Научная статья на тему 'Проблемы семьи и детства в современных зарубежных исследованиях'

Проблемы семьи и детства в современных зарубежных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1255
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА / СЕМЬЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Искра Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы семьи и детства в современных зарубежных исследованиях»

9. Мастюкова Е. М. и Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с.

10. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

11. Педагогика / Гл. ред. Г. Нойнер. М.: Просвещение, 1978. 511 с.

12. Педагогика / Под ред. П. Н. Груздева. М.: Учпедгиз, 1940. 623 с.

13. Педагогика / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. 383 с.

14. Педагогика / Под ред. И. П. Пидкасистого. М., 1996. 602 с.

15. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.

16. Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1996. 631 с.

17. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учеб. пособие: В 2 т. Т. 2. Процесс воспитания. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1999. 256 с.

18. Сидоров А. А., Прохорова М. В., Синюхин Б. Д. Педагогика: Учеб. для студ., аспир., тренеров по дисц. «Физ. культура». М.: Терра-Спорт, 2007. 272 с.

19. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.

20. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. 416 с.

21. Степаненков Н. К. Педагогика: Учеб. пособие. Минск, 1998. 448 с.

22. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций. Учеб. пособие для студ., преп., аспир. М.: Совершенство, 1998. 368 с.

23. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 671с.

24. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для пед. вузов. М.: Гардарики, 1999. 520 с.

25. Хоменко И. А. Концептуализация понятийно-терминологического аппарата семейной педагогики // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. № 4 (6). С. 887—890.

26. Эриашвили Н. Л. Юридическая педагогика: Учеб. пособие. М.: Юнити Дана, 2004. 895 с.

Н. Н. Искра

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Современные зарубежные исследования проблемы детства и семьи охватывают широкий круг тем, отвечающих на запрос современного общества. Можно выделить несколько основных направлений прикладных психологических исследований детства в области семьи, родительства и детского взаимодействия. Эти исследования направлены, с одной стороны, на изучение причин возникновения различных проблем, а с другой стороны, на понимание эффективности программ предотвращения различных негативных эффектов, связанных с родительством и детством.

Прикладные исследования детства неразрывно связаны с социальными изменениями, происходящими в современном обществе. Социально-экономические условия жизни современного общества, изменение миграционных потоков, и, главное, смена традиционной модели семьи приводят к тому, что изменяются условия детского развития и отношения к детству.

Современное состояние общества характеризуется изменением традиционной модели семьи, переходом к более позднему вступлению в брак, изменением моделей брака, более поздним рождением детей. Увеличение времени, необходимого для завершения образования и продвижения по карьерной лестнице, приводит к тому, что родители находятся в состоянии необходимости выбора между реализацией себя в карьере и семье, и в случае отсутствия надежных партнерских отношений, это часто приводит к отказу от рождения детей или рождения их в более поздний период.

Важно понимать, что родительство в возрастной период от 20 до 30 лет, несомненно, отличается от родительства после 30 лет, что приводит к изменению родительско-детских отношений в семье, к таким проявлениям, как феномен сверхценности ребенка, с одной стороны, и невозможности уделять ему полноценное внимание — с другой.

Произошло изменение традиционного разделения обязанностей в семье. Часть отцов сегодня участвуют в декретном отпуске, что приводит к получению ребенком иного опыта формирования первичной привязанности.

Одновременно иммиграция приводит к тому, что в развитых городах и странах возрастает количество семей, принадлежащих к национальным и культуральным меньшинствам, в которых обычно дети рождаются в период до 30-ти лет. Как правило, в этом случае рождается большее количество детей. Кроме того, в таких семьях обычно существенно ниже уровень дохода и образования, что приводит к изменениям в родительско-детском взаимодействии.

В данной статье представлен обзор зарубежных работ, связанных с влиянием семьи, социального окружения на развитие ребенка, представленных в американском издании «Developmental Review» (2006—2011 гг.) и научном издании «Children and Youth Services Review» (2010—2012 гг.), публикующем международные исследования. Для удобства читателя основные направления исследований выделены в автономные разделы.

