Научная статья на тему 'Судан в 1985-2008 гг. : потерянные десятилетия или дорога к успеху?'

Судан в 1985-2008 гг. : потерянные десятилетия или дорога к успеху? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
316
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДАН / SUDAN / ВОЕННЫЙ РЕЖИМ / MILITARY REGIME / ИЗМЕНЕНИЯ / CHANGES / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС / NATIONAL CONGRESS OF SUDAN / ИСЛАМИЗМ / ISLAMISM / ПРОБЛЕМА ЮГА / PROBLEM OF THE SOUTH OF SUDAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Серёгичев Сергей Юрьевич

Дается подробный анализ современного этапа истории Судана после крушения второго военного режима (1985 г.), рассматриваются изменения, которые произошли в стране в экономической, социально-политической областях и в сфере государственного строительства. Рассматривается новая общественно-политическая организация, призванная играть роль правящей партии в стране Национальный конгресс Судана (НКС), в рамках которого объединились две ведущие на тот момент политические силы: военные и исламисты. Особое внимание уделено проблеме Юга Судана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sudan in 1985-2008: lost decades or road to success?

The detailed analysis of modern historical stage of Sudan after the ruin of the second military regime in 1985 is given and also some changes, that place in economic, social and political spheres and in the sphere of state-building as well are being studied. A new social and political organization, which should play the leading role in the county that is the National Congress of Sudan, which united two leading political forces at that moment: military and Islamists are also considered. Special attention is given to problems of the South of Sudan.

Текст научной работы на тему «Судан в 1985-2008 гг. : потерянные десятилетия или дорога к успеху?»

1С.Ю. Серёгичев

СУДАН В 1985-2008 гг.: ПОТЕРЯННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ИЛИ ДОРОГА К УСПЕХУ?

Дается подробный анализ современного этапа истории Судана после крушения второго военного режима (1985 г.), рассматриваются изменения, которые произошли в стране в экономической, социально-политической областях и в сфере государственного строительства. Рассматривается новая общественно-политическая организация, призванная играть роль правящей партии в стране - Национальный конгресс Судана (НКС), в рамках которого объединились две ведущие на тот момент политические силы: военные и исламисты. Особое внимание уделено проблеме Юга Судана.

Ключевые слова: Судан, военный режим, изменения, Национальный конгресс, исламизм, проблема Юга.

Для зарубежных исследователей переломной датой в новейшей истории Судана является 1989 г. Год, когда к власти в ходе военного путча пришел командующий 8-й парашютной бригадой армии Судана бригадный генерал Омар Хасан Ахмед аль-Башир (после переворота присвоил себе звание генерал-лейтенанта), который до сих пор остается на посту президента Судана1.

Однако при всей внешней логичности у данного подхода есть один, но серьезный недостаток - он никак не объясняет, почему всего через четыре года после падения военной диктатуры Нимей-ри к власти приходит новый лидер в погонах. Именно поэтому нам кажется более научным начинать современный этап истории Судана именно с 1985 г.

Конец марта 1985 г. в суданской столице Хартум выдался очень горячим: город стал полем ожесточенной битвы властей и народа. Под крики «Мы голодаем!» озверевшие от беспросветной нищеты

© Серёгичев С.Ю., 2009

суданцы штурмовали государственные учреждения, банки, магазины (в поисках еды), и все это невзирая на жестокое противодействие властей, стремившихся любой ценой подавить бунт.

Развязка наступила в ночь с 5 на 6 апреля 1985 г.: Союз национальных сил спасения (СНСС) принял Хартию национальных действий, продемонстрировав тем самым свою решимость взять бразды правления в свои руки. Узнав про это, военные решили опередить гражданских политиков и днем 6 апреля оправили в отставку президента страны Джаафара Нимейри, который в этот момент находился в Каире.

Так крушение второго военного режима (первый - это диктатура генерала Ибрагима Аббуды в 1958-1964 гг.) явилось прологом современного этапа истории Судана. И хотя он продолжается до сих пор, мы вполне можем проанализировать его промежуточные итоги и ответить на главный вопрос этой статьи: «На что были потрачены эти десятилетия: на создание сильной страны с высокоразвитой экономикой и высоким уровнем жизни большинства населения или они ушли в песок несбывшихся иллюзий?»

Сразу после свержения Нимейри, 9 апреля 1985 г., военные во главе с бывшим министром обороны Абд ар-Рахманом Сиваром ад-Дахабом создали временный высший государственный орган страны - Переходный военный совет (ПВС), состоявший из 15 человек. В ПВС также вошли два генерала-южанина. Считается, что возглавивший страну Сивар ад-Дахаб во времена Нимейри был тесно связан с суданскими «Братьями-мусульманами»2.

Под давлением Союза национальных сил спасения (СНСС), в который на тот момент входили практически все партии и общественно-политические движения страны, ПВС объявил о начале переходного периода сроком на год для подготовки всеобщих выборов в учредительное собрание Судана, которое и должно было определить будущее политическое устройство страны.

Этот переходный период сроком в один год был предусмотрен Хартией национальных действий. Хартия зафиксировала две основные цели суданского демократического движения, объединенного в рамках СНСС. Это ликвидация структур прежнего режима и всех последствий его правления, в том числе отмена шариатских законов, а также формирование основ демократической и свободной жизни, укрепление государственной самостоятельности в полном соответствии с Временной конституцией 1955 г. и внесенных в 1964 г. поправок.

В рамках проведения курса по демократизации общественно-политической жизни Судана планировалось добиться утверждения в стране многопартийной системы, парламентской республики и надежного обеспечения гражданских прав для всех суданцев.

Для решения неотложных социально-экономических проблем 22 апреля 1985 г. был образован переходный кабинет министров под председательством аль-Джазули Дафаалаха3, руководившего до этого профсоюзом медиков и являвшегося одним из организаторов всеобщей забастовки 4-6 апреля 1985 г., закончившейся падением режима Нимейри.

Большинство министерских портфелей (15) было передано политикам, выходцам с севера, южанам достались лишь три поста4. В кабинете Дафаалаха военные возглавили лишь министерство обороны и внутренних дел.

Правда, при этом правительство обладало только административными функциями и подчинялось ПВС. Контроль над обстановкой на юге страны стал осуществлять специально сформированный 21 апреля 1985 г. Переходный военный совет Южного Судана во главе с генералом Джеймсом Лоро, который, однако, не был признан ни одной из повстанческих группировок.

Одним из первых мероприятий новых властей явилась ликвидация одиозных общественно-политических институтов прежнего режима: Службы государственной безопасности Судана, насчитывавшей до 45 тыс. сотрудников (из них 3 тыс. человек было арестовано5), и Суданского социалистического союза, который объединял под своим крылом во времена Нимейри все общественные и партийные организации страны6.

Также были арестованы многие высокопоставленные чиновники прежнего режима, назначены новые губернаторы регионов. Одновременно с этим были амнистированы политические заключенные (более 4 тыс. человек7) и легализованы действовавшие до этого в подполье политические партии и движения. Провозглашено восстановление основных прав и свобод человека, попранных при диктатуре.

