Научная статья на тему 'Близость «Другому». Рецензия на выставку фоторабот Анны Асриянц «Мадагскар. Визуальная антропология» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, факультет философии человека)'

Близость «Другому». Рецензия на выставку фоторабот Анны Асриянц «Мадагскар. Визуальная антропология» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, факультет философии человека) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
386
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Близость «Другому». Рецензия на выставку фоторабот Анны Асриянц «Мадагскар. Визуальная антропология» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, факультет философии человека)»

Terra Humana

246

М.К. Крышталева

близость «ДРУГОМУ». РЕЦЕНЗИЯ НА ВЫСТАВКУ ФОТОРАБОТ АННЫ АСРИЯНЦ «МАДАГСКАР. ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, факультет философии человека

Начало 2012 года, юбилейного для РГПУ им. А.И. Герцена, факультет философии человека ознаменовал открытием выставки фоторабот Анны Асриянц «Мадагаскар. Визуальная антропология».

Интерес к фиксации жизни с помощью фото- и видеоаппаратуры оказывается все сильнее связан с наукой, где первичен объект наблюдения, а не наблюдатель. Значение работы фотографа, занявшего место ученого, в современном мире растет. Родившася в результате слияния амбиций ученых и художников сфера, получившая название «визуальной антропологии», приобретает все большую популярность по всему миру. Визуальная антропология занимает промежуточное положение между этнографией, антропологией, визуальными исследованиями, кино-, фотодокументалистикой. В России уже много лет проходит фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник», недавно к нему присоединился новый проект «Дни этнографического кино», проводятся научные исследования, выходят книги, статьи.

Для фотографа подобный антропологический контекст - всегда вызов. Такая работа зачастую далека от простой фотофиксации, даже репортажа. Съемка в антропологическом измерении требует осуществления этического выбора, «сверки» биологических, психологических, а зачастую и метафизических часов. Но первое, что мы видим в подобных работах - сюжет, фактура, цепляющая своей «инаковостью», непохожестью на нашу жизнь.

15 февраля 2012 г. на факультете философии человека Герценовского университета состоялось открытие фотовыставки выпускницы факультета Анны Асриянц «Мадагаскар. Визуальная антропология». Культуролог по образованию, она выбрала своей профессией фотографию, считая, что именно взгляд фотографа может разглядеть неочевидные грани культуры народов. Работы Анны Ас-риянц оценены на международном уровне. Она принимала участие в шведском проекте Made in Russia, работала фотожурналистом на Первом Римском кинофестивале для агентства «Grazioneri» (Италия), фотожурналистом в Нагорном Карабахе, г. Степанакерт, для агенства AFP (Франция), а недавно была включена в состав экспедиции на Мадагас-

кар, организованной детским фондом ООН (UNICEF). Выставка «Мадагаскар. Визуальная антропология» - итог этого путешествия.

Открытие выставки стало ярким событием для университета в целом. На нем присутствовали ректор РГПУ им. Герцена В.П. Соломин, проректор по учебной работе В.А. Рабош, декан факультета Л.Н. Летягин, Генеральный секретарь ассоциации народов Африки в Санкт-Петербурге Адам Ахмед. В течение месяца - с середины февраля и до середины марта - атмосфера солнечного острова с теплом встречала посетителей: фотографии, этническая музыка и комментарии к работам создавали объемное впечатление от увиденного. Не оставляя никого без внимания, студенты, третьекурсники и первокурсники, с энтузиазмом проводили экскурсии по культурным пространствам Мадагаскара.

С помощью фотоаппарата возможна фиксация жизненного опыта, существующего лишь краткие мгновения. Комментируя одну из своих фотографий, Анна Асриянц рассказывает: «Буквально через секунду после того, как был сделан кадр, она с укором посмотрела на меня». С помощью камеры мы способны вторгаться в такие интимные моменты жизни людей, которые в иных случаях ускользнули бы от нас. Камера «открыла нам область визуально-бессознательного» - писал Вальтер Беньямин [1, с. 55]. Мы можем столкнуться с ним в снимке, уже сознательно рефлексируя над увиденным. То, что не позволяет сделать человеческий глаз, позволяет реализовать глаз оптический. Отдельные мгновения, заснятые исподтишка или случайно, становятся предметом рефлексии, будь то девочка с блюдом фруктов на голове, мальчишечьи ноги на дереве или «остановившееся мгновение» процесса рыхления борозд для рисового поля. Это один из самых впечатляющих по своим художественным качествам снимок, в котором пепельно-охристый колорит и графичность силуэтов не только зрительно, но почти кинестетически позволяют ощутить напряжение сил человека и животного.

