Научная статья на тему 'Тенденции государственной поддержки аграрного предпринимательства'

Тенденции государственной поддержки аграрного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции государственной поддержки аграрного предпринимательства»

Планируется строительство 10 га нового тепличного комплекса.

Достижение данного результата предполагается через улучшение финансово-экономического состояния хозяйств, интенсификации трудовой деятельности. Возврат части затраченных денежных ресурсов сельхозтоваропроизводителям за счет мер государственной поддержки позволит последним строить новые тепличные комплексы, овощехранилища, проводить реконструкцию и модернизацию тепличных комплексов с внедрением эффективных технологий оптимального использования энергоресурсов для снижения себестоимости производимой продукции, по обеспечению ее доступности и конкурентоспособности, по укреплению рыночных позиций производителей овощей защищенного грунта.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит увеличить урожайность овощей: защищенного грунта к 2015 г.: томатов - 43 кг/м2, огурцов - 40 кг/м2, зеленных культур - 37,5 кг/м2, открытого грунта -180 ц/га; повысится производительность труда на 10-12%.

Источники

1. Брянская область в область. 2014 год.: Крат. стат. сб. / Брянскстат. - Брянск, 2014. - 160 с.

2. Родина Т.Е., Шепелев С.И. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности региона // Межд. науч.-исслед. журнал: матер. заочной конф. Research Journal of International Studies XXVI.- Екатеринбург, 2014.- С.-72-73.

3. Социально-экономическое положение Брянской области за январь - март 2015: Доклад/ Брянскстат. - Брянск, 2015. - 110с.

ТЕНДЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Нечаева И.В., к.социол.н., ст. науч. сотр. ФГБНУ «Институт аграрных проблем РАН»

Территориальный В современный период проблемы развития частного аграрного сектора экономики приобретают чрезвычайную актуальность, так как оказываются напрямую связанными не только с продовольственной, но и политической независимостью страны. Скромные объемы производства продовольствия малыми формами хозяйствования настоятельно требуют анализа государственной политики поддержки и стимулирования предпринимательского сегмента и социального потенциала его развития.

В исследованиях развития сферы аграрного предпринимательства особое значение принадлежит совершенствованию методологии, призванной стать научной основой для разработки методов и инструментов, стимулирующих инициативную предпринимательскую деятельность в аграрной сфере. Современные методологические подходы, на которых они формируются, в качестве отправной позиции используют материально-ресурсную поддержку, что выражается в активном развитии метода целевых программ с предусмотренным уровнем финансирования основных мероприятий и наличием возможностей использовать дополнительную ресурсную поддержку. Приоритет данного направления обладает наиболее действенным стимулирующим характером, проявляющемся в более четкой обусловленности перспектив социальной реализации актора в сфере аграрного предпринимательства.

В результате проведенного сравнительного анализа Докладов по итогам развития

предпринимательства в Саратовской области в 2010-2013 гг. выявлены основные тенденции развития ресурсно-финансовых аспектов стимулирования на региональном и муниципальном уровнях. Установлено, что региональный уровень финансовых инструментов (Гарантийный фонд, Фонд микрокредитования Саратовской области) при существенном росте объемов капитализации практически не демонстрируют положительной динамики по территориальному и отраслевому аспектам работы данных инструментов в сфере аграрного предпринимательства. Гарантийным фондом практически не расширен территориальный охват деятельности, а также не происходит расширения сферы поддержки сельскохозяйственного предпринимательства. В 2013 г. так же как и в 2011 г. подавляющее число поручительств (около 80%) было предоставлено предпринимателям городов и пригородов (г. Саратов, Саратовский и Энгельсский районы). Сельскохозяйственное направление деятельности Фонда по выдаче поручительств составило 20%.

Деятельность Фонда микрокредитования характеризуется расширением линейки предлагаемых кредитных продуктов. Однако, большинство кредитов носит краткосрочный характер и как правило предоставляется в виде микрозаймов в размере 300,0 тыс. руб. на срок до 1 года под 10% годовых. Микрозайм также может быть выдан на срок до 1 года в размере до 1,0 млн. руб. под 10-12% годовых. Положительным нововведением работы Фонда являет-

ся учет специфики сельскохозяйст-венного производства в необходимости получения более длительных периодов по выплатам. Учитывая данную необходимость, введен кредит сроком до 3 лет, но уже под 12% годовых. Учитывая приоритетность развития сельскохозяйственного предпринимательства и его специфические потребности в более длительных кредитах представляется неправомерным увеличивать кредитную нагрузку в виде повышения процентной ставки. Либо в данном контексте предпринимателю должна быть предусмотрена компенсация разницы в кредитных ставках.

Охват деятельности Фонда микрокредитования более обширен, по сравнению с деятельностью Гарантийного фонда. Его услугами в 2013 г. воспользовались предприниматели из 22 районов Саратовской области. Но, его основная деятельность также сосредоточена на несельскохозяйственной сфере. В 2011 г. наибольший объем микрозаймов был выдан сферам торговли и производства, в 2013 г. - также торговле и сфере, предоставляющей услуги населения. Таким образом, идет процесс расширения кредитования непроизводственной сферы и сокращается сфера кредитования промышленного и сельскохозяйственного производства. Фонд микрокредитования сократил поддержку сельскохозяйственного предпринимательства с 19% в 2011 г. до 14% в 2013 г.

Таким образом, явно просматривается тенденция, которая заключается в отсутствии роста территориального охвата, некотором сокращении роста процентного охвата сельскохозяйственного предпринимательства данными финансовыми институтами; достаточно слабом присутствии сельскохозяйственного направления в работе финансовых инструментов, регулирующих развитие частного сельскохозяйственного сектора областной экономики [1].

