Научная статья на тему 'Сущность корпоративной отчетности'

Сущность корпоративной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
989
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветрова И.Ф.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью переориентации на отчетность, отвечающую современным требованиям экономики в контексте Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. На примере агропромышленного комплекса автор раскрывает сущность корпоративной отчетности и ее видение зарубежными и российскими учеными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность корпоративной отчетности»

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

И.Ф. ВЕТРОВА, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Северо-Кавказского государственного технического университета,

филиал в г. Пятигорске

Перемены, происшедшие в экономике России в последнее десятилетие, вызвали необходимость совершенствования бухгалтерского учета. В 1998 г. постановлением Правительства РФ была утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». Согласно этой программе, разработан и выпущен ряд национальных стандартов, продолжается работа над составлением очередных. Однако следует отметить, что многие предприятия нашей страны ведут параллельный учет и составляют отчетность по отечественным и международным стандартам.

В свою очередь происходят существенные изменения в мировом деловом сообществе. Ускоряются процессы глобализации экономики, стремительно развиваются информационные технологии и, следовательно, возрастает потребность пользователей бухгалтерской информации получать оперативные и достоверные данные о деятельности компаний, работающих на мировом уровне.

Сеть Интернет создает неограниченные возможности в скорости передачи информации, поступающей заинтересованным лицам. Наряду с совершенствованием информационных технологий возрастают требования к качеству информации, отражаемой в финансовой отчетности компаний. Пользователи отчетности хотят видеть достоверные и понятные им данные о деятельности экономических субъектов. Как отмечает В.Г. Гетьман в статье «Всемирный форум бухгалтеров», написанной по материалам XVI Всемирного конгресса бухгалтеров, проходившего в Гонконге в 2002 г., «...произошли огромные изменения в сфере бизнеса, вызванные ускорившимися процессами глобализации экономики, проявлением новых современных технологий, в том числе информационных, возникновением дополнительных стимулов к международной гармонизации учета и финансовой отчетности и т .д. Все это вызвало необходимость критического

осмысления появившихся возможностей для бухгалтеров, их роли в управлении новой экономикой, основанной на знаниях. ... По мнению С. Дипьяцца, бухгалтеры должны «не замыкаться» только на цифрах, содержащихся в финансовой отчетности, а в своих мнениях и суждениях выходить и на другие позиции. В частности, надо рассматривать и вопросы экологии... Интересы нынешних пользователей отчетности существенно отличаются от интересов, характерных для их предшественников. По его мнению, необходимо создать более высокую прозрачность финансовой и нефинансовой информации, приводимой в отчетности компании». На наш взгляд модель корпоративной отчетности, предлагаемая американскими учеными Робертом Дж. Экклзом, Робертом X. Герцом, Дейвидом М. X. Филипсом в наибольшей степени отвечает вышеназванным требованиям. Данная модель разрабатывалась для американских корпораций. Однако она вполне может применяться и российскими компаниями, и, как отмечают авторы в книге «Революция в корпоративной отчетности», «у российских компаний есть шанс оказаться на переднем крае революции в корпоративной отчетности, если они примут на вооружение принципы Value Reporting».

Авторами рассматривается возможность построения корпоративной отчетности в организациях агропромышленного комплекса (АПК). Выбор данной отрасли обусловлен тем, что во всем мире, и Россия в этом случае не является исключением, организациям АПК отводится роль главного поставщика продуктов питания для населения страны. Из всех отраслей, входящих в структуру АПК, следует особо выделить предприятия промышленного птицеводства, так как выпускаемая ими продукция на сегодняшний день весьма востребована потребителями. По своей пищевой ценности мясо птицы не уступает, а иногда даже и превосходит мясо крупного рогатого скота и свинины, а при сравнении ценового фактора

в более выигрышном положении оказывается именно птица. Другими словами, большинство населения нашей страны отдают предпочтение мясу птицы, так как оно значительно выигрывает в цене, что немаловажно при относительно низком уровне жизни основной части граждан России. Об этом говорят и результаты опросов населения, проводимых средствами массовой информации, и результаты исследований специалистов, занимающихся вопросами состава потребительской корзины различных групп населения.

