Научная статья на тему 'Государственное регулирование регионального рынка продукции овощеводства'

Государственное регулирование регионального рынка продукции овощеводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование регионального рынка продукции овощеводства»

ности потребует выделения также государственных капитальных вложений.

Для скорейшего перехода аграрной экономики на новую технико-технологическую основу предлагается субсидирование ее не только из регионального, но и федерального бюджета. Из федерального бюджета целесообразно осуществлять господдержку на увеличе-

ние поголовья крупного рогатого скота и оленей, объемов говядины, оленины и молока, а также на ликвидацию бедности сельского населения. Потребуется снятие ограничений уровня поддержки сельского хозяйства по «желтой корзине».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПРОДУКЦИИ ОВОЩЕВОДСТВА Родина Т.Е., к.э.н., доц. Брянской государственной инженерно-технологической академии

Овощная продукция в совокупности продовольственных товаров занимает большое значение, уровень обеспеченности населения которой характеризует степень развития рынка овощей и продуктов их переработки. Особую группу в балансе продовольствия занимают овощи. Роль овощей в продовольственном обеспечении определяется значимостью их для здоровья, необходимостью удовлетворения потребности в витаминах и прочих полезных веществах.

Данные Института питания Академии медицинских наук России показывают, что рацион взрослого человека ежедневно должен составлять более 400 г овощей, или 128-164 кг в год. Фактически потребление их в стране почти в 2 раза меньше научно обоснованной нормы.

В решении задачи обеспечения населения региона продуктами питания важное место занимает овощеводство защищенного грунта, поскольку климатические условия Брянской области не позволяют получать овощи из открытого грунта круглогодично.

Согласно биологическим нормам, минимальная потребность во внесезонных овощах за счет собственного производства удовлетворяется лишь на 45 процентов. Поскольку техническое состояние и оснащение тепличных комбинатов области не обновлялось около 30 лет, каждый год затраты на производство тепличных овощей повышаются.

В настоящее время в Брянской области производится всего 5 кг овощей защищенного грунта в расчете на душу населения при норме потребления 13 кг. Недостаток овощей компенсируется дорогой импортной продукцией, недоступной для большинства населения, поэтому требуются решительные шаги со стороны местных товаропроизводителей для закрепления своих позиций в конкурентной борьбе за рынок сбыта.

Для обеспечения населения Брянской области свежей экологически чистой овощной

продукцией в соответствии с медицинскими нормами 13 кг/чел. в год необходимо производство овощной продукции в объеме около 16,0 тыс. тонн. Для достижения устойчивого экономического положения тепличных хозяйств необходимо добиваться производства продукции в объеме 25-30 млн. руб. с 1 га теплиц. Это возможно при урожайности свыше 50 кг/м2 и средней цене реализации 50-55 руб./кг.

Овощеводство в настоящее время является одним из низкорентабельных видов сельскохозяйственного производства в регионе. Снижение объемов производства здесь связано с уменьшением в регионе объемов производства тепличного овощеводства, недостаточной развитостью системы сбыта продукции, ее невысоким качеством, а также задержками во внедрении новых высокомеханизированных технологий производства из-за недостатка средств на инвестиции.

Основным сдерживающим фактором развития овощеводства в Брянской области является отсутствие овощехранилищ, что не позволяет в полном объеме сохранить выращенный урожай до весны. Кроме того, в течение года отмечается резкое колебание цен на овощную продукцию, притом, что в осенний период она является минимальной. На наш взгляд, строительство овощехранилищ позволит не только сохранить, но и поставлять круглогодично высококачественную продукцию для потребителей.

Сегодня монополистом на рынке овощей Брянской области является СПК агрофирма «Культура», площадь которого составляет 24 га зимних блочных теплиц. Каждый год в хозяйстве производится овощей около 13 тыс. т, в т.ч. овощей защищенного грунта - до 7 тыс. тонн. Кооператив держит 99% рынка среди сельскохозяйственных предприятий даже без учета междугородней реализации. На долю остальных сельскохозяйственных производителей приходится 1%. С учетом же междугородней реализации СПК получает 99% выручки от реализации овощной продукции.

Сегодня по результатам обследования теплиц Брянской области выявлен ряд негативных факторов:

- усадка фундаментов в теплицах, в результате чего произошло нарушение жесткости каркаса;

- непрочность несущих конструкций вследствие коррозии металла;

- незначительная высота теплиц, которая не позволяет применить современную технику и технологию выращивания овощных растений и др.

Кроме того, необходима замена подземных коммуникаций систем тепло- и водоснабжения, подвергнутых коррозии металла.

Программа «Комплексное развитие овощеводства в Брянской области» (2011-2015 гг.) способствует развитию отрасли, включая повышение экономической эффективности производства овощей защищенного грунта и снабжение круглый год ими населения региона, повышение конкурентоспособности за счет строи-

тельства новых тепличных комплексов, реконструкции и модернизации овощехранилищ, действующих тепличных комбинатов и развития овощеводства пленочных теплиц.

Финансовая поддержка посредством перечисления средств из федерального и областного бюджетов позволит стабилизировать круглогодичное производство свежих овощей в закрытом грунте, увеличить объемы производства, сдержать рост цен на овощную продукцию и сделать данную продукцию доступной для широких слоев населения.

Основной целью программы является повышение эффективности производства овощей открытого и защищенного грунта, круглогодичное обеспечение овощами населения области и повышение конкурентоспособности продукции, сокращение импорта, увеличение производства овощей в объеме 26 тыс.т.

Решение основных задач программы будет обеспечено за счет выполнения комплекса программных мероприятий (табл. 1).

