Научная статья на тему 'Студенческая практика в системе профессиональных координат'

Студенческая практика в системе профессиональных координат Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческая практика / педагогический вуз / бакалавр педагогического направления подготовки / student practice / pedagogical University / bachelor of pedagogical direction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. В. Волобуева, Н. В. Суханова

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и реализацией практики бакалавриата как для педагогических, так и непедагогических направлений подготовки (на примере Сургутского государственного педагогического университета). Авторы раскрывают концептуальные принципы организации практики, результаты анализа программ и отчетной документации, опыт взаимодействия с базами практик. По итогам исследования сформированы некоторые рекомендации по изменению студенческой практики в системе образовательного процесса вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю. В. Волобуева, Н. В. Суханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT PRACTICE IN PROFESSIONAL EXPERIENCE PROGRAM

The article discusses issues related to the organization and implementation of practices for both pedagogical and non-pedagogical bachelor's degrees (on the example of Surgut state pedagogical University). The authors reveal the conceptual principles of practice organization, the results of the programs' analysis and reporting documentation, the experience with database practices. The study generates some recommendations for changes to the student practice in the educational process of the University.

Текст научной работы на тему «Студенческая практика в системе профессиональных координат»

YAK 378.147.88 ББК K74.489.027.64

Ю.В. ВОЛОБУЕВА, СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Н.В. СУХАНОВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КООРДИНАТ

Yu.V. VOLOBUYEVA, STUDENT PRACTICE

N.V. SUKHANOVA IN PROFESSIONAL EXPERIENCE PROGRAM

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и реализацией практики бакалавриата как для педагогических, так и непедагогических направлений подготовки (на примере Сургутского государственного педагогического университета). Авторы раскрывают концептуальные принципы организации практики, результаты анализа программ и отчетной документации, опыт взаимодействия с базами практик. По итогам исследования сформированы некоторые рекомендации по изменению студенческой практики в системе образовательного процесса вуза.

The article discusses issues related to the organization and implementation of practices for both pedagogical and non-pedagogical bachelor's degrees (on the example of Surgut state pedagogical University). The authors reveal the conceptual principles of practice organization, the results of the programs' analysis and reporting documentation, the experience with database practices. The study generates some recommendations for changes to the student practice in the educational process of the University.

Ключевые слова: студенческая практика, педагогический вуз, бакалавр педагогического направления подготовки.

Key words: student practice, pedagogical University, bachelor of pedagogical direction.

Практика без теории ценнее, чем теория без практики.

Квинтилиан

Вопрос о практике постоянно находится в спектре актуальных тем, которые рассматриваются на заседаниях кафедр, советов факультетов, Ученых Советов вузов, поскольку является неотъемлемой часть образовательного процесса в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (ФГОС). И сегодня возникла необходимость в изучении опыта и выявлении проблем, которые ограничивают возможность совершенствования студенческой практики в целом и повышения её качества. С этой целью и было нами организовано изучение данного вопроса в Сургутском государственном педагогическом университете (далее СурГПУ), результаты которого представлены в данной статье.

В своем исследовании мы опирались на содержание понятия «практика», которое нормативно определено в ФГОС и «Положении о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы магистратуры» (приказ № ОД-84 от 12 апреля 2016 г., принятым в СурГПУ).

Практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков.

Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

Анализ нормативных документов, разработанных в вузе, позволил констатировать следующие моменты.

В процессе реализации ФГОС в университете разработано достаточное нормативно-правовое обеспечение практики студентов по всем направлениям подготовки:

- СМК СурГПУ НП 19-2016 «Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы магистратуры»;

- СМК СурГПУ НП 39-2016 «Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре»;

- СМК СурГПУ ИМ 06-2015 Инструкция методическая «О порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению программы практики»;

- программы практик, определены компетенции, формируемые в процессе практики, результаты практики, фонды оценочных средств.

В СурГПУ реализация студенческой практики строится на следующих принципах:

1) непрерывность практики, т.е. практическое обучение в вузе представлено непрерывной практикой с 1 по 4-5 курсы;

2) все виды практики сформулированы в соответствии с видами деятельности, которые определены стандартом;

3) логика учебных планов направлений подготовки реализована так, чтобы теоретическая программа каждого формируемого вида деятельности завершалась определенным видам практики на каждом курсе обучения [5, с. 90-103]. Таким образом, практика осуществляется как один из блоков программ бакалавриата в условиях специально организованного согласно учебному плану вида практики. Это и есть концептуальные принципы организации практики.

