Научная статья на тему 'Структурно-содержательная модель процесса формирования культуры межэтнического общения у обучающихся 10-11 классов'

Структурно-содержательная модель процесса формирования культуры межэтнического общения у обучающихся 10-11 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / КУЛЬТУРА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ 10-11 КЛАССОВ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / MODEL / INTERNATIONAL COMMUNICATION CULTURE / TENTHAND ELEVENTH-FORM PUPILS / FORMATION OF INTERNATIONAL COMMUNICATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Людмила Николаевна

В статье описана модель процесса формирования культуры межэтнического общения обучающихся 10-11 классов, структурными компонентами которой являются цель, задачи, принципы, основные направления работы, организационные формы, педагогические условия, методы, средства и результат. Обоснованы принципы моделирования, представлены этапы реализации модели процесса формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности, рассмотрены структура и содержание модели, проанализированы результаты, полученные в ходе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-SUBSTANTIVE MODEL OF FORMATION OF INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE AT TENTH- AND ELEVENTH-FORM PUPILS

The article describes the model of formation of international communication culture among tenthand eleventh-form pupils. The structural components of which are the goal, objectives, principles, main areas of work, organizational forms, pedagogical conditions, methods, means and results. The author substantiates the principles of modeling; presents the stages of the implementation of the model of formation of international communication culture among upper-form pupils in extracurricular activities; considers the structure and content of the model; analyzes the results obtained during the study.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательная модель процесса формирования культуры межэтнического общения у обучающихся 10-11 классов»

УДК 373.5.046.16:37.035.6 DOI 10.26293/chgpu.2019.102.2.011

Л. Н. Данилова1,2

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2Средняя общеобразовательная школа № 62 с углубленным изучением отдельных предметов имени академика РАО Г. Н. Волкова города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье описана модель процесса формирования культуры межэтнического общения обучающихся 10-11 классов, структурными компонентами которой являются цель, задачи, принципы, основные направления работы, организационные формы, педагогические условия, методы, средства и результат. Обоснованы принципы моделирования, представлены этапы реализации модели процесса формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности, рассмотрены структура и содержание модели, проанализированы результаты, полученные в ходе исследования.

Ключевые слова: модель, культура межэтнического общения, обучающиеся 10-11 классов, формирование культуры межэтнического общения.

L. N. Danilova1'2

STRUCTURAL-SUBSTANTIVE MODEL OF FORMATION OF INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE AT TENTH- AND ELEVENTH-FORM PUPILS

'/. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

2G. Volkov Secondary School № 62 with Advanced Learning of Specific Subjects, Cheboksary,

Chuvash Republic, Cheboksary, Russia

Abstract. The article describes the model of formation of international communication culture among tenth- and eleventh-form pupils. The structural components of which are the goal, objectives, principles, main areas of work, organizational forms, pedagogical conditions, methods, means and results. The author substantiates the principles of modeling; presents the stages of the implementation of the model of formation of international communication culture among upper-form pupils in extracurricular activities; considers the structure and content of the model; analyzes the results obtained during the study.

Keywords: model, international communication culture, tenth- and eleventh-form pupils, formation of international communication culture.

Актуальность исследуемой проблемы. Культура межэтнического общения является одним из важных компонентов воспитательного процесса современной школы, характеризующейся полиэтничностью состава участников образовательного процесса. Актуальность исследования проблемы формирования культуры межэтнического общения, предполагающей уважение к традициям и языку другого этноса, знание о происхождении

и сущности этнических ценностей, обычаев, формировавшихся веками, произведениях литературы, эпоса и народном искусстве, обусловлена основными положениями конституционных требований о необходимости учета региональных и этнокультурных особенностей и потребностей народов Российской Федерации при реализации права на получение образования. Особую значимость данная проблема приобретает на уровне среднего общего образования при воспитании учащихся 10-11 классов в силу их возрастных особенностей: их потребности в самоопределении, самоутверждении, общении и др.

Целью статьи является обоснование структуры и содержания модели процесса формирования культуры межэтнического общения у обучающихся 10-11 классов современной общеобразовательной организации.

