6(1) /2014
http://izbirkom.admkrsk.ra/news/Pages/news.aspx?RecordГО=3 10 (дата обращения: 30.01.2014).
2. Злотковский В.И. Социальное самочувствие жителей г. Красноярска в условиях экономического кризиса 2008-2009 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - №7. - Ч.2.
3. Институт выборов и избирательные комиссии в представлении студентов и преподавателей высших учебных заведений города Красноярска / отв. за выпуск А.Г. Лисовская, М.З. Ибрагимов и др. - Красноярск, 2006.
4. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Фридриха Эберта в Российской Федерации. - М., 2007.
5. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах / авторы-составители В.Н. Иванова, И.В. Ладодо, Г.Ю. Семигин. - М.: Academia, 1996.
Злотковский Владимир Ильич, кандидат социологических наук, докторант Института социально-политических исследований РАН, г. Москва, e-mail: [email protected]
Zlotkovsky Vladimir Ilyich, candidate of sociological sciences, doctoral, Institute of Socio-Political Studies of Russian Academy of Sciences, Moscow, e-mail: [email protected]
УДК 316.346.32-053.6 © А.А. Вишнякова
ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматриваются основные тенденции использования свободного времени российской молодежи в период 1997-2013 гг.
Ключевые слова: свободное время, досуг, молодежь, тенденции использования свободного времени, Интернет.
A.A. Vishnyakova
TRENDS IN THE USE OF FREE TIME BY THE RUSSIAN YOUTH
The article considers the main trends in the use of free time by the Russian youth in the period of1997-2013. Keywords: free time, leisure, youth, trends in the use of free times, the Internet.
Исследование проблемы использования свободного времени молодежью крупного города обусловлено потребностями общества в формировании духовно развитой личности. Именно в свободное время реализуются многие социокультурные потребности, характеризующие нравственный и духовный облик молодого человека. От уровня сформированности молодежи зависит не только ее социальная роль в обществе, но будущее самого общества.
В качестве объекта изучения использования свободного времени молодежью автором был избран город Иркутск, насчитывающий 666,1 тыс. жителей. В 2011 г. было опрошено 1123 человек в возрасте от 14 до 35 лет. В соответствии с требованиями репрезентативности выборки были подвергнуты анкетному опросу все группы молодежи. Для сравнительного анализа использовались также материалы социологических исследований свободного времени российской молодежи Института социологии РАН (1997-2013 гг.) [1, с. 127], ВЦИОМ [2], данные сайта «Анкетолог.ру» [3], социологов Т.В. Арямовой [4, с. 38], В. Звоновским, С. Лу-цевой [5, с. 61], Ю.П. Авериным, Г.Н. Бутыри-ным [6, с. 27], Е.А. Скриптуновой, А.А. Морозо-
вым [7, с. 106], Ж.Д. Ефремовой [8], Е.С. Ерофеевой [9, с. 112] и др.
Под свободным временем автор понимает временное пространство, ограниченное рабочим временем, заполненное самоцельной деятельностью без какого-либо внешнего давления, дающей возможность самовыражения. Категория свободного времени не является чем-то застывшим, неподвижным.
Изменения в социально-экономической жизни российского общества, произошедшие в последнюю четверть века, в значительной мере повлияли на содержание и формы свободного времени молодежи. Молодежь города получила более широкие возможности для использования свободного времени не только для отдыха и развлечений, но и, что особенно важно, для саморазвития. Этому в немалой степени способствовало появление серьезных технических возможностей, новых форм проведения свободного времени. В том числе компьютер, Интернет, их производные. Они стали важнейшими и неотъемлемыми элементами структуры свободного времени молодежи. Сегодня молодежь активно использует такие формы как: работа за компьютером, чтение новостей, просмотр видео, про-
слушивание музыки, чтение книг; компьютерные игры; общение в социальных сетях и форумах; творчество на компьютере ^еЬ-дизайн, сочинение музыки).
