Научная статья на тему 'Использование сетевого сервера LearningApps. Org в организации самостоятельной работы обучающихся неязыковых специальностей по английскому языку'

Использование сетевого сервера LearningApps. Org в организации самостоятельной работы обучающихся неязыковых специальностей по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1164
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты неязыковых специальностей / самостоятельная работа / learningapps.org / сетевой сервер / интерактивный / non-linguistic students' / self-study / learningapps.org / web-service / interactive

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. В. Волобуева

Настоящая статья посвящена рассмотрению возможности использования сетевого сервера learningapps.org в организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей по английскому языку. В статье анализируются преимущества веб-сервиса LearningApps.org как средства модернизации и увеличения эффективности традиционного преподавания языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF WEB-SERVICE LEARNINGAPPS.ORG IN ORGANIZING OF NON-LINGUISTIC STUDENTS' SELF-STUDY IN THE PROCESS OF LEARNING THE ENGLISH LANGUAGE

The present article discusses the experience of learningapps.org usage as a means of organizing of non-linguistic students' self-study in the process of learning the English language. The article enlightens LearningApps.org background and advantages of web-service implantation into traditional language classroom.

Текст научной работы на тему «Использование сетевого сервера LearningApps. Org в организации самостоятельной работы обучающихся неязыковых специальностей по английскому языку»

Лингволилактика и метолика обучения русскому и иностранному языкам

Didactics and Methods of Teaching Russian and Foreign Languages

YAK 378.016 ББК 74.489.027

Ю.В. ВОЛОБУЕВА

Yu.V. VOLOBUEVA

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВОГО СЕРВЕРА LEARNINGAPPS.ORG В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

USE OF WEB-SERVICE LEARNINGAPPS.ORG IN ORGANIZING OF NON-LINGUISTIC STUDENTS' SELF-STUDY IN THE PROCESS OF LEARNING THE ENGLISH LANGUAGE

Настоящая статья посвящена рассмотрению возможности использования сетевого сервера learningapps.org в организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей по английскому языку. В статье анализируются преимущества веб-сервиса LearningApps.org как средства модернизации и увеличения эффективности традиционного преподавания языков.

The present article discusses the experience of learningapps.org usage as a means of organizing of non-linguistic students' self-study in the process of learning the English language. The article enlightens LearningApps.org background and advantages of web-service implantation into traditional language classroom.

Ключевые слова: студенты неязыковых специальностей, самостоятельная работа, learningapps.org, сетевой сервер, интерактивный.

Key words: non-linguistic students', self-study, learningapps.org, web-service, interactive.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии становятся неразрывной частью процесса в различных предметных областях. Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения современных и постоянно обновляющихся технологий. Их развитие создает основу для реализации рабочих программ по английскому языку на качественно новом уровне, инициирует и развивает возникновение новых образовательных практик, что, в свою очередь, способствует трансформации образования в целом.

Сегодня уровень владения английским языком среди обучающихся неязыковых специальностей является одним из критериев, по которым оценивается перспективный и конкурентоспособный специалист. Изучение английского языка в XXI веке направлено не на заучивание слов, выражений, текстов, а уже устремлено на развитие навыков и умений самостоятельной работы с информацией (в частности иноязычной), причем на разных носителях. Важность работы в этом направлении подтверждается федеральным

законом Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», где четко подчеркивается мысль о том, что «при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий» [6]. Поэтому и цели обучения английскому языку все больше приобретают несколько иную направленность. Разумеется, формирование коммуникативной компетенции остается приоритетной целью, но особую значимость приобретают задачи формирования умений работать с иноязычной информацией. Согласно федеральному образовательному стандарту высшего образования на примере направления подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриат, неязыковая специальность), высшее образование на территории Российской Федерации базируется на компетентностном подходе, который подразумевает не усвоение обучающимися знаний и умений, а овладение определенными профессиональными и общекультурными компетенциями, а именно - способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5), где информация, информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательной деятельности обучающихся [3].

Решение поставленной задачи невозможно без методически грамотно организованной самостоятельной работы обучающихся (согласно учебному плану - 60% общего времени) и направленной на развитие совершенствования уровня языковой компетенции. Участие в самостоятельной продуктивной учебной деятельности означает, что обучающийся:

- включается в определение целей овладения английским языком и соотносит их со своими интересами и потребностями;

- активно участвует в проектировании конечного продукта овладения английским языком и определении критериев его оценки;

- совместно с преподавателем отбирает наиболее приемлемые и эффективные формы и приемы обучения;

- отслеживает процесс и успешность своего продвижения в овладении языком;

- оценивает свои достижения и возможности использования английским языком в реальной практике;

- оценивает продуктивность и опыт своей учебной деятельности.

