Научная статья на тему 'Основные направления формирования экологической культуры студентов вуза'

Основные направления формирования экологической культуры студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1381
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
APPROACHES TO STUDENTS' ECOLOGICAL CULTURE TEACHING / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортунатов Артем Александрович

В работе представлены результаты проведенного исследования по рассмотрению подходов к формированию экологической культуры студенческой молодежи. Выявлены педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса формирования экологической культуры молодежи, определены основные направления формирования экологической культуры студенческой молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фортунатов Артем Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primary Ways of University Students' Ecological Culture Teaching

The research deals with the experimental results of considering the approaches to students' ecological culture teaching, pedagogical environmental complex necessary to make teaching more effective and general ways that help students' ecological culture forming.

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования экологической культуры студентов вуза»

УДК 378.147 ББК 4481.3

Фортунатов Артем Александрович

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра социальной педагогики Магнитогорский государственный университет г. Магнитогорск Fortunatov Artem Alexandrovitch Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Social Pedagogics Magnitogorsk State University Magnitogorsk

Основные направления формирования экологической культуры

студентов вуза

Primary Ways of University Students' Ecological Culture Teaching

В работе представлены результаты проведенного исследования по рассмотрению подходов к формированию экологической культуры студенческой молодежи. Выявлены педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса формирования экологической культуры молодежи, определены основные направления формирования экологической культуры студенческой молодежи.

The research deals with the experimental results of considering the approaches to students' ecological culture teaching, pedagogical environmental complex necessary to make teaching more effective and general ways that help students' ecological culture forming.

Ключевые слова: экологическая культура; экологическое образование; подходы к формированию экологической культуры молодежи.

Key words: ecological culture, ecological education, approaches to students' ecological culture teaching.

В последнее десятилетие постоянное ухудшение состояния окружающей

природной среды стало реально угрожать здоровью населения, лимитировать возможности экономического и социального развития крупных промышленных регионов и городов. Более 70% добываемых ресурсов тратятся на поддержание ресурсодобывающих и ресурсоемких обрабатывающих производств. Расточительный, разрушительный характер природопользования постоянно порождает новые и обостряет существующие экологические проблемы. Ученые [2;3] делают весьма тревожные прогнозы относительно необратимости

повреждения биосферы уже через несколько десятилетий. Экологическая ситуация в России не является исключением.

Южный Урал - специфический регион Российской Федерации. Его географическое положение придает ему неповторимость и уникальность среди других субъектов Российской Федерации. И тем не менее, состояние окружающей природной среды на Южном Урале неблагополучно. По степени загрязнения воздушной среды лидируют города Магнитогорск, Карабаш, Челябинск и другие, где расположены предприятия металлургии. Загрязнение атмосферы порождает кислотные дожди, которые уничтожают урожай, растительность, негативно сказывается на состояние водных объектов, животного мира, способствует сокращению рыбных запасов.

В целом все негативные экологические тенденции в регионе, как верно отмечает И.В. Машукова, способствуют ухудшению качества жизни людей, состояния их здоровья, возникновению целого ряда социальных, экологических и других проблем. В связи с чем возникает необходимость в разработке регионального аспекта экологизации образования и воспитания. В региональном аспекте целесообразно учитывать целый ряд специфических особенностей Южного Урала: природных, этнических, социально-экологических, культурологических (2, с.119-120).

Наш длительный опыт изучения процесса формирования экологической культуры студенческой молодежи показывает, что многие экологические проблемы вызваны прежде всего бездуховностью общества, иждивенческим отношением к живой природе, потребительским отношением к природным ресурсам и низкой экологической культурой граждан. Экологическое образование как элемент общего образования связано с овладением научными основами взаимодействия природы и общества. Его цель - формирование экологического мировоззрения, системы знаний, взглядов, убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности. Междисциплинарный состав экологических

знаний определяет характер ее влияния на всю систему образования и затрагивает все области и стороны обучения и воспитания.

На современном этапе вузовского образования экологическая культура молодежи формируется на принципах единства исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека к природе, на стремление к гармонизации этих отношений. Многоаспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологического образования, его основные принципы: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры, систематичность и непрерывность изучения учебного материала, единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности обучающихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобальных, региональных и краеведческих экологических проблем. Это отмечают многие ученые Л.А. Закирова [1], И.В. Машкова [2], В.П. Соломин [4] и др.