Вместе с тем с целью недопущения возможных массовых волнений по стране в целом в апреле 1985 г. в Судане было введено чрезвычайное положение.

В октябре того же года ПВС принял Временную конституцию Судана - «Народную Хартию апрельской революции 1985 года»8. Она подтвердила, что шариат и адат (обычное право) являются основным источником законодательства страны. Была также постфактум легализована деятельность всех суданских общественно-политических сил (ст. 7 заявляла, что существующий политический строй основывается на свободе создания политических организаций и гарантиях свободы прессы, гражданских прав9).

В соответствии с конституцией высшим законодательным органом Судана становилось Учредительное собрание (УС) - нацио-

нальный парламент. Срок его полномочий был определен четырьмя годами. В тексте Временной конституции 1985 г. был сделан особый акцент на том, что УС не может быть распущено ни решением президента страны, ни декретом правительства. Также Собрание не имеет полномочий издать указ о самороспуске, за тем лишь единственным исключением, что подобные полномочия будут предоставлены УС поправками, принятыми к конституции10.

Конституция 1985 г. сосредоточила все возможные властные полномочия в руках УС, превратив его в важнейший орган управления государством. Высшим органом по контролю над соблюдением положений конституции стал Верховный государственный совет (ВГС)11, состоявший из председателя и четырех членов (ст. 76). Состав ВГС должен быть избран в ходе первой сессии УС. Однако конкретная дата прекращения полномочий ВГС в тексте конституции не была зафиксирована. Вместо этого было лишь указано, что срок полномочий ВГС продолжается с момента его избрания вплоть до выборов главы государства в соответствии с постоянной конституцией (ст. 77).

Прерогативами ВГС как органа высшей конституционной власти являлись сохранение национального суверенитета, руководство вооруженными силами страны. ВГС имел все необходимые полномочия для проведения амнистии, снятия или смягчения вынесенных судом наказаний по уголовным делам, объявления чрезвычайного положения, ратификации законов, изданных от имени УС12.

Иными словами, ВГС представлял собой «коллективного президента» страны, пять участников которого и были самой главной гарантией предотвращения очередного скатывания Судана к режиму личной диктатуры.

В свою очередь, только УС могло назначить и освободить от должности главу и членов ВГС13. Другой важнейшей функцией УС было вынесение вотума недоверия премьер-министру, что автоматически приводило к отставке всего кабинета министров. Собрание было вправе отказать в доверии любому из членов правительства (ст. 96). Вотум недоверия как в отношении всего правительства, так и отдельного министра выносился только абсолютным большинством голосов депутатов14.

Анализ основных положений Временной конституции 1985 г. позволяет сделать вывод о том, что ее политическими «заказчиками» являлись «Аль-Умма» и Юнионистско-демократическая партия (ЮДП), то есть фактически дервишские ордена «Аль-Ансар» и «Аль-Хатмийя» - «хозяева» вышеуказанных партий. Именно в их интересах было восстановление в Судане сильного парламентского

режима, через институты которого верхушка данных дервишских орденов собиралась вновь, как и раньше, управлять страной.

Немаловажным следует признать и тот факт, что уже само по себе принятие и ввод в действие Временной конституции в октябре 1985 г. явилось крупной победой традиционалистов. Ведь теперь у них появилось время на то, чтобы окончательно сформировать в свою пользу общественно-политический климат в стране и, используя эти настроения большинства населения, добиться принятия такой же выгодной для них редакции постоянной конституции Судана.

Однако главным содержанием переходного периода с апреля 1985 г. по апрель 1986 г. явилась борьба между двумя крупными общественно-политическими лагерями: лагерем суданского генералитета, представленного ПВС и стремившегося к сохранению с незначительными «косметическими» изменениями существующей политической модели, и лагерем СНСС, предлагавшим совершенно иные проекты по дальнейшему строительству суданского государства.

В арсенале первого лагеря имелись армия, полицейская служба, большая часть госаппарата, второй же опирался на переходное правительство, партии, общественные и религиозные организации, в первую очередь профсоюзы и дервишские ордена с рядами их многочисленных сторонников.

Военные, как уже указывалось выше, стремились сохранить прежнюю роль силовых структур в управлении государством («режим Нимейри, но без Нимейри»).

Тем не менее среди них были значительные разногласия по поводу выбора конкретной модели общественно-политического устройства страны. Так, одна группировка стояла на позициях панарабизма, другая склонялась к исламскому варианту, третьи были за союз с традиционными силами суданского общества - крупной буржуазией, племенной верхушкой и руководством орденов «Аль-Ансар» и «Аль-Хатмийя».

Еще больший разброс мнений был в стане СНСС, представлявшего собой конгломерат различных, зачастую антагонистических политических групп и движений. В целом можно выделить следующие направления и их сторонников.

Первое, и самое крупное, - традиционалистское, ставившее в качестве своей цели восстановление режима парламентской республики, построенной на двухпартийной основе. Ведущими силами этого направления являлись партии «Аль-Умма» и ЮДП, а также стоявшие за ними крупнейшие суданские дервишские ордена «Аль-Ансар» и «Аль-Хатмийя».

В апреле 1985 г. «Аль-Умма» опубликовала свою «Учредительную декларацию», провозгласившую выход партии из подполья, где она находилась с мая 1969 г. Основными целями партии «Декларация» провозгласила «построение современного исламского общества, верящего в то, что ислам есть культура, заменяющая, исправляющая недостатки человеческих цивилизаций и избавляющая их от тирании вещей и козней деспотизма», создание новой системы власти15.

В соответствии со статьей 7 Временной конституции Судана 26 февраля 1986 г. был зарегистрирован Устав партии «Аль-Умма». В разделе под названием «Принципы партии» были кратко сформулированы основные идеологические установки «Аль-Уммы»: охрана независимости Судана и его территориальной целостности; защита свобод и основных прав населения Судана; установление и охрана демократической республиканской власти, стоящей на исламских принципах16.

Второе течение в СНСС, сильно активизировавшееся в этот период, исламо-фундаменталистское, было представлено различными группами исламистской направленности, объединившимися 11 мая 1985 г. в Национальный исламский фронт (НИФ) («Аль-Джабха аль-исламийя аль-каумийя») во главе с Хасаном ат-Тураби. В учредительном съезде НИФ приняло участие около трех тысяч делегатов17.

Согласно оценке египетского журналиста Мохаммеда аль-Хашими, НИФ представлял собой не что иное, как «новую коалицию между исламским движением и различным числом племенных и народных деятелей, которые обязались защищать и сохранять достижения движения против кампании секуляристских политических партий и властных группировок по полному искоренению исламского наследства режима Нимейри»18.

Своей основной целью НИФ считал построение в Судане истинно исламского государства, где мерилом всех ценностей выступали бы Священный Коран и Сунна, а общественные отношения регулировались бы посредством применения норм шариата.

