Научная статья на тему 'Опыт организации индивидуальных занятий преподавателя со студентами в вузе'

Опыт организации индивидуальных занятий преподавателя со студентами в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
987
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / КОНТАКТНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТОМ / INDIVIDUAL WORK WITH STUDENTS / PRIVATE LESSONS / STUDENT WORK CONTACT WITH TEACHER / ORGANIZATION OF PRIVATE LESSONS WITH STUDENT TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакшеева Этери Павловна, Рассказова Наталья Петровна

В статье представлен опыт организации индивидуальных занятий преподавателя со студентами в Сургутском государственном педагогическом университете. Анализируются результаты опроса преподавателей и студентов на следующие вопросы: «Какие формы аудиторной работы для Вас наиболее значимы, интересны? Какой направленности, на Ваш взгляд, должны быть темы учебных дисциплин, выносимых на индивидуальные занятия педагога со студентами? Какие формы работы со студентами использует преподаватель на индивидуальных занятиях в рамках учебной дисциплины?». Анализ результатов позволил обозначить некоторые проблемы, решение которых позволит совершенствовать образовательный процесс и обеспечить качественную подготовку компетентного специалиста в сфере образования. По итогам проведенного исследования авторы отмечают, что в Сургутском государственном педагогическом университете сложилась система организации индивидуальной работы преподавателя со студентом, способствующаяформированию внутренней потребности студента к самообучению, профессиональному росту и реализации его личностного потенциала. Но при этом, мы понимаем, что нет предела совершенству, есть проблемы, которые мы видим, осознаем и стремимся к их позитивному решению. Видеть проблемы в профессиональной деятельности -важный методологический шаг, который становится движущей силой в дальнейшем развитии образовательного процесса, саморазвитии преподавателя и обеспечении качественной профессиональной подготовки выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF ORGANIZING INDIVIDUAL LESSONS OF TEACHER WITH STUDENTS AT UNIVERSITY

The article presents the experience of the individual lessons of the teacher with students of Surgut state pedagogical University. Analyzed the results of a survey of teachers and students on the following questions: "What forms of classroom work the most significant, interesting? What direction, in your opinion, should be the topics of the study subjects to be discussed at individual sessions of the teacher with the students? What forms of work with students the teacher uses individual lessons in the framework of the discipline". Analysis of the results allowed identifying some problems which decision will allow to improve the educational process and to provide quality training of a competent specialist in the field of education. According to the results of the conducted research the authors note that the Surgut state pedagogical University has developed a system of organization of individual work of teacher with a student, contributing to the formation of the internal needs of the student for self-learning, professional growth and realization of their personal potential. But at the same time, we understand that there is no limit to perfection, there are problems that we see, recognize and strive for their positive decision. To see problems in their professional activities is an important methodological step, which becomes the driving force in the further development of the educational process, self-development teachers and providing quality professional training of graduates.

Текст научной работы на тему «Опыт организации индивидуальных занятий преподавателя со студентами в вузе»

УДК 378.14

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00

БАКШЕЕВА Этери Павловна Сургутский государственный педагогический университет г. Сургут, Россия eteri.baksheewa@yandex.ru

РАССКАЗОВА Наталья Петровна Сургутский государственный педагогический университет г. Сургут, Россия rass kazovanp@mai l. ш

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗЕ

В статье представлен опыт организации индивидуальных занятий преподавателя со студентами в Сургутском государственном педагогическом университете. Анализируются результаты опроса преподавателей и студентов на следующие вопросы: «Какие формы аудиторной работы для Вас наиболее значимы, интересны? Какой направленности, на Ваш взгляд, должны быть темы учебных дисциплин, выносимых на индивидуальные занятия педагога со студентами? Какие формы работы со студентами использует преподаватель на индивидуальных занятиях в рамках учебной дисциплины?». Анализ результатов позволил обозначить некоторые проблемы, решение которых позволит совершенствовать образовательный процесс и обеспечить качественную подготовку компетентного специалиста в сфере образования. По итогам проведенного исследования авторы отмечают, что в Сургутском государственном педагогическом университете сложилась система организации индивидуальной работы преподавателя со студентом, способствующая формированию внутренней потребности студента к самообучению, профессиональному росту и реализации его личностного потенциала. Но при этом, мы понимаем, что нет предела совершенству, есть проблемы, которые мы видим, осознаем и стремимся к их позитивному решению. Видеть проблемы в профессиональной деятельности -важный методологический шаг, который становится движущей силой в дальнейшем развитии образовательного процесса, саморазвитии

преподавателя и обеспечении качественной профессиональной подготовки выпускников.

