Научная статья на тему 'Судан-2011: грядущая религиозно-идеологическая реструктуризация'

Судан-2011: грядущая религиозно-идеологическая реструктуризация Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
310
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судан-2011: грядущая религиозно-идеологическая реструктуризация»

А. Ю. Джибраев

СУДАН-2011: ГРЯДУЩАЯ РЕЛИГИОЗНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

До Референдума 2011 г. о разделении Судана на южное и северное государства осталось менее одного года. В контексте столкновения западного, американского образца, и исламского проектов глобализации актуальным представляется и обсуждение, и прогнозирование геополитических, экономических и этнорелигиозных последствий референдума. Настоящая статья посвящена анализу суданского узла пересечения интересов Запада и стран арабского мира: религиозно-идеологической, социальной и экономической ангажированности Судана, внутрисуданских политических противоречий, позиций Евросоюза и США в разделении Республики Судан (РС).

Территория современного Судана включает в себя ареалы распространения этносов и микроэтносов с поликонфессиональными культурами. Интенсивное проникновение арабов в Судан обозначилось с середины VII в. и растянулось вплоть до конца XVIII в1. Иммиграция арабских и арабизированных племён способствовала проникновению и распространению ислама, арабского языка и элементов культуры, свойственных арабским народам, главным образом на севере страны, а также в центральных и западных ее районах. В обозначенный временной промежуток через Судан пролегали пути паломников-мусульман из сопредельных государств и стран, в основном представленных территориями современных Нигерии и Чада. Совершив хадж или малый хадж, племена на обратном пути из Иерусалима, Мекки и Медины в качестве нового местожительства выбирали плодородные земли Судана. Именно таким образом были образованы когда-то населенные пункты в границах современных штатов Белый Нил и Джезира.

На Юге Судана ислам получил лишь очаговое распространение, так и не преодолев границ нынешней автономии Юга Судана. Примечательно, что на Юге Судана члены одного и того же племени могли исповедовать разные верования. Например, в самом многочисленном племени Юга — динка — обнаруживаются и последователи анимистических верований, и верующие-христиане, есть также и правоверные мусульмане.

1 Cm.: Ousman Muhamad Bugaje. Islamic Movements and the Political Economy in Africa: An Overview of Sub-Saharan Africa. URL: http://www.balli-group.com/~ubagaje/polecon4.html.

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Том 12. Выпуск 1

29

Религиозно-идеологические предпосылки конфликта Севера и Юга Судана были заложены еще во время британского колониального господства, обусловленного приходом и закреплением Англии, как метрополии, в этой части Восточной Африки. До включения в состав Британской империи данная часть африканского континента с первой четверти XIX века по 1898 г. официально находилась в составе Османской империи.

В 1820-1822 гг. большая часть территории современной Республики Судан была завоевана Мухаммедом Али, верховным правителем Египта. Будучи формально включенным в состав Османской империи, Судан оказался де-факто египетским владением, так как Египет официально считался вотчиной Османской империи, но с очень широкими полномочиями и богатыми возможностями маневрирования в своей внутриполитической и внутриэкономической жизни и на международной арене. В этой части империи представители властных структур Египта обрели прочные доминирующие позиции, фактически превратив Судан того периода в территорию, полностью подконтрольную Египту. Турецко-египетскими властями он был поделен на вилайеты — административно-территориальные образования, аналогичные провинциям. Во главе вилайета стояли египетские чиновники, реже чиновники-турки. Жители и уроженцы Египта, считавшиеся в те времена гражданами Османской империи, занимали в Судане руководящие позиции в государственных учреждениях и организациях, являлись для местного населения работодателями в частных компаниях. Высокооплачиваемая и квалифицированная работа предоставлялась преимущественно египтянам и туркам, британцам и другим иностранцам-европейцам, а местное население было занято на низкооплачиваемых, требующих физического труда и социально не престижных работах. Большинство суданского населения не имело доступа к образованию, процент неграмотности населения был одним из самых высоких в Африке.

Именно в период господства Османской империи в Судане наметилась экономическая специализация в международном хозяйственном разделении труда, предопределившая относительную экономическую развитость Севера по сравнению с Югом. С Севера за рубеж вывозилась продукция первичной промышленной обработки (кожи, шерсть, металлические и деревянные изделия, предметы из кости и пр.). Юг выступал поставщиком необработанного сырья, овощей, фруктов, скота, а также рабов.

В перспективе дальнейшего рассмотрения религиозно-идеологического противостояния Юга и Севера Судана принципиально важно отметить, что произвольно определенные границы владений метрополий тех лет, объединявшие в своих рамках различные этносы и микроэтносы, сегрегация и маргинализация местного населения заложили предпосылки для сперва антиколониальных волнений, а в дальнейшем создали благодатную почву и для откровенно террористических движений «угнетенных народов»2.