Влияние близкого социального окружения на развитие детей. Это направление исследований включает несколько аспектов:

• влияние образования матери на характер взаимодействия с ребенком;

• материнская и нематеринская забота в первые годы жизни;

• влияние участия бабушек в заботе о ребенке;

• влияние родительского стиля взаимодействия на проявление детьми в дальнейшем агрессии во взаимоотношениях;

• влияние тактильного контакта на психологическое благополучие и развитие ребенка.

В результате изучения влияния образования матери на характеристики взаимодействия с ребенком в первые пять лет жизни было показано, что материнское образование взаимосвязано с формальностью заботы о ребенке в возрасте от рождения до 2 лет и от 3 до 5 лет, т. е. чем выше уровень образования матери, тем более вероятно формальное отношение к эмоциональным и иным потребностям ребенка.

Одно из исследований посвящено изучению влияния на детей опыта нематеринской заботы в первые три года жизни. В этом исследовании были использованы данные о 9185 детях, полученные в рамках программы «Children of the National Longitudinal Survey of Youth» [11]. Было выявлено, что дети, которые в первые три года жизни воспитывались не матерью, имеют более высокий уровень достижений и меньший уровень поведенческих нарушений в детстве и подростковом возрасте. Тем не менее внутрисемейное сравнение не показало существенных различий между сиблингами, имеющими разный опыт заботы в первые три года жизни. Это может свидетельствовать о том, что стиль родительского взаимодействия имеет в этот период большее влияние на развитие ребенка, чем факт родственной или неродственной заботы о нем.

Изучение влияния родительского стиля или родительского поведения на развитие различных качеств у детей и подростков также является предметом многих зарубежных прикладных исследований. В одном из обзоров были обобщены результаты 48 исследований, в которых приняло участие в целом 28 097 детей. Y. Kawabata и L. R. A. Alink был проведен метаанализ данных, полученных в этих исследованиях. В результате было выделено 4 типа родительского поведения: позитивное родительство, психологически

контролирующее родительство, негативное (жесткое) родительство и невовлеченное ро-дительство. Основной вклад данного исследования состоит в том, что позитивное роди-тельство взаимосвязано с меньшими проявлениями агрессии в отношениях между детьми, а негативное и невовлеченное родительство с большими проявлениями агрессии у детей. Отцовское психологически контролирующее родительство также оказалось взаимосвязанным с повышенной агрессивностью у детей, в отличие от материнского [12].

Важным фактором в освещаемой нами теме является влияние прикосновений на социально-эмоциональное и физическое благополучие детей. Этой теме уделялось достаточное внимание в психологических исследованиях в США [8]. В обзоре T. Field содержатся результаты, полученные исследователями в последние 10 лет. Ученые выяснили, что в целом отсутствие прикосновений взрослых приводит к интернализации личности детей и меньшей компетентности во взаимодействии со сверстниками в будущем. Тем не менее существует своя специфика во влиянии на развитие ребенка разных членов семьи.

В результате изучения J. Choi и A. P. Jackson влияния вовлеченности отцов в воспитание детей, растущих с одинокими матерями в афроамериканских бедных семьях, было показано, что частые контакты отцов с детьми оказывают непрямое влияние на уменьшение поведенческих проблем у детей через улучшение материнского функционирования. Материнское взаимодействие лучше у матерей детей, которые часто общаются с отцами, и в случае, когда материнско-отцовские отношения хорошие [3].

Достаточно большой интерес вызывают исследования, направленные на взаимное влияние взаимодействия между бабушками и внуками на их психологические особенности. C. C. Goodman установлено, что тесное взаимодействие взаимосвязано с большей удовлетворенностью жизнью у бабушек и наличием меньшего количества поведенческих проблем у детей. Качество взаимоотношений между бабушками и внуками тесно взаимосвязано с их благополучием в будущем [9].

Несколько иные данные представлены S. J. Kelley, M. W. Deborah, P. E. Campos в исследовании поведенческих проблем у детей, выращенных бабушками в связи с факторами, связанными с неблагополучием родителей: плохим обращением со стороны родителей, лишением родительских прав, постоянным насилием или помещением в заключение. В этом случае во взаимосвязи с дистрессом бабушек, ресурсами семьи и семейным окружением примерно треть детей имеет клинические нарушения поведения. Причем психологический дистресс бабушки имеет решающее значение для появления поведенческих расстройств у ребенка [13].

