Научная статья на тему 'Строительство исламского государства в Судане: основные этапы и их результаты'

Строительство исламского государства в Судане: основные этапы и их результаты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
456
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРОНТ ИСЛАМСКОЙ ХАРТИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСЛАМСКИЙ ФРОНТ / ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА СУДАН / СОВЕТ КОМАНДОВАНИЯ РЕВОЛЮЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СПАСЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС СУДАНА / THE ISLAMIC CHARTER FRONT / THE NATIONAL ISLAMIC FRONT / THE ISLAMIC REPUBLIC OF SUDAN / THE REVOLUTIONARY COMMAND COUNCIL FOR NATIONAL SALVATION / THE NATIONAL CONGRESS OF SUDAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Серёгичев Сергей Юрьевич

Целью статьи является подробный анализ проблемы проектов и попыток создания в Судане государства, основой функционирования которого должна стать практика повсеместного применения норм Корана и шариата, заменяющих собою светское законодательство. Идея строительства подобного государства и общества является одной из центральных в современной суданской истории, так как она разделила Судан и суданцев на два непримиримых лагеря: Север, правящие круги которого хотели бы построить исламскую республику Судан, и Юг, мечтающий о секуляризированном, демократическом и децентрализованном государстве. Вокруг этой темы сложилось и до сих пор продолжает существовать немало мифов, развенчать которые отчасти и призвана данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islamic Republic of Sudan as one of version for the development of Sudanese society and state

The aim of the article is a detailed analysis of attempts to creation a state in the Sudan, the basis of the operation which should be the practice of universal application of the rules of the Koran and Sharia, replacing him secular law. The idea of building such a state and society as an alternative to the Westminster model of democracy and the socialist model of development is one of the central problems in modern Sudanese history. This problem divided the Sudan and the Sudanese into two irreconcilable camps: the North, the ruling circles that would like to build the Islamic Republic of Sudan, and South, dreaming of secularized, democratic and decentralized state. Around this theme happened and still continues to exist a lot of myths to debunk that partly intended to this article.

Текст научной работы на тему «Строительство исламского государства в Судане: основные этапы и их результаты»

1С.Ю. Серёгичев

СТРОИТЕЛЬСТВО ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА В СУДАНЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ

Целью статьи является подробный анализ проблемы проектов и попыток создания в Судане государства, основой функционирования которого должна стать практика повсеместного применения норм Корана и шариата, заменяющих собою светское законодательство. Идея строительства подобного государства и общества является одной из центральных в современной суданской истории, так как она разделила Судан и суданцев на два непримиримых лагеря: Север, правящие круги которого хотели бы построить исламскую республику Судан, и Юг, мечтающий о секуляризированном, демократическом и децентрализованном государстве. Вокруг этой темы сложилось и до сих пор продолжает существовать немало мифов, развенчать которые отчасти и призвана данная статья.

Ключевые слова: Фронт исламской хартии, Национальный исламский фронт, Исламская республика Судан, Совет командования революцией национального спасения, Национальный конгресс Судана.

На протяжении современной истории независимого Судана сторонниками концепции исламского государства было предпринято в общей сложности три попытки его создания: в 19641968, 1983-1985 и 1989-1999 гг. Все эти попытки отличаются по своим масштабам и глубине воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую структуру суданского общества.

Впервые идея построения в Судане полноценной исламской государственности, выраженная на общенациональном уровне, появилась в конце 1964 г., когда возник Фронт исламской хартии (далее - ФИХ) («Джабхат аль-мисак аль-исламий»), объединивший более 50 исламо-фундаменталистских группировок во главе

© Серёгичев С.Ю., 2010 226

с «Братьями-мусульманами». Фронт потребовал принятия «исламской конституции», а его лидером стал Хасан ат-Тураби1.

В 1966 г. исламистам и традиционалистам (партия «Аль-Умма») представилась возможность сделать мечты об исламской суданской республике реальностью: 4 января 1966 г. решением Учредительного собрания Судана была сформирована Национальная конституционная комиссия. В комиссии было 44 депутата, большинство представляли Национально-юнионистскую партию (НЮП) и «Аль-Умму», а также депутаты-южносуданцы, по одному от трех партий (Судано-африканский национальный союз, Либеральная партия Юга Судана и Суданская партия единства)2.

