Научная статья на тему 'Технологические аспекты реализации методики формирования экологической культуры обучающихся в условиях профессионально-экологического образования'

Технологические аспекты реализации методики формирования экологической культуры обучающихся в условиях профессионально-экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗА / METHODS / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортунатов А. А.

В работе представлены содержательные характеристики методики развития экологической культуры обучающихся в вузе. Раскрыт процесс влияния разработанной методики на формирование экологической культуры студентов. Неотъемлемой частью содержания данной методики является введение спецкурса по проблеме развития экологической культуры студентов вуза, которое предполагает применение активных форм обучения. Представлены содержательные характеристики наиболее значимых и приоритетных тем спецкурса, апробированных в ходе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF WAYS TO FORM STUDENTS'' ECOLOGICAL CULTURE IN VOCATIONAL ECOLOGICAL TRAINING

The article deals with the substantial characteristics of methods developing ecological culture at a university. The author describes a process of the influence of the proposed methods on the formation of students'' ecological culture. An integral component of the described methods is implementation of a special course on development of ecological culture in university students, which presupposes the usage of active forms of teaching. The work also presents qualitative features of mostly essential and prior topics of the course, approbated during the research.

Текст научной работы на тему «Технологические аспекты реализации методики формирования экологической культуры обучающихся в условиях профессионально-экологического образования»

УДК 378.147

Fortunatov A.A. TECHNOLOGICAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF WAYS TO FORM STUDENTS' ECOLOGICAL CULTURE IN VOCATIONAL ECOLOGICAL TRAINING. The article deals with the substantial characteristics of methods developing ecological culture at a university. The author describes a process of the influence of the proposed methods on the formation of students' ecological culture. An integral component of the described methods is implementation of a special course on development of ecological culture in university students, which presupposes the usage of active forms of teaching. The work also presents qualitative features of mostly essential and prior topics of the course, approbated during the research.

Key words: methods, ecological education, ecological culture of university students.

А.А. Фортунатов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Магнитогорский гос. технический университет»,

г. Магнитогорск, E-mail: art_fortunatov@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе представлены содержательные характеристики методики развития экологической культуры обучающихся в вузе. Раскрыт процесс влияния разработанной методики на формирование экологической культуры студентов. Неотъемлемой частью содержания данной методики является введение спецкурса по проблеме развития экологической культуры студентов вуза, которое предполагает применение активных форм обучения. Представлены содержательные характеристики наиболее значимых и приоритетных тем спецкурса, апробированных в ходе исследования.

Ключевые слова: методика, экологическое образование, экологическая культура студентов вуза.

Остановимся непосредственно на рассмотрении методики формирования экологической культуры обучающихся.

В процессе разработки методики развития экологической культуры студентов мы опирались на ряд основополагающих работ отечественных ученых в области разработки методики: В.И. Загвязинского, К. Ингенкампа, В.В. Краевского, И.П. Под-ласова, М.Н. Скаткина и др. Также были проанализированы и интерпретированы материалы, полученные в ходе апробации методики, исходя из положений гипотезы, задач, и этапов исследования, а также проведенного нами изыскания.

В предлагаемой методике, можно выделить наряду с общими положениями высшего профессионального образования и специфику системы профессионально-экологического образования. Исходя из того, что объем статьи ограничен, мы выделим только основы разработанной методики, которая более подробно отражена в других авторских публикациях.

Неотъемлемой частью содержания нашей методики реализации педагогических условий является введение спецкурса по проблеме развития экологической культуры студентов вуза «Экология Южного Урала» (таблица 1) [1, с. 172-173].

Данный спецкурс по проблеме развития экологической культуры студентов вуза, направлен на формирование преемственной систематизации и обобщение представления о профессионально-экологическом образовании, исходя из разнообразия предметного содержания. Разработка программы обучения спецкурса проводилась исходя из преемственности его с содержанием программ обучения других дисциплин, а также основывается на том, его можно рассматривать в качестве средства, которое способствует преемственности всей системы профессионально-экологического образования студентов вуза.

Все это способствовало уточнению предметного поля, основных содержательных линий и принципов отбора материала, глубины изложения и степени детализации его изучения, определения основных идей, ядра и иерархии компонентов содержания, технологии структурирования учебного материала, а также логики его построения.