Третье течение представляли партии коммунистического и социалистического толка, в первую очередь Суданская коммунистическая партия, Коммунистическая партия - революционное командование, Социалистическая национальная партия. Все эти организации были крайне ослаблены террором со стороны прежнего режима и не могли составить серьезной конкуренции таким партиям и движениям, как «Аль-Умма», ЮДП и НИФ.

Наконец, четвертая группа партий и движений представляла на суданской политической сцене интересы различных групп населения южных районов страны.

К этой группе можно отнести такие партии и движения, как Политическая ассоциация Южного Судана, Союз племени динка, Судано-африканский народный конгресс, Суданский африканский конгресс и др. Все они в силу особых причин, связанных с фактическим делением страны на две части - Север и Юг, не обладали значительным политическим весом и влиянием в общесуданском масштабе.

Самая влиятельная организация южан - Суданское народно-освободительное движение (СНОД) - вообще отказалась от участия в выборах. Ее руководитель Джон Гаранг де Мабиор полагал, что результаты выборов, назначенных на апрель 1986 г., будут заведомо не в пользу народов Юга. Гаранг предлагал иной способ избрания настоящего национального правительства и законного коллективного органа по руководству суданской республикой, а именно избрать эти органы на заседаниях национальной конституционной конференции с участием всех политических партий19.

Всеобщие выборы 1-12 апреля 1986 г. характеризовались высоким порогом явки населения на избирательные участки. В них приняло участие в целом 5 978 000 (около 68%) из зарегистрированных 8,8 млн избирателей (мужчин и женщин старше 18 лет). По их итогам больше всех мест в парламенте страны получила партия «Аль-Умма», возглавляемая Садыком аль-Махди, - 100 депутатских мандатов, второе место заняла Юнионистская демократическая партия - 63 мандата, на третье место вырвался Национальный исламский фронт с 51 мандатом. Всего было избрано 264 депутата20.

Выборы поставили партии-победительницы в сложное положение. Им предстояло в самое ближайшее время приступить к трудной и тяжелой работе по выведению национальной экономики из острейшего кризиса, в который она была погружена все эти годы. Наглядной иллюстрацией тяжелейшего положения суданской экономики в этот период служат следующие цифры: если в 1986 г. уровень инфляции составлял 40%, то к 1988 г. он вырос до 90%, также увеличился и дефицит платежного баланса - с 357 млн долл. в 1987 г. до 1379 млн долл. в 1988 финансовом году21. Страна не имела золотого запаса.

Однако кроме проблем чисто экономического характера, были еще и проблемы, напрямую связанные с тогдашними сложными политическими реалиями.

Главная среди них - формирование дееспособного кабинета министров, готового как можно быстрее приступить к решению комплекса сложнейших социально-экономических и политических проблем. Речь идет о ликвидации безработицы во всех ее формах, нищенского существования большой массы населения, снижении

темпов инфляции, выплате громадного внешнего долга (в сентябре 1982 г. он был равен 7,8 млрд долл. и продолжал расти22), решении проблема Юга и многих других.

Обязанности по решению этих задач были возложены на Сады-ка аль-Махди, старейшего суданского политика, лидера влиятельной партии «Аль-Умма».

Однако время показало, что преодолеть данные трудности оказалось не по силам даже шести коалиционным кабинетам аль-Махди. В стране продолжала идти малоуспешная война правительственных войск со СНОД/СНОА (суданская народно-освободительная армия)23, требовавшая на свои нужды до 1 млн долл. в день24. Судан подвергся разрушительным ударам стихий (страшная засуха 1985-1986 гг., затронувшая центральные, западные и восточные районы страны, засуха, наводнение, налет саранчи в 1987-1988 гг.).

Прервать этот цикл неудач и вывести страну на путь устойчивого развития взялся новый «Геракл» суданской политики — бригадный генерал Омар аль-Башир, устроивший 30 июня 1989 г. бескровный государственный переворот, вошедший в историю страны под названием «революция национального спасения» («саура аль-инкази аль-каумий»).

Комментируя произошедший переворот, аль-Башир заявил: «Демократия, которая не может прокормить свой народ, недостойна того, чтобы продолжать свое существование»25.

Для управления страной был создан Совет командования революцией национального спасения (СКРНС) из 15 человек во главе с самим аль-Баширом, его заместителем был назначен бригадный генерал Зубейр Мухаммед Салех26.

В соответствии с изданными им указами СКРНС получал воистину неограниченные прерогативы в области законодательной и исполнительной власти, в частности право на формирование подотчетного ему правительства, определение круга его полномочий, утверждение государственного бюджета. Первый состав нового кабинета министров, подконтрольного СКРНС, сформированный 9 июля 1989 г., включал 21 человека. При этом председатель СКРНС занимал одновременно и должности премьер-министра и министра обороны.

Следуя обычной традиции военных переворотов, хунта наложила запрет на деятельность суданских политических партий и организаций и отправила в тюрьму многих видных политических деятелей страны, включая лидера НИФ Хасана ат-Тураби. Было приостановлено действие Временной конституции 1985 г.

Приступая к формированию нового правительства, призванного в который раз спасти отечество, суданские генералы решили

опереться на исламистов. Приняв такое решение, аль-Башир выпускает из тюрьмы ат-Тураби и вводит в состав нового кабинета министров, являвшихся членами НИФ.

Впрочем, как считает российский ученый С.Э. Бабкин, ат-Тураби мог и не быть арестован военными и, возможно, даже непосредственно дирижировал переворотом27. По мнению другого российского исследователя К.И. Полякова «в новом правительстве из 13 вошедших в него гражданских деятелей с Севера только двое не являлись членами "Братьев-мусульман"»28.

Такие действия военных можно объяснить следующими причинами.

Во-первых, исламисты начиная с 1978 г., когда Нимейри стал проводить политику «национального примирения», пользуясь благосклонностью властей, стали проникать в аппарат армии, полиции, службы государственной безопасности, распространяя там свое влияние. Более того, по информации ряда западных обозревателей сам аль-Башир был в свое время функционером военной организации НИФ29.

Во-вторых, военным не могла не импонировать жесткая, основанная на военной дисциплине структура Национального исламского фронта, располагавшего сотнями вооруженных сторонников, организованных в отряды. Кроме того, в условиях, когда далеко не все в армии и полиции разделяли новый курс, необходимо было иметь под рукой надежные военизированные резервы для предотвращения возможных попыток насильственной смены власти. Отряды НИФ как нельзя лучше подходили на роль этих самых резервов. Численность милиции Фронта составляла 80 тыс. человек, то есть достигала 2/3 численности суданских вооруженных сил (120 тыс. человек)30.

В-третьих, опираясь на исламистов, военные тем самым хотели уйти из-под влияния, пусть и ослабленного, традиционных политических партий, а в особенности стоявших за их спинами орденов «Аль-Ансар» и «Аль-Хатмийя». Это было связано с тем, что последние стали полюсом, вокруг которого объединилась оппозиция правящему режиму.

