Научная статья на тему 'Технологии интенсификация межполушарного взаимодействия в головном мозге человека как акмеотический образовательный ресурс'

Технологии интенсификация межполушарного взаимодействия в головном мозге человека как акмеотический образовательный ресурс Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Островский В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии интенсификация межполушарного взаимодействия в головном мозге человека как акмеотический образовательный ресурс»

7. Рулье К.Ф. Избранные биологические произведения. М., Изд-во АН СССР. 1954. - С. 216.

8. Капцов Н.А. Физика в Московском университете со дня его основания и до Столетова. «Ученые записки Московского государственного университета». Юбилейная серия, выпуск 52. Физика, 1940. - С. 41.

9. Кареев П.И. Выбор факультета и прохождение университетского курса. С-Петербург, типография М.М.Стасюлевича, 1896. - С. 90-91.

10. Кареев П.И. Выбор факультета и прохождение университетского курса. С-Петербург, типография М.М.Стасюлевича, 1896. - С.93-96

11. Российское законодательство Х-ХХ вв. / Под общей редакцией И.О.Чистякова. М., 1984-1985. - Т. 1-3.

12. Олесеюк Е.В. К вопросу становления и развития университетского образования в России. Вестник московского университета, научный журнал, серия 8, история, изд-во МГУ, № 7. - 2004. - С. 71-90.

13. Лихачев. Д.С. Прошлое - будущему. Статьи и очерки. Л., 1985.

14. Избранные произведения русских естествоиспытателей первой половины XIX века. М.: Соцэкгиз, 1959. - С.55-68.

15. Микулинский С.Р. Развитие общих проблем биологии в России. М., Изд-во АН СССР, 1961.

В.А. Островский ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГОЛОВНОМ МОЗГЕ ЧЕЛОВЕКА КАК АКМЕОТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

Основываясь сначала только на дифференциальной психофизиологией принятой предметно-методологической парадигме, мы провели экспериментальное исследование, направленное на поиск аргументов в пользу истинности концепции эволюции бикамерального разума (КЭБР) Джулиана Джейнса [7, 8]. В результате статистической обработки полученных в нем данных в качестве статистически достоверного был установлен факт положительной взаимосвязи продуктивности индивидуальной мыслительной деятельности (МД; ПИМД) с интенсивностью межполу-шарного взаимодействия (МПВ; ИМПВ) в головном мозге (ГМ) осуществляющих ее людей [1].

Теоретическая значимость обнаруженного факта объясняется в контексте результатов, полученных нами в другом психофизиологическом эксперименте, выполненном уже в ином - индивидуально-динамическом - диагностическом формате [2]. Сущность имеемых ввиду результатов в том, что они позволили ответить на вопрос о том, срабатывает ли механизм образования условного рефлекса в отношении предъявляемых обучающемуся индивиду знаково-семиотических средств (ЗСС) в момент переживания им физиологического состояния, отличающегося повышенным текущим значением (ТЗ) ИМПВ. Ответ оказался утвердительного характера -было достоверно установлено, что такие ЗСС как дисциплинарно-терминологические лексемы (ДТЛ), будучи употребляемыми индивидом в качестве средств совершения МД, - вызывают в его ГМ локализованный во времени эффект интенсификации МПВ [2]. В том лишь, подчеркнем, однако, случае, если хотя бы в одном из ранее состоявшихся актов восприятия и/или использования этих ЗСС человеческий мозг пребывал в состоянии повышенной ИМПВ. В терминах КЭБР, обнаруженный эффект правомерно именовать «абилитацией билатерально-

медиаторного потенциала (БМП) ЗСС МД».