Под нажимом «Аль-Уммы» и ФИХ комиссия взяла за основу при разработке новой суданской конституции «исламский проект»: документ должен базироваться на принципах ислама, а шариат - главный источник законов3. Тем не менее, несмотря на все усилия, предпринятые руководством «Аль-Уммы» и ФИХ, при голосовании 9 апреля 1967 г. проект исламской конституции был полностью отвергнут.

Виной тому стало совокупное действие двух факторов: во-первых, резкое неприятие данного проекта со стороны южан, так как он низводил их фактически до уровня граждан второго сорта (на Юге подавляющее большинство населения исповедует христианство), а во-вторых, он не устраивал правобуржуазные круги Судана чрезмерной даже для них радикальностью своих положений (так, например, ст. 119 гласила: «Правительство устанавливает максимум земельной собственности в соответствии с необходимостью, определяемой интересами»4).

Неудача с принятием конституции не остановила «Аль-Умму» и ФИХ, которые 15 января 1968 г. представили в парламенте еще один конституционный проект: Судан должен был стать унитарной демократической социалистической республикой, ислам -государственной религией, арабский - официальным языком, а шариат - основой законодательной системы. Однако даже употребление социалистической риторики и предложения введения «местного самоуправления» (в чем авторам основного закона виделось решение проблемы Юга) не спасло данный проект от провала5.

Вторая попытка создания исламского государства в Судане неразрывно связана с именем президента Джаафара Нимейри, который за годы своего правления эволюционировал от политика левого толка к типичному ультраправому лидеру. Для него строительство исламской государственности была насущной необходимостью, ибо другого способа сохранить свою власть в первой половине 1980-х годов он не видел6.

С этой целью Нимейри в 1977 г. освободил из тюрьмы Хасана ат-Тураби и его сторонников, где они отбывали заключение за антиправительственную деятельность. Через год лидера суданских исламистов ввели в состав политбюро Центрального комитета правящей и единственно разрешенной партии в стране - партии Суданский социалистический союз. Наконец, в августе 1979 г. Хасан ат-Тураби стал генеральным прокурором Судана с поручением от президента подготовить комплекс мер по «шариатизации» судопроизводства.

Итогом деятельности Нимейри и ат-Тураби стало введение в сентябре 1983 г. закона «Основы юридического управления». За этим неброским и сухим названием скрывалось, по сути, утверждение в стране принципиально иной, чем прежде, системы законодательства. Отныне «если требуется интерпретация любого текста в действующем законодательстве, то он должен быть соотнесен с шариатом. В тех случаях, когда нет соответствующего законодательства, дело должно быть решено на основе шариата»7.

Таким образом, в Судане была заложена основа для исламиза-ции страны, которая достаточно решительными мерами и велась в период с 1983 по 1985 г.: в провинции Хартум были закрыты все точки по торговле спиртными напитками, кредитно-финансовым учреждениям было запрещено ссужать деньги под проценты, введен в качестве налога на имущество и капитал «закят», начал осуществляться переход с григорианского календаря на исламский.

Но спасти ухудшающуюся с каждым днем социально-экономическую ситуацию исламизация Судана не могла: в 1984-1985 гг. в стране начался голод8. Закономерным итогом такой политики стал крах в ночь с 5 на 6 апреля 1985 г. режима Нимейри, свергнутого суданской армией, которая опасалась захвата власти восставшим в конце марта народом.

Однако этот печальный опыт не остановил суданских исламистов: в начале - середине 1990-х годов, когда сторонники ат-Тураби вкупе с военными находились у власти, захватив ее в ходе военного переворота 1989 г. («революция национального спасения», «саура аль-инкази аль-каумий»), страна пережила куда более масштабный и глубокий процесс исламизации, чем за все предыдущие периоды.

Для того чтобы по достоинству оценить все сделанное в это время сторонниками ат-Тураби, нужно вкратце познакомиться с основными теоретическими воззрениями лидера суданского ис-ламо-фундаментализма на саму природу исламского государства.

В основе Исламской республики Судан (ИРС), по мнению Хасана ат-Тураби, лежат следующие принципы: «риба» (запрет на ростовщический процент), «закят» (добровольное пожертвова-

ние) и «шура» (совет). Через реализацию запрета на ростовщический процент достигается исламизация банковской сферы, в результате которой все вкладчики банков в равной мере разделяют успех или неудачу своего банка. Закят же как добровольный налог-пожертвование, призванный помочь бедным, материально неблагополучным людям, позволяет смягчить острое социальное неравенство. Шура представляет собой систему, охватывающую всю пирамиду власти: от кварталов, деревень до общенационального парламента и президента. Выборы главы государства должны проходить на альтернативной основе9.