Необходимо также отдельно указать и на тот исторический факт, что консолидация исламских общин и вызревание первых исламских политических проектов на территории колониального Судана сопряжено с вторжением британского фактора. В 1870-1880 гг. начинается активное освоение Судана британцами, ставившими своей целью превратить Судан в колонию. Необходимо отметить, что в этот период способ-

2 Подробное рассмотрение проблемы предпосылок террористических исламистских движений на территории Африки см.: Shughart II W. F. An Analytical History of Terrorism, 1945-2000 // Public Choice, 2006.— № 128.— P. 14-15.

ность Османской империи контролировать политическую и социальную ситуацию в Судане ослабевала. На смену прежним жестким формам колониальной сегрегации пришли британские методы «непрямого управления»3, предполагавшие толерантное отношение к автохтонным верованиям и культам, а также делегирование полномочий вождям из местных племен. Именно это обстоятельство и стимулировало идеологическую консолидацию арабизированных автохтонных племен по принципу принадлежности к исламу и вызрело впоследствии в религиозно-политическое движение махдистов.

Это народное движение с ярко выраженной религиозной направленностью впервые и выдвинуло тезис о необходимости борьбы Судана за обретение независимости. Его идейным вдохновителем и идеологом выступил имам Мухаммед Ахмад Бен Аль-Сеййид Абделла, более известный под псевдонимом Махди (мессия) Суданский. Благодаря целенаправленной деятельности этого движения к 1885 г. Судан освободился от турецко-египетской власти и засилья Британской империи от побережья Красного моря и до Центральной Африки. На этой территории Махди Суданский создал первое независимое исламское суданское государство4, которое просуществовало вплоть до 1898 г.

В 1898 г. новое независимое государство было аннулировано вторжением английских колониальных войск, располагавших соответствующим вооружением и численно превосходившими воинов-махдистов. В стране начались политические репрессии против местного населения, было восстановлено политическое устройство, действовавшее до 1885 г., т. е. до создания на территории суданского пространства самопровозглашенного махдистами феодально-теократического государства. Победа британских колониальных войск в ходе боевых действий против формирований суданцев и разгром государства махдистов определили решение правительства Египта подписать договор

о распределении полномочий в вопросах владения Суданом Великобритании и Египта. С 1899 г. и вплоть до 1955 г. просуществовал кондоминиум Великобритании и Египта, получивший официальное название «Англо-Египетский Судан».

Обрисованные выше исторические события предопределили религиозно-этниче-ский портрет суданского населения и заложили основы религиозно-идеологического противостояния внутри Судана. Это государство со смешанным арабским и негроидным населением: 75% суданцев являются мусульманами-суннитами, 20% — язычни-ки-анимисты, 5% — христиане, из которых более двух третей составляют суданские христиане-католики и чуть менее одной четвертой части — протестанты (преимущественно пресвитериане, методисты и англикане). Свыше 70% всех немусульман страны исторически проживают на южных территориях Судана5.

Сложение матрицы современного религиозно-идеологического противостояния Севера и Юга напрямую обусловлено существованием Судана в статусе кондоминиума Великобритании и Египта, способствовавшего консолидации автохтонного арабизированного населения Севера и Востока страны, инфильтрации в нее представителей

3 О методах британского колониального управления в странах Африки см.: Véronique Dimier, Le Discours Idéologique de la Méthode Coloniale chez les Français et les Britanniques de l’entre-deux guerres 'a la décolonisation (1920-1960), Travaux et Documents, № 58-59-1998.

4 Holt P. M. The Mahdist State in the Sudan 1881-1898, 2nded.— London: Oxford University Press,

1970.

5 Брук С. И. Население мира: этнодемографический справочник. — М.: Наука, 1986.— С. 549-553.

египетских радикальных движений. Так, например, начало формированию Суданского исламистского движения было положено в 1950-х гг. благодаря объединению усилий суданских студенческих исламистских организаций и представителей Египетского Братства, эмигрировавших в Судан в поисках убежища от репрессий6. Окончательное оформление Суданское исламистское движение обрело в 1953 г., когда под эгидой суданского исламского идеолога Аль-Тураби была создана организация Национальный Исламский Фронт, сплотившая различные исламистски настроенные движения, блоки и группы. В качестве магистральной цели эта организация выдвинула доктрину построения панисламского суданского государства, нацеленного на консолидацию со всеми исламскими государствами Африки и арабского мира во имя противостояния сначала коммунистическим доктринам, а в последствии для противодействия

Провозглашение Судана независимым государством, официально состоявшееся

1 января 1956 года, лишь усугубило противостояние Юга и Севера. Более того, оно повлекло за собой постановку «вопроса о независимости» в новом ключе. Христи-анско-языческий неарабский Южный Судан заявил о своем намерении отделиться от арабизированного мусульманского Северного Судана с центром в Хартуме. Это и послужило отправным пунктом для начала тридцатилетней гражданской войны в Судане.

