Научная статья на тему 'Сущность и особенности социально-педагогической поддержки семьи'

Сущность и особенности социально-педагогической поддержки семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2647
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ СЛУЖБЫ / МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ / A FAMILY / SOCIALLY-PEDAGOGICAL SUPPORT / SOCIAL FAMILY SERVICES / INTERPROFESSIONAL INTERACTION / CONDITIONS OF A SOCIAL FAMILY SUPPORT SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арсентьева Оксана Юрьевна

Рассматриваются сущность и специфика социально-педагогической поддержки как технологии превентивной и оперативной помощи семьи в решении ее проблем. Обоснована необходимость оказания социально-педагогической поддержки ребенку в семье с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Определены условия успешности социальной поддержки членам семьи.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the essence and specificity of socially-pedagogical support is considered as technologies of the preventive and operative help to family in the decision of its problems. The necessity of rendering some socially-pedagogical support to the child in a family for the purpose of realization and protection of his rights for high-grade development and formation is proved. The conditions of success of social support to members of a family are defined.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности социально-педагогической поддержки семьи»

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ

О.Ю. Арсентьева

Рассматриваются сущность и специфика социально-педагогической поддержки как технологии превентивной и оперативной помощи семьи в решении ее проблем. Обоснована необходимость оказания социально-педагогической поддержки ребенку в семье с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Определены условия успешности социальной поддержки членам семьи.

Ключевые слова: семья, социально-педагогическая поддержка, социальная семейная службы, межпрофессиональное взаимодействие, условия социальной поддержки семьи.

The essence and features of the socially-pedagogical support to family. In the

article the essence and specificity of socially-pedagogical support is considered as technologies of the preventive and operative help to family in the decision of its problems. The necessity of rendering some socially-pedagogical support to the child in a family for the purpose of realization and protection of his rights for high-grade development and formation is proved. The conditions of success of social support to members of a family are defined.

Key words: a family, socially-pedagogical support, social family services, interprofessional interaction, conditions of a social family support service.

В педагогической науке развивается гуманистическая теория, отражающая новый подход к проблемам воспитания и образования человека, стоящего в центре решения своих проблем как субъекта, ответственного за свой выбор, свои действия и отношения. В этом случае традиционные способы активизации личности путем привлечения, давления, навязывания «педагогически верных

рекомендаций» оказываются несостоятельными.

Исследователи используют новое в педагогической терминологии понятие «социально-педагогическая поддержка». Особенно интенсивно им оперируют в социальной педагогике, подчеркивая научно-практический и личностно ориентированный характер организации, технологий и программного обеспечения детства, семьи, со-

циализации подрастающего поколения (В.Г. Бочарова [2], О.С. Газман [3], А.Я Журкина [6], Р.А. Литвак [4], С.В. Саль-цева [6], Л.Я. Олиференко [5] и др.)

Педагогическая поддержка не подменяет и не проводится вместо воспитания и обучения, а направлена наравне с ними, прежде всего на оказание превентивной (предупреждающей) или оперативной (срочной) помощи в решении индивидуальных или групповых проблем человека, семьи и других нуждающихся в ней.

Смысл педагогической поддержки заключается в обеспечении «помогающих отношений» (термин К. Роджерса), в создании условий субъекту, стремящемуся решить свои проблемы осознанно, добровольно, самостоятельно или стихийно, нецеленаправленно, и находящемуся на грани отчаяния в силу их сложности и собственной несостоятельности. Именно социально-педагогическая поддержка со стороны профессионалов в данном случае оказывается необходимым фактором реального гуманизма, так как позволяет не нарушать суверенитет личности, сохраняя ее свободу в выбор деятельности и проектировании путей достижения запланированного. Сущность помогающих отношений при этом заключается в способствовании другой стороне в личностном росте, эффективном выборе, развитии зрелости, самостоятельности и ответственности, умении контактировать с другими людьми [1].

Р.А. Литвак [4] утверждает, что социально-педагогическая поддержка базируется на гуманистических идеях, в которых основную роль играют понятия «помощь», «забота». В нашей стране в связи с развитием социальной работы понятие «социально-педагогическая поддержка» приобретает все

более научное значение, и имеет весьма широкий смысл употребления.

Стремление человека к защищенности, поддержке - одна из жизненно важных потребностей человека. Педагогическая поддержка выступает как средство психической, физической и душевной защиты от неблагоприятных факторов, способ отстаивания убеждений, взглядов, защита прав, свободы как человека гражданина своего отечества.

Участие государства в процессе социальной поддержки семьи выражается в создании наиболее благоприятных условий (материальных, социальных), в которых она смогла бы заниматься воспитанием ребенка, создала бы для него благоприятную ситуацию взаимодействия со всеми членами семьи.

