Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей'

Педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3042
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ И УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зауторова Э.В., Мальцева А.В.

В статье педагогическая поддержка ребенка из неблагополучной семьи рассматривается как важнейший компонент в деятельности специалиста, анализируются понятия «неблагополучная семья», «педагогическая поддержка», раскрываются особенности детей из неблагополучных семей и описываются формы работы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей»

УДК 364.42/.44

Педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей

Э.В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент;

А.В. МАЛЬЦЕВА - заведующая отделением медико-социальной помощи Вологодской областной детской клинической больницы

В статье педагогическая поддержка ребенка из неблагополучной семьи рассматривается как важнейший компонент в деятельности специалиста, анализируются понятия «неблагополучная семья», «педагогическая поддержка», раскрываются особенности детей из неблагополучных семей и описываются формы работы с ними.

Ключевые слова: педагогическая поддержка; особенности детей из неблагополучных семей; формы, методы и условия педагогической работы.

Pedagogical support for children from disadvantaged families

E.V. ZAUTOROVA - Professor of the Department of Juridical Psychology and Pedagogics of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogic, Associate Professor;

A.V. MALTSEVA - Head of the Department of Health and Social Care of the Vologda children's clinical hospital

Pedagogical support of the child from a dysfunctional family is a critical component in the activities of a specialist in the implementation process which minors can be helped to overcome difficulties of socialization, identity crises and other difficult situations. The article analyzes the concept of «dysfunctional family», «pedagogical support»; considered particularly children from disadvantaged families and forms of work with them.

Key words: pedagogical support; particularly children from disadvantaged families; forms, methods and conditions of pedagogical work.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Явление семейного неблагополучия и связанные с ним проблемы в современной действительности не являются чем-то новым. В условиях нестабильной социально-экономической обстановки, инфляции, безработицы, снижения жизненного уровня населения, смены ценностных ориентиров в современной России количество неблагополучных семей остается значительным. Несмотря на то что в настоящее время государство изменило свой взгляд на оказание

различных видов помощи неблагополучным семьям, сказать, что мы имеем устойчивую тенденцию к снижению их количества, пока невозможно. По данным Департамента образования Вологодской области на 1 января 2015 г., число семей, находящихся в социально опасном положении, то есть там, где члены семьи ведут аморальный образ жизни, имеются выраженные материальные трудности и другие насущные проблемы, возросло1.

Понятие «неблагополучная семья» широко используется в средствах массовой информации, теоретических исследованиях, законодательных актах и включает в себя семьи из группы социального риска, асоциальные и деструктивные семьи, семьи, находящиеся в социально опасном положении, и т.п. Вопрос об определении той или иной семьи как неблагополучной дискуссионен. Принято считать, что нормально функционирующая семья - это семья, которая выполняет свои функции ответственно и осознанно, где потребности каждого ее члена удовлетворены в большей степени, есть целостное восприятие целей и предназначения.

В законодательной практике используются следующие термины:

- «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации» (опекунские семьи с детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, дети-сироты (родители умерли), дети, оставшиеся без попечения родителей (родители лишены родительских прав); семьи с детьми-инвалидами, дети с физическими недостатками, в семье имеются тяжелобольные люди; семьи, в которых родители являются безработными; многодетные семьи (трое и более детей); неполные семьи (одинокие отцы и матери));

- «семья в социально опасном положении» (родители не исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и обучению; злоупотребляют алкоголем, наркотиками; отрицательно влияют на детей, вовлекают их в противоправные действия; состоят на учете в ОВД, КДН и ЗП; семьи, где отмечены факты жестокого обращения в отношении взрослых, детей).

В последней редакции Федерального закона от 28.12 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»2, вступившего в силу 1 января 2015 г., понятие «гражданин в трудной жизненной ситуации» заменено на «гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании», а также введены новые основания для признания гражданина нуждающимся в таком обслуживании (семьи с детьми, испытывающими трудности в социализации, переживающими внутрисемейный конфликт; семьи, где есть лица с наркотической или алкогольной зависимостью, пристрастием к азартным играм, страдающие психическими расстройствами, склонные к проявлению насилия).