Материал и методика исследований. В рамках исследования проведен анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме, педагогических моделей этнокультурно-ориентированных систем образования и воспитания, изучен и обобщен опыт формирования культуры межэтнического общения учащихся в регионах Российской Федерации, осуществлено моделирование процесса формирования культуры межэтнического общения учащихся 10-11 классов. Экспериментальной базой исследования было выбрано МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62 с углубленным изучением отдельных предметов имени академика РАО Г. Н. Волкова» города Чебоксары Чувашской Республики. В опытно-экспериментальной работе в период 2016-2018 гг. приняли участие 183 обучающихся старших классов.

Результаты исследований и их обсуждение. Современная система общего образования характеризуется динамичностью инновационных процессов, наличием обоснованных требований к результатам образования и воспитания обучающихся, структуре и содержанию образовательного процесса, условиям реализации образовательных программ. По мнению профессора В. А. Андреева, результатом образования на всех этапах обучения и воспитания является овладение учащимися культурой деятельности и общения [1, с. 17]. Следовательно, одним из результатов освоения основной образовательной программы обучающимися в полиэтничном обществе школы должна стать их сформированная культура межэтнического общения.

Понятие «культура межэтнического общения» в нашем исследовании представлено как критериальная оценка осмысленных действий и поступков старшеклассников, основанных на умении придерживаться российских духовных традиций, учитывать ментальные особенности представителей различных этнических культур, соблюдать на практике нормы толерантного взаимодействия, принимать этнокультурные ценности, относиться с уважением к языку, истории и культуре как своего, так и других народов Российской Федерации.

В педагогической науке для изучения объектов, явлений, процессов широко применяется моделирование как метод научного познания. Различные аспекты моделирования представлены в работах С. И. Архангельского [2], Р. И. Гороховой [8], А. Н. Дахи-на [3], В. И. Загвязинского [4], А. Е. Ильина [5], О. Г. Максимовой [5], И. Б. Новика [6], Н. В. Софроновой [8], В. А. Штоффа [10], М. В. Ддровской [11] и др.

Разработанная нами модель процесса формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников включает в себя следующие взаимосвязанные структурные компоненты: цель, задачи, принципы, основные направления работы, организационные формы, педагогические условия, методы, средства и результат.

Теоретической основой модели стали основные положения системного, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов.

Социальный заказ по формированию у старшеклассников культуры межэтнического общения определяется государственной политикой в сфере образования: созданием условий для реализации права всех граждан на получение качественного образования.

В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования определены направления социального заказа на обеспечение «единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации»; права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России; воспитания и социализации обучающихся посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления; ...бесплатного образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных предметов, входящих в учебный план, а также внеурочную деятельность и др. [9].

Наша модель предусматривает реализацию цели формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников. Основными задачами определены вооружение их знаниями, необходимыми для успешной адаптации и взаимодействия в условиях поликультурной среды; формирование у них умений и навыков, характеризующих их готовность и способность к межэтническому общению и соблюдению норм толерантности; развитие качеств личности, необходимых для жизнедеятельности в условиях поликультурного сообщества; повышение мотивации к овладению языком титульного этноса места проживания; развитие чувства уважения к культуре своего и других народов и др.

В основе модели процесса формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников лежат принципы гуманистической направленности, сознательности и активности, научности и системности, преемственности и последовательности, диалогического общения и взаимодействия, связи теории и практики, единства обучения и воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и пр.

Исходя из цели, задач и принципов, определены основные направления работы (теоретическая, практическая, личностная подготовка) и организационные формы. Учебная и внеурочная деятельность в образовательной организации регламентирована ее основной образовательной программой, составленной согласно модели процесса формирования культуры межэтнического общения на принципах интеграции этнокультурного компонента содержания образования, диалога культур, углубленного изучения иностранных языков.

Модель предусматривает использование научно-исследовательской и поисковой работы, конференций, дискуссий, круглых столов, встреч с представителями других наций и народностей, тренингов, деловых игр, экскурсий, фестивалей-конкурсов, интегратив-ных экспедиций и других форм внеурочной деятельности.