Комплексное рассмотрение подвергнутых выше обозрению факта и феномена на фоне предполагавшейся априорно перманентной флуктуации ТЗ ИМПВ (в окрестности некоторого индивидуально-характерного среднего значения) привело нас к идее произвести дополнительно еще одну проверку состоятельности КЭБР - в онтогенетическом ключе, в отношении характера динамической взаимосвязи у человека ТЗ ПИМД с ТЗ ИМПВ. Целью такой проверки, согласно нашему замыслу, должна было стать проверка гипотезы о положительном характере этой взаимосвязи. Поясним практическую значимость такой проверки. В случае получения в ее итоге подтверждающего результата, она заключается в возможности обоснованно сделать положительный вывод относительно перспективности использования нового психофизиологического подхода к управлению качеством образования. Разработку и применение психолого-дидактических технологий абилитации БМП ЗСС МД определим как сущность означаемого подхода.

Будучи выполненной (Островский, 2004) посредством двукратного - тестового (ТЗ1) и отстоящего от него во времени на один час ретестового (ТЗ2) - замера ИМПВ и ПИМД (Таблица 1) у составляющих связную выборку испытуемых (студенты Томского государственного педагогического университета; N=21) - эта проверка позволила сопоставить между собой величины сдвигов индивидуальных ТЗ двух измерявшихся - когнитивного психического и физиологического - параметров.

Таблица 1

Полученные в двух диагностических срезах текущие значения продуктивности индивидуального мышления и текущие значения интенсивности межполушарного _______взаимодействия с указанием величин их тест-ретестовых сдвигов__________

п/п ТЗ1 ИМПВ (ПУСС в градусах) ТЗ1 ПИМ (РеТеК-ОСП в баллах) ТЗ2 ИМПВ (ПУСС в градусах) ТЗ2 ПИМ (РеТеК-ОСП в баллах) Сдвиг ТЗ ИМПВ (ТЗ1-ТЗ2 в градусах) Сдвиг ТЗ ПИМ (ТЗ1-ТЗ2 в баллах)

1 45 3 60 3 -15 0

2 46 1 34 0 12 1

3 40 1 50 1 10 0

4 53 1 42 1 11 0

5 42 0 54 1 12 -1

6 44 1 28 0 14 1

7 55 1 39 0 16 1

8 9 0 19 0 -10 0

9 43 2 58 4 -15 -2

10 28 1 22 1 6 0

11 36 1 46 2 -10 -1

12 55 2 62 2 -7 0

13 36 1 28 1 8 0

14 37 1 34 1 3 0

15 105 2 80 1 25 1

16 42 0 56 0 -14 0

17 35 1 23 1 12 0

18 66 0 75 0 -9 0

19 70 1 82 3 -12 -2

20 84 1 74 1 10 0

21 106 0 91 0 15 0

В качестве диагностических инструментов, примененных в этом исследовании для измерений ТЗ ПИМД и ТЗ ИМПВ, были использованы два теста: «РеТеК-тест с ОСП» и «ПУСС-тест». Приведенные в кавычках названия тестов представляют собой два, соответственно, акрофонима: «рефлексивно-тематической компетентности тест (РеТеК-тест) с отсроченной синонимической пробой (ОСП)» и «пороговый угловой сохранности стереопсиса тест».

В области высоких значений ПИМД (среднее индивидуальное значение Ре-ТеК-тестовой ОСП в тесте и в ретесте не меньше 1 балла) эта взаимосвязь выражена весьма отчетливо: г=0.81 по Пирсону при р<0.05.

Несмотря на положительный характер взаимосвязи величин зафиксированных сдвигов, интерпретировать обнаруженный феномен как доказательство перспективности нового типа технологий управления качеством образования, основываясь только на нем одном, все-же же было нельзя. Этому препятствовало весьма существенное обстоятельство, суть которого в том, что факт существования положительной взаимосвязи ТЗ ПИМД с ТЗ ИМПВ был обнаружен нами с помощью ПУСС-теста [1], тогда как эффект абилитации БМП ДТЛ - с помощью гаплоскопи-ческого способа измерения (далее «ГП-теста») величины ТЗ ИМПВ [6]. Ввиду того обстоятельства, что, как выяснилось из личной беседы с его предложившим автором, ГП-тест не имел ни теоретического, ни экспериментального обоснования своей валидности в отношении измеряемого параметра, - для принятия аргументированного заключения относительно тождественности полученных двумя разными диагностическими способами - ГП-тестом и ПУСС-тестом - результатов оставалось единственное средство: контрольно-сопоставительное обследование связной выборки испытуемых. Резюмируя сказанное, подчеркнем, что задача нашего нового эксперимента, излагаемого далее в статье, как раз в проведении такого исследования и состояла.