Eteri P. BAKSHEEVA

Surgut State Pedagogical University Surgut, Russia eteri. baksheewa@yandex. ru

Natalia P. RASSKAZOVA Surgut State Pedagogical University Surgut, Russia rasskazovanp@mail.ru

EXPERIENCE OF ORGANIZING INDIVIDUAL LESSONS OF TEACHER WITH STUDENTS

AT UNIVERSITY

The article presents the experience of the individual lessons of the teacher with students of Surgut state pedagogical University. Analyzed the results of a survey of teachers and students on the following questions: "What forms of classroom work the most significant, interesting? What direction, in your opinion, should be the topics of the study subjects to be discussed at individual sessions of the teacher with the students? What forms of work with students the teacher uses individual lessons in the framework of the discipline". Analysis of the results allowed identifying some problems which decision will allow to improve the educational process and to provide quality training of a competent specialist in the field of education. According to the results of the conducted research the authors note that the Surgut state pedagogical University has developed a system of organization of individual work of teacher with a student, contributing to the formation of the internal needs of the student for self-learning, professional growth and realization of their personal potential. But at the same time, we understand that there is no limit to perfection, there are problems that we see, recognize and strive for their positive decision. To see problems in their professional activities is an important methodological step, which becomes the driving force in the further development of the educational process, self-development teachers and providing quality professional training of graduates.

Ключевые слова: индивидуальная работа со студентами, Keywords: individual work with students, private

индивидуальные занятия, контактная работа lessons, student work contact with teacher,

обучающегося с преподавателем, организация organization of private lessons with student teacher индивидуальных занятий преподавателя со студентом.

Проблема индивидуализации в профессиональном образовании сегодня активно обсуждается в научной литературе [1; 2; 3; 4]. В связи с чем актуализируется необходимость включения в структуру образовательного процесса вуза индивидуальных занятий преподавателя со студентами, что в Сургутском государственном педагогическом университете (СурГПУ) уже достаточно давно реализуется, у нас имеется определенный опыт в организации индивидуальных занятий.

Индивидуальные занятия преподавателя со студентами в Сургутском государственном педагогическом университете (СурГПУ) являются составной часть учебного процесса и включены в расписание учебных занятий. Целью данных занятий является создание условий для реализации индивидуальной траектории обучения студентов, формирования у них общекультурных и профессиональных компетенций. Индивидуальные занятия выставляются в учебное расписание в зависимости от количества часов, определенных для данной дисциплины. Как правило, если трудоемкость дисциплины менее 110-115 часов, то на одного студента по Положению вуза об организации индивидуальных занятий отводится 0,5 акад. часа в семестр. Часы инди-

видуальных занятий являются обязательной формой занятий для студента и преподавателя (Положение об организации индивидуальных занятий преподавателя со студентами (СМК СурГПУ НП 88-2013).

При составлении рабочей программы учебной дисциплины, например «Педагогика» на один семестр, распределение учебных часов на изучение содержания дисциплины выглядит следующим образом (табл. 1):

Таблица 1. Распределение учебных часов на изучение содержания дисциплины

Table 1. Distribution of academic hours for learning the content of discipline

Трудоемкость 108 ч.

Аудиторная работа 44,0 ч. (40%)

Контроль самостоятельной работы 6,0 ч.

Самостоятельная работа студента 64,0 ч. (60%)

Процент выполнения нагрузки 100

Индивидуальная работа со студентами 14,5 ч. из 14,5 ч.

Часов в неделю 2,44 ч. (2,0 ч. норма)

Преподаватель в соответствии с рабочей программой дисциплины (модуля, курса) приглашает студентов на индивидуальные занятия в часы, отведенные учебным расписанием.

Проведение индивидуальных занятий фиксируется преподавателем в специальном разделе группового журнала, где указывается: дата, содержание (вопросы, рассматриваемые на индивидуальном занятии), количество часов, вид занятия, количество студентов (явка / неявка).

Таким образом, как было отмечено выше, накоплен уже определенный опыт в организации индивидуальных занятий преподавателя со студентами, и возникает необходимость в обобщении опыта и выявлении проблем, которые ограничивают возможность совершенствования образовательного процесса в целом и повышения его качества. С этой целью и было нами организовано исследование, результаты которого представлены в данной статье.

Определимся с ключевыми понятиями. В своем исследовании мы опирались на содержание понятий, регламентированных нормативными документами вуза.