Как показало исследование, в рамках данного спецкурса студенты закрепляют знания непосредственно о науке экология, ее задачах в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, выявляют роль и значение экологии на современном этапе развития Уральского региона, а также вклад отечественных и зарубежных ученых в решение экологических проблем. В ходе изучения разработанного нами спецкурса студенты овладевают методологическими и экологическими знаниями и умениями, знакомятся с новейшими экологическими техноло-

гиями, в том числе, с системой экологического менеджмента. Содержание разделов спецкурса поострено таким образом, чтобы максимально влиять на чувственную сферу личности студентов, развитию его экологической культуры, а также формированию ответственного отношения к миру природы.

В ходе изучения содержания данного учебного курса предполагается овладение студентом следующими умениями и навыками [2, с. 173]:

- развитие экологической культуры;

- развитие интеллектуальных умений;

- формирование умений наблюдать и оценивать состояние окружающей природной среды, пользуясь измерениями и опытом, истолкования данных, формулируя гипотезы и рабочие определения;

- овладение разнообразными методиками системы экологического менеджмента.

Содержание экологического компонента спецкурса, связано с рассмотрением тех разделов экологии и теории природопользования, которые не вошли или вошли в недостаточном объеме в учебные программы общего плана подготовки обучающихся.

Реализация, разработанного нами, спецкурса предполагает применения активных форм обучения, которые наглядно представлены в таблице 2 [3, с. 9]. На выбор содержания и логику построения курса значительное влияние оказало использование технологий эффективного обучения. При составлении таблицы мы опирались на исследования В.С. Кукушиной [4], С.А. Мухиной и А.А. Соловьевой [5; 6], Г.К. Селевко [7], А.П. Панфиловой [8] и др.

Из активных методов обучения в нашем исследовании применялись: лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками, дискуссия, деловая игра, конференция, мозговая атака, круглый стол, выездные занятия (экскурсии) и др.

Реализация нами активных методов обучения: повышает результативность обучения, но не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки; вынуждает студентов в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческое по содержанию и моти-вационно оправданное решение; способствует развитию экологической культуры студентов.

Ниже остановимся на содержании некоторых наиболее значимых и приоритетных тем, апробированных нами в ходе исследования спецкурса. В первую очередь для реализации программы спецкурса мы применяли активные методы обучения.

Программа спецкурса «Экология Южного Урала»

Таблица 1

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ КУРСА ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (час) В том числе

Лекции Семинарские занятия

Раздел I. Региональные проблемы экологии

1 Классификация природных ресурсов Южного Урала. 4 2 2

2 Природный потенциал Южного Урала. 4 2 2

3 Климатические ресурсы Южного Урала. 4 2 2

4 Промышленное и сельскохозяйственное производство на Южном Урале. 4 2 2

Раздел II. Комплексная оценка загрязнения окружающей и производственной среды

5 Оценка состояния и охрана атмосферного воздуха. 4 2 2

6 Оценка состояния и охрана водных ресурсов. 4 2 2

7 Оценка состояния и охрана Земельных ресурсов. 4 2 2

8 Леса, их использование, воспроизводство и охрана. 4 2 2

9 Радиоактивное загрязнение окружающей среды. 4 2 2

Раздел III. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

10 Природоохранительное законодательство и ответственность. 4 2 2

11 Система экологического и биомедицинского мониторинга. 4 2 2

Раздел IV. Система экологического менеджмента

12 Система экологического менеджмента в России 4 2 2

13 Разработка, внедрение и развитие системы экологического менеджмента 5 2 3

14 Перспективы распространения и развития подходов СЭМ 3 2 1

Итого 56 28 28

Таблица 2 Состав активных методов обучения

Не имитационные методы Имитационные методы

Активные (проблемные) лекции. Дискуссия (круглый стол; пресс-конференция; конференция). Мозговая атака. Выездные занятия с дискуссией. Программированное обучение. Выпускная (дипломная) работа с защитой. Стажировка без выполнения должностной роли. Игровые методы. Игровое проектирование. Стажировка с выполнением должностной роли. Разыгрывание ролей. Паратеатр. Психодрама. Деловая игра. Не игровые методы. Анализ конкретных ситуаций. Разбор корреспонденции. Действие по инструкции (алгоритму). Решение ситуативных и производственных задач.

Лекции по изучению нового материала мы проводили в следующей последовательности [9, с. 11-12]:

- активация знаний по экологии, которые уже имелись у студентов (на данные знания можно опереться при изучении новой темы);

- постановка новой темы;

- по ходу лекции - фиксация основных данных в кратких записях и графическом изображении на доске и в конспектах студентов. Проверка понимания нового материала и усвоение фактических данных, определений, понятий, формулировка выводов.

При разработке лекции мы опирались на опыт их конструирования, который представлен в работах С.А Мухиной, А.А. Соловьевой и А.П. Панфиловой.