Реформы, проводимые в экономике страны с середины 1980-х гг. прошлого столетия, не могли не сказаться на деятельности птицефабрик. Результаты оказались далеко не радужные. Распад Советского Союза и нарушение экономических связей, регулируемых в то время на государственном уровне, имели отрицательное влияние на деятельность многих предприятий. Птицефабрики не стали исключением.

В 1989 г. на территории Ставропольского края действовали 30 предприятий промышленного птицеводства, из них 15 входили в объединение «Ставропольский бройлер», их основной продукцией был выпуск мяса цыплят-бройлеров, 14 птицефабрик имели яичное направление и одна — занималась подготовкой племенного стада птицы. К началу 1999 г. из 30 птицефабрик осталось лишь 4 (две яичного направления, одна — мясного и одна — племенного птицеводства) и те были на грани банкротства. Большинство птицефабрик яичного направления постигла участь полной ликвидации, все их имущество было распродано и они прекратили свое существование. В отношении бройлерных предприятий ситуация сложилась несколько лучше. Они не были ликвидированы, процесс производства был лишь приостановлен на достаточно длительный срок.

Ситуация стала меняться в лучшую сторону начиная с 1999 г. Объем производства мяса птицы в живом весе на бройлерных птицефабриках в начале года равнялся 0, в конце 1999 г — 5 800 т, а по итогам 2003 г. он уже составлял 23 600 т .

Положительные сдвиги стали возможны благодаря проведенным преобразованиям в отрасли. Птицефабрики, входившие в прошлом в Ставропольское бройлерное объединение и подчинявшиеся Птицепрому Ставропольского края, в начале 1999 г. были реорганизованы в Птицеводческое объединение ОАО «Ставропольские зори плюс» с полным производственным циклом.

Проведенная реорганизация позволила привлечь инвестиционные ресурсы, что, собственно говоря, и способствовало процессу поднятия производства. Однако рынок российских инвестиций все еще находится в стадии развития, и в наибольшей степени это касается исследуемых организаций АПК, особенно нуждающихся в инвестициях, но при этом информационные потребности его участников в России не очень отличаются от потребностей других инвесторов на более развитых рынках капитала.

Инвесторы рискуют капиталом, опираясь в значительной мере на информацию, представленную организациями АПК — потенциальными объектами финансирования. Именно поэтому информация должна быть достоверной и своевременной. Кроме того, ее язык должен быть понятен, а формат — облегчить анализ. Инвесторам необходима уверенность в том, что информация является полной, точной и заслуживающей доверия. Потребность в более полной и качественной информации сегодня стала более острой из-за отсутствия доверия к данным, представленным в бухгалтерской отчетности (снижение доверия к данным отчетности обусловлено периодическими кризисами и банкротствами предприятий). Соответственно, инвесторам, кредиторам, потребителям, наемным работникам требуется более прозрачная финансовая отчетность. Это в равной степени относится и организациям АПК, от которых пользователи ожидают прозрачности и открытости, позволяющие составить им более полное и точное представление как о финансовом положении и результатах деятельности данных организаций, так и об их профиле работы, включая выгоды и риски, присущие именно этим предприятиям. Заинтересованным сторонам требуется от предприятий АПК информация высокого качества, своевременно представляемая в формате, удобном для пользования, а также необходимо, чтобы она давала полную картину результатов деятельности и обновлялась по мере необходимости. Для обеспечения большей прозрачности и удовлетворения запросов заинтересованных лиц перед руководителями организаций АПК ставятся следующие принципиально важные задачи: моделирование внешней отчетности по образцу внутренней;

идентификация информации, необходимой заинтересованным сторонам; сбор и раскрытие релевантной информации из внешних источников;

Руководители Советы Независимые Дистрибьюторы Независимые Инвесторы и

компаний директоров аудиторы информации аналитики заинтересованные

стороны

Службы стандартизации

Регулирующие органы

Поддерживающие технологии

Цепочка корпоративной отчетности

взвешивание рисков и затрат относительно выгод;

раскрытие стратегического развития организации.

