Научная статья на тему 'Структуризация резервов мобилизации доходов местных бюджетов'

Структуризация резервов мобилизации доходов местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьякова Е. Б.

В статье рассмотрены проблемы формирования доходов бюджетов, рассмотрены возможные резервы мобилизации налоговых и неналоговых доходов бюджетов, причем акцент сделан на доходы бюджетов муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структуризация резервов мобилизации доходов местных бюджетов»

Анализ международной практики взимания транспортного налога и сборов показывает, что российская система должна быть скорректирована в соответствии опытом передовых стран. Подобные коррективы позволят государству поддерживать дорожно-транспортную ситуацию на должном уровне, что не сможет не сказаться на благосостоянии граждан и экономике страны в целом.

Список литературы:

1. ФЗ РФ № 1759-1 от 18 октября 1991 года «О дорожных фондах РФ».

2. Налоги: учебное пособие / под ред. Д.Г. Черника. - М.: «Финансы и статистика», 2002.

СТРУКТУРИЗАЦИЯ РЕЗЕРВОВ МОБИЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

© Дьякова Е.Б.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

В статье рассмотрены проблемы формирования доходов бюджетов, рассмотрены возможные резервы мобилизации налоговых и неналоговых доходов бюджетов, причем акцент сделан на доходы бюджетов муниципальных образований.

Одним из наиболее действенных инструментов регулирования экономических отношений и оздоровления системы местных финансов является налоговая система. Посредством реализации регулирующей функций она призвана обеспечить сбалансированность региональных, местных и частных интересов, сформировать основу для структурных изменений в экономике и ее подъема, активизации инвестиционной деятельности, формирования конкурентной среды. Кроме того, реальными и действенными мерами, оказывающими влияние на процесс мобилизации доходов в бюджет муниципальных образований и их роста являются меры, предпринимаемые в следующих областях:

- отношения, связывающие субъекты хозяйственной деятельности с муниципальной собственностью в том или ином виде;

- продукция и услуги, производимые муниципальным сектором экономики;

- нормативная правовая деятельность в области различного рода разрешений и согласований, регламентирующая организационные

* Доцент кафедры Теории финансов, кредита и налогообложения.

и финансовые взаимоотношения администрации муниципальных образований с хозяйствующими субъектами.

Основными проблемами развития доходной базы муниципальных образований являются:

- неустойчивость макроэкономических условий, что не позволяет обеспечить стабильного улучшения финансовых результатов работы организаций и повышения доходов физических лиц;

- нестабильность федерального налогового законодательства, ограничивающего возможности для проведения долгосрочной налоговой политики;

- несовершенство межбюджетных отношений;

- ограниченность налоговых полномочий органов местного самоуправления.

Существующее положение с постоянной нехваткой бюджетных средств для обеспечения динамичного развития производства и социальной сферы свидетельствуют о том, что доходы местного бюджета не соответствуют потребностям муниципального образования на реализацию собственных полномочий.

На наш взгляд, можно выделить следующие резервы мобилизации налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований:

1. Согласованное взаимодействие с реальным сектором экономик с целью постоянного прироста производственного капитала. Одним из главных направлений увеличения налоговой базы муниципальных образований является постоянный прирост производственного потенциала. В связи с этим необходимы скоординированные действия структурных подразделений администрации муниципальных образований в направлении оказания предприятиям муниципалитета практического содействия в решении организационно-финансовых вопросов, от которых прямо или косвенно зависит увеличение финансовых и объемных показателей работы предприятий (в рамках данных законодательством полномочий и имеющихся в распоряжении административно-правовых инструментов).

Для реализации этой задачи требуется постоянный анализ деятельности существующего производственного потенциала в разрезе отраслей экономики и конкретных предприятий и своевременное принятие мер по стабилизации и возможному развитию этих предприятий. Способами реальной поддержки предприятий муниципалитета являются приоритетное размещение у них муниципального заказа, оказание содействия в получении областного заказа, залоговая и гарантийная поддержка в реализации инвестиционных проектов, методологическая помощь в разработке бизнес-планов, распространение информации об имеющихся бизнес-проектах предприятий через ежегодно обновляемый сборник инвестиционных предложений предприятий и организаций муниципальных образований и другие.