Обретя независимость и от Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, и от Египта, Судан провозгласил себя унитарной парламентской республикой. И это само по себе означало, что именно арабизированные племена трактовались как титульная нация, а ислам — в качестве государственной религии. Анализ результатов реформ различных сфер жизнедеятельности суданского государства, проведенных вновь избранным правительством, позволяет заключить, что население Юга подвергалось систематической дискриминации по этно-религиозному признаку.

Начавшая править в Хартуме политическая верхушка назначала на ключевые административные посты только выходцев с Севера, северянам предоставлялись также монопольные позиции и в аграрном секторе, и в сфере торговли. Южанам, социокультурная идентичность которых связана с христианством и местными эт-нокультами, была навязана организация труда по традиционным мусульманским канонам (6-дневная рабочая неделя с одним выходным днем (пятница), официальное празднование исламских праздников, практика применения лунного календаря (Хиджра) в делопроизводстве). Неоднократно предпринимались безуспешные попытки перевести официальный документооборот и межкультурную коммуникацию этносов в южных штатах на центрально-суданский вариант арабского языка и, более того, принудить южан отказаться от использования собственных диалектов. Таким образом, уже к началу 1960-х гг. в десяти южносуданских штатах отчетливо прослеживалось доминирование Севера над Югом в политической и экономической жизни, в сферах образования, культуры и быта.

В 1964 г. федеральные правительственные войска осуществили широкомасштабные операции против южно-суданских повстанцев в штате Истиваыя, что и послужило

6 Abdelkerim Ousman. The Potential of Islamist Terrorism in Sub-Saharan Africa. International Journal of Politics, Culture and Society. Vol. 18. № 1. Fall 2004. P. 91.

7 Подробнее об Аль-Тураби, выдвинутой им исламистской доктрине и Национальном Исламском Фронте см.: Abdelkerim Ousman. The Potential of Islamist Terrorism in Sub-Saharan Africa. P. 91-96.

поводом к открытой конфронтации Юга и Севера. В научной литературе по данной теме эти события принято увязывать с началом гражданской войны в Судане. Федеральному правительству так и не удалось установить полный контроль над Югом, и военные действия продолжались вплоть до 1972 г.

В 1972 г. было принято «Соглашение о прекращении военных действий», одной из резолюций которого стало предоставление Югу Судана статуса автономного района со столицей в городе Джуба. Данное событие принято считать важной вехой региональнополитического значения, маркировавшей окончание первого этапа гражданской войны. Последующее мирное десятилетие ознаменовалось прекращением насильственной арабизации Юга, представители различных микроэтносов которого получили доступ к руководящим постам в суданских федеральных политических и государственных органах.

В 1983 г. с новой силой возобновились боевые действия на Юге Судана, спровоцированные официальным принятием мусульманского законодательства, распространявшегося на все территории Республики Судан8. Именно в этот период обрела свое окончательное организационное оформление повстанческая группировка Юга, боровшаяся за автономию неарабских негро-христианских провинций Судана от власти арабо-исламского правительства. Заручившись поддержкой Министерства по делам Юга, она провозгласила себя Суданской Народно-Освободительной Армией (СНОА)9, отстаивающей право Юга на национальное и политическое самоопределение.

Подчеркну, что успех антиправительственной и экстремистски направленной деятельности СНОА во многом обеспечивался финансовой и идеологической поддержкой правительств соседних с РС Эфиопии и Уганды10. Активная поддержка радикальных суданских организаций Юга со стороны эфиопского правительства представляла собой ответ на развернувшееся в 1970-1980-х гг. эфиопско-суданское противостояние по вопросам внешнеполитических ориентаций и приграничных территорий11.

В 1989 г. в результате свершившегося в стране военно-государственного переворота, вдохновителем которого выступил уже упоминавшийся выше Аль-Тураби (лидер Национального Исламского Фронта), к власти пришел генерал-лейтенант Омар Хасан Ахмед Аль-Башир. Он предпринял ряд безрезультатных попыток усмирения Юга, но единственным следствием его активности явилось восстановление центральной

8 См.: URL: http://allworld.wallst.ru/sudan.

9 Знаковым событием в деле решения проблемы Южного Судана стало создание в Хартуме в 1969 г. специального Министерства по делам Юга. Это Министерство возглавил Джон де Мабиор Гаранг, христианин-католик по вероисповеданию, представитель динка — одного из самых многочисленных этносов целого ряда штатов Юга Судана, выпускник университета Беркли (шт. Калифорния, США). Именно Гаранг, отправленный федеральным правительством в район дислокации радикальной группировки Юга с целью «навести порядок на местах» и выступил идейным вдохновителем и основателем Суданской Народно-Освободительной Армии.

