Научная статья на тему 'Сведения, отнесенные к государственной тайне: понятие и Перечень'

Сведения, отнесенные к государственной тайне: понятие и Перечень Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4713
613
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ / СЕКРЕТНОСТЬ / THE STATE SECRET / LEGAL REGULATION / PROTECTION OF THE STATE SECRET / PRIVACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гатагонова Радмила Маирбековна

В статье рассматриваются сведения, отнесенные к государственной тайне, и проблема их регистрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сведения, отнесенные к государственной тайне: понятие и Перечень»

Гатагонова Радмила Маирбековна

преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова

(тел.: 89280658385)________________________________________________________________

Сведения, отнесенные к государственной тайне: понятие и перечень

Аннотация

В статье рассматриваются сведения, отнесенные к государственной тайне, и проблема их регистрации.

Annotation

In article the data carried to the state secret, and a problem of their registration are considered.

Ключевые слова: государственная тайна, правовое регулирование, защита государственной тайны, секретность.

Key words: the state secret, legal regulation, protection of the state secret, privacy.

сновным критерием отнесения

О тех или иных сведений к государственной тайне является то, что их распространение может нанести ущерб безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Положения ст. 5 Закона о государственной тайне предусматривают соответствующие области государственных интересов согласно ключевым и центральным направлениям деятельности государства:

1. Oборона,

2. экономика, наука и техника,

3. внешняя политика и экономика,

4. разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

Все указанные четыре области интересов государства непосредственно связаны с обеспечением его безопасности и обороноспособности.

В соответствии с Законом о государственной тайне Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 [1] определен Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Он включает 87 групп сведений, отнесенных к государственной тайне. Данный Указ не создает никаких новых норм права, он только конкретизирует их. Вместе с тем необходимо отметить, что внутри каждой группы содержатся сведения различной важности, определяемой величиной ущерба, который может быть нанесен их незаконным разглашением. Указом Президента РФ также определены наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций, наде-

ленных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

С 11 февраля 2006 г. вступила в силу новая редакция Указа Президента РФ № 90 "О Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" [2].

Закон о государственной тайне и Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, содержат только категории сведений, составляющих государственную тайну, а не сами сведения, которые являются государственной тайной. Соответственно, ни Закон, ни Перечень не устанавливают степени секретности сведений, т.е. не засекречивают их.

Отнесение должностными лицами (руководителями) органов государственной власти, наделяемых соответствующими полномочиями, сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью (ст. 9 Закона) согласно нормам перечня сведений, составляющих государственную тайну, определяемым Законом о государственной тайне, и Перечня должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемого Президентом РФ.

Также необходимо сделать акцент на том, что органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В этих перечнях указываются не толь-

______________________________________30

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2012 • № 1 (15)

ко сведения, подлежащие засекречиванию, но и степень их секретности.

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны [3].

Таким образом, должностные лица органов государственной власти, наделяемые полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, делают данные сведения еще более подробными и развернутыми, что с еще большей легкостью позволяет относить рядовых граждан РФ, не подозревающих о наличии соответствующей информации, составляющей государственную тайну, к потенциальным субъектам государственной тайны. Соответственно, вышеуказанная конкретизация Перечня сведений, составляющих государственную тайну, может ущемить в правах и законных интересах граждан.

Согласно вышесказанному, вырисовывается следующая картина: Закон о государственной тайне, равно как и Перечень сведений, составляющих государственную тайну, носит общий характер сведений, и определить, какой объект является секретным, а какой не является, возможно лишь при ознакомлении с развернутым перечнем, утвержденным соответствующим руководителем органа государственной власти. Данный развернутый перечень засекречивается, следовательно, не подлежит официальному опубликованию и с ним невозможно ознакомиться [4]. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием, тогда как именно посредством процедуры опубликования решается проблема открытости и доступности нормативных правовых актов, имеющих общеобязательное значение и широкую сферу действия, и у всех заинтересованных субъектов появляется реальная возможность ознакомления с ними.

Таким образом, получается, что незнание развернутого перечня, утвержденного соответствующим руководителем органа государственной власти, ввиду отсутствия возможности ознакомления с ним не всегда освобождает гражданина от ответственности за разглашение государственной тайны. Данная проблема является неоднозначной и сложной, что подтверждается судебной практикой. Так, в судебных решениях абсолютно справедливо указывается на то, что субъектами развернутых перечней являются только должностные лица, а не все граждане.

Вместе с тем в ряде случаев субъектами признавались именно граждане, которые не имели допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в порядке, установленном Законом о государственной тайне. Более того, применяемая информация черпалась из открытых, опубликованных источников. Таким образом, для того чтобы обвинить гражданина, например, в преступлении - государственной измене, необходимо, чтобы он, как минимум, точно знал, что имеет дело именно с государственной тайной,

и, как максимум, имел допуск к государственной тайне.

В данном контексте следует привести позицию Верховного Суда РФ, выраженную в Определении от 7 мая 2002 г. № КАС02-132 относительно того, что Приказ министра обороны РФ от 10 августа 1996 г. № 055 "Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию исключительно в Вооруженных Силах Российской Федерации" [5], являющийся засекреченным документом, не является нормативным правовым актом ввиду того, что не предусматривает правил поведения граждан и предназначен исключительно для определения степеней секретности конкретных сведений, составляющих государственную тайну, и обращен лишь к тем должностным лицам Министерства обороны РФ, которые по роду своей деятельности к этому причастны, но не ко всем гражданам.