В-четвертых, не стоит сбрасывать со счетов то обстоятельство, что, рядясь в одежды правоверных мусульман, военные рассчитывали на поддержку своих действий, в том числе и путем валютных кредитов, со стороны консервативных арабских режимов, таких как Саудовская Аравия и др. Это предположение выглядит вполне логично, учитывая крайне сложную экономическую ситуацию в Судане.

Исламисты же, входя в правительство, рассчитывали постепенно упрочить там свое влияние, взять под надежный контроль весь

суданский силовой блок и, используя все это, превратить Судан в образцовое исламское государство (даже более исламское, чем Иран31).

По мнению С.Э. Бабкина, в сформированном суданском кабинете министров проводниками политики ат-Тураби выступали следующие видные государственные деятели страны:

1) Али Осман Мухаммед Таха - родился в 1947 г., по образованию юрист, окончил факультет права и юриспруденции Хартумского университета. Он по рангу второе лицо в НИФ, где возглавляет аппарат Фронта, а также молодежное крыло, гораздо более радикальное, чем крыло «ветеранов» НИФ, возглавляемое самим ат-Тураби. Мухаммед Таха считается третьим лицом в стране и возможным преемником ат-Тураби;

2) Авад Ахмад аль-Джаз;

3) Махди Ибрагим Мухаммед32.

Одним из первых мероприятий нового руководства страны явилось введение в июле 1989 г. на всей территории Судана закона о специальных судах. В соответствии с ним были созданы суды безопасности в составе коллегии из трех судей, преимущественно армейских офицеров, хотя иногда в эту коллегию включались и гражданские юристы. Суды безопасности должны были расследовать дела, связанные с преступлениями в сфере экономической и политической безопасности Судана, нарушениями законов военного положения и случаями коррупции в административных и финансовых областях.

В том же 1989 г. был разработан и введен в действие закон о национальной обороне, согласно которому молодежь, в том числе и студенты, должна была обязательно проходить военную службу. Ключевым элементом военной подготовки новобранцев являлась идеологическая обработка солдат и офицеров, основанная на преподавании основ исламского учения.

В декабре 1990 г. власти объявили о курсе на планомерную и всестороннюю исламизацию политической системы, государственного аппарата, судебной системы, общественных отношений, выражающуюся, в частности, в установлении полного господства шариата в Судане. Его содержание было отражено в принятой СКРНС в январе 1991 г. «Программе введения шариата». Согласно ей, государство рассматривалось как мусульманская община, а шариат - как ее единый закон. Сохранение приоритета государственных интересов связывалось с идеей недопущения раскола «уммы» - мусульманской общины33.

В основе концепции «исламской республики Судан», к построению которой так стремились активисты НИФ, по мнению Хасана

ат-Тураби лежат следующие принципы: «риба» (запрет на ростовщический процент), «закят» (добровольное пожертвование) и «шура» (совет). Через реализацию запрета на ростовщический процент достигается исламизация банковской сферы, в результате которой все вкладчики банков в равной мере разделяют успех или неудачу своего банка. «Закят» же как добровольный налог-пожертвование, призванный помочь бедным, материально неблагополучным людям, позволяет смягчить острое социальное неравенство. «Шура» представляет собой систему, охватывающую всю пирамиду власти: от кварталов, деревень до общенационального парламента и президента. Выборы главы государства должны были проходить на альтернативной основе34.

Согласно ат-Тураби, исламское государство «подчиняется высшим нормам шариата, представляющего волю Аллаха... халиф же или любой другой носитель политической власти подчиняется шариату и воле избравших его людей». Более того, лидер НИФ считал, что «современное исламское правительство может, исходя из шариата, вводить нормы права и проводить политику, основанную на шариате». Также ат-Тураби полагал, что «мусульманское государство сегодня может определить свою систему публичного права и экономики, исходя из шариата и иджмы».

Характеризуя роль законодательства, основанного на шариате, ат-Тураби утверждал, что «высшая общая цель религиозной жизни объединяет частную и публичную сферы; шариат является арбитром между общественным порядком и индивидуальной свободой». Для главы суданских исламистов был принципиально важен тот момент, что «какую бы форму ни принимала исполнительная власть, ее глава всегда должен подчиняться шариату и сформулированной на его основании иджме». Исходя из этого, доказывал ат-Тураби, «можно будет принять любую форму или процедуру организации общественной жизни, которая будет направлена на служение Аллаху и целям исламского государства, если только она непосредственно не отвергается шариатом»35.

В феврале 1991 г. глава страны аль-Башир подписал указ о постепенном введении на всей территории Судана уголовного законодательства, основанного на нормах шариата. СКРНС под давлением и при поддержке исламистов активно стал насаждать в рамках страны предписания шариата.

Исламизация проводилась в строгом соответствии с иранским образцом. Преследованиям подвергались не только инакомыслящие, но и практически все образованные люди.

Были закрыты все суданские газеты, другие же средства массовой информации были взяты под жесткий контроль. Новые власти

страны высказались за проведение политики жесткой экономии (что в принципе является стандартной моделью поведения практически всех военных режимов на раннем этапе их существования).

Было принято решение о сокращении на 20% всех правительственных расходов, кроме военных36. Отменялись субсидированные цены на нефтепродукты и некоторые импортируемые товары. Значительным сокращениям из-за проверок на лояльность подвергся аппарат государственных учреждений и предприятий (с 1989 по 1994 г. было уволено 73 тыс. человек37), что привело к росту безработицы, в том числе и среди квалифицированных специалистов.

В этот период исламисты стремились к максимальному сосредоточению власти в своих руках. Их цель - отвести армии роль послушного инструмента для претворения программных установок НИФ во все сферы жизни суданского общества. Вооруженные силы, по задумке идеологов Фронта, должны стать наглядным примером исламской морали и образа жизни для всех остальных суданцев.

О влиянии ат-Тураби на военную хунту говорит тот факт, что под его давлением трое из двенадцати членов Совета командования революцией национального спасения, несогласных с политикой исламистов, подали в отставку38. Вот как бывший президент Судана Нимейри охарактеризовал сложившуюся ситуацию: «Аль-Башир делает то, что говорит ат-Тураби»39.

Следующим шагом НИФ на пути установления полного контроля над внутренней и внешней политикой страны явилась фактическая инициация роспуска СКРНС. Это подтверждается тем, что именно Хасан ат-Тураби объявил в начале 1993 г. о предстоящем роспуске Совета. 16 октября 1993 г. СКРНС принял решение о назначении Омара аль-Башира президентом Судана и о своем самороспуске.

В феврале 1994 г. руководство страны приступило к осуществлению масштабной административной реформы по изменению территориально-административного устройства страны40. С этого момента Судан превратился в федерацию в составе 26 провинций (вилайетов). Во главе каждого вилайета стоял назначаемый правителем губернатор (вали). Органы законодательной и исполнительной власти на местах получили широкие полномочия. Была выстроена стройная система управления страной: первый уровень - федеральное правительство, второй уровень - правительство штатов, третий уровень - провинциальные власти, четвертый -местные советы (в юрисдикции штатов).