В ходе реализации лекционного материала нами применялись различные педагогические приемы. На лекционном занятии нами применялся такой педагогический прием как проблемная ситуация.

Данная проблемная ситуация формируется когда студенты применяют ранее усвоенные знания в новых условиях, при этом мы должны продемонстрировать студентам недостаточность имеющихся у них знаний. Тем самым способствовать поиску и усвоению новых экологических знаний.

Например, при изучении раздела 2, студенты узнают о том, что на людей может влиять определенная предельно допустимая концентрация (ПДК) веществ в воздухе, воде и почве. В качестве самостоятельного изучения студентам предлагается следующее: найти и указать максимальную концентрацию ПДК веществ для человека, а также последствия, которые они вызывают у человека. В данном случае проблемное задание формиру-

ет побудительную причину: повторение изученного материала идет в форме самостоятельной работы, требующей дополнительных источников, тем самым активируются самостоятельные умения, мотивация к решению возникшей проблемы и мотивация к развитию экологической культуры.

При раскрытии темы лекции мы также применяли следующие педагогические приемы: индуктивный прием (примеры, факты, подводящие к научным выводам); приемы дедукции (разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложений на конкретных примерах); прием ситуация-иллюстрация (поясняет какую-либо сложную процедуру или ситуацию, относящуюся к основной теме и заданную нами).

На лекции нами применялся такой педагогический прием как проблемная ситуация. Проблемная ситуация формируется при условии, что студенты не знают пути решения поставленной перед ними задачи, не могут ответить на поставленный вопрос, то есть в случае, когда студенты понимают, что имеющиеся у них знания являются недостаточными для объяснения нового факта.

Так при изучении темы 3 «Климатические ресурсы Южного Урала», студенты приводят примеры воздействия на жизнедеятельность организмов температуры, освещенности и др., а потому свободно экстраполируют имеющиеся знания на человеческую популяцию, приводя примеры влияния лишь климатических факторов. Наша просьба прокомментировать иные абиотические факторы вызывает затруднение. После этого мы предлагали студентам самостоятельно изучить абиотические факторы с последующим проведением дискуссии, в ходе которой студенты приходят к выводу о влиянии на человеческую популяцию других факторов.

Данные приемы способствовали дальнейшему закреплению у студентов экологических знаний, умений и компетенции, а также способствовали формированию экологической культуры.

Дальше идет описание практического занятия, которое мы применяли в разработанном нами спецкурсе по проблеме развития экологической культуры студентов вуза.

При разработке деловых игр мы опирались на опыт их конструирования, который представлен в работах нескольких авторов Г.К. Селевко, С.А Мухиной, А.А. Соловьевой, В.С. Кукуши-ной и др.

Из-за эмоциональной насыщенности игры, проявлением индивидуальности игроков - формируются межличностные отношения внутри микрогрупп и с преподавателем, что в свою очередь способствует развитию профессиональных качеств студента.

Применение нами деловой педагогической игры в спецкурсе способствовало более глубокому пониманию студентами материала лекционного и практического курса, формированию мотивации к развитию экологической культуры, возросшему интересу студентов к предмету в ходе творческого решения учебных задач, а также помогало подготовить к проведению экологических экскурсий.

Игровая форма занятий основывается на игровых приемах, ситуациях, которые побуждают и стимулируют студентов к учебной деятельности. Игры раскрывают проблему динамики, позволяют студентам включаться в реальные события.

При разработке деловой игры нами учитывалось пять психолого-педагогических принципов:

- принцип имитационного моделирования ситуации;

- принцип проблемности содержания;

- принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;

- принцип двуплановости игровой учебной деятельности;

- принцип диалогического общения.

Деловая игра проводилась нами и перед лекцией с целью выявления недостатков студентов в знаниях (в данной ситуации студенты опираются только на личный опыт) и после лекции, в ходе чего у студентов закреплялись и актуализировались знания.

В ходе деловой игры студенты, испытывая интерес, становились активными, собранными. Интерес, который проявляли студенты, способствовал формированию положительных эмоций, увеличению темпа и результатов эвристического мышления, формированию мотивации к формированию экологической культуры.

В ходе деловой игры нами реализовывался принцип единства знаний и опыта, который является принципом воспитания. На процесс развития личности студента в ходе деловой игры влияет взаимосвязь следующих факторов:

- система специальной и личностной мотивации;

- возможность через коллективную деятельность поставить и решить задачу;

- возможность воссоздать целостную динамическую производственную ситуацию и действовать в ней.

