Научная статья на тему 'Субъекты и содержание правоотношений по обязательному социальному страхованию'

Субъекты и содержание правоотношений по обязательному социальному страхованию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7728
1004
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ / СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ / SUBJECTS OF LEGAL RELATIONSHIP ON OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE / THE MAINTENANCE OF LEGAL RELATIONSHIP ON OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бородина Е. Н.

Статья посвящена рассмотрению вопроса, касающегося содержания правоотношений по обязательному социальному страхованию и субъектов отношений по обязательному социальному страхованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS AND THE MAINTENANCE OF LEGAL RELATIONSHIP ON OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE

Article is devoted consideration of the question, the concerning maintenance of legal relationship on obligatory social insurance and subjects of relations on obligatory social insurance

Текст научной работы на тему «Субъекты и содержание правоотношений по обязательному социальному страхованию»

4.5. СУБЪЕКТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

Бородина Е.Н., аспирантка Московского нового юридического института, преподаватель юридических дисциплин в Московском колледже профессиональных технологий

Контакты автора: olenenok1@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса, касающегося содержания правоотношений по обязательному социальному страхованию и субъектов отношений по обязательному социальному страхованию.

Ключевые слова: субъекты правоотношений по обязательному социальному страхованию, содержание правоотношений по обязательному социальному страхованию

SUBJECTS AND THE MAINTENANCE OF LEGAL RELATIONSHIP ON OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE

Borodina Elena Nikolaevna, post-graduate student MNUI, the teacher of legal disciplines in the Moscow college of professional technologies

Annotation: Article is devoted consideration of the question, the concerning maintenance of legal relationship on obligatory social insurance and subjects of relations on obligatory social insurance.

Keywords: subjects of legal relationship on obligatory social insurance, the maintenance of legal relationship on obligatory social insurance

Правоотношение - это связь между субъектами права, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Содержание правоотношения составляют права и обязанности субъектов.

Субъектами обязательного социального страхования являются участники соответствующих отношений. К ним относятся страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования.

Центральным субъектом социально-страховых правоотношений является застрахованное лицо, т.к. вся система обязательного социального страхования направлена на реализацию его прав [1, с. 155-156] Согласно ст. 6 Федерального закона от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Работающие по трудовому договору граждане как субъекты обязательных социально-обеспечительных

страховых правоотношений и их правомочия, как правило, определены законодательно. Трудовой кодекс РФ в ст. 1 рассматривает отношения по обязательному социальному страхованию в качестве непосредственно связанных с трудовыми, т.е. входящими в предмет трудового права, относя их правовое регулирование к основным задачам трудового законодательства. Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников выступает в качестве одного из принципов регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст.2 ТК РФ). В ст. 21 ТК РФ закрепляет право работника на обязательное социальное страхование, а ТК РФ ст. 22 - обязанность работодателя осуществить обязательное социальное страхование работников. Нормы ТК РФ о социальном страховании являются отсылочными, т.к. данные общественные отношения регулируются специальными федеральными законами.

Работник считается застрахованным лицом с момента начала выполнения трудовой функции. Он автоматически становится субъектом обязательных социально-страховых правоотношений, т.к. они возникают в силу закона независимо от волеизъявления лица. Обязанность по страхованию работников по найму возложена на работодателя как на страхователя в соответствии с ФЗ от 24 июля 1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Адвокаты, индивидуальные предприниматели могут добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию и осуществлять за себя уплату страховых взносов в ФСС РФ [2, с. 76-77].

Для граждан, работающих по гражданско-правовому договору услуг или подряда, как субъектов данных правоотношений социально-страховые отношения

становятся обязательными при наличии соглашения сторон - заказчика и исполнителя и последующей регистрации в исполнительных органах ФСС РФ [2, с.80].

На иностранцев и апатридов распространяется так называемой иностранный режим т.е. они пользуются всеми правами и несут те же обязанности, что и российские граждане. Привлечение и использование иностранных работников осуществляется на основании специального разрешения, выдаваемого органами внутренних дел при наличии заключения органа занятости населения [1, с. 157].

Для того, чтобы стать субъектом правоотношения, застрахованное лицо должно обладать таким юридическим качеством как правосубъектность. Правосубъектность - это способность иметь права и осуществлять обязанности, быть субъектом правоотношений. Дееспособность- это качество субъекта права, необходимое ему для того, чтобы самостоятельно приобретать права и выполнять обязанности, становится участником правоотношений. В основном социальностраховом правоотношении застрахованное лицо выступает как управомоченный субъект. Обязанности, связанные с реализацией права на обеспечение по социальному страхованию, охватываются содержанием процедурных правоотношений по назначению соответствующих выплат. Поэтому недееспособное лицо может выступать субъектом основных социальностраховых правоотношений, которые являются материальными. В процедурных правоотношениях выступает его законный представитель [1, с.161].