Опыт визуальной антропологии заключает в себе идею того, что образы, зафиксированные камерой, являются результатом субъективного видения автора, они не могут и не должны служить объективным ис-

точником сведений о культуре. Это уже не просто рассказ о мире - это творение нового мира, отражающего наше видение этой культуры. Современный мир «болеет» проблемой создания cyberspace за счет подмены реального взаимодействия с пространством интерактивным формированием его образа. Получая изображения через средства связи, мы домысливаем их до достаточного для восприятия образа транслируемого объекта, в случае визуальной антропологии - традиционного уклада жизни людей, их взаимодействий с ландшафтом, то есть, всего комплекса неизвестной для нас культуры.

С другой стороны, мало кто из наших соотечественников, устроителей и посетителей выставки, имел возможность реально побывать на Мадагаскаре (как и во многих других местах на планете, до которых мы за всю свою жизнь вряд ли доберемся). А современные технические средства позволяют прикоснуться к чужой культуре. В этой выставке мы сталкиваемся с культурой, откровенно непохожей на нашу. Цветовая гаммы - серопастельные, рыже-зеленые, охристо-красные, встающие перед глазами пышущие плодородностью рисовые угодья выводят нас из зоны привычного восприятия окружающего мира. Особого внимания заслуживают люди. Если для Петербурга тема смерти - одна из центральных мифологем города, то тема Жизни, во всей ее полноте - вне городских устоев, его одиночества и отчуждения, - просачивается сквозь истории, рассказываемые здесь в каждой фотографии.

Четыре портрета женщин разных возрастов - своеобразная лента времени, просматривая которую, мы сталкиваемся с глазами героинь. Удивительно, насколько серьёзны и мудры глаза у малагасийских девочек, и полны спокойствия и света - у пожилой женщины. На острове особое отношение к детям. «Главное богатство для малагасийца - дети. Их отсутствие - большое несчастье для семьи. Считается, что, не став родителем, малагасиец выпадает из цепи поколений и умирает не только физически, но и духовно», - рассказывает Анна. Дети - главные герои ее репортажа. Какое отношение к детям бытует в условиях современного города? И на каких скоростях мы живем? Такого рода вопросы заново встают перед посетителями вставки, запуская механизм поиска ответов и переоценки взглядов и суждений, столкновения с увиденным - с Другим.

Особое внимание привлекает снимок, на котором крупным планом шершавая ветка дерева, а на ней ступни детских ног - как будто ребенок сросся с деревом, как будто тело человека и древесный ствол - из единой

материи. Ощущение, что у малагасийцев есть контакт с ландшафтом, который в городе утерян, не покидает на протяжении всего осмотра выставки. Урбанизированное общество стало эмблемой независимости людей и природы, в то время как на Мадагаскаре зависимость человека от природы формирует прочную основу жизни. Как писал Освальд Шпенглер, «предварительное условие всякой культуры - она сама, подобно растению вырастает из своего материнского ландшафта, углубляя душевную привязанность к почве» [5, с. 91].

В этой встрече происходит еще одно столкновение городской культуры и традиционной, со своими векторами развития, ценностными ориентациями, своими болезнями и радостями. На этой выставке совершается диалог двух культур, встреча с Другим и столкновение с Собой. Принадлежность к Своей культуре, своему пространству становится «ощутимым» при столкновении с явлениями иной культуры [3, с. 11], что и происходит в условиях выставки «Мадагскар. Визуальная антропология» и одновременно успешно реализует одну из задач визуальной антропологии - осуществление диалога представителями разобщенных миров.

Формата проведения такого мероприятия факультет еще не знал. Была проведена большая работа по освещению этого события в СМИ, выпуску рекламных буклетов, привлечению петербуржцев, а не только университетского сообщества, к посещению выставки. За счет этих процессов происходит не только расширение культурного пространства университета, изменение его ландшафта, но и его укрепление. Персональное сознание ландшафтности тем цельнее и крепче, чем активнее человек вовлекается в процессы, происходящие внутри него и чем активнее его передвижение, по пространству университета - в нашем случае. Событие на факультете философии человека становится временным «топосом», активирующим процессы передвижения и освоение внутри университетского пространства.

