Научная статья на тему 'Принципы осуществления обязательного медицинского страхования: некоторые вопросы правоприменения'

Принципы осуществления обязательного медицинского страхования: некоторые вопросы правоприменения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2640
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПРОГРАММА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / PRINCIPLES OF LAW / COMPULSORY MEDICAL INSURANCE / COMPULSORY SOCIAL INSURANCE / THE PROGRAM OF COMPULSORY MEDICAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Наталья Александрович, Сторожук Денис Александрович

В статье анализируются принципы обязательного медицинского страхования на предмет соответствия общим принципам системы социального страхования и возможности их практической реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколова Наталья Александрович, Сторожук Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of Compulsory Medical Insurance: some law enforcement issues

The principles of compulsory medical insurance in conformity to general principles of social insurance and possibilities of their practical application are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Принципы осуществления обязательного медицинского страхования: некоторые вопросы правоприменения»

ТРУДОВОЕ ПРАВО

И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УДК 349.3 ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИя:

некоторые вопросы правоприменения

Principles of Compulsory Medical Insurance: some law enforcement issues

Н. А. Соколова - заведующий кафедрой трудового права Омского юридического института, кандидат юридических наук;

Д. А. Сторожук - доцент кафедры трудового права Омского юридического института, кандидат юридических наук

N. A. Sokolova - chief of labor law chair of the Omsk Law Institute, candidate of law sciences;

D. A. Storozhuk - associate professor of the labor law chair of the Omsk Law Institute, candidate of law sciences

Аннотация. В статье анализируются принципы обязательного медицинского страхования на предмет соответствия общим принципам системы социального страхования и возможности их практической реализации.

The principles of compulsory medical insurance in conformity to general principles of social insurance and possibilities of their practical application are analyzed in the article.

Ключевые слова: принципы права, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование, программа обязательного медицинского страхования.

Principles of law, compulsory medical insurance, compulsory social insurance, the program of compulsory medical insurance.

Принятие нового Федерального закона от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об ОМС) предопределило новый этап развития отношений в сфере данного вида страхования, целью которого является обеспечение гарантий получения медицинской помощи всеми гражданами нашей страны.

Наряду с множеством нововведений в области обязательного медицинского страхования

в упомянутом выше законе впервые определены принципы осуществления обязательного медицинского страхования. значение такой категории, как принципы правового регулирования определенных общественных отношений, трудно переоценить, и их формализацию на уровне федерального закона следует только приветствовать. При этом практическое значение принципов права будет иметь место только в случае реализации продуманного, всеобъемлющего подхо-

11

Вестник Омского юридического института. 2012. № 1 (18)

да к их определению. Представляется интересным провести анализ соответствующих положений Закона об ОМС на этот предмет.

Общеизвестно, что обязательное медицинское страхование является разновидностью обязательного социального страхования, принципы которого можно признать принципами отдельного института права социального обеспечения. Следовательно, принципы обязательного медицинского страхования будут являться принципами подинститута права социального обеспечения. Некоторые авторы рассматривают обязательное социальное страхование как подотрасль права социального обеспечения. При таком подходе принципы обязательного медицинского страхования можно рассматривать как принципы института права социального обеспечения1. Это обусловливает вопрос о целесообразности выделения принципов правового регулирования применительно к такому узкому образованию, как отраслевой подинститут. Представляется, что специальные принципы правового регулирования должны формулироваться исходя из специфики определенной группы правоотношений. Видится правильной концепция, при которой не происходит дублирования общих для различных видов отношений принципов. Принципы отдельных видов правоотношений должны отображать только присущие им специальные черты.

В системе правового регулирования обязательного социального страхования, включающего в себя четыре вида страхования, сложилась следующая ситуация. В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» закреплены общие для всей системы принципы. их классификация носит сложный характер. так, М. Ю. Федорова выделяет общие, характерные для всей системы в целом принципы финансирования системы, принципы управления систе-мой1 2. Кроме этого, автор указывает, что недостатком действующего законодательства является отсутствие принципов социально-страхового обеспечения, к которым можно отнести обоснованность и своевременность обеспечения по социальному страхованию, определение размеров выплат по страхованию из среднего заработка (иного трудового дохода) застрахованного лица и со-

относимость с уплаченными страховыми взносами, обязательный учет страхового стажа при предоставлении обеспечения, определенность условий обеспечения по социальному страхованию3.

Анализ федеральных законов, посвященных отдельным видам социального страхования, показывает, что специальные принципы определены только для обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и для обязательного медицинского страхования. Насколько обоснована такая позиция законодателя? думается, что все четыре вида социального страхования характеризуются индивидуальными специфическими чертами, обусловливающими наличие особых основополагающих идей, положенных в основу правового регулирования. С учетом этого более правильным видится унифицированный подход к правовой регламентации отдельных видов социального страхования.

Вместе с тем обязательное медицинское страхование действительно во многом отлично от иных разновидностей социального страхования. При самом общем рассмотрении среди особенностей ОМС можно назвать следующие: особый круг застрахованных лиц, включающий неработающее население; выполнение функций страховщика различными субъектами (федеральным и территориальными фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями); особый вид (медицинские услуги), порядок установления и определения объема (в рамках программ обязательного медицинского страхования, утверждаемых подзаконным актом) обеспечения по страхованию; отсутствие соотносимости уплаченных страховых взносов и социально-страхового обеспечения.