Единой позиции среди специалистов по вопросу о моменте возникновения социально-страховой правоспособности нет. Признавая абстрактный характер со-

циально-обеспечительной правоспособности Р.И.

Иванова выделяла специальную правоспособность -видовую и подвидовую.

Если рассматривать социальное страхование как вид социального обеспечения, то социально-страховую правосубъектность граждан можно назвать видовой. Появляется она с того момента, когда гражданин становится застрахованным. Например, для наемного работника - это момент заключения трудового договора, для индивидуального предпринимателя - регистрация в качестве плательщика страховых взносов и т.д. подвидовая правосубъектность застрахованного лица возникает в различные сроки в зависимости от вида страхового риска. Если социальное страхование носит ярко выраженный рисковый характер, что имеет место, например, при страховании на случай инвалидности, то правосубъектность наступает с момента регистрации лица в качестве застрахованного потому что субъективное право на обеспечение по «рисковым» видам социального страхования не зависит от стажа работы или страхования. В других видах страхования правосубъектность как бы «накапливается» в течение трудовой деятельности одновременно с увеличением продолжительности трудового (страхового) стажа и возраста [1, с.163-165].

Страхователи (работодатели) в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «Об основах социального страхования»- это организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодатель - это физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. По нашему мнению, в основу классификации работодателей на виды должна быть положена совокупность признаков, установленных трудовым законодательством, для признания лица возможным носителем работода-тельской правосубъектности и позволяющих отделить его от работодателей другого вида. Этот термин необходим науке современного трудового права для отражения всего многообразия субъектов, могущих выступать в качестве стороны работодателя при заключении трудового договора. Именно в данном значении можно приравнивать его к термину «носители работо-дательской правосубъектности», т.к. в данном случае он не будет сведен к термину «организационноправовые формы», который пригоден только для характеристики юридических лиц, в силу чего не охватывает всех субъектов, имеющих возможность на основании ст. 20 ТК РФ выступать в качестве работодателя. То же самое можно сказать о филиалах и представительствах, которые не признаются юридическими лицами и не обладают самостоятельной гражданской правосубъектностью, но это не означает, что они лишены и трудовой правосубьектности.

Таким образом, к числу работодателей отнесены:

- юридические лица (организации) вступившие в трудовые отношения;

- физические лица, вступившие в трудовые отношения;

- иные субъекты, наделенные правом заключать трудовые договоры, которые вступили в трудовые отношения.

Как правило, в качестве работодателя выступают юридические лица независимо от их организационноправовых форм собственности. Для классификации юридических лиц используют такой критерий, как организационно-правовая форма. Под организационноправовой формой понимают совокупность признаков, определяющих структуру и деятельность предусматриваемых законом видов юридических лиц. Современное законодательство предусматривает следующие организационно-правовые формы юридических лиц: полное товарищество, коммандитное товарищество, ООО, ОДО, АО (ЗАО, ОАО), производственный кооператив (артель), федеральное государственное унитарное предприятие, государственное унитарное предприятие субъекта федерации и.т.д.

В современной литературе по трудовой праву высказываются различные точки зрения по вопросу о моменте возникновения трудовой правосубъектности работодателя, - юридического лица. Среди них можно выделить 2 основные:

1. Этим моментом является момент издания административного акта государства, констатирующего наличие трудовой правосубъектности у конкретного лица. В частности, таким актом является акт государственной регистрации работодателей в качестве юридического лица [3, с. 113]

2. Согласно другой точке зрения, регистрация юридических лиц - это момент возникновения не трудовой, а гражданской правосубъектности, которая является лишь предпосылкой возникновения трудовой правосубъектности. Трудовая правосубъектность возникает с момента официальной регистрации работодателя в качестве плательщика обязательных страховых взносов за нанимаемых работников во внебюджетные фонды [4, с. 53].

Момент возникновения гражданской правоспособности юридического лица определен в законе четко - это момент государственной регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ.

Возникновение работодательской правосубъектности у иностранного физического лица закон связывает с получением специального разрешения на работу (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан) [5, с. 12].