Так, у направления «Педагогическое образование» учебным планом определены следующие виды практик: учебная, производственная, научно-исследовательская, преддипломная. Иные виды практик у «непедагогических» направлений подготовки (например, «Экономика») - научно-исследовательская, организационно-управленческая, расчетно-экономическая, преддипломная.

Надо отметить, что в СурГПУ создана система организации и проведения практики, обеспечивающая преемственность в формировании профессиональных компетенций по уровням образования на основе образовательных стандартов и соответствия компетенций выпускников требованиям профессиональных стандартов, которая реализуется на базе предприятий (учреждений и организаций) под руководством научных руководителей, методистов образовательных учреждений или ведущих специалистов производственных предприятий. Ежегодно заключаются более 200 договоров о сотрудничестве с организациями, что обеспечивает студентов местами практики в образовательных учреждениях и на предприятиях реального сектора экономики.

Однако анализ программ, дневников практик и отчетной документации, а также беседы с деканами, руководителями практик и преподавателями позволили сделать определенные выводы и обратить внимание на следующие аспекты рассматриваемого вопроса:

1.При существующей методической проработанности нормативно-правого обеспечения практики студентов (наличия положений, инструкций, макетов программ) программы практик разработаны формально, неосновательно, т.к. часть программ не соответствуют даже утвержденному макету.

2. Перечень планируемых результатов освоения большинства программ не согласуется с формируемыми компетенциями.

Например, в программах учебных практик направления подготовки «Педагогическое образование» разных направленностей в перечень формируемых компетенций включены и профессиональные компетенции. Возникает сомнение о возможности формирования этих профессиональных компетенций, поскольку не вычитаны дисциплины, которые формируют профессиональную готовность бакалавра, а планируемые результаты косвенно, второстепенно связаны с формированием указанных профессиональных компетенцией. Такая ситуация наблюдается во многих программах, что, наверное, можно объяснить рядом причин: программы разрабатывались и дополнялись разными педагогами, изменялись учебные планы, корректировались модули дисциплин.

3. В некоторых циклограммах прохождения практики наблюдается диссонанс в распределении часов по видам работ и содержанию деятельности.

Например, у направления подготовки 37.03.01 «Психология» (направленность «Психологическое консультирование») в программе практики «Особенности психологического развития на разных возрастных этапах» на вид деятельности, связанный со знакомством базы практики и планированием деятельности, отводят больше часов, чем на аналитическую деятельность и обсуждение работы в группе. Получается, что больше планируем, чем анализируем работу со студентами.

4. Фонд оценочных средств большинства программ практик не сориентирован на формируемые учебные результаты, а объем отчетной документации столь велик, что за ним трудно проследить сформировавшиеся компоненты компетенций.

Приведем один пример, у направления 44.03.01 Педагогическое образование различных направленностей дневники по психолого-педагогической практике по факту объёмом по 100 и более страниц. При этом дневник содержит приличный объем методик, а то, как осуществить выбор нужной методики, интерпретировать ее результат и переложить его на учебный процесс, ни в программе, ни в ФОСах, ни в дневниках не отражено.

5. Отчеты руководителей практик имеют разную структуру с поверхностной констатацией проведенной работы без анализа формирования учебных результатов студентов, заявленных программой практики. Надо отметить, что отчеты разные: есть основательные, с аналитической компонентой, с предложениями, но есть и формальные, «для галочки».

6. Отсутствуют отчеты наставников баз практик, т.е. фактически не установлена «обратная связь» о степени готовности обучающегося решать определенные профессиональные задачи. Отметим, что формы отчета для наставников баз практик есть, но они устарели (в них не присутствуют даже компетенции). Необходимо переработать форму отчета для наставников баз практик и сделать ее с четкими требованиями по разным видам практик.

По мнению руководителей практик от университета по направлению «Педагогическое образование», на сегодняшний день сложилась нетривиальная ситуация с базами практик, которая обозначается, с одной стороны, согласием администрацией образовательных учреждений на сотрудничество по вопросу проведения практики, а с другой стороны - неготовностью учителя-предметника реализовывать наставничество, тем более с позиций деятельностного подхода. Ситуация такова, что порой наставники фактически запрещают проводить уроки в разработанном студентами формате дея-тельностного подхода, исключают из студенческих конспектов уроков работу в группах, считая её нецелесообразной тратой времени (направленности «Математика», «Историческое образование»).