В модели процесса формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников определены методы обучения: 1) обогащения знаний: словесные (объяснение, рассказ, инструктаж и др.), наглядные (показ-демонстрация, работа с иллюстрированными учебниками и наглядными пособиями и т. д.), словесно-наглядные; 2) формирования и развития умений и навыков: дискуссионные, проблемные, игровые, имитационные, коммуникативные и пр.; 3) активизации познавательной деятельности: проблемные, эвристические, исследовательские, интерактивные и др.; 4) контроля: наблюдение, опросы, тесты, контрольные срезы и т. п.

Средствами обучения выступают традиционные (научная и справочная литература, дидактические материалы, печатные материалы СМИ, наглядные пособия, схемы, таблицы и др.), активные (компьютерные программы, информационные ресурсы сети Интернет, аудио- и видеоматериалы, звуковые записи, кинофильмы и пр.), технические (персональный компьютер, мультимедийные проигрыватели, видеопроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, интерактивная доска) и пр.

Модель предполагает использование следующих методов воспитания: формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, личный пример и др.), организации

деятельности и опыта общественного поведения (упражнение, объяснение, демонстрация, рассказ, игра, поручение и пр.), стимулирования и мотивации деятельности и поведения (поощрение, критика, деловая игра, тренинг и т. д.), ситуативных (ситуации выбора, решения проблемы и др.), контроля (наблюдение, беседа, опрос, тест, анкетирование и пр.).

Средствами воспитания являются СМИ, видеоматериалы, кинофильмы, информационная этнокультурная среда, интернет-ресурсы, семья, внеурочные мероприятия, пример личностей, деятельность и поведение взрослых и т. п.

Реализация модели осуществляется в соответствии с закономерностями и внутренней логикой формирования базовых компетенций школьников и включает мотивацион-ный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный этапы. Цель мотивацион-ного этапа - выработка положительной мотивации старшеклассников к овладению культурой межэтнического общения. В качестве условия, обеспечивающего достижение данной цели, было реализовано педагогическое - создание в школе информационной этнокультурной среды как основы получения знаний об этнокультуре, этнических ценностях, этнической картине мира; формирования образа родного края; проявления навыков уважительного отношения к истории, языку, традициям, атрибутам культуры и образу жизни своего и других народов.

Средствами выработки положительной мотивации к овладению культурой межэтнического общения на этом этапе выступали стенды, выставки, информационные бюллетени, созданные в совместной деятельности учащихся и педагогов; библиотечный фонд; электронные средства информации и коммуникации; учителя, транслирующие национальный язык, традиции, обычаи, нормы поведения, художественное, литературное, прикладное творчество этносов ближайшего социального окружения. Диагностика осуществлялась в ходе наблюдения, анкетирования, контент-анализа.

Содержательно-деятельностный этап был нацелен на развитие когнитивной сферы и практических навыков межэтнического общения. На данном этапе у обучающихся 10-11 классов актуализированы знания об истории, культуре родного края, стилистических ресурсах родного языка, его нормах и функциях, сведения о содержании литературных и фольклорных источников, роли известных личностей в развитии этноса; умение вступать в межкультурное взаимодействие по принципу толерантности; участие в народных праздниках и обрядах; говорение на родном языке (таковыми в опытной работе выступали русский и чувашский) при общении и решении учебных и практических задач. Достижению цели этого этапа способствовали такие педагогические условия, как актуализация в системе внеурочной деятельности общеобразовательной школы мероприятий с этнокультурным содержанием как способ активизации деятельности старшеклассников по накоплению опыта взаимодействия с представителями различных культур, рефлексирования их ментальных проявлений и этнических предубеждений для самовыражения и самореализации; внедрение во внеурочную деятельность элективного курса «Личности-символы этносов и народов». Средствами создания ситуаций, формирующих культуру межэтнического общения, выступали мероприятия этнокультурного содержания: фестиваль-конкурс «Хавхалану» («Вдохновение»), этнокультурный форум «Золотая колыбель», чувашский национальный праздник «Акатуй», День театра и др.