Обзор и анализ научно-методической литературы по информатизации

образовательного процесса, предъявляемые требования стандарта к освоению программы, эмпирический опыт работы убеждают нас в том, что разработка и реализация информационных проектов с использованием мобильных приложений Web 2.0 в образовательной практике по английскому языку для неязыковых специальностей является требованием времени [1; 2, с. 3-9; 4; 5, с. 112-145]. Систематическое и методически грамотное внедрение приложений в учебный процесс раскрывает возможности модернизации традиционной базы языковых и речевых заданий, как альтернатива образовательному порталу, позволяет осуществлять контроль самостоятельной работы по языку среди обучающихся, следить за успеваемостью в процессе обучения, вносит организованность и упорядоченность в учебную деятельность по английскому языку [9, с. 238].

Актуальные вопросы использования мобильных приложений Web 2.0 (в частности LearningApps.org), интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения языку среди студентов рассматривались

во многих работах зарубежных и отечественных авторов, таких как О.Ю. Гар-манова, В.А. Красильникова, Е.И. Медведева, А.Л. Назаренко, Е.С. Полат, С.В. Титова, L.D. Arias Soto, K. Borau, E. Harmandaoglu, A.M. Pickett и другие. Однако, несмотря на широкое обращение ученых к данному вопросу, в настоящее время складывается противоречивое отношение к использованию приложений в практике обучения английскому языку. Несмотря на высокий темп внедрения информационно-коммуникационных технологий во все виды деятельности, в образовательном процессе используются далеко не все возможности и преимущества. В работе преподаватель широко использует презентации Microsoft Office Power Point, Microsoft Photo Story, цифровые образовательные технологии, облачные технологии. Необходимо отметить, что во время контроля самостоятельной работы преподаватели все же отдают предпочтение традиционной форме, работе в аудитории или посредством электронной почты.

Настоящая статья направлена на обоснование возможности организации самостоятельной работы обучающихся средствами мобильного приложения, в частности веб-сервиса LearningApps.org как одной из возможных и наиболее эффективных форм с использованием интерактивных модулей, созданный как исследовательский проект Pädagogische Hochschule PHBern (Dr. Michael Hielscher, Prof. Dr. Werner Hartmann), в сотрудничестве с Universität Mainz (Prof. Dr. Franz Rothlauf) и the University of Applied Sciences Zittau/Görlitz (Prof. Dr. Christian Wagenknecht).

LearningApps.org представляет собой веб-сервис интерактивных заданий и упражнений, которые можно использовать в различных формах организации учебной и самостоятельной деятельности и на разных этапах занятия (во время опроса, повторения, закрепления изученного материала) [8]. Игровая форма заданий помогает вовлечь обучающихся в процесс обучения, а интерактивные задания сервиса оказывают помощь и облегчают подготовку учебных материалов для преподавателя.

Все задания веб-сервиса расположены по категориям и позволяют учитывать уровни языковой компетенции студентов (Al, А2, В1, В2, С1, С2), что является основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении [13, с. 229].

Все представленные задания сгруппированы для студентов по функциональному признаку (Multiple-choice, Sequence или Pairing, Order, Filling in) и решают ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, совершенствовать умения письменной речи студентов, пополнять их словарный запас. На занятиях по английскому языку для студентов это является большим преимуществом.

В рамках первой группировки заданий студентам предлагаются задания на выбор правильных ответов (Multiple-choice). Задания могут быть представлены как в виде текста и картинки, так и в виде аудио- и видеоматериалов, контента с другой веб-страницы в виде встроенного фрейма (табл. l).

Таблица l

Группировка заданий категории «выбор»

Викторина Традиционные вопросы множественного выбора с мультимедийным контентом с несколькими вариантами правильных ответов

Викторина с выбором правильного ответа Традиционные вопросы множественного выбора с мультимедийным контентом с одним правильным вариантом ответа

Выделение слов Выделение необходимых слов из предоставленного текста

Игра «Кто хочет стать миллионером?» Многоуровневая игра (6 уровней сложности). На каждый уровень можно добавить по несколько вопросов

Слова из букв Составление слов из лежащих рядом друг с другом букв в сетке. Можно задать расположение слов по диагонали или вертикали

В рамках группировки Sequence или Pairing (соответствие), результативные задания представлены в виде игры «Парочки», поиска объекта на карте в ряде заданий страноведческого характера, поиска лексической пары или грамматических соответствий (табл. 2).