Решить эти задачи обязаны руководители организаций АПК, поскольку они составляют первое звено в цепочке корпоративной отчетности (смотри рисунок).

Данная цепочка корпоративной отчетности, предложенная американскими учеными Сэмюэлем Дипиазой и Робертом Дж. Экклзом для применения в российских условиях требует некоторых уточнений, а именно:

независимые аудиторы — это аудиторские фирмы, имеющие лицензию Министерства финансов Российской Федерации на право заниматься такого рода деятельностью, дающие свои заключения о достоверности финансовой отчетности компаний. Эти фирмы также могут выступать в роли независимых аналитиков;

дистрибьюторы информации — это поставщики данных, которые должны собирать информацию о компаниях и распространять ее среди пользователей. В данную группу должны входить средства массовой информации, специализированные отраслевые сайты в сети Интернет (например, Птицеводческий сайт) и другие системы обмена данными, на основе которых осуществляется подготовка обзоров о деятельности компаний;

инвесторы и заинтересованные стороны — это конечные потребители информации, содержащейся в корпоративной отчетности. В число инвесторов входят акционеры компаний и те, кто планирует приобретение акций. К заинтересованным сторонам следует отнести всех прочих потребителей информации: работников компании, партнеров по бизнесу, покупателей и заказчиков, поставщиков подрядчиков. К этой группе относятся и представители общественности, социальные и экологические группы, а также другие неправительственные организации, которые проявляют интерес к работе компаний;

службы стандартизации представлены Министерством финансов Российской Федерации,

устанавливающим национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, профессиональными объединениями бухгалтеров и отраслевыми группами, которые вносят вклад в разработку стандартов или в определение критериев оценки деятельности компаний;

регулирующие органы — законодательные органы, правительственные учреждения, а также территориальные объединения, международные организации, фондовые биржи, которые устанавливают и проводят в жизнь правила, определяющие процедуры корпоративной отчетности;

под поддерживающими технологиями понимаются, прежде всего, интернет технологии, а также программные продукты используемые для ведения бухгалтерского учета на российских предприятиях, обеспечивающие широкое распространение и использование финансовой информации как в самих компаниях, так и за их пределами.

Концепция корпоративной отчетности, предлагаемая вышеназванными учеными, может быть использована и для отрасли АПК (в том числе для организаций промышленного птицеводства). Однако она должна быть адаптирована к исследуемой отрасли с учетом особенностей российского рынка.

Согласно концепции корпоративной отчетности «руководители компаний и советы директоров отвечают за подготовку или утверждение информации, которую раскрывает компания».

К сожалению, как показало проведенное автором анкетирование, среди руководителей различного уровня организаций промышленного птицеводства распространено мнение о том, что информация, представленная в бухгалтерской отчетности, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Круг ее заинтересованных пользователей очень узок. На первое место руководители и главные бухгалтеры ставят налоговые органы (приоритетность составления отчетности для контролирующих органов характерна не только для организаций АПК, но и для всех организаций, работающих на территории России), далее следуют государствен-

ные внебюджетные фонды, акционеры, органы статистики, кредитные организации и др. Это подтверждает также проведенный опрос руководителей и главных бухгалтеров предприятий промышленного птицеводства Ставропольского края: 81,8 % на первое место поставили составление отчетности для налоговых органов, 13,6 % — для акционеров и 4,6 % — для инвесторов, причем все без исключения главные бухгалтеры (50 % опрошенных) приоритетным посчитали составление отчетности именно для налоговых органов. Проводилось также исследование на предмет доступности информации, содержащейся в отчетности. Из 69 респондентов 5 — партнеры по бизнесу, 20 — клиенты, 44 — работники предприятий (из них 9, что составляет 13 %, обладают экономическими знаниями). Как показало проведенное исследование для партнеров по бизнесу, клиентов, работников организации данные отчетности являются труднодоступными, во-первых, из-за специфичности формата представляемой информации (87 %), во-вторых, из-за «секретности» данных бухгалтерской отчетности (69,6 %).