10 В качестве примера результатов террористических акций, проводимых этой радикальной организацией, можно указать авиакатастрофу 1986 г., когда боевиками СНОА был сбит самолет авиакомпании «Судан Эрвэйз», на борту которого находились 70 человек (все они погибли). Подробнее см.: Rapoport D. С. The Four Waves of Modern Terrorism / Cronin A. K, Ludes J. M. (Eds.). Attacking Terrorism: Elements of a Grand Strategy.— Washington, DC: Georgetown University Press, 2004.— P. 46-73.

11 В конце 1970-х гг. Эфиопия взяла курс на сближение с СССР, что спровоцировало крайне негативные санкции со стороны антикоммунистического режима Судана. В течение 1980-х гг. Судан неоднократно обвинял Эфиопию в пособничестве государственным переворотам на его территории, оказывал поддержку сомалийским антиэфиопским группировкам. Подробнее о противостоянии Судана и Эфиопии см.: URL: http://www.country-studies.com/ethiopia/ethiopia's-border-politics.html

вертикали власти в Южном Судане. Необходимо отметить, что оказываемый Аль-Баширом патронаж в адрес суданских исламских движений имел своим следствием создание в 1990 г. Народной Арабской Исламской Конференции (НАИК) в противовес уже функционировавшей Организации Исламской Конференции (ОИК) во главе с Саудовской Аравией. Основателем НАИК выступил Аль-Тураби, разворачивавший свою доктрину панисламизма под эгидой Судана. В отличие от ОИК вновь созданная организация сделала ставку на идеологическую консолидацию исламских стран в перспективе укрепления исламского проекта глобализации.

В 1993 г. по просьбе правительства Судана президенты Уганды, Кении, Эфиопии и Эритреи предприняли серию инициатив, направленных на проведение регулярных мирных переговоров между правительством в Хартуме и СНОА. Переговоры, растянувшиеся на 4 года, увенчались подписанием Хартумского мирного соглашения (21 апреля 1997 г), по которому южному Судану гарантировалось право выбирать между федерацией или независимостью, что получило свое дальнейшее закрепление в Конституцией PC 1998 г. Однако военные действия на Юге продолжались.

В январе 2005 г. в столице Кении Найроби, руководитель СНОА Джон Гаранг и первый вице-президент Судана Али Осман Мухаммед Taxa подписали договор о всеобъемлющем урегулировании — Всеобъемлющее Мирное Соглашение (ВМС) — положивший конец гражданской войне. В этом Соглашении были детально определены политические и экономические аспекты жизни Судана на будущие 6 лет. Этот срок обозначался в качестве «переходного периода», после которого надлежало созвать Референдум, чтобы южане могли решить, оставаться ли им в составе единого Судана или выйти из него.

Наряду с обсуждением вопросов о прекращении военных действий и о сроке перемирия, ВМС содержит и разъяснения относительно процедуры разделения доходов от продажи нефти на экспорт между Югом и Севером. В Соглашении 2005 г. был письменно зафиксирован принцип равенства: правительство Юга и правительство Севера получают по 50% доходов, а налоговая инспекция Юга самостоятельно собирает половину всех налогов, закрепленных за Югом. Также, по ВМС, применительно к бывшим боевикам с Юга заработали программы по ликвидации неграмотности, и федеральные власти оказывали им материальную помощь и практическое содействие в деле приобретения новых профессий, востребованных в мирной жизни.

После заключения мирного соглашения и подписания в Хартуме в январе 2005 г. временной конституции Джон Гаранг должен был стать первым из двух вице-президентов Судана и главой правительства Южного Судана на весь переходный период (2005-2010 гг.). Вплоть до 2011 г. северяне получали 70% мест в законодательных и исполнительных органах власти на Севере, а СНОА — такую же долю у себя на Юге. Однако приведенный к присяге 9 июля 2005 г.12 Джон Гаранг погиб при невыясненных обстоятельствах, что повлекло за собой широкомасштабную дискуссию в суданской прессе, подозревавшей Север в заговоре. Пост руководителя организации Суданской Народно-Освободительной Армии занял его соратник и последователь Салва Киир.

В целом следует констатировать, что последние пять лет13 Север и Юг Судана демонстрировали соблюдение буквы Всеобъемлющего Мирного Соглашения, а по-

12 Российская газета, Федеральный выпуск. № 3835. М., 1 авг. 2005 г.

