ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ В США
Е. Н. Коновалова
В данной статье затрагивается тема социально-педагогической работы с семьей в США. Проанализированы концептуальные идеи, выявлены характерные особенности, формы и методы ее организации. На основе проведенного исследования автором раскрыты содержание, адресная сущность социально-педагогической работы с семьей в США, ее принципы.
Ключевые слова: социальная работа, семейное функционирование, системный подход, жизненный цикл, семейная терапия, вмешательство, услуги с опорой на потенциал семьи, временные приемные семьи.
This article deals with the problem of social and pedagogical work with family in the USA. The conceptual ideas are analyzed, the main features, forms and methods of its organization are identified. On the base of the research the author describes the content, the essence of social and pedagogical work with family in the USA, and its principles.
Key words: social work, family functioning, system approach, life cycle, family therapy, intervention, Family-Based Services, «Foster family».
В настоящее время в практике социальной работе с семьей в США наметилась тенденция применения интегративных моделей, в частности комплексной модели работы с семьей по уровню функционирования.[3] Согласно данной модели, все проблемы, встречающиеся при оказании помощи в разнообразных ситуациях, могут группироваться вокруг различных уровней функционирования семьи, которые определяются острой потребностью данного периода времени. Диапазон этих потребностей простирается от основных потребностей, связанных
с выживанием, до заботы о самовыживании членов семьи. Следовательно, в первую очередь необходимо удовлетворить потребности, связанные с самым простым, основным уровнем функционирования и лишь потом переходить к более высоким уровням. К основному уровню функционирования семьи относятся такие элементарные потребности для выживания, как наличие пищи, убежища, чувства защищенности, безопасности и др. Более высокий уровень связан с потребностями в богатстве, качестве жизни, духовном плане и т.п.
В настоящее время в США наблюдается тенденция отхода от «традиционной» модели семьи и возникновение других ее альтернативных форм. Эти изменения обусловили появление новых подходов к определению понятия «семья». Анализ англоязычной литературы по проблеме выявил наличие разнообразных, иногда противоречивых определений современной семьи. Наиболее приемлемым для социальных работников стало следующее определение, отражающее все многообразие семейных форм: «Семья* это близкое окружение из двух или большего числа лиц, в котором они совместно делят и распределяют между собой жилое пространство, обязанности, различные роли, и которое они сами определяют как семью.»[6,С.128]
В оценке семейного функционирования (family functioning) большинство американских ученых-теоретиков стоят на позициях системного подхода. В контексте данной теории семья представляет собой систему, все члены которой влияют и испытывают влияние друг друга. Она имеет свои собственные свойства и управляется рядом скрытых правил, специфических ролей, структурой распределения власти и ответственности, своими собственными формами коммуникации и разрешения конфликтов.
Системный подход предполагает анализ внутренней структуры, связей и взаимодействий, составляющих систему компонентов. Изучаются такие элементы семейной системы, как внешние и внутренние границы, структура власти, процесс принятия решений, семейные цели, роли, стиль общения, жизненный цикл. [5, 7]
На основе изучения структуры семьи, анализа ее социально-
педагогических функций зарубежные ученые выявляют различную типологию семей и их классификацию. В настоящее время не существует официально принятой типологии семьи. Социологи, демографы, социальные работники выделяют категории семей, исходя из разных оснований. В исследовании мы рассматриваем критерии типологизации семей, основывающиеся на социологических и психологических характеристиках: по количеству детей, по составу, по структуре лидерства в семье, по однородности семейного состава, по качеству отношений и атмосфере в семье, по уровню развития, по стажу семейной жизни, по условиям семейной жизни, по состоянию психологического здоровья в семье. Для социального работника важно отслеживать наиболее характерные психологические явления конкретной категории семей и выделять приоритетные сферы оказания ей социальной, психологопедагогической помощи и поддержки.
В США специалисты, имеющие дело с семьей, это семейный терапевт-специалист, который должен иметь как минимум степень магистра, и социальный работник общего профиля, который может быть практиком, имеющим лишь степень бакалавра социальной работы.
Деятельность семейных терапевтов представляет практическое направление в социальной работе и ориентирована на улучшение межличностных отношений между членами семьи и помощь семье, испытывающей временные трудности в тот или иной период жизненного цикла. Социальный работник использует при этом весь свой опыт, чтобы существующую модель семьи укрепить, а не
разрушить. В тех случаях, когда кризис ведет к раскрытию более глубоких, долговременных по своему решению проблем, работа по поддержанию семьи заключается в том, чтобы помочь семье определить реальные проблемы и создать рабочие отношения таким образом, чтобы семья рассматривала помощь профессионалов позитивно, а затем применить традиционную форму долговременного воздействия
- семейную терапию. Социальные работники общего профиля призваны оказывать помощь семье в конкретной ситуации. Их деятельность концентрируется главным образом на проблемах взаимодействия между семьей и ее внешним социальным окружением.