Влияние окружающей среды на развитие детей. В эту группу исследований входят работы, направленные на изучение окружающей ребенка среды в широком смысле. Среди факторов окружающей среды стоит выделить:

• воспитателей детских садов;

• стабильность мест, посещаемых ребенком;

• раннее приобщение к масс-медиа;

• бедность окружающей обстановки;

• влиянию досуговых и физкультурно-спортивных мероприятий на развитие ребенка.

Изучение влияния стабильности воспитателей и места в центрах дневной заботы о детях 4-х лет из низкообеспеченных, принадлежащих к разным этническим группам детей показало, что изменение места пребывания и смена воспитателей негативно сказывается на инициативности и способности к установлению привязанности у детей, причем наиболее подвержены этому влиянию все афроамериканцы и все мальчики [25].

В рамках данного направления важное место занимает изучение влияния масс-медиа на социальное и когнитивное развитие детей. В статье канадских исследователей раскрывается влияние масс-медиа на копинг-стратегии детей, просматривающих большое количество телевизионных программ и игр, т. к. функционирование в виртуальном мире отличается от взаимодействия с миром реальным. Кроме того, в данном исследовании изучена роль содержания тех программ и игр, которые смотрит ребенок. Несмотря на то что нет убедительных данных о влиянии просмотра телевизионных программ на возникновение синдрома гиперактивности, просмотр телевизора более 7 часов в день приводит к нарушениям внимания и сосредоточения [5]. Не менее интересным нам представляется изучение влияния специальных детских программ, предназначенных для детей до 2 лет, на их когнитивное развитие. E. Wartell, R. A. Richert, M. B. Robb подчеркивают, что использование таких программ для дошкольников изменяет ход развития детей как и в положительном, так и в отрицательном смысле [27].

Важную роль играет влияние экрана на развитие речи у детей. В работе D. L. Linebarger, S. E. Vaal подчеркивается, что при соблюдении ряда условий (простое и повторяющееся содержание программы, присутствие взрослого, с которым можно обсудить просматриваемое и др.) просмотр телепередач может влиять на развитие речи у детей позитивно [16].

В целом можно сказать, что американские исследователи озабочены проблемой влияния электронных средств обучения в раннем детстве и особенно тем фактом, что до 3 лет ребенок усваивает больше информации из реальной жизненной активности, чем из виртуальной среды и что длительный просмотр телевизионных передач или взаимодействия с информационной средой приводит к нарушениям развития игры. Американская психологическая ассоциация рекомендует ограничивать взаимодействие детей до двух лет с виртуальной средой.

Целый ряд исследований посвящен влиянию физкультурно-спортивных мероприятий на развитие детей. Одним из интересных исследований в рамках данного направления является изучение влияния занятий аэробикой на целенаправленное познание и поведение [2]. J. R. Best было установлено, что как постоянные, так и временные (кратковременные) занятия аэробикой приводят к улучшению целенаправленного поведения и мышления. Чем раньше ребенок использует целенаправленную физическую активность, тем более развиты у него способности к целенаправленному поведению и познанию. Это может использоваться в коррекции детей, страдающих соответствующими поведенческими проблемами.

Проблемы адаптации детей в приемных и фостеровских семьях. В это направление исследований входит изучение влияния приемной семьи на развитие детей, факторов, способствующих успешной адаптации в условиях фостеринга.

Исследование влияния обучения, взаимодействия с поддерживающим персоналом приемных родителей показывает, что родители оказываются неготовыми к поведенческим проблемам у своих детей, часто недовольны коммуникацией, которая происходит от персонала фостеровских агентств, предпочли бы проходить совместное с персоналом обучение и быть вовлеченными в психологическую коррекцию своих приемных детей [24].

В исследованиях, посвященных влиянию формы нахождения ребенка в приемной семье, приняло участие 900 усыновленных детей и 3100 детей, принятых на воспитание в фостеровские семьи. Все эти дети попали в семьи в раннем возрасте. B. Vinnerljung, A. Hjern было показано, что усыновленные дети имеют более хорошие оценки в школе в 15 лет, более высокую когнитивную компетентность в 18 и лучшие навыки независимости (самостоятельности) в 25—26 лет [26].

