Научная статья на тему 'Динамика досуговых предпочтений молодежи на рубеже веков'

Динамика досуговых предпочтений молодежи на рубеже веков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5985
604
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ / ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ / БЮДЖЕТЫ ВРЕМЕНИ / ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ / ДОСУГОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арямова Татьяна Викторовна

Статья посвящена изучению изменений поведения молодежи в сфере свободного времени на рубеже XX и XXI вв. Рассматриваются досуговые предпочтения, появление новых форм досуговой активности молодежи и различие способов организации досуга в провинции и столице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика досуговых предпочтений молодежи на рубеже веков»

Т.В.АРЯМОВА

ДИНАМИКА ДОСУГОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИИ

МОЛОДЕЖИ НА

Статья посвящена изучению изменений поведения молодежи в сфере свободного времени на рубеже XX и XXI вв. Рассматриваются досуговые

Свободное время, досуг, организация свободного досуговые предпочтения

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Эго диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.

Молодежные субкультуры представляют собой явление, обусловленное как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и принципиальным изменением в его рамках места и роли молодежи. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

Изучение структуры и форм проведения досуга имеет большое значение в характеристике культурного уровня молодежи. Понятие «досуг» традиционно включает в себя «совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время».

В сфере досуговой деятельности так же, как в труде и учебе, формируется личность, происходит приобщение к ценностям общественной жизни и культуры. Однако не просто увеличение свободного времени служит показателем его ценности, самое главное - характер его использования, степень социальной насыщенности.

РУБЕЖЕ ВЕКОВ

предпочтения, появление новых форм досуговой активности молодежи и различие способов организации досуга в провинции и столице.

времени, бюджеты времени, досуговые практики,

Люди воспринимают, а значит, и выбирают разную деятельность в качестве отдыха в зависимости от рода потребностей и рекреационных установок, которые определяют форму времяпрепровождения. Наиболее приоритетные для человека виды досуговой деятельности говорят о развитии его потребностей.

Рассмотрим, как изменились досуговые предпочтения молодежи за последние десятилетия.

Данные исследования «Жизнедеятельность молодежи среднего города России: молодежь Таганрога» свидетельствуют о том, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию второй половины 90-х годов, молодежь среднего города воспринимала досуг достаточно комфортно. Исследование проводилось на основе целевой стратифицированной выборки объемом 828 человек в возрасте 16-28 лет. Ее структуру представляли все основные социальнодемографические группы молодежи. Больше половины (57%) юношей и девушек, принявших участие в данном опросе, высказали мнение, что их досуговые потребности удовлетворяются в должной степени [1].

Однако анализ участия молодежи среднего города в 1995-1996 гг. в различных формах активного досуга представляет достаточно мрачную картину. Следует обратить внимание, что активный досуг является параметром качества жизни. Посещение театров кино, музеев, концертов, ресторанов, кафе, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат как материального, так и интеллектуального плана. Поэтому наряду со свободой выбора должна присутствовать и свобода возможностей, предоставляемых социальной средой. Экономические проблемы, связанные с общественными реформами, существенно сократили эти возможности для молодежи 90-х гг.

Как видно из материалов табл. 1, частота занятий видами активного досуга была в тот период очень низкой [1, с.18].

Частота занятий активными формами досуга молодежи г. Таганрога, 1995-1996 гг. [1]

Вид активного досуга В % от всех опрошенных

Регулярно Редко Очень редко или почти никогда

Занятия в спортивных секциях 30 5 65

Посещение дискотек 26 3 71

Посещение музеев, выставок 23 5 72

Участие в диспутах, дискуссиях 21 8 71

Туризм 19 4 77

Занятия техническим творчеством 16 6 78

Посещение эстрадных концертов 12 3 85

Посещение театра 12 3 85

Занятия в клубах по интересам 11 5 84

Занятия в кружках художественной самодеятельности 8 4 89

Посещение симфонических концертов 5 3 92

По поводу любого из перечне ленных в таблице способов досуговой деятельности две трети молодежи отвечали - «редко», «очень редко» или «почти никогда».

Популярность пассивных видов досуга в 19951996 гг. зачастую вынужденная. Ситуация, сложившаяся в социально-культурной среде провинциального города, не способствовала решению проблемы доступности культуры для молодых людей. Это было обусловлено рядом причин: массовым введением в социально-культурную среду, включая систему образования, услуг на платной основе; свертыванием деятельности социально-культурных учреждений или их переориентация только на отдельные группы населения. Фактором, влияющим на качество проведения свободного времени, стал уровень доходов молодежи: чем он выше, тем разнообразнее досуг.