Социально-педагогическая работа с семьей является составной частью всей социальной работы. Это
- профессиональная деятельность по оказанию помощи людям, у которых есть проблемы, связанные с членами их семей. Она направлена на разрешение проблем, являющихся результатом внешнего воздействия, связанных с самими людьми, сочетающих внутренние и внешние факторы.
По мнению американского ученого М.Пейна, в повседневной практике социальной работы в США следует различать два направления. Первое связано с относительно рутинным предоставлением социальных услуг, отвечающих законодательным, политическим и организационным требованиям в рамках официально утвержденных программ социальной помощи. Здесь люди обращаются за советом или за конкретной услугой. И в этом случае чаще всего требуется лишь некая последовательность действий. Другое направление социальной работы обращено на решение психолого-педаго-
гических и терапевтических задач. В рамках различных специализированных агентств социальные работники могут оказывать разного рода психолого-педагогическую помощь тем людям и их семьям, чьи трудности не могут быть решены обычными услугами.[8]
Психолого-педагогические задачи актуализируются в тех случаях, когда социальный работник обращается к:
1) проблемам во внутрисемейных детско-родительских и супружеских отношениях;
2) проблемам поведения ребенка в школе и дома;
3) проблемам подросткового отклоняющегося поведения;
4) проблемам клиентов с различными эмоциональными расстройствами;
5) проблемам, относящимся к планированию будущего и выбора жизненного пути;
6) проблемам в социальной среде клиента и его семьи, когда требуются активные действия социального работника от его имени.
Знакомство с содержанием социально-педагогической работы с семьей в США позволило определить функции (диагностичекую, прогностическую, правозащитную, организационную, предупредительно-профилактическую, социально-медицинскую, социально-педагогическую, психологическую, социально-бытовую, коммуникативную)[9], которые социальный работник реализует в процессе вмешательства. Термин «вмешательство» (intervention) употребляется в оригинальной литературе для описания тех видов деятельности, которые инициируются по просьбе клиента или его окружения и в сотрудничестве с ним или другими лицами, несу-
щими ответственность за те или иные условия социального функционирования клиента, в ответ на определенную проблемную ситуацию. Он подчеркивает активное, целенаправленное, спланированное участие клиента и социального работника на всех этапах процесса работы.
Непосредственно процесс посредничества (вмешательства) при работе с семьей включает в себя следующие этапы:
1. Определение проблемы и установление контакта.
2. Сбор и оценка данных, сведений.
3. Планирование и заключение контракта.
4. Установление альтернативных вариантов вмешательства и выбор необходимых направлений деятельности:
- мобилизация внутренних ресурсов самой семьи,
- привлечение внешних источников и ресурсов социальной помощи.
5. Завершение процесса и итоговая оценка.[5]
В процессе взаимодействия с семьей важным является соблюдение социальным работником ряда определенных принципов. Принципы - это те основные требования, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам социально-педагогической работы с семьей. К ним относятся:
- «Принцип гуманизма», в основе которого лежит идея способности человека и общества изменяться. Семья представляет собой структуру динамичную и подвижную, которая способна развиваться и меняться под влиянием социально-экономических условий, жизненного опыта.
- «Принцип объективности», который понимается как минимум в двух значениях. В широком смысле - это изучение закономерностей, которые заложены в объекте, вне зависимости от субъективного к нему отношения; в узком смысле - восприятие ситуации каждой семьи вне собственных иллюзий и предубеждений, не абсолютизируя собственный семейный опыт.
- «Принцип системности» заключается в том, что поскольку семья представляет собой органическое единство, составляющее сложную систему структурных элементов и функциональных взаимодействий, все ее элементы взаимосвязаны между собой. Воздействие на какой-либо элемент вызывает эффект в системе в целом и в других элементах.
- «Принцип фамилиоцентризма» требует, чтобы при социальной поддержке интересы семьи всегда стояли на первом месте, имея приоритет перед правами общества, государства или какой-либо группы.
- «Принцип толерантности» состоит в профессиональной сдержанности и отсутствии осуждения к расовым, национальным, религиозным, личностным и поведенческим особенностям, отклоняющимся от обычного стереотипа, от «нормы».
- «Принцип позитивного образа семьи», в основе которого лежит понимание института семьи как естественной среды для формирования личности. [10]
Эти принципы способствуют формированию потребности в принятии помощи и активизации роли семьи в решении собственных проблем.
Исторически в США получили развитие, ставшие в настоящее время классическими три метода социальной
работы: индивидуальная, групповая и общинная. При этом метод понимается не как операциональный способ достижения конкретной цели, а как целенаправленное, организованное взаимодействие между социальным работником и клиентом, определяемое, главным образом, количественными характеристиками системы, с которой имеет дело социальный работник. Большое значение в социально-педагогической работе с семьей в США сохраняет индивидуальный метод, основными формами которого является оказание социальной помощи и консультирование семей на пролонгированной основе или консультирование в кризисной ситуации. Выделяют две основные группы услуг, ориентированные на оказание социальной помощи семье: «услуги на дому» и «услуги вне дома».