Руководители организаций АПК должны пересмотреть свое отношение к раскрытию информации во внешней отчетности, касающейся прошлых финансовых результатов, будущих целей и ожиданий. Необходим подход, практически аналогичный отношению к внутренней отчетности, используемой в целях управления.

Логика подобной стратегии представления отчетности проста: информация, считающаяся руководителями полезной для принятия внутренних решений, скорее всего будет полезной также и для тех, кто принимает решения относительно инвестирования, возможности работы в компании, снабжения ее сырьем и материалами, приобретения её продукции. При условии формирования внешней отчетности на основе внутренней управленческой информации организациями АПК заинтересованные стороны увидят, что именно управленческая команда считает важным для создания и повышения стоимости компании и какие шаги предпринимаются в данном направлении.

Таким образом, в составе корпоративной отчетности предлагается выделение двух составляющих:

1) финансовые отчеты;

2) стратегический отчет компании.

Учитывая российский менталитет, состав

такого рода отчетности должен быть, утвержден законодательно.

Еще одна принципиально важная задача на пути к прозрачности заключается в представлении информации, действительно необходимой заинтересованным лицам, причем в наиболее удобном для них формате.

Сведения, требующиеся заинтересованным сторонам, выходят за рамки только внутренней информации компании. Пользователи хотели бы видеть информацию, позволяющую составить полное представление об эффективности деятельности организации, включая сравнение показателей отдельного предприятия с соответствующими среднеотраслевыми показателями; исторические и прогнозные данные о росте рынка сбыта выпускаемой продукции. Проблема заключается в получении доступа организации к этой информации, оценке качества ввода во внутренние информационные системы, анализе и своевременном представлении результатов заинтересованными сторонами. Данные о постоянстве потребителей продукции и доле рынка сбыта обязательно должны представляться в составе финансовой отчетности.

При наличии релевантной информации по каждому из взаимосвязанных экономических субъектов заинтересованные стороны могут консолидировать сведения в целях комплексного их анализа. Общепринятые принципы бухгалтерского учета в настоящее время не обеспечивают раскрытие информации по экономическому субъекту, особенно если его характеристики выходят за рамки традиционной финансовой отчетности.

У организаций вполне могут быть законные основания не раскрывать определенную информацию (если, конечно, её раскрытие не является обязательным). Одни сведения могут создать угрозу для конкурентоспособности организации, другие — ввести в заблуждение, а третьи — оказаться ненадежными, слишком детальными, чтобы дать ясное представление, или слишком дорогостоящими.

При рассмотрении вопроса о том, раскрывать информацию или нет, следует руководствоваться двумя основополагающими принципами. Первый — это открытость. Если руководство принимает решение не раскрывать те или иные сведения, оно должно ясно и публично объяснить мотивы этого решения. Второй принцип — это неизменность подхода. Если решено раскрывать определенную информацию, то она должна фигурировать в отчетности в любом случае и в хорошие времена, и в плохие. Если принято решение о нераскрытии информации, руководство не должно отступать

от него, даже когда раскрытие данных сулит кратковременную выгоду.

На пути к более прозрачной отчетности руководителям организаций предстоит решить еще одну проблему — проблему расположения информации, раскрываемой для заинтересованных сторон. Заинтересованные стороны не являются специалистами по поиску и сбору данных. Им необходимо ясное, логичное и упорядоченное представление информации.

Понятие «корпоративной отчетности», хотя уже широко используется в научной литературе, все еще относится к нововведению для России. Прежде всего, необходимо определить предприятия каких организационно-правовых форм собственности в России можно рассматривать как корпорации. В прикладной экономике «Экономикс» дано следующее определение корпорации: «корпорация — юридическое лицо, получившее лицензию властей штата или федерального правительства и обособленное от индивидов».

В большом бухгалтерском словаре дано следующее определение корпорации: «корпорация» — широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. Корпорации могут быть как государственными, так и частными. Юридический статус корпорации предопределяет систему налогообложения их прибылей».