Результаты опроса позволяют утверждать, что интересы городских и сельских ребят отличаются в незначительной степени. Основная причина различий - разное экономическое развитие города и села. В городе, как правило, социальная инфраструктура развита лучше, чем в сельской местности: больше клубов, центров детского творчества, школ искусств, спортивных секций, домов культуры и т.д. Следовательно, у подростков больше шансов реализовать свои интересы и потребности, найти свое место в жизни. Однако следует учитывать и различия в жизненном укладе. На селе каждые рабочие руки -существенная помощь семье. В связи с этим домашняя работа, помощь родителям занимает существенную часть свободного времени сельской молодежи. Экологическая обстановка на селе благоприятнее для развития, чем в городе.

В досуговой деятельности замечено, что в связи с сокращением свободного времени, особенно у совмещающих работу и учебу, и значительным удорожанием услуг в сфере культуры преобладающими становятся виды занятий, мало связанные с интеллектуальным и художественно-эстетическим творчеством. Главным становится потребление массовой культуры. Даже среди студентов около трети не читают художественной литературы. Преподаватели-

эксперты неоднократно отмечали снижение в студенческой среде уровня общей культуры.

Респонденты социологического исследования «Молодежь Дона - 2001», проводившегося на территории Ростовской области, участниками которого стали 5652 чел. в возрасте 18-30 лет, низко оценили свою удовлетворенность потребностей в сфере «досуг» [2, с.23]. Показатель удовлетворенности свободным временем в целом среди всех опрошенных очень невысок (индекс 0,04). Только около 39% респондентов дали положительные ответы. Немногим более трети молодежи, участвовавшей в исследовании, не удовлетворяло состояние досуговой ситуации. Достаточно велика была доля (26,5%) неопределе нных оценок (табл. 2).

Большинство ответивших (51,7%) недовольны количеством времени, которое они могут выделить на досуг. Они отмечают нехватку количества времени для отдыха из-за необходимости совмещения учебы и деятельности в производственной сфере, а также работы в нескольких местах.

Практически каждый десятый затруднился оценить свое отношение к этому элементу досуговой ситуации. И только 37,1 % считают для себя величину свободного времени вполне приемлемой (табл. 2).

Таблица 2

Удовлетворенность молодежи досугом

Сфера досуга (удовлетворенность) Удовлетворен, % Не знаю, % Не удовлетворен, %

Досугом в целом 38,9 26,5 34,7

Количеством времени для отдыха 37,1 11,2 51,7

Расходами на досуг 26 18,6 55,4

Экономические трудности общества негативно отразились на возможностях, которые социальная инфраструктура небольших городов и сельских населенных пунктов была в состоянии предоставить своим жителям. Снижение уровня жизни населения в целом по стране не могло не сказаться на формах использования времени молодежью, в том числе и на структуре ее досуговой деятельности. Активные формы проведения свободного времени очень часто

связаны с материальными затратами, что могла себе позволить незначительная часть нового поколения. В середине 90-х гг. отмечалась устойчивая тенденция к спаду жизненного уровня молодежи, имущественной поляризации населения. Происходило значительное увеличение удельного веса низкостатусных групп, которое углубляло расслоение молодежи по уровню доходов.

Подтверждением этому являются данные социологических исследований, представленные в табл. 3 [3, с.87].

Отсюда и низкий уровень популярности таких видов досуга, как занятия в спортивных секциях (лишь треть опрошенных ответили, что часто занимаются спортом), посещение музеев, выставок: постоянно посещают их 14,2% респондентов (табл. 4) [2, с.71].

Низка активность занятий в клубах по интересам, а также техническим творчеством и в кружках художественной самодеятельности. Регулярно такие виды досуга встречаются только у 16,3% и 15,8% участвовавшей в опросе части молодежи. Не проявляет молодежь интерес к участию в диспутах и дискуссиях. Значительное большинство, а именно 83,4% бывают вовлечены в них довольно редко. Самое последнее место в структуре досуга молодежи Дона занимают посещения театра и симфонических концертов. Лишь 9,3% регулярно бывают на театральных постановках и концертах камерной музыки, в то время как 90,7% редко посещают их.