Выставка, решительно преобразившая одну из аудиторий, стала новой «точкой роста» факультетской деятельности, новым «то-посом» университетского пространства [2, с. 62], насыщенным значениями и эмоциями и смыслами. Находясь в отдалении от университетского городка, факультет вел обособленную от него жизнь. Разорванное пространство университета сплачивается же за счет появления этих «точек роста» - ориентиров, формирующих те «силовые поля», которые собираются в пространство [4, с. 241]. Погружаясь в него, мы оказываемся в ланд-

Новости

Terra Humana

шафтной реальности, где все осмысленно, пережито-воспринято. По происхождению всякая реальность субъективна; реально все, что вызывает и возбуждает наш интерес. Когда мы называем ту или иную вещь реальной, это означает, что она некоторым образом связана с нами [6, с. 401]. Иначе мы только скользим по поверхности смыслов и значений. Рельефность ландшафта, его множественная дифференциация смыслов и переходов, остаются не раскрытыми.

Рельеф смыслов осознания культурного пространства создает такой ландшафт, который помогает наращивать, обретать и восста-

Список литературы:

навливать единство собственного жизненного мира. Жизнь в ландшафте как единстве пространства, вещей и смыслов - это один из способов обретения-восстановления-нара-щивания единства собственного жизненного мира. Занимая значительную часть жизни студентов и преподавателей, деятельность в контексте университетской среды призвана быть переосмысленной на пути к смысловому соединению ее пространственных «топо-сов», как залога в гармонизации жизненного мира отдельной личности, в который структурируются ценностные и смысловые категории.

[l]

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

Беньямин В. Произведение искусств в эпоху его технической воспроизводимости. - М.: Медиум, 1996.

Никифорова Л.В., Рон М.В. Тихомиров С.А., Макашова А.С., Подделкова П.Е. Пространство университетской повседневности. Прикладное исследование в формате культурологической экспертизы // Вестник Герценовского университета. - 2011, № 7 (93). - С. 60-70.

Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. - М.: Г нозис, 2004 - 318 с. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст. Семантика и структура. - М., 1983. - С. 241.

Шпенглер О. Закат Европы. В 2-х т. Т. 2. - М.: Айрис-Пресс, 2004.

Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. - М.: РОССПЭН, 2004. - 1056 с.

В.В. Украинцева

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Р.Г. БАРРИ ТИН ИВ ГАНА «ГЛОБАЛЬНАЯ КРИОСФЕРА. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ»

Профессор Роджер Г. Барри (Roger G. Barry) и профессор Тин Ив Ган (Thian Yew Gan) - авторы названной книги* достаточно хорошо известны учёным во всём мире, изучающим криосферу Земли. И всё же я считаю своим приятным долгом представить их читателям: ведь эта книга, по мнению авторов, рассчитана, прежде всего, на молодое поколение исследователей и учёных, и кто-то из них, возможно, познакомится с этим трудом впервые. Краткие, но яркие научные биографии этих выдающихся исследователей в области изучения криосферы Земли читатели найдут на первой странице книги.

Книга построена на темах вводного курса лекций «Снег и лёд», которые профессор Roger G. Barry читал в Отделе Географии Университета Колорадо, Боулдер, США в те-

чение 30-и лет для студентов старших курсов и для начинающих учёных - аспирантов, и, частично, на темах курса лекций « Достижения в области гидрологии», которые профессор Thian Yew Gan читал в течение 17-и лет для слушателей, окончивших высшие учебные заведения в Отделе Инжиниринга гражданского общества и окружающей среды в Университете Альберта, Канада.

Профессор Р.Г. Барри и профессор Т.Е. Ган с их энциклопедическими знаниями в области криосферы и гидрологии Земли, их многолетним опытом преподавания, разработали интенсивный курс учебника для студентов старших курсов университетов и для слушателей окончивших высшие учебные заведения. Фактически это первый учебник, который освещает практически все элементы

* The Global Cryosphere. Past, Present and Future. Roger Barry and Thian Yew Gan. Cambridge, UK. Cambridge University Press, 11th August 2011.

ISBN: 9780521156851 (мягкая обложка), цена 42.50 фунтов стерлингов (US $80.00)

ISBN: 9780521769815 (твёрдая обложка), цена 80.00 фунтов стерлингов (US $130) www.cambridge.org/ 9780521769815

Книгу можно заказать на приведенном сайте издательства Cambradge University Press, указав авторов, название книги, номер ISBN, вид обложки, цену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.