13 Исключение составляют единичные прецеденты религиозно-экстремистских акций. В качестве примера таковых следует упомянуть убийство в 2006 г. главного редактора газеты «Аль-Вифаг»

литическая ситуация в РС поступательно развивалась в направлении Референдума 2011 г. Так, в сентябре 2005 г. в Судане было избрано и приведено к присяге первое в истории страны Правительство национального единства14. Отдельно следует отметить, что боевые действия в южной части РС более не возобновлялись, а раздел дивидендов от реализации южно-суданских нефтяных ресурсов осуществился относительно спокойно. Значительная часть боевиков покинула прежние места дислокаций и в поисках новых заказчиков перебазировалась в другие «горячие точки» мира. Многие участники вооруженных бандформирований отказались от прежних убеждений и обратились к освоению гражданских профессий и этнических ремесел.

Север, сбросив бремя ведения боевых действий, многолетнее финансирование которых создавало дефицит госбюджета, сконцентрировался на гражданском строительстве и реформе системы социального обеспечения. В Хартуме вновь стали проводить симпозиумы, межправительственные совещания и конференции стран Африки. А состоявшиеся в апреле 2010 г. всеобщие выборы депутатов парламента и представителей местных законодательных и исполнительных органов власти следует квалифицировать в качестве значимого шага в направлении грядущего Референдума.

Итак, 11-15 апреля 2010 г. в Судане прошли всеобщие выборы. В качестве независимых наблюдателей на них присутствовали официальные представители Канады, Китая, РФ, США, Турции, Японии, а также стран Евросоюза. Специалитетом этих общесуданских выборов явились присутствие и активное наблюдение за их подготовкой и проведением со стороны таких международных мусульманских организаций, как Организация Исламская Конференция (ОИК) и Народная Арабская Исламская Конференция (НАИК).

Официальная столица Южного Судана — Джуба — в течение длительного времени затягивала подготовку к выборам, попеременно бойкотируя, либо «обозначая» свое участие. Причиной такой позиции Джубы явились серьезные противоречия в среде южносуданской политической элиты, обнаруживающей религиозно-этнические, партийно-блоковые и кланово-племенные противостояния, в том числе и внутри Суданского Народно-Освободительного Движения (СНОД — главенствующая политическая партия Юга)15.

Мохаммеда Taxa Мохаммеда, возглавлявшего частную арабоязычную газету «Аль-Вифаг» и скандально известного своими публикациями 2005 г. о происхождении и жизни пророка Мухаммеда. Эти публикации были квалифицированы суданской общественностью как клеветнические и задевающие религиозные чувства мусульман. Выпуск газеты был запрещен на 3 месяца, а главный редактор «Аль-Вифаг» на несколько недель заключен под стражу. В сентябре 2006 г. Мохаммеда Таху Мохаммеда похитили, а через несколько дней его тело и отрезанная голова были обнаружены на юге суданской столицы. Ответственность за зверское убийство 50-летнего Мохаммеда Тахи взяла на себя одна из немногочисленных исламистских группировок Юга Судана. См.: «Аш-Шарк Аль-Аусат» (на арабском языке), Лондон-Эр-Рияд, № 10148,10 сент. 2006 г.

14 52% мест в котором было отведено правящей партии — Партии национального конгресса, возглавляемой действующим президентом Омаром Аль-Баширом, 28% — Народному освободительному движению Судана, 14% — оппозиционерам-северянам и всего 6% — оппозиционерам-южанам.

15 Суданское Народно-Освободительное Движение сформировалось в недрах южно-суданской радикальной организации Суданская Народно-освободительная армия (СНОА). Отпочковавшись от СНОА, она сконцентрировалась на вопросах политического управления христианским Югом, отвергающим насильственную арабизацию и исламизацию, навязываемую Севером. В1994 г. Суданское Народно-Освободительное Движение прошло регистрацию в качестве политической партии. Подробнее см.: URL: http://www.splmtoday.com.

Для жителей Юга Судана апрельские выборы 2010 г. стали генеральной репетицией самого Референдума о независимости 2011 г. — они продемонстрировали зарубежным наблюдателям свое отношение к нему как к событию первостепенной значимости в политической и религиозной жизни суданского социума. Официальный Хартум, представительствующий Север, казалось бы, смирился с фактом неизбежности Референдума, но трактует его как «вопрос сильнейшего прессинга на политической арене»16.

Анализ реального положения дел позволяет мне выдвинуть гипотезу о том, что у суданских политических властей нет собственных отчетливых сценариев относительно практического передела пока еще формально единого Судана. Разработка подобных сценариев подменяется аморфной дискуссией лидеров Севера и Юга, и превалируют в ней тезисы о недопустимости «создания нового проблемного африканского государства», о «праве народа на самоопределение», о признании «любых итогов Референдума».