В соответствии с проводимой реформой в круг полномочий федеральных властей вошли национальная оборона и безопасность,

международные отношения, судопроизводство, генеральная прокуратура и адвокатура, вопросы гражданства и миграции, валютно-финансовая политика, внешняя торговля. За образованными штатами были закреплены контроль за внутренним управлением, взиманием налогов, местным здравоохранением и образованием41.

В целом реформа была завершена к лету того же года. Вместе с тем образованная федерация носила скорее не реальный, а номинальный характер, поскольку президентский указ об изменении формы государственного устройства не предусматривал сколько-нибудь значительного перераспределения полномочий между центральным правительством и органами власти субъектов суданской федерации.

Одним из серьезных препятствий на пути построения «исламской республики Судан» явился рост числа безграмотных, количество которых от общего числа населения к 1990 г. составило 72,9%42. В этих условиях стала отчетливо прослеживаться тенденция возврата к уже пройденным в ходе развития человечества общинным формам сознания. Особенно плохо обстояли дела на Юге, где из-за военного положения фактически была прекращена деятельность миссионерских школ, единственных в этом регионе организаций, предоставлявших бесплатные образовательные услуги.

Неотложных мер требовала от правительства и экономика страны: в 1990 г. рост инфляции составил 44,6%, достигнув 121,9% к 1991 г., уровень безработицы в 1992 г. составил 30%43.

Стремясь стабилизировать экономическую ситуацию в стране, власти во главе с Омаром аль-Баширом объявили о денежной реформе, предусматривавшей замену банкнот достоинством 5 суданских фунтов и выше на новые банкноты и направленной, согласно замыслу руководства страны, на обуздание инфляции, снижение рыночных цен и возвращение в банковский оборот денег, находящихся вне контроля государства.

Новая денежная единица - динар - была введена в обращение 18 мая 1992 г. Ее введение, по заявлению управляющего Банком Судана Сейида Ахмед аш-Шейха, предвещало курс на «исламиза-цию» экономики. Суданский фунт подлежал постепенному изъятию из обращения44, что и произошло через некоторое время.

Следующей важной вехой в истории Судана явились парламентские и президентские выборы, одновременно проведенные в марте 1996 г.

Подготовка к выборам и сами выборы проходили в крайне сложных условиях. Они не проводились на Юге из-за идущей там войны. Их полностью бойкотировала оппозиция как по чисто

юридическим причинам (партийная деятельность все еще оставалась под запретом), так и по политическим (им все равно бы не дали победить). Еще одним осложняющим фактором явилась безграмотность подавляющего числа избирателей, особенно в сельских районах. Это обстоятельство предоставляло властям широкое поле для фальсификаций результатов выборов. Для дополнительной страховки на случай прохода в парламент «нежелательных» кандидатов руководство страны принимает решение о том, что 125 депутатов Национальной ассамблеи должны были быть назначены Переходной национальной ассамблеей из числа своих членов. На сам президентский пост претендовало 40 кандидатов, что должно было убедить западные страны в альтернативности и демократичности выборов. Избирательный процесс и процедура подведения его итогов заняли две недели - с 6 по 17 марта 1996 г., в выборах приняло участие 5,5 млн суданцев из 10 млн имеющих право голоса.

Результаты выборов были легко предсказуемы: президентом страны был избран герой «революции национального спасения» Омар аль-Башир, он получил 75,5% голосов суданских избирате-лей45. В парламенте страны подавляющее число мест получили представители НИФ, а их бессменный руководитель ат-Тураби занял пост председателя Национальной ассамблеи, третий по важности в стране.

Закрепить сложившееся после выборов 1996 г. положение было поручено новой общественно-политической организации, призванной играть роль правящей партии в стране. Такой организацией стал Национальный конгресс Судана (НКС), в рамках которого объединились две ведущие на тот момент политические силы: военные и исламисты. Его руководителями стали соответственно Омар аль-Башир (председатель) и Хасан ат-Тураби (генеральный секретарь).

Спустя два года после национальных выборов страна наконец-таки получила свой новый основной закон, четвертый по счету (временная 1955 г., постоянная 1973 г., временная 1985 г. конституции). Проект конституции был одобрен Национальной ассамблеей в апреле 1998 г. и введен в действие 1 июля, после одобрения ее на референдуме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно Конституции Судан - президентская республика, правда, суверенитет в ней делегирован народу Богом (ст. 4 «Верховная власть и суверенитет»). Зато вся высшая власть в стране принадлежит президенту, избираемому на пятилетний срок, он является главнокомандующим вооруженных сил, полиции и других регулярных частей.

Также глава государства формирует кабинет министров, который же и возглавляет (ст. 41, 42, 47). Кроме этого, в ст. 6 «Нацио-

нальное единство» содержится указание на недопустимость существования партий на религиозной основе. Подобная формулировка дала властям возможность репрессировать в случае необходимости политические организации суданских исламистов. Был узаконен запрет на алкоголь (ст. 16 «Общественные мораль и единство»).

Ислам признан основополагающей религией Судана, чьи принципы должны защищаться всеми людьми и «отражаться в их повседневной жизни, законах, политике и официальной работе или обязанностях в области политической, экономической, социальной и культурной деятельности» (ст. 18 «Религия»). Вместе с тем признавалась свобода вероисповедания (ст. 24 «Право на религию и совесть»). Также был узаконен закят - традиционный в мусульманских странах денежный сбор в пользу бедных и неимущих (ст. 10 «Закят и другие финансовые обязательства»).

Было провозглашено право на создание политических организаций (ст. 26 «Свобода объединений и организаций (ассоциаций)»). При выборах в Национальную ассамблею (парламент) сохранялась действующая до этого схема: 75% депутатов избираются по обычным округам, остальные 25% по специальным -женским, научным и профессиональным, национальным куриям (ст. 67 «Национальная ассамблея»). Источниками законодательства являются шариат, выраженное на референдуме мнение граждан, конституция и племенное право (урф) (ст. 65 «Источники законо-дательства»)46.

Принятие новой суданской Конституции (СК) положило начало масштабным изменениям политического ландшафта в Судане. Одной из наиболее значимых перемен явилось принятие вслед за СК «Акта о политических партиях» 1998 г., вступившего в силу с 1 января 1999 г.

Согласно ему термин «организация» трактовался как соединение людей, основанное на добровольном членстве, выступивших вместе с целью политического выражения и участия в выборах публичной власти в соответствии с законом («Объяснение»).

Любая форма политической организации ограничена рамками свободы, шуры (принцип «согласия, совещательности») и демократии. Запрещено принуждать к вступлению, подкупать, соблазнять деньгами для поддержки или ограничивать в правах. Недопустима дискриминация по цвету кожи, происхождению, социальному статусу, влиянию, полу, престижу или лояльности (ст. 3.1, гл. 2).