По мнению Л.Я. Олиференко, «неблагополучная семья - это такая семья, в которой

ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод, то есть неблагополучие. Под неблагополучием понимаются его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)»3.

Изучением проблем неблагополучных семей занимались Т.А. Басилова, М.И. Буяно-ва, А.Я. Варга, М.А. Галагузова, И.Ф. Дементьева, Л.М. Шипицына, В.М. Целуйко и др. По мнению большинства исследователей в этой области, характерными особенностями такой семьи на современном этапе являются: низкий социальный статус ее членов; выраженные материальные, жилищные проблемы; наличие в семье членов с алкогольной (наркотической) зависимостью, склонных к проявлению различных видов насилия; нарушение детско-родительских и супружеских отношений.

В психолого-педагогической литературе представлены различные классификации неблагополучных семей. Так, Л.С. Алексеева выделяет следующие их виды:

- привычно-конфликтные семьи, где, как правило, отсутствуют конструктивные способы взаимоотношений между членами семьи;

- педагогически несостоятельные семьи, не обладающие в достаточной степени знаниями о развитии и воспитании ребенка;

- аморальные семьи, в которых не соблюдаются нормы и правила, принятые в обществе, поощряется безнравственное поведение;

- асоциальные семьи, где наряду с неудовлетворением базовых потребностей ребенка часто наличествуют неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, тунеядство, социальная изоляция, внутрисемейные конфликты4.

Именно этой классификации мы будем придерживаться, говоря о неблагополучных семьях.

С целью изучения особенностей неблагополучных семей нами был разработан модифицированный опросник для детей в возрасте от 7 до 10 лет и от 10 до 14 лет, включающий группу вопросов, объединенных в подгруппы критериев (здоровьесберегающий, эмоционально-волевой и познавательно-деятель-ностный). Анализ результатов показал, что

контингент детей из неблагополучных семей отличается определенной спецификой: высокий уровень тревожности; проявления агрессии, враждебности, негативизма и чувства вины; внутренние переживания, конфликты, трудности в учебе, в том числе связанные с неблагополучием в семье; неблагоприятная наследственность и т.п.

Травматические ситуации, насилие со стороны близких людей разрушительно воздействуют на детскую психику. В этой ситуации ребенок чувствует себя беспомощным и никому не нужным, не может самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации в силу возрастных или личностных особенностей. Для возвращения к полноценной жизни таким детям должна оказываться комплексная помощь педагогов, психологов, врачей и других специалистов в области охраны детства.

Воспитательно-педагогическая работа должна опираться на возрастные закономерности нервно-психического развития детей, учитывать их особенности (высокий темп и неравномерность развития; низкая сопротивляемость организма детей, зависимость между физическим и нервно-психическим развитием; потребность в новых впечатлениях, двигательной активности, положительных эмоциях, общении со взрослыми и др.). В первые годы жизни ребенка формируется определенный тип социального поведения, отражающий требования микросоциальной среды, в которой он растет и развивается. Если происходит изменение среды, то меняется и поведение, что в раннем возрасте представляет сложную задачу и часто влечет за собой развитие так называемого «адаптационного синдрома», неблагоприятно сказывающегося на состоянии здоровья ребенка.

В связи с этим особую актуальность приобретает педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей. Исследователи предлагают различные термины для обозначения оказания поддержки людям в трудной жизненной ситуации: «содействие» (К. Гуревич, И. Дубровина)5, «со-бытие» (В. Слободчиков)6, «психологическое или социально-психологическое сопровождение» (М. Битянова, В.С. Мухина, Ю.В. Слюсарев)7, социально-педагогическое сопровождение (И.Ф. Дементьева, Ф.И. Кевля, М.И. Рожков)8.

Под педагогической поддержкой, опираясь на определение О.С. Газмана, мы понимаем превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и пси-

хическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, самоопределении. При этом в качестве основных характеристик педагогической поддержки выделяются любовь и безусловное принятие ребенка как личности, проявление эмпатии и милосердия, отзывчивости и терпения; субъект-субъектные диалоговые взаимоотношения; индивидуальный подход и уважение достоинства ребенка; создание ситуации успеха, содействие, отказ от субъективных оценок; признание права ребенка на волеизъявление, свободу и право выбора; равноправие в отношениях с ребенком; способность к самоанализу и самоконтролю9.

