Научная статья на тему 'Свои «Другие». Рецензия на выставку фоторабот Анны Асриянц «Мадагаскар. Визуальная антропология» (факультет философии человека)'

Свои «Другие». Рецензия на выставку фоторабот Анны Асриянц «Мадагаскар. Визуальная антропология» (факультет философии человека) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ФОТОВЫСТАВКА / «ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» / МАДАГАСКАР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свои «Другие». Рецензия на выставку фоторабот Анны Асриянц «Мадагаскар. Визуальная антропология» (факультет философии человека)»

20. Millett L., Lanier P., Drake B. Are economic trends associated with child maltreatment? // Preliminary results from the recent recession using state level data Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 7, July 2011, Pages 1280—1287.

21. Raj V., Bell M. A. Cognitive processes supporting episodic memory formation in childhood: The role of source memory, binding, and executive functioning // Developmental Review. Volume 30, Issue 4, December 2010, Pages 384—402.

22. Schofield G., BeekM., WardE. Part of the family: Planning for permanence in long-term family foster care // Children and Youth Services Review. Volume 34, Issue 1, January 2012, Pages 244—253.

23. SlackK. S., Lawrence M. B., DuMont K., YangM., Kim B., Ehrhard-Dietzel S., Holl J. L. Risk and protective factors for child neglect during early childhood: A cross-study comparison // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 8, August 2011, Pages 1354—1363.

24. Spielfogel J. E., Leathers S. J., Christian E., McMeel L. S., Parent management training, relationships with agency staff, and child mental health: Urban foster parents' perspectives // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 11, November 2011, Pages 2366—2374.

25. Tran H., Winsler A., Teacher and center stability and school readiness among low-income, ethnically diverse children in subsidized, center-based child care. // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 11, November 2011, Pages 2241—2252.

26. Vinnerljung B, Hjern A., Cognitive, educational and self-support outcomes of long-term foster care versus adoption. A Swedish national cohort study // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 10, October 2011, Pages 1902—1910.

27. Wartell E., Richert R. A.,. Robb M. B. Babies, television and videos: How did we get here? // Developmental Review. Volume 30, Issue 2, June 2010, Pages 116—127.

М. К. Крышталева

СВОИ «ДРУГИЕ». РЕЦЕНЗИЯ НА ВЫСТАВКУ ФОТОРАБОТ АННЫ АСРИЯНЦ «МАДАГАСКАР. ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» (ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА)

Начало 2012 г., юбилейного для РГПУ им. А. И. Герцена, факультет философии человека ознаменовал открытием выставки фоторабот Анны Асриянц «Мадгскар. Визуальная антропология».

Интерес к фиксации жизни с помощью фото- и видеоаппаратуры оказывается все сильнее связан с наукой, где первичен объект наблюдения, а не наблюдатель. Значение работы фотографа, занявшего место ученого, в современном мире растет. Родившася в результате слияния амбиций ученых и художников сфера, получившая название «визуальной антропологии», приобретает все большую популярность по всему миру. Визуальная антропология занимает промежуточное положение между этнографией, антропологией, визуальными исследованиями, кино-, фотодокументалистикой. В России уже много лет проходит фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник», недавно к нему присоединился новый проект «Дни этнографического кино», проводятся научные исследования, выходят книги, статьи.

Для фотографа подобный антропологический контекст всегда вызов. Такая работа зачастую далека от простой фотофиксации, даже репортажа. Съемка в антропологическом измерении требует осуществления этического выбора, «сверки» биологических, психологических, а зачастую и метафизических часов. Но первое, что мы видим в подобных работах, все-таки сюжет, фактура, цепляющая своей «инаковостью», непохожестью на нашу жизнь.

15 февраля 2012 г. на факультете философии человека Герценовского университета состоялось открытие фотовыставки выпускницы факультета Анны Асриянц «Мадагаскар. Визуальная антропология». Культуролог по образованию, она выбрала своей про-

Обзоры, рецензии

фессией фотографию, считая, что именно взгляд фотографа может разглядеть неочевидные грани культуры народов. Работы Анны Асриянц оценены на международном уровне. Она принимала участие в шведском проекте Made in Russia, работала фотожурналистом на Первом Римском кинофестивале для агентства Grazioneri (Италия), фотожурналистом в Нагорном Карабахе (г. Степанакерт), для агенства AFP (Франция), а недавно была включена в состав экспедиции на Мадагаскар, организованной детским фондом ООН (UNICEF). Выставка «Мадагаскар. Визуальная антропология» стала итогом этого путешествия.

Открытие выставки стало ярким событием для университета в целом. На нем присутствовали ректор РГПУ им. А. И. Герцена Валерий Павлович Соломин, проректор по учебной работе Василий Антонович Рабош, декан факультета Лев Николаевич Летягин, Генеральный секретарь ассоциации народов Африки в Санкт-Петербурге Адам Ахмед. В течение месяца — с середины февраля и до середины марта — атмосфера солнечного острова с теплом встречала посетителей: фотографии, этническая музыка и комментарии к работам создавали объемное впечатление от увиденного. Не оставляя никого без внимания, студенты, третьекурсники и первокурсники, с энтузиазмом проводили экскурсии по культурным пространствам Мадагаскара.

