Научная статья на тему 'Теоретические подходы к формированию экологической культуры студенческой молодежи'

Теоретические подходы к формированию экологической культуры студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL EDUCATION / APPROACHES TO FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE AMONG STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортунатов Артем Александрович

В работе представлены результаты проведенного исследования по рассмотрению подходов к формированию экологической культуры студенческой молодежи. Выявлены педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса формирования экологической культуры молодежи, определены основные направления формирования экологической культуры студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical approaches to formation of the ecological culture among the student youth

The research deals with the experimental results of considering the approaches to formation of ecological culture among student youth. The pedagogical conditions needed for making the formation more effective have been revealed, the basic directions of ecological culture formation have been defined.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к формированию экологической культуры студенческой молодежи»

зателей физической подготовленности: в-третьих, наиболее рациональному использованию двигательных способностей юных зимних многоборцев, в отличие от раздельной методики начального обучения лыжной гонке и стрельбе.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Артем Александрович Фортунатов, кандидат педагогических наук, доцент, Магнитогорский государственный университет (МаГУ)

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по рассмотрению подходов к формированию экологической культуры студенческой молодежи. Выявлены педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса формирования экологической культуры молодежи, определены основные направления формирования экологической культуры студенческой молодежи.

Ключевые слова: экологическая культура; экологическое образование; подходы к формированию экологической культуры молодежи.

THEORETICAL APPROACHES TO FORMATION OF THE ECOLOGICAL CULTURE AMONG THE STUDENT YOUTH

Artem Alexandrovitch Fortunatov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer

Magnitogorsk State University

Annotation

The research deals with the experimental results of considering the approaches to formation of ecological culture among student youth. The pedagogical conditions needed for making the formation more effective have been revealed, the basic directions of ecological culture formation have been defined.

Keywords: ecological culture, ecological education, approaches to formation of ecological culture among student youth.

В последнее десятилетие постоянное ухудшение состояния окружающей природной среды стало реально угрожать здоровью населения, лимитировать возможности экономического и социального развития крупных промышленных регионов и городов. Более 70% добываемых ресурсов тратятся на поддержание ресурсодобывающих и ресурсоемких обрабатывающих производств. Расточительный, разрушительный характер природопользования постоянно порождает новые и обостряет существующие экологические проблемы. Ученые [2-4] делают весьма тревожные прогнозы относительно необратимости повреждения биосферы в течение ближайших десятилетий. Экологическая ситуация в России не является исключением.

Наш длительный опыт изучения процесса формирования экологической культуры студенческой молодежи показывает, что многие экологические проблемы вызваны, прежде всего, бездуховностью общества, иждивенческим отношением к живой природе, потребительским отношением к природным ресурсам и низкой экологической культурой граждан. Экологическое образование как элемент общего образования связано с овладением научными основами взаимодействия природы и общества [5, с.188]. Его цель - формирование экологического мировоззрения, системы знаний, взглядов, убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности. Междисциплинарный состав экологических знаний определяет характер ее влияния на всю систему образования и затрагивает все области и стороны обучения и воспитания.

На современном этапе вузовского образования экологическая культура молодежи формируется на принципах единства исторической взаимосвязи природы и обще-

ства, социальной обусловленности отношений человека к природе, на стремление к гармонизации этих отношений. Многоаспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологического образования, его основные принципы: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры, систематичность и непрерывность изучения учебного материала, единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности обучающихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобальных, региональных и краеведческих экологических проблем. Это отмечают многие ученые [1 -3].

Опираясь на накопленный наукой опыт изучения данной проблемы, мы рассматриваем экологическую культуру как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы; способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем; готовность к природоохранительной деятельности. Это особое личностное образование, состоящее из таких элементов, как: понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи; целостность знаний об окружающей среде; способность мыслить в границах экологической безопасности; следование законам, охраняющим природную среду; способность к созданию конструктивных этических положений, регулирующих отношение человека с окружающей его природной средой; готовность нести ответственность за сохранность окружающей среды [5, 6].

Процесс формирования экологической культуры студентов университета опирается на научную базу, охватывает большую часть изучаемых дисциплин и преследует цели: овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения; оформление на базе знаний и умений научно обоснованной экологической картины мира как компонента общечеловеческой культуры; подготовка экологически грамотных, знающих экологические закономерности, связи между живыми организмами и окружающей природой, пути установления гармоничных отношений со всеми живыми как главной ценностью на Земле.

Эти цели можно конкретизировать в следующих группах задач: познавательной (усвоение основных научных экологических понятий и фактов); понимание ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека; мотивационной (развитие потребности общества с природой; сознательного соблюдения норм экологоориентированного поведения); деятельностной (активизация деятельности по охране природной среды, участие в пропаганде идей охраны природы).