Произошло изменение отношения молодежи к общественной деятельности. В советский период времени, участие в общественной жизни являлось для всех граждан обязательным, поскольку эта деятельность не только повышала уровень духовной культуры, но и являлась одним из воспитательных моментов в формировании политического сознания, ответственности перед советским обществом. Поэтому большинство советской молодежи второй половины XX в. участвовало в общественной жизни, но, несмотря на такую массовую активность, ее степень была различна.
В настоящее время общественная деятельность молодежи практически сведена к минимуму. У разных исследователей доля молодежи, участвующей в общественной деятельности, составляет от 2 до 18,8%. Причем, в среднем этот показатель равен 10,4%, т.е. в общественной работе принимает участие лишь каждый десятый представитель молодежи.
Общественная деятельность молодежи крупного города в действительности занимает небольшую долю в общем бюджете времени, в основном это касается студенческой и школьной молодежи, которая прежде всего связана с организацией мероприятий в учебном заведении, в том числе организация спортивных состязаний, олимпиад, различного рода торжеств, причем организаторами этих мероприятий является школьный или студенческий актив, а в основном это одни и те же люди (активисты, отличники, артисты, спортсмены).
Следует отметить, что сегодня появляются новые формы общественной деятельности. Представители молодежи могут бесплатно работать модераторами или администраторами на web-сайте, тематическом форуме, не получая с этого никакой выгоды, но затрачивая при этом по несколько часов своего свободного времени в день. К другим формам общественной деятельности следует отнести организацию различных социальных акций и флеш-мобы.
К общественной деятельности также относятся занятия в кружках, молодежных клубах или молодежных инициативных объединениях.
Исследования свободного времени молодежи, проведенные различными авторами в 19972013 гг. выявили невысокую долю молодежи, участвующую в работе кружков и клубов по интересам, от 2-3% по данным Института социологии РАН (1997 г., 2007 г.) до 16,3% у Т.В. Аря-
мовой (г. Таганрог, 2001 г.). Данные социологического опроса молодежи, проведенного нами, подтверждают эту тенденцию.
Так, например, 75,2% опрошенных нами представителей молодежи не посещают никакие клубы по интересам. Соответственно 24,8% из опрошенных посещают различные клубы по интересам или другие молодежные объединения, в том числе 14,3% - объединения, связанные с учебной деятельностью, 6,1% - фанатские клубы, 2% - объединения по проблемам культуры, 1% - диспуты, «круглые столы», вечера, посвященные политике.
Опрос иркутской молодежи показал, что более активными участниками различных объединений и клубов, являются юноши, и, причем в основном это студенты старших курсов, а также старшеклассники. Помимо 24,8% молодежи, которая участвует в работе подобных объединений, еще 4% - желают участвовать в таких клубах, в то время как подавляющая часть молодежи (71,2%) нигде не желает участвовать. При этом, большая часть молодежи, занятой в общественных объединениях, имеет в этом личный интерес, так как это в основном объединения, связанные с учебной деятельностью.
Существуют также виртуальные клубы по интересам, например, в Иркутской области существует виртуальный рыболовный клуб «Маяк». Проводятся встречи автолюбителей с иркутской ветки сайта www.drom.ru, а также тор-рентовки (т.е. встречи участников сайта тор-рент-трекера; торрент - это система закачки файлов на компьютер) сайта Rutracker.ru
Однако, помимо официальных объединений, молодежь может участвовать и в неофициальных, таких как криминальные и преступные объединения, националистические и фашистские группировки, тоталитарные секты, имеющие противоправную, антиобщественную составляющую. Участие в данных образованиях также определяет характер свободного времени.
До последних лет считалось, что современная молодежь не интересуется политикой. Это было связано с тем, что период становления общественно-политического сознания молодежи пришелся на время стабилизации государства в этой сфере. Этим объяснялась ее невысокая политическая активность. В то время как ситуация последних двух лет (2012-2013 гг.) показывает, что незанятая полезными делами молодежь крупных городов, прежде всего, наиболее крупных, таких как г. Москва, может быть использована деструктивными силами (оппозиция, радикальные политические партии, националистические объединения), которые выводят ее на ми-
6(1) /2014
тинги, «русские марши» и прочие массовые протестные мероприятия. Это наглядно показывает, как важно сегодня занять молодежь в ее свободное время, привлечь ее к общественной деятельности, решить ряд важных проблем.