В своей деятельности партии не должны выходить за рамки Конституции и законов, применять недозволенные действующим законодательством методы и меры, в том числе использовать для достижения политической победы силу, насилие и агрессию (ст. 3.2, 3.3, гл. 2).

В случае если лидер какой-либо партии был обвинен в измене родине, в использование силовых методов в политической борьбе, а также был судим за преступление, опорочившее чью-либо честь, то он в течение семилетнего срока с момента обвинения не может быть членом политической партии и занимать государственные посты.

В законе было также четко оговорено, что финансирование политической организации может осуществляться из любого законного источника на территории Судана47.

Президент республики с согласия Национальной ассамблеи назначает ответственного за регистрацию политических партий чиновника, который при вступлении в должность приносит клятву (гл. 4 «Регистрация»). Срок его полномочий - 7 лет48.

В течение 1999 г., опираясь на «Акт о политических партиях» 1998 г., прошли регистрацию и получили разрешение на легальную деятельность 17 партий. Среди них можно обнаружить как традиционные суданские партии («Аль-Умма», ЮДП), так и вновь образованные (Партия исламской общины, Партия свободных демократов, Организация народных конгрессов, Народный союз рабочих сил и др.)49. В стране стала возрождаться запрещенная с 1989 г. многопартийная система.

Однако реальные властные полномочия вплоть до 2005 г. принадлежали лишь одной суданской партии - Национальному конгрессу Судана. НКС формально возник в октябре 1999 г., а фактически действует с 1996 г. Правда, есть версия, что идея создания Конгресса и основные элементы его структуры зародились еще в первые годы «революции национального спасения» - в 1991 г.50

До конца 1999 г. НКС являлся организационной формой объединения суданских исламистов и военных. Однако Хасан ат-Тураби стремился фактически подчинить себе президентскую команду во главе с Омаром аль-Баширом.

Контролируемый исламистами Национальный конгресс не только проголосовал в парламенте в первом чтении за пакет поправок к Конституции (введение поста премьер-министра и прямых выборов губернаторов штатов вместо назначения их президентом), но и обязал ключевых членов кабинета министров, являвшихся также членами НКС, регулярно отчитываться о проделанной работе перед руководством партии.

Кроме того, сторонниками ат-Тураби были урезаны реальные полномочия председателя партии (эту должность до сих пор занимает аль-Башир) по контролю за исполнительными органами Конгресса, что превратило этот пост в чисто номинальную должность.

Ответный ход военных показал, что их лидер Омар аль-Башир не только не утратил хватку бравого десантника, но и добавил к ней

искусство блестящего политического маневрирования. Президент Судана Омар аль-Башир издал 12 декабря 1999 г. указы о досрочном прекращении полномочий Национальной ассамблеи и о введении в стране чрезвычайного положения сроком на три месяца.

Примечательно, что эти события произошли всего за два дня до намеченного в парламенте голосования по пакету конституционных поправок, превращавших аль-Башира в чисто номинального главу государства.

Официальными властями страны было также заявлено о приостановке действия ряда статей Конституции, а также о том, что дата проведения новых парламентских выборов будет объявлена позже. Уже на следующий день на улицах суданских городов появились военные патрули, войска заняли стратегически важные объекты в столице страны и полностью заблокировали здание парламента. Последнее было необходимо для того, чтобы туда не смогли прорваться депутаты во главе со своим спикером Хасаном ат-Тураби.

Четкие действия военных захватили руководство НИФ врасплох, оно явно оказалось неготовым к подобному варианту развития событий. Отчасти это и послужило причиной роковой ошибки, допущенной ат-Тураби и его сторонниками. Вместо того чтобы созвать экстренное заседание Национальной ассамблеи в любом удобном для этого месте, лидер суданских исламистов просто выступил с заявлением о произошедшем в стране военном перевороте.

Он, в частности, заявил, что глава государства аль-Башир своими действиями «подрывает свободу и политическую систему Судана», и призвал сторонников Национального фронта к сопро-тивлению51. Однако этот призыв был услышан далеко не всеми возможными сторонниками Фронта.

Распустив контролируемый турабистами парламент, президент и его окружение сделали все возможное, чтобы сохранить правящий военно-исламистский альянс.

Данный момент и привел к весьма половинчатым решениям на прошедшем 24 января 2000 г. пленуме Консультативного совета НКС. С одной стороны, следуя логике развития событий, пленум постановил предоставить председателю НКС Омару аль-Баширу права на осуществление контроля за проведением общей политической линии Конгресса, координацию взаимодействия между структурами НКС и государственными учреждениями, возглавив для этого комитет по выборам и контролю НКС.

Но с другой стороны, тот же самый пленум подтвердил, что генеральный секретарь НКС Хасан ат-Тураби по-прежнему имеет право официально представлять Конгресс и делать официальные заявления от его имени. Генсеку также вменяется в обязанности ру-

ководство идейной и пропагандистской деятельностью и работа с массами. Он сохраняет за собой контроль над работой комитета руководства и обеспечением координации между различными органами партии. Также за ним оставлены ревизионные функции в сфере административных и финансовых дел партии.

Эта двойственность ситуации, когда президентский лагерь вроде бы одержал крупную победу над сторонниками Национального исламского фронта, но в то же время сохранил за ними немало постов в НКС, приведет к тому, что конфликт между военными и исламистами просто перейдет на другой уровень.

Но ат-Тураби и его единомышленники не собирались становиться просто «слепыми» проводниками политической воли военных и вновь стали подбирать НКС под себя.

Ответ президента был асимметричен: в феврале 2000 г. была закрыта хартумская штаб-квартира ИАНК, а уже в мае того же года ат-Тураби был уволен с поста генерального секретаря НКС. Лидер исламистов, восприняв такое решение президента как личное оскорбление, пообещал исключить самого аль-Башира из рядов НКС. Реакция властей на это заявление также была жесткой и незамедлительной: в стране были тут же закрыты исламистские издания, включая «Раи аш-шааб» - главный печатный орган суданских исламистов.

Оставшись без партии, ат-Тураби в июне 2000 г. создает новую политическую организацию, но с прежними целями и задачами -Национальный народный конгресс (ННК). В нее вошли НИФ и поддерживающие его политические группировки.

Несмотря на бурные отношения между бывшими союзниками - военными и исламистами во главе с ат-Тураби, главной заботой правительства аль-Башира было урегулирование проблемы Юга, по поводу которой египетский журналист написал, что «проблема Юга - кладбище суданских правительств»52.

Именно поэтому основной вектор политических усилий официального Хартума был направлен на поиск решения этой застарелой проблемы. С 2002 г. начались активные переговоры со СНОД/СНОА, завершившиеся в начале 2005 г.

В кенийской столице Найроби на национальном стадионе «Ньюайю» 9 января 2005 г. было подписано Comprehensive Peace Agreement (CPA) между правительством Судана и СНОД/СНОА.

