УДК 37.017.4
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Г.Х. Ахметшина, З.И. Замалетдинова
Аннотация: В данной статье раскрывается проблема формирования межэтнической толерантности подрастающего поколения средствами организации мультикультурной деятельности. Межэтническая толерантность рассматривается как качество, характеризующее личность, приобретающее первостепенное значение для обеспечения бесконфликтного и конструктивного общения представителей народов многонациональной России, особенно ее национальных регионов. Особое внимание уделяется приобщению школьников к своей традиционной культуре через урочную, внеурочную деятельность.
Ключевые слова: межэтническая толерантность, общечеловеческие ценности, мультикультурный характер, поликультурная среда, культура межэтнического общения.
THE YOUNGER GENERATION INTER-ETHNIC TOLERANCE FORMATION
IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
G.H. Akhmetshina, Z.I. Zamaletdinova
Abstract: This article reveals the problem of the younger generation inter-ethnic tolerance formation by means of the multicultural activities organization. Inter-ethnic tolerance is regarded as a personality characterizing that acquires paramount importance to ensure a peaceful and constructive dialogue of the multinational Russia peoples representatives, especially its national regions. Special attention is given to schoolchildren enculturation to their traditional culture through curricular, extra-curricular activities.
Keywords: inter-ethnic tolerance, human values, multicultural nature, multicultural environment, culture of interethnic communication.
Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема
взаимоотношений между людьми разных национальностей. Обостряются
противоречия между ростом
национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической
интеграции, установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что нередко приводит к открытому противостоянию [7]. Поэтому в последние десятилетия заметно усилился интерес к феномену межэтнической толерантности [5], проблеме ее
формирования в межличностных
отношениях, в процессе социализации личности.
Эта проблема актуальна и в образовательных организациях, которые
в российских условиях полиэтничности отличаются многонациональным
составом. Межэтническая толерантность в условиях
межнациональных рассматривается как
обострения
отношений
качество,
личность,
первостепенное
обеспечения
конструктивного
характеризующее приобретающее значение для
бесконфликтного и общения представителей народов многонациональной России, особенно ее национальных регионов [1], что
выглядит следующим образом:
• во-первых, межэтническая
толерантность личности характеризуется знанием общечеловеческих и
национальных ценностей; признанием равноправия и равнозначности;
ценностным отношением к другим этнокультурам; сложной структурой,
включающей когнитивный,
эмоциональный и деятельностный
компоненты, взаимосвязанные и взаимообусловленные, проявляющиеся в деятельности и поведении человека;
• во-вторых, эффективность
направленного формирования
межэтнической толерантности школьников обусловливается степенью
подготовленности педагога к
осуществлению в учебно-воспитательном процессе культурно ориентированной педагогической деятельности: осознанием и принятием смысла равнозначности культурных ценностей, овладением специфическими формами и методами работы с детьми в многонациональном коллективе;
• в-третьих, дополнение и
обогащение содержания уроков литературы, русского и родного языков, окружающего мира в начальной школе, предметов естественнонаучного
направления в средних и старших классах учебными материалами, раскрывающими сущность и
особенности взаимодействия культуры своего народа с другими этническими культурами.
Таким образом, становится очевидным, что межэтническая толерантность как одно из смысловых качеств личности должно быть воспитано. Воспитание в духе межэтнической толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать
формированию у подрастающего поколения навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях [2].
Формирование межэтнической
толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий, практически, все годы обучения в школе, а начинаться он должен с момента появления ребенка на свет и протекать под воздействием множества факторов, решающими среди
которых являются семья и образование. Если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок,
попадая в школу, естественно, не будет готов принимать других такими, какими они являются [11]. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей, норм и всего того, что, в конечном счете, определяет
индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, его ближайшим окружением
[3].
Познавательная активность,
любознательность школьников, особенно младших школьников, постоянно
направлена на познание окружающей действительности, поэтому процесс приобщения к культурной жизни других народов, формирование позитивных
межэтнических установок очень эффективны в данном возрасте [12]. Однако следует учитывать, что прямое, открытое воздействие на сферу
межнациональных отношений у школьников может привести и к обратному результату. Дети школьного возраста обладают целым рядом особенностей: у них пока еще
недостаточно развиты волевые качества, вследствие чего обучающиеся
испытывают затруднения при выполнении деятельности однообразного характера; зависимость от общественного мнения, особенно мнения сверстников; отличаются ярко выраженной эмоциональностью, интересуются внешними яркими фактами.
Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальной школе, т.к. именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических
различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним, своеобразная их «оценка», основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам [6; 8].
Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения основного правила -толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности. В наше время воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам - одна из важнейших социальных задач школы. Решить ее, значит, во многом решить проблему межнационального согласия.