Описание использованных диагностических инструментов. Основное требование, предъявлявшееся нами к используемым диагностическим методам, заключалось в том, чтобы процедуры измерения и ПИМД, и ИМПВ были короткими

- не более 1 минуты. Поскольку времена выполнения испытуемыми каждого из перечисленных ниже тестов этому требованию удовлетворяли, то измеренные с их помощью индивидуальные значения ПИМД и ИМПВ условно принимались нами за «мгновенные», текущие значения измерявшихся когнитивного и нейродинамиче-ского параметров индивидуального состояния.

РеТеК-тестовая отсроченная синонимическая проба. Успешность выполнения испытуемыми РеТеК-теста с ОСП служила маркером ТЗ их ПИМД. Наиболее существенные особенности модифицированного РеТеК-теста, эмпирическая валидность которого в отношении способности измерять ПИМД ранее была нами экспериментально уже подтверждена [3, 4, 5], таковы.

Накануне дня проведения обследования испытуемые (студенты Томского государственного педагогического университета) заранее, в качестве домашнего задания, подготавливали для ОСП индивидуальный стимульный материал. Подготовка заключалось в том, чтобы в отношении одного из относящихся к той области профессиональных знаний, которую они осваивают в процессе образования, ключевых понятий (выбираемых среди прочих по собственному усмотрению), был выполнен РеТеК-тест: последовательно все его операции за исключением заключающей его кульминационной процедуры - синонимической пробы, исполнение которой было отсрочено. В итоге выполнения подготовительной работы каждый испытуемый располагал двумя наборами индивидуальных рефлексивно-тематических конструктов (РТК): по 6 в каждом. РТК были исполнены испытуемыми в виде собственноручно сделанных надписей на бумажных карточках, составивших две колоды, два

множества: {а1} и {Ы}. Инструкция ОСП-теста предписывала испытуемым в течение одной минуты найти и поставить в соответствие каждому РТК, составляющему множество {а1}, один максимально синонимичный РТК из числа составляющих множество {Ы}. За меру успешности выполнения ОСП принималось количество правильно в соответствии с ключом РеТеК-теста установленных между элементами двух множеств синонимически идентичных парных отношений.

ПУСС-тест. Представляющийся теоретически валидным в свете современных нейрофизиологических системных представлений и эмпирически установленных фактов способ измерения индивидуальных значений ИМПВ, заключающийся в измерении порогового угла сохранности стереопсиса (ПУСС), был впервые предложен и апробирован нами [1]. Примененная в описываемом эксперименте модификация этого способа отличается лишь тем, что количество производимых замеров ПУСС у испытуемого в ней сокращено до двух - один поворот подвижной оправы со стимульным изобразением производится вправо, другой - влево. Сокращение количества замеров укорачивает время исполнения измерительной процедуры, позволяя осуществлять индикацию «мгновенных», ТЗ ИМПВ.

Посредством специально изготовленного стереоскопа испытуемому для зрительного восприятия предъявляется стереослайд - случайно-точечная стереограмма Белы Юлеша (Рис. 1). содержащая «виртуальное» изображение квадрата.

чО

о

Рис 1. Изображение стереопары со стимульным материалом для ПУСС- теста

По достижении эффекта объемного восприятия испытуемый, согласно инструкции, плавно поворачивает оправу правого слайда относительно первоначального исходного положения вокруг зрительной оси глаза: сначала вправо, а затем (предварительно вернув стрелку в исходное вертикальное положение) - влево. Повороты производятся до достижения испытуемым субъективно констатируемого момента исчезновения стереоэффекта (изображения квадрата). Прикрепленная к оправе поворачиваемого слайда стрелка при этом по шкале встроенного в стереоскоп транспортира отмеряет значение ПУСС. Суммарное значение двух измеряемых таким образом в градусах правого и левого ПУСС принимается за ТЗ ИМПВ.