Л.Я. Олиференко рассматривает социально-педагогическую поддержку как особый вид социально - педагогической деятельности, осуществляемой по отношению к детству и семье. Исследователь отмечает, что «ребенку необходима помощь, оказанная в нужный момент помощь, может его поддержать .. .в результате ребенок в силах преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации и стать нормальным гражданином, человеком, личностью» [5, с. 46]. Однако изменить ребенка любого возраста, который имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы (психические, физические, сексуальные), испытывал недостаток любви и заботы со стороны родителей, имеет последствия разного вида деприваций, почувствовал на себе отчужденность общества и равнодушие государства, чрезвычайно трудно. Это требует особых знаний, владения специфическими методами и

приемами, особой организации, объединяющей специалистов разного профиля и позволяющей выявлять, определять и разрешать проблемы детей.

Поэтому необходима не просто помощь окружающих, но специально организованная, профессиональная социально-педагогическая поддержка, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.

Исходя из изложенного представления о социально-педагогической поддержке, охарактеризуем возможности успешного ее осуществления в работе с семьей.

Под социальной поддержкой семьи имеется в виду деятельность профессиональных социальных работников и специалистов смежных областей по оказанию превентивной социальной помощи в решении ее внутренних и внешних проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, участием в трудовой деятельности, успешной социализацией, жизненным и профессиональным самоопределением. «Поддержать», «поддерживать» значит служить опорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем), подставкой всему, что поддерживает тяжесть, укрепой - всему, что придает крепость, прочность, силу. Другими словами, это действия, которые не дают прекратиться, нарушиться тому, что движется, изменяется, находится в динамике, развитии.

Выделенные значения выражают определенные социальные смыслы:

■ помочь другому что-то обрести (уверенность, внутреннюю силу, ресурсы, статус, профессию, умение преодолевать трудности, противостоять угрозам);

■ подкрепить то лучшее, положительное, что есть в личности, семье;

■ удержать от того, что мешает развитию, являясь тяжелым грузом.

Тем самым поддерживается то, что является положительной заданностью, а также стремление к самостоятельности, саморазвитию и движению. Поддерживать и развивать, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, следует субъектность, то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая выделяет и отличает его от всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой) [7].

Суть социальной поддержки состоит в том, чтобы помочь семье преодолеть что-то негативное в ее жизни, какое-либо препятствие: трудность, горе, потерю, ориентируясь при этом на имеющиеся у нее (ее членов) реальные и потенциальные возможности, способности, ресурсы и одновременно развивая потребность в успешных самостоятельных действиях.

В то же время поддержать можно только то, что потенциально существует или, что определенно может или начинает проявляться. Так, например, семья или кто-то из ее членов, желая что-то изменить в своей жизни, предпринимают для этого первые шаги, противостоят, пусть и безуспешно, слабо, ошибочно, трудностям, обстоятельствам и лицам, оказывающим на них отрицательное воздействие: совершают поступки, свидетельствующие о невозможности дальше терпеть испытания, сопротивляются давлению, жалуются, ищут сочувствия, совета, возможности высказаться, то есть подают определенные сигналы о том, что у них

не все благополучно и что порог чувствительности неблагополучия превзойден. Важно, во-первых, подкрепить то недовольство и неудовлетворенность, которые начинают ощущаться и проявляться, а во-вторых, ухватиться за эту соломинку, чтобы остановить скатывание вниз.

Необходимо подстраховать семью, не подменяя и не снижая ее усилий, а поддерживая и стимулируя их. Смысл поддержки такого рода состоит не только в том, чтобы способствовать устранению имеющихся обстоятельств, начавших осознаваться как нежелательные и мешающие нормальной жизни и самочувствию, но и в том, чтобы помочь овладеть способами самостоятельного видения, обнаружения и решения собственных проблем.

Вовремя полученная поддержка освобождает семью, неблагополучную или испытывающую кризис, от многих нерешенных и не решаемых проблем, которые, накапливаясь, переплетаются, осложняются, не позволяют решать насущные задачи, потому что, как и всякий очаг напряжения, они становятся доминирующими, отвлекают внимание на себя, не позволяют жить полноценной жизнью.

Суть идеологии социальной поддержки семьи можно выразить следующими ключевыми словами:

1) проблема, кризис, конфликт;

2) помощь, поддержка, защита, посредничество, сопровождение, попечительство;

3) сотрудничество, взаимодействие;

4) самостоятельность.