Согласно ат-Тураби, исламское государство «подчиняется высшим нормам шариата, представляющего волю Аллаха ... халиф же или любой другой носитель политической власти подчиняется шариату и воле избравших его людей». Более того, лидер Национального исламского фронта (НИФ) считал, что «современное исламское правительство может исходя из шариата вводить нормы права и проводить политику, основанные на шариате». Также ат-Тураби полагал, что «мусульманское государство сегодня может определить свою систему публичного права и экономики, исходя из шариата и иджмы».

Характеризуя роль законодательства, основанного на шариате, ат-Тураби утверждал, что «высшая общая цель религиозной жизни объединяет частную и публичную сферы; шариат является арбитром между общественным порядком и индивидуальной свободой». Для главы суданских исламистов был принципиально важен тот момент, что «какую бы форму ни принимала исполнительная власть, ее глава всегда должен подчиняться шариату и сформулированной на его основании иджме». Если же руководитель страны злоупотребляет своей властью, то граждане имеют полное право исправить этот неправильный курс, в том числе и путем отстранения от власти «ошибшегося» правителя.

Исходя из этого, доказывал ат-Тураби, «можно будет принять любую форму или процедуру организации общественной жизни, которая будет направлена на служение Аллаху и целям исламского государства, если только она непосредственно не отвергается ша-риатом»10.

В соответствии с положениями «Суданской хартии: национальное единство и разнообразие» («Хартия НИФ 1987 г.») исламское государство в Судане должно быть построено в форме «смешанной системы, включающей федеральные и региональные элементы». Кроме того, особо подчеркивается тот момент, что «Национальный исламский фронт выступает за принятие федеральной системы в конституционном регулировании децентрализации в Судане

с равным отношением ко всем регионам либо специальные меры для некоторых и через любой процесс постепенного перехода в федерацию путем разработки и принятия на федеральном уровне законов, учитывающих особенности того или иного региона, что крайне принципиально для Южного региона (курсив автора. - С. С.)»11.

Реальное воплощение замыслов ат-Тураби по построению суданского исламского государства последовательно проходило в три этапа: 1991-1994, 1994-1996, 1996-1999 гг.

Первый этап начался в декабре 1990 г., когда власти объявили о курсе на планомерную и всестороннею исламизацию политической системы, государственного аппарата, судебной системы, общественных отношений, выражающуюся, в частности, в установлении полного господства шариата в Судане.

Содержание данного курса было отражено в принятой Советом командования революцией национального спасения (СКРНС) в январе 1991 г. «Программе введения шариата». Согласно ей, государство рассматривается как «мусульманская община», а шариат -как ее «единый закон». Сохранение приоритета государственных интересов связывалось с идеей недопущения раскола уммы -мусульманской общины12.

В феврале 1991 г. глава страны аль-Башир подписал указ о постепенном введении на всей территории Судана уголовного законодательства, основанного на нормах шариата.

В том же году была проведена административно-территориальная реформа Судана. Вводилась четырехуровневая структура управления страной.

Первый уровень - центральное правительство.

На втором уровне вместо 18 провинций, объединенных в 8 регионов, были созданы 9 вилаятов (штатов).

Третий уровень образовывали 66 провинций, входящих в состав штатов.

Наконец, четвертый уровень это 281 область с местным управлением, входящая в состав провинций.

Как было заявлено СКРНС во главе с аль-Баширом, реформа должна была расширить региональную автономию, так как каждый штат будет возглавляться губернатором и его замом, опирающимися на правительство штата, в ведении которого будут находиться вопросы местного управления и сбор налогов. За центральным правительством оставались внешнеполитическая, военная (вопросы безопасности) и экономическая сферы13.

Было уделено внимание и финансово-экономической сфере: в 1992 г. суданские власти провели денежную реформу. Ее суть со-

стояла в обмене банкнот достоинством 5 суданских фунтов и выше на новые банкноты, была введена новая денежная единица страны - динар. Реформа была направлена на обуздание инфляции, снижение рыночных цен и возвращение в банковский оборот денег, находящихся вне контроля государства.

Переход от фунтов к динарам, по заявлению управляющего Банком Судана Сейида Ахмед аш-Шейха, предвещало курс на «исламизацию» экономики. Суданский фунт подлежал постепенному изъятию из обращения, что и произошло через некоторое время14.