Услуги на дому по своей направленности являются профилактическими и имеют единую цель - сохранить семью как ячейку общества. Данные услуги включают в себя следующие виды и формы социальной помощи: финансовую помощь; услуги с опорой на потенциал семьи (Family-Based
Services); услуги по защите семьи; семейную терапию; дневной уход; хом- мейкер сервис («homemaker services»); обучение семейной жизни.
«Услуги вне дома» (Out-of-Home Services) включают в себя: проживание в семье «Фостера» (временные приемные семьи); усыновление; организацию групповых семей (проживание в группе); функционирование институциональных форм опеки (интернат, приют для сирот); привлечение судебной системой. Данные виды услуг задействуют в тех случаях, когда, несмотря на все усилия по сохранению
семьи, предпринимаемые в отношении семьи группы риска, семейная обстановка продолжает оставаться неблагоприятной для воспитания детей.
Наряду с классическими методами социальные работники семейного профиля используют такие оригинальные методы и формы социальной работы, как работа в паре с коллегой, работа в междисциплинарной команде, метод «супервизорство», метод «вхождение в семью», метод «социальная история» и т. д.
Наиболее эффективный результат в социально-педагогической работе с семьями дает включение в нее волонтеров из числа благополучных, «здоровых» семей. Активизация собственного потенциала «здоровой» семьи позволяет не только стабилизировать и устойчиво развивать семью, но и является примером для подражания другим типам семей. Примером включения таких семей в деятельность социальных служб является существующая в США оригинальная модель «контактных семей». Суть данной программы заключается в том, что конкретный специалист по социальной работе в интересах семьи подбирает для него такую семью, с которой она могла бы поддерживать долговременный контакт. В этой форме помощи семьям заключено большое социально-педагогическое содержание. Во-первых, клиент расширяет рамки общения, зачастую разрывая изоляцию всей семьи либо конкретного ребенка. Во-вторых, клиенты узнают жизнь, потребности других людей, в том числе и детей, подростков. В-третьих, дети из неполных семей получают хорошую возможность установления контактов с другими взрослыми, чтобы иметь в качестве образца для подражания че-
ловека отсутствующего в собственной семье. В-четвертых, родители получают шанс провести выходные дни по своему усмотрению в те часы, когда их дети встречаются с детьми из контактной семьи. В-пятых, ребенок может наблюдать поведение других родителей, сравнивать его с действиями собственных отца и матери, родители же тем самым поддерживаются в их родительских ролях. Педагогическая миссия социального работника не завершается подбором контактной семьи и контролем за осуществлением этой деятельности. Специалист по социальной работе осуществляет также обучение клиентов правильным способам поведения в собственных семьях, организует групповые встречи семей для обсуждения опыта и проблем общего и конкретного характера.
В целом, помощь социального работника семье строится на основе знания и учета особенностей каждой конкретной семьи, закономерностей процесса общения с ее членами. Эффективность работы с родителями определяется также дифференциацией подходов к семье, т.е. выделением из всех семей определенных подгрупп в соответствии с различным уровнем их знаний и умений, особенностей детей и, кроме того, индивидуализацией, означающей ориентацию на культурный и образовательный уровень, особенности взаимоотношений, семейную атмосферу и т.д. Характер и результативность контактов с членами семьи во многом зависят от установок социального работника по отношению к ним, от понимания необходимости согласованных и целенаправленных
воздействий на ребенка, от неформального подхода к работе с семьей. Успех определяется умением социального работника учитывать различия в возрасте, образовании, культурном уровне родителей, их взгляд на детей, выделять конкретные задачи по взаимодействию именно с данной семьей и выбирать адекватные методы работы с ней.
Литература:
1. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие / Л.В.Карцева. - М.:Дашков и К, 2008. - 224 с.
2. Семья как объект социальной работы / под общей ред. Е.П.Тонконоговой .СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. - 204 с.
3. Трегубова Т.М. Теория и практика социальной работы с учащейся молодежью в профессиональных учебных заведениях США. Дисс.. .докт.пед.наук. - Казань,2001. - 428 с.
4. Целык, М.П. Социальная работа за рубежом. Соединенные Штаты Америки/ М.П.Целык. - М.: Академия, 2007. - 128 с.
5. Becvar R., D.Stroh. Family Therapy. USA, (2-nd ed.) -1997. - 351 p.
6. Hartman A., Larin S. Family Central Work Practice, N.-Y., 1993. - 254 p.
7. Lieby, J. History of social welfare. 1997. - 765 p.
8. Payne Malcon. Modern Social Work Theory: a critical introduction. 1996. - 214 p.
9. Standards for the Classification of Social Work Practice. Silver Spring, M.D.: NASW, 2000. - 17 p.
10. The Social Work Experience: An Introduction to Social Work and Social Welfare. 3 th ed. M. Suppes. C.Wells. - 2001. - 502 p.