На разработку и освоение модели раздельного проживания отводится полгода, начиная с июля 2011 г. Однако, уже в текущий момент есть основания полагать, что обе стороны едва ли справятся в отведенные для этого сроки с выполнением базовых положений ВМС. Согласно «Всеобъемлющему мирному соглашению», Джубе (Югу) и Хартуму (Северу) надлежит к июлю 2011 г. достичь письменных договоренностей по целому ряду пунктов. К их числу относятся следующие: (1) демаркация границ, а, соответственно, и ликвидация спорных моментов в этом вопросе; (2) определить, какие объекты топливно-энергетического комплекса остаются за Севером, а какие — за Югом; (3) погасить внешние долги Судана17; (4) начать раздельное «мирное сосуществование».

Пристальное изучение конкретики политической ситуации Судана показывает, что на Севере сбои в работе государственных институтов власти едва ли возможны. На Юге ситуация диаметрально противоположная — здесь обнаруживается абсолютная неподготовленность к автономной от Севера жизни.

Так, например, рассмотрим возможности реализации второго пункта ВМС о подготовке к Референдуму — определить, какие объекты топливно-энергетического комплекса остаются за Севером, а какие — за Югом. Даже если чисто гипотетически допустить, что все спорные нефтеносные районы отойдут к Югу, то совершенно не очевидно, каким образом сможет практически воспользоваться этим «наследством» Джуба. Две существующие на сегодняшний день линии нефтепроводов из Мелута и Фалуджи заканчиваются на морском терминале в Порт-Судане, расположенном на северо-западе страны. Большинство месторождений требует дополнительных инвестиций и затратных расходов по их обустройству, а две единственные нефтяные артерии страны все еще работают в половину своей мощности. Наряду с этим, Судан, введя в действие второй по счету нефтепровод, столкнулся с проблемой сбыта нефти за рубеж. Иностранные нефтяные компании отнюдь не спешат прийти на помощь Судану и построить газонефтесепарационный завод в непосредственной близости от месторождений, что улучшало бы технические и стоимостные характеристики

16 Из выступления Нафи Али Нафи, помощника президента Республики Судан Омара Башира, на съезде Партии Национального Конгресса (ПНК) в Хартуме 21 августа 2009 г. См.: «Sudan Tribune». Khartoum, Aug. 22,2009.

17 В совокупности они составляют сумму в 32,5 млрд долларов США.

нефти на экспорт. Более того, существующая транспортная инфраструктура не позволяет организовать хоть сколько-нибудь эффективный экспорт южносуданского «черного золота» за рубеж, кроме трубопроводного, пролегающего по территории Севера Судана.

Примечательно, что в фокусе внимания суданского федерального правительства и южно-суданского истеблишмента, как, впрочем, и большинства западных аналитиков, находится исключительно вопрос о сценариях независимости Юга. Бесконечному обсуждению подвергаются «мягкий вариант разделения» или жесткая модель, наподобие «кровавого развода по-йеменски» 1994 г. Парадоксальным образом на периферии осмысления остается проблема нереальности срока, установленного ВМС для практического отделения Юга от Севера, а также практическая нереализованность конкретики пунктов Соглашения.

Рискну предположить, что передел страны осуществится не в январе 2011 г. Нынешние заявления суданских федеральных властей «о признании любых итогов Референдума» представляют собой не более чем декларации о готовности обсуждать первый пункт ВМС. Джуба неустанно твердит о необходимости увеличения квоты Юга в парламенте, но не торопится предоставить план действий по освоению независимости уже, скажем, в феврале 2011 г. И в этой связи мне представляется очевидным, что на деле речь идет отнюдь не о сценариях разделения Судана, а в первую очередь о сценарии затягивания или заматывания сроков Референдума.

Предположим, что в январе 2011 г. южносуданское население проголосует за независимость Юга Судана от Севера. По завершении торжественных процедур объявления официальных итогов Референдума-2011, салютов и фейерверков, многодневной экзальтации населения теперь уже бывшей автономии, помпезных выступлений политических и религиозных лидеров в масс-медиа наступает время функционирования вновь созданных государств. И в реальности все остается без изменений, поскольку никто собственно и не занимался подготовкой практики функционирования двух самостоятельных государств, как, впрочем, и не слишком стремился к выполнению четырех пунктов ВМС. Но такое возможно наверно лишь как предположение. На деле все обстоит иначе — затягивание сроков Референдума выгодно обеим сторонам Судана.

В пользу такого заключения свидетельствует и тот факт, что тезис о затягивании разделения активно муссируется руководителем северосуданской проправительственной политической партии «Умма» Садиком Аль-Махди. По его мнению, время работает всецело на интересы сохранения единого формата нынешней Республики Судан.