Не изменяя существа понятия трудового договора, сформулированного в ст. 56 ТК РФ, Закон от 30 июня 2006г. №90-ФЗ внес важные изменения в правовой статус сторон и содержание. Поэтому в ст. 20 ТК РФ в редакции Закона от 30 июня 2006г. №90-ФЗ проводится ветхое разграничение работодателей на две категории: физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и физические лица, заключающие трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (секретари, водители, няни и.т.п.).

Основные изменения касаются первой категории. В нее входят несколько групп работодателей. Во-первых, это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - важное условие законности их

предпринимательской деятельности, вытекающее из ст. 2 ГК РФ. Во-вторых, это частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Хотя эти лица впервые названы в ТК РФ работодателями, их право выступать в таком качестве уже было закреплено в других актах федерального законодательства. В -третьих, это лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками для осуществления указанной деятельности .

Вторая группа работодателей - физических лиц -это физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства ( водители, секретари, няни, и.т.п.) Поскольку эти работодатели не занимаются предпринимательской деятельностью, их правовой статус существенно отличается. Работодатели, входящие в группу индивидуальных предпринимателей по своему статусу фактически приравнены к работодателям - юридическим лицам. Они лично представляют свои интересы при проведении коллективных переговоров, обязаны вести трудовые книжки на каждого работника, и.т.д. словом, наделены правами и обязанностями, характерными для работодателя при коллективном кооперированном труде. Естественно, что эти правомочия отсутствуют у физических лиц, наделенных правом заключать трудовые договоры в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста 18 лет, но ограниченные судом в дееспособности, вправе заключать трудовые договоры с работниками для личного обслуживания этих лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства, но с письменного согласия их попечителей. В этих же целях могут заключаться трудовые договоры от имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших 18 лет, но признанных судом недееспособными. Договоры в этом случае от имени недееспособных заключают их опекуны [6]. Что касается возможности несовершеннолетнего лица (как являющегося индивидуальным предпринимателем, так и нет) принимать наемных работников на основании трудового договора, то по мнению большинства ученых, такое право гражданин может приобрести только при условии достижения 18-летнего возраста [7, с. 12].

Страховщиками, в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», являются некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Страховщиками выступают Фонд социального страхования РФ, Пенсионный Фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования. Последние формально не являются страховщиками, но фактически выполняют часть их функций - аккумулирование и распределение денежных средств на ОМС. Указанные фонды реализуют не частную, а публичную (в том числе публичную налоговую) правосубъектность [8, с. 150]. Как отмечает В. П. Галаганов, страховщики в отношениях по обязательному социальному страхованию преследуют исключительно публичные, т.е. общественно значимые цели. Наступление страхового случая отличается высокой степенью вероятности, что затрагива-

ет интересы значительного числа граждан. [2, с. 105106]. В последние годы круг субъектов организационно-управленческих отношений в сфере обязательного социального страхования расширился. Помимо традиционных его участников (страхователи, страховщики, органы государственной власти) в отношения включены органы налоговые и федерального казначейства, НПФ и управляющие компании.

В настоящее время законодательство определяет фонды как некоммерческие организации. Однако, правовой статус фондов, их статус как субъектов оперативного управления социального страхования вызывает множество вопросов.

В соответствии с ч. 2 ГК РФ и положениями ФЗ от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях», для целей своей деятельности некоммерческим организациям разрешено вступать в различные договорные отношения. [2, с. 120-122]. Фонды социального страхования в такие отношения вступать не могут, поскольку гражданским законодательством это запрещено. Например, п.2. ст. 143 БК РФ говорит, что правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации фондов определяются федеральным законом в соответствии с кодексом. Соответствующие федеральные законы о подобных фондах не приняты. Отсутствие полноценной законодательной базы негативно сказывается на функционировании системы государственного социального страхования в целом. Учредителями фонда согласно ГК РФ могут быть граждане и (или) юридические лица, но не органы государственной власти, так как передача государственного имущества фондам означала бы отчуждение его в частную собственность, что возможно в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о приватизации (ст. 217, 235 ГК РФ). Социально-страховые фонды действуют в организационно-правовой форме учреждения, а не фонда как такого. Наименование фондов государственными учреждениями не соответствует их организационно-правовой форме [2, с. 123-124].

Таким образом, социально-страховые фонды с точки зрения норм гражданского права в силу специфики своей деятельности не могут быть отнесены к коммерческим или некоммерческим организациям, фондам.