В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» «...акционерным обществом называется коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. ... Различают открытие и закрытые акционерные общества», т. е. в России определению корпорации соответствует такая организационно-пра-вовая форма ведения бизнеса, как акционерные общества (открытого или закрытого типа). Именно к этой организационно-правовой форме собственности принадлежат исследуемые предприятия промышленного птицеводства.

В отечественной и зарубежной научной литературе нет четкого определения корпоратив-

ной отчетности. В российских и зарубежных источниках приводятся определения бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», «...бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам». ПБУ 4/99 регламентирует состав и структуру бухгалтерской отчетности и ее содержание: «...бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении».

Определение бухгалтерской отчетности, данное в названных нормативных, документах регламентирует отражение организациями только финансовой информации, которой, на взгляд автора, недостаточно для формирования мнения об их деятельности.

Я.В. Соколов дает следующее определение бухгалтерской отчетности: «бухгалтерская отчетность есть система учетных показателей, отражающих хозяйственную деятельность фирмы за определенный период». Данная дефиниция справедлива, однако характеризует бухгалтерскую отчетность лишь с позиции уже свершившихся фактов хозяйственной жизни и не дает представления о перспективных планах фирмы.

В. А. Терехова, анализируя международные стандарты учета и отчетности, приводит следующее определение финансовой отчетности организации: «финансовая отчетность — это структурированное представление данных о хозяйственной деятельности и финансовой позиции компании. Главной задачей финансовой отчетности является удовлетворение потребностей широкого круга пользователей в финансовой информации, необходимой для принятия экономических решений. Для выполнения этой задачи финансовая отчетность должна включать данные об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах (включая прибыли и убытки), движении денежных средств. Эти материалы, содержащиеся в приложениях к финансовым отчетам, помогут пользователям в прогнозировании способности предприятия аккумулировать экономические выгоды». Данное определение в наибольшей степени отвечает современным требованиям.

В.Ф. Палий, комментируя международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), отмечает, что «финансовая (бухгалтерская) информация не в состоянии полностью удовлетворить потребности любых пользователей, но Принципы провозглашают, что бухгалтерские отчеты должны быть более информативными, содержать необходимую дополнительную информацию, удовлетворяющую максимум потребностей ее пользователей».

МСФО (//7?5) I «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» определяет финансовую отчетность следующим образом: «финансовая отчетность представляет собой структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией». Отметим, что операции, осуществленные компанией, собственно и приводят ее к тому или иному финансовому положению. Речь в данном случае идет о раскрытии операций за отчетный год. Для удовлетворения потребностей пользователей в более полной информации о "финансовых результатах деятельности", оцененных более широко чем "прибыль", показанная в отчете о прибылях и убытках, в МСФО I устанавливаются требования по отражению в основных формах финансовой отчетности тех прибылей и убытков, которые не представляются в отчете о прибылях и убытках в настоящее время.

В определениях бухгалтерской (финансовой) отчетности упоминается о необходимости предоставления отчетности нового, более качественного уровня, удовлетворяющей потребности заинтересованных пользователей, однако подробные разъяснения о том, какой должна быть эта отчетность, отсутствуют.

В российской нормативно-правовой базе и научной литературе по бухгалтерскому учету, как правило, ставится знак равенства между бухгалтерской и финансовой отчетностью. На наш взгляд, эти понятия не совсем идентичные. Понятие «финансовая отчетность» несколько шире, нежели понятие «бухгалтерская отчетность». В финансовой отчетности предполагается наличие показателей, характеризующих финансовое состояние организации, например, таких, как доходность деятельности организации, для чего необходимо определение таких показателей, как рентабельность собственного капитала, рентабельность операционной деятельности, рентабельность продаж и т. п. Хотя бесспорно, что бухгалтерский учет и его данные являются основной информационной базой для определения названных пока-

зателей. Но как было сказано выше, требования, предъявляемые к отчетности, возрастают со стороны заинтересованных пользователей, и, соответственно, бухгалтер — это не только регистратор свершившихся фактов хозяйственной жизни, а скорее менеджер, от которого во многом зависит эффективность принимаемых в компании решений.

В наибольшей степени требованиям современного развития экономических процессов и информационных технологий может соответствовать понятие «корпоративная отчетность».

