Научная статья на тему 'Совершенствование механизмов ресурсной поддержки аграрного предпринимательства'

Совершенствование механизмов ресурсной поддержки аграрного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизмов ресурсной поддержки аграрного предпринимательства»

ближайшей перспективе совершенствовать правовые основы государственного обеспечения продовольственной безопасности; внедрять новейшие информационные технологии в данной сфере и применять зару-

бежный опыт с учетом особенностей Республики Башкортостан.

Источник

1. Сельское хозяйство, охота и лесоводство Республики Башкортостан. - Уфа: Башкортостанстат, 2013 - 184 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕСУРСНОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Нечаева И.В., к.социол.н., ст. науч. сотр. Институт аграрных проблем РАН

Исследование социоресурсных оснований функционирования и развития социумов приобретает в настоящее время приоритетное значение, особенно в контексте формирования новых социальных феноменов действительности, таких как аграрное предпринимательство. Его возрастающее значение определяется не только вкладом в продовольственную безопасность страны, но и обеспечением социальных условий функционирования всего сельского социума. Поэтому исследование проблем совершенствования механизмов ресурсной поддержки предпринимательских стратегий на селе становится сегодня особенно актуальным.

Ресурсный аспект социальных изменений, влияющий на саморазвитие социальных структур, в настоящее время привлекает к себе пристальное исследовательское внимание. Несмотря на то, что в научном понимании существует некоторая недооценка значения ресурсного основания при развитии определенных видов деятельности, которая мотивируется тем, что некоторые люди могут достигать значительных социальных результатов, по сравнению с остальными людьми (А. Сен), на наш взгляд, оно имеет существенное значение. В современном научном дискуссе преобладает мнение, что именно ресурсный аспект предопределяет содержание, направление и темпы изменений. В российских исследованиях методологически важным является положение о том, что стремления и ориентации авторов объективируются при опоре на наличные социальные ресурсы, которые обуславливают возможности их социальной реализации. При этом ведущим является доминирование эндогенных (внутренних) ресурсов развития субъектов.

С теоретических позиций предпринимательски ориентированные индивиды (акторы) могут рассматриваться как субъекты самостоятельного личностного самоопределения, выстраивающие самостоятельные стратегии перехода к предпринимательству и, как объек-

ты воздействия социальных институтов, стимулирующих и поддерживающих предпринимательские начинания инициативных сельчан. В обоих случаях модель механизма реализации предпринимательского потенциала базируется на признании приоритетности инициативной социально-субъектной деятельности индивидов и наличия социоресурсного основания для планирования и осуществления предпринимательских стратегий.

Социологические исследования, проведенные в рамках изучения проблем реализации предпринимательского потенциала сельского социума, показали, что личностный ресурсный потенциал инициативных индивидов, имеющих предпринимательские устремления недостаточен для самостоятельного обращения к предпринимательским стратегиям, особенно в сфере сельскохозяйственного производства [1]. Поэтому в настоящее время в функционировании механизма социальных изменений особую значимость приобретает государственная поддержка, направленная на развитие аграрного предпринимательства.

Механизмы государственной поддержки в основном сфокусированы на прямой ресурсной поддержке предпринимательских стратегий на селе. Однако, ее объемы явно недостаточны для устойчивого развития частного сельскохозяйственного сектора Саратовской области. В рамках финансовой поддержки сельскохозяйственного частного сектора, предусматривающего возмещение части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в 2011 г. было подано 103 заявки, одобрено 58 заявок на общую сумму субсидий 65,9 млн руб. При этом на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей было отпущено 15,3 тыс. руб. По данному направлению финансовую поддержку смогли получить только 17 субъектов предпринимательства в сфере сельского хозяйства. На получение грантов по уплате первого взноса по договорам лизинга оборудования было подано 66

заявок, одобрено только 37 из них [2]. Аналогичное состояние зафиксировано и по другим сферам поддержки сельскохозяйственного предпринимательства. Из общего количества поданных заявок финансируется только половина.

Ресурсы лизинговой поддержки остаются малодоступными для начинающих фермеров, если отсутствует государственная поддержка. Анализ результатов социологических опросов представителей российского малого предпринимательства говорит о том, что в среде предпринимателей нет должной информации о возможностях системы лизинга. Лишь один из пяти респондентов не увидел особых препятствий к получению оборудования по лизингу [3]. Поэтому в целом получение техники по лизингу является малодоступным ресурсным фактором развития аграрного предпринимательства.

Финансовые инструменты, в виде созданных «Гарантийного фонда для субъектов малого предпринимательства Саратовской области» и Фонда микрокредитования, созданные для облегчения доступа предпринимателей области к кредитным ресурсам также слабо сфокусированы на частной сельскохозяйственной сфере. Услугами Гарантийного фонда в 2011 г. пользовались предприниматели только 11 муниципальных образований области. Фонд микрокредитования, оказывающий финансовую поддержку начинающего и действующего бизнеса посредством предоставления предпринимателям микрозаймов на возвратной и платной основе (сроком на 1 год в размере до 1,0 млн руб. под 10% годовых) также основное внимание сосредоточил на несельскохозяйственном секторе экономики. Сфера же сельскохозяйственного предпринимательства составила 19% от выданного объема кредитов. Здесь явно просматривается тенденция, которая заключается в достаточно слабом присутствии сельскохозяйственного направления в работе финансовых инструментов, регулирующих развитие частного сельскохозяйственного сектора областной экономики.