В развитие достигнутого успеха суданское правительство 23 апреля 2005 г. образовало Комитет по разработке конституции переходного периода, куда вошли 60 человек: представители СНОД/СНОА, Африканского союза, ЛАГ, суданских «Братьев-мусульман» и Национального народного конгресса ат-Тураби53.

Несмотря на все сложности, члены Конституционного комитета справились с поставленными перед ними задачами достаточно быстро и успешно. Уже к июлю проект Временной конституции Республики Судан был готов.

Наконец, 9 июля 2005 г. состоялись подписание суданским президентом аль-Баширом текста новой Временной конституции и инаугурация Джона Гаранга де Мабиора, военного и политического вождя южносуданцев, на должность первого вице-президента страны. Впервые за более чем полувековую историю независимого Судана неараб и даже немусульманин занял второй по значению государственный пост.

В соответствии с утвержденным текстом новой Временной конституции Республика Судан объявлялась «суверенным, демократическим, децентрализованным, поликультурным, полирасовым, полиэтническим, поликонфессиональным и многоязыковым государством» (гл. 1, ст. 1). Признавалось, что «суверенитет нации доверен людям и осуществляется в соответствии с положениями этой Конституции и законом, без ущерба для автономии Южного Судана и штатов»54.

Фундаментальными основами очередной (пятой по счету) суданской Конституции 2005 г. стали следующие принципы:

«1. Единство Судана должно основываться на свободной воле его людей, правлении закона, демократической власти, ответственности, равенстве, уважении и справедливости для всех граждан;

2. Религия, верования, обычаи и традиции являются источником моральной силы и вдохновения для суданцев;

3. Культурное и социальное разнообразие суданцев - основа национального единства и не может использоваться для разъединения;

4. Власть и силы правительства исходят из суверенной воли людей, осуществляемой ими на свободных, прямых и периодических выборах, проводимых через всеобщее избирательное право тайного голосования для совершеннолетних» (гл. 1, ст. 4)55.

Источниками национального законодательства на всей территории Судана, за исключением Юга, оставались шариат и референдум. На Юге же к таким источникам были отнесены референдум, ценности, обычаи, традиции и религиозные верования южносудан-цев (гл. 1, ст. 5)56.

Как и следовало ожидать в свете подписания CPA, наибольшие изменения по сравнению с предыдущей Конституцией 1998 г. коснулись четвертой главы первой части («Децентрализованная система управления») и главы второй части третьей («Институт президентства»).

Согласно ст. 24 гл. 4 ч. 157 Судан провозглашался децентрализованным государством, имеющим четыре уровня управления:

1. Национальное правительство;

2. Правительство Южного Судана;

3. Правительства штатов;

4. Местные правительства.

Статья 63 (п. 1) гл. 2 ч. 3 вводила должность первого вице-президента. Первый вице-президент может исполнять обязанности президента в случае отсутствия последнего, обязан участвовать в работе правительства, Национального совета безопасности, Президентского совета, членом которых он является58.

Глава 3 ч. 3 «Временные положения для института президентства» особо оговаривала, что в настоящий момент должность первого вице-президента должен занимать председатель СНОД или его преемник. Также первый вице-президент является и президентом правительства Южного Судана, оставаясь при этом главнокомандующим СНОА59.

В гл. 5 ч. 3 («Правительство национального единства») и гл. 2 ч. 4 («Временные положения для Национального законодательного собрания») были зафиксированы квоты для различных политических сил Судана:

1. НКС должен быть представлен в органах исполнительной и законодательной власти 52% от общего числа членов указанных структур (49% - северяне, 3% - южане);

2. СНОД - 28% (21% - южане, 7% - северяне);

3. Остальные политические силы Севера - 14%;

4. Остальные политические силы Юга - 6%60.

В то же время необходимо отметить, что вышеуказанная система квот на места в правительстве и парламенте противоречит ряду других статей Временной конституции (ст. 4, 41)61.

Решение проблемы Юга и принятие новой Конституции, закрепляющей это решение, стало, бесспорно, крупным успехом суданских властей. Однако эффект от этой политической победы оказался во многом нивелирован кровавым конфликтом в Дарфу-ре и сложными отношениями новых партнеров по правящий коалиции - НКС и СНОД.

Вооруженный кризис на Западе Судана длится с февраля 2003 г. и унес десятки тысяч человеческих жизней, однако до его прекращения по-прежнему далеко, даже невзирая на развертывание в Дарфуре смешанной операции Африканского союза / Организации Объединенных Наций (ЮНАМИД).

Камнем преткновений в отношениях между НКС и СНОД является богатая нефтью провинция Абъей, которую Юг и Север стремятся включить в свои административные границы.

Возвращаясь теперь к вопросу, поставленному нами в начале статьи, следует констатировать, что, несмотря на завидные темпы экономического роста (за три последних года ВВП суданской экономики благодаря нефтедобыче вырос почти втрое: с 29,6 млрд долл. в 2005 г. до 46,2 млрд долл. в 2007 г.62), Судан по-прежнему остается отсталой страной. На большой части территории отсутствуют электричество, водопровод и нормальное медицинское обслуживание. Львиная доля доходов, выручаемых от продажи углеводородного сырья, тратится на содержание и перевооружение силовых структур страны, в то время как сотни тысяч дарфурцев живы лишь благодаря активности сотрудников Продовольственной программы ООН и других международных гуманитарных организаций, которые с огромным риском для жизни своего персонала поставляют товары первой необходимости, и в первую очередь продукты питания, в этот регион.

Республика Судан сейчас, безусловно, уже далеко не та, что была 23 года назад, но ей пока так и не удалось построить прочную и стабильную общественно-экономическую систему. Если раньше, в конце 1980-х гг., суданцы жаловались на нехватку денег для «счастливой жизни», то теперь между Югом и Севером вновь может начаться война, нацеленная на передел нефтяных месторождений и гигантских доходов от них.

Однако если Хартуму удастся решить вопрос с провинцией Абъей во взаимоприемлемом для южан и северян ключе, урегулировать ситуацию в Дарфуре, то в этом случае можно утверждать, что те два с небольшим десятилетия, отделяющие нас от весны 1985 г., прошли для Судана и суданцев недаром.

Примечания

1 Кепель Ж. Джихад: экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир, 2004; BurrJ.M., Collins R.O. Revolutionary Sudan: Hasan al-Turabi and Islamist State. 1989-2000 // Social, economic and political studies of the Middle East and Asia. Vol. 90. Brill; Leiden; Boston, 2003.

2 В частности, об этом в своей работе пишет Т.А. Узденов, см.: Узденов Т.А. Политическая идеология и практика исламского фундаментализма (на примере современного Судана): Дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2001. С. 145.

3 Его также причисляют к видным сторонникам суданских «Братьев-мусульман».

4 Судан (Республика Судан) // Политические партии современной Африки: Справочник. М., 1998. С. 162.

5 Агарышев А. От отчаяния к надежде // Новое время. 1985. № 47. С. 15.