Индивидуальная работа со студентами - форма совместной деятельности преподавателя со студентами или группой студентов по формированию общекультурных и профессиональных компетенций («Положение об организации индивидуальных занятий преподавателей со студентами» Приказ № ОД-65 от 23 марта 2013 г.).

Индивидуальные занятия - форма организации индивидуальной работы преподавателя со студентом с целью создания условий для индивидуализации обучения в виде специально выставленных в расписании учебных занятий («Положение об организации индивидуальных занятий преподавателей со студентами» Приказ № ОД-65 от 23 марта 2013 г.).

Мы попытались проанализировать отношение студентов к индивидуальным занятиям с преподавателем как виду учебной деятельности. Для решения данной задачи была разработана анкета, включающая 10 вопросов, и предложена студентам всех факультетов Сургутского государственного педагогического университета (СурГПУ). В опросе приняли участие всего 107 человек.

Одним из первых был вопрос: «Какие формы аудиторной работы для Вас наиболее значимы, интересны?». Результаты представлены на рисунке 1.

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рис. 1. Наиболее значимые для студентов формы аудиторной работы Fig. 1. Most significant for students are forms of classroom work

46% 51%

44 % О

22 %

Данные, представленные на рисунке 1, позволяют утверждать, что индивидуальные занятия для студентов пока еще не являются достаточно значимыми [1].

Интересным для нас был вопрос: «Какие формы индивидуальных занятий преподавателя со студентом проводятся в рамках учебной дисциплины (проводятся в учебное время в соответствии с расписанием, фиксируемы в учебных журналах)?».

Надо отметить, что студенты называют практически все формы индивидуальных занятий, реализуемые преподавателями вуза. Одно отметим, что около 60% студентов констатируют отсутствие внимания со стороны преподавателя «сильным» и «слабым» студентам, что еще раз подчеркивает отсутствие дифференцированного подхода при организации индивидуальных занятий, хотя данная категория занятий именно потому называется индивидуальной, что предполагает реализацию принципа дифференциации в обучении (не говоря уже об индивидуализации).

Немаловажное значение для совершенствования учебного процесса имеет и характер подготовки студентов к индивидуальным занятиям. Этому был посвящен следующий вопрос: «Чем Вы руководствуетесь при подготовке к индивидуальным занятиям?».

Большинство студентов пользуются при подготовке к индивидуальным занятиям интернет-ресурсами - 61% (65 чел.); 46% (49 чел.) - литературой, которую можно найти в библиотеке СурГПУ; 39% (42 чел.) - дополнительными методическими разработками, размещенными преподавателем на портале СурГПУ; 31% (33 чел.) - только лекционным материалом; 29% (31 чел.) - дополнительными методическими разработками, размещенными преподавателем на электронной почте студенческой группы; 22% (24 чел.) - электронной библиотечной системой. Анализ данных результатов позволяет констатировать значимость для студентов разработанного преподавателями методического сопровождения освоения учебной дисциплины. Если сложить количество выборов тех вариантов ответов, которые связаны с деятельностью преподавателя, обеспечивающего методическое сопровождение освоения студентами содержания учебной дисциплины, то получим 99% выборов, то есть 106 человек из 107 называют именно эту деятельность наиболее значимой в учебном процессе. Таким образом, качество методического сопровождения освоения содержания учебной дисциплины обеспечивает и качество освоения студентами учебного материала и результативность индивидуальных занятий.

По мнению преподавателей, студенты при подготовке к индивидуальным занятиям руководствуются: прежде всего литературой, находящейся в библиотеке вуза, и интернет-источниками, рекомендованными преподавателем - 75% преподавателей; источниками, самостоятельно подобранными в интернете - 65,9%; только лекционным материалом - 31,8% преподавателей; менее всего студенты, по мнению преподавателей, используют при подготовке к индивидуальным занятиям с преподавателями монографии - 9% и статьи, помещенные в научных журналах, - 6,8% преподавателей.

Если сопоставить результаты, то можем констатировать совпадение по многим позициям. Например, интернет-ресурсами, со слов студентов, пользуются - 61% студентов, со слов преподавателей - 65,9%; лекционный материал, со слов преподавателей и студентов, используют 31% студентов.

Был задан и такой вопрос: «Назовите условия, необходимые для успешной работы преподавателя со студентами на индивидуальных занятиях?».

Обобщая результаты анкетирования по названному вопросу, мы выделили условия, от которых зависит эффективность индивидуальных занятий преподавателя со студентами: мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует); четкая последовательность познавательных задач; знание студентом способов выполнения задания; четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее предоставления; четкое определение критериев оценки отчетности; определение видов и форм контроля; наличие учебно-методического обеспечения работы преподавателя со студентами на индивидуальных занятиях.