Английские исследователи G. Schofield, M. Beek, E. Ward, изучавшие формы размещения ребенка в фостеровскую семью, показывают явные преимущества постоянного размещения в фостеровскую семью по сравнению с временным, поскольку это позволяет ребенку чувствовать себя частью семьи, удовлетворять конкретные потребности каждого ребенка. Этот вывод сделан несмотря на то что в связи с большими временными затратами порой довольно сложно найти постоянное размещение для ребенка [22].

Влияние размещения сиблингов в фостеровскую семью изучалось учеными в соответствии с тремя типами размещения:

• в одном доме находятся все сиблинги вместе;

• в одном доме находится как минимум двое сиблингов;

• все сиблинги размещены по-отдельности.

Было обнаружено, что при размещении как минимум одного сиблинга в доме значительно улучшается академическая успеваемость детей и, кроме того, дети в большей мере чувствуют себя частью семьи.

Шведское исследование, посвященное желанию и реальным возможности контакта с сиблингами у детей, проживающих в фостеровских семьях и находящихся под опекой по месту жительства, показало, что около 40% детей встречаются со своими сиблингами реже одного раза в месяц и хотели бы делать это чаще. Отсутствие такой возможности, по мнению T. Lundström, M. Sallnäs, нарушает права детей [18].

Не менее важной проблемой является изучение взаимосвязи культуральных факторов с опытом, переживаемым детьми в фостеровских семьях. Это связано с тем, что подобные факторы могут влиять на адаптацию детей в фостеровских семьях. В исследовании M. Anderson, L. O. Linares на эту тему было изучено 106 детей, принадлежащих к национальным меньшинствам и размещенных в 62 семьях. В результате исследования было показано, что наибольшие трудности при адаптации в фостеровской семье возникают у детей, язык которых отличается от языка фостеровской семьи. Различия в культураль-ных факторах взаимосвязаны с психологическим благополучием ребенка, и чем более культура фостеровской семьи отличается от культуры биологической семьи ребенка, тем больше он интернализируется [1].

Исследователи задаются вопросом: что за дети сбегают из фостеровских семей, и что является фактором риска для такого поведения? В одной из работ Ch. Lin сравнивались дети из группы, которые сбегали из семьи, и дети, у которых не было такого поведения. Среди факторов риска ученые выделили:

• принадлежность к старшему возрасту;

• поведенческие проблемы;

• проблемы в обучении.

Кроме того, фактором риска оказался возраст, в котором ребенок был перемещен в фостеровскую семью: чем выше возраст, тем больше вероятность побега, а также количество и время размещений в фостеровской семье [15].

В исследовании последствий дальнейшего размещения для развития детей, перемещенных в фостеровские семьи на первом году жизни, E. C. Lloyd, R. P. Barth было показано, что лучше всего развиваются дети, которые были усыновлены после размещения в фостеровской семье, а наихудшие последствия для развития наступают у детей, остающихся в фостеринге [17].

Проблемы защиты детей от насилия и жестокого обращения. В исследовании, посвященном изучению влияния экономического кризиса на учащение плохого обращения с ребенком, гипотеза о взаимосвязи этих двух факторов не подтвердилась. Исследование,

проведенное L. Millett, P. Lanier, B. Drake в семи штатах США, выявило, что экономическая рецессия не может служить предиктором учащения случаев плохого обращения с детьми [20].

Одна из важных работ, выполненная S. McMahon, Ch. Huang, P. Boxer, J. L. Postmus, посвящена влиянию эмоционального и физического насилия во время беременности на здоровье матери и ребенка в течение первого года жизни ребенка. В исследовании на эту тему было показано, что как физическое, так и эмоциональное насилие имеет негативное влияние на мать и ребенка. Эмоциональное насилие оказывает влияние на физическое и психическое здоровье матери и на здоровье и темперамент ребенка. Сочетание физического и эмоционального насилия приводит к более негативным последствиям [19].

Среди факторов, влияющих на возникновение плохого обращения с ребенком раннего возраста, согласно исследованиям, можно выделить:

• экономические факторы;

• факторы родительского благополучия;

• факторы родительского стиля [23].

Интересные находки были сделаны в изучении насилия в семьях латиноамериканцев, которые уже жили в США в момент рождения ребенка и иммигрировавшие позже. A. J. Dettlaff и M. A. Johnson обнаружили, что дети, рожденные в США, чаще подвергаются эмоциональному насилию со стороны родителей, а дети, рожденные не в США, чаще страдают от физического насилия [6].