Таким образом, свободное время современной молодежи крупного города используется ею преимущественно в личных интересах, которые заключаются, прежде всего, в повышении своего профессионального уровня, удовлетворении потребности в общении и в расширении своего кругозора. Поскольку эта деятельность теряет общественную значимость, то ее можно определить как одну из форм использования свободного времени.
Исследования других авторов и собственные материалы показывают, что в общей структуре свободного времени городской молодежи активные (общение, творчество, спорт) и пассивные (посещение культурных учреждений, потребление продукции СМИ, Интернета) формы использования свободного времени сбалансированы и дополняют друг друга.
Важнейшей тенденцией является снижение доли просмотра телепередач в свободное время. Если в социологических исследованиях 19972002 гг. смотрели ТВ 55-86,8% опрошенной молодежи, то в исследованиях 2009-2013 гг. - значительно меньше, в среднем в диапазоне от 14,5 до 38%.
Данную тенденцию отражает и проведенный автором социологический опрос в г. Иркутск, в результате которого было выявлено, что в свое свободное время телевизор смотрит от 6 до 34% молодежи в зависимости от возраста. Общая тенденция такая - чем младше респонденты, тем меньше они смотрят телевизор, в основном, как уже было указано, Интернет отнял телевизионную аудиторию. По существу, он выполняет функцию ТВ - представляет новости, с его помощью можно посмотреть интересующие телепередачи в любое удобное время, но все же важнее его интерактивность.
Причем, это не только российская внутренняя тенденция, но и общемировая. Подобные результаты дали исследования свободного времени молодежи США, проведенные в 2004 г. компанией «Nielsen Media Research», из которых следовало, что «огромная и ценная часть населения США стала смотреть ТВ меньше» [12].
Как показал анализ исследований свободного времени молодежи в России, тенденция
спада интереса к ТВ пришла с опозданием на несколько лет, в конце 2000-х - начале 2010 гг., когда широкое распространение получила компьютерная техника и широкополосный Интернет.
Появление персональных компьютеров и сети Интернет разнообразило структуру свободного времени молодежи крупного города и соответственно также поменяло удельный вес расхода времени. Интернет как один из современных источников информации, развлечений, а также его доступность и легкость поиска необходимого материала снизил интерес современной молодежи к чтению художественной и специальной литературы.
Материалы разных исследований показывают, что компьютер и Интернет в свое свободное время использует от 12% (1997 г.) до 79% (2013 г.) опрошенной российской молодежи. Доля же иркутской молодежи, посещающей Интернет ежедневно, составляет более 80%, что подтверждает вышеописанную тенденцию.
Большая часть опрошенной иркутской молодежи посещает учреждения культуры от случая к случаю, что говорит об отсутствии интереса в духовном развитии. В структуре свободного времени молодежи увеличивается доля развлекающей деятельности.
Неизменным в структуре свободного времени остается - углубление знаний, что касается не только студенческой молодежи, но и работающей, это прежде всего связано с тем, что в настоящее время, квалифицированный сотрудник должен постоянно учиться, совершенствоваться, получать новые знания, иначе он будет не конкурентоспособен на рынке труда. Интеллектуальный потенциал для более глубокого изучения будущей специальности используют 76,5%, в т.ч. 39,8% опрошенных нами студентов иркутских колледжей и вузов уделяют этому больше одного часа в сутки.
В общем развитии важным моментом является физическое развитие - занятие спортом, туризмом, которым принадлежит важное место в структуре свободного времени. Занятие спортом для иркутской молодежи является одним из популярных видов деятельности в свободное время. Важным является и то, насколько регулярно молодежь занимается спортом. Регулярное занятие спортом характерно только для студентов младших курсов и школьников. Наряду с высокой значимостью и ценностью спорта у молоде-
жи крупного города, наблюдается особый интерес к творческой деятельности.