Мы обратились к преподавателям с предложением обозначить условия, которые, по их мнению, могли бы обеспечить высокую результативность организации индивидуальных занятий (условия не были заданы).

77,3% (34 чел.) преподавателей понимают важность формирования у студентов учебной мотивации, проявляющейся в понимании ими полезности выполняемой работы; подчеркивают необходимость психологического настроя студента, важность выполняемой работы, как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции будущего специалиста, необходимость выстраивания между преподавателем и студентом субъектно-субъектных отношений, основанных на совместной творческой деятельности; говорят о необходимости четкого определения преподавателем содержания учебного материала, вынесенного на индивидуальные занятия, а также видов контроля и критериев оценки, объема работы, сроков ее предоставления. 22,7% (10 чел.) - затрудняются в определении условий, обеспечивающих эффективность индивидуальных занятий со студентами.

И только один преподаватель обратил внимание на необходимость практической направленности на будущую профессиональную деятельность.

Таким образом, большая часть преподавателей определяет необходимые условия эффективности индивидуальных занятий преподавателя со студентами. Трудности в организации индивидуальных занятий со студентами преподаватели связывают с низкой посещаемостью студентов, наличием в расписании учебных занятий нулевых пар, отсутствием в достаточной степени аппаратуры, отсутствием методических рекомендаций по выполнению заданий для подготовки к индивидуальным занятиям.

К сожалению, остались без должного внимания такие условия успешной работы преподавателя со студентами на индивидуальных занятиях, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов; четкое определение целей индивидуальных учебных занятий; обеспечение студента необходимыми методическими материалами. Значимость обеспечения студента методическими материалами не вызывает сомнения. Но здесь важно уяснить, что самостоятельная деятельность студентов опосредована профессионализмом преподавателей. Поэтому, говоря о высоком профессионализме выпускников, необходимо одновременно решать задачи по научно-профессиональному самосовершенствованию преподавателей: постоянно обновлять терминологический словарь изучаемых дисциплин, осмысливать и осваивать терминологический аппарат и профессиональный язык общения со студентами; накапливать и обобщать индивидуальный опыт по руководству самостоятельной деятельностью студентов; вести методическую работу и методический обмен с коллегами; заниматься научно-педагогическим самообразованием (читать научную литературу, монографии, диссертации); использовать педагогику сотрудничества со студентами, вдумчиво и бережно относиться к их потребностям и созданию условий для их самостоятельной работы.

В анкете был и такой вопрос: «Укажите, какие формы индивидуальной работы преподавателя со студентами Вы хотели бы видеть дополнительно в вузе? Какие изменения Вы считаете необходимыми в организации индивидуальной работы преподавателя со студентами в нашем вузе?».

Более половины (54,5%) преподавателей вуза не хотели бы ничего менять в организации индивидуальной работы преподавателя со студентами, их устраивают формы, содержание, методическое обеспечение индивидуальной работы со студентами; 45,5% преподавателей считают, что в организацию индивидуальной работы преподавателя со студентами необходимо внести некоторые изменения: дополнить ее новыми формами работы со студентами; отражать результаты, полученные студентами в ходе индивидуальных занятий, в рейтинге; перейти на более гибкий «плавающий» график проведения индивидуальных занятий преподавателей со студентами, соответствующий логике изучения курса и организационным условиям.

В связи с тем, что в вузе (СурГПУ) довольно длительное время индивидуальные занятия являются частью учебного процесса, у студентов уже сложился определенный опыт участия в таких занятиях и соответственно определенное мнение об их организации. Поэтому им также предложили ответить на вопрос: «Что бы Вы изменили в организации индивидуальных занятий преподавателя со студентом?».

Ответы распределились следующим образом: 46% (49 чел.) - предложили приглашать на индивидуальные занятия только неуспевающих и имеющих пропуски учащихся; 43% (46 чел.) -отметили, что необходимо изменить время проведения индивидуальных занятий, а именно исключить нулевую пару из графика учебного процесса (занятия с 8.00 час); 41% (44 чел). - предложили проводить индивидуальные занятия на основе дифференцированного подхода, то есть предлагать студентам задания разноуровневого, в том числе практико-ориентированного и исследовательского (34%) характера.