Стоит отметить, что не последнюю роль в качестве проведения практики играет личностный фактор, т.е. степень профессионализма самого преподавателя, который берет на себя ответственность сформировать первый самостоятельный опыт студента в реальных условиях и играет важную роль в профессиональном становлении будущего специалиста. Отчеты руководи-

телей практик свидетельствуют о разном уровне профессиональной ответственности и готовности самого преподавателя качественно реализовать заложенные нормативной документацией принципы практики. Это прослеживается по количеству посещений, отраженной информации в документах студентов по практике и отчетам руководителей практик.

Немаловажное значение для обеспечения качества реализации практики имеет факт эффективного взаимодействия межу кафедрами, реализующими ОПОП. Но во многих случаях, к сожалению, оно стихийное, ситуативное.

Хотелось бы обратить внимание, на тот факт, что руководители практик отмечают целесообразность усиления методического модуля в рамках теоретического изучения дисциплин и совершенствования дисциплин по выбору, которые ориентированы на освоение студентами технологий проектной и поисково-экспериментальной деятельности. Осуществлять образовательный процесс в форме педагогических мастерских, в том числе с использованием сетевого сервера learningapps.org [1, с. 40], спецсеминаров и практикумов на стажерских площадках, которые могут проводиться как на базе университета, так и на базе образовательных организаций.

По «непедагогическим» направлениям подготовки типичной складывается следующая ситуация:

1.Базы практик готовы работать со студентами, отмечая их исполнительность, ответственность, дисциплинированность. Но в действительности оказывается, что решаются практикантами задачи, которые нужны предприятию, а задачи практики уходят на второстепенный план и остаются нерешенными. Руководители практик от предприятий видят другую миссию студента-практиканта.

2. Проблема «закрытости информации», когда для расчетов необходимая информация не предоставляется, мотивируется отказ «коммерческой тайной», и студенты вынуждены обращаться к устаревшей информации, которая уже не актуальна. Под «закрытостью информации» также указывается и недопуск студентов к работе в специализированных программных продуктах, также это объясняется корпоративной закрытостью. Но в чем тогда смысл приглашения студентов на практики такого типа, когда работа с данными программными продуктами и проведение расчетов с их помощью является их целью?

3. «Обратная связь» с базами практик также отсутствует, поскольку часто на предприятиях нормативно она не определена (не издаются приказы, не определяются наставники). Стоит обратить внимание, что этот аспект является одним из замечаний при лицензионном контроле.

В результате изучения данного вопроса мы пришли к выводу, что проблемы, на которые мы указали в своем исследовании, на разных факультетах существуют в разных степенях и на разных уровнях, т.е. у кого-то критично, а у других нет. Объясняется этот факт разнообразием направленностей подготовки и реально существующей ситуацией на выбранных базах практик.

Несомненно, в процессе формирования компетенций студенческая практика в системе профессиональных координат задает вектор становления мастера своего дела. Взятое в качестве эпиграфа для нашей статьи утверждение римского ритора Квинтилианамы подчеркивает значимость практики в обучении, а значит, необходимо изучать ее проблемы и своевременно устранять их.

Литература

1. Волобуева, Ю.В. Использование сетевого сервера learningapps.org в организации самостоятельной работы обучающихся неязыковых специальностей по английскому языку [Текст] / Ю.В. Волобуева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. -№ 5 (50). - С. 39-46.

2. Методическое сопровождение: инструкции, стандарты, методические рекомендации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.surgpu.ru/ sveden/document/metodicheskoe-soprovozhdenie/ (дата обращения: 24.12.17).

3. Образование. Информация по образовательным программам, в том числе адаптированным [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. surgpu.rU/sveden/education/#bakalvr (дата обращения: 24.12.17).

4. Образовательные стандарты ФГОС ВО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.surgpu.ru/sveden/eduStandarts (дата обращения: 24.12.17).

5. Суханова, Н.В. О некоторых особенностях учебного плана бакалавров профиля - математическое образование [Текст] // Актуальные вопросы математического образования: состояние, проблемы и перспективы развития : мат-лы II всерос. заочн. науч.-практ. конф. (13-26 марта 2017 г., г. Сургут) / отв. ред. Н.В. Суханова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - С. 90-103.

6. Федеральный Государственный Образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.surgpu.ru/obrazovanie/organizatsiya_uchebnogo_protsessa/ gosudarstvenye-standarty-i-trebovaniya/fgos-vpo (дата обращения: 24.12.17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.