И действительно, длить фактическое сосуществование Севера и Юга в прежних кондициях возможно как минимум пока не будет завершена постройка нового южно-суданского нефтепровода до порта Мамбас (Кения). Генеральным подрядчиком и владельцем линейной части трубопровода наряду с теперешним суданским правительством будет крупная японская компания, а сооружением НПЗ в Кении занимается государственная компания из КНР. По самым оптимистическим прогнозам, строительство всего объекта займет от трех до пяти лет. Именно на такой срок может быть пролонгировано дальнейшее мирное в политико-идеологическом смысле существование единого Судана.

Вероятным исходом обещающего стать затяжным «переходного периода» отделения Юга Судана от Севера мне представляется формирование суданской муль-тиконфессиональной и полиэтнической Суданской конфедерации, а отнюдь не двух независимых государств.

Складывается впечатление, что именно так когда-то и моделировали развитие суданского государства лидеры Севера и Юга. Речь идет об Али Османе Taxe, весьма популярном лидере мусульманского Севера, занимавшем пост второго вице-президента Судана, и ныне покойном Джоне Гаранге — бывшем премьер-ми-нистре Юга Судана и одном из виднейших политиков христианско-языческого Юга в прошлом. Именно их подписи скрепили в январе 2005 г. Всеобъемлющее мирное соглашение.

Еще одним аргументом в пользу выдвигаемой мною версии является неизлечимая нефтедолларовая зависимость Джубы от Хартума — патология, документально зафиксированная в уложениях ВМС. Как показывает опыт, любые попытки Джубы слезть с этого якоря неизбежно чреваты идеологическим кризисом в южном Судане. Прецеденты такого рода уже имели место в 2009 г., когда в ситуации развернувшегося глобального экономического кризиса существенное сокращение выплат дивидендов от реализации нефти на экспорт, осуществляемых Севером в соответствии с предписаниями ВМС в адрес Юга, имело своим следствием тяжелейшие столкновения внутри Суданского Народного Освободительного Движения. В контексте сказанного становится очевидным, что если в январе 2011 г. Юг обретет полную автономию от Севера, а это в свою очередь повлечет за собой немедленное прекращение действия ВМС, то южно-суданская независимость скорее всего будет отмечена началом кровопролитных волнений.

Парадокс состоит в том, что независимость и Референдум нужны преимущественно Югу, Суданская Народно-Освободительная Армия которого столь долго за это воевала, но на деле его верхушка оказывается не способной к самостоятельному политическому и экономическому руководству даже в пределах Автономии Юга Судана. Более того, она стремится подстраховать себя и затянуть передел страны вплоть до завершения строительства и ввода в эксплуатацию основного источника дохода — альтернативного нефтепровода, пролегающего в обход территории северного соседа.

Кроме того, идеологическое руководство Юга прикладывает немалые усилия для разжигания антисеверных настроений. Это выражается в усилении религиозно-идео-логической пропаганды в среде южан, направленной на создание образа коварного исламского арабского соседа с Севера, который доведет до нищеты и без того бедное христианское меньшинство Юга.

Считаю необходимым заострить внимание еще на одном, скорее, стереотипном, но очень важном моменте в понимании необходимости затянуть сроки проведения Референдума. Можно допустить, что Сальва Киир, впервые избранный президент Юга Судана, может инициировать официальный раскол Судана, издав Декларацию о независимости Юга Судана еще до проведения Референдума 2011 г. Однако страны Евросоюза и США, всемерно поддерживающие Сальву Киира, примут столь желанную независимость Юга лишь в том случае, если она будет достигнута путем демократической процедуры Референдума. Волюнтаристский акт регионального руководителя отнюдь не станет выражением воли народов Юга и будет расценен Западом как очередной прецедент «принудительно-насильственной маргинализации» африканской страны18.

18 Подобные оценки уже звучат в некоторых аналитических статьях западных ученых, см., например: Pham P. J. Sudan’s Elections: What Now?// World Defense Review: News, Commentary & Analysis. UK, Berkshire: IHS (Global) Limited. May 13, 2010.

В пользу такой возможной реакции Запада свидетельствует заявление, сделанное президентом США Бараком Обамой 20 января 2010 г. в Вашингтоне. Так, во время проведения неофициальных мероприятий, посвященных 5-летней годовщине подписания ВМС в Судане, он подчеркнул, что «новый курс» его администрации в отношении мировых «проблемных точек», в том числе и на Африканском континенте, предполагает достижение компромиссов путем организации диалога сторон и отказа от жесткой риторики с позиции силы, применение которой «допустимо только в крайних случаях»19. В перспективе решения южно-суданского узла противоречий Вашингтону необходим компромисс между Севером и Югом, что способствовало бы дальнейшему закреплению позиций США в Судане. Этим объясняется господство «идеи разновекторности» в подходе к решению конъюнктурных суданских проблем и, в частности, вопроса о Референдуме-2011 в среде правящей американской элиты.