Многие специалисты-экологи считают, что изучаемую нами проблему можно решить только в случае минимизации загрязнений, произведенных человечеством, до уровня, с которым природа будет в состоянии справляться самостоятельно. Но для этого необходимо, чтобы каждый житель планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от конкретного человека. Преодоления кризиса зависит от уровня экологической культуры личности и общества. Опираясь на накопленный наукой опыт изучения данной проблемы, мы рассматриваем экологическую культуру как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы; способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем; готовность к природоохранительной деятельности. Это особое личностное образование, состоящее из таких элементов, как: понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи; целостность знаний об окружающей среде; способность мыслить в границах экологической безопасности; следование законам, охраняющим

природную среду; способность к созданию конструктивных этических положений, регулирующих отношение человека с окружающей его природной средой; готовность нести ответственность за сохранность окружающей среды.

Системообразующей интегральной характеристикой взаимодействия человека и природы является его общая культура. Экологическая культура -неотъемлемый компонент образованности (культурности) личности. Эффективность ее воспитания обусловлена признанием неразделимости природы, социума и человека. Уровень сформированности экологической культуры зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Высокие нравственные идеалы, ответственность перед будущими поколениями задают отношение к природе на уровне культуры [5, с. 107-108].

Процесс формирования экологической культуры студентов университета опирается на научную базу, охватывает большую часть изучаемых дисциплин и преследует цели: овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения; оформление на базе знаний и умений научно обоснованной экологической картины мира как компонента общечеловеческой культуры; подготовка экологически грамотных, знающих экологические закономерности, связи между живыми организмами и окружающей природой, пути установления гармоничных отношений со всеми живыми как главной ценностью на Земле.

Эти цели можно конкретизировать в следующих группах задач: познавательной (усвоение основных научных экологических понятий и фактов); понимание ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека; мотивационной (развитие потребности общества с природой; сознательного соблюдения норм эколого ориентированного поведения); деятельностной (активизация деятельности по охране природной среды, участие в пропаганде идей охраны природы).

Содержание экологического образования в нашем изыскании отбирается в соответствии с базовыми педагогическими принципами: системность и целесообразность; единства и дифференциации эмпирического и

теоретического компонентов, научной и практической составляющих; полноты содержания в пределах времени, отведенного на изучение данного предмета; преемственности содержания с учетом усвоения ранее полученной информации; схематизации и моделирования; соответствия содержания предмета возможностям учебно-материальной базы учебного заведения с учетом перспективы ее развития на ближайший период.

К этому перечню необходимо добавить еще один принцип, без реализации которого развитие современного образования уже не представляется возможным, - принцип культуросообразности. Такая позиция обусловлена пониманием того, что экологические вопросы должны рассматриваться с учетом этнического своеобразия.

Поскольку экология - это наука о доме, родине (гр. oikos - дом, родина), то предназначение современного экологического образования состоит в восстановлении естественных связей человека, природы и культуры, реализации идеи национального дома, вне которой невозможно проявление подлинности человечности. Воссоздание в образовании осуществляется посредством интегрированных курсов, сближения естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Нами выявлены основные направления процесса формирования экологической культуры обучающихся:

- научно-исследовательская деятельность: научные исследования в области природопользования и охраны природы;

-проектно-производственная деятельность: проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем в области природопользования, разработка рекомендаций к их разрешению; обеспечение ресурсопроизводящей функции природной среды; оценка воздействий на окружающую среду; разработка и осуществление мониторинга в области природопользования; анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием;

- контрольно-экспертная деятельность: разработка практических рекомендаций по использованию природно-ресурсного потенциала территорий; разработка систем рационального природопользования; проведение экологической оценки хозяйственных проектов; контрольно-ревизионная деятельность, экологический аудит.

На практических занятиях, в период прохождения курсовой, летней производственной, преддипломной практик процесс формирования экологической культуры обучающихся направлен на решение следующих основных задач: закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения в вузе, на основе глубокого изучения научно-исследовательской, проектно-производственной, контрольно-экспертной видов профессиональной экологической деятельности; формирование у будущих студентов соответствующих профессиональных качеств; овладение основами управления в сфере природопользования и охраны природы; систематизация и анализ собранных эмпирических материалов в целях написания курсовой или дипломной работы; выбор темы будущей курсовой или дипломной работы; сбор эмпирического материала для написания дипломной работы; воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать возникающие проблемы по экологии; получение знаний для последующего выбора профессий; формирование устойчивого интереса, чувства ответственности и уважения к избранной профессии; выработка навыков самостоятельного анализа результатов работы; выполнение конкретного исследования в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики; приобретение профессиональных качеств будущего специалиста по экологической проблематике.