В зарубежной научной литературе используется также термин «корпоративная отчетность». Американские ученые приравнивают его значение к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Е.В. Никифорова дает следующее определение консолидированной корпоративной отчетности: «под консолидированной корпоративной отчетностью понимается отчетность о состоянии требований и обязательств, собственных средств (чистых активов), финансовых результатов, а также расчет рисков на консолидированной основе корпорации и холдингов в целях установления характера влияния на финансовое состояние предприятий корпораций и холдингов их вложений в капиталы других юридических лиц, операций и сделок с этими юридическими лицами, возможностей управлять их деятельностью, и в целях определения совокупной величины рисков и собственных средств (чистых активов) консолидированной корпорации».

На наш взгляд, данное определение требует некоторого уточнения, так как, во-первых, оно касается лишь консолидированной корпоративной отчетности, а корпоративная отчетность, может иметь вид как консолидированной, так и индивидуальной. Если у компании имеется контроль над чистыми активами и операционной деятельностью другой компании (дочерней компании), первой составляется консолидированная корпоративная отчетность. В противном случае подготавливается только индивидуальная отчетность — отчетность одной компании. Определение, во-вторых, является слишком развернутым, и поэтому сложным для восприятия.

Проведенный анализ теорий отечественных и зарубежных ученых по данному вопросу приводит к необходимости предложить определение корпоративной отчетности, указывающее на предназначение отчетности в современных условиях. Наиболее важным стано-

вится не то, что на основе отчетности можно провести анализ прошлых результатов работы компании, а то, что она показывает возможности, которые заключены в экономических и финансовых ресурсах компании. Например, взгляд пользователя на основные средства компании может быть различным: стоимостное выражение объектов основных средств в балансе можно трактовать как величину, дающую возможность в будущем уменьшить налог на прибыль, возможен подход к стоимости основных средств как величине, характеризующей немонетарный актив, которая будет, скорее всего, расти в условиях инфляции. Но, прежде всего, стоимость основных средств характеризует будущие выгоды компании, которых не может быть меньше, чем это показано в балансе. Таким образом, стоимостная оценка основных средств представляет собой созданный в процессе работы компании экономический потенциал. Соответственно, сумма всех активов компании может трактоваться как достигнутый (в результате деятельности) финансово-экономический потенциал фирмы, от которого ожидаются выгоды в будущем. Полагаем уместным применить к потенциалу определение — «финансово-экономический», что вызвано отражением в балансе как активов, так и источников их финансирования. Для того, чтобы пользователь мог составить собственное представление о возможных путях реализации имеющегося финансово-экономического потенциала, необходима дополнительная информация. Часть этой информации содержится в российской бухгалтерской отчетности. Так, в отчетности имеются сведения об источниках финансирования экономического потенциала (пассив баланса), о том насколько эффективно менеджмент компании использовал имеющийся экономический потенциал в прошлом (ОПУ минимум за два года), о том какие денежные потоки формировались этим потенциалом (отчет о движении денежных средств). Однако даже всех дополнительных раскрытий о составляющих этого потенциала и источниках его финансирования еще не достаточно для оценки пользователем возможной эффективности отдачи от потенциала в будущем. Возникает необходимость в сообщении пользователю иной дополнительной информации, которая поможет более достоверно прогнозировать возможности компании по использованию имеющегося потенциала. Эти сведения крайне редко сообщаются в бухгалтерской отчетности в настоящее время

российскими компаниями, так как их представление не требуются законодательно, но без них, как уже было показано, нельзя составить сколько-нибудь надежное представление о действительной мощи достигнутого экономического потенциала. Его мощность заключается и зависит от целого ряда условий, которые компания, безусловно, должна знать и сообщить пользователю. Если же компания не располагает подобной информацией или опасается ее сообщать в связи с конкурентами, она обязана довести это до сведения пользователей. К такой дополнительной информации, помогающей оценить возможности компании и реализовать достигнутый потенциал, относятся следующие сведения:

микро- и макроэкономическая среда компании;