Гусаров В.И. Власть и армия в независимом Судане: взаимодействие и противоречия // Армия и власть на Ближнем Востоке. М., 2002. С. 205-206. Судан: Справочник. М., 2000. С. 103.

8 По данным, приводимым другими отечественными исследователями, Временная конституция Судана была принята ПВС в ноябре 1985 г., см.: Новейшая история арабских стран Африки. 1917-1987. М., 1990. С. 143; Поляков КИИ. История Судана. ХХ в. М., 2005. С. 313.

9 Эльдин Д., Хамед Х. Конституционное развитие Республики Судан (исторический и правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 107.

10 Там же. С. 102.

11 В современной отечественной историографии до сих пор нет устоявшегося названия этого высшего органа управления Судана в 1986-1989 гг. Одни исследователи предлагают переводить его название на русский язык как «Верховный государственный совет» (см.: Судан: Справочник. С. 106). Другие считают, что более правильно будет его именовать «Верховный совет Судана», отталкиваясь от английского названия указанной структуры Supreme Council of Sudan (см.: История Судана в новое и новейшее время. М., 1992. С. 189; Поляков К.И. Указ. соч. С. 459).

12 Эльдин Д., Хамед Х. Указ. соч. С. 102-104.

13 Там же. С. 103.

14 Там же. С. 104-105.

15 Аль-Баяну ат-таасисий ли хизби аль-умма (Учредительная декларация партии Умма) [Электронный ресурс] // Sudan Umma Party. URL: http://www.umma.org.

16 Дустур хизби аль-умма аль-муджаз фи 26 фибрааир 1986 милядий (Устав партии Умма, зарегистрированный 26 февраля 1986 г. по христианскому летоисчислению) [Электронный ресурс] // Sudan Umma Party. URL: http://www. umma.org.

17 Комар В.И. Эволюция политических систем в некоторых странах Африки: исламизм, оппозиция и традиции (80-90-е годы). М., 1995. С. 78.

18 Elhachmi H.M. The Making of Islamic Political Leader: Conversations with Hasan al-Turabi. Oxford, 1998. P. 9.

19 История Судана в новое и новейшее время. С. 190.

20 Salih K.O. The Sudan 1985-1989: the Failing Democracy // Sudan after Nimeiri. London, New York, 1991. P. 49, 79.

21 Судан (Республика Судан) // Ежегодник Большой советской энциклопедии 1987. Вып. 31. М., 1987. С. 338; Судан (Республика Судан) // Ежегодник Большой советской энциклопедии 1989. Вып. 33. М., 1989. С. 361.

22 Судан: Справочник. С. 217.

23 СНОА к маю 1989 г. захватила свыше 80% территории южных провинций (Новейшая история стран Азии и Африки. Ч. 3. 1945-2000. М., 2001. С. 184).

24 Левин О.В. Период независимости. Политическое развитие // История Судана в новое и новейшее время. С. 187.

25 Цит. по: Судан: Справочник. С. 109.

26 Library of Congress: Who's who in the Arab World 1995-1996. 12th ed. München; L.; P., 1995. P. 822.

27 Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 2000. С. 223.

28 Поляков К.И. Исламский фундаментализм в Судане. М., 2000. С. 75.

29 Бабкин С.Э. Движение политического ислама в Северной Африке. С. 223.

30 Гусаров В.И. Указ. соч. С. 208.

31 См. интервью с Хасаном ат-Тураби: Ислам и время // Азия и Африка сегодня. 1994. № 11. С. 33. Сравнивая Судан с Ираном, ат-Тураби говорит: «Судан ныне - самое исламское государство в мире, более исламское, чем Иран. Почему? Потому, что, хотя в Иране и произошла исламская революция, но для того, чтобы она пустила свои корни в обществе, нужно время. В Судане же лозунги ислама стали воплощаться в жизнь с конца 1960-х гг., с приходом к власти Ни-мейри. Поначалу он сотрудничал с коммунистами, но затем разошелся с ними и обратился к принципам шариата».

32 Бабкин С.Э. Указ. соч. С. 224.

33 Мустафаев Рахман Сахиб оглы. Ислам и национализм в теории и практике государственного строительства (на примере Судана): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Баку, 1994. С. 11.

34 Хасан ат-Тураби. Указ. соч. С. 33.

35 Цит. по: Абдуллах Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации (гражданские свободы, права человека и международное право). М., 1999. С. 52-53.

36 Хасан Ибрагим Хасан. Гражданская война в Судане ( 1958-1999 гг.): Дип. раб. выпускника РУДН. М., 2003. С. 41-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37 Lado C. The Political Economy of Oil Discovery and Mining in the Sudan: Constraints and Prospects on Development. Bellville, 2000. P. 5.

38 Левин О. Форпост фундаментализма в Африке? // Азия и Африка сегодня. 1994. № 7. С. 20.

39 Цит. по: Бабкин С.Э. Указ. соч. С. 224.

40 По другим данным Судан получил федеративное устройство в 1992 г. См.: Country Presentation: 3-rd UN Conference on the Least Development Countries, Brussels, 14-20 May 2001. Geneva: UN, 2001.

41 Эльдин Д., Хамед Х. Указ. соч. С. 116.

42 Судан: Справочник. С. 139.

43 Annual Report 1999 the Central Bank of Sudan. Khartoum, 2000. P. 24.

44 Судан: Справочник. С. 178-179.

45 Судан // Страны Африки 2002. С. 191-192.

46 Constitution of the Republic of Sudan. Khartoum, 1998. P. 2-4, 6, 7, 9-10, 16, 19, 27, 28.

47 Указ. соч. С. 136-137.

48 Political Parties Act 1998. Khartoum, 1999. P. 1-3.

49 Поляков К.И. Указ. соч. С. 84.

50 Sorensen C.-J.L. The Islamic Movement in Sudan: External Relations and Internal Power Struggle After 1989 // Masters Thesis PSPA 399. A thesis submitted in par-

tial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts to the Department of Political Studies and Public Administration of the Faculty of Arts and Sciences at the American University ofBeirut. Beirut, 1990. P. 120-121.

51 ИТАР-ТАСС. 13-14.12. 1999.

52 Аль-Ахали. Аль-Кахира (Каир). 14.01.1987.

53 Agency France Presse. 23.04.2005.

54 The Draft Constitutional Text. Khartoum. 2005. P. 3. Данный проект суданской Конституции был утвержден без изменений, став основным законом для Судана на время переходного периода (2005-2011 гг.).

55 Ibid. P. 3-4.

56 Ibid. P. 4.

57 Ibid. P. 10.

58 Ibid. P. 24.

59 Ibid. P. 25.

60 Ibid. P. 30, 44-45.

61 Ibid. P. 3, 16.

62 Кудров Е.А. Основные итоги 2007 г. для экономики Судана [Электронный ресурс] // Сайт Института Ближнего Востока. [М., 2008]. URL: http://www. iimes.ru/rus/frame_stat.html (дата обращения: 23.10.08).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.