По мнению ученого, механизм педагогической поддержки состоит из нескольких этапов: диагностического (фиксация и признание наличия проблемы, установление первичного контакта с ребенком, совместная оценка и вербализация сути запроса); поискового (поиск причин возникновения проблемы); договорного (установление договорных взаимоотношений и заключение договора); деятельностного (действия специалистов, стимулирование инициативы, координирование в процессе взаимодействия); рефлексивного (подведение итогов, обсуждение разрешения проблемы, корректировка и планирование дальнейших шагов)10.

Педагогическая поддержка представляет собой систему средств, обеспечивающих помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном, экзистен-циональном самоопределении, а также в определении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности. Наиболее эффективными М.И. Рожков считает приемы открытой (поощрительные высказывания; заслуженная похвала и одобрение; стимулирование к деятельности с помощью просьб, авансирования, доверительного отношения; отсутствие акцента на ошибки; проявление эмоциональных реакций; эмпатия; ожидание лучшего; вовлечение в деятельность, представляющую интерес) и скрытой педагогической поддержки (напоминание об ошибках без перехода на личность; уместное безразличие; переключение внимания с одного вида деятельности на другой; помощь при выполнении наиболее сложных заданий; безадресный намек или предположение; вариативность поручаемых дел; анализ и рефлексия жизненных

ситуаций; стимулирование состязательного духа)11.

Для осуществления педагогической поддержки детей из неблагополучных семей нами была разработана социально-педагогическая карта личности ребенка, включающая: 1) сведения о ребенке: а) Ф. И. О., возраст, домашний адрес, место обучения или воспитания, дата поступления в стационар; б) сведения о здоровье (группа здоровья, инвалидность, имеющиеся отклонения, диагноз при поступлении и т.п.); в) успеваемость в школе; г) взаимоотношения с родителями, сверстниками, учителями; д) потребности ребенка; е) трудности и проблемы ребенка; 2) сведения о семье: а) сведения о родителях (Ф. И. О., возраст, домашний адрес, телефон, место работы, инвалидность, судимость, асоциальное поведение и т.п.); б) состав семьи (полная, неполная, сведения о родителях, наличие братьев, сестер, близких родственников); в) жилищ-но-бытовые условия проживания, условия жизни ребенка; г) материальное положение семьи; 3) дополнительная информация, другие сведения; 4) заключение.

Основными формами и методами педагогической работы с детьми данной категории являются наблюдение, индивидуальное психолого-педагогическое консультирование, тренинговые занятия, методика «не-дописанный тезис», игротерапия, преодоление затруднительных психологических ситуаций, арт-терапия, социальная паспортизация семей и др.

В ходе исследования был также выявлен комплекс условий, обеспечивающих эффективность педагогической поддержки детей из неблагополучных семей в детском учреждении:

- организация воспитательно-образовательного процесса, предполагающего развитие когнитивных, эмоционально-волевых и коммуникативных навыков с учетом образовательных потребностей и личностных интересов ребенка;

- создание развивающей среды и благоприятного психологического климата;

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: URL: http://vologda-oblast.ru/main.asp?V=543edu@ edu35.ru

2 См.: СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 7007.

3 Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие [Электронный ресурс]. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4707236

4 См.: Алексеева Л.С. Институционализация социального патроната семей в условиях современной России: Автореф. дис. ... д-ра социолог. наук. М., 2007.

5 См.: Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. СПб., 2008; Дубровина И.В. Психолого-педа-

- реализация индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку с учетом состояния здоровья, медицинских показаний, а также возрастных, психологических закономерностей развития;

- активизация субъектной позиции ребенка в процессе его педагогической поддержки.

Самым главным в процессе педагогической поддержки является единая профессиональная деятельность специалистов, объединенная общей целью и направленная на удовлетворение возрастных, личностных, образовательных потребностей ребенка.