Таким образом, важнейшим итогом первого периода реализации проекта ИРС явилась закладка базового фундамента суданской исламской государственности, правда, это касалось только центрального и северного Судана, так как на юге значительная часть территории контролировалась повстанцами (Суданское народно-освободительное движение/Суданская народно-освободительная армия - СНОД/СНОА).

Второй этап строительства Исламской республики Судан наступил в феврале 1994 г., когда Хартум осуществил масштабную корректировку административной реформы 1991 г., что можно, по сути, признать второй с начала 1990-х годов административно-территориальной реформой. С этого момента Судан окончательно превращается в федерацию в составе 26 штатов (вилаятов). Во главе каждого вилаята стоит назначаемый президентом губернатор (вали). Органы законодательной и исполнительной власти на местах получили широкие полномочия15.

Было завершено начатое еще в 1991 г. выстраивание стройной системы управления страной: первый уровень - федеральное правительство, второй уровень - правительство штатов, третий уровень - провинциальные власти, четвертый - местные советы (в юрисдикции штатов).

В соответствии с проведенной реформой в круг полномочий федеральных властей вошли: национальная оборона и безопасность, международные отношения, судопроизводство, генеральная прокуратура и адвокатура, вопросы гражданства и миграции, ва-лютно-финансовая политика, внешняя торговля. За штатами были закреплены контроль за внутренним управлением, взиманием налогов, местным здравоохранением и образованием16.

В целом реформа была завершена к лету 1994 г. Вместе с тем образованная федерация носила скорее не реальный, а номинальный характер, поскольку президентский указ об изменении формы государственного устройства не предусматривал сколько-нибудь значительного перераспределения полномочий между

центральным правительством и органами власти субъектов суданской федерации.

Фактически главной целью реформ 1991 и 1994 гг. было достижение взаимовыгодного компромисса между интересами военно-исламистского режима Омара аль-Башира и Хасана ат-Тураби и позициями местных элит, реально контролирующих жизнь в суданских регионах. Как мы видим сейчас, эта цель была во многом успешно реализована.

В то же время команда президента аль-Башира видела в этой системе прежде всего возможность организовать более продуктивный диалог с представителями региональных элит, чья лояльность покупалась и покупается до сих пор должностями в новой бюрократической системе.

Этот этап завершился проведением совмещенных парламентских и президентских выборов в марте 1996 г. Подготовка к выборам и сами выборы проходили в крайне сложных условиях.

Они не проводились на Юге из-за идущей там с 1983 г. гражданской войны. Их полностью бойкотировала оппозиция как по чисто юридическим причинам (партийная деятельность все еще оставалась под запретом), так и по политическим (им все равно бы не дали победить, к тому же отказ от участия в выборах лишний повод напомнить всем о своем существовании).

Еще одним осложняющим фактором явилась безграмотность подавляющего числа избирателей, особенно в сельских районах. Это обстоятельство предоставляло властям широкое поле для фальсификаций результатов выборов. Для дополнительной страховки на случай прохода в парламент «нежелательных» кандидатов руководство страны принял решение о том, что 125 депутатов Национальной ассамблеи должны были назначаться переходной Национальной ассамблеей из числа своих членов.

На президентский пост претендовало 40 кандидатов, что должно было убедить западные страны в альтернативности и демократичности выборов. Избирательный процесс и процедура подведения его итогов заняли две недели - с 6 по 17 марта 1996 г., в выборах приняло участие 5,5 млн суданцев из 10 млн имеющих право голоса.

Результаты выборов были легко предсказуемы: президентом страны был избран герой «революции национального спасения» Омар аль-Башир, он получил 75,5% голосов суданских избирателей17. В парламенте страны подавляющее число мест получили представители НИФ, а их бессменный руководитель ат-Тураби занял пост председателя Национальной ассамблеи - третий по важности в стране.

В ходе второго периода строительства ИРС исламистам удалось упрочить свои позиции в правящем тандеме, однако уже стали заметны признаки нарастающего кризиса в их отношениях с военными: в 1995 г. из армии была уволена большая группа старших офицеров (до тысячи человек), не разделявших взгляды суданских властей на будущее устройство страны18.

Закрепить сложившееся после выборов 1996 г. положение было поручено новой общественно-политической организации, призванной играть роль правящей партии в стране. Такой организацией стал Национальный конгресс Судана (НКС), в рамках которого объединились две ведущие на тот момент политические силы - военные и исламисты. Его руководителями стали соответственно Омар аль-Башир (председатель) и Хасан ат-Тураби (генеральный секретарь).