Большое значение имеет умение правильно распределить свое свободное время, поскольку рационализация времени является основой максимально плодотворного результата любой деятельности. И, несмотря на общую картину рационального использования свободного молодежи, одной из причин неудовлетворенности в проведении свободного времени, является личная неорганизованность, особенно это касается студентов вузов.
Таким образом, в ходе исследования были выявлены следующие основные тенденции в использовании свободного времени молодежи:
1) разнообразие и динамичность форм свободного времени;
2) использование свободного времени преимущественно в личных интересах, появление новых форм общественной деятельности;
3) сбалансированность долей активных и пассивных форм в структуре свободного времени;
4) значительный спад просмотра телевизионных передач в свободное время; вытеснение телевизора компьютером и Интернетом;
5) увеличение форм свободного времени с ориентацией на технологические средства (компьютер, Интернет, социальные сети);
6) увеличение доли развлекающей деятельности;
7) тенденция углубления знаний, причем не только у учащейся молодежи, но и у работающей, что связано с высокими требованиями к квалифицированным работникам и ростом конкуренции на рынке труда;
8) высокое значение и ценность спорта у молодежи;
9) особый интерес к творческой деятельности, в том числе музыкальной, у определенной части молодежи;
10) нерациональный подход к использованию свободного времени.
Выявленные тенденции противоречивы: с одной стороны снижается общий уровень культуры молодежи, с другой - появляются новые формы использования свободного времени, общественной деятельности, происходит углубление знаний не только учащейся, но и работаю-
щей молодежи. Все это говорит о том, что свободное время молодежи крупного города видоизменяется под влиянием различных факторов, меняются формы его использования, и определяются новые тенденции.
Литература
1. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты: аналитический доклад. - М.: Институт социологии РАН, 2007. - 143 с.
2. Свободное время подростков занимает Интернет и телевизор. Однако, надежда на «счастливое детство» еще есть [Электронный ресурс] - URL: http://prm.ru/family/ 47239/ (дата обращения: 15.12.2013 г.).
3. 58% русской молодежи не привыкли бить баклуши [Электронный ресурс] // Институт общественного мнения «Анкетолог». - URL http://iom.anketolog.ru/2013/06/10/ dosug-molodegi/ (дата обращения:: 15.12.2013 г.).
4. Арямова Т.В. Динамика досуговых предпочтений молодежи на рубеже веков // Вестник ТИУиЭ. - 2012. -№2. - С.36-42.
5. Звоновский В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2002. - №5. - С.59-66.
6. Аверин Ю.П., Бутырин Г.Н. Молодежь Москвы в условиях реформирования общества и экономики. - М.: Эксмо, 2004. - 60 с.
7. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социологические исследования. -2002. - №1. - С. 105-110.
8. Свободное время как характеристика стиля жизни молодежи провинции // Социологические исследования в малом городе // [Электронный ресурс] - URL: http://www.smalltown.siteedit.ru/proekt/1/5/ (дата обращения: 15.12.2013 г.).
9. Ерофеева Е.С. Повседневные практики молодежи научного центра (на примере Новосибирского академгородка) // Мониторинг общественного мнения. - 2011. - №6. - С.108-114.
10. Молодежь новой России: социокультурный портрет: результаты областного исследования / сост. М.П. Веденина, Е.А. Филимонова. - Волгоград, 2009. - 46 с.
11. Панфилова Е.В. Ценности культуры досуга студенческой молодежи: результаты исследования // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С.278-283.
12. Чем занимается молодежь в свое свободное время // Ассоциация «Стратегия сегодня» // [Электронный ресурс] -URL: http://www.std1 .ru/catalog/catalog293/catalog293294/ catalog293294431/329/ (дата обращения: 15.12.2013 г.).
Вишнякова Алена Александровна, соискатель кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Vishnyakova Alena Aleksandrovna, competitor for scientific degree, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]