2. Увеличение налоговой базы от развития инвестиционных, инновационных и высокотехнологичных производств. Сегодня инновации являются средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных издержек. Развитие инновационных технологий на предприятиях муниципальных образований позволяет достичь:

- увеличения оборотов и прибыли организаций и предприятий вследствие развития производств;

- технологического перевооружения и развития предприятий и организаций на базе высоких инновационных технологий и на этой основе - развития производства конкурентоспособной продукции;

- обеспечения устойчивого финансирования научных исследований и разработок, привлечение финансовых средств от осуществления инновационно-коммерческой деятельности;

- закрепления высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров на предприятиях и в НИИ муниципальных образований и обеспечение сменяемости кадров молодыми специалистами за счет увеличения их дохода;

- решения экологических проблем за счет внедрения эффективных высоких технологий переработки промышленных отходов и мусора, систем чистки и утилизации сточных вод;

- роста налогооблагаемой базы в результате развития производств, и, как следствие, решение экономических проблем, связанных с созданием условий для наполнения и рационального расходования местного бюджета;

- перехода муниципальных образований в режим устойчивого функционирования и развития за счет развития реального сектора экономики и производства инновационной продукции;

- создания на предприятиях муниципальных образований новых рабочих мест и повышение загрузки действующих предприятий, вследствие этого, повышение уровня доходов населения.

Мировая практика подтверждает, что наиболее эффективным способом продвижения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в практику является взаимовыгодное коммерческое взаимодействие всех участников превращения научного результата в рыночный товар. В инвестиционном процессе все участники (ученые, разработчики, производители, инвесторы) экономически заинтересованы и, следовательно, имеют высокую мотивацию в быстром достижении коммерческого успеха от использования инноваций. Обеспечение эффективного протекания процессов коммерциализации технологий требует проведения целенаправленных и системных действий, как со стороны органов государственной власти (законодательной и исполнительной), так и со стороны частного сектора.

Таким образом, основным направлением работы структурных подразделений администраций муниципальных образований по увеличению налоговой отдачи от инновационной деятельности предприятий следует считать расширение мер содействия продвижению передовых разработок на внутренний и внешний рынки, по использованию их для муниципальных нужд.

3. Увеличение налоговой базы от развития малого предпринимательства. В современной России малое предпринимательство занимает особое место. Связано это, прежде всего с тем, что малый бизнес обладает большей мобильностью и чувствительностью ко всем тенденциям рынка. Отсюда вытекает наличие объективной потребности предпринимателей быть на шаг впереди конкурентов, что возможно лишь путем внедрения новых технологий, более эффективного использования трудовых и материальных ресурсов, стремления завоевать симпатии потребителя более высоким уровнем оказания услуг или новинками в сфере товарного производства. Ни один из вышеперечисленных способов укрепления своих позиций на рынке не возможен без вложения серьезных инвестиций в развитие бизнеса, в создание новых рабочих мест.

Потенциал малого бизнеса еще не раскрыт до конца. В настоящий момент он характеризуется структурной перестройкой, направленной на поиск новых сфер приложения усилий и капитала. Именно поэтому столь важным является работа по оказанию поддержки предпринимательскому сектору.

В основе работы с предпринимательским сектором по увеличению налоговых поступлений на среднесрочный период должна стать разработка и практическая реализация целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства, основными направлениями которой будут являться:

- развитие инфраструктуры бизнеса;

- совершенствование института финансово-кредитной и залоговой поддержки;

- совершенствование работы по принципу «Одно окно»;

- оказание содействия в создании саморегулируемых предпринимательских организаций.

4. Развитие сферы платных услуг. Особое место в процессе пополнения доходами бюджета играют муниципальные учреждения. С одной стороны, они являются получателями бюджетных средств, с другой - одним из источников формирования его доходной части.

Работа по расширению сферы оказания дополнительных платных услуг учреждениями и муниципальными предприятиями, систематизации и формированию перечня тарифов, совершенствования ценообразования ведется систематически и постоянно.