Проблема, кризис, конфликт - это

индивидуальные характеристики той ситуации, в которой оказалась семья и которая выражает доминирующее

негативное начало в ее положении, в отношениях, самочувствии всех или большинства ее членов, напрямую связанных с невозможностью принятия самостоятельных решений и действий.

Поддержка, выражающаяся в защите, помощи, содействии, посредничестве и т.д., предполагает использование системы мер, обеспечивающих физическую, психологическую, моральную безопасность семьи, отстаивание ее интересов, прав на благополучное развитие событий и нормальное самочувствие.

Следует отметить, что поддержка и помощь в данном контексте не являются синонимами. Помощь означает действие, поддержка - деятельность. Иными словами, помощь выступает в качестве единицы и компонента деятельности по поддержке клиента, представляя собой произвольную, преднамеренную и опосредованную активность, направленную на достижение определенных «поддерживающих» целей.

Сотрудничество, взаимодействие, сопровождение заключаются в совместной с семьей деятельности социальной семейной службы в целях формирования у семьи и ее членов (всех или некоторых) самостоятельности в решении своих проблем. Самостоятельность в данном случае отражает результат сотрудничества с социальной службой и проявляется в способности без посторонней помощи и контроля справляться с жизненными трудностями.

Успешность социальной поддержки определяется соблюдением следующих условий.

1. Согласие семьи (или отдельных ее членов) на помощь и поддержку. Она может сама запрашивать их или не отвергать поступающих предложений. Может иметь место и своеобразная

безусловная, прямая поддержка, осуществляемая в форме вмешательства, вторжения, или, как принято говорить, интервенции, в случаях, когда обстановка в семье представляет опасность для жизни и здоровья ее членов, и прежде всего детей, женщин, стариков или инвалидов, не способных постоять за себя, а также когда отмечается противоправное, отклоняющееся поведение, обусловливающее необходимость широкого вмешательства административных, правоохранительных органов, медицинских, образовательных учреждений. В крайних случаях допускается отклонение от принципа добровольности получения помощи и поддержки с учетом соответствующих законодательных норм. Но даже и тогда социальным службам следует стремиться к установлению отношений взаимного понимания и сотрудничества с семьей.

2. Приоритет в решении семейных и личных проблем самих ее членов. Специалисты лишь помогают осознать суть проблем и трудностей, создают условия для их решения, предлагают свою помощь или оказывают косвенное влияние на самостоятельные поисковые действия семьи (фасилитация).

3. Совместность, сотрудничество, содействие как посредничество, кураторство, попечительство, отражающие содержательную и технологическую суть социального патроната, который предполагает процесс совместного движения к цели - преодолению трудностей, препятствий, горя, тяжелых переживаний, конструктивному решению проблем.

4. Соблюдение принципаконфи-денциальности, крайне важного для доверительного и доброжелательного общения с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию или переживаю-

щей кризисную полосу своей жизни, пытающейся разрешить свои проблемы. Особенно это необходимо на этапе диагностики, при получении интимной, скрываемой от посторонних информации. Предлагаемая помощь может быть принята только при полном доверии к специалисту. Возможно, она явится импульсом для активного изменения клиентом чего-то в себе и в своей жизни, для его работы над собой.

5. Безоценочность. Эмоциональность во взаимодействии с семьей может стать залогом как успеха, так и неудач в оказании поддержки и помощи патронатного типа. Социальный работник исходит из интересов семьи, а также из собственного желания по-настоящему помочь. Он не давит, не принуждает явно, не сравнивает с другими, не поучает без надобности, но в первую очередь пытается понять и разобраться в имеющихся трудностях и их причинах. Что же касается оценок и диагнозов «заболевания» семьи, то они хотя и проводятся, но никогда не используются как средство давления и шантажа. Необоснованное морализирование, злоупотребление «воспитанием», стремление непременно отчитать, если они не являются совершенно необходимыми для конкретного приема, могут привести к полному отказу от сотрудничества.

6. Защита прав и интересов семьи на всем пространстве ее жизни. Социальный работник, который занимается конкретной семьей, выступает как адвокат и посредник, пособник и помощник, представляющий ее интересы и защищающий ее права перед официальными инстанциями в самых серьезных и трудных случаях.

Перечисленные условия, разумеется, не являются исчерпывающими

для успеха патронатной деятельности, но позволяют уйти от спонтанности реакций на неблагоприятные ситуации и осуществлять целенаправленную социальную поддержку семьи на пути к саморазвитию.