Так начался третий, заключительный, этап реализации проекта ИРС, основным содержанием которого стала борьба исламистов за углубление курса на исламизацию Судана, которая привела их к открытому конфликту с военными во главе с президентом страны Омаром аль-Баширом.

Спустя два года после национальных выборов страна наконец-таки получила свой новый основной закон19, четвертый по счету (временный 1955 г., постоянный 1973 г., временный 1985 г.). Проект конституции был одобрен Национальной ассамблеей в апреле 1998 г. и введен в действие 1 июля, после одобрения ее на референдуме.

Согласно конституции, Судан - президентская республика, правда, суверенитет в ней делегирован народу Богом (ст. 4 «Верховная власть и суверенитет»). Зато вся высшая власть в стране принадлежит президенту, избираемому на пятилетний срок, он является главнокомандующим вооруженными силами, полиции и других регулярных частей.

Также глава государства формирует кабинет министров, который же и возглавляет (ст. 41, 42, 47). Кроме того, в ст. 6 «Национальное единство» содержится указание на недопустимость существования партий на религиозной основе. Подобная формулировка дала властям возможность репрессировать в случае необходимости политические организации суданских исламистов. Был узаконен запрет на алкоголь (ст. 16 «Общественные мораль и единство»).

Ислам признан основополагающей религией Судана, чьи принципы должны защищаться всеми людьми и «отражаться в их повседневной жизни, законах, политике и официальной работе или обязанностях в области политической, экономической, социальной и культурной деятельности» (ст. 18 «Религия»). Вместе с тем при-

знавалась свобода вероисповедания (ст. 24 «Право на религию и совесть»). Также был узаконен закят - традиционный в мусульманских странах денежный сбор в пользу бедных и неимущих (ст.10 «Закят и другие финансовые обязательства»).

Было провозглашено право на создание политических организаций (ст. 26 «Свобода объединений и организаций (ассоциаций)»). При выборах в Национальную ассамблею (парламент) сохранялась действующая до этого схема: 75% депутатов избираются по обычным округам, остальные 25% по специальным - женским, научным и профессиональным, национальным куриям (ст. 67 «Национальная ассамблея»). Источниками законодательства являются шариат, выраженное на референдуме мнение граждан, конституция и племенное право (урф) (ст. 65 «Источники законо-дательства»)20.

Имея большинство в суданском парламенте, исламисты в противовес курсу военных, которые с целью поддержания стабильности своего режима пытались совмещать исламизацию с демократизацией на западной манер (легализация многих ранее запрещенных партий в соответствии с «Актом о партиях 1998 г.», вступившего в силу с 1 января 1999 г.), проводили политику постепенного, через маленькие, казалось бы, незаметные шаги урезания властных полномочий команды аль-Башира.

С этой целью исламисты к 1999 г. фактически полностью захватили власть в пропрезидентской партии - Национальном конгрессе Судана. Реализовав таким образом первую часть своего плана по переходу всей власти в стране под свой жесткий контроль, НИФ приступил ко второй его части. Она заключалась в принятии поправок к конституции, которые бы превращали президента в чисто номинальную фигуру, лишенную реальных рычагов власти. В частности, предусматривалось учреждение поста премьер-министра и, соответственно, передача ему надлежащих полномочий от президента, введение прямых выборов губернаторов штатов.

Первые намеки на наметившийся раскол в правящей коалиции, ставшие доступными постороннему наблюдателю, появились в январе 1999 г. В течение года уровень конфронтации военных и исламистов быстро повышался. Контролируемый сторонниками ат-Тураби Национальный конгресс не только проголосовал в парламенте в первом чтении за пакет поправок к конституции (введение поста премьер-министра и прямых выборов губернаторов штатов вместо назначения их президентом), но и обязал ключевых членов кабинета министров, являвшихся также членами НКС, регулярно отчитываться о проделанной работе перед руководством партии.

Кроме того, сторонниками ат-Тураби были урезаны реальные полномочия председателя партии (эту должность до сих пор занимает аль-Башир) по контролю над исполнительными органами Конгресса, что превратило этот пост в малозначимую должность.

В ответ военные пошли на крайние меры: президент Судана Омар аль-Башир издал 12 декабря 1999 г. указы о досрочном прекращении полномочий Национальной ассамблеи и о введении в стране чрезвычайного положения сроком на три месяца.

Примечательно, что эти события произошли всего за два дня до намеченного в парламенте голосования по пакету конституционных поправок, превращавших аль-Башира в чисто номинального главу государства.