Исследование, проведенное коллективом авторов (J. W. Fantuzzo, S. M. Perlman, E. K. Dobbins), о влиянии плохого обращения с ребенком на академическую успеваемость в первые школьные годы показало, что дети, пережившие физическое насилие и пренебрежение в ранние годы, имеют высокий риск нарушения здоровья и социального поведения. Раннее плохое обращение взаимосвязано с низкой школьной успеваемостью. Физическое насилие не взаимосвязано со школьной успеваемостью, однако негативно влияет на способности к установлению отношений со сверстниками. Пренебрежение ребенком и другие виды насилия над ним приводят к росту поведенческих проблем, низкой вовлеченности и плохой посещаемости школьных занятий [7].

Изучению факторов, влияющих на предотвращение плохого обращения с ребенком, посвящен ряд работ. Согласно исследованиям коллектива авторов [14], среди факторов, приводящих к плохому обращению с ребенком, можно выделить:

• высокие оценки по шкале жизненного стресса;

• собственный негативный детский опыт матери;

• недостаточное количество лет образования.

Матери, имеющие более 12 лет образования, а также матери, состоящие в браке, и семьи с высоким уровнем социальной поддержки имеют меньший риск плохого отношения к ребенку. Для матерей, имеющих низкий уровень образования, для предотвращения плохого обращения с ребенком, по мнению ученых, необходимо организовывать социальную поддержку одновременно с включением их в программы раннего предотвращения плохого обращения с ребенком.

Таким образом, проведенный анализ зарубежных исследовательских работ, посвященных семье и детству, позволяет сделать следующие выводы.

Исследования влияния близкого окружения на развитие и психологическое благополучие детей отражают основную проблематику современного общества. Учеными установлено, что уровень образования матери влияет на выполнение ею своей родительской

функции. Причем как высокий уровень образования, так и низкий негативно сказываются на возможностях удовлетворения эмоциональных и иных потребностей ребенка. Таким образом, современное изменение модели семьи, где женщина стремится к достижению равного с мужчиной социального статуса, приводит к изменениям моделей материнства. Несмотря на все большее включение отцов в процесс воспитания детей, лишь небольшая часть работ посвящена аспектам влияния отцовского стиля родительского поведения на развитие и психологическое благополучие детей. Важным аспектом изучения является рассмотрение роли бабушек в воспитании и развитии детей в благополучных и неблагополучных семьях.

Изучение влияния окружающей среды на развитие детей вскрывает очень важный аспект современного детского окружения. Влияние все более распространяющихся масс-медиа на детей раннего возраста вызывает большую тревогу современных исследователей и является темой для большого количества исследований, которые показывают неоднозначное позитивное и негативное влияние масс-медиа в раннем возрасте на дальнейшее развитие детей. Если влияние масс-медиа на детей оказывается в атмосфере взаимодействия с близким взрослым, это снижает риски нарушений, вызываемых длительным взаимодействием с виртуальной средой.

Особого внимания заслуживают работы, направленные на изучение рисков, связанных с помещением детей в фостеровские семьи, изучение факторов, влияющих на успешную адаптацию в фостеровской семье, и факторов риска, влияющих на дезадаптацию и возможный побег или перемещение ребенка в следующую приемную семью. Известно, что опыт, полученный в детстве, влияет на всю последующую жизнь человека, на то, сможет ли он образовать семью, стать успешным родителем, иметь психологическое благополучие и финансовую независимость. Зарубежная практика перемещения ребенка из биологической семьи в фосте-ровскую, направленная на защиту прав детей от насилия и жестокого обращения, имеет как позитивные последствия (ребенок изымается из неблагоприятной по многим показателям окружающей среды), так и негативные последствия: разрыв кровных связей с сиблингами, родителями, сложности адаптации в фостеровской семье, связанные с культуральными и языковыми различиями, приводящими к тому, что у ребенка ограничиваются взаимодействие и возможности для полноценного развития. Важно понимание современными исследователями этих последствий и внедрение обучающих программ для фостеровских семей, которые учитывают желание приемных родителей принимать участие в психологической коррекции своих воспитанников, быть вовлеченными в процесс адаптации и помощи ребенку.