Таблица 1 - Основные мероприятия по реализации программы «Комплексное развитие овощевод_ства в Брянской области» (2011-2015 гг.)_

Наименование мероприятия Объемы финансирования, тыс. руб. Механизм реализации Фактические размеры выплат субсидий

Приобретение средств защиты растений 37676 Предоставление субсидий за приобретенные средства защиты растений овощей Определяются комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области с учетом ценовой политики компаний, реализующих средства защиты растений на территории РФ

Повышение квалификации руководителей, специалистов и работников отрасли овощеводства 13950 Предоставление субсидий за понесенные затраты по обучению и повышению квалификации Определяются комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области с учетом необходимости в прохождении обучения, стоимости подобного обучения. Обучение и повышение квалификации может проводиться только в российских образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право оказания таких услуг

Строительство, реконструкция и модернизация тепличных комплексов, овощехранилищ 1040000 Возмещение части затрат для сельхозто-варо про изводителей всех форм собственности (кроме ЛПХ) Определяются комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области с учетом стоимости тепличных комплексов

Обеспечение тепличных комплексов технологическим газом и электрической энергией 610360 Предоставление субсидий за приобретенные энергоносители Определяются комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области с учетом стоимости газа и электрической энергии

Всего 1883986 х х

Реализация данной программы позволит увеличить производство овощей:

- защищенного грунта с 6840 до 8460 т в 2015 г., или на 1620 т (24%). Урожайность

возрастет с 28,5 до 40,3 кг/м2 в 2015 г., или на 11,8 кг/м (2);

- открытого грунта с 18000 тонн до 26000 т в 2015 г.

Планируется строительство 10 га нового тепличного комплекса.

Достижение данного результата предполагается через улучшение финансово-экономического состояния хозяйств, интенсификации трудовой деятельности. Возврат части затраченных денежных ресурсов сельхозтоваропроизводителям за счет мер государственной поддержки позволит последним строить новые тепличные комплексы, овощехранилища, проводить реконструкцию и модернизацию тепличных комплексов с внедрением эффективных технологий оптимального использования энергоресурсов для снижения себестоимости производимой продукции, по обеспечению ее доступности и конкурентоспособности, по укреплению рыночных позиций производителей овощей защищенного грунта.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит увеличить урожайность овощей: защищенного грунта к 2015 г.: томатов - 43 кг/м2, огурцов - 40 кг/м2, зеленных культур - 37,5 кг/м2, открытого грунта -180 ц/га; повысится производительность труда на 10-12%.

Источники

1. Брянская область в область. 2014 год.: Крат. стат. сб. / Брянскстат. - Брянск, 2014. - 160 с.

2. Родина Т.Е., Шепелев С.И. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности региона // Межд. науч.-исслед. журнал: матер. заочной конф. Research Journal of International Studies XXVI.- Екатеринбург, 2014.- С.-72-73.

3. Социально-экономическое положение Брянской области за январь - март 2015: Доклад/ Брянскстат. - Брянск, 2015. - 110с.

ТЕНДЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Нечаева И.В., к.социол.н., ст. науч. сотр. ФГБНУ «Институт аграрных проблем РАН»

Территориальный В современный период проблемы развития частного аграрного сектора экономики приобретают чрезвычайную актуальность, так как оказываются напрямую связанными не только с продовольственной, но и политической независимостью страны. Скромные объемы производства продовольствия малыми формами хозяйствования настоятельно требуют анализа государственной политики поддержки и стимулирования предпринимательского сегмента и социального потенциала его развития.

В исследованиях развития сферы аграрного предпринимательства особое значение принадлежит совершенствованию методологии, призванной стать научной основой для разработки методов и инструментов, стимулирующих инициативную предпринимательскую деятельность в аграрной сфере. Современные методологические подходы, на которых они формируются, в качестве отправной позиции используют материально-ресурсную поддержку, что выражается в активном развитии метода целевых программ с предусмотренным уровнем финансирования основных мероприятий и наличием возможностей использовать дополнительную ресурсную поддержку. Приоритет данного направления обладает наиболее действенным стимулирующим характером, проявляющемся в более четкой обусловленности перспектив социальной реализации актора в сфере аграрного предпринимательства.

В результате проведенного сравнительного анализа Докладов по итогам развития

предпринимательства в Саратовской области в 2010-2013 гг. выявлены основные тенденции развития ресурсно-финансовых аспектов стимулирования на региональном и муниципальном уровнях. Установлено, что региональный уровень финансовых инструментов (Гарантийный фонд, Фонд микрокредитования Саратовской области) при существенном росте объемов капитализации практически не демонстрируют положительной динамики по территориальному и отраслевому аспектам работы данных инструментов в сфере аграрного предпринимательства. Гарантийным фондом практически не расширен территориальный охват деятельности, а также не происходит расширения сферы поддержки сельскохозяйственного предпринимательства. В 2013 г. так же как и в 2011 г. подавляющее число поручительств (около 80%) было предоставлено предпринимателям городов и пригородов (г. Саратов, Саратовский и Энгельсский районы). Сельскохозяйственное направление деятельности Фонда по выдаче поручительств составило 20%.

Деятельность Фонда микрокредитования характеризуется расширением линейки предлагаемых кредитных продуктов. Однако, большинство кредитов носит краткосрочный характер и как правило предоставляется в виде микрозаймов в размере 300,0 тыс. руб. на срок до 1 года под 10% годовых. Микрозайм также может быть выдан на срок до 1 года в размере до 1,0 млн. руб. под 10-12% годовых. Положительным нововведением работы Фонда являет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.