ГП -тест. Предложенный российским биофизиком и психологом

В.Л.Талановым метод измерения ТЗ ИМПВ, названный им «гаплоскопическим», основан на использовании феномена так называемой «бинокулярной конкуренции» (БК) [6]. Этот феномен имеет место, если для зрительного опознания человеку посредством стереоскопа предъявить специальную «гаплоскопическую» таблицу, на которой расположенные в конкордантных участках зрительных полей левого и правого глаза знаки отличаются друг от друга (Рис. 2).

®@©©©0®©0в©

©О©©©©©©©®©

®@®00©Ф0Ф©в

ОвФФФОФвОФ©

®@©о@®@@@оо

®в®©®©®®©®@

®©®ое@@о®@©

ООЗФФвФФОФ®

®@©ое®@о©©©

©в®©©©©©@®©

@©@о©©@о@©©

о@@@©о®@о®®

®©©оо©©о©©®

0в®©©0©©0в©

©@©©©о©©о©о

©о©©©©©©©©©

®в©оо©©о©@©

0©©©©в®©0@©

Рис 2. Изображение стереопары со стимульным материалом для ГП- теста

В ситуации рассматривания такой таблицы через стереоскоп мозг оказывается не в состоянии поставлять сознанию человека два изображения одновременно, а выход из создавшегося когнитивно-перцептивного диссонанса находит в том, чтобы поочередно игнорировать, отвергать то левым, то (спустя некоторое время) правым глазом поставляемые сознанию изображение. Количество происходящих у человека в этой ситуации восприятия глазодоминантных переключений, отнесенное к количеству подвергшихся опознанию в тестовой процедуре гаплоскопических знаковых пар, В.Л. Таланов предлагает принять в качестве маркера текущих, «мгновенных» значений ИМПВ.

Длительность «мгновения» в тесте гаплоскопической пробы, таким образом, «по построению» оказывается равной времени ее выполнения. В описываемом эксперименте оно устанавливалось равным 1 минуте.

Процедура тестирования заключается в том, что с помощью стереоскопа («Стереоскоп-3» производства Ленинградского оптико-механического завода) испытуемый рассматривает знаковую квазистереопару (Рис. 2) и слева направо строка за строкой последовательно называет вслух все опознанные им знаки. Отчет испытуемого протоколировался экспериментатором. Количество переключений глазодоминантности выявлялось путем сопоставления протокола с тестовым изображением.

Экспериментальные процедуры

Процедура 1

Испытуемые (студенты педагогического университета, N=19) были подвергнуты тестированию и, спустя 1 час, ретестированию на предмет выявления в каждом из двух измерительном срезе у каждого из них по два текущих значения -ТЗ1 и ТЗ2 - ИМПВ, измеренных сначала ПУСС-тестом и, немедленно вслед за этим, измеренных ГП-тестом.

Процедура 2

Часть испытуемых (10 человек) в мониторинговом режиме (10 срезов, отстоящих один от другого на 5 минут) дополнительно была нами подвергнута обследованию посредством одного только ГП-теста. В каждом срезе ТЗ ИМПВ измерялось подряд дважды, двумя следующими без временного промежутка пробами. Первая проба каждого среза осуществлялась обычным образом. Вторая от первой отличалась тем, что испытуемые выполняли ГП-тест в очках с цветными монохроматическими стеклами, одно из которых было красным, второе - зеленым. В каждом последующем (относительно текущего) срезе расположение цветов стекол относительно глаз инвертировалось.

Результаты

Полученные посредством измерений, произведенных в Процедуре 1, данные представлены в Таблице 2. Их статистическая обработка показала, что величины

сдвига ТЗ двух измеряемых параметров положительно кореллируют между собой: г=0.77 по Пирсону при р<0.05.