Таблица 2

Группировка заданий категории «распределение/соответствие»

Найди на карте В данном упражнении на карте располагаются метки-вопросы в виде текста, изображения, аудио или видеоэлементов

Соответствия в сетке Вариант задания на соотнесение мультимедийного элемента из второго множества

Сортировка картинок, аудио-, видеофрагментов Данный шаблон напоминает задание «Найди на карте», только в нем в качестве заднего плана используется не карта, а произвольное изображение. На него добавляются в нужных местах мультимедийные метки (текст, изображение, аудио или видео)

Таблица соответствий Более сложный вариант задания «Соответствие в сетке». Каждый элемент (мультимедийный) из первого множества имеет две характеристики, и задача пользователя - правильно расположить его в таблице (на пересечении двух характеристик)

Категория Order (определения последовательности) представлена заданиями на расположение по порядку компонентов текста при пересказе, при написании эссе или сочинений. Особенно эффективным данный вид задания оказывается при выделении ориентировочной основы действия перевода предложений с русского языка на английский, где обучающийся при выделении признаков и требований грамматического явления оперирует понятием «способ действия и его последовательность» (табл. 3).

Таблица 3

Группировка заданий категории «порядок»

Расставить по порядку С помощью этого шаблона вы можете расположить в правильном порядке тексты, аудио-, видеофайлы

Хронологическая линейка С помощью этого шаблона вы можете настроить шкалу времени (или другую шкалу), на которой расположены ваша информация в виде текста, картинки или видео-, аудиоинформация

Категория Filling in (наполнение) представлена упражнениями, которые необходимо заполнить правильными ответами: викторина с вводом текста, «виселица», кроссворды (табл. 4).

Таблица 4

Группировка заданий категории «наполнение/заполнение»

Викторина с вводом текста Викторина с вводом ответа на каждый вопрос. Количество правильных ответов может быть увеличено до 2-3

«Виселица» С помощью этого шаблона вы можете найти искомое слово, нажимая на буквы, прежде чем вы будете «повешены»

Заполнить пропуски Задание с вводом ответа на вопрос. Количество правильных ответов может быть увеличено до 2-3

Рассмотрим дидактические возможности организации самостоятельной иноязычной деятельности обучающихся на примере рабочей программы по иностранному языку для студентов 1 курса факультета управления через конструирование заданий веб-сервиса LearningApps.org [3].

Согласно рабочей программе самостоятельная работа модуля «Образование» составляет 60%, аудиторная нагрузка - соответственно 40%. Задания для самостоятельной работы по иностранному языку распределены по неделям семестра и ограничены сроком выполнения. Каждый модуль рабочей программы сопровождается как лексическими, так и грамматическими темами, выносимыми на самостоятельное изучение.

В рамках темы «Система образования Великобритании» на самостоятельное изучение вынесены лексические единицы в объеме 25 единиц. Для того чтобы формировать лексические навыки, в рамках первичной презентации слова обучающимся предлагаются задания типа викторины на выбор правильных ответов (Multiple-choice).

При создании подобного рода заданий, необходимо следовать инструкции: 1. Выбираем раздел «Новое упражнение», «Вид задания» (рис. 1).

Нажимаем

Рис. 1. Фрагмент классификации заданий

2. Обозначаем название приложения и формулируем задание для игрока.

3. Вводим вопросы и ответы на него (не более 4-х) (рис. 2). Вопросы могут быть текстовыми, в виде картинок, аудио-, видеофрагмента.

Рис. 2. Фрагмент задания Multiple-choice

Если викторина содержит более чем 4 варианта ответа, нажимаем «Добавить следующий элемент».

Вопросы могут быть представлены в фиксированном либо случайном порядке. Преподаватель может сопроводить задание подсказками. Они могут быть доступны обучающемуся через значок с предлагаемыми ответами.

4. Завершающий этап. Предварительный просмотр.

При опоре на языковую или речевую наглядность можно раскрыть значение слова путем дефиниции (краткое объяснение с помощью известных обучающемуся лексических единиц), через поиск лексической пары:

1. Выбираем раздел «Новое упражнение», «Вид задания».

2. Обозначаем название приложения и формулируем задание для игрока.

3. Задаем пары и соответствия. Это могут быть текстовые, визуальные, аудио-, видеофрагменты. При необходимости добавляем дополнительный элемент (рис. 3). Преподаватель может сопроводить задание подсказками. Они могут быть доступны обучающемуся через значок с предлагаемыми ответами.

Рис. 3. Фрагмент задания поиска лексической пары

4. Завершающий этап. Предварительный просмотр (рис. 4).

Рис. 4. Фрагмент задания

При формировании грамматических навыков в рамках темы «Система образования Великобритании» и автоматизации способа действия по переводу предложений с русского языка на английский актуальными будут задания на выстраивание последовательности компонентов предложения.