Деловая игра активизирует познавательную деятельность студента, формирует творческую активность, профессиональную компетентность личности студента.

Например, деловая игра была проведена нами по теме 13 «Разработка, внедрение и развитие системы экологического менеджмента». В ней принимали участие студенты экспериментальной группы.

Методика проведения состояла в следующем.

Продолжительность игры составляла 2 часа 30 минут. Студентов экспериментальной группы мы разделили на три подгруппы по 5-10 человек в каждой с определенным перечнем самостоятельной подготовки докладов: одни студенты освещали

Библиографический список

блок вопросов, связанных с Россией, другие с США, третьи -с Индией. Можно выделить следующие этапы проведения деловой игры:

1 Этап. Введение (15 мин).

Распределение ролей в каждой группе. Роли распределялись следующим образом: в группе выбирался «президент» страны, которую они освещали, два его «помощника», остальные составляли «население» этой страны. Студент (президент) готовил доклад по выбранной стране, который затем заслушивается перед аудиторией. Доклады включали в себя следующие темы:

- сущность экологической культуры, ее место и роль в структуре общей культуры человека;

- влияние ответственности и религии на экологию страны (влияние экологической культуры на развитие экономики и решение экологических проблем);

- особенности экологического менеджмента в различных странах.

В ходе данной игры нами применялся прием введения двойных ролей (смена ролей в процессе игры), который также способствовал дальнейшему развитию мотивации к экологическому самообразованию.

2 Этап. Разработка новых идей, предложений и обсуждение их внутри группы (45 мин).

3 Этап (45 мин). Доклад президента страны. Ответы «президента» страны и его «помощников» на вопросы «населения других стран». Ролевое взаимодействие «президентов», их «помощников» и «населения» стран. Каждый студент или группа студентов в зависимости от выбранной страны, старались показать все особенности экологического образования и экологической культуры в данной стране.

4 Этап (35 мин). Обсуждение докладов и предложений о возможности внедрения положительного опыта в области экологического образования и экологической культуры другой страны в Россию. В конце совместно студентами групп составлялись рекомендации по улучшению экологического образования и самообразования, экологической культуры в России.

Новизна данной деловой игры в том, что здесь были:

- отмечены проблемы экологического образования, самообразования и экологической культуры в комплексе: международные, региональные и локальные;

- происходило описание и погружение студентов в проблемы экологического образования и экологической культуры России;

- выделение экологического образования и экологической культуры в качестве основополагающих в решение экологических проблем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- акцентировалось внимание на общих и специфических чертах экологического образования и экологической культуры в различных странах.

В конце деловой игры нами применялся прием ситуация-оценка, который описывает положение, выход из которого в определенном смысле уже найден. Проводится как бы критический анализ ранее принятых решений. Давалось мотивированное заключение по поводу происшедшего события. Позиция слушателей являлась позицией как бы стороннего наблюдателя.

На деловой игре с применением данных педагогических приемов у студентов формировалась экологическая культура, также происходит совершенствование экологических умений, закрепление экологических знаний и компетенции.

Итак, в данной статье мы рассмотрели особенности формирования экологического образования студентов вуза, и выделили некоторые аспекты реализации методики развития экологической культуры студентов в условиях профессионально-экологического образования.

1. Фортунатов, А.А. Основные содержательные характеристики методики развития экологической культуры студентов вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7.

2. Фортунатов, А.А. Основные содержательные характеристики методики развития экологической культуры студентов вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7.

3. Фортунатов, А.А. Формирование экологического самообразования студентов вуза с помощью активных методов обучения: метод. рекомендации для преподавателей вузов. - Магнитогорск, 2008.

4. Кукушина, В.С. Педагогические технологии: учеб. пособ. для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушина. - Ростов-на-Дону, 2002. - Сер. «Педагогическое образование».

5. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - Ростов-на-Дону, 2004. - Сер. «Среднее профессиональное образование».

6. Мухина, С.А. Современные инновационные технологии обучения / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - М., 2008.

7. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М., 2006.

8. Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособ. - М., 2006.

9. Фортунатов, А.А. Формирование экологического самообразования студентов вуза с помощью активных методов обучения: метод. рекомендации для преподавателей вузов. - Магнитогорск, 2008.

Bibliography

1. Fortunatov, A.A. Osnovnihe soderzhateljnihe kharakteristiki metodiki razvitiya ehkologicheskoyj kuljturih studentov vuza // Uchenihe zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2014. - № 7.

2. Fortunatov, A.A. Osnovnihe soderzhateljnihe kharakteristiki metodiki razvitiya ehkologicheskoyj kuljturih studentov vuza // Uchenihe zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2014. - № 7.