Средства, получаемые от оказания платных (дополнительных) услуг учреждениями и отчисление части прибыли муниципальных предприятий являются источником пополнения местного бюджета, а для учреждений -целевым бюджетным финансированием.

С целью развития дополнительных платных услуг необходимо подготовить каталог платных (дополнительных) услуг, оказываемых муниципальными предприятиями и учреждениями муниципальных образований, и сделать его общедоступным для ознакомления потенциальными потребителями этих услуг.

5. Влияние на налоговую базу теневого сектора экономики. Влияние теневого или неформального сектора экономики на уровень доходов бюджета муниципальных образований имеет огромное значение. Несмотря на то, что доля влияния теневого сектора на экономику страны постепенно снижается, оно еще достаточно сильно. По-прежнему, до 40 % ВВП находится вне поля зрения как органов государственной статистики, так и налоговых органов [1].

Скрытый резерв по увеличению доходов бюджетов муниципальных образований в большей степени лежит как раз в противодействии теневому сектору экономики. Для ограничения масштабов теневого сектора необходимо:

- улучшение общей экономической ситуации, снижение налоговых ставок;

- строгое исполнение законов, совершенствование системы государственного регулирования, политическая стабильность;

- повышение надежности банков, ужесточение санкций за использование отдельных механизмов неформального сектора, рост доверия между предпринимателями.

6. Повышение эффективности работы муниципального производственного сектора экономики. Увеличение доходной базы бюджетов муниципальных образований в результате повышения эффективности работы предприятий муниципального производственного сектора экономики муниципальных образований возможно за счет:

- организационно-экономической реструктуризации муниципальных предприятий;

- создания эффективной системы управления предприятиями, развития механизмов управления;

- обеспечения инвестиционной привлекательности предприятий, повышения их конкурентоспособности, экономической и социальной эффективности;

- достижения прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для участников (учредителей), инвесторов, кредиторов, населения;

- повышения качества услуг, оказываемых населению муниципальных образований.

Выполнение данных мероприятий будет способствовать увеличению налоговых доходов в местный бюджет. Дополнительные неналоговые доходы могут быть получены бюджетами муниципальных образований за счет:

- приватизации предприятий муниципального сектора экономики;

- увеличения прибыли муниципальных унитарных предприятий, перечисляемой в местный бюджет;

- увеличения дивидендов по акциям, находящимся в муниципальной собственности и перечисляемые в местный бюджет.

7. Развитие транспортной системы муниципальных образований. Увеличение налогооблагаемой базы от развития транспортной системы муниципальных образований возможно при повышении эффективности работы, которое предусматривает увеличение объема перевозок за счет приобретения нового подвижного состава, капитально-восстановительного ремонта и строительства новых троллейбусных линий контактной сети.

Другим направлением увеличения доходной части бюджетов муниципальных образований является привлечение владельцев транспортных средств, осуществляющие перевозку пассажиров на коммерческой основе.

Для увеличения налогооблагаемой базы от развития грузового автотранспорта, необходимо создать условия роста производства и повышения уровня рентабельности автотранспортных предприятий.

В условиях, когда оплата за перевозку грузов едва перекрывает эксплуатационные затраты, автотранспортные предприятия практически лишены возможности приобретать новый автотранспорт за счет собственных средств. В этих целях необходимо разработать:

- технологию закупок автотранспортных средств на лизинговой и других основах (с поддержкой этого механизма на федеральном или региональном уровне);

- систему, стимулирующую инвестицию денежных средств на приобретение транспорта.