Несмотря на то что за рубежом практически отсутствует практика усыновления и сохранения его тайны, исследования, направленные на изучение различий в развитии и психологическом благополучии детей, усыновленных или размещенных в фостеровских семьях, проводятся и показывают существенные различия в последствиях для детей этих форм семейного жизнеустройства. Психологический механизм большего благополучия усыновленных детей интуитивно понятен, он связан с тем, что для них существуют минимальные риски в случаях перемещения, изменения родителей.

Изучение последствий насилия и механизмов предотвращения жестокого обращения с детьми привлекает большой общественный интерес. Довольно неожиданным является отсутствие взаимосвязи между ухудшением экономической ситуации в США и риском учащения случаев плохого обращения с детьми. Значительное количество исследований посвящено изучению эффективности влияния программ предотвращения насилия по отношению к детям. Ученые пришли к выводу, что для каждого возрастного периода требуется выработка индивидуальных механизмов предотвращения насилия.

В целом основные современные зарубежные исследования детства и семьи уделяют большое внимание качественному анализу различных влияний окружающей среды на развитие и психологическое благополучие ребенка. Они сконцентрированы на возможностях предотвращения негативных последствий для ребенка существующих условий жизни и затрагивают в большей мере глубинные процессы, происходящие с ребенком как субъектом развития и жизнедеятельности.

Литература

1. Anderson M., Linares L. O., The role of cultural dissimilarity factors on child adjustment following foster placement // Children and Youth Services Review. Volume 34, Issue 4, April 2012, Pages 597—601.

2. Best J. R., Effects of physical activity on children's executive function: Contributions of experimental research on aerobic exercise. // Developmental Review. Volume 30, Issue 4, December 2010, Pages 331—351.

3. Choi J., Jackson A. P., Fathers' involvement and child behavior problems in poor African American single-mother families. // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 5, May 2011, Pages 698—704.

4. Colonnesi C., Stamsa G. J. J. M., KostemI., NoomM. J., The relation between pointing and language development: A meta-analysis. // Developmental Review. Volume 30, Issue 4, December 2010, Pages 352—366.

5. Courage M. L., Howe M. L., To watch or not to watch: Infants and toddlers in a brave new electronic world // Developmental Review. Volume 30, Issue 2, June 2010, Pages 101—115.

6. Dettlaff A. J., Johnson M. A., Child maltreatment dynamics among immigrant and U. S. born Latino children: Findings from the National Survey of Child and Adolescent Well-being (NSCAW). // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 6, June 2011, Pages 936—944.

7. Fantuzzo J. W., Perlman S. M., Dobbins E. K., Types and timing of child maltreatment and early school success: A population-based investigation // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 8, August

2011, Pages 1404—1411.

8. Field T. Touch. MIT Press, Cambridge, MA (2001).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Goodman C. C. Caregiving grandmothers and their grandchildren: Well-being nine years later // Children and Youth Services Review. Volume 34, Issue 4, April 2012, Pages 648—654.

10. Gordillo I. C., Divergence in aggressors' and victims' perceptions of bullying: A decisive factor for differential psychosocial intervention // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 9, September 2011, Pages 1608—1615.

11. Jaffee, S. R., Hulle V., Rodgers C., Joseph L., Effects of Nonmaternal Care in the First 3 Years on Children's Academic Skills and Behavioral Functioning in Childhood and Early Adolescence: A Sibling Comparison Study. // Child Development; Jul/Aug 2011, Vol. 82 Issue 4, p1076—1091, 16p, 4 Charts.

12. Kawabata Y., AlinkL. R. A., Tseng W., Jzendoorn M. H., Cricka N. R. Maternal and paternal parenting styles associated with relational aggression in children and adolescents: A conceptual analysis and meta-analytic review. // Developmental Review. Volume 31, Issue 4, December 2011, Pages 240—278.

13. Kelley S. J., Deborah M. W., Campos P. E. Behavior problems in children raised by grandmothers: The role of caregiver distress, family resources, and the home environment // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 11, November 2011, Pages 2138—2145.

14. Li F., Godinet M. T., Arnsberger P. Protective factors among families with children at risk of maltreatment: Follow up to early school years. // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 1, January 2011, Pages 139—148.

15. Lin Ch., Children who run away from foster care: Who are the children and what are the risk factors? // Children and Youth Services Review. Volume 34, Issue 4, April 2012, Pages 807—813.