У каждого народа свои корни, своя национальная культура, и чем они глубже уходят в землю, тем крепче и мощнее ствол. Очень важно каждому из нас уметь обращаться к своим корням, исконной культуре. Обращение к культурному наследию в условиях модернизации образования означает использование в формировании межэтнической толерантности исторического опыта данной культуры. Современные условия определяют необходимость постоянной «расшифровки» прежнего культурного опыта, его переоценки и приспособления к новой ситуации [4].
Условия, при которых система формирования этнотолерантности будет эффективна, включают в себя:
• развитие у подрастающего поколения чувство гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни);
• включение поликультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;
• развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;
• создание в коллективах атмосферы, в которой обучающиеся не боялись бы рассказывать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других людей;
• проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одного из этносов [15].
Каждое поколение, любая эпоха воспринимает ценности прошлого по-своему, в соответствии с духом своего времени осмысливает историю, отраженную в элементах культуры своей «малой родины», народа, которая, в свою очередь, является частью
общечеловеческой культуры. Исходя из педагогических наблюдений, можно сделать вывод, что наиболее эффективной для школьника является культура того региона, где он проживает. Именно в ее элементах наиболее ярко воплощаются общечеловеческие ценности.
Задача приобщения школьников к своей традиционной культуре решается через урочную, внеурочную деятельность и организацию внеклассной работы:
• национальные (в том числе религиозно-духовные) праздники;
• памятные даты исторического значения, юбилеи выдающихся деятелей национальной и духовной культуры, литературы, науки и народных героев;
• олимпиады, выставки по
национальной культуре, спортивные национальные игры;
• фольклорные концерты с
исполнением национальных песен и танцев;
• конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд и национальных художественно-прикладных изделий, костюмов;
• совместные социально-полезные, созидательные и творящие добро дела совместно с родителями;
• изучение художественных
промыслов и ремесел народов региона [9;
10].
Планируя деятельность по
формированию межэтнической
толерантности в образовательной
организации, необходимо четко определять функции, ценности, способы, методы и формы обучения [13; 14].
Учитываются условия, необходимые для
эффективного развития межэтнической толерантности у школьников:
• готовность и желание педагога решить задачи воспитания школьников в духе межэтнической толерантности;
• возрастные особенности школьников при отборе произведений культуры этносов региона, способствующих формированию межэтнической толерантности;
• специфика социально-
психологических особенностей элементов художественной культуры родного края;
• воспитательные возможности субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе;
• совместная творческая деятельность в разных ее формах (индивидуальная, групповая) в коллективе и через коллектив;
• комплексное воздействие на восприятие обучающихся, благодаря эмоционально-толерантной атмосфере;
• использование тренингов, игровых форм и приемов обучения и воспитания, приучающих к толерантному отношению, общению между собой детей разных наций и народностей;
• обеспечение тесной связи с родителями, семьей, что дает возможность «раздвинуть» рамки урока, связать его с жизнью, дать возможность толерантности быть деятельной;
• позитивная этническая идентификация как условие мирного межкультурного и межэтнического взаимодействия в полиэтническом социуме [4].
Подводя итог, мы можем сказать, что формирование культуры межэтнического общения в образовательной среде - это учебно-воспитательный процесс, опирающийся на специфическое содержание и технологии образования, обеспечивающее приобретение обучающимися ценностей, знаний, норм, умений общения для их последующего применения в поликультурной среде. Развитие системы образования должно происходить с учетом, как культурных национальных особенностей, так и тех изменений, которые происходят в раз-
витии общества [5].
Следовательно, межэтническая
толерантность - это моральное качество личности, характеризующееся терпимым отношением к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности; терпимым отношением к иным взглядам, нравам, привычкам, особенностям различных культурных групп или их представителям [6]. Межэтническая толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций; признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции, а выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.
Отмеченные признаки есть своего рода параметры измерения межнационального согласия. Наличие различных форм толерантности - это та проблема, адекватное решение которой создает предпосылки установления позитивных межэтнических отношений, которые обеспечивают возможность полноценной социализации в условиях благоприятного микроклимата. Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к этнокультурным различиям, как терпимость к чужим мнениям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня общей культуры личности. Таким образом, межэтническая толерантность -это акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и своей этнической идентичности.
Толерантность имеет свой механизм самореализации. Член общества как этнический субъект удостоверяет свое достоинство через признание достоинства иного и находит в этом подтверждение своей собственной этнической культуры, которая обретает характер общего
явления, сужающего сферу действия дискриминации, по мере того, как все большее число людей усваивают универсальные принципы и признают их своими, что удостоверяется конкретными формами их конструктивного
взаимодействия. По мнению Т.Д. Дмитриева, «культура любой этнической группы множеством нитей связана с культурой других. Однако процесс гармонизации отношений, как между отдельными индивидами разных этнических групп, так и самими этническими группами в Российской
Литература:
1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. М.: Высшая школа. 2006.
2. Анисимов О.С. На пути к толерантному сознанию. М. 2000.
3. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2010. № 24. С. 61-63.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во. 1974. 375 с.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. T. 3. M. 1978. С. 24.
6. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование. 1999.