Для реализации системы подготовки специалистов с высокой экологической культурой определены следующие характеристики практической деятельности выпускников вуза: специфика управления экологической деятельностью в образовательной сфере; оптимальные модели управления природоохранной деятельностью и экологической образованностью

будущих выпускников университета; обеспечение преемственности в профессионально-экологическом образовании работников образовательной сферы; разработка научно-методических основ управленческо-экологической политики.

Как показал наш опыт преподавательской деятельности в Магнитогорском государственном университете, формирование экологической культуры обучающихся должно носить эвристический характер. При этом, средствами актуализации личностной позиции обучаемых является диалог и имитационно-ролевой подход при решении задач. Многоаспектность проблем, разнообразие моделей, объясняющих природные явления, закладывают основы диалогического мышления. Огромными возможностями в контексте формирования экологической культуры наделен метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки, опыт самостоятельного решения экологических задач, обеспечивает непосредственное знакомство с природой родного края. Темы проектов, предлагаемые студентам, могут быть связаны с изучением экологической ситуации в городе; разработкой способов оздоровления природной среды; анализом влияния различных производственных объектов на состояние природы.

Такого рода деятельность, как отмечает Л.Я. Закирова, позволит включить обучающихся в решение экологических проблем, будет способствовать развитию чувства ответственности, формированию гражданского долга, пониманию важности сохранения и приумножения природных богатств [1, с.24].

Использование метода проектов согласуется с требованиями деятельностного подхода и принципа связи образования с жизнью. Реализация этой технологии предлагает выработку соответствующих критериев оценки уровня экологической культуры обучающихся. Процедуры диагностирования в современных условиях не должны сводиться к традиционным опросам и контрольным работам, ориентированным на знаниевый подход, проверяющим усвоение, а не понимание, репродукцию, а не творчество [5, с.109].

Таким образом, наиболее перспективными направлениями формирования экологической культуры студентов университета являются следующие:

- признание приоритетности экологического образования как определяющего характер и уровень подготовки студентов в быстроменяющихся природосоциальных условиях;

- принятие общей, одинаково трактуемой участниками учебно-воспитательного процесса цели современного экологического образования в высшей школе;

- уточнение содержания обучения основам экологии;

- коррекцию компонентов методической системы, обеспечивающих развитие экологического образования;

- усиление интегративных тенденций в построении содержания экологического образования;

- изменение подходов к диагностике результатов и уровня формирования экологической культуры выпускников университета.

Библиографический список

1. Закирова, Л. А. Экологическое образование учащихся колледжа как основа игрового и учебного маркетинга / Л. А. Закирова, А. В. Кондрух // Педагогические условия решения проблем профессионально-экономического образования личности: сб. науч. тр. -Н.Новгород : ВГППА, 2004. - С. 23-25.

2. Машкова, И. В. Роль экологизации образования в системе образования / И. В. Машкова // Материалы науч.-метод. конф. молодых ученых ун-та. - Челябинск : УралГУФК, 2007. - С. 119-125.

3. Проблемы формирования профессионально-экологической компетентности педагога в контексте личностно ориентированного образования: материалы науч.-метод. конф. педагогов / отв. ред. А. Я. Флиер. - Владимир : ВГПУ, 2007. - 229 с.

4. Соломин, В. П. Теоретико-методологические основы и особенности организации образовательного процесса в Институте Естествознания педагогического университета / В. П. Соломин. - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 224 с.

5. Эфрос, Я. Р. Экологическое образование будущего учителя: экоцентрический подход: монография / Я. Р. Эфрос. - Орел : ОГУ, 2002. - 214 с.

Bibliography

1. Efros, Ya.R. Ecological education of a Teacher To-Be: Ecocentric Approach: Monograph / Ya.R. Efros. - Orel: OSU, 2002. - 214 p.

2. Mashkova, I.V. Ecological Instruction in Education / I.V. Mashkova // Conference Scientific Material of the Young Scientists of the University. - Chelyabinsk: UralSUPhT, 2007. - P. 119-125.

3. Problems of a Teacher's Professional and Ecological Competence Forming in Person-Oriented Instruction: Scientific Materials of Teachers' Conference / Editor-in-Chief A.Ya. Fliyer. -Vladimir: VSPU, 2007. - 229 p.

4. Solomin, V.P. Theoretical and Methodological Bases and Specificity of Educational Process Organization at the Institute of Natural Sciences of Pedagogical University / V.P. Solomin. - SPb.: RSPU after A.I. Hertzen, 1999. - 224 p.

5. Zakirova, L.A. Ecological Education of College Students As A Basis of Gaming and Training Marketing / L.A. Zakirova, A.V. Kondrukh // Pedagogical Conditions of Solving Problems of Personality's Professional and Economic Education: Collected Scientific Papers. - N.Novgorod: VSPPA, 2004. - P.23-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.