Официальными властями страны было также заявлено о приостановке действия ряда статей конституции, а также о том, что дата проведения новых парламентских выборов будет объявлена позже. Уже на следующий день на улицах суданских городов -появились военные патрули, войска заняли стратегически важные объекты в столице страны и полностью заблокировали здание парламента. Последнее было необходимо для того, чтобы туда не смогли прорваться депутаты во главе со своим спикером Хаса-ном ат-Тураби.

Четкие действия военных захватили руководство НИФ врасплох, оно явно оказалось неготовым к подобному варианту развития событий. Отчасти это и послужило причиной роковой ошибки, допущенной ат-Тураби и его сторонниками. Вместо того чтобы созвать экстренное заседание Национальной ассамблеи в любом удобном для этого месте, лидер суданских исламистов просто выступил с заявлением о произошедшем в стране военном перевороте. Он, в частности, заявил, что глава государства аль-Башир своими действиями «подрывает свободу и политическую систему Судана», и призвал сторонников Национального фронта к сопро-тивлению21.

Однако данный призыв так и остался неуслышанным: суданцы не захотели поддержать Исламскую республику Судан, которая им так и не дала обещанных благ, принеся лишь тяжкий и малооплачиваемый труд да репрессии со стороны как военных, так и исламистов.

Подводя итоги, следует отметить, что хотя все три попытки создания в Судане полноценного исламского государства и закончились неудачей, стремление к осуществлению этого проекта по-прежнему остается важной составляющей частью сегодняшней суданской политики.

В значительной степени это объясняется той немалой организационно-идеологической, административно-юридической и политической работой, которую провели суданские исламисты под руководством Хасана ат-Тураби, строя Исламскую республику Судан: борьба за принятие исламской конституции 1964-1968 гг., меры по исламизации страны, предпринятые в 1983-1985 гг., административно-территориальные реформы 1994 и 1996 гг., финансовая реформа 1992 г., выборы 1996, конституция 1998 г.

Но кроме этого, привлекательность ИРС для достаточно широкого круга суданской элиты вызвана еще и тем, что данная модель государственного устройства очень эффективна в плане сохранения и умножения позиций верхушки арабо-суданского общества, для которой очень хлопотно и затратно растить на суданской почве нормальную демократическую систему, тем более в условиях, когда на нее нет повышенного спроса со стороны рядовых суданцев, у которых слово «демократия» в первую очередь ассоциируется с воровством, кумовством и коррупцией.

Примечания

1 Поляков К.И. История Судана. ХХ век. М., 2005. С. 209.

2 Там же. С. 231.

3 Там же.

4 Там же. С. 437.

5 Там же. С. 236.

6 Немалое влияние на характер политики Нимейри оказал пример его египетского коллеги Анвара Садата, пытавшегося, правда, неудачно, «оседлать» ис-ламо-фундаменталистскую волну в Египте.

7 Фахрутдинова Н.З. Исламский фактор в общественно-политической жизни Судана. М., 2004. С. 43.

8 Судан // История Востока: В 6 т. Т. 6. Восток в новейший период (19452000 гг.). М., 2005. С. 146.

9 Хасан ат-Тураби. Ислам и время // Азия и Африка сегодня. 1994. № 11. С. 33.

10 Цит. по: Абдуллах Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации (гражданские свободы, права человека и международное право). М., 1999. С. 52-53.

11 The Search For Peace In The Sudan: A Chronology of the Sudanese Peace Process 1989-2001. L., 2002. P. 329, 331.

12 Мустафаев Р.С. оглы. Ислам и национализм в теории и практике государственного строительства (на примере Судана) // Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Баку, 1994. С. 11.

13 Тихомиров Н.К. Региональные конфликты. Проблема Юга Судана. М., 2006. С. 136.

14 Судан. Справочник. М., 2000. С. 178-179.

15 Диаа Эльдин Хамза Хамед. Конституционное развитие Республики Судан (исторический и правовой аспект) // Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 116.

16 Там же.

17 Судан // Страны Африки 2002. М., 2002. С. 191-192.

18 Huband M. Warriors of the Prophet: the Struggle for Islam. Bulder (Colorado), 1998. P. 152-153.

19 В настоящее время эта конституция заменена временной конституцией 2005 г.

20 Constitution of the Republic of Sudan. Khartoum. 1998. P. 2-4, 6, 7, 9-10, 16, 19, 27, 28.

21 ИТАР-ТАСС, 13-14.12.1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.