1. Выбираем раздел «Новое упражнение», «Вид задания».

2. Обозначаем название приложения и формулируем задание для игрока (рис. 5).

3. Задаем последовательность способа перевода предложений с русского языка на английский путем постоянного добавления элемента (рис. 5).

Рис. 5. Фрагмент задания

4. Определяем расположение на экране. Задание может сопровождаться подсказками через значок на экране с предлагаемыми вариантами ответов.

5. Завершающий этап. Предварительный просмотр.

С целью развития навыков аудирования в рамках темы «Всемирно известные университеты» обучающимся предлагается принять участие в игре «Кто хочет стать миллионером?», предварительно ознакомившись с содержанием документального фильма «Iton, a dream school». Особенностью данного вида задания является то, что преподаватель может сконструировать для обучающихся многоуровневую систему вопросов:

1. Выбираем раздел «Новое упражнение», «Вид задания».

2. Обозначаем название приложения, задаем цель и формулируем задание для игрока.

Рис. 6. Фрагмент задания

3. Определяем сложность каждого вопроса. На выбор - вопросы для игры: элементарно (500); довольно просто (1000); средняя степень сложности (5 000); довольно сложно (50 000); очень сложно (250 000); наивысшая степень сложности (1 000 000). В полях на экране вписываем один правильный ответ, три ответа должны быть неправильными. В случае дополнительных вариантов ответа добавляем необходимый элемент (рис. 6).

4. Задание может сопровождаться подсказками через значок на экране с предлагаемыми вариантами ответов.

5. Завершающий этап. Предварительный просмотр.

Таким образом, проанализировав возможности веб-сервиса, можно выделить следующие преимущества использования сервиса в процессе обучения английскому языку:

1. Повышение мотивации через разнообразие выбора заданий.

2. Улучшение процесса запоминания новых слов.

3. Отработка навыка беглого перевода.

4. Наличие веб-сервиса на английском языке.

5. Мгновенная проверка правильности выполнения задания.

6. Возможность поиска упражнений по категориям и тематикам (лексическая/грамматическая) согласно рабочей программе.

7. Развитие навыков и умений информационно-поисковой деятельности.

В заключение отметим, что цель обучения иностранному языку среди студентов неязыковых специальностей в условиях деятельностного подхода - это коммуникативная деятельность обучающихся. Задача преподавателя - активизировать деятельность каждого, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование интерактивных приложений не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.

Литература

1. Гарманова, О.Ю. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения [Текст] / О.Ю. Гарманова // Проблемы развития территории. - 2012. - № 5. - С. 93-103.

2. Евстигнеев, М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий [Текст] / М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 9. - С. 3-9.

3. Иностранный язык (английский) (Б.1.Б.2): Рабочая программа: АРМ преподавателя СурГПУ [Электронный ресурс] / сост. Ю.В. Волобуева. - Электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2017. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Конструктор интерактивных упражнений LearningApps.org [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://opetajajulia.weebly.com/learningapps.html.

5. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст] / В.А. Красильникова. - М. : Дом педагогики, 2006. -231 с.

6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : ФЗ от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. от 29.07.2017). - Режим доступа: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_140174/ 9ab9b85e5291f 25d6986b 5301ab79c23f 0055ca4 (дата обращения: 08.10.2017).

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриат) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 7. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/%D0%B4% D0%BE%D0%BA% D1%83% D0%BC%D0%B5%D0%BD% D1%82%D1%8B/7982.

8. Павлуткина, С.В. Развитие учебно-познавательной компетенции студентов посредством использования сервиса LearningApps.org [Электронный ресурс] : методическая разработка // Инфоурок. - Режим доступа: https://infourok.ru/ razvitie-uchebnopoznavatelnoy -kompetencii- studentov-posredstvom- ispolzovaniya- servisa- learningappsorg- metodicheskaya-razrabotka-1916928-page5.html (дата обращения: 08.10.2017).

9. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат. - М. : Академия, 2004. -416 с.

10. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/ news/2/1784.

11. Справочные правовые системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.artiks.ru/consultant_ doc.php?art_no=503.

12. Сысоев, П.В. Информационная безопасность учащихся при работе в образовательной Интернет-среде: современный ответ на вызовы времени [Текст] / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 10. - С. 20-24.

13. Щукин, А.П. Обучение иностранным языкам: теория и практика [Текст] / А.П. Щукин. - М. : Филоматис, 2004. - 416 с.

14. Learningapps.org [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// learningapps.org/about.php (дата обращения: 08.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.