В современный период существенные финансовые средства направлены на поддерж-

ку и стимулирование сельскохозяйственного предпринимательства на локальном уровне. Критериям особой действенности в современный период отвечают муниципальные программы поддержки аграрного предпринимательства в виде предоставления грантов. В период 2010-2011 гг. на муниципальном уровне существовала острая нехватка финансовых средств для поддержки предпринимательских начинаний в агросфере. Лишь в половине районов области (26 муниципальных районах из 41-го) были разработаны и действовали местные муниципальные программы по поддержке малого предпринимательства. При этом финансирование из местного бюджета в объеме от 2 до 540 тыс. руб. имели 12 муниципальных программ. Из-за полного отсутствия финансирования муниципальных программ в большинстве районов области в 2011 г. поддержка субъектов предпринимательства осуществлялась путем оказания информационно-консультационных и образовательных услуг. В настоящее время данная сфера характеризуется положительной динамикой развития.

В настоящее время отмечается существенная положительная динамика по инициации и софинансированию муниципальных программ поддержки предпринимательства с существенным расширением территориального охвата (2011 г. - 26 районов; 2013 г. - все районы области) и сельскохозяйственного направления (до 33% объема средств). В 2013 г. в рамках софинансирования программ развития муниципальных районов по предоставлению грантов начинающим предпринимателям выдано 337 грантов. Кардинально расширен территориальный охват сферы муниципальных программ развития аграрного предпринимательства.

Упрочить позиции малых форм хозяйствования возможно на основе процессов, заключающихся в интегративном объединении сфер деятельности федерально-региональных и местно-локальных институтов поддержки предпринимательских инициатив в сельских социумах. Институт программно-целевого развития и стимулирования аграрного предпринимательства задает изначальный институциональный контур для развития предпринимательства, микроокружение же сельского социума (локальный уровень инициатив) - уже формирует конкретные условия, в которых возможна инициативная деятельность индивидов. Возрастающее значение местных условий на наш взгляд, более полно отвечает потребностям малых форм с присущей им локальной спецификой хозяйствования. На наш взгляд, современная ситуация требует расширения

Таблица 1 - Структура выданных займов в 2011-2013 гг. Фондом микрокредитования _Саратовской области _

2011 г. 2013 г.

Количество поступивших 170 152

заявок

Количество выданных займов 108 120

(в процентах от общего объема займов)

торговля 26 30

производство 22 26

услуги населению 13 28

сельскохозяйственное произ- 19 14

водство

спектра социологической составляющей в данном процессе, что является отражением усиления позиций фактора социальной активности индивидов в динамике разнообразных процессов социума. Таким образом, становится принципиально важно объединить теоретические подходы, отражающие концепты социальной активности акторов с ресурсной, материально-финансовой поддержкой, направленной на стимулирование данного процесса.

1. Источник: Доклад о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Саратовской области по итогам 2011 г.; Доклад о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Саратовской области по итогам 2013 г. Режим доступа: http://www.saratov.gov.ru/ govemment/structure/mineconom/ pred/sub.php; дата обращения 18.05.2015.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Якубович Е.Н., к.э.н., н.с., зав. отд. аспирантуры и докторантуры ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова»

Преобразования российской экономики непосредственным образом связаны с перспективами технологического развития. Сложность данной проблемы заключается в том, что для обеспечения устойчивого технологического процесса требуется определить не только его основные направления, в первую очередь требующие поддержки государства, но и технологический уровень, которого они должны достичь. Во всех отраслях экономики России присутствуют элементы нескольких технологических укладов, они переплетаются друг с другом и находятся в своеобразном и тесном взаимодействии. В зависимости от того, на приоритетное развитие какого уклада направит свои усилия государство, нас ожидают принципиально различные варианты технологического и экономического будущего.

Государственная инвестиционная политика должна формироваться в контексте долговременных целей и задач развития российской экономики. С точки зрения экономической безопасности необходима разработка объективных критериев государственной поддержки отдельных инвестиционных проектов и программ. Кроме того, необходим четкий механизм управления инвестиционным процессом. Структура и адресность государственной поддержки должны базироваться исходя из промышленной политики государства, определяющей приоритетные направления развития отдельных ее отраслей.

Государственная инвестиционная политика в современных условиях должна основываться на принципах самофинансирования значительной доли капитальных вложений, развития механизмов и инфраструктуры рынков материально-технических ресурсов, договорной и возвратной систем отношений между участниками инвестиционного процесса. Вме-

сте с тем целый ряд программ потребует государственной поддержки [1].

В первую очередь определяются основные принципы межотраслевого воспроизводственного процесса. Затем по каждой группе отраслей намечается более конкретно ряд инвестиционных процессов и программ. Для обеспечения приоритетных направлений инвестиций необходимо обосновать основные источники инвестиций, включая инвестиции зарубежного и отечественного капитала. И, наконец, необходимо указать, какой должен быть механизм инвестиционной политики, при которой рыночный механизм будет не разъединять производителей смежных отраслей в государстве, а обеспечивать их партнерские интересы.

Повышение эффективности государственной инвестиционной политики с позиций обеспечения инвестиционной и экономической безопасности государства в целом возможно при реализации следующих принципов.

1. Создание условий для рыночной оценки активов предприятий.

2. Создание условий для страхования инвестиций от некоммерческих рисков.

3. Последовательная децентрализация инвестиционного процесса, в том числе путем развития многообразных форм собственности.

4. Повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов.

5. Повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения).

6. Значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-частного финансирования инвестиционных программ и проектов.

7. Кредитование из госбюджетов всех уровней, в основном на возвратной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.