С помощью фотоаппарата возможна фиксация жизненного опыта, существующего лишь краткие мгновения. Комментируя одну из своих фотографий, Анна Асриянц рассказывает: «Буквально через секунду после того, как был сделан кадр, она с укором посмотрела на меня». С помощью камеры мы способны вторгаться в такие интимные моменты жизни людей, которые в иных случаях ускользнули бы от нас. Камера «открыла нам область визуально-бессознательного» — писал Вальтер Беньямин1. Мы можем столкнуться с ним в снимке, уже сознательно рефлексируя над увиденнм. То, что не позволяет сделать человеческий глаз, позволяет реализовать глаз оптический. Отдельные мгновения, заснятые исподтишка или случайно, становятся предметом рефлексии, будь то девочка с блюдом фруктов на голове, мальчишечьи ноги на дереве или «остановившееся мгновение» в снимке, запечатлевшем процесс рыхления борозд для рисового поля. Это один из самых впечатляющих по своим художественным качествам снимок, в котором пепельно-охристый колорит и графичность силуэтов не только зрительно, но почти кинестетически позволяют ощутить напряжение сил человека и животного.

Опыт визуальной антропологии заключает в себе идею того, что образы, зафиксированные камерой, являются результатом субъективного видения автора, они не могут и не должны служить объективным источником сведений о культуре. Это уже не просто рассказ о мире — это творение нового мира, отражающего наше видение этой культуры. Современный мир «болеет» проблемой создания cyberspace за счет подмены реального взаимодействия с пространством интерактивным формированием его образа. Получая изображения через средства связи, мы домысливаем их до достаточного для восприятия образа транслируемого объекта, в случае визуальной антропологии — традиционного уклада жизни людей, их взаимодействий с ландшафтом, т. е. всего комплекса неизвестной для нас культуры.

С другой стороны, мало кто из наших соотечественников и участников выставки имел возможность реально побывать на Мадагаскаре (как и во многих других местах на планете, до которых мы за всю свою жизнь вряд ли доберемся). А современные технические средства позволяют прикоснуться к чужой культуре. В этой выставке мы сталкиваемся с культурой, откровенно непохожей на нашу. Цветовая гамма — серо-пастельные, рыже-

1 Беньямин В. Произведение искусств в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996. С. 55.

зеленые, охристо-красные, встающие перед глазами пышущие плодородностью рисовые угодья выводят нас из зоны привычного восприятия окружающего мира. Особого внимания заслуживают люди. Если для Петербурга тема смерти — одна из центральных мифологем города, то тема Жизни во всей ее полноте — вне городских устоев, его одиночества и отчуждения — просачивается сквозь истории, рассказываемые здесь в каждой фотографии.

Четыре портрета женщин разных возрастов — своеобразная лента времени, просматривая которую, мы сталкиваемся с глазами героинь. Удивительно, насколько серьезные и мудрые глаза у малагасийских девочек и полные спокойствия и света — у пожилой женщины. На острове особое отношение к детям — «главное богатство для малагасийца дети. Их отсутствие — большое несчастье для семьи. Считается, что, не став родителем, малагасиец выпадает из цепи поколений и умирает не только физически, но и духовно», рассказывает Анна. Дети — главные герои ее репортажа. Какое отношение к детям бытует в условиях современного города? И на каких скоростях мы живем? Такого рода вопросы заново встают перед посетителями вставки, запуская механизм поиска ответов и переоценки взглядов и суждений, столкновения с увиденным — с Другим.

Особое внимание привлекает снимок, на котором крупным планом запечатлена шершавая ветка дерева, а ней ступни детских ног — как будто ребенок сросся с деревом, как будто тело человека и древесный ствол — из единой материи. Ощущение, что у малагасийцев есть контакт с ландшафтом, который в городе утерян, не покидает на протяжении всего осмотра выставки. Урбанизированное общество стало эмблемой независимости людей и природы, в то время как на Мадагаскаре зависимость человека от природы формирует прочную основу жизни. Как писал Освальд Шпенглер, «предварительное условие всякой культуры — она сама, подобно растению вырастает из своего материнского ландшафта, углубляя душевную привязанность к почве»2.

В этой встрече происходит еще одно столкновение городской культуры и традиционной, со своими векторами развития, ценностными ориентациями, своими болезнями и радостями. На этой выставке совершается диалог двух культур, встреча с Другим и столкновение с Собой. Одна из задач, которую ставит перед собой визуальная антропология — осуществление диалога между представителями разобщенных миров, — здесь с успехом реализуется.

Выставка, решительно преобразившая одну из аудиторий, стала новой «точкой роста» факультетской деятельности, новым «топосом» университетского пространства3, насыщенным значениями и эмоциями.

2 Шпенглер О. Закат Европы. М., 2004. Т. 2. С. 91.

3 Никифоров Л. В., Рон М. В., Тихомиров С. А., Макашова А. С., Подделкова П. Е. Пространство университетской повседневности. Прикладное исследование в формате культурологической экспертизы // Вестник Герценовского университета. 2011. № 7 (93). С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.