Составной частью содержательно-деятельностного этапа процесса формирования культуры межэтнического общения у учащихся 10-11 классов стали интегративные образовательные экспедиции по изучению истории и культуры родного края. В экспедициях решались следующие задачи: пробудить у старшеклассников интерес к этнокультурным ценностям; создать условия для освоения социального опыта, ролей, норм и правил национального этикета и общественного поведения; развить такие качества личности, как ответственность, умение планировать, принимать решения и оценивать свои поступки, способствовать осознанному принятию традиций, этнокультурных ценностей, особых

форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни народов, проживающих в ближайшем окружении; расширить духовно-нравственный опыт; вызвать у учащихся интерес и организовать их деятельность по изучению биографии и творческого наследия великих личностей-символов: писателей, художников, военных, научных деятелей, актеров и др.; вовлечь обучающихся в исследовательскую, поисковую деятельность на материале этнокультурного содержания. Интегративные образовательные экспедиции привели к новообразованиям: в когнитивном плане - к живым знаниям о жизни и деятельности великих личностей народа, расширению кругозора, знаниям о культурных и духовных ценностях, традициях разных народов (выявлено методом анкетирования); в мотиваци-онно-ценностном плане - к развитости чувства патриотизма, национальной идентичности и гордости, этнической сенситивности, повышенному интересу к этнокультурному разнообразию и мотивации к изучению культуры и истории родного края (выявило анкетирование); в деятельностном плане - к приобретению опыта общения с представителями различных этносов, созданию работ творческого, интеллектуального, прикладного, научно-исследовательского характера, которые представлены на научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня: школьного, муниципального, республиканского, всероссийского (выявлено методом анализа портфолио).

В ходе рефлексивно-оценочного этапа реализации модели процесса формирования культуры межэтнического общения достигалась цель развития рефлексивных умений: самоконтроля, самоанализа, самооценки своего поведения в этнокультурной среде в соответствии с критериями сформированности культуры межэтнического общения. Осуществлялся систематический мониторинг уровня сформированности культуры межэтнического общения старшеклассников. Средствами мониторинга стали методика «Кто я?» (М. Кун и Т. Макпартленд), модифицированная 3. В. Сикевич, методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А. Н. Татарко, Н. М. Лебедева), шкала самооценки, педагогическое наблюдение, самоанализ, опрос, анкетирование, контент-анализ.

На данном этапе старшеклассники приняли участие в социологическом опросе на тему «Этнокультурное развитие и межнациональные отношения в Чувашской Республике: молодежный аспект (на примере г. Чебоксары)», проведенном совместно с научно-исследовательским институтом этнопедагогики имени академика РАО Г. Н. Волкова при Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева. Основной целью опроса являлось изучение проблем сохранения и развития культурного наследия, общественного согласия, прогнозирования и предупреждения ситуаций, приводящих к межнациональным конфликтам. Результаты социологического опроса свидетельствуют о положительном отношении школьников к представителям другой национальности и готовности к межкультурному взаимодействию. Респонденты не испытывали негативных чувств и враждебности со стороны этнических групп ближайшего полиэтнического окружения. Наблюдается обеспокоенность состоянием родного (чувашского) языка и признается возможность его утраты в связи с невостребованностью в обществе, так как основным средством коммуникации в делопроизводстве, политике и образовании является русский язык. Национальный признак для старшеклассников не является ведущим в их жизнеустройстве.

Самоанализ учащихся 10-11 классов по методике «Шкала самооценки» (шкала составлена на основе нравственных идеалов совершенного человека, выделенных академиком РАО Г. Н. Волковым) позволяет сделать вывод об их развитом чувстве гордости за достижения и успехи представителей своего этноса, добродушии, исполнительности, ответственности, приветливости, честности, трудолюбии, умении сочувствовать, жить в согласии и дружбе. В ходе рефлексии старшеклассники отмечают изменения своего отношения к использованию родного языка в социуме и учебной деятельности: при общении с родителями и учителями, чтении газет, просмотре телепередач. Удалось реализо-

вать их потребность в признании: результаты исследований учащихся, выполненных в рамках освоения программы элективного курса, отмечены местами на научно-практических конференциях городского и регионального уровней.

Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу, что разработанная нами модель процесса формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников является структурно-содержательной и соответствует требованиям, выделенным А. М. Новиковым, Д. А. Новиковым: ингерентности - соотнесенности и согласованности модели и среды ее функционирования; простоты - выбора главных, существенных элементов содержания исследуемого процесса, понятности и реальности; адекватности - полноты, точности, истинности [7, с. 200].

Резюме. Таким образом, результатом исследования проблемы формирования культуры межэтнического общения у обучащихся 10-11 классов стала разработанная нами модель процесса ее формирования с использованием потенциала внеурочной деятельности. Структура модели комплексная, отличается универсальностью, ее содержание практико-ориентированное. Результатом реализации данной модели является повышение уровня сформированности культуры межэтнического общения у старшеклассников.

Статья не претендует на полноту разработки модели, дальнейшего совершенствования требуют методы мониторинга и выявления смыслообразующих ситуаций для учащихся старших классов в учебной и внеурочной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.

2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М. : Высшая школа, 1980. - 368 с.

З.ДахинА. Н. Педагогическое моделирование. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2005. - 229 с.

4. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Педагогика : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М. : Академия, 2012. - 350 с.

5. Максимова О. Г., Ильин А. Е. Моделирование процесса профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления с использованием потенциала иностранных языков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 1(81). - С. 137-142.

6. Новик И. Б. Метод моделирования в современной науке. - М. : Общ-во «Знание» РСФСР, 1981. - 40 с.

7. Новиков А. М, Новиков Д. А. Методология научного исследования. - М. : Либроком, 2010. - 280 с.

8. Софронова Н. В., Горохова Р. И. Моделирование педагогических систем. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2011. - 252 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : 11йр8://минобрнауки.рф/документы/2365.

10. Штофф В. А. Моделирование и философия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://dlib.rsl.ru/viewer/01005030512#?page=2.

11. Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. -2013.-№366.-С. 139-143.

Статья поступила в редакцию 20.04.2019

REFERENCES

1. Andreev V. I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. - Kazan' : Centr innovaci-onnyh tekhnologij, 2012. - 608 s.

2. Arhangel'skij S. I. Uchebnyj process v vysshej shkole, ego zakonomernye osnovy i metody. - M. : Vys-shaya shkola, 1980. - 368 s.

3. Dahin A. N. Pedagogicheskoe modelirovanie. - Novosibirsk : Izd-vo NIPKiPRO, 2005. - 229 s.

4. Zagvyazinskij V. I., Emel'yanova I. N. Pedagogika : uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego pro-fessional'nogo obrazovaniya. -M. : Akademiya, 2012. - 350 s.

5. Maksimova О. G., Win А. Е. Modelirovanie processa professional'no-lichnostnogo razvitiya budushchih menedzherov sfery upravleniya s ispol'zovaniem potenciala inostrannyh yazykov // Vestnik Chuvashskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2014. - № 1(81). - S. 137-142.

6. Novikl. B. Metod modelirovaniya v sovremennoj nauke. -M. : Obshch-vo «Znanie» RSFSR, 1981. -40 s.

7. NovikovA. M, Novikov D. A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. -M. : Librokom, 2010. -280 s.

8. Sofronova N. V., Gorohova R. I. Modelirovanie pedagogicheskih sistem. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped.un-t, 2011.-252 s.

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs], -Rezhim dostupa : https://minobrnauki.rf/dokumenty/2365.

10. Shtoff V. A. Modelirovanie i filosofiya [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : https://dlib.rsl.ru/vie-wer/01005030512#?page=2.

11. Yadrovskaya M. V. Modeli v pedagogike // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. -№366.-S. 139-143.

The article was contributed on April 20, 2019 Сведения об авторе

Данилова Людмила Николаевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 62 с углубленным изучением отдельных предметов имени академика РАО Г. Н. Волкова города Чебоксары Чувашской Республики; научный сотрудник научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО Г. Н. Волкова Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: lyuda_69@list.ru

Author information

Danilova, Lyudmila Nikolaevna - Deputy Headmaster for Curriculum and Discipline, G. Volkov Secondary School № 62 with Advanced Learning of Specific Subjects, Cheboksary, Researcher of G. Volkov State Research Institute of Ethnopedagogics, Cheboksary, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: lyuda_69@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.