В большинстве своём молодёжь не уделяет особого внимания чтению в свободное время. Малоактуальным видом свободной деятельности его отме-

тили 55,6% всех респондентов. Частым досуговым занятием чтение выделили только 44,4% опрошенных. Среди них читательские предпочтения распределились следующим образом.

Наиболее популярными являются газеты - постоянно их читают 72,4%. Значительно реже детективы и приключенческую литературу - 44,8% всех участников исследования. Около 40% достаточно часто просматривают современную зарубежную литературу и фантастику. Примерно одинаковый интерес проявляется к исторической, эротической и научно-популярной литературе (индексы -0,33, -0,35, -0,36). Низкий интерес выявлен к современной отечественной прозе. Практически невостребованы у молодого поколения поэзия, произведения классиков зарубежной и отчественной литературы (более 70% берут эти книги в руки крайне редко). 17,4% часто читают общественно-политическую литературу. Религиозная литература привлекает только 11,7% всех читающих респондентов. Наименьший читательский интерес вызывают мемуары.

Самым популярным занятием в структуре свободного времени молодежи является просмотр телепередач. Около 71 % респондентов смотрят телевизор достаточно часто. Но только чуть больше половины из них довольны работой телевидения (51,9%), Практически каждый пятый затруднился дать оценку предлагаемой телепродукции. Более четверти рес-пондентов (27,4%) программа телепередач не устраивает. Отсюда и незначительный уровень удовлетворенности этим видом досуга.

Таблица 3

Оценка молодежью своего жизненного уровня, 1994—1999 гг. (% к числу опрошенных)[4]

№ п/п Оценочные суждения 1994 1999

1. Я едва свожу концыс концами 11,2 10,6

2. Мне с трудом хватает денег на еду и недорогую одежду 26,1 34,9

3. Моих денег хватает на хорошую еду и одежду, но их недостаточно для покупки дорогих вещей 29,0 28,4

4. У меня достаточно средств для покупки хорошей одежды и некоторых вещей длительного пользования, но такие товары, как импортная аудио- и видеотехника, мне не по карману 20,0 15,4

5. Я могу приобретать дорогие вещи, однако отдых за рубежом мне не осилить 8,6 8,5

6. У меня есть возможность для покупки дорогой техники и машины, но для приобретения собственной квартиры моих доходов недостаточно 2,2 1,9

7. У меня нет никаких материальных проблем. Я могу позволить себе все, что захочу, включая квартиру, импортную машину и т.п. 0,5 0,2

Таблица 4

Частота занятий видами досуговой деятельности молодежи Дона

Вид досуговой деятельности Часто, % Редко,%

Просмотр телепередач 70,8 29,2

Посещения дискотек, эстрадных концертов 50,3 49,7

Чтение на досуге 44,4 55,6

Занятия в спортивных секциях 32,5 67,5

Пассивный досуг, «ничегонеделание» 26,7 73,3

Участие в диспутах 16,6 83,4

Участие в клубах по интересам 16,3 83,7

Занятия в кружках худ. самодеятельности 15,8 84,3

Посещения музеев, выставок 14,2 85,9

Посещения театра, симфонических концертов 9,3 90,7

Различается отношение к досугу среди молодых людей различных возрастных групп. Наблюдается тенденция к снижению комфортности свободного времени с увеличением возраста респондентов. Так, наибольший индекс удовлетворенности сферой досуга отмечен в возрастной группе «до 18 лет» - 0,153; более чем в два раза меньше положительных оценок в группе «18-20 лет» (0,068); практически равновес-ный баланс положительных и негативных ответов среди опрошенных, только что перешагнувших двадцатилетний рубеж, - индекс -0,002; значительно возрастает доля неудовлетворенных досугом в возрастной группе «23-25 лет»; наиболее дискомфортной рассматриваемая сфера является для участников исследования в возрасте 26-30 лет.

По результатам опроса 2817 учащихся средних общеобразовательных школ г. Новосибирска, проведенного в мае 2002 г., рабочий день подростков достаточно «загружен». Свободного времени у них мало [4]. Каким видам деятельности подростки отдают предпочтение в свободное время? Наибольший интерес вызывают «слушание музыки» (61,9%), «общение с друзьями» (55,0%), «просмотр телепередач» (52,4%), «помощь родителям» (51,9%), «гуляние на воздухе» (41,5%).