Фабула дела следующая. N обратился в Верховный Суд РФ с требованием о признании незаконным и недействующим Приказа министра обороны РФ от 10 августа 1996 г. № 055 "Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию исключительно в Вооруженных Силах Российской Федерации", поскольку он не прошел государственную регистрацию, не был опубликован и противоречит Законам РФ "О государственной тайне" и "Об информации, информатизации и защите информации". Решением Верховного Суда РФ от 12 февраля 2002 г. (суд первой инстанции) жалобы были удовлетворены, а обжалуемый Перечень признан недействительным и не порождающим правовых последствий со дня вступления судебного решения в законную силу.

Согласно п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 [6], государственной регистрации подлежат не все нормативные правовые акты, а лишь затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус

31

организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. В связи с этим податель жалобы полагает, что Приказ министра обороны РФ должен был быть опубликован.

Вместе с тем, согласно п. 17 этих же Правил в течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным. Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

В свою очередь, Министерством обороны РФ в кассационной жалобе был поставлен вопрос об отмене судебного решения суда первой инстанции и направлении дела на новое рассмотрение в связи с неправильным определением юридически значимых обстоятельств и неправильным применением норм материального права.

Кассационная инстанция подтвердила позицию Минобороны в том, что Перечень сведений, подлежащих засекречиванию исключительно в Вооруженных Силах Российской Федерации, не предусматривает правил поведения граждан и, соответственно, не является нормативным правовым актом и предназначен исключительно для определения степеней секретности конкретных сведений, составляющих государственную тайну, и обращен лишь к тем должностным лицам Министерства обороны РФ, которые по роду сво-

ей деятельности к этому причастны, но не ко всем гражданам. В отношении того, что разрабатываемые в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечни сведений, подлежащих засекречиванию, действуют только в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях, кассационная инстанция Верховного Суда сослалась на ст. 11 и 13 Закона о государственной тайне. Определением Верховного суда было решено направить дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции со стадии принятия жалоб.

По вопросам отнесения определенных областей интересов государства к сведениям, составляющим государственную тайну, сложилась достаточно обширная судебная практика, особенно в сфере налоговых отношений применительно к деятельности Вооруженных Сил. В силу особенностей функционирования деятельности Вооруженные Силы обладают большим количеством сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона о государственной тайне предусмотрено, что Президент РФ наделен правом утверждения представленного Правительством РФ перечня должностных лиц, наделяемых полномочиями по отнесению сведений, относящихся к государственной тайне, а также перечня сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии с Перечнем должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержден распоряжением Президента РФ № 151 -рп [7].

Соответствующие министерства и ведомства могут утверждать свои перечни сведений, подлежащих отнесению к государственной тайне, применяемых исключительно в данных ведомствах, например: Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный Приказом министра обороны Российской Федерации от 10 августа 1996 г. № 055. Такие перечни могут издавать лица, указанные в Перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержденном распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2005 г. № 151 -рп.

1. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203"Об утверждении Перечня сведений, составляющих государственную тайну" // РГ, № 246, 27.12.1995.

______________________________________32

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2012 • № 1 (15)

2. Указ Президента РФ №90 "О Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне"//РГ № 34. 17.02.2006.

3. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" // СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3619.

4. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" // РГ № 99. 28.05.1996.

5. Определение Верховного Суда Российской Федерации № КАС02-132 от 07.05.2002 г. "Дело по жалобе о признании незаконным и недействующим Перечня сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 10.08.1996г. № 055, направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции со стадии принятия жалобы в связи с неполным выяснением судом обстоятельств дела" // СПС "Консультант плюс".

6. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"//РГ. № 161. 21.08.1997.

7. Распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 г. № 151-рп "О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне"// СЗ РФ. 25.04.2005. № 17. Ст. 1547.

1. The decree of the President of the Russian Federation from November 30, 1995. № 1203 "About the approval of the List of the data making the state secret"//RN. № 246. 27.12.1995.

2. The decree of the President of the Russian Federation № 90 "About the List of the data carried to the state secret" // RN. № 34. 17.02.2006.

3. The resolution of the government of the Russian Federation from September 4, 1995 № 870 "About the statement of Rules of reference of the data making the state secret, to various degrees of privacy" // CL of the Russian Federation. 1995. № 37. Art. 3619.

4. The decree of the President of the Russian Federation from May 23,1996. № 763 "About an order of publication and coming into effect of acts of the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation and regulatory legal acts of federal executive authorities"// RN. № 99.28.05.1996.

5. Definition of the Supreme Court of the Russian Federation by № KAC02-132 from 07.05.2002. "Business on the complaint on recognition illegal and invalid the List of the data which are subject to a classification in Armed forces of the Russian Federation, the Minister of Defence of the Russian Federation confirmed by the order from 10.08.1996 № 055, it is directed on new consideration in court of the first instance from a stage of adoption of the complaint in connection with incomplete examination by court of circumstances of business" // Union of Right Forces "The adviser plus".

6. The resolution of the government of the Russian Federation from 13.08.1997. № 1009 "About the statement of Rules of preparation of regulatory legal acts of federal executive authorities and their state registration"//RN. № 61. 21.08.1997.

7. The order of the President of the Russian Federation from 16.04.2005. № 151-rp "About the list of officials of public authorities and the organizations allocated by powers on reference of data to the state secret" // CL Russian Federation. 25.04.2005. № 17. Art. 1547.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.