Статистическая обработка результатов измерений, произведенных в Процедуре 2, показала, что обычный ГП-тест и ГП-тест «в очках» представляют собой способы, эквивалентные друг другу в отношении измеряемого посредством них текущего значения ИМПВ. Во всех индивидуальных случаях два ряда измеренных двумя способами ТЗ положительно кореллировали между собой (г>0.9 по Пирсону при р<0.05).

Обсуждение результатов и выводы. На основании полученного в изложенном новом эксперименте результата - высокая степень корреляции между измеренными сопоставлявшимися методами сдвигами индивидуальных текущих значений интенсивности межполушарного взаимодействия в человеческом головном мозге -можно сделать заключение о том, что гаплоскопический метод измерения текущих значений интенсивности межполушарного взаимодействия получил экспериментальное подтверждение своей эмпирической валидности.

На основании результатов экспериментальный Процедуры 2 можно заключить, что эмпирически валидным является проекционный способ осуществления ГП-теста, который мы применяли ранее при выполнении синхронного обследования большого количества испытуемых.

Таблица 2

Измеренные двумя способами в двух диагностических срезах текущие значения

интенсивности межполушарного взаимодействия и их тест-ретестовые сдвиги

п/п ТЗ1 ПУСС ТЗ1 ГП ТЗ2 ПУСС ТЗ2 ГП Сдвиг ТЗ ПУСС Сдвиг ТЗ ГП

1 29 9 28 9 -1 0

2 43 16 51 29 8 13

3 60 12 35 17 -25 -5

4 33 9 24 3 -9 -6

5 18 21 18 12 0 -9

6 25 2 50 18 25 16

7 83 13 74 12 -9 -1

8 46 11 42 7 -4 -4

9 35 30 22 19 -13 -11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 40 4 55 6 15 2

11 27 10 33 10 5 0

12 29 5 50 20 21 15

13 27 8 52 9 25 1

14 45 6 73 24 28 18

15 44 20 38 13 -6 -7

16 31 0 63 5 32 5

17 35 10 20 0 -15 -10

18 38 16 36 7 -2 -9

19 105 23 100 10 -5 -13

В контексте концепции эволюции бикамерального разума изменения интенсивности межполушарного взаимодействия представляют собой экспликацию флуктуаций интенсивности безусловно-рефлекторного отклика головного мозга на некоторые особенности окружающей среды. И текущие значения этой интенсивности, поэтому, претерпевают флуктуации в случае существенного изменения внеш-не-средовых свойств. Кроме того, такого рода флуктуации могут также происходить

- согласно результатам нашего предварительного исследования (Островский, 2006)

- в силу изменений свойств внутренней среды организма человека, вызванных инъекцией химических веществ.

На основании изложенных в статье экспериментальных результатов можно утверждать, что продуктивность индивидуальной мыследеятельности человека в моменты переживания им состояний, отличающихся повышенной интенсивностью межполушарного взаимодействия, также характеризуется повышенным текущим значением.

В совокупности с уже отмечавшимся выше эффектом образования условного рефлекса головного мозга на знаково-семиотические средства мыслительной деятельности, проявляющегося в эффекте интенсификации межполушарного взаимодействия, - вновь полученный экспериментальный результат открывает образовательному менеджменту новые перспективы. Посредством дидактических технологий локализованной во времени интенсификации межполушарного взаимодействия в головном мозге обучающихся в сочетании с симультанным предъявлением им дисциплинарных терминологических лексем, оказывается возможным повышать билатерально-медиаторный потенциал последних.

Полученный в изложенном эксперименте результат позволяет утверждать, что эмерджментную сущность взаимодействия составляющих функциональную систему элементов как системообразующего фактора можно выражать не только в терминах когерентности их колебательной (электрической, например) активности, но и в терминах информационного взаимодействия между ними. В случае функциональной системы отделов человеческого головного мозга, например, следующим образом: «Улучшение коммуникации кортикально-распределенных в головном мозге нейронных модулей, вовлеченных в выполнение конкретной психической функции, приводит к повышению ее, этой функции продуктивности».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Островский В.А. Пределы разрушения стереопсиса как маркеры интенсивности латерального взаимодействия и продуктивности мышления // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 5 (49). - С.192-196.