По сравнению с результатами опроса 1995 года в последнее время у девушек возрос интерес к таким видам деятельности, как «выполнение домашнего задания», «походы в кино, театры», «занятие физкультурой», «занятие в кружке, клубе, студии»; у юношей - «занятие физкультурой», «выполнение домашнего задания», «зарабатывание денег», «занятие любимым делом, хобби». И юноши, и девушки проявляют интерес к «общению с друзьями», и это естественное желание, так как в этом возрасте ведущим видом деятельности является общение со сверстниками.

В свободное время подростки чаще всего собираются «на улице» (61,8%), «у кого-нибудь дома» (44,2%), «на дискотеке» (40,9%). Среди юношей ответы распределились следующим образом: «на улице» (60,3%), «у кого-нибудь дома» (54,8%), «на дискотеке» (34,9%). Среди девушек приоритеты рас -пределились немного иначе: «у кого-нибудь дома» (64,0%), «на улице» (52,9%), «на дискотеке» (30,5%).

Собираясь компанией, молодые люди, как правило, ведут разговоры, беседы (67,1%), ходят вместе на дискотеки (42,3%), слушают музыку (41,9%), покуривают, пьют пиво (26,4%). Читает молодежь чаще всего «газеты, журналы» (59,5%), «детективы, ужасы, боевики» (22,2%). Очень редко читают 27,4%.

33% молодых людей участвуют в деятельности общественных молодежных организаций, из них 15,3% посещают спортивные, туристические клубы, 9,6% - музыкальные, творческие группы. Не участвуют в деятельности молодежных организаций 67,3%.

Более половины респондентов отмечают, что проводят свободное время с родителями: «за обедом» (60,8%), «за разговорами, общением» (51,1%), «просмотром телепередач» (49,9%).

Из телевизионного репертуара молодежь предпочитает смотреть «видеоклипы, музыкальные переда-

чи» (61,7%), «комедии, музыкальные фильмы»

(55,4%), «боевики, ужасы, триллеры» (50,9%).

Молодежь Новосибирска, как и донская молодежь, не удовлетворена проведением свободного времени, отмечая, что мешает проводить свободное время, как хотелось бы, недостаток свободного времени (32,6%), недостаток специальных мест (заведений) для развлечений (29,8%), недостаток денег (23,7%).

Существенно отличается от провинции досуг столичной молодежи. В 2002 г. в Москве группой социологов социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова был проведен опрос молодежи Москвы в возрасте от 18 до 35 лет [5, с. 40].

В ходе исследования опрошено 650 человек, отобранных по методу квотно-случайной выборки. Результаты исследования являются представительными для молодежи Москвы в целом, а также для отдельных половозрастных групп.

Социально-экономическое положение молодых жителей столицы гораздо лучше (по оценкам самих же респондентов) по сравнению с провинциальной молодежью, что нашло отражение и в использовании свободного времени.

Самыми популярными занятиями московской молодежи является просмотр телевизора и сидение за компьютером (соответственно, 86,8% и 42,2% отметили, что смотрят телевизор и сидят за компьютером несколько раз в неделю).

Около половины московской молодежи не реже чем три раза в неделю занимается музыкой, искусством, чтением книг (40,4%) и более чем третья часть ходит в кино и на концерты хотя бы один раз в неделю или несколько раз в месяц (36,1%). Около трети московской молодежи (29,3%) регулярно занимаются спортом - не реже чем три раза в неделю.

Примерно четвертая часть московской молодежи регулярно «тусуется» с друзьями на улицах (25,3% -не реже чем несколько раз в неделю), примерно каждый седьмой молодой москвич катается на машине или мотоцикле ради развлечения (14,4% - не реже чем несколько раз в неделю), примерно каждый десятый молодой москвич регулярно ходит в бары, кафе (11,5% - не реже чем несколько раз в неделю).

Малая часть московской молодежи регулярно занимается общественной работой (примерно 6% -не реже чем несколько раз в неделю), еще меньше посещает церкви (примерно 1% - не реже чем несколько раз в неделю) [5, с.45].

Данные исследования жизнедеятельности, проведенного среди московской молодежи, свидетельствуют, что использование свободного времени существенно различается в отдельных возрастных группах молодых людей (табл. 5). Способы проведения досуга приводятся в таблице по мере увеличения различий в популярности среди возрастных групп. Меньше всего различий среди московской молодежи наблюдается в позиции «Смотрю телевизор». Эю наиболее популярный вид отдыха, и оценка частоты просмотра в зависимости от возраста практически не отличается от среднего процента по всем опрошенным.