Анализ финансовой поддержки на муниципальном уровне показал, что лишь в половине районов области (26 муниципальных районах из 41-го) разработаны и действуют свои муниципальные программы по поддержке малого и среднего предпринимательства. При этом финансирование из местного бюджета в объеме от 2 до 540 тыс. руб. имели 12 муниципальных программ. Из-за отсутствия финансирования целевых муниципальных программ развития малого и среднего предприниматель-

ства в большинстве районов Саратовской области в 2011 г. поддержка предпринимательства осуществлялась путем оказания информационно-консультационных услуг [4]. Разрешение проблемной ситуации видится в создании специализированных фондов развития аграрного предпринимательства, а также в определении оптимальных квот на выделение кредитных ресурсов в сферу агропредпринима-тельства в уже существующих банковских структурах.

При совершенствовании механизмов поддержки и развития аграрного предпринимательства не учитывается социально-культурная обусловленность возможности развития предпринимательского сектора. И это несмотря на то, что в качестве основных условий, опосредующих формирование социального потенциала малых форм хозяйствования, выступают эндогенные (внутренние) социальные ресурсы, которые в основном включают ценностно-мотивационную сферу индивида. Поэтому, основным недостатком в новых инициируемых государством программах развития аграрного предпринимательства является недоучет ментального фактора, профилирующего характер жизнедеятельности субъекта. Развитие инициативного типа деятельности возможно лишь при наличии у него определенных ценностно-мировоззренческих установок, отвечающих характеру данной деятельности. Поэтому трактовка развития социально-инновационных видов деятельности посредством видоизменения мировоззренческих позиций, ценностных приоритетов и социальной психологии индивидов обусловила необходимость дополнить программные разделы развития агропредпринимательства данным направлением. В данной связи идеологические программы и механизмы развития предпринимательства должны быть методологически скорректированы на рост приоритетности и актуализации индивидуального начала в индивиде. Учитывая данное, ресурсная поддержка должна быть комплексным образованием и предусматривать не только прямую материально-финансовую помощь индивидам, стремящимся к организации собственного дела, но и поддержку направлений ценностно-мотива-ционной готовности к предпринимательству. Приоритетное финансирование в данной связи должны получать идеологические, пропагандистские и консультационные мероприятия, направленные на расширение и изменение представлений субъектов о новых способах экономической самореализации, прежде всего в аграрном секторе экономики.

По результатам проведенного анализа явно просматривается тенденция, которая заключается в слабой внешней ресурсной поддержке, а также недостаточном присутствии сельскохозяйственного направления в работе организационно-институциональных инструментов, регулирующих развитие частного сектора экономики. Основные направления коррекции и совершенствования механизма ресурсной поддержки должны быть сконцентрированы на основных проблемах, которые на сегодня заключаются:

- в недостаточности и малодоступности получения внешней ресурсной поддержки (лишь 8% предпринимательски ориентированных респондентов рассчитывают на помощь государства в организации аграрного дела);

- в отсутствии финансовой поддержки сельскохозяйственных инициатив на муниципальном уровне;

- в недостаточном личностно-ресурсном потенциале индивидов, имеющих предпринимательские ориентации.

- в ценностно-мотивационной неготовности основной части сельского населения трудоспособного возраста к предпринимательству.

Источники

1. Результаты социологического исследования лаборатории социального развития агропромышленного комплекса и сельских территорий (ИАгП РАН). Саратовская область. Квотная выборка. 2011 г. (Ы - 332).

2. Доклад о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Саратовской области по итогам 2011 г. http://www.saratov.gov.ru/government/structure/min econom/pred/sub.php

3. TacisProjectSmerus 9501 «Техническое содействие в создании ресурсного центра малого предпринимательства. Анализ внешней среды развития предпринимательства».

4. Доклад о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Саратовской области по итогам 2011 г. http://www.saratov.gov.ru/government/structure/min econom/pred/sub.php

2.9 УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ МНОГОУКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ

Нечипоренко О.В., д.соц.н., ведущий науч. сотр., Самсонов В.В., к.филос.н., науч. сотр. Института философии и права СО РАН

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 13-06-00193)

Современные исследования, развивающие концепцию устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий (Sustainable Agriculture and Rural Development) -основаны на интегрированном социо-эколого-экономическом подходе к развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий, а целью устойчивого развития аграрной сферы в контексте продовольственной безопасности России провозглашается повышение благополучия сельского населения, увеличение производства экологически безопасной продукции и улучшение состояния окружающей среды [1]. При этом, несмотря на определенные достижения в области изучения проблем устойчивого развития с технологической или экологической точек зрения, пока недостаточно работ, связывающих воедино экономические и социальные последствия трансформации сельского социума, хотя именно сельские сообщества оказываются наиболее уязвимыми элементами в условиях воздействия гло-

бализации на экономику, социальную политику, культуру.

Особенно недостаточно проработаны проблемы устойчивого развития сельских территорий России. Между тем, переход к рыночной экономике в сельском социуме России сопровождался кризисными явлениями, приведшими к разрушению устоявшейся системы социальных взаимодействий, отношений, коренному изменению содержания и целевых установок деятельности субъектов сельскохозяйственного производства, что вывело на первый план проблему реорганизации аграрной сферы на новой качественной основе и создания условий для их устойчивого развития.

Возникновение новых социальных и экономических реалий в жизни российского села, ставших результатом трансформационных процессов в российском обществе, делает актуальным разработку новых теоретико-методологических подходов к изучению инновационных изменений. Многоукладность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.