В этой связи представляется важной профилактика семейного неблагополучия, которая подразделяется на три уровня: 1) первичная (вовлечение различных служб, доступных для всего населения; включает следующие мероприятия: поддержка семьи, медицинский патронаж, программы по общественному здравоохранению, пропаганда ненасилия через школьные мероприятия и т.д.); 2) вторичная (вовлечение специальных медицинских и социальных служб, которые определяют группу высокого риска и меры по профилактике неблагополучия (определение на дородовом уровне социально неблагополучных семей, информирование социальных служб и учреждений здравоохранения)); 3) третичная (создание специальных медицинских и социальных служб, которые занимаются социально неблагополучными семьями, где отсутствует должный уход за детьми или известны факты насилия (ранняя диагностика и идентификация, межведомственное сотрудничество, включая консультирование, медицинскую, социальную помощь и педагогическую поддержку)).

Таким образом, важно вовремя выявить неблагополучную семью и оказать ей необходимую поддержку, чтобы избежать в дальнейшем трудностей в социализации, личностных кризисов и других сложных жизненных ситуаций у ее членов.

1 Sm.: URL: http://vologda-oblast.ru/main.asp?V=543edu@ edu35.ru

2 Sm.: SZ RF. 2013. № 52 (ch. I). St. 7007.

3 Oliferenko L.Ja. Social'no-pedagogicheskaja podderzhka detej gruppy riska: Ucheb. posobie [Jelektronnyj resurs]. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4707236

4 Sm.: Alekseeva L.S. Institucionalizacija social'nogo patronata semej v uslovijah sovremennoj Rossii: Avtoref. dis. ... d-ra sociolog. nauk. M., 2007.

5 Sm.: Gurevich K.M. Differencial'naja psihologija i psihodiagnostika. SPb., 2008; Dubrovina I.V. Psihologo-

гогический консилиум // Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991.

6 См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: Учеб. пособие. М., 2000.

7 См.: Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. М., 1998; Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. М., 2004; Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности. СПб., 1992.

8 См.: Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие. М., 2008; Кевля Ф.И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей «группы риска» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 1. С. 2428; Рожков М.И. Стратегии и модели воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. Волгоград, 2004.

9 См.: Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 26. С. 36-37.

10 См.: Он же. Неклассическое воспитание. От авторитетной педагогики к педагогике свободы. М., 2003.

11 См.: Рожков М.И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: Учеб.-метод. пособие. Ярославль, 2007.

pedagogicheskij konsilium // Shkol'naja psihologicheskaja sluzhba: voprosy teorii i praktiki. M., 1991.

6 Sm.: Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija cheloveka: vvedenie v psihologiju sub#ektivnosti: Ucheb. posobie. M., 2000.

7 Sm.: Bitjanova M.R. Psiholog v shkole: soderzhanie i organizacija raboty. M., 1998; Muhina B.C. Vozrastnaja psihologija: fenomenologija razvitija, detstvo, otrochestvo: Ucheb. M., 2004; Sljusarev Ju.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie kak faktor aktivizacii samorazvitija lichnosti. SPb., 1992.

8 Sm.: Dement'eva I.F., Oliferenko L.Ja. Social'no-pedagogicheskaja podderzhka detej gruppy riska: Ucheb. posobie. M., 2008; Kevlja F.I. Social'no-pedagogicheskaja podderzhka semej i detej «gruppy riska» // Vestnik psihosocial'noj i korrekcionno-reabilitacionnoj raboty. 1998. № 1. S. 24-28; Rozhkov M.I. Strategii i modeli vospitanija // Teoretiko-metodologicheskie problemy sovremennogo vospitanija: Sb. nauch. tr. Volgograd, 2004.

9 Sm.: Gazman O.S. Vospitanie i pedagogicheskaja podderzhka detej // Narodnoe obrazovanie. 1998. № 26. S. 3637.

10 Sm.: On zhe. Neklassicheskoe vospitanie. Ot avtoritetnoj pedagogiki k pedagogike svobody. M., 2003.

11 Sm.: Rozhkov M.I. Junogogika. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'ju: Ucheb.-metod. posobie. Jaroslavl', 2007. ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.