По мере увеличения возраста молодых москвичей растет частота посещения церкви: по крайней мере несколько раз в месяц в церковь ходят 22,8% моло-

дых людей в возрасте от 30 до 35 лет против 8,5% москвичей до 20 лет. Достаточно популярным занятием среди младшей возрастной категории является «катание на машине или мотоцикле ради развлечения» - 35,3% среди молодежи от 21 до 24 лет.

Спецификой деятельности человека в свободное время являются взаимозаменяемость занятий и свобода их выбора. При этом человек может не только выбирать вид деятельности, но и «ничегонеделание», а также отказаться от свободного времени в пользу непреложных затрат. И тогда сущность свободного времени сводится к одному из его признаков - свободе выбора. Так, в свободное время достаточно час -то во всех возрастных группах занимаются зарабатыванием денег. Наиболее активно свободное время используется для этой цели в возрастных категориях после 20 лет.

Таким образом, можно говорить, что в период активных экономических реформ на первое место вышла рекреационная функция досуга. Но даже она, к сожалению, реализовывалась крайне слабо - экономические проблемы для большинства молодых людей были серьезным ограничивающим фактором. Культурная функция активного досуга, а также функция самореализации человеческого потенциала реализовывалась крайне слабо.

Создавшееся положение обусловлено как объектив ными, так и субъективными причинами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За годы экономических перемен страна претерпела в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой. Молодежь, как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени (благо, именно эта демографическая

Каким образом московская молодежь прово

(не реже одного ]

группа обладает им в наибольшей степени по сравнению с работающим населением).

Однако иметь много свободного времени и достойно его проводить не всегда и не у всех получается. Дело в том, что в настоящее время наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, количество свободного времени у многих представителей молодого поколения сокращается в связи с повышением учебной нагрузки и ответственности за будущую карьеру. Эю только повышает ценность свободного времени как такового, о чем многие прямо заявляют при ответе на вопрос о том, удается ли иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие. Пока российская молодежь по-прежнему не слишком удовлетворена своими возможностями в этой сфере жизни (считают, что смогли этого добиться не более 10% опрошенных), однако надежды на то, что можно будет позволить себе полноценный досуг и отдых когда-нибудь в будущем, не теряют 46% молодежи и только 16% заявляют, что им это в принципе не нужно.

Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие тип социальной жизни различных групп современной молодежи, являются важнейшими характеристиками избираемого ею стиля жизни, одними из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой.

Материалы исследований института социологии РАН позволяют говорить о том, что за последние десять лет наблюдается рост досуговой активности молодого поколения России практически по всем направлениям. Исследование проведено в 12 территориально-экономических районах РФ (согласно районированию Росстата), а также в Москве и Санкт-Петербурге по квотной выборке с соблюдением общероссийских параметров квот по полу, возрасту и с оциально-профес с иональной пр инадлежности.

Сравнительная характеристика досугового поля молодежи 1997 г. и современной молодежи представлена на рис .1 [6, с .63].

Таблица 5

свободное время в зависимости от возраста і в месяц), 2002 г.

От 18 до 20 лет От 21 до 24 лет От 25 до 29 лет От 30 до 35 лет

Смотрю телевизор 89,9 93,9 93,8 95,8

Сижу за компьютером 81,4 66,4 60,3 45,1

Занимаюсь спортом 72,0 59,9 56,3 49,2

Тусуюсь с друзьями на улицах 67,5 69,4 44,6 23,8

Хожу в бары, кафе 66,1 62,3 48,0 35,4

Занимаюсь музыкой, искусством, чтением книг 63,2 69,4 69,1 63,2

Хожу в кино, на концерты 61,3 55,4 35,4 26,9

Зарабатываю деньги 55,6 70,3 77,5 72,4

Катаюсь на машине или мотоцикле ради развлечения 35,3 41,5 27,4 20,7

Занимаюсь общественной работой 16,1 12,9 12,6 7,8

Посещаю церковь 8,5 14,9 16,0 22,8

Ш2007 0 1997

Рис. 1. Динамика досуга российской молодежи, 1997-2007 гг.

За последние годы наблюдаются некоторые весьма позитивные изменения, в частности, явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации. За последние несколько лет в молодежной среде существенно повысилась значимость таких средств массовой информации, как радио и периодическая печать, возрос интерес к телевидению, опережающими темпами в подгруппах до 26 лет растет популярность компьютера, и как средства обучения, и как формы развлекательного заполнения досуга.

В среднем каждый третий молодой россиянин в настоящее время заявляет, что в свободное время увлечен компьютером, программированием, Интернетом, компьютерными играми (что почти в три раза больше по сравнению с 1997 г.).