Все вышеуказанное позволяет говорить о наличии особого, двоякого рода статуса рассматриваемых фондов: финансово-правовой и условно-правовой статус. Под финансово-правовым статусом понимается правовое положение социально-страховых фондов в финансовых правоотношениях, содержанием которого является совокупность прав и обязанностей, реализуемых через свои органы управления как субъектов права. Правовой статус указанных средств фондов также имеет свои особенности. Они только формально находятся в федеральной собственности, не входят в состав общей бюджетной системы и не подлежат изъятию, имеют строго целевое назначение, установленное законом, хранятся на счетах Центробанка. Правовой режим распоряжения денежными средствами со стороны фондов определяется как «оперативное управление». Также особенностью статуса фондов можно считать наличие у них бухгалтерского баланса, общего финансового плана, что отличает их от других юридических лиц, которые в соответствии со ст. 48 ГК РФ должны иметь или самостоятельный баланс, или смету расходов. Несмотря на то, что фонды обязательного социального страхования имеют особый правовой статус, отличающийся от статуса органов исполнительной власти и других государственных учре-

ждений, в них имеется много сходных черт с административно-правовым статусом органов государственного управления. Поэтому их статус условно можно назвать административным [2, с. 125-126]. Социальностраховые фонды не входят в систему федеральных органов исполнительной власти России, состоящей из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Но несмотря на то, что они не признаны органами государственного управления официально, фактически исполняют функции государственного управления в финансовой сфере.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время организационно-правовые основы деятельности фондов нуждаются в совершенствовании. Термин «фонд» в законодательстве РФ многозначен, используется в гражданско-правовом и финансово-правовом аспектах. Статус социально-страховых фондов в качестве финансово-кредитных учреждений не подпадает ни под одно из определений форм некоммерческих организаций, предусмотренных гражданским законодательством.

На современном этапе необходимо создать правовую модель внебюджетных социальных фондов, которая объединяла бы все особенности, необходимые для надлежащего осуществления фондами полномочий в системе социального страхования. Определяющим звеном в правовом статусе фондов должно быть их признание страховщиками в системе социального страхования. Все остальные элементы правового статуса являются второстепенными и призваны обеспечить надлежащее выполнение фондами функций страховщиков [1, с. 179].

Необходимо отметить также, что существуют правоотношения, связанные с осуществлением социального страхования, в которых субъектом выступает непосредственно государство. К их числу относятся , например, международно-правовые отношения, опосредующие заключение и реализацию международных договоров и соглашений о социальном страховании.

Содержание отношений по обязательному социальному страхованию составляет совокупность прав и обязанностей субъектов данных отношений.

Основным субъективным правом застрахованного лица в сфере социального страхования является право на страховое обеспечение. В настоящее время система социального страхования включает несколько его видов и обеспечение предоставляется дифференцировано по видам страхования, субъективные права на предоставление тех или иных видов обеспечения по страхованию могут возникать у застрахованного лица в разное время при наличии различных условий. Например, при наступлении страхового случая застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением социально-страхового обеспечения, а страховщик (страхователь) обязаны рассмотреть заявление гражданина в течение определенного срока и принять решение о назначении выплаты или отказе в ней. При принятии положительного решения возникает материальное социально-страховое правоотношение, предусматривающее право гражданина на страховые выплаты, услуги и обязанность страховщика или иного субъекта их предоставить. При отказе в назначении страховых выплат или предоставлении услуг у застрахованного лица возникает право на обжалование решений страховщика в его вышестоящие инстанции, которые обязаны принять заявление и рассмотреть его по существу. В данном случае возникают процессуальные правоотношения.

Страховщик, страхователь исполняют обязанности по формированию фонда денежных средств социального страхования, по предоставлению социальнострахового обеспечения и т.д. Данные обязанности реализуются как в материальных, так и процедурных правоотношениях по социальному страхованию, корреспондируя правам соответствующих субъектов [1, с. 186-187].

Однако, права работника по существу не являются гарантированными, т.к. в законе нет норм об ответственности работодателя, не выполняющего надлежащим образом своих обязанностей как страхователя, перед работником. Хотя в КЗоТ такие нормы также отсутствовали, государство гарантировало каждому работнику по трудовому договору как застрахованному лицу социальное страхование в силу закона, а не фактической уплаты страхователем страховых взносов за него [9, с. 387-398].

Если бы прежнее правило сохранилось в Трудовом кодексе в порядке преемства, то право на обязательное социальное страхование являлось бы действительно гарантированным, а не производным от воли работодателя, который, как показывает практика, является экономически сильной стороной и, как страхователь в обязательном социальном страховании, не считает себя связанным таким обязательством и обязанной стороной правоотношения данного страхования [2. С. 160-161]. В правовом регулировании отношений в сфере обязательного социального страхования обозначилась тенденция наступления на права застрахованных [2, с. 166].