16. Linebarger D. L., Vaal S. E. Screen media and language development in infants and toddlers: An ecological perspective // Developmental Review. Volume 30, Issue 2, June 2010, Pages 176—202.

17. Lloyd E. C., Barth R. P. Developmental outcomes after five years for foster children returned home, remaining in care, or adopted. // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 8, August 2011, Pages 1383—1391.

18. Lundstrom T.,, Sallnas M. Sibling contact among Swedish children in foster and residential care—Out of home care in a family service system // Children and Youth Services Review Volume 34, Issue 2, February

2012, Pages 396—402.

19. McMahon S., Huang Ch., Boxer P., Postmus J. L. The impact of emotional and physical violence during pregnancy on maternal and child health at one year post-partum // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 11, November 2011, Pages 2103—2111.

20. Millett L., Lanier P., Drake B. Are economic trends associated with child maltreatment? // Preliminary results from the recent recession using state level data Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 7, July 2011, Pages 1280—1287.

21. Raj V., Bell M. A. Cognitive processes supporting episodic memory formation in childhood: The role of source memory, binding, and executive functioning // Developmental Review. Volume 30, Issue 4, December 2010, Pages 384—402.

22. Schofield G., BeekM., WardE. Part of the family: Planning for permanence in long-term family foster care // Children and Youth Services Review. Volume 34, Issue 1, January 2012, Pages 244—253.

23. SlackK. S., Lawrence M. B., DuMont K., YangM., Kim B., Ehrhard-Dietzel S., Holl J. L. Risk and protective factors for child neglect during early childhood: A cross-study comparison // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 8, August 2011, Pages 1354—1363.

24. Spielfogel J. E., Leathers S. J., Christian E., McMeel L. S., Parent management training, relationships with agency staff, and child mental health: Urban foster parents' perspectives // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 11, November 2011, Pages 2366—2374.

25. Tran H., Winsler A., Teacher and center stability and school readiness among low-income, ethnically diverse children in subsidized, center-based child care. // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 11, November 2011, Pages 2241—2252.

26. Vinnerljung B, Hjern A., Cognitive, educational and self-support outcomes of long-term foster care versus adoption. A Swedish national cohort study // Children and Youth Services Review. Volume 33, Issue 10, October 2011, Pages 1902—1910.

27. Wartell E., Richert R. A.,. Robb M. B. Babies, television and videos: How did we get here? // Developmental Review. Volume 30, Issue 2, June 2010, Pages 116—127.

М. К. Крышталева

СВОИ «ДРУГИЕ». РЕЦЕНЗИЯ НА ВЫСТАВКУ ФОТОРАБОТ АННЫ АСРИЯНЦ «МАДАГАСКАР. ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» (ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА)

Начало 2012 г., юбилейного для РГПУ им. А. И. Герцена, факультет философии человека ознаменовал открытием выставки фоторабот Анны Асриянц «Мадгскар. Визуальная антропология».

Интерес к фиксации жизни с помощью фото- и видеоаппаратуры оказывается все сильнее связан с наукой, где первичен объект наблюдения, а не наблюдатель. Значение работы фотографа, занявшего место ученого, в современном мире растет. Родившася в результате слияния амбиций ученых и художников сфера, получившая название «визуальной антропологии», приобретает все большую популярность по всему миру. Визуальная антропология занимает промежуточное положение между этнографией, антропологией, визуальными исследованиями, кино-, фотодокументалистикой. В России уже много лет проходит фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник», недавно к нему присоединился новый проект «Дни этнографического кино», проводятся научные исследования, выходят книги, статьи.

Для фотографа подобный антропологический контекст всегда вызов. Такая работа зачастую далека от простой фотофиксации, даже репортажа. Съемка в антропологическом измерении требует осуществления этического выбора, «сверки» биологических, психологических, а зачастую и метафизических часов. Но первое, что мы видим в подобных работах, все-таки сюжет, фактура, цепляющая своей «инаковостью», непохожестью на нашу жизнь.

15 февраля 2012 г. на факультете философии человека Герценовского университета состоялось открытие фотовыставки выпускницы факультета Анны Асриянц «Мадагаскар. Визуальная антропология». Культуролог по образованию, она выбрала своей про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.