Выделение социальной поддержки семьи в качестве стратегической цели семейной политики и основного тактического принципа предусматривает необходимость помощи в саморазвитии не только семьям неимущим, многодетным, неполным, с отклонениями и сложностями в поведении и отношениях ее членов, но и, казалось бы, социально благополучным, которые обычно остаются в тени и проблемы которых - стрессы, психологические кризисы, острые личные переживания и т.д. воспринимаются как незначительные. Индивидуальный, адресный, дифференцированный подход в оказании помощи опирается на определенные нормы прожиточного минимума, на выделение групп риска и пр. Социальная поддержка ставит своей целью максимальное погружение в жизнь конкретной семьи с ее реальными трудностями и проблемами. Это требует особой подготовки, высокой квалификации сотрудников служб семьи и их дополнительных усилий, что в нынешних условиях осуществить непросто.

Во-первых, семью, с которой предстоит работать, необходимо хорошо узнать, то есть получить четкое представление о характере отношений в ней, о ее моральном облике, психологическом климате, материальном положении, воспитательном потенциале. При этом все сведения должны носить не общий, не формальный, а более или менее полный, объективный, конкретный характер и учитывать основные цели предполагаемой деятельности. Во-вторых, следу-

ет создать вокруг семьи (в ближайшем окружении, в школе, где учатся дети, в самом центре, в ее отношениях с представителями местной администрации и т.д.) обстановку и атмосферу, максимально благоприятную для решения жизненно важных, а порой и острых, болевых семейных проблем. В-третьих, необходимо организовать воздействие на семью и одновременно конкретную помощь ей. В-четвертых, целесообразно предусмотреть контроль, осуществляемый на фоне выполнения поддерживающих семью функций.

Решение всех указанных задач, так или иначе, связано с разработкой представлений о том, какие социальные и психологические особенности семьи принципиально влияют на ее состояние и требуют поддержки. Это важно и для отслеживания состояния семьи, и для разработки социально-профилактических программ, коррекцион-ных мероприятий, образовательных, развивающих воздействий. Можно составить систему представлений о социально-психологическом статусе конкретной семьи как совокупности социально-психологических характеристик, оцениваемых с точки зрения предъявляемых со стороны общества требований. В нее включаются те параметры жизнедеятельности, знание которых позволяет судить об условиях функционирования семьи.

Таким образом, можно сформулировать три связанные между собой общие задачи социально-педагогической поддержки:

■ диагностика статуса и со сто -яния семьи, динамики ее межличностных и социальных отношений;

■ выбор социально-психологических условий для преодоления семьей конфликтов и кризисных состояний. Ре-

шение данной задачи предполагает, что взаимодействие и воздействие строятся по гибким схемам, меняясь в зависимости от реально наблюдаемых отношений семьи с социумом и внутри нее;

■ использование адекватных мер и действий для оказания помощи и поддержки семье в целом или тем ее членам, которые имеют проблемы личностного и социального характера (работа, поведение, общение, психическое самочувствие, образование и пр.).

Специфика заключается в том, что профессионально подготовленные люди выявляют, определяют и помогают разрешить проблемы семьи, оказавшейся в сложной жизненной ситуации. В конкретной практике последних лет появились учреждения нового типа, которые с 1990-х гг. начали создаваться во многих городах и регионах страны: центры социального здоровья семьи и детей, центры социальной реабилитации, социальные приюты для детей и подростков, вынужденных убегать из семьи из-за жестокого обращения и пьянства родителей, центры психолого-педагогической помощи, «телефоны доверия» и т.п.

Каждое из этих социально-педагогических учреждений вносит свой определенный вклад в решение социальных и педагогических болезней семьи. Однако решается далеко не весь комплекс проблем.

Мешают ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность в организации деятельности, отсутствие организационно-методи-

ческих подходов в реализации межпрофессионального взаимодействия в деятельности учреждений и подготовке кадров, отсутствие профилактической направленности в работе с детским населением и семьей.

Литература:

1. Бочарова В.Г. Социальная педагогика: монография / В.Г Бочарова. - М.: ВЛА-ДОС, 2004. - 368 с.

2. Бочарова В.Г. Семья и семейная политика: социально-педагогическая парадигма исследования // Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения: В 2 т. - Ставрополь: СКИП-КРО. 2010. - Т. 1. Кн. 1. - С. 61 - 75.

3. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / ред.-сост. А.Н. Тубель-ский, А.О.Зверев. - М.: МИРОС, 2002. -315 с.

4. Литвак Р.А. Деятельность детских общественных объединений в современных условиях как фактор социализации подростков: монография. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 336 с.

5. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. - М.: Народное образование, 2002. - 112 с.

6. Сальцева С.В. Педагогика: теоретико-методологическое пространство: курс лекций. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009. - 436 с.

7. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.