Таким образом, субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования. Необходимо отметить, что статус страховщиков недостаточно четко определен в действующем законодательстве. В связи с этим считаем необходимым принять федеральный закон, регулирующий их специфический правовой статус, более конкретно определяющий их права и обязанности в данной сфере общественных отношений.

Содержание отношений по обязательному социальному страхованию составляет совокупность прав и обязанностей субъектов данных отношений.

Основным субъективным правом застрахованного лица в сфере социального страхования является право на страховое обеспечение. Однако, как отмечалось ранее, это право в настоящее время не является гарантированным ввиду отсутствия норм об ответственности работодателя не выполняющего надлежащим образом своих обязанностей как страхователя, перед работником. Для того, чтобы устранить данную негативную тенденцию, предлагается внести в законодательство изменения, в соответствии с которыми работник будет считаться застрахованным лицом в силу закона, а не фактической уплаты за него страховых взносов и соответственно определить ответственность работодателя за невыполнение обязанности по уплате страховых взносов, например, в виде денежного взыскания.

Список литературы:

1. Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: дис. док.юр.наук., Спб., 2003.

2. В.П. Галаганов Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию (проблемы теории и практики) дис. д.ю.н., 2009г.

3. Трудовое право России: Учебник/под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. - М., Юристъ. 2002.

4. Лушникова М.В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства, - Ярославль, 1997.

5. Глазырин В.В. Договоры о труде с иностранными гражданами в России// Справочник кадровика. 2004. №5.

6. Стороны и содержание трудового договора в обновленном Трудовом кодексе РФ В.В. Глазырин// «Цивилист», 2007, №1.

7. Бойченко Т.А. Правовой статус работодателя. Автореферат канд. юрид. наук. - М. 2003.

8. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. - М.: Норма, 2000.

9. Тучкова Э.Г. Обеспечение права работников на обязательное социальное страхование// Новый Трудовой кодекс Российской Федерации (материалы Всероссийской научно-практической конференции)/ отв. ред. К.Н. Гусов. - М., 2004.

References:

1. Fedorova M. Ju. Theoretical problems of legal regulation of social insurance: The dissertation of the doctor of jurisprudence, Spb., 2003.

2. V.P.Galaganov Legal regulation of relations on obligatory social insurance (a theory and practice problem) The dissertation of the doctor of jurisprudence, 2009г.

3. The labor law of Russia: S.P.Mavrina, E.B.Hohlova's

Textbook/under the editorship of.-М, Jurist. 2002.

4. Lushnikova M.V.State, employers and workers: history, the theory and practice of a legal mechanism of social partnership, -Yaroslavl, 1997.

5. Glazirin V.V.Contracts about work with foreign citizens in Russia//the Directory of the personnel officer. 2004. №5.

6. The parties and the maintenance of the labor contract in the updated Labour code of the Russian Federation of V.V.Glazyrin//"Tsivilist", 2007, №1.

7. Boichenko T.A. Legal status of the employer. The author's abstract the candidate of jurisprudence. - M. 2003.

8. Vinnickii D.V. Subjects of the tax right. - М: Norma, 2000.

9. Tuchkova E.G.Maintenance of the right of workers to obligatory social insurance//the New Labour code of the Russian Federation (materials of the All-Russia scientifically-practical conference) / the editor-in-chief K.N.Gusov. - М, 2004.

РЕЦЕНЗИЯ

На статью Е.Н.Бородиной «Субъекты и содержание правоотношений по обязательному социальному страхованию».

Рецензируемая статья посвящена актуальной теме современного российского трудового права. Легальное включение в предмет трудового права отношений по обязательному социальному страхованию породило целый ряд проблем, связанных с разграничением предмета трудового права и права социального обеспечения. К сожалению, в науке трудового права этой проблеме посвящено незначительное число исследований. В этой связи представляется весьма важным поддержать курс юридической науки на продолжение этой работы.

Статья раскрывает правовой статус субъектов правоотношений по обязательному социальному страхованию, а также раскрывает их содержание. Материал основан на научной литературе, новейшем законодательстве. Представляются конструктивными и предложения автора, направленные на совершенствование действующего законодательства.

Полагаю, что представленная работа может быть опубликована в научном журнале.

Профессор,

д.ю.н. М.О. Буянова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.