Одним из ключевых компонентов стратегии США и ЕС является завуалированная провокация политически конфликтной этно-конфессиональной ситуации в Судане. Еще в 1997 г. по инициативе США Судан был включен в черный список стран, способствующих укреплению активности исламистски ориентированного глобального терроризма. Кроме того, в этом же году США ввели торговые и финансовые санкции по отношению к Хартумскому режиму20. В целом следует констатировать, Вашингтон при участии стран ЕС приложил нимало усилий для формирования в международной общественности образа исламистского террористического Хартума, притесняющего христианский Юг Судана. Дело также дошло до того, что мусульманин с Севера не может появиться на территории христиан-ско-языческого Юга один, так как власти не гарантируют его личную безопасность и не смогут защитить от банальной агрессии жителя южной части Судана. Ярким примером этого может служить инструкция для сотрудников Миссии ООН в Судане местного найма, исповедующих ислам и постоянно проживающих на Севере. Данной категории суданских граждан не разрешено покидать территорию аэропорта Джубы без соответствующего сопровождения суданцами-южанами или иностран-цами-сотрудниками ООН.

Иностранными наблюдателями принимаются решения, выгодные лишь южной стороне, но слабо учитывающие мнение Севера. Запад стимулирует меры, ведущие к дальнейшей сегрегации населения Судана по религиозному признаку, что только катализирует процесс будущего возможного передела пока что единой, с дипломатической точки зрения, страны.

При активном содействии финансовых кругов стран ЕС интенсивно развивается банковская система Юга в целях подрыва исламского банкинга, введенного Севером повсеместно в Судане. В течение долгого времени Север распространял в Судане исламский банкинг, предполагающий, в соответствии с действующим мусульманским правом, запрет на ссудный процент. Созданные в Судане исламские сельскохозяйственные банки21 значительно способствовали развитию сельскохозяйственного сектора

19 Shishkin D. K. What is Washington’s Secret Strategy in the Sudan?// NEW EASTERN OUTLOOK: Open Research & Discussion Journal. Moscow, Feb. 14,2010.

20 Cm.: Abdelkerim Ousman. The Potential of Islamist Terrorism in Sub-Saharan Africa. P. 92.

21 Cm.: Osman B.: The Experience of the Sudanese Islamic Bank in Partnership (Musharakah) Financing as a Tool for Rural Development among Small Farmers in Sudan // Arab Law Quarterly 1999,221-230.

экономики Судана. Развитие на территории Юга европейской банковской системы нацелено не в последнюю очередь на размывание позиций Судана в набирающем все большую силу экономическом альянсе Судана, Египта, Алжира, Малазии, Ирана и Индонезии22.

Едва ли можно говорить в этой связи о лояльности политической верхушки Севера по отношению к странам Запада. И в этом контексте заслуживают особого внимания те «профилактические» меры, которые принимает Север в перспективе Референдума. Так, в последние годы возобновилась активность группировки «Божий гнев», руководитель которой из Центральноафриканской Республики (ЦАР) перебрался в восточно-суданские штаты Дарфур вместе с личным составом своего образования. Хартум вполне благосклонно отреагировал на совершенное перемещение вооруженного религиозно-экстремистского объединения из одного государства — ЦАР в проблемную часть другого — Дарфур, РС. Я полагаю, что это — неафишируемый боевой резерв Севера в ситуации необходимости оказания давления на СНОД и весь Южный Судан. Здесь следует помнить, что именно участники группировки «Божий гнев» до подписания ВМС вели партизанскую и диверсионную деятельность против федеральных властей на Юге Судана.

Подведу итог рассмотрения перспектив проведения Референдума 2011. Наиболее вероятное развитие событий вокруг Референдума января 2011 г. — это перенесение его сроков с попутным заключением новых дополнительных соглашений между Хартумом и Джубой, что обоюдовыгодно и для Севера Судана, и для его Юга, а также и для большинства международных участников расчленения Судана на два государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Deegan Н. Contemporary Islamic influences in sub-Saharan Africa An alternative development agenda Contemporary Islamic influences in sub-Saharan Africa An alternative development agenda.— London, 1995.

2. Bleuchot H., Delmet С. and Hopwood D. (Eds.). Sudan: History, identity, ideologies. Ithaca Press, Reading, 1991.

3. Yusuf Fadl Hasan and Richard Gray (eds). Religion and conflict in Sudan, Nairobi. Paulines Publications Africa. 2002.

4. Warburg G. Islam, Sectarianism and Politics in Sudan since the Mahdiyya. London, C. Hurst

& Co, 2003.

22 Подробнее об этом альянсе см.:. Beekun Rafik I, Badawi Jamal A. Balancing Ethical Responsibility among Multiple Organizational Stakeholders: The Islamic Perspective // Journal of Business Ethics (2005) 60. P. 131-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.