Телевидение, как и в традиционные времена, один из самых предпочтительных способов заполнения свободного времени, а в последние годы его популярность у молодого поколения даже несколько увеличилась.

Для молодежи досуговое общение по-прежнему остается одним из наиболее популярных занятий. Причем круг общения для большинства молодых людей достаточно широк - это и родственники, и старые друзья, коллеги, люди, с которыми общаются в компании, соседи (табл. 6).

В два раза возросла активность в занятиях спортом, фитнесом, тренировками, в два раза чаще молодые россияне стали посещать концерты, кино, театры и гораздо чаще они стали проводить свое свободное время в ночных клубах, дискотеках, кафе-барах. Даже по таким традиционным досуговым пристрастиям, как современная музыка и интерес к телевидению, ощущается заметный рост [6, с.64-66].

Таблица 6

Круг неформального молодежного общения, 2007г.

Представители групп % опрошенных

Родственники 69

Устоявшийся круг старых друзей 65

Коллеги по работе 68

Соседи 27

Люди, с которыми имеютобщие хобби 15

Люди, с которыми общаются в компании 26

Единомышжнники (религиозные или политические) 5

Ни с кем не обшдюсь, кроме членов моей семьи 2

Как отмечалось ранее, больше молодых людей стали посещать концерты, музеи, но следует сказать, что молодежь по-прежнему не составляет основной аудитории этих заведений.

Незначительно вырос интерес к политике, а вот клубы и различные ассоциации стали интересовать молодежь даже меньше, чем это было в 1997 г. Поэтому можно сказать, что активное участие в политической жизни российского общества по-прежнему отсутствует как важнейший компонент гражданской позиции современного молодого поколения.

Интерес к активной общественной деятельности, развитию молодежных инициатив и движений отмечается только в самой молодой (преимущественно студенческой) среде и прекращается вместе с выходом из этого статуса и возраста. Мнэгие виды гражданского участия в молодежном досуге практически стремятся к нулю, например, политическая, общественная или религиозная деятельность очень слабо отражены в повседневной жизни молодых россиян (и интерес к ним фактически не растет с течением времени).

И Простой досуг В Общение □ Развитие Н Развлечения г Социальная активность

Рис. 2. Преимущественная направленность досуга современной молодежи

Проведенное межпоколенческое сравнение указывает, что в основе досуговой активности определенной доли российской молодежи в основном заложен гедонистический компонент, направленный на сиюминутные удовольствия и развлечения [6, с.76].

Рассматривая основные направления досуговых практик современных молодых россиян, можно сказать, что основную долю свободного времени сос-тавляет социальная внедомашняя активность, приз -ванная удовлетворить потребности в развлечениях. Функция свободного времени как пространство развития имеет тенденцию к сокращению, так же как простое времяпрепровождение (рис.2).

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что главным типологизирующим фактором, определяющим специфику и качество свободного времени населения России в целом, является направленность его досуговой активности. От того, проводит человек свое свободное время дома или вне его, может ли позволить себе заплатить за собственный отдых и развлечения или довольствуется тем, что общедоступно, занимается дома ничегонеделанием («просто отдыхаю») или увлечен поиском новой информации, и будет зависеть тип избираемого им досуга. Однако очевидно, что изменения досуговых практик, происходящие в последние годы, проходят с разной степенью интенсивности для разных социальных групп и, что хотелось бы особо подчеркнуть, для разных возрастных категорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жизнедеятельность молодежи среднего города России: молодежь Таганрога / AB. Арямов, Т.В. Арямова и др. /под ред. В. В. Чичилимова. Таганрог: ТЗТИ, 1997. 250 с.

2. Арямов A.B., Арямова Т.В. Свободное время молодежи Дона: сб. трудов IV Международной научно-практической конференции «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании». Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2005. Т. 2. 291 с.

3. Социология молодежи: учебное пособие /под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 576 с.

4. Свободное время подростков: социализация или девиация: учебно-методические материалы /под ред. Е.Н. Ряшенцева [Электронный ресурс]. URL: http ://www .■w ebs ib. ru

5. Аверин Ю.П., Бутырин Г.Н. Молодежь Москвы в условиях реформирования общества и экономики. М.: Эксмо, 2004. 60 с.

6. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты // Информационно-аналитический бюллетень института социологии РАН. М.: Институт социологии РАН, 2007. 95 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.