7. Золотова Б.Х. Актуальные проблемы культуры межнационального общения // Формирование современных навыков межэтнического взаимодействия в Ставропольском крае. Ставрополь: Изд-во СГУ. 2000. С. 22-29.
8. Иванова Е.М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов // Начальная школа. 2006. № 3. С. 11-15.
9. Ильченко И.П. Формирование толерантной личности на основе изучения культуры родного края: автореф. ... докт. пед .наук. М. 2005.
10. Кукушин В.С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме. Ростов н/Д. 2001. 404 с.
11. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. 1999. 232 с.
12. Мальчевская М.Л. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в классах с многонациональным составом: автореф. ... канд. пед. наук. Абакан. 2006.
13. Храпаль Л.Р. Межкультурный диалог как средство формирования этнокультуры преподавателя в системе высшего профессионального экологического образования // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. материалов I междунар. науч.-прак. конф. Новосибирск. 2010. №
1. С. 325-329.
14. Храпаль Л.Р. Разрешение региональных,
Федерации нарушен. Конечно, проблемы взаимоотношений между людьми разной этничности будут существовать, пока существуют сами люди, но главная задача состоит в том, чтобы не разрешать их насильственным путем» [7]. Для этого есть только один путь - путь толерантности.
Культура межэтнического общения в полиэтнической среде возможна лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою ценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в общении.
национальных и этноконфессиональных проблем общества в условиях модернизации экологообразовательной политики высших учебных заведений // Высшее образование сегодня. 2010. № 6. С. 88-91.
15. Солдатова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М. 2000. 108 с.
References:
1. Abdulkarimov G.G. Etnicheskie stereotipy shkol'nikov: problema formirovaniya tolerantnogo soz-na-niya. M.: Vysshaya shkola. 2006.
2. Anisimov O.S. Na puti k tolerantnomu sozna-niyu. M. 2000.
3. Asmolov A. Istoricheskaya kul'tura i pedagogi-ka tolerantnosti // Memorial. 2010. № 24. S. 61-63.
4. Volkov G.N. Etnopedagogika. Cheboksary: Chuvash. kn. izd-vo. 1974. 375 s.
5. Dal' V.I. Tolkovyy slovar' zhivogo velikoruss-kogo yazyka. T. 3. M. 1978. S. 24.
6. Dmitriev T.D. Mnogokul'turnoe obrazovanie. M.: Narodnoe obrazovanie. 1999.
7. Zolotova B.Kh. Aktual'nye problemy kul'tury mezhnatsional'nogo obshcheniya // Formirovanie sovremen-nykh navykov mezhetnicheskogo vzaimo-deystviya v Stavropol'skom krae. Stavropol': Izd-vo SGU. 2000. S. 22-29.
8. Ivanova E.M. Formirovanie novoy kul'tury ot-nosheniy: vospitanie tolerantnosti u uchashchikhsya nachal'nykh klassov // Nachal'naya shkola. 2006. № 3. S. 11-15.
9. Il'chenko I.P. Formirovanie tolerantnoy lichnos-ti na osnove izucheniya kul'tury rodnogo kraya: avto-ref. ... dokt. ped .nauk. M. 2005.
10. Kukushin V.S. Vospitanie tolerantnosti lich-nosti v polikul'turnom sotsiume. Rostov n/D. 2001. 404 s.
11. Kulikova T.A. Semeynaya pedagogika i do-mashnee vospitanie. M. 1999. 232 s.
12. Mal'chevskaya M.L. Formirovanie mezhetni-cheskoy tolerantnosti mladshikh shkol'nikov v klassakh s mnogonatsional'nym sostavom: avtoref. ... kand. ped. nauk. Abakan. 2006.
13. Khrapal' L.R. Mezhkul'turnyy dialog kak
sredstvo formirovaniya etnokul'tury prepodavatelya v si-steme vysshego professional'nogo ekologicheskogo obrazovaniya // Problemy i perspektivy razvitiya obra-zova-niya v Rossii: sb. materialov I mezhdunar. nauch.-prak. konf. Novosibirsk. 2010. № 1. S. 325-329.
14. Khrapal' L.R. Razreshenie regional'nykh, nat-sional'nykh i etnokonfessional'nykh problem obsh-
chestva v usloviyakh modernizatsii ekologo-obrazovatel'noy politiki vysshikh uchebnykh zavedeniy // Vysshee obrazovanie segodnya. 2010. № 6. S. 88-91.
15. Soldatova G.U. i dr. Zhit' v mire s soboy i dru-gimi: trening tolerantnosti dlya podrostkov. M. 2000. 108 s.
Замалетдинова З.И. (г. Казань), Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и переподготовки работников образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Ахметшина Г.Х. (г. Казань), Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и переподготовки работников образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Zamaletdinova Z.I. (Kazan), Volga inter-regional center of training and retraining of educators, Kazan (Volga) Federal University.
Akhmetshina G.Kh. (Kazan), Volga inter-regional center of training and retraining of educators, Kazan (Volga) Federal University.