3. Fortunatov, A.A. Formirovanie ehkologicheskogo samoobrazovaniya studentov vuza s pomothjyu aktivnihkh metodov obucheniya: metod. rekomendacii dlya prepodavateleyj vuzov. - Magnitogorsk, 2008.

4. Kukushina, V.S. Pedagogicheskie tekhnologii: ucheb. posob. dlya studentov pedagogicheskikh specialjnosteyj / pod obth. red. V.S. Kukushina. - Rostov-na-Donu, 2002. - Ser. «Pedagogicheskoe obrazovanie».

5. Mukhina, S.A. Netradicionnihe pedagogicheskie tekhnologii v obuchenii / S.A. Mukhina, A.A. Solovjeva. - Rostov-na-Donu, 2004. - Ser. «Srednee professionaljnoe obrazovanie».

6. Mukhina, S.A. Sovremennihe innovacionnihe tekhnologii obucheniya / S.A. Mukhina, A.A. Solovjeva. - M., 2008.

7. Selevko, G.K. Ehnciklopediya obrazovateljnihkh tekhnologiyj: v 2 t. - M., 2006.

8. Panfilova, A.P. Trening pedagogicheskogo obtheniya: ucheb. posob. - M., 2006.

9. Fortunatov, A.A. Formirovanie ehkologicheskogo samoobrazovaniya studentov vuza s pomothjyu aktivnihkh metodov obucheniya: metod. rekomendacii dlya prepodavateleyj vuzov. - Magnitogorsk, 2008.

Статья поступила в редакцию 10.09.14

УДК 37.378

Apanasenko O.N., Malyukov S.G. ORGANIZATION OF COGNITIVE AND RESEARCH WORK OF STUDENTS AS A METHOD OF IMPROVING THEIR FUTURE PROFESSIONAL PREPARATION. The article is devoted to a problem of formation of professional preparedness of a specialist. In this regard, there are two activities in professional preparedness of specialists, revealed their importance in the educational process. As the research task, the authors have defined an attempt to outline the tasks and methods of development of the cognitive activity, to make it a research work, which would be a basis of the creative activity of students, future professionals. It is emphasized that an important factor that combines the learning-and-research work and the scientific research work of students is the organization of their independent work, starting with the first year of the studies. The possibility of independent work should be increased and at the end of training become a means of self-improvement of a future profession. The authors conclude that the development of creative abilities of students should be addressed in the educational process and during extracurricular time. The article makes a notice of the need to build and rebuild their professional activities in accordance with changing conditions.

Key words: cognitive, research activity, creative abilities, general cognitive abilities, professionalization, systems approach.

О.Н. Апанасенко, канд. пед. наук, доц., ЛГУ им. А.С. Пушкина (Алтайский филиал), г. Барнаул,

E-mail: oapanasenko@bk.ru; С.Г. Малюков, канд. юрид. наук, доц., ЛГУ им. А.С. Пушкина

(Алтайский филиал), г. Барнаул, E-mail: elektron999@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной подготовленности специалиста. В связи с этим рассматриваются два вида деятельности в профессиональной подготовленности специалиста, раскрывается их значение в учебном процессе. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка обозначить задачи и методы развития познавательной деятельности, превращение ее в научно-исследовательскую, которая явилась бы основанием творческой деятельности студентов, будущих профессионалов. Подчеркивается, что важным фактором, объединяющим учебно-исследовательскую работу студентов и научно-исследовательскую является организация самостоятельной работы, начиная с первого курса. Возможности самостоятельной работы должны повышаться и в конце обучения превратиться в способы самосовершенствования предстоящей профессиональной деятельности. Авторы приходят к выводу, что развитие творческих способностей студентов должно формироваться в учебном процессе и во внеучебное время. В заключение статьи говориться о необходимости строить и перестраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с меняющимися условиями.

Ключевые слова: познавательная, исследовательская деятельность, творческие способности, общепознавательные способности, профессионализация, системный подход.

В профессиональной подготовленности специалиста определенного профиля можно выделить два вида деятельности: собственно профессиональную и познавательную, которая при определенных условиях может трансформироваться в исследовательскую. Под собственно профессиональной деятельностью (например, юриста) мы понимаем умение проводить диагности-

ку различного рода преступлений, осуществлять их раскрытие, профилактику асоциального поведения людей. Под познавательной, исследовательской деятельностью мы понимаем способность молодых специалистов самосовершенствовать свой профессиональный опыт в соответствии с меняющимися условиями работы и необходимостью использования в своей практичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.