives related to economy and national traditions, home and foreign experience being not ignored either.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.