качество выпускаемых товаров (работ, услуг);

поставщики и подрядчики;

покупатели и заказчики;

дебиторы и кредиторы;

сегменты рынка, новые рынки, новые

продукты;

кадры ( об образовательном уровне управленцев, текучести кадров и т. д.); риски компании;

репутации (социальная, экологическая, этическая);

методы корпоративного управления; стратегия (методы конкурентной борьбы, поведение в отношении доли рынка и т. д.). Таким образом, корпоративная отчетность — это отчетность, позволяющая пользователям не только увидеть стоимостное выражение потенциала и порядок его финансирования, но и понять, каким образом компания собирается извлечь выгоды от него, в каком направлении и насколько эффективно будет осуществляться управление этим потенциалом. В связи с изложенным предлагается следующее определение корпоративной отчетности: «корпоративная отчетность — это система отчетов корпорации, достоверно и комплексно характеризующих сформированный в процессе ее деятельности финансово-экономический потенциал и возможности его дальнейшего использования».

Список литературы

1. Гетьман В.Е. Всемирный форум бухгалтеров // Все для бухгалтера. - 2003. - № I, - С. 3 - 14.

2. Экклз Роберт Дж., Герц Роберт X., Киган Э. Мэри, Филипс Дейвид М.Х. Революция в корпоративной отчетности: Как разгова-

ривать с рынком капитала на языке стоимости, а не прибыли / Пер. с англ. Н. Барышниковой. — М.: Олимп-Бизнес, 2002. - 400 е.: ил.

3. Дипиаза С. (младший), Экклз Р. Будущее корпоративной отчетности. Как вернуть доверие общества. — М.: Альпина Паблишер, 2003. - 212 с.

4. Большой бухгалтерский словарь. - http:// lib.socio.msu.ru

5. Об акционерных обществах. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208 - ФЗ.

6. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129 - ФЗ (в ред. изменений и дополнений от 23 июля 1998 г. № 123 -ФЗ, от 28 марта 2002 г. № 32-Ф3, от 31 декабря 2002 г. № 187 - ФЗ, от 31 декабря 2002 г. № 191 - ФЗ, от 10 января 2003 г. № 8 - ФЗ).

7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 4/99 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999 № 43-н).

8. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 2000 - 496 е.: ил.

9. Терехова В.А. Международные и национальные стандарты учета и финансовой отчетности. — СПб: Питер, 2003 — 272 с.

10. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: ИНФРА-М., 2002 - 456 с.

11. Международный стандарт финансовой отчетности, МСФО 1 (ред. 1997 г.) «Представление финансовой отчетности». - С. 5.

12. Никифорова Е.В. Методология корпоративной публичной отчетности: Автореф. дис... д-ра экон. наук — М., 2004 — 32 С.

НОВЫЙ ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ

Извещаем Вас, что согласно приказу Министерства образования и науки РФ (№ 308-в от 19 ноября 2004 г.) в Уральском государственном техническом университете - УПИ приступил к работе совет по защите докторских (и кандидатских) диссертаций Д212.285.12 по специальностям: 08.00.12 - Бухгалтерский учет, статистика;

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами. Строительство).

Приглашаем Вас принять участие в его деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наши реквизиты: 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 ГУ К УГТУ-УПИ, каб. И-523 (кафедра бухгалтерского учета и аудита - диссертационный совет Д212.285.12), докт. экон. наук, профессор Илышева Нина Николаевна.

Тел.:(343)358-11-20; 375-95-02; 375-95-49; Факс:(343)375-95-02.

e-mail: intelectaudit@r66.ru

Председатель диссертационного совета Д212.285.12 H.H. Илышева

От редакции: в журналах Издательского Дома "Финансы и Кредит" регулярно публикуются многие члены нового Диссертационного совета и его научный "актив": H.H. Илышева, A.M. Илышев, JI.C. Сосенко, С.И. Крылов, JI.A. Коновалов, С.М. Шанкуров, И.Н. Воропанова, Е.Ю. Кузнецова, ; В.Н. Лавров. От всей души поздравляем дорогих коллег с новым j профессиональным успехом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.