Вновь ответы студентов выводят нас на констатацию проблем учебного процесса, связанных, в первую очередь, с методическим сопровождением организации индивидуальных занятий преподавателя со студентами. Очевидно, все-таки не всегда такое сопровождение имеется. В частности, это связано с отсутствием в большинстве случаев банка дифференцированных и исследовательского характера заданий для обучающихся и методических указаний к ним.

Таким образом, мы можем констатировать, что в Сургутском государственном педагогическом университете сложилась система организации индивидуальной работы преподавателя со студентом, способствующая формированию внутренней потребности студента к самообучению, профессиональному росту и реализации его личностного потенциала. Но при этом мы понимаем, что нет предела совершенству, есть проблемы, которые мы видим, осознаем и стремимся к их позитивному решению. Видеть проблемы в профессиональной деятельности - важный методологический шаг, который становится движущей силой в дальнейшем развитии образовательного процесса, саморазвитии преподавателя и обеспечении качественной профессиональной подготовки выпускников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бакшеева Э.П., Рассказова Н.П. Индивидуальные занятия как составляющая системы обеспечения качества подготовки выпускников // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики: научно-практический журнал. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - № 4. - С. 73-79.

2. Гравова И.В. Возможности интерактивных методов в индивидуализации обучения в вузе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/images/doc/271207/thesis_Gravova.htm (дата обращения: 15.08.2016).

3. Кузнецова А.Я. Персонификация обучения как условие индивидуализации университетского образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/images/doc/271207/thesis_Kuznetsova.htm (дата обращения: 20.08.2016).

4. Ерыкова В.Г., Бобылев Д.В., Евдокимов Р.Н. Построение индивидуальной образовательной траектории в Современной гуманитарной академии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/images/doc/271207/thesis_Erikova.htm (дата обращения: 20.08.2016).

5. Положение об организации индивидуальных занятий преподавателя со студентами (СМК СурГПУ НП 88-2013) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.surgpu.ru/sveden/document/lokalnye-akty/polozheniya/ (дата обращения: 20.08.2016).

REFERENCE

1. Baksheeva E.P., Rasskazova N.P. Individual'nye zanyatiya kak sostavlyayushchaya sistemy obespecheniya kachestva podgotovki vypusknikov. [Individual sessions as part of the quality assurance system of training of graduates]. Modern science: Actual problems of theory and practice: scientific journal. Series: Humanitarian Sciences. 2016. No. 4. Pp. 73-79.

2. Gravova I.V. Vozmozhnosti interaktivnykh metodov v individualizatsii obucheniya v vuze. [Possibilities of interactive methods of individualized learning in the University]. Available at: http://www.conf.muh.ru/images/doc/271207/thesis_Gravova.htm (accessed 15.08.2016).

3. Kuznetsova A.Y. Personifikatsiya obucheniya kak uslovie individualizatsii universitetskogo obrazovaniya. [Personification of training as a condition of individualization of University education]. Available at: http://www.conf.muh.ru/images/doc/271207/thesis_Kuznetsova.htm (accessed 20.08.2016).

4. Erukova V.G., Bobylev D.V., Evdokimov R.N. Postroenie individual'noy obrazovatel'noy traektorii v Sovremennoy gumanitarnoy akademii. [Construction of individual educational trajectories in Modern humanitarian Academy]. Available at: http://www.conf.muh.ru/images/doc/271207/thesis_Erikova.htm (accessed 20.08.2016).

5. Polozhenie ob organizatsii individual'nykh zanyatiy prepodavatelya so studentami. [Regulations on the organization of individual lessons of the teacher with students (SMK Surgpu NP 88-2013)]. Available at: http://www.surgpu.ru/sveden/document/lokalnye-akty/polozheniya/ (accessed 20.08.2016).

Информация об авторе

Бакшеева Этери Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогического и специального образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Россия eteri.baksheewa@yandex.ru

Рассказова Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогического и специального образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Россия rasskazovanp@mail.ru

Получена: 01.08.2016

Для цитирования статьи: Бакшеева Э. П., Рассказова Н. П., Опыт организации индивидуальных занятий преподавателя со студентами в вузе. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 4. Часть 2. с.00-00.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.

Information about the author

Eteri P. Baksheeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogical and Special Education, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia eteri.baksheewa@yandex.ru

Natalia P. Rasskazova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogical and Special Education, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia rasskazovanp@mail.ru

Received: 01.09.2016

For article citation: Baksheeva T.P. , Rasskazova N.P., Opyt organizacii individual'nyh zanjatij prepodavatelja so studentami v vuze. [ experience of organizing individual lessons of teacher with students at university]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 4. Part. 2. Pp. 00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.