Содержание экологического образования в нашем изыскании отбирается в соответствии с базовыми педагогическими принципами: системность и целесообразность; единства и дифференциации эмпирического и теоретического компонентов, научной и практической составляющих; полноты содержания в пределах времени, отведенного на изучение данного предмета; преемственности содержания с учетом усвоения ранее полученной информации; схематизации и моделирования; соответствия содержания предмета возможностям учебно-материальной базы учебного заведения с учетом перспективы ее развития на ближайший период.

К этому перечню необходимо добавить еще один принцип, без реализации которого развитие современного образования уже не представляется возможным, -принцип культуросообразности. Такая позиция обусловлена пониманием того, что экологические вопросы должны рассматриваться с учетом этнического своеобразия.

Поскольку экология - это наука о доме, родине (гр. о1ко8 - дом, родина), то предназначение современного экологического образования - через восстановление естественных связей человека, природы и культуры подойти к реализации идеи национального дома, вне которой невозможно проявление подлинности человечности. Воссоздание в образовании осуществляется посредством интегрированных курсов, сближения естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Ниже на рисунке 1 показан один из модулей алгоритма проектирования эколо-

гической культуры обучающихся. Данный модуль осуществляется как в ходе образовательной деятельности, так и в процессе организации практики студентов университета.

Проведение мониторинга Разработка проекта

Исследование участников (заинтересованных сторон) проекта. Выявление проблемы. Постановка целей. Разработка альтернативных стратегий. Описание элементов проекта. Констатация внешних факторов (допущений). Проектирование показателей и оценок формирования экологической культуры студентов.

Рис. 1.Модуль алгоритма проектирования процесса формирования экологической

культуры студентов университета

Как показал наш опыт преподавательской деятельности в Магнитогорском государственном университете по данной научной проблематике [5-7], формирование экологической культуры обучающихся должно носить эвристический характер. При этом, средствами актуализации личностной позиции обучаемых является диалог и имитационно-ролевой подход при решении задач. Многоаспектность проблем, разнообразие моделей, объясняющих природные явления, закладывают основы диалогического мышления. Огромными возможностями в контексте формирования экологической культуры наделен метод проектов. Он позволяет формировать исследовательские навыки, опыт самостоятельного решения экологических задач, обеспечивает непосредственное знакомство с природой родного края. Темы проектов, предлагаемые студентам, могут быть связаны с изучением экологической ситуации в городе; разработ-

кой способов оздоровления природной среды; анализом влияния различных производственных объектов на состояние природы.

Такого рода деятельность, как отмечает Л.Я. Закирова, позволит включить обучающихся в решение экологических проблем, будет способствовать развитию чувства ответственности, формированию гражданского долга, пониманию важности сохранения и приумножения природных богатств [1, с.24].

Таким образом, наиболее перспективными направлениями формирования экологической культуры студентов университета являются следующие:

- признание приоритетности экологического образования как определяющего характер и уровень подготовки студентов в быстроменяющихся природосоциальных условиях;

- принятие общей, одинаково трактуемой участниками учебновоспитательного процесса цели современного экологического образования в высшей школе;

- уточнение содержания обучения основам экологии;

- коррекцию компонентов методической системы, обеспечивающих развитие экологического образования;

- усиление интегративных тенденций в построении содержания экологического образования;

- изменение подходов к диагностике результатов и уровня формирования экологической культуры выпускников университета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закирова, Л. А. Экологическое образование учащихся колледжа как основа игрового и учебного маркетинга / Л. А. Закирова, А. В. Кондрух // Педагогические условия решения проблем профессионально-экономического образования личности : сб. науч. тр. - Н. Новгород, 2004. - С. 23-25.

2. Машкова, И. В. Роль экологизации образования в системе образования / И. В. Машкова // Материалы науч.-метод. конф. молодых ученых ун-та / Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск, 2007. - С. 119-125.

3. Педагогическая наука и образование : тематич. сб. науч. тр. Вып. 7 / отв. ред. А. Я. Найн / ЧелГНОЦ УрО РАО. - Челябинск : [б.и.], 2004. - 216 с.

4. Проблемы формирования профессионально-экологической компетентности педагога в контексте личностно ориентированного образования : материалы науч.-метод. конф. педагогов / отв. ред. А. Я. Флиер ; ВГПУ. - Владимир : [б.и.], 2007. - 229 с.

5. Фортунатов, А. А. Проблемы экологического образования студентов в высшей школе / А. А. Фортунатов // Проблемы экологически обусловленных нарушений состояний здоровья населения промышленных городов Южного Урала с развитой отраслью черной металлургии : сборник научных докладов Всероссийской научной конференции. - Магнитогорск, 2004. - С. 187-190.

6. Фортунатов, А. А. Анализ функций системного подхода при построении системы экологического самообразования студентов вуза / А. А. Фортунатов // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования : межвузовский сборник научных трудов / под ред. А.В. Усовой, О.Р. Шеффер. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. - С. 182-186.

7. Фортунатов, А. А. Методологические предпосылки исследования проблемы развития экологической культуры молодежи : учеб.-метод. пособие / Фортунатов А. А. ; МаГУ. - Магнитогорск : [б.и.], 2009. - 87 с.

Контактная информация: art_fortunatov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.