8. Развитие сферы потребительского рынка и услуг. Рост реальных доходов населения будет способствовать дальнейшему развитию сферы потребительского рынка товаров и услуг. В целях увеличения налогооблагаемой базы за счет развития торговли и услуг необходимо:

- продолжить дальнейшее развитие сети предприятий торговли, питания и бытового обслуживания населения;

- выдачу разрешительных документов и их согласование осуществлять при наличии документов, подтверждающих отсутствие задолженности по налоговым платежам;

- оказывать содействие предприятиям-товаропроизводителям в продвижении производимой ими продукции на потребительский рынок муниципальных образований;

- при проведении ежегодного конкурса на размещение объектов сезонной мелкорозничной торговли на территории муниципальных образований в весенне-летний сезон приоритетное право предоставлять юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, своевременно осуществляющим уплату налогов;

- продолжить работу по ликвидации несанкционированной деятельности в сфере потребительского рынка товаров и услуг с целью ее легализации.

Дальнейшее развитие сети предприятий способствует увеличению численности работающих в сфере потребительского рынка товаров и услуг, что приводит к росту налоговых поступлений.

9. Увеличение объемов строительства в муниципальных образованиях. Значительное влияние на увеличение доходов бюджета способна оказать градостроительная политика, определяющая тенденции к формированию архитектурного и промышленного облика муниципальных образований. Здесь основные усилия следует направить на корректировку генплана муниципальных образований, а также среднесрочной и долгосрочной стратегии социально-экономического развития, как отправной точки системной работы в области привлечения ресурсов для динамичного развития жилищного и промышленного строительства, развития инфраструктуры.

Для увеличения объемов строительства необходимо скоординировать действия структурных подразделений администрации муниципальных образований, кредитных организаций, юридических и физических лиц с целью разработки и внедрения различных схем привлечения денежных средств в жилищное строительство, в том числе по целевым программам.

Другим существенным источником поступлений доходов в бюджет муниципальных образований являются поступления от продажи прав на заключение договоров аренды на земельные участки. Для увеличения доходов по данному направлению необходимо продолжить работу по подготовке документации к торгам (аукционам, конкурсам) по продаже земельных участков или прав на их аренду.

10. Реформирование межбюджетных отношений. Бюджетная политика муниципального образования является ключевым звеном экономической политики и направлена на превращение бюджета в инструмент финансового оздоровления экономики. Существующее федеральное налоговое законодательство не стимулирует развитие местного самоуправления. Возможности местного бюджета в связи с изменениями федерального налогового законодательства оказались существенно занижены. В связи с этим дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений должно быть направлено на усиление заинтересованности органов местного самоуправления на увеличение собственного экономического и налогового потенциала. На среднесрочный период межбюджетные отношения должны строиться на следующих принципах:

- оказания финансовой помощи муниципальному образованию из вышестоящих бюджетов в формах, способствующих повышению заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственной налоговой базы;

- распределения и закрепления расходных полномочий бюджетов по всем уровням бюджетной системы путем максимального сокращения совместно финансируемых расходов и соблюдения условий полной компенсации увеличения расходов, снижения (выпадения) доходов по решениям органов государственной власти области, предоставления средств фонда финансовой помощи, исходя из эффективности налоговых усилий органов местного самоуправления, объективных критериев их бюджетной обеспеченности;

- максимальной стабильности формул и принципов предоставления финансовой помощи, создающей возможность органам местного самоуправления самостоятельно прогнозировать социально-экономическое развитие муниципального образования;

- равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетом субъектов.

Осуществление указанных мер позволит:

- поднять уровень жизни населения и его платежеспособность;

- повысить инвестиционную привлекательность муниципальных образований;

- обеспечить рост числа налогоплательщиков и объектов налогообложения;

- сократить недоимку по налогам и сборам, а также задолженность по начисленным пеням и штрафам;

- максимально использовать налоговый потенциал муниципальных образований для эффективного и устойчивого развития экономики;

- увеличить объем доходов бюджета муниципальных образований.

Реализация предложенных мероприятий обеспечит нормальное функционирование отраслей бюджетной сферы и достаточное вложение финансовых ресурсов в их дальнейшее развитие, что в свою очередь увеличит резервы мобилизации дополнительных поступлений в бюджет.

Список литературы:

1. Официальный сайт Издательской группы «Дело и сервис» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.finpress.ru.

МЕСТО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

© Запрометова Е.Ю.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Посвящена проблемам определения места бюджетирования в системе стратегического менеджмента. Рассматриваются вопросы определе-

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.