2. Островский В.А. О возможности абилитации билатерально-медиаторного потенциала дисциплинарных терминологических лексем // Язык и культура в Евразийском пространстве: Мат-лы XVII Междунар. научн. конф. (19-20 апр. 2004). -Томск: Томский государственный университет. - С. 104-115.

3. Островский В.А. РеТеК - репертуарный тест компетентности // Образование в Сибири: Информ. вестн. Координац. совета Сибири по образованию. 1993. № 1. - Томск: Изд-во «Красное знамя», 1993. - С. 54-55.

4. Островский В.А. Репертуарные решетки Келли в профориентации и профотборе // Сибирский психологический журнал. - Томск: Изд-во ТГУ, 1995. Выпуск 1. - С. 14-15.

5. Островский В.А. О пространственной репрезентации понятия «личностный конструкт» // Профориентация и психологическая поддержка: М-лы четвертой межрегиональной научно-практ. конф. (март 2002). - Томск: ТГПУ. - С. 107-110.

6. Таланов В.Л., Тысячнюк М.С., Девятова Е.Н., Южакова С.В. Гаплоскопи-ческий метод исследования полушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия у детей // Психол. -пед. условия развития личности учащихся: Сб. тез. межвуз. конф. психологов (с международным участием). Куйбышев, 1989.

7. Jaynes, J. (1976a). The evolution of language in the late Pleistocene. Annals of the New York Academy of Sciences, 28, 312-325.

8. Jaynes, J. (1976). The origin of consciousness in the breakdown of the bicameral mind. Boston: Houghton Mifflin.

В.В. Солнышкина О СОВРЕМЕННОМ ИНЖЕНЕРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Для реализации целостности подготовки специалистов необходим комплекс мероприятий, сочетающих глубокую фундаментальную подготовку и знание сферы будущей деятельности, объединенной общей целью, объектом исследования, методологией построения и ориентацией на межпредметные связи. В результате соответствующей всем перечисленным задачам мы считаем именно проектную деятельность студентов.

Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели «потребного будущего» и воплощать их в жизнь.

Способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ находит отражение в формах конструирования (непосредственной практической деятельности по производству объекта), моделирование (концептуального замещающего упрощения объекта), проектирование (теоретического способа создания технических артефактов и объектов иной природы). Таким образом, проектирование - это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым.

Подтверждением этому является и то обстоятельство, что проектная деятельность охватывает все сферы человеческого бытия: природу, общество и технические системы. Повышение внимания к проблемам проектной деятельности связано с возрастанием ее роли в социально-экономическом развитии общества. Этап проектирования более чем на семьдесят процентов определяет качество и надежность функционирования внедряемых технических, экономических и социальных систем. Для определения педагогических аспектов организации подготовки специалистов в области автоматизации технологических процессов и производств к проектной деятельности в условиях высшей школы мы считали необходимым изучение объективной и субъективной сторон современной проектной деятельности.

Основными категориями, характеризующими проектную деятельность, являются понятия «проект», «проектирование», «проектная концепция», «проектировочная функция», «проектная культура», «субъект и объект проектирования». До недавнего времени эти термины использовались в основном в технической сфере, в последнее время эти понятия трактуются более широко.

Понятие «проект» в общефилософском значении есть перспективнопредметный прообраз возможного объекта, адекватно отображающей предполагаемый объект и информационно выраженный в конкретно-функциональной, языковой форме. Содержание проектов реализуется в различных формах: чувственного представления, мысленной конструкции, вербального описания, математической модели, графических изображений, печатного текста, технической документации. Проекты различаются природой и масштабами проектируемых объектов, методами проектирования, типами разрешений и ограничений при реализации проектных процедур и т.д. В практике проектирования понятие «проект» употребляется в зависимости от конкретной смысловой ситуации. При этом нередко проектом называют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.