В связи с этим возникает вопрос, как указанные особенности учтены при закреплении принципов обязательного медицинского страхования. К ним, в соответствии со ст. 4 закона об ОМС, отнесены:

1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного

1 См.: Право социального обеспечения : учебник / под ред. М. В. Филипповой. М. : Юрист, 2006. С. 107.

2 См.: Федорова М. Ю. теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск : Омский гос. ун-т, 2003. С. 51.

3 Там же. С. 64-65.

12

медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

Первый принцип можно признать руководящей идеей для построения системы обязательного медицинского страхования, обладающей особой спецификой. здесь речь идет о том, что застрахованному лицу гарантируется не обычная страховая выплата при наступлении страхового случая (это характерно и для других видов социального страхования), а предоставление медицинских услуг, объем которых определяется базовой и территориальной программами ОМС.

Второй и третий принципы сформулированы таким образом, что практически дословно повторяют принципы обязательного социального страхования, за исключением замены вида социального страхования. Аналогичным образом можно охарактеризовать и шестой принцип. Но если принципы, посвященные устойчивости финансовой системы социального страхования и обязательности уплаты страховых взносов, характеризуются возможностью практического применения, то принцип о паритетности представительства субъектов и участников обязательного медицинского страхования в органах управления данной системы вряд ли можно реализовать. Напомним, что субъектами и участниками ОМС являются застрахованные лица, страхователи, стра-

Трудовое право и право социального обеспечения

ховщик, территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации, медицинские организации. даже условное допущение, что все эти субъекты, характеризующиеся совершенно различным образом как качественно, так и количественно, могут на началах паритетности участвовать в управлении системой ОМС, вызывает множество вопросов. Кроме того, неясно, что можно считать органом управления в данной сфере, поскольку закон об ОМС его прямо не называет.

Можно было бы предположить, что таковым выступают федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, точнее, их правление. Косвенно это подтверждается положениями п. 6 ст. 33 закона об ОМС, где сказано, что в состав правления федерального фонда могут входить представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общероссийских объединений работодателей, общероссийских объединений профсоюзов и иных общественных объединений. При включении в состав правления федерального фонда представителей общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов они входят в состав правления на паритетных началах.

Однако нельзя не увидеть и ряд несоответствий, которые опровергают высказанное ранее предположение. Во-первых, правление федерального фонда ОМС является органом управления не всей системы обязательного медицинского страхования, а только самого фонда. Во-вторых, перечисленные выше организации, представители которых входят в правление федерального фонда ОМС, не являются субъектами и участниками обязательного медицинского страхования. интересно, что состав правления территориального фонда ОМС, в отличие от федерального, законом не охарактеризован.

Возвращаясь к анализу принципов осуществления обязательного медицинского страхования, следует обратить внимание на то, что содержание четвертого принципа также практически совпадает с содержанием соответствующего принципа обязательного социального страхования, где говорится, что устанавливается государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика. Вместе с тем есть и разница, которая заключается в том, что, независимо от финансового положения

13

Вестник Омского юридического института. 2012. № 1 (18)

страховщика, застрахованному лицу гарантируется медицинская помощь в объеме базовой программы ОМС. А ведь первый принцип говорит о том, что обеспечение по ОМС определяется не только в соответствии с базовой, но и территориальной программой ОМС, которая может превышать ее по объему. Получается, что при финансовых проблемах страховщика застрахованному лицу обеспечение будет предоставлено в минимальном объеме. такое положение вещей в системе обязательного медицинского страхования можно рассматривать как противоречащее общим принципам обязательного социального страхования, где подобных ограничений нет.

Наконец, пятый принцип можно отнести к принципам обеспечения по социальному страхованию, поскольку он содержит его характеристики. Принципом осуществления обязательного медицинского страхования является создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования. Существование данного принципа детерминировано особенностями обеспечения по ОМС. точнее, это связано с тем, что для компенсации социального риска необходима не любая, а

качественная и доступная медицинская помощь. реализации этой цели способствовало бы установление четких критериев качества и доступности медицинских услуг или, по крайней мере, легальное определение качественной и доступной медицинской помощи.

Подводя итог, можно констатировать, что из шести принципов обязательного медицинского страхования только два являются специальными, остальные дублируют положения об общих принципах обязательного социального страхования. При этом не все они могут быть применены на практике. Некоторые терминологические нюансы, отличающие принципы ОМС от принципов обязательного социального страхования (например, о гарантиях представления страхового обеспечения только в минимальном объеме), также не способствуют возможности полноценного применения на практике принципов правового регулирования социального страхования. В связи с этим видится перспективной реализация в законодательстве единого подхода к определению только специфических принципов каждого вида социального страхования, которые закрепляли бы основополагающие начала правового регулирования.

удк 349.3 НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Some Problems of Social Grants to Medical Personnel ____________________________on the Territory of the Omsk Region

М. В. Роговая - главный специалист отдела правового обеспечения правового управления министерства здравоохранения Омской области M. V. Rogovaya - the chief specialist of legal support department of the Omsk Region Ministry of Health

Аннотация. В настоящей статье анализируется порядок предоставления мер социальной поддержки работникам сферы здравоохранения на территории Омской области. Автор приходит к выводу, что отсутствие финансовой поддержки за счет средств областного бюджета не может служить основанием для непредоставления